В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Внимание! Суперакция! 23 и 24 апреля Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Дети Великой Отечественной войны

Файл прикреплен к материалу: Дети Великой Отечественной войны
Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов





Эта книга о детях Великой Отечественной войны,

о воспитанниках детского дома в деревне Заводское военных и послевоенных лет.

В основу книги легли воспоминания жителей Межевского района и архивные данные.

Авторы работы:

учащиеся 3 «Б» класса

МКОУ Межевская СОШ

Руководитель:

Смирнова С.Н.





с.Георгиевское

2013 год

*****

В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Дети играли, они даже не подозревали, что всё это скоро кончится и на устах будет только одно слово - война. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны"– так называют сегодняшних 65-82-летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война.


А мы не стали памяти перечить

И, вспомнив дни далекие, когда

Упала нам на слабенькие плечи

Огромная, не детская беда.


Была зима и жесткой и метельной,

Была судьба у всех людей одна.

У нас и детства не было отдельно,

А были вместе – детство и война.

(Роберт Рождественский)


По известной статистике Великая Отечественная война унесла около 27 млн. жизней граждан Советского Союза. Из них около 10 млн. – солдаты, остальные – старики, женщины, дети. Но статистика молчит о том, сколько детей погибло в годы Великой Отечественной войны. Таких данных просто нет. Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство.

Дети войны зачастую натерпелись от нее не меньше, чем бойцы на фронте. Страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми. Дети воевали наравне со взрослыми и в действующей армии, и в партизанских отрядах. И это были не единичные случаи. Таких ребят, по данным советских источников, во время Великой Отечественной войны были десятки тысячи.

Сейчас мы живём в такое время, когда можно беззаботно повалятся в постели и есть то, что хочется, а ведь не так давно, 65-70 лет назад, дети были лишены всего этого. Они получали малюсенький кусочек хлеба и считали его деликатесом, а сейчас - то не нравится, это не нравится, не то дали, не на той тарелке подали, не так сказали, не то сделали...

Тогда дети делали такие подвиги, жили в таких условиях, что нам трудно даже себе представить. В то время детям приходилось выживать и заменять своих отцов везде.


Межевской район в годы войны


Война - самое трагическое событие в жизни людей. Она несет с собой боль и утрату, жестокость и разрушение, страдание многих людей и в первую очередь детей. Во все времена войны приносили горе, смерть, разрушение. И особенно трагической была Великая Отечественная война 1941 – 1945 года.

Почти каждая семья проводила на фронт мужа, сына, брата.


22 июня 1941 года в райцентре Георгиевском был проведён митинг, на котором присутствовало более 1000 человек. В первые дни войны в райвоенкомат было подано более 250 заявлений. В годы войны в районе шла подготовка истребительных батальонов, автоматчиков.

За годы войны из района было мобилизовано5500 человек – 21 % (30000 населения) общие потери составили2994 человека – 51 % - погибли в 1941-1942 гг.

В боях смертью храбрых пали более 340 человек на Ленинградском, Калининском и Смоленских фронтах. В битвах за Москву погибло 40 человек, за Сталинград – 30 человек. Всего погибло 78 офицеров.

370 женщин ушло на фронт из Межевского района. 6 из них отдали свою жизнь за Родину.

Пропали без вести 550 человек.

8 воинов из Межевского района погибли в немецком плену.

634 человек демобилизовано по ранению и болезни.

5 человек получили звание Героя Советского Союза, в том числе 1 человек полный кавалер Ордена Славы.

(из материалов краеведческого музея Межевского района)


Дома остались лишь старики, женщины и дети, на плечи которых легли все тяготы крестьянского труда, так как наш район в основном сельскохозяйственный. Необходимо было, как можно больше отправить хлеба и продуктов на фронт. Главный лозунг того времени был: «Всё для фронта. Всё для победы!»


Колхозы занимались сельским хозяйством и животноводством (выращивали крупный рогатый скот, свиней, овец, лошадей.

Так, например, 1 ноября 1941 года колхоз им Дмитрова Суховского сельсовета полностью выполнил все государственные обязательства и план развития животноводства, сдав 1200 литров молока, 37 овчин и 16 кг. Шерсти, 40 пар тёплых чулков.

(Б.Жижиков, газета «Новая жизнь» от 27 апреля 1993 г).

С первых же дней войны школьники пришли на помощь взрослым. Они работали вместе с учителями на покосе, пололи и копали картофель, принимали участие в уборке зерновых, а самые младшие школьники собирали на полях колоски. Нельзя было потерять ни одного зёрнышка – ведь хлеб был нужен на фронте их отцам и братьям.

Всё было подчинено войне - учёба и труд. Школьники помогали семьям погибших фронтовиков, вели большую переписку с солдатами и особенно уделяли внимание тем, у кого погибли семьи, либо были в оккупации на занятой врагом территории.





Война глазами детей

Белозёрова (Смирнова) Алевтина Алексеевна C:\Documents and Settings\1\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\101_1155.jpg

Дата рождения 19 июня 1935 года

д. Гавреньево Галичского района

Как началась война, я не помню. Самое яркое воспоминание 1941 года – это рождения брата (1 августа). А потом помню, как забирали папу на войну. Все почему-то плакали. Мама сидела на скамье с маленьким братиком на руках и тоже плакала. Все прощались.

Очень хорошо помню день, когда нам объявили, что война закончилась. В то время я училась в 1 классе. Радио и газет не было. Приехал нарочный из сельсовета. Всех учеников и работников школы вывели на улицу, построили на линейку и нарочный объявил, что война закончилась. Нашему ликованию не было конца! Когда я пришла домой, то первым делом нарисовала плакат, где крупными буквами вывела:

«9 мая – День победы над Германией».

Этот плакат я повесила над окном, чтобы, когда придут все домой, то могли сразу прочитать.

Папу я помню плохо. Вернулся он с войны 30 декабря 1945 года очень больным и слабым (тяжёлая форма туберкулёза), поэтому даже не мог радоваться тому, что вернулся домой. Привезли его на лошади из госпиталя. Он не мог есть, говорить. А через 2 недели умер.

47-ой год был самым тяжёлым, самым голодным. Собирали лебеду, щавель, крапиву, мох. Мама смешивала это с картошкой, очень часто гнилой и перемороженной и пекла лепёшечки. Спасала от голода кормилица корова.


G:\DSCN7997.JPG

G:\DSCN8058.JPG

Двоюродный брат, мой крёстный отец

1947-1948 гг , 4 класс 12 лет, начальная школа д. Красново

Мы, ребятишки, постоянно в чем-то помогали взрослым. Летом пололи лен, собирали ягоды, грибы, работали в поле. Осенью становилось сложнее, начинался учебный год. В школу ходили за 2 километра. Писали карандашами, вместо чернил использовали сажу.

После уроков вся ребятня уходила в поле на работу. У каждого был свой план, который непременно надо было выполнить. Теребили лён, собирали картошку, колоски, горох и др. полевые работы. После работы все шли домой.

Помню, как привезли детей-блокадников. Какие они были худые и слабые! Их расселили в детский дом, который находился неподалёку. Потом я очень сдружилась с Лёлей Филипповой, бывшей блокадницей, мы даже сидели с ней за одной партой. Кормили их в детдоме, видимо, неплохо. Она не раз угощала меня бутербродом с маслом, конфетами.



Чаршидалиди Килия Григорьевна C:\Users\Светлана\Pictures\ИРА ЛЕБЕДЬ\SDC11237.JPG

Дата рождения 24 марта 1928 год

Место рождения: Сухумия

О победе узнала от людей на улице. Читали в газетах.

Я пошла работать в 13 лет (1941 г.) В школу ходили с сумкой, сшитой из ткани, а в сумке 1книжка, 1 тетрадка.

Выращивали табак. Носили юбки, куртки, сшитые из плащ-палаток. На ногах носили пасталы. Пастала – это кожа от коровы. Мама шила из неё нам тапочки.

Помню, как ели макуху. Макуха – это отходы от семечек.

Наше село было занято немцами. Мы видели очень много смертей. Немцы расстреливали наших пацанов и скидывали трупы в речку, а мы с ребятами их вытаскивали, чтобы захоронить.

До сих пор, закрываю глаза и вижу, как на колючей проволоке висит человеческая кожа. Нам было очень страшно!



Плюснина (Кузнецова) Екатерина Васильевна

Дата рождения : 09 января 1930 года

Место рождения : деревня Павловское

Мать – Кузнецова Мария Яковлевна (1884 г)

Отец – Кузнецов Василий Иванович (1883 г.)

Детей в семье было шестеро. В школу ходили в лаптях, сумки были портяные. Когда было сыро, то ходили в сапогах. Есть было нечего. Мама пекла хлеб с куколем. Пекли траники. Мы, ребятишки, любили играть в прятки, черту, в попа.


Львова (Николаева) Алевтина Николаевна

Дата рождения: 1 апреля 1942 года

Место рождения: д. Починок, Ивановская область

Мать – Николаева Мария Ивановна (1918 г.)

Отец – Матвеев Николай

Когда закончилась война, мне было всего 3 года. Игрушек никаких не было, только после войны купила мне мама куклу. Она работала на сплаве леса, а со мной водился дядя. Ему на тот период было 14 лет. Посадит меня на берегу реки Волги, а сам играет с ребятами. Когда проходил пароход, то меня водой заплескивало. Продукты давали по карточкам. Дадут кусочек сахара, на всю ребятню не хватит, вот и приходилось маме прятать сладость в доме за иконы, когда накопится немного, то по случаю выдавала всем пайку.


Коровкина (Соколова) Вера Ивановна

Дата рождения: 6 сентября 1929 год

Место рождения: д. Губино, Межевского района

Место проживания в военные и послевоенные годы :

д. Губино

Мать : Соколова Ульяна Гавриловна (1892 г)

Во время войны работала в колхозе, выполняла всю крестьянскую работу. Во время войны в избе Ульяны Гавриловны жил катальщик валенок. Вместе они для фронта скатали 20 пар мужских валенок, за что ей была объявлена благодарность.

Отец: Соколов Иван Арсеньевич (1883 г) всю войну работал конюхом. В армию не взяли по возрасту и болезни.

Братья и сёстры:

Соколова Нина – всю войну нянчилась с детьми

Соколова Анна – в годы войны работала трактористкой (трактора работали на берёзовой чурке), колёса у тракторов были железные

Соколов Николай – служил в армии, прошёл Японскую войну.


В 1941 году мне шёл двенадцатый год.

Про войну мы узнали из сельсовета; там было большое радио-тарелка. Вся деревня сразу затаилась, затихла. Потом стали сразу приходить повестки молодым мужчинам: то одному, то другому. Их увозили на лошадях в Георгий, а кто и пешком добирался с котомочкой.

Деревня наша была большая (90 домов). Народу было много, потому что в 12 семьях было по 8 детей, а у остальных по 4-5 ребятишек. Колхоз был большой. Имелось много скота, много земли. Пахали и сеяли всё вручную. Колхоз «Путь Крестьянина» был справным, всем находилась работа, даже нам – подросткам.

Меня в 6 лет (1935 год) подали водиться к чужим людям. За это потом мне дали 2 метра ткани на платье. Мама сшила платье и я пошла в школу учиться. Школа у нас была в хорошем большом дому. Сюда ходили ребята со всего сельсовета и учились до 8 класса. Я, видно, была смышлёная и меня часто за это, а поди и за что другое, подкармливала учительница Вера Измайловна Платонова. Она была заслуженной учительницей, у неё было много наград. Ученики от неё уходили с хорошими крепкими знаниями. Мы её очень любили!

Книги, которые нам выдавали, мы очень берегли. Писали на старых книгах, а уж потом переписывали в тетрадь. Керосину не было. Сидели за уроками по вечерам с лучиной (это полено высушенное и наколотое на тонкие длинные щепки). В школу ходили кто в чём, одежда была старенькая, залатанная, но учительница всегда строго следила, чтобы мы ходили во всём чистом. Лапти мне обувала мама, самим нам было не обуться.

В школе было печное отопление. Дрова привозили колхозники, а потом истопник топил печь.

Потом школа сгорела…

В войну было очень трудно, играть было некогда. Но всё равно, помню, что играли в дощечки, строили избушки. Из глины стряпали пироги, из травки чего-нибудь варили. По летам ходили босиком.

Когда война началась, всех мальчишек и девчонок 8 класса забрали на лесозаготовки: трудная, неподъёмная казалась работа, но выстояли. Давали пайку хлеба: пока идём до барака – съедим, а потом ходим почти голодные, на одних щах.

Всё, что выращивали в колхозе: зерно, мясо, молоко, шерсть, яйца, масло - отправляли на фронт.

Землю пахали на быках – целое горе. Работали с 4-х утра и до ночи. По зимам все ночи работала на льне. Пока была маленькая, наделяла лён на горсточки, потом ломанку крутила (это чтоб лён помять), потом трепала его на «санталовке» (расщепляла на мягкие волокна).

Летом косила траву, боронила землю, возила на телегах навоз, дрова.

Все с нетерпением ждали победу. Председатель был строгий, но если семье было уж вовсе плохо – помогал. В деревне с голоду в войну никто не умер.

Весной, когда только появлялись растения, мы шли в поле и рвали песты, головки клевера и ели. Ещё ели кислицу: сами наедимся и домой принесём. Очень трудно это вспоминать, ещё трудней было выстоять в то тяжёлое время, но мы всё пережили.

Война закончилась в посевную: все были в поле. Слышим: бьет колокол ( это когда что-нибудь неладно или на обед звонили в этот колокол посреди деревни). Вдруг крики: «война закончилась!» мы заревели, лошадей распрягли и кто как смог – домой! Радости не было конца! Председатель объявил этот день выходным и сделал праздник: всем купили угощенья и даже 3 литра красного вин. Уж теперь я понимаю, что было это не случайно: столько крови прилито ради жизни!


Громова Людмила Васильевна

Дата рождения: 14 сентября 1938 года

Место рождения: г. Киев УССР

Место проживания в годы войны: д. Новинское

Мать – Громова Матрёна Фёдоровна(1895 г.) в годы войны работала в колхозе.

Отец – Громов Василий Савельевич (1889 г.) в годы войны столярничал.


Воспоминания о моём детстве после войны.

В первые дни войны были эвакуированы и приехали в Межу. Всю войну проживали в д. Новинское, а в 1946 году переехали в д. Киселёво колхоз «Набережный». Папа – столяр высшего разряда работал на мебельной фабрике начальником цеха в г.Киеве, а после эвакуации занимался своим ремеслом, по возрасту на войну не призывался.

Мать – домохозяйка, по приезду на Межу участвовала в колхозной жизни, т.е. работала в колхозе.

Я поздний ребёнок, поэтому я воспитывалась одна. Сёстры и братья уже жили отдельно своими семьями. Одна сестра осталась в Киеве, там и прожила всю свою жизнь, другая сестра жила в Мантурове, третья в Мурманске. Один брат жил в Георгиевском, другой в Краснодаре. Вот как нас разбросало по стране.

Военные годы я плохо помню, а вот 1946-48 гг. помню отлично, т.к. мы, то есть такие же дети как я, участвовали вместе со взрослыми в колхозной жизни. В основном в колхозе работали одни женщины, мужчин было мало, одни старики. А те, что пришли с войны, тоже плохие работники были. У кого руки не было, у кого ноги, кто вообще больной весь.

Посильный труд возлагался на нас. Начинали с весны. Как только поспевала земля, возили навоз. Взрослые нам нагружали телеги, а мы маленькими скобчиками в поле сгребали его в маленькие кучки. Конечно, и этот труд для нас был нелёгким, но дети, есть дети. С шалостями и игрой мы трудились. А взрослые относились к нам с пониманием.

Итак, посевная закончилась. Теперь после уроков мы спешили в поле, чтобы боронить. Сначала боронили поля на быках. Это самое яркое воспоминание! Ставили нас по2-3 человека на борону: один сзади, другой с боку, третий за вожжи. А быки, есть быки! Проедем до конца поля, затащат они нас в лес, лягут, и мы их не стронем с места, хоть убей! Когда-то услышат наш рёв в деревне! Или на наше счастье какой-нибудь мужчина, проезжая по дороге, поможет нам. Женщин быки не признавали.

После боронки, заставляли нас полоть зерновые, лён, корнеплоды (свёклу, репу, турнепс). Один раз посеяли гречу целое поле. Красота была неописуемая. Всё поле бледно-розовое. Зерно выросло крупное, но… не вызрело. Так и скосили гречу скоту.

Когда наступал сенокос, мы тоже были в центре событий: ворочали, подгребали, а кто постарше и на стогу стояли.

У меня была подружка Валя Тихомирова. У неё была одна мать, отец на войне погиб. А детей в семье было четверо. Так вот она у нас воспитывалась. Папа никогда нас не делил и наказывал вместе и жалел одинаково. Он нам сделал маленькие грабельки и мы всегда работали ими. Сплёл нам, помню, маленькие лапоточки. Очень рады были что обуты. Есть в чем бегать. Ведь работа работой, а мы и купаться сбегаем и в лес за ягодами и грибами сходим. Нам было задание – блюдо ягод чтоб на обед собрать. Ели с молоком и хлебом.

По вечерам собирались всей гурьбой. Играли в лапту, прыгали через верёвочку и много ещё чего. Зимой на санках катались, лепили снеговиков. В конце деревни стоял старый сарай. Его зимой снегом заваливало, так мы на санках и катались с сарая под горку к реке. Далеко несло!


http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=166974791-20-72&n=21http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=102660610-43-72&n=21


Наступала осень. Мы ставили «суслоны», лён теребили, десятки ставили и вязали снопы. Самой последней уборкой оставалась копка картошки. И почему-то осталось в памяти, что распахивали картошку вместе со снегом. Картошку собирали со слезами на глазах - руки очень мёрзли. Ну и когда с поля всё убрано, начинали свозить снопы в ригу. Расставлять и убирать с риги высохшие снопы заставляли всегда нас. А вот лён развозили по домам сушить в каждый дом. Кто в бане сушил, кто дома. Затем собирали и отвозили в специально отведённый дом. Там наши мамы его мяли, трепали и делали волокно.

Ещё много сеяли гороху. Зимой перебирали горох. Выдадут 10 кг., а когда переберём, то опять взвесят, чтоб было 10 кг. Мы всегда были полуголодные, как утерпеть и не съесть горошку. За это получали подзатыльника.

Играли в куклы. Они были самодельные. Папа вырезал из дерева разных животных.

Самая распространенная пища – картошка во всех видах. Мама сварит, очистит и целыми на сковородку, а сверху помажет сметанкой или растительным маслом и в печку. Это было очень вкусно! А в окончании войны было всех голодней. Ели лепёшки из куколя, из головок клевера. Все очистки картофельные сушили, мололи и тоже пекли лепёшки. Ну а мы, как только сходил снег, ходили на ржаное поле, собирали песты лукошками, затем на реку ходили за кислицей. Там росла богатая толстая кислица. Сами ели и домой приносили похлёбку варить. Ну а когда ягоды и грибы пойдут, тогда уж и совсем богатыми становились.

Мясо, молоко, яйца и масло сдавали государству, это был обязательный налог. У кого продукта не было, покупали и сдавали.

В школу ходили за 2.5 километра на мельницу. Там было 2 дома. В одном жил мельник, а в 2-хэтажном доме была школа наверху, а внизу жила учительница Красотова Александра Павловна. Учились в этой школе до 4 класса, а с 5 класса ходили в Губинскую школу за 5,5 км .


C:\Documents and Settings\Пользователь\Мои документы\My Scans\2010-10 (окт)\ScannedImage-11.jpg

Межевская школа. Пионерская дружина в годы войны

(Из архива Межевской средней школы)


Но при всех тяготах жизни остались добрые воспоминания. Люди были дружные. Работали и праздники справляли. Гуляли всей деревней. У нас в деревне был свой праздник 27 сентября «Воздвижение Креста Господня». Гуляли по три дня. Гостей приезжало и приходило много.


Детский дом

Ребята нашего класса многое узнали о детском доме в деревне Заводское, о его воспитанниках, о том, как тяжело им жилось в военные и послевоенные годы. Познакомились с одним из воспитанников, узнали о его сложной судьбе. Изучили архивные данные, которые предоставил нам музей, познакомились с автобиографической книгой Александра Крутикова «Обездоленные», в которой повествуется о детях Заводского детского дома, о жителях Межевского района в довоенное, военное и послевоенное время.

В нашем небогатом районе обездоленных детей оказалось немало, поэтому в райисполкоме решили открыть на колхозном бюджете детский дом. Организовать его работу в школе деревни Заводское поручили мне. Дом было намечено открыть 4 августа 1944 года. В начале у нас проживало 70 детишек, которых я собрала со всего района.

Пасли скот, на быках боронили поля, вывозили навоз, пахали даже на коровах, во время сенокоса заготовляли корм, в том числе и для армейских лошадей, убирали урожай до последнего зёрнышка. Дети испытывали и голод, и холод, и непосильный труд, и потерю родных.

(Из воспоминаний Соколовой (Омельчук) Елизаветы Николаевны – первого директора Заводского детского дома , газета «Новая жизнь» от 20 июня 2004 года)



Крутикова (Думкина) Антонина Геннадьевна

Бывшая воспитанница Заводского детского дома

Дата рождения: 15 октября 1939 год


Было послевоенное время очень тяжёлое, но правительство ставило цель. Чтобы все дети были грамотными. Нас у мамы (отец погиб на войне в 1942 г.) было пятеро детей. Мы жили материально очень бедно и в школу отдать нас она не могла. Тогда приехали работники РОНО и нас с сестрой Валентиной (двойняшка) забрали и увезли в детский дом (это было в 1948 году).

Директором была Мария Николаевна Кудрявцева. Были мы в этом детском доме по 1951 год. Очень много хороших воспитателей было: Голубцова Любовь Ивановна, Самоукова Антонина Николаевна, Звонов Борис Николаевич, его жена медсестра, Хлупин Борис Иванович, Звонова Валентина Ивановна, Зоя Николаевна Таланина и многие другие.

Они много уделяли внимания трудовому обучению: был приусадебный участок, собирали в колхозе колоски, пололи грядки, посадили сад (яблони, акации, вишни). А так же для детского дома собирали ягоды и грибы.

Помню, на новый год нам всегда дарили новогодние подарки. Запомнились американские вещи (платья), очень красивые и качественные. Нас с сестрой всегда одевали и обували одинаково. Я запомнила, что к нам было какое-то особое отношение.

Детский дом расформировали в 1952 году, а нас с сестрой направили в Бунегский детский дом. Домой я вернулась лишь в 1955 году.

(Из материалов краеведческого музея.

Воспоминания Крутиковой Антонины Геннадьевны 8 апреля 1997 года).





Киселёв Пётр МихайловичC:\Users\Светлана\Pictures\зима 2013\SDC11202.JPG

Дата рождения: 1935 год

Место рождения: г. Москва

Место проживания во время войны:

г. Шарья, бродяжничал, д. Заводское (детский дом)

В начале войны наша семья эвакуировалась в

г. Шарью. В 1946 году, гуляя по берегу

р. Ветлуги, увидел на другом берегу костры, которые манили к себе своими отблесками. Я сел на плот и поплыл на другой берег. Там были цыгане. Они спросили, где моя мама, а я, боясь, что меня прогонят, сказал, что её нет. Так я и остался с ними. А маме люди сказали, что видели, как я поплыл на плоту. Потом предположили, что я утонул. И мама стала считать, что в живых меня больше нет. А тем временем я уже ушёл и от цыган и стал бродяжничать, а лет мне в ту пору было 7. Переходил из деревни в деревню: где покормят, где обогреют.

Так я блуждал целый год. Голодный, немытый. Помню, сниму свою фуфайчонку и по снегу тащу, а на снегу дорожка из вшей остаётся. Очень тяжело было. И вернуться бы к маме, да где её теперь сыщешь?

Так я и дошёл до деревни Суховское. Одна женщина меня приютила, дала работу – свой хлеб приходилось обрабатывать, никто просто так кормить не станет, самим нечего есть. Помню пас я телят летом. Как жара настанет, налетит овод, видимо-невидимо. Мои телята от такой напасти все по лесочку разбегутся. Реви, не реви, а телят собирать надо! Очень хлопотно было. Потом эта женщина отправила меня в детский дом, где я и воспитывался до 1952 года.

В детском доме тоже нелегко было. Учились, помогали взрослым, запасали ягоды, грибы, лекарственные растения (валерьяну).

Одеваться было не во что, так взрослые нам из простыней нашили рубах, покрасили их синькой, так и ходили. Детдомовских ребят издалёка было видно!

Кто постарше, да посильнее зимой отправляли на заготовку дров.

Река Межа была нашим спасением.

Она нас кормила и зимой и летом. ПрохладаF:\камень заводское.jpg

воды освежала знойным летом.

Любили сидеть на камне, который торчал из

воды на середине реки. Старики говорили,

что он величиною с дом.

Он и сейчас незримо охраняет те места.

Несмотря на тяжкие испытания, которые легли на мой неокрепшие плечи, судьба приготовила мне подарок, о котором я уже и мечтать не мог. Я всегда помнил, что где-то в Москве есть мой дом. Службу в армии я проходил в Москве. Детские воспоминания не давали мне покоя. Они-то

и привели меня к знакомым местам. Спросил у прохожего, не проживают ли здесь поблизости Киселёвы. Прохожий подтвердил мои догадки и помог найти дом. Так я вновь обрёл свою семью. Невероятно, но это случилось!



Крутиков Александр ИвановичC:\Users\Светлана\Pictures\зима 2013\SDC11204.JPG

Автор повести «Обездоленные» 2008 год (Повесть написана на основе реальных событий о воспитанниках детского дома в д. Заводское, о жителях Межевского района в довоенное, военное и послевоенное время).

Место рождения: д. Крутое

Место проживание в годы войны: д. Крутое, д. Заводское детский дом.

В деревне мужчин не осталось. Более ста человек было призвано на фронт. Деревня голодала. Хлеб пекли из картофеля, а то и из очисток, куколя (отходов льняных коробочек), пестиков, дягиля, крахмала из прошлогодней перемёрзшей картошки, собранной весной на полях. Все эти «деликатесы», сушили, измельчали, слегка сдабривали мукой – хлеб готов. Особым лакомством была протёртая картошка, из которой пекли оладьи.

Ночами в деревне было тревожно. Огней не зажигали. Да и нечего было зажигать. Керосина для ламп не было. Щипали длинную лучину из берёзовых поленьев. Лучинку закладывали в металлический трезубец, подставляли корытце с водой для угольков, поджигали лучину и – освещение готово. Спичек тоже не было. Поэтому по очереди с соседями держали в загнётках печек тлеющие угольки всю ночь. А рано утром соседи приходили к этому хранилищу огня и в горшочках уносили угольки на растопку.

Мы уже смутно помнили довоенное детство. Теперь уже и не подозревали, что может быть иная жизнь. Казалось, что так и должно было быть. Обездоленными не чувствовали себя в силу детского непонимания.

В 1944 году пошёл в первый класс. Вместо ручки подошла камышинка, в которую вставили перо. Чернил не было. Выручила соседка - дала большую свёклину. Потрепанный задачник купили у тёти Кати Павловой за 30 яичек. День 1 сентября выдался пасмурным и ветреным. Бабушка выдала мне большущие мамины валенки с галошами, повесила на плечо холщовую сумку с букварём и задачником и отправила в школу. А поскольку в больших валенках было переступать неловко, то Витька и Тайка сопровождали меня, поддерживая с двух сторон.

Потом учиться сало интереснее. Бабушка раздобыла где-то настоящую сумку с двумя карманами. Из Георгиевского с базара привезла 3 цветных карандаша. Тайке – красный, Витьке – синий, а мне достался жёлтый. Ах, какой это был прекрасный карандаш!

В школе увидел первое кино: «Разгром немцев под Москвой». Взрослые и дети смотрели как заворожённые на экран, забыв о горечах военного существования на грани выживания.

Баню пустили на дрова. Мыться можно и в русской печке.

Когда бабушке исполнилось 82 года, нас с сестрой забрали в детский дом.

Помню, что всегда хотелось есть. Зимние вечера проводили около печки. На дверки печки налепляли картофельные очистки, добытые на кухне. Поджаристые, со вспученной бугристой корочкой, они были очень вкусными. В один из таких вечеров маленькая Леночка Румянцева грелась у печки с открытой дверцей. Вдруг платьице вспыхнуло. Борис Николаевич Звонов был дежурным воспитателем. Он накрыл её шинелью, отправил в больницу в Георгиевское. Но ожог был слишком обширный. Леночка умерла.

Мы много трудились в колхозе, пасли табуны, работали в поле, работали на прополке, собирали грибы, ягоды. Работали на заготовке дров.


*****


История нашего края, история нашей страны, истории отдельных судеб наших земляков не безразличны молодому поколению.

Сегодня дети войны стали нашими дедушками и бабушками, и их память цепко хранит события военных лет. Им будет в двойне приятно, если мы, сегодняшнее поколение, будем интересоваться их деятельностью, будем рассказывать о ней другим.

13


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров