В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Ленинград – культурная столица во время Великой Отечественной войны

Людмила  Спирина Людмила Спирина
Тип материала: другое, конкурсная работа (Мы помним!)
просмотров: 2345
Краткое описание
Воспитывать в детях уважение к людям, отстоявшим мир на земле, веру в торжество справедливости,
с помощью стихов и песен дать почувствовать величие духа людей военного поколения;
способствовать формированию представлений об особенностях главных событий 1941 – 1945 годов, блокады Ленинграда.

Описание

Тема: «Ленинград – культурная столица во время Великой Отечественной войны». Название: «Вечер на рейде» Ход урока
1. Вступление. Учитель музыки. Сообщение темы урока. 2. Звучит романс Маркиза из к/ф «Достояние республики» — видеозапись: панорама города в черно-белом изображении. Учитель музыки. — Мы прослушали с вами романс Маркиза, музыка Евгения Крылатова на стихи Беллы Ахмадулиной из к/ф «Достояние республики» и совершили прогулку по нашему прекрасному городу. (Петроград) 3. Заведующая библиотекой.  - 1941 год. Захват и полное уничтожение Ленинграда было составной частью разработанного фашистской Германией плана войны против СССР под названием «Барбаросса». Фашисты обрушили на мирное население города, фугасные, осколочные и зажигательные бомбы, артиллерийские снаряды, которыми немецкие батареи били по жилым домам, улицам, скверам и площадям. Город не сдавался. Началась блокада… Голод. 4. Слушание музыки. Шостакович Симфония №7, 1 часть, эпизод фашистского нашествия. Видеозапись: вторжение фашистских войск на территорию нашей страны. 5.Учитель музыки.  - Прозвучал фрагмент из Седьмой симфонии Д.Д. Шостаковича. Эту симфонию композитор написал в первые месяцы войны. Он посвятил её Ленинграду. 9 августа 1942 года произведение прозвучало в блокадном Ленинграде. Дирижёром был Карл Ильич Элиасберг. В это время у него была вторая стадия дистрофии, а в оркестре оставалось 15 ослабевших музыкантов. Карл Ильич взялся за репетиции, недостающие музыканты были вызваны с фронта. Зал филармонии был полон. Симфония потрясла слушателей. Во время исполнения транслировалась по радио и громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. После войны немцы вспоминали: «Тогда, 9 августа, мы поняли, что проиграем войну, мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть. Мы-то думали, что город уже мёртвый». 6. Слушание песни в исполнении «Вспомним о тех, кто командовал ротами…» На интерактивной доске кадры «Город в блокаде». 7. Учитель музыки. Город жил и боролся, а многие актёры и музыканты отправились на фронт поддержать бойцов с концертными бригадами, вдохновляя их на борьбу и подвиги.
 - Ребята, к сегодняшнему уроку я просила найти в библиотеке рассказы о фронтовых музыкантах.  - Кто выполнил это задание? 8.Ученики. Чтение отрывка из произведения Константина Паустовского «Дым Отечества» Война застала на острове несколько советских актёров – мужчин и женщин. Днём мужчины вместе с бойцами рыли окопы и отбивали немецкие атаки, а женщины перевязывали раненых и стирали бойцам бельё. А ночью, если не было боя, актёры устраивали концерты на маленьких полянах в лесу. — Осколок снаряда порвал струны на скрипке. Осталась только одна, последняя. Струны на скрипке были порваны, и невозможно было больше играть. Егоров сказал об этом невидимым зрителям. Неожиданно из лесной темноты чей-то молодой голос неуверенно ответил:  - А Паганини играл и на одной струне… Паганини! Разве Егоров мог равняться с ним, с великим музыкантом! Егоров медленно прижал скрипку к плечу. Большая звезда спокойно горела на краю залива. Свет её не мерцал, не переливался, как всегда. Звезда как будто притихла и приготовилась слушать музыканта. Егоров поднял смычок. И неожиданно одна струна запела с такой же силой и нежностью, как могли петь все струны. Тотчас вспыхнули электрические фонарики. Впервые их лучи ударили в лицо Егорова, и он закрыл глаза. Играть было легко, будто сухие, быстрые пальцы Паганини водили смычком по изуродованной скрипке. Слеза сползла из-под закрытых век музыканта, и в коротком антракте войны, в глухом лесу, где пахло вереском и гарью, звенела и росла мелодия, и от её томительного напева, казалось, разорвётся, не выдержит сердце. Вставка кадров с выступлениями артистов 9. Учитель музыки. — К сердцам бойцов были обращены и песни Клавдии Ивановны Шульженко. Только для защитников блокадного Ленинграда в самый трудный первый год она дала более 500 концертов. Именно в это время стала всенародно любимой песня «Синий платочек». 10. Звучит песня «Синий платочек» в исполнении К.И.Шульженко (1 куплет) Учитель музыки.  - Ребята, мы тоже с вами выучили песню военных блокадных лет «Вечер на рейде» 11. Исполнение песни учащимися.. Кадры: строительство оборонных сооружений в Ленинграде, военные события на море — Кто из вас расскажет историю создания этой песни? 12. История создания песни. Ученик.  - «Вечер на рейде». Родилась песня в Ленинграде, который уже в первые месяцы войны стал прифронтовым городом. На дальних и ближних подступах к городу строились рубежи обороны. Всё население города принимало участие в этой работе. Как и все ленинградцы, авторы будущей песни Василий Павлович Соловьев-Седой и поэт Александр Дмитриевич Чуркин рыли траншеи, гасили зажигательные бомбы, а вечерами и в субботние дни работали в Ленинградском порту, который назывался «Лесной». В то время его причалы были завалены горами брёвен, и надо было их убрать, сложить в штабеля, чтобы уменьшить опасность пожара от зажигательных бомб. Однажды летним августовским вечером после длинного трудового дня поэт и композитор присели отдохнуть на борту разгруженной баржи… Заведующая библиотекой. Популярность «Вечера на рейде была настолько велика, что появились различные варианты и переделки песни. Парашютисты-десантники пели: Споёмте, Друзья, ведь завтра в полёт, Летим мы во вражеский тыл. Партизаны Крыма, судя по воспоминаниям командира отряда И. Козлова в его книге «В крымском подполье», сочинили такие слова: Прощай, любимый город! Уходим завтра в горы, И ранней порой Мелькнёт за спинойЗелёный мешок вещевой.
Партизаны Ленинградской области: Споёмте, друзья, про битвы свои В отрядах лихих партизан, Итальянские партизаны пели на этот мотив в годы войны песню о девушке – героине освободительного движения. (Юрий Бирюков) Вот какая это была песня. И совсем не случайно мы называем её, вспоминая самые лучшие песни военного времени. (Лев Сидоровский)  - В нашем городе всегда было много удивительных людей. Такой была Ольга Фёдоровна Берггольц. Это она прожила блокаду в городе все 900 страшных дней и ночей. Блокадной зимой она покинула свою квартиру и переселилась в дом Радио. Это она говорила оттуда с ленинградцами, называла их родными. Дарила им свои стихи, и они вместе мечтали о мире. В январе мы с вами посмотрели фильм «Зимнее утро». и видели, что значило радио для каждого ленинградца. А сейчас мы не только услышим, но и увидим Ольгу Фёдоровну Берггольц 13. Видеозапись: Ольга Берггольц читает своё стихотворение «Нам от тебя не оторваться» Заведующая библиотекой. Наступил январь 1944 года. Блокада снята. Появилась возможность начать возрождение Ленинграда. 14. Чтение стихотворения Полины Кагановой. (Кадры уборки и восстановления города) Ученики Ленинградская весна Опять весна. Как прежде, снова Сверкает солнце с высоты. Дома, одетые в обновы, Стоят спокойны и просты. Звучит трамваев голос звонкий, Как будто радостный салют. К засыпанной землёй воронке Ручьи весенние бегут. Раскрыв чугунные ворота, весну встречает Летний сад. Восстановительной работой Весенний занят Ленинград. Она кипит, как будто в сказке, Над величавою Невой. Здесь каждый камешек обласкан К труду привычною рукой. И люди в воинских спецовках Дробят здесь камни и гранит, Здесь в окнах светомаскировка Печать войны в себе хранит. И город, грозный и суровый, Не знает отдыха и сна. Здесь даже тучею свинцовой Замаскирована луна. Ещё на куполах соборов Лежит войны седая пыль, Ещё, как страж, стоит в дозоре Адмиралтейства гордый шпиль. Апрель 1945 Заведующая библиотекой. Начиналась мирная жизнь. В Ленинград вернулись все эвакуированные культурные ценности, и 8 ноября 1945 года Эрмитаж был снова открыт для посетителей. Верхолазы сняли защитный покров со шпиля Адмиралтейства, в город из эвакуации возвращались театры. Вот что написал Константин Паустовский о восстановлении разрушенных сокровищ  - Для того чтобы распределить между собой будущие работы по восстановлению Ленинграда, были созваны архитекторы и художники.  - Мы будем работать, не отдыхая ни часа, пока Ленинград и его пригороды не оживут опять в таком виде, что никому и в голову не придёт, будто здесь прошли грязные полчища фашистов. Мы восстановим всё. Снова будет жить под этим небом нетленная красота. Тысячи ракет повисли разноцветными гроздьями в зимнем тумане. В их недолгом свете возникал и угасал великий город. Он выстоял. Он начинал жить для новых побед, славы, для новых и радостных отныне волнений. Учитель музыки. Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников являются объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.  - Кто из вас знает, что такое ЮНЕСКО? Ответы детей. ЮНЕСКО – организация объединённых наций по вопросам образования и культуры, создана 16 ноября 1945 года. На 7-ой сессии в 1972 году было принято соглашение о сохранении культурных памятников мирового значения. (Кадры со значком ЮНЕСКО на фоне города)  - Какие памятники Петербурга, взятые под охрану ЮНЕСКО, вы знаете? Ответы детей. Награждение памятными открытками. Учитель музыки — Нам остаётся сохранить в памяти то, что пережили прошлые поколения нашего города, отдать дань вечного уважения и вечной благодарности. Наше время 21 век. И вновь новая песня Олега Кваши на слова Панфилова «Город наш Санкт-Петербург». Каков он сегодня? Посмотрим и споём. 15. Исполнение песни учащимися. Видеозапись восстановленного города (Фильм «Санкт-Петербург»).


Пожаловаться 14 мая 2013
Файлы
Конспект литературно-музыкального занятия.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия № 67 Петроградского района Санкт-Петербурга














Ленинград – культурная столица во время

Великой Отечественной войны




Авторы:

Кузнецова Вера Павловна

ГБОУ Гимназия № 67 Санкт-Петербурга

- заведующая библиотекой


Смольская Елена Евгеньевна

ГБОУ Гимназия № 67 Санкт-Петербурга

- учитель музыки


Спирина Людмила Анатольевна

ГБОУ Гимназия № 67 Санкт-Петербурга

-учитель начальных классов, методист






Санкт-Петербург

2013


Пояснительная записка

а) Кузнецова Вера Павловна, заведующая библиотекой

Смольская Елена Евгеньевна, учитель музыки

Спирина Людмила Анатольевна, учитель начальных классов и методист


б) Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия № 67 Петроградского района Санкт-Петербурга


в) Ленинград – культурная столица во время Великой Отечественной войны


г) Методическая разработка интегрированного урока литературы и музыки позволяет познакомить учащихся с Ленинградом, как культурной столицей во время Великой Отечественной войны. Используется музыка ленинградских композиторов, фильмы, историческая справка о создании песен и музыкальных произведений, чтение стихов о достопримечательностях города и литературная прогулка по историческому центру, впоследствии ставшему под охрану ЮНЕСКО.


д) Фильм «Санкт-Петербург» (Автор: Спирина Людмила Анатольевна)

Видеозарисовка «Артисты, писатели, композиторы на фронте» (Автор: Спирина Людмила Анатольевна)

Конспект интегрированного

литературно-музыкальный урок
для учащихся 5 класса


Тема: «Ленинград – культурная столица во время Великой Отечественной войны».


Название: «Вечер на рейде»


Цели:

Воспитывать в детях уважение к людям, отстоявшим мир на земле, веру в торжество справедливости,

с помощью стихов и песен дать почувствовать величие духа людей военного поколения;

изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений, приобщение учащихся к истокам общечеловеческих ценностей, способствовать формированию представлений об особенностях главных событий 1941 – 1945 годов, блокады Ленинграда;

показать красоту и величие архитектурных памятников и людей, сохранивших это наследие и культуру.






Задачи:


Воспитательные:

    • Формировать чувство патриотизма, гражданственности,

воспитывать любовь к своей Родине;

воспитывать уважение и почитание истории и традиций Ленинграда;

воспитывать бережное отношение к культурному наследию прошлого и

настоящего Ленинграда и Санкт-Петербурга;

уважение к старшему поколению через музыкальные, прозаические и поэтические произведения, написанные в годы войны и послевоенные годы,

чувство гордости


Образовательные:

знакомство учащихся с историческим прошлым и настоящим через творчество композиторов Д.Д.Шостаковича, В.П.Соловьева-Седова, Е.Крылатова, О.Кваши; писателя К.Паустовского, поэтов О. Берггольц, Б.Ахмадулиной, А.Д. Чуркина, П. Кагановой

Развивающие:

развивать творческое нестандартное мышление и воображение учащихся посредством слушания и анализа музыкальных произведений, ассоциативных связей музыки с литературой, историей; развивать коммуникативные умения и речь в логике поставленных задач.

Оборудование и литература:

Интерактивная доска,
стенд с фотографиями блокадного города, музыкальный центр,
книга: К.Г.Паустовский «Дым Отечества». – М.:Издательство»Советская литература», 1964;
видеоподборка: Романс Маркиза из к/ф «Достояние республики», Д.Шостакович «Симфония №7, часть 1, «Город наш Санкт-Петербург», О. Берггольц «Нам от тебя не оторваться»,
песня «Синий платочек» в исполнении К.Шульженко,
песня «» в исполнении…
кадры блокадной ленинградской хроники,
аудиозапись музыки «Вечер на рейде»
стихотворение П.Кагановой «Ленинградская весна»

Ожидаемые результаты:

Вызвать эмоциональный отклик в сердцах пятиклассников.
Желание изучать историю своей страны, своего города, историю Великой отечественной войны на материале литературы и музыки того времени.
Желание  выразить отношение к войне, к подвигу людей, перенесших ленинградскую блокаду.

Вызвать чувство сопричастности за сохранение культурного наследия и гордости за принадлежность к званию «Петербуржец»

Ход урока


1. Вступление.

Учитель музыки.

Сообщение темы урока.


2. Звучит романс Маркиза из к/ф «Достояние республики» - видеозапись: панорама города в черно-белом изображении.


Учитель музыки.

- Мы прослушали с вами романс Маркиза, музыка Евгения Крылатова на стихи Беллы Ахмадулиной из к/ф «Достояние республики» и совершили прогулку по нашему прекрасному городу. (Петроград)


3. Заведующая библиотекой.

- 1941 год.

Захват и полное уничтожение Ленинграда было составной частью разработанного фашистской Германией плана войны против СССР под названием «Барбаросса». Фашисты обрушили на мирное население города, фугасные , осколочные и зажигательные бомбы, артиллерийские снаряды, которыми немецкие батареи били по жилым домам, улицам, скверам и площадям. Город не сдавался. Началась блокада.. Голод.


4. Слушание музыки. Шостакович Симфония №7, 1 часть, эпизод фашистского нашествия. Видеозапись: вторжение фашистских войск на территорию нашей страны.


5.Учитель музыки.

- Прозвучал фрагмент из Седьмой симфонии Д.Д. Шостаковича. Эту симфонию композитор написал в первые месяцы войны. Он посвятил её Ленинграду. 9 августа 1942 года произведение прозвучало в блокадном Ленинграде. Дирижёром был Карл Ильич Элиасберг. В это время у него была вторая стадия дистрофии, а в оркестре оставалось 15 ослабевших музыкантов. Карл Ильич взялся за репетиции, недостающие музыканты были вызваны с фронта.

Зал филармонии был полон. Симфония потрясла слушателей. Во время исполнения транслировалась по радио и громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. После войны немцы вспоминали: «Тогда, 9 августа, мы поняли, что проиграем войну, мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть. Мы-то думали, что город уже мёртвый».


6. Слушание песни в исполнении «Вспомним о тех, кто командовал ротами…»

На интерактивной доске кадры «Город в блокаде».


7. Учитель музыки.
Город жил и боролся, а многие актёры и музыканты отправились на фронт поддержать бойцов с концертными бригадами, вдохновляя их на борьбу и подвиги.


- Ребята, к сегодняшнему уроку я просила найти в библиотеке рассказы о фронтовых музыкантах.

- Кто выполнил это задание?


8.Ученики.


Чтение отрывка из произведения Константина Паустовского «Дым Отечества»


Война застала на острове несколько советских актёров – мужчин и женщин. Днём мужчины вместе с бойцами рыли окопы и отбивали немецкие атаки, а женщины перевязывали раненых и стирали бойцам бельё. А ночью, если не было боя, актёры устраивали концерты на маленьких полянах в лесу.

- Осколок снаряда порвал струны на скрипке. Осталась только одна, последняя.

Струны на скрипке были порваны, и невозможно было больше играть. Егоров сказал об этом невидимым зрителям. Неожиданно из лесной темноты чей-то молодой голос неуверенно ответил:

- А Паганини играл и на одной струне…

Паганини! Разве Егоров мог равняться с ним, с великим музыкантом!

Егоров медленно прижал скрипку к плечу. Большая звезда спокойно горела на краю залива. Свет её не мерцал, не переливался, как всегда. Звезда как будто притихла и приготовилась слушать музыканта. Егоров поднял смычок. И неожиданно одна струна запела с такой же силой и нежностью, как могли петь все струны.

Тотчас вспыхнули электрические фонарики. Впервые их лучи ударили в лицо Егорова, и он закрыл глаза. Играть было легко, будто сухие, быстрые пальцы Паганини водили смычком по изуродованной скрипке.

Слеза сползла из-под закрытых век музыканта, и в коротком антракте войны, в глухом лесу, где пахло вереском и гарью, звенела и росла мелодия, и от её томительного напева, казалось, разорвётся, не выдержит сердце.


Вставка кадров с выступлениями артистов




9. Учитель музыки.


- К сердцам бойцов были обращены и песни Клавдии Ивановны Шульженко. Только для защитников блокадного Ленинграда в самый трудный первый год она дала более 500 концертов. Именно в это время стала всенародно любимой песня «Синий платочек».


10. Звучит песня «Синий платочек» в исполнении К.И.Шульженко (1 куплет)


Учитель музыки.

- Ребята, мы тоже с вами выучили песню военных блокадных лет «Вечер на рейде»


11. Исполнение песни учащимися..

Кадры: строительство оборонных сооружений в Ленинграде, военные события на море

- Кто из вас расскажет историю создания этой песни?


12. История создания песни.


Ученик.

- «Вечер на рейде». Родилась песня в Ленинграде, который уже в первые месяцы войны стал прифронтовым городом. На дальних и ближних подступах к городу строились рубежи обороны. Всё население города принимало участие в этой работе. Как и все ленинградцы, авторы будущей песни Василий Павлович Соловьев-Седой и поэт Александр Дмитриевич Чуркин рыли траншеи, гасили зажигательные бомбы, а вечерами и в субботние дни работали в Ленинградском порту, который назывался «Лесной». В то время его причалы были завалены горами брёвен, и надо было их убрать, сложить в штабеля, чтобы уменьшить опасность пожара от зажигательных бомб. Однажды летним августовским вечером после длинного трудового дня поэт и композитор присели отдохнуть на борту разгруженной баржи…


Заведующая библиотекой.

Популярность «Вечера на рейде была настолько велика, что появились различные варианты и переделки песни.

Парашютисты-десантники пели:

Споёмте, Друзья, ведь завтра в полёт,

Летим мы во вражеский тыл.

Партизаны Крыма, судя по воспоминаниям командира отряда И. Козлова в его книге «В крымском подполье», сочинили такие слова:

Прощай, любимый город!

Уходим завтра в горы,

И ранней порой

Мелькнёт за спиной
Зелёный мешок вещевой.

Партизаны Ленинградской области:

Споёмте, друзья, про битвы свои

В отрядах лихих партизан,

Итальянские партизаны пели на этот мотив в годы войны песню о девушке – героине освободительного движения. (Юрий Бирюков)

Вот какая это была песня. И совсем не случайно мы называем её, вспоминая самые лучшие песни военного времени. (Лев Сидоровский)


- В нашем городе всегда было много удивительных людей. Такой была Ольга Фёдоровна Берггольц. Это она прожила блокаду в городе все 900 страшных дней и ночей. Блокадной зимой она покинула свою квартиру и переселилась в дом Радио. Это она говорила оттуда с ленинградцами, называла их родными. Дарила им свои стихи, и они вместе мечтали о мире.


В январе мы с вами посмотрели фильм «Зимнее утро».

и видели, что значило радио для каждого ленинградца.


А сейчас мы не только услышим, но и увидим Ольгу Фёдоровну Берггольц


13. Видеозапись: Ольга Берггольц читает своё стихотворение «Нам от тебя не оторваться»


Заведующая библиотекой.

Наступил январь 1944 года. Блокада снята. Появилась возможность начать возрождение Ленинграда.


14. Чтение стихотворения Полины Кагановой. (Кадры уборки и восстановления города)


Ученики


Ленинградская весна


Опять весна. Как прежде, снова

Сверкает солнце с высоты.

Дома, одетые в обновы,

Стоят спокойны и просты.

Звучит трамваев голос звонкий,

Как будто радостный салют.

К засыпанной землёй воронке

Ручьи весенние бегут.

Раскрыв чугунные ворота, весну встречает Летний сад.

Восстановительной работой

Весенний занят Ленинград.

Она кипит, как будто в сказке,

Над величавою Невой.

Здесь каждый камешек обласкан

К труду привычною рукой.

И люди в воинских спецовках

Дробят здесь камни и гранит,

Здесь в окнах светомаскировка

Печать войны в себе хранит.

И город, грозный и суровый,

Не знает отдыха и сна.

Здесь даже тучею свинцовой

Замаскирована луна.

Ещё на куполах соборов

Лежит войны седая пыль,

Ещё, как страж, стоит в дозоре

Адмиралтейства гордый шпиль.

Апрель 1945


Заведующая библиотекой.

Начиналась мирная жизнь. В Ленинград вернулись все эвакуированные культурные ценности, и 8 ноября 1945 года Эрмитаж был снова открыт для посетителей. Верхолазы сняли защитный покров со шпиля Адмиралтейства, в город из эвакуации возвращались театры.


Вот что написал Константин Паустовский о восстановлении разрушенных сокровищ

- Для того чтобы распределить между собой будущие работы по восстановлению Ленинграда, были созваны архитекторы и художники.

- Мы будем работать , не отдыхая ни часа, пока Ленинград и его пригороды не оживут опять в таком виде, что никому и в голову не придёт, будто здесь прошли грязные полчища фашистов. Мы восстановим всё. Снова будет жить под этим небом нетленная красота.

Тысячи ракет повисли разноцветными гроздьями в зимнем тумане. В их недолгом свете возникал и угасал великий город. Он выстоял. Он начинал жить для новых побед, славы, для новых и радостных отныне волнений.


Учитель музыки.

Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников являются объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

- Кто из вас знает, что такое ЮНЕСКО?

Ответы детей.

ЮНЕСКО – организация объединённых наций по вопросам образования и культуры, создана 16 ноября 1945 года. На 7-ой сессии в 1972 году было принято соглашение о сохранении культурных памятников мирового значения. (Кадры со значком ЮНЕСКО на фоне города)

- Какие памятники Петербурга, взятые под охрану ЮНЕСКО, вы знаете?



Ответы детей.

Награждение памятными открытками.


Учитель музыки

- Нам остаётся сохранить в памяти то, что пережили прошлые поколения нашего города, отдать дань вечного уважения и вечной благодарности. Наше время 21 век. И вновь новая песня Олега Кваши на слова Панфилова «Город наш Санкт-Петербург». Каков он сегодня? Посмотрим и споём.


15. Исполнение песни учащимися. Видеозапись восстановленного города (Фильм «Санкт-Петербург»).

Ленинград культурная столица во время ВОВ.rar
Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru