В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Урок по русскому языку. Антонимы. 2 класс.

Наталья Захарова Наталья Захарова
Тип материала: Урок
Рейтинг: 1  голосов:1    просмотров: 7889
Краткое описание
    Углубить знания и представления учащихся о словах противоположных по смыслу.
    Дать понятие антонимы.
    Продолжить работу над умением работать с  текстами.
    Продолжить работу по развитию речи детей, творческого начала, пополнение их словарного запаса.

Описание

Подробный конспект урока. Тема урока
Антонимы
Предмет
Русский язык
Класс
2 класс
Автор/ы урока (ФИО, должность)
Захарова Наталья Владимировна, учитель начальных классов
Образовательное учреждение
МОБУ СОШ № 4
Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)
Южный федеральный округ
Республика/край Краснодарский край
Город/поселение город Лабинск
Методическая информация Тип урока (мероприятия, занятия) Урок открытия нового знания
Цели урока (мероприятия, занятия) (образовательные, развивающие, воспитательные) Образовательная знакомство учащихся с отличительными особенностями антонимов; совершенствование умения подбирать антонимы;
формирование умения применять на практике полученные знания;
— учить распознавать антонимы в тексте и подбирать их к заданным словам
— расширять, уточнять словарный запас учащихся
Развивающая
развивать орфографическую зоркость, речевые умения; развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, доказывать, работать по алгоритму; Воспитательная воспитание интереса к русскому языку; воспитание аккуратности, любознательности, интереса к предмету; воспитание читательской активности; Задачи урока (мероприятия, занятия) Углубить знания и представления учащихся о словах противоположных по смыслу. Дать понятие антонимы. Продолжить работу над умением работать с текстами. Продолжить работу по развитию речи детей, творческого начала, пополнение их словарного запаса. Используемые педагогические технологии, методы и приемы
Основой урока является технология деятельностного метода, ИКТ. Работа в парах. Проблемные ситуации. Здоровьесберегающие технологии. Время реализации урока (мероприятия, занятия) 40 мин. Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)
Актуализация знаний обучающимися:
1) Вспомнят слова противоположные по смыслу на примере пословиц
Приобретение ЗУНК обучающимися: 
1) Познакомятся с новым понятием – антонимы
2) Узнают, что антонимы могут быть только одной частью речи
Закрепление ЗУНК обучающимися: 
1) Закрепят новое знание на практике. 
2) Закрепят навыки подбора антонимов в разных заданиях. 
3) Закрепят умение определять тему урока. 
4) Закрепят умение работать в парах при решении проблемных ситуаций. 
5) Закрепят навыки взаимопроверки, самопроверки и самоконтроля.

Необходимое оборудование и материалы Презентация к уроку, компьютер, проектор, экран. Раздаточный материал (см. приложение1), тетрадь. Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)
электронная презентация «Антонимы» карточки с разноуровневым домашним заданием Список учебной и дополнительной литературы
Литература: · УМК «Школа России», учебник «Русский язык» 2класс, 1 часть. Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г., издательство«Просвещение», 2012г.
· Методические рекомендации для учителя «Русский язык» 2 класс. Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г., издательство«Просвещение», 2012г.
Технология проведения
Деятельность учителя I этап. Организационный Цель:
— мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки

Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый наш класс,
И для меня уже награда,
Вниманье ваших умных глаз.
II этап. Актуализация знаний Цель- подготовить мышление детей к последовательным шагам учебной деятельности
Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.
Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять?
А выручить меня готово любимое, родное …(слово)
— У меня рассыпались слова в пословице, помогите её восстановить:
Безделье, человек, от, болеет, здоровеет, а, от, труда.
Человек от безделья болеет, а от труда здоровеет.
— Объясните смысл пословицы. Чему она учит? Запишите её.
— Обратите внимание на выделенные тёмным цветом слова.
III этап. Самоопределение деятельности Цель:
мотивировать к изучению темы;
— создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
— Что интересного заметили?
— Что объединяет эти пары слов?
— Какие они по значению?
— Как вы думаете, о каких словах мы будем говорить на уроке?
— Послушайте стихотворения и найдите в них слова с противоположным значением.
1. Разворчался старый дед:
«Доживешь вот до ста лет!»
Внук ответил: «Никогда!
Буду молодым всегда!»
2. Петя пил чай ледяной
И теперь лежит больной.
Если б пил компот сливовый,
Был бы, как Степан, здоровый.
3. Долго рисовала Даша
Птиц оранжевой гуашью,
Но вмешался Дима в дело:
«Ворон — черный, голубь — белый!»

4. Вышел в поле храбрый рыцарь,
Может он с любым сразиться,
А трусливого зайчонка
Напугает и девчонка.
5.Вася птичкам сыплет крошки.
Жору все боятся кошки —
Он гоняет их метлой.
Вася — добрый, Жора — злой!
6. За высоким за забором
Можно спрятать даже гору,
А за низеньким, увы,
Виден каждый пук травы.

— Сегодня на уроке мы узнаем, как называются слова с проти­воположным значением.
— Какова главная цель нашего урока?
IVэтап. Открытие новых знаний. Цель:
— обеспечение восприятия, осмысления первичного закрепления учащимися нового понятия
— Откройте учебник на с. 54. Прочитайте тему урока. (Что такое антонимы?)
— Кто уже может ответить на вопрос урока? (Антонимы – это слова с противоположным значением.)
— Прочитайте правило.
— Слово антоним произошло от греческих слов анти – «против» и онима – «имя». В русском языке есть много слов, которые имеют в своём составе часть анти – «против»: антисанитарный, антивоенный, антициклон и др.
— В вашем учебнике дан небольшой словарь антонимов. Откройте с. 172 и ознакомьтесь с ним.
— К данным словам подберите антонимы: вечер, друг, кислый, родина, польза, вчера, белый.
V этап. Создание проблемной ситуации и выход из неё. Цель:
— организация фиксирования индивидуального затруднения;
— стимулировать желание помочь исправить проблемную ситуацию.

На экране пары слов.
— Я считаю, что это антонимы. Права я или нет? Докажите.

День – ночной.
Добрый – зло.
Работать – отдых.
(Не являются антонимами. Так как антонимы – это разные по звучанию слова, противоположные по значению, которые отвечают на один и тот же вопрос и должны быть одной частью речи).
Работа с пословицами.
— Найди недостающие слова и восстанови пословицы. Объяснение их смысла.
Знай больше, а говори…(меньше).
Ученье — свет, а неучнье..(тьма).
Мир строит, а война…(разрушает).
Горьким лечат, а сладким…(калечат).
— Объясните смысл последней пословицы.
Запишите последнюю пословицу и подчеркните антонимы.
— А что нужно делать, чтобы быть крепким и здоровым?
— На уроке мы тоже не будем забывать про здоровье и выполним физминутку.
VI этап. Физкультминутка Скажу я слово ВЫСОКО,
А ты ответишь:…(низко)
Скажу я слово ДАЛЕКО,
А ты ответишь:…(близко)
Скажу я слово ПОТОЛОК,
А ты ответишь:…(пол)
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,
И скажешь ты…(нашёл)
Скажу тебе я слово ТРУС,
Ответишь ты…(храбрец)
Теперь НАЧАЛО я скажу,
Ну, отвечай:…(конец).
VII этап. Применение новых знаний. Цель:
научить применять знания в практическом задании;
— организовать взаимопроверку

— А как вы думаете, для чего в речи нужны антонимы?
— С помощью антонимов прилагательных охарактеризуйте животных.
Лев – заяц (по храбрости).
Муха – слон (по величине).
Лисица – ворона (по уму).
Стрекоза – муравей (по трудолюбию).
— Ребята, а где мы можем встретить антонимы?
— На уроках математики (сложение-вычитание, умножение-деление)
— В сказках ( Шёл он близко ли, далёко ли, долго ли, коротко ли. Избушка повернись ко мне передом, к лесу задом. )
— В названиях произведений художественной литературы (Л.Н. Толстой «Война и мир», И.С. Тургенев «Отцы и дети», А.П. Чехов «Толстый и тонкий», М. Твен «Принц и нищий».)
VIII этап. Самостоятельная работа с самопроверкой. Цель:
— организовать выполнение учащимися самостоятельной работы
— Рассмотрите картинки. Подберите к каждой антонимы. Запись слов в тетрадь.
больная – здоровая
закат – восход

небо – земля
старая – молодая
зима – лето
сладкое – кислое
плачет – смеётся

IX этап. Рефлексия учебной деятельности. Цель:
— зафиксировать новое содержание урока;
— организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности
— С каким новым понятием вы познакомились на уроке? — Чему вы научились? — Что вам понравилось? — Если вам было интересно и легко работать на уроке, нарисуйте солнышко, если вам было сложно и неинтересно, нарисуйте тучку.
X этап. Домашнее задание (разноуровневое) Цель: — провести инструктаж по выполнению домашнего задания.
1 уровень: Прочитай пословицы. Найди и выпиши пары слов с противоположным значением (антонимы). Труд человека кормит, а лень портит. Лето припасает, а зима подъедает. Ложь стоит на одной ноге, а правда – на двух. Маленькое дело лучше большого безделья. Глупый киснет, а умный мыслит. 2 уровень: Подбери слова с противоположным значением (антонимы) и запиши. Здоровый — …, сахар — …, жадность — …, медленный — …, до свидания — …, чёрный — … . 3 уровень: Подбери антонимы в пословицы и запиши. Болен– лечись, а — берегись От малой искры, да пожар. Знайкадорожкой бежит, а на печке лежит. Меньшеговори, да делай. Кто больше знает, тот спит. Доброе слово дом построит, … слово дом … .

Пожаловаться 13 мая 2013
Файлы

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru