В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Пирография (выжигание по дереву)в художественном оформлении изделий из древесины

Валентина Медовник Валентина Медовник
Тип материала: Урок
Рейтинг: 1234  голосов:19    просмотров: 5682    комментариев: 6
Краткое описание
Приобретение и закрепление навыков работы выжигательным аппаратом  при художественном оформлении изделий из древесины.

Описание
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 641 с углубленным изучением английского языка  Невского района Санкт-Петербурга.
«Художественная обработка древесины».

урок Пирография (выжигание по дереву)
в художественном оформлении изделий из древесины  5 класс

Учитель технологии (технический труд) Медовник Валентина Дмитриевна
Санкт- Петербург Тип урока: комбинированный, применение знаний, умений и навыков. Методы, используемые на занятии: наблюдение, демонстрация, рассказ, беседа, практическая работа. Количество часов: 1 урок(45 мин.) Цель урока: приобретение и закрепление навыков работы выжигательным аппаратом при художественном оформлении изделий из древесины. Задачи: 1. Научить учащихся пользоваться выжигательным аппаратом при художественном оформлении изделия из древесины. 2. Ознакомить с историей выжигания по дереву. 3. Развивать у учащихся: · Внимание; · Аккуратность; · Исполнительность; · Осмысленное выполнение поставленной задачи; · Усидчивость; · Творческие способности; · Самостоятельность. 4. Прививать умение правильно организовать рабочее место и рабочий процесс. План урока: 1. Организационная часть – 3 мин. 2. Повторение пройденного материала – 5 мин. 3. Объяснение нового материала – 7 мин. 4. Практическая работа: · Ознакомление с ходом работы – 2 мин. · Текущий инструктаж и правила охраны труда — 3 мин. · Самостоятельное выполнение задания учениками – 15 мин. · Контроль, взаимоконтроль выполнения работы — 2 мин. 5. Оценивание работы, отчет учащихся – 5 мин. 6. Уборка класса, окончание урока – 3 мин. 7. Проветривание. Оборудование, материалы, инструменты: 1. Мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук). 2. Изделия из древесины, ранее подготовленные для выжигания. 3. Выжигательные аппараты. 4. Выставка работ учащихся. Ход урока: 1. Организационная часть. 1. проверка готовности; 2. обеспечение необходимыми материалами, инструментами, оборудованием. 2. Повторение пройденного материала. Давайте, ребята, вспомним, из какого материала сделаны наши работы? Из древесины, из фанеры.  Что такое древесина? Древесина – ткань растений, плотный материал, из которого состоят ствол, корни и ветви деревьев. Ствол – множество собранных воедино и натянутых, как струны длинных клеток-трубок, камбия, оболочка которых состоит из целлюлозы.  Что собой представляет фанера?  Фанера – листовой древесный материал, склеенные пластины с перекрестным расположением волокон.  Какие породы древесины вы знаете?  Хвойные и лиственные. Какие свойства древесины вы знаете? Физические. Цвет – способность вызывать определенные зрительные ощущения. Блеск – способность отражать свет. Плотность – количество массы в единице объема. Теплопроводность – способность передавать теплоту. Электропроводность – способность проводить электроток. Запах – свойство действовать на обоняние. Влажность – содержание влаги в массе древесины. Механические. Прочность – способность выдерживать нагрузки. Твердость – способность сопротивляться проникновению более твердых тел. Упругость – способность восстанавливаться после прекращения действия внешних сил. Что такое текстура? Рисунок, получаемый на поверхности древесины после разрезания древесных волокон. Обработка древесины. Резать, пилить, строгать, шлифовать, расщеплять, гнуть, править, обжигать. Художественное оформление изделий из древесины. Окрашивание, лакирование, вощение, резьба, обжиг, выжигание. 3. Объяснение нового материала. Существует несколько способов выжигания по дереву: пиротипия (горячее печатание клеймами), пирография (горячее рисование), выжигание в горячем песке или на открытом пламени, на солнце увеличительным стеклом, выжигание кислотами, трением на токарном станке. Выжигание (пирография) – один из самых доступных способов художественной обработки древесины мягких пород (липа, осина, ольха), с маловыраженной текстурой. Этим ремеслом с большим интересом занимаются как дети, так и взрослые. Оно очень полезно в развитии внимательности, аккуратности, усидчивости. Способствует развитию тонкой моторики рук. В этой технике можно обработать любые изделия. Они сразу становятся яркими и декоративными. В качестве изобразительного материала можно выжечь геометрический или растительный орнамент, цветы, фигурки животных, сюжетные композиции. (Мультимедийные слайды). Выжигание по дереву известно уже давно. В той или иной форме выжигание по дереву можно встретить в культуре любого народа. Первые предметы быта, украшенные выжженным узором, датируются приблизительно 700 годом до н.э. и обнаружены в Перу. В средние века в Европе выжигание уже стало не только формой народного творчества, но и искусством. Им занимались многие знаменитые художники Рембрант, Брюйер, Пабло Пикассо, писатель Виктор Гюго. В старину для выжигания использовали специальные заточенные под определенный узор клейма или металлические стержни, которые накаливали докрасна, а на деревянных панелях домов, балконах, балках, ставнях часто выжигали раскаленной кочергой или шпагой. В ХХ веке появились первые электрические приборы для выжигания. В России это одно из популярных ремесел, глубоко связанное с традициями русского народного творчества. Выжигание развивалось параллельно с резьбой, точением, мозаикой, живописными работами. Яркий пример – полхов-майданская, пермогорская росписи (рисунок выжигается, а затем вводятся краски), сергиевская роспись (выжигается на объемных изделиях). Как правило, выжигание применяется при отделке любых деревянных изделий, которые имеют практическое назначение. Шкатулки и разделочные доски, хлебницы и солонки, мебель и сувениры, игрушки и ложки, рамки, все это можно украсить при помощи выжигания. Материалом для изделий может служить как массив древесины, так и различные пиломатериалы (фанера, дерево-стружечные плиты). После выжигания изделия покрываются лаком, вощатся. Также в выжженный рисунок можно вводить краски (водные, масленые), после чего изделия также лакируется или вощатся. 4. Практическая работа. 1. Ход работы (мультимедийная презентация); · Устройство выжигательного аппарата; · Последовательность работы: На прошлых занятиях мы с вами подготовили наши работы, произвели: · Шлифование поверхности пиломатериала абразивной шкуркой; · Разметку изделия по предварительно выбранному и изготовленному шаблону; · Выпиливание по контуру изделия с последующей зачисткой кромок. Сегодня мы поучимся работать с выжигательным аппаратом. · Держатель с иглой удерживаем как карандаш, работа напоминает рисование. · Способы выжигания. В зависимости от времени воздействия раскаленной иглы на поверхность древесины, также изменяя мощность выжигательного аппарата можно получать различные тона выжигаемого контура, точек и штрихов (от более светлого к более темному). o Линейное, контурное выжигание – игла передвигается по контуру без отрыва. Прямые, волнистые линии. o Тональное выжигание – выполняется посредством нанесения точек. Заполнение фона. o Штриховое выжигание — наносятся штрихи в различных направлениях. Также для заполнения фона. · Перевод рисунка на изделие с кальки (выполнили ранее). · Выжигание по контуру. 2. Инструктаж по охране труда (мультимедийный слайд) 3. Приступаем к практическому выполнению задания. Начальным этапом выжигания является тренировочная работа на обрезке доски или фанеры. Выжигаем линии, штрихи, точки различной толщины, с поворотом иглы в различных направлениях. После тренировки приступаем к выжиганию, перенесенного на прошлых занятиях контура, на изделии. Во время выполнения работы производится контроль качества выполняемой работы со стороны учителя, а также взаимоконтроль. 5. Оценивание качества. Подведение итогов.  Применение сравнительного метода. Характеристика и оценивание по следующим критериям: количество выполненной работы, качество, аккуратность. Совместное обсуждение выполненной практической работы. Если есть вопросы и ошибки: совместный их разбор. 6. Уборка мастерской. 7.  Проветривание. 8. Мультомедийная выставка работ. Урок способствует формированию навыков по обработке древесины, художественному оформлению изделий, освоению навыков работы с выжигательным аппаратом. На занятии дифференцировались знания и умения, полученные на предыдущих занятиях, уроках технологии, физики, ИЗО. Список литературы: 1. А.М.Гусакова. «Внеклассная работа по труду». Москва. «Просвещение». 2. В.И.Коваленко. «Дидактический материал по трудовому обучению». Москва, «Просвещение», 2007г. 3. В.В.Финягин. « Дерево. Изделия своими руками». Москва, «Астрель» 2001г. Оборудование. 1. Оборудование кабинета, ручные деревообрабатывающие инструменты. 2. Мультомедийная установка. 3. Наглядные пособия. 4. Литература. 5. Пиломатериал.
Пожаловаться 12 мая 2013
Файлы
Обсуждение материала
  • Ольга Важова
    14 июня 201313:22
    Ольга Важова

    Спасибо Валентина, за интересный урок! Материал представлен интересно, грасмотно, методически верно. Жаль, что нет презентации.

  • Ольга Важова
    14 июня 201313:22
    Ольга Важова

    Спасибо Валентина, за интересный урок! Материал представлен интересно, грасмотно, методически верно. Жаль, что нет презентации.

  • Владимир Санин
    25 июня 201313:11
    Владимир Санин

    [JUSTIFY]Представленная разработка является полностью авторским образовательным материалом, рассчитанным на учителей иностранных языков. Автор рассматривает вопросы, связанные с качеством и методикой преподавания предмета «Иностранный язык в школе». В своей работе педагог опирается на международную практику обучения студентов и школьников иностранным языкам. Рассмотренная ею методика обучения иностранному языку строится на основе постепенного овладения школьниками навыками устной монологической речи, закрепления изученной ранее лексики и грамматики. Разработанная немецкими методистами, эта методика позволяет подойти к процессу обучения более дифференцированно, так как каждый ученик работает по своему индивидуальному плану и в своём индивидуальном темпе. При этом на каждом этапе изучаемой темы автор материала приводит различные задания, позволяющие проверить качество усвоения изученного материала. [/JUSTIFY] [JUSTIFY]Описанный автором методический приём актуален для школ нашей страны, так как способствует одинаковому усвоению изученной темы детьми с различными способностями, которые получают возможность работать каждый в своём темпе.[/JUSTIFY]

  • Владимир Санин
    25 июня 201313:39
    Владимир Санин

    Валентина, здравствуйте! Ваш урок "Пирография (выжигание по дереву)

    в художественном оформлении
    изделий из древесины"
    понравился тем, что в доступной форме изложен материал. грамотно составлен план урока, понятно и доступно представлен новый материал, с экскурсом в историю возникновения и применения техники выжигания по дереву. Практическая работа в доступной и простой форме учит детей безопасной и эфективной работе выжигательным аппаратом. Использование современных приемов преподавания (предполагается использование во время урока презентации) обеспечивает наглядность и облегчает подачу материала.
    Разработка урока понравилась. Обязятельно воспользуюсь. Спасибо!

  • Николай Витютнев
    17 июля 201314:03
    Николай Витютнев

    Рецензия на авторскую разработку, «Художественная обработка древесины». Урок Пирография (выжигание по дереву) в художественном оформлении изделий из древесины
    5 класс. Автор : учитель технологии (технический труд) Медовник Валентина Дмитриевна

    Актуальность работы
    Представленная разработка является полностью авторским материалом, рассчитанным на учителей технологии. Автор рассматривает вопросы, связанные с качеством и методикой преподавания предмета «Технология в школе».
    В своей работе педагог ставит задачи:
    1. Научить учащихся пользоваться выжигательным аппаратом при художественном оформлении изделия из древесины.
    2. Ознакомить с историей выжигания по дереву.
    3. Развивать у учащихся:
    · Внимание;
    · Аккуратность;
    · Исполнительность;
    · Осмысленное выполнение поставленной задачи;
    · Усидчивость;
    · Творческие способности;
    · Самостоятельность.
    4. Прививать умение правильно организовать рабочее место и рабочий процесс.
    И в ходе урока решаются поставленные задачи.
    Оборудование, материалы, инструменты:
    1. Мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук).
    2. Изделия из древесины, ранее подготовленные для выжигания.
    3. Выжигательные аппараты.
    4. Выставка работ учащихся.
    Оборудование, материалы, инструменты выбраны так, что позволяют автору урока проводить различные задания, позволяющие проверить качество усвоения изученного материала.
    Новизна работы
    В предложенной разработке автор поднимает одну из важных тем при изучении предмета технология в современной школе, это художественная обработка древесины.
    Природа декоративно-прикладного творчества связана своими корнями с народным искусством, которая соединяет в себе две важные функции: практическую и художественную. Произведения декоративно-прикладного искусства определённым образом отражает в себе жизнь общества, его вкусы, традиционные формы мастерства. Художественно-выразительный язык декоративно-прикладного искусства отличается условностью, декоративностью, соотнесенностью формы изделия и их украшения с утилитарно-практической значимостью предметов. Специфика творческой деятельности в области декоративно - прикладного искусства и дизайна предполагают приобщение школьников к активному труду, привитии любви к предметному миру. Развитие способности понимать истинную ценность предметов.
    Эстетическое образование, приобщение детей к творчеству - верный путь формирования человека высокой нравственности и культуры.
    Предложенная разработка полностью соответствует заявленной теме. Автор всесторонне рассматривает методику преподавания предмета с точки зрения представленной методики.
    В предложенной разработке в чёткой логической последовательности изложены все этапы изучения темы. Структура предложенного занятия соответствует приёмам, свойственным описываемой методике обучения. Использование описываемой методики на уроках технологии особенно актуально, так как помогает автору добиться равного усвоения тематического материала всеми учащимися вне зависимости от их способностей. Таким образом, практическая значимость данной разработки заключается в использовании передового мирового опыта в изучении школьниками с разным уровнем подготовки одного и того же материала на одинаковом уровне.
    Методическая разработка соответствует заявленной автором цели и Требованиям к материалам, загружаемым в библиотеку Портала. Работа написана грамотно, без орфографических, грамматических и речевых ошибок.

Другие материалы автора

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru