В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Разработка урока по географии на тему "Ветер"

Наталья Коновалова Наталья Коновалова
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345  голосов:1    просмотров: 1790
Краткое описание
Изучение нового материала с целью знакомства учащихся с понятием «ветер», причинами его возникновения, основными видами ветров (бризы, муссоны),приборами для определения направления и силы ветра; его ролью в жизни человека и природы, формировать умения различать виды ветров.
Пожаловаться 07 мая 2013
Файлы
урок.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

РАЗРАБОТКА УРОКА

учителя географии МБУ гимназии №35 г.о. Тольятти

Коноваловой Натальи Александровны

Предмет: география

Класс: 6

Тема урока: Ветер.

Цели урока:

Образовательные: познакомить учащихся с понятием «ветер», причинами его возникновения, основными видами ветров (бризы, муссоны),приборами для определения направления и силы ветра; его ролью в жизни человека и природы, формировать умения различать виды ветров.

Развивающие: способствовать развитию познавательного интереса учащихся, развитию умений работать с различными источниками географических знаний (атласами, энциклопедическим, справочным материалом, физической картой полушарий), развитию умений работы в группах, умений логически мыслить и делать выводы.

Воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету,

коммуникативных умений учащихся, воспитания бережного отношения к природе.

Прогнозируемый результат:

Учащиеся должны знать и уметь:

знать определение «ветер» и причины его возникновения;

объяснять особенности образования бризов и муссонов; выявлять черты сходства и различия;

определять направление ветров, силу ветра по местным признакам, прогнозировать изменение погоды своей местности по данным показателям;

определять зависимость между величиной разницы атмосферного давления и скоростью и силой ветра;

уметь пользоваться приборами: флюгером, анемометром;

знать значение ветров в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: атлас; самодельный флюгер; модель анемометра; шкала Бофорта; презентация; раздаточный материал; учебник «Начальный курс географии» 6 кл. /Авт. Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. - М.: Дрофа, 2003

Современные образовательные технологии, использованные на уроке:

1. Информационно-коммуникационные технологии.

2. Технология проблемного обучения.

3. Технология групповой работы.

4. Здоровьесберегающие технологии.



ХОД УРОКА

I.Организационный момент. Слово учителя. Эмоциональный настрой учащихся. Дыхательная гимнастика.

Доброе утро, ребята! Сегодня у меня отличное настроение, я рада встрече с вами. А какое настроение у вас? На партах лежат индикаторы настроения, выберите тот, который соответствует вашему настроению на начало урока. (Дети выбирают и демонстрируют тот индикатор настроения, который соответствует их эмоциональному состоянию на начало урока).

- Спасибо! Давайте настроимся на хорошую работу. Сделаем глубокий вдох.

Дыхательная гимнастика.

- Ветер сверху набежал, Ветку дерева сломал: «В-в-в-в!»

Дул он долго, зло ворчал И деревья все качал: «ф-ф-ф-ф» (Вдох. Выдох. Вдох. Выдох.)

- Молодцы! Начинаем урок.


II. Актуализация знаний, умений, навыков.

1.Слово учителя (мотивационный этап). Повторение изученного материала. Проблемная учебная ситуация на основе видеослайдов.


- Ребята, я предлагаю вам глядя на видеослайды вспомнить, о чем мы говорили на прошлом уроке. Начнем наш диалог с первого вопроса…

Видеослайд № 1. «Изменение температуры воздуха в течение суток».

Видеослайд № 2. «Атмосферное давление».

Видеослайды № 3 и 4. «Изменение давления».



- Спасибо за ответы.

- А теперь представьте, что вы находитесь в загородном доме. Тихий зимний вечер, за окном вьюга. Вы сидите перед камином, в котором горят дрова.

Задание:

- Куда девается дым?

- Почему дым не заходит в комнату?

- Почему дым вытягивается в трубу?

Видеослайды № 5 и 6.

- Перед вами схема. Попробуйте ответить на вопрос. Если у поверхности Земли давление воздуха 760 мм. рт. ст. (нормальное), то на верхнем конце трубы сколько? Решите задачу?



- Так почему дым вытягивается в трубу? (На уровне топки атмосферное давление больше, а на верхнем конце трубы меньше. Дым движется от области высокого давления в область низкого.)

III. Изучение нового материала.

1. Слово учителя. Определение темы и задач урока. Беседа.

- Сегодня мы продолжим знакомство с явлениями атмосферы. Интересуетесь ли вы прогнозом погоды?

Видеослайд № 7. «Прогноз погоды в г.Тольятти».


Задание:

- Какие элементы погоды и почему в такой последовательности отражены в прогнозе?

- Какое явление не отражено в таблице?

- Посмотрите, а вот такой прогноз погоды представленный нам будет более точным.

Видеослайд № 8. «Прогноз погоды в г.Тольятти».


Ветер это и будет тема урока. С ветром вы встречаетесь в повседневной жизни, имеете личный опыт, значит, сможете выполнить следующую работу.


2. Самостоятельная, индивидуальная и парная работа учащихся с таблицей «Ветер».

Видеослайд № 9. «Таблица ветер».



Задание.

- Ознакомьтесь с таблицей. Впишите в первую колонку все, что знаете о ветре, используя только ключевые слова. Сначала работайте самостоятельно, индивидуально. Затем в парах дополните и исправьте информацию.

- Заполните самостоятельно вторую колонку.

- На основе содержания колонки (Хочу узнать) сформулируйте задачи нашего урока по теме «Ветер», работаем в парах.


Видеослайд № 10. «Таблица ветер».



Вывод: Наша задача на уроке - узнать, что такое ветер, выявить причины образования ветра на Земле и его значении для жизни на Земле.

3. Валеопауза по здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного. Пальчиковая гимнастика. Упражнения для глаз с использованием схемы.

Природа 011









4. Проблемный диалог.

- Ребята, слово ветер, хорошо нам знакомо. А что такое ветер? Попробуйте объяснить…

- А теперь сравните ваши определения с научным определением данного понятия.

Видеослайд № 11. «Определение ветра».

Задание:

- Какие причины могут вызвать движение воздуха?

- Вспомним пример с трубой. Самое главное условие движения воздуха – это разница в атмосферном давлении. Теперь вы можете объяснить, почему заводские трубы делают очень высокими?

Ответ: Нужна тяга! Она возникает из-за разницы в давлении у земли и на большой высоте. Кроме того, ветер выносит вредные загрязняющие вещества и разносит их на большие расстояния, чтобы не загрязнять воздух в одном месте (экологическая проблема).

Вывод: Главная причина образования ветра – это разница в атмосферном давлении над разными участками земной поверхности. Чем больше разность давления, тем сильнее ветер, тем больше его скорость.


5. Слово учителя. Проблемно-учебная ситуация. Самостоятельная работа учащихся по учебнику и видеослайду.

Задание:

- Ребята, я предлагаю прочитать в учебнике на стр.117 «Виды ветров». После прочитанного вам предстоит рассказать, что такое бриз и как он меняет свое направление. А вам в помощь будет видеослайд.

Видеослайд № 12. «Образование бризов».

Задание:

- Объясните возникновение дневного и ночного бриза.

- Как изменяется давление воздуха над сушей и морем при дневном и при ночном бризе?

- С каким видом ветра вы еще познакомились, читая учебник? Чем муссон отличается от бриза?

Вывод: Бриз – ветер, меняющий направление два раза в день. Муссон – ветер, меняющий свое направление два раза в год.

6. Объяснение нового материала с использованием видеослайдов и приборов. Работа с учебником.

- Как вы думаете, можно ли определить направление и силу ветра?

- Мы с вами познакомились с основными видами ветра. А сейчас я хочу познакомить вас со шкалой Бофорта, которую предложил британский адмирал Френсис Бофорт в 1806 г. и с помощью которой по двенадцатибалльной шкале определяют силу ветра. Также мы познакомимся с приборами, которыми определяют направление и скорость ветра.

Видеослайд № 12. «Шкала Бофорта».

- Но кроме скорости, ветры отличаются по направлению. Скажите, чем будет отличаться северный ветер от южного?

-А теперь давайте посмотрим на стр.118 учебника и сравним правильность ваших вариантов ответов.

- Скорость ветра определяют с помощью флюгера (в м/с, или км/ч.) и анемометра.

Видеослайд № 13. «Флюгер».

Видеослайд № 14. «Анемометр».

7. Валеопауза по здоровьесберегающей технологии.

7.1.Упражнение на глаза. Расслабив глазные мышцы, посмотрите вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

7.2Упражнение «Флюгер» с музыкальным сопровождением.

- Я называю стороны горизонта, а вы поднимайте руки вверх или вниз (север-юг), вправо или влево (запад – восток). Наклоны – в зависимости от названной стороны горизонта.

- Когда я говорю «штиль», вы приседаете, а когда я говорю «ураган», встаете.

8. Коллективная творческая работа. Проблемный диалог.

- Сегодня мы многое узнали о ветре. Теперь я вам предлагаю поработать вместе коллективом. Рассмотрите на видеослайде примеры работы ветра и сделайте вывод.

Задание:

- А какую роль ветер выполняет в природе?

Видеослайд № 15. «Созидательная и разрушительная сила ветра».

- Так можем ли мы с уверенностью утверждать что: «Ветер – великий в природе работник»?

Вывод: Ветер может быть разрушителем и созидателем.

IV. Закрепление знаний, умений. Индивидуальная самостоятельная работа. Взаимоопрос и фронтальный опрос.

Задание: Продолжите фразу:

- Ветер это - …

- Главная причина образования ветра - …

- Бриз это - …

- Прибор для определения направления ветра называется …

- В природе ветер может создать …

V. Подведение итогов урока. Рефлексивно – оценочный этап.

1. Слово учителя. Работа учащихся с таблицей.

- Ребята, в начале урока вы выбирали индикатор настроения, которое у вас было на начало урока. Продемонстрируйте, какое у вас сейчас настроение?

- Пришло время заполнить нам последнюю колонку в нашей таблице, начатой в начале урока, я предлагаю вам заполнить третью колонку (Узнал).

- Чему вы научились на уроке?

- На этом наш урок подходит к завершению. Оценка деятельности учащихся. Благодарю вас, ребята, за работу.


VI. Домашнее задание. Заключительное слово учителя.

- Изучить тему в учебнике §39, с.120, в. 3, 4.

- Подготовить сообщение о следующих видах ветра – тайфун, торнадо, смерч, бора, фен.

- Написать рассуждение на тему: «Что было бы на Земле, если бы не стало ветра?» ( по желанию)


Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru