В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Конспект логопедического занятия по теме: "Дифференциация звуков с-ш в словах. Употребление в речи формы дательного падежа существительных."

Елена Азарина Елена Азарина
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345  голосов:1    просмотров: 3021    комментариев: 4
Краткое описание
Цели:
1)  автоматизация слуховой дифференциации звуков с и ш в словах, развитие навыков звукового и слогового синтеза;
2) расширение и активизация словаря по теме «Животные»;
3)  закрепление правильного употребления в речи формы дательного падежа существительных в единственном и множественном числе;
4) развитие артикуляторной и мелкой моторики, координации и динамической организации движений; правильного речевого дыхания и голоса.

Описание


Фамилия, имя, отчество автора
Азарина Елена Леонидовна

Квалификационная категория
Высшая

Место проживания

г. Нижневартовск
ХМАО-Югра

Название учебного заведения
Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение ХМАО — Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Нижневартовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»
Дисциплина

Логопедия

Тема
«Дифференциация звуков с-ш в словах. Употребление в речи формы дательного падежа существительных».

Класс
Учащиеся 4 класса с нарушениями письма, обусловленными системным недоразвитием речи средней степени.

Продолжительность урока (занятия)
40 минут



Тема: Дифференциация звуков с-ш в словах. Употребление в речи формы дательного падежа существительных. Задачи:
1) фонематическая: автоматизация слуховой дифференциации звуков с и ш всловах, развитие навыков звукового и слогового синтеза; 2) лексическая: расширение и активизация словаря по теме «Животные»; 3) грамматическая: закрепление правильного употребления в речи формы дательного падежа существительных в единственном и множественном числе; 4) коррекционноразвивающие: развитие артикуляторной и мелкой моторики, координации и динамической организации движений; правильного речевого дыхания и голоса; 5) воспитательная: воспитание активности, любознательности. Оборудование:схемы для сравнительной характеристики звуков с и ш, ребус, герои мультфильма «Смешарики», картинки с изображением кормушки и птиц (снегирей, воробьев, синиц, голубей, кукушек, коршунов, сов, сорок), предметные картинки и карточки с пропущенными буквами в словах, игра «Телефон», перфокарты«Вставь буквы с, ш», электронные игры «Разложи картинки», «Веселая школа Лосяша». Содержание занятия

1. Организационный момент.

— Ребята, какой праздник будет отмечать наша школа? Сядет тот, кто скажет, что мы уже сделали, готовясь встречать юбилей нашей любимой школы? -Выучили стихотворения, собрали 25 шариков (выполнив трудные задания), «испекли торт», получили 15 пятерок. И самое главное, у нас хорошее, праздничное настроение. — Давайте сделаем так, чтобы весь наш урок стал подарком, ведь ваши знания, ваша правильная и красивая речь – это лучший сюрприз для школы!
2. Артикуляторная гимнастика. — Подготовиться к правильной речи нам поможет зарядка для губ и языка. 1) «Улыбка». Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние нижние и верхние зубы. Удерживать 1 — 5. 2) «Трубочка». Вытянуть сомкнутые губы вперёд трубочкой. Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.«Улыбка – трубочка». 3) «Лопатка». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении 1-5. 4) «Часики». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счет логопеда. 5) «Качели». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счёт 1-5. — Молодцы, ребята, ваши языки и губы готовы к правильной речи. — Давайте теперь поможем нашему голосу стать сильным и звонким. Упражнения для развития речевого голоса.

· Произнести протяжно: ммм, одновременно легко постукивая кончиками
пальцев по ноздрям.
· Произнести протяжно: ннн, одновременно проделать небольшой
точечный самомассаж около ноздрей.

· Произнести: а-о-у, одновременно выполняя точечный самомассаж под нижней губой.
· Произнести: ннннун, ннннан, одновременно — повороты головы то вправо, то влево.
Упражнения для дыхания.
— Вспомним, как нужно правильно дышать. Вдыхаем через … (нос). Выдыхаем через …(рот.) Плечи … (не поднимаем). Щеки … (не надуваем).
Вдох 1-3, плав-но вы-ды-ха-ем. (Следить, чтобы дети не надували щеки, не поднимали плечи; дыхание — диафрагмальное).
«Ш» — «Комар» Руки на плечи, медленно поднимаем вверх.
Шипит на окошке сердитая кошка.
«С» — «Ветер» Стать прямо, ноги на ширине ступни, поднимаем руки до уровня груди — делаем вдох через нос, опускаем руки вниз – делаем выдох со звуком «С».
Свистит сильный ветер и спать не дает!

— Мы выполнили все наши волшебные упражнения. Проверим, как звучит наша речь. Чистоговорка: Шипит на окошке сердитая кошка.
Проговаривание (коллективное, индивидуальное, темп – быстро, медленно).

3. Объявление темы занятия. Сравнение произношения звуков с и ш.
— Какой звук мы произносили, когда свистел ветер? (С.) — Какой звук мы произносили, когда шипела кошка? (Ш.) — Сегодня на занятии мы потренируемся различать звуки с и шв словах. — Произнесите звуки си ш. А теперь я произнесу, а вы посмотрите, одинаково ли положение губ? С- губы в улыбке. Ш- губы круглые. Схемы. — С-с-с. Язык узкий или широкий? (Широкий.) Куда упирается кончик языка? (В нижние зубы.) Схема положения языка. Ш-ш-ш. Язык узкий или широкий? (Широкий.) Язык – вниз или вверх? (Вверх, приподнимается.) — Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произнесении звука с. (Не дрожит.) — С голосом или без голоса произносится звук с? (Без голоса.) — Какой это звук (звонкий или глухой)? Глухой.Схема. — А теперь произнесите звук ши послушайте, дрожит ли горлышко. (Не дрожит.) С голосом или без голоса произносится этот звук? (без голоса). — Какой это звук (звонкий или глухой)? Глухой.Схема. В первом домике живут звук и буква с, во втором домике – звук и буква ш.
4.Отгадывание ребуса.

— Кто же из сказочных героев придет к нам в гости? Вы узнаете, если отгадаете ребус.сме(х)+шарики (картинка).
5. Игра «Телефон».
На доске – картинки с изображением животных с телефонными трубками. Картинки соединены линиями (проводами). Нюша принесла вам свои игрушки. Назовите их (мышка, мартышка, лягушка, лошадь, собака, ослик, слон, снегирь). В каких словах есть звук с? звук ш? Нюша хотела поиграть со своими игрушками в игру «Телефон». Посмотрите, что случилось, перепутались все провода. Непонятно, кто кому звонит! Помогите разобраться. Образец. Собака звонит снегирю. 6. Игра «Кормушка». Кто пришел к нам в гости? (Бараш). Он нарисовал птиц. Назовите их. (Снегири, воробьи, голуби, синицы, сороки, совы, кукушки, коршуны). В названии каких птиц есть звук с? звук ш? Посмотрите, какую замечательную кормушку сделали ребята, и корм в нее положили. Посмотрите на птиц и скажите, кому мы положили корм. Образец. Мы положили корм снегирям. А коршунам мы приготовили корм? А совам? А кукушкам? Почему?
7. Игра «Буквы потерялись».
— Ребята, кто к нам пришел в гости? (Крош). Он нес нам картинки с изображением животных и их названиями. Но, как всегда, высоко подпрыгивая, Крош потерял из названий животных буквы с и ш. Помогите ему поставить их на места. Образец: ко(с)уля – вставлю букву с.
Но(с)орог, (с)услик, ко(с)уля; ту(ш)канчик, (ш)импанзе, ка(ш)алот, (ш)акал, кор(ш)ун.
Физминутка «Мышка и часы» (мелодия №20, песенки Е. Железновой).
Мышь полезла в первый раз
Посмотреть который час.
Ходьба на месте,
Поворы головы вправо – влево.

Вдруг часы сказали: «Бом!»,
Мышь скатилась кувырком.
Один хлопок над головой.
Круговые движения руками, присесть.

Мышь полезла второй раз
Посмотреть который час.
Ходьба на месте,
Поворы головы вправо – влево.

Вдруг часы сказали: «Бом, бом!» Мышь скатилась кувырком.
Два хлопка над головой.
Круговые движения руками, присесть.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть который час.
Ходьба на месте,
Поворы головы вправо – влево.

Вдруг часы сказали: «Бом, бом, бом»,
Мышь скатилась кувырком.
Три хлопка над головой.
Круговые движения руками, присесть.

— Назовите животных жарких стран (Носорог, шимпанзе).
Назовите обитателя океана (Кашалот).
Какое из этих животных может очень долго стоять столбиком? (Суслик.) Кто из этих животных живет в лесу? (Носуля, шакал).
А где живет тушканчик?
Сообщение учащегося об ушане (летучей мыши).
Как вы думаете, почему его назвали ушаном?

8. Дифференциация звуков с и ш в словах. Электронные игры.
1 вариант – электронная игра «Веселая школа Лосяша» (вставить пропущенные буквы с-ш в слова со сложной структурой: Смешарики, старушка, солнышко. 2 вариант – электронная игра «Разложи картинки в корзинки: с-ш» (ИИСС «Говори правильно», раздел «Речевые звуки»). Гимнастика для глаз.
  • «Далеко – близко» (тренировка хрусталика). Делается оно по очереди каждым глазом (второй прикрыт ладошкой, но не закрыт). Приблизить к глазу мелкий предмет (расстояние: 4-10 см), рассматривать предмет вблизи, а затем на пару секунд посмотреть вдаль, снова возврат взгляда на предмет вблизи, затем смотрим вдаль.
9. Чтение и отгадывание загадок Кар – Карыча.
Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло,
Спать летит в дупло. (Сова.)

Хвост длинный,
Сама крошка,
Небольшие ножки.
Боится кошки. (Мышка.)
Скачет зверушка –
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар и мушка. (Лягушка.)

Рыжая и хитрая,
Быстрая и ловкая.
Хвост пушистый,
Мех золотистый. (Лиса.)

Гимнастика для рук (массажеры «Су – Джок»).
Мы сегодня в сад пошли,
И кормушку там нашли.
Дали крошки воробьям,
Синицам, галкам, снегирям.
Это что за стук и звон?
Кошку мы прогнали вон!

10. Самостоятельная работа с перфокартами.
Задание Совуньи: вставить пропущенные буквы с, ш (с опорой на картинки).
Вариант 1.У лисы пу(ш)и(с)тый хвост. Светит ве(с)елое (с)олны)ш)ко. У Маши (с)ме(ш)ные (ш)ары. Вариант 2.Кошка ловит мы(ш)ек. (Ш)мель укусил (с)обаку. Саша кра(с)ит кры(ш)у. Проверка.
11. Подведение итога занятия.
На доске – все сказочные герои. Какие звуки мы учились различать (Звуки с — ш). — Назовите Смешариков, в именах которых есть звук с. (Совунья.)
А в каких именах есть звук ш? (Бараш, Крош, Нюша.) А в чьем имени есть и звук с и звук ш? (Лосяш.)
Пожаловаться 05 мая 2013
Файлы
звуки с-ш.docx
HTML Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru