В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Творческий отчёт по теме« Роль домашнего задания в повышении качества знаний учащихся».

Галина Лачимова Галина Лачимова
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 10168
Краткое описание
Одна из задач, стоящей перед современной образовательной школой, - воспитывать человека, который мог бы самостоятельно пополнять свои знания,  т.е. другими  словами, заниматься самообразованием.  Это – социальный заказ школе. Для его выполнения необходимо повышать активность и самостоятельность учащихся в учебной работе. Это касается и работы учащихся над домашними заданиями , без которых процесс овладения знаниями в современной школе протекать успешно не может.

Описание

Министерство образования Российской Федерации
Департамент образования и науки Ханты – Мансийского автономного округа
Комитет по образованию АМО « Ханты _ Мансийский район»
Муниципальное общеобразовательное учреждение:
Средняя общеобразовательная школа
п. Выкатной

Творческий отчёт по теме

« Роль домашнего задания

в повышении качества

знаний учащихся».

Лачимова Г.А.
учитель математики

Содержание

Введение

I. «Роль домашнего задания в повышении качества знаний учащихся».

1. Место и значение домашних заданий в учебной работе школьника
2. Цели и виды домашних заданий
3.Правила выполнения домашнего задания.
4.Основные недостатки домашней учебной работы школьников.
5.Домашние задания опережающего характера.
6. Формирование у учащихся умений и навыков домашней учебной работы.
7. Проверка домашнего задания

Заключение

Литература
Введение
Ученики средней школы должны овладевать глубокими знаниями основ наук и трудовыми навыками для работы в народном хозяйстве, вплотную подойти к овладению определённой профессией.
В связи с этим ещё больше возрастает роль каждого урока, который должен способствовать развитию познавательных интересов учащихся и приобретению ими навыков самостоятельного пополнения знаний.
Одна из задач, стоящей перед современной образовательной школой, — воспитывать человека, который мог бы самостоятельно пополнять свои знания, т.е. другими словами, заниматься самообразованием.
Это – социальный заказ школе. Для его выполнения необходимо повышать активность и самостоятельность учащихся в учебной работе. Это касается и работы учащихся над домашними заданиями, без которых процесс овладения знаниями в современной школе протекать успешно не может.
Какое место должны занимать домашние задания в работе учителя? Какие задачи могут решать эти задания? От чего зависит успешная подготовка учащихся к их выполнению? Как учитель при объяснении нового материала подготавливает школьников к выполнению домашних заданий? и т.д. Рассмотрим некоторые основные участки преподавательской деятельности, направленной на подготовку учащихся к выполнению домашних заданий?

1.Место и значение домашних заданий в учебной работе школьника.

Обучение – двусторонний процесс: в нём участвуют учитель и ученик, деятельность которых тесно взаимосвязана. Однако деятельность того и другого имеет свою специфику и условно может быть рассмотрена раздельно. Так, при непосредственном участии учителя ученик усваивает некоторую сумму знаний и приобретает определённые навыки самостоятельной работы: на уроке он знакомится с программным материалом и приёмами самостоятельной работы, дома усваивает навыки работы над учебными книгами, приучается к планомерной деятельности, упражняется в применении теоретических положений на практике, развивает свои мыслительные способности и многие качества личности( выдержку, инициативу, активность, точность, ответственность и т.п.). Таким образом, без домашних заданий учебная работа не только мало эффективна, но и часто невозможна. Специальные исследования показывают, что проблема повышения эффективности обучения может быть успешно решена только при условии, если высокое качество урочных занятий будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой учащихся.
Работа над домашним заданием не должна являться простым дублированием того, что происходило на уроке, — это особая деятельность каждого ученика, находящегося в иных, чем в классе условиях. Школьник самостоятельно продолжает то, что делал вместе с другими учащимися в классе, и вместе с тем приобретает такие знания и навыки, которые необходимы для дальнейшей учёбы под руководством учителя. Без этих знаний учебный процесс продолжаться не может.
Итак, домашняя работа не только важная форма организации обучения, но она органически входит а процесс как его необходимое звено. Она представляет собой индивидуальную форму учебных занятий. В классе, как правило, дети работают фронтально, усваивая один и тот же материал в одинаковый для всех промежутков времени и под строгим контролем учителя. Дома изучение материала проходит иначе. Учащиеся сами планируют свою работу, выполняют задания и самоконтроль излюбленными способами, затрачивая на это столько времени, сколько потребуется. Кроме того, в отличие от классной работы, школьники в процессе выполнения заданий могут перечитывать один и тот же текст несколько раз, искать объяснения незнакомых терминов в словарях, уточнять какие – либо положения в других источниках и т. п., продвигаясь в своей работе привычным темпом. Выполнение домашней работы прямо не управляется учителем, хотя и осуществляется по его заданию. Но даже при таком ослабленном контакте между учеником и учителем можно обнаружить определённое влияние последнего на организацию и приёмы самостоятельной работы ученика.
Одной из задач методической подготовки к уроку — выявление трудностей, с которыми могут встретиться учащиеся дома, и выработка такого подхода, который предупреждал бы эти трудности.
Нужно учитывать, что некоторые учащиеся равнодушны к учебной деятельности или даже прямо не желают учиться и выполнять домашние задания. Это может объясняться разными причинами, которые нужно выяснить. Образно говоря, должны обнаружить « подводные камни», с которыми могут столкнуться учащиеся, и своевременно предупредить возможные трудности или устранить их.
Определяющие требования к домашним заданиям – не только аккуратность, но и безусловная самостоятельность их выполнения. Знания могут быть глубокими, полными и прочными только в том случае, если они самостоятельно продуманы, прочувствованы, усвоены путём преодоления некоторых трудностей. Всё это может быть в определённой мере достигнуто в результате домашней работы, которая требует не только серьёзного отношения к изучаемому материалу и навыков учебной деятельности, но и очень чёткой организации подготовки рабочего места, планирования работы, самоконтроля и т. д.
Самостоятельный поиск и самостоятельное решение вопросов воспитывают у учащихся убеждённость в знаниях, уверенность в своих силах, формируют потребность заниматься учебной деятельностью, воспитывают навыки самообразования. Поэтому убеждают учащихся выполнять домашние задания не только своевременно и аккуратно, но и, самое главное, самостоятельно. В процессе самостоятельной домашней работы каждый школьник осуществляет самоконтроль, что предполагает умение анализировать свои знания, находить недочёты и ошибки и затем исправлять их.
Выполнение домашних заданий может способствовать развитию инициативы учащихся, активизировать их познавательную деятельность и тем самым развивать их мышление. Очень важное место должны занять задания творческого характера. Они не только формируют стойкий интерес к знаниям, но и развивают интерес к самому процессу приобретения знаний, т.е. к познавательной деятельности.

Творческие задания

Что значит: «овладеть» математикой? Во-первых надо что-то знать. Во-вторых, надо понимать то, что знаешь. В–третьих уметь применять, то, что знаешь и понимаешь. Если первое достигается упорством, трудом; второе требует развитого логического мышления, то третье предусматривает и труд, и упорство, и мыслительную деятельность. Все эти компоненты сочетаются в творческих заданиях. Именно на таких заданиях многие учащиеся учатся применять, то, что узнали и поняли на уроке, а иногда делают для себя новые открытия. Наиболее полезны и эффективны творческие задания при изучении геометрии, а также в младших классах (5-6), когда дух творчества у детей силён и его нужно только умело поддерживать и направлять. Приведём примеры некоторых творческих заданий, которые успешно применяют в разных возрастных группах, в классах с разной математической подготовкой.

5 класс

На первых же уроках математики, когда только происходит знакомство с учениками полезно предложить написать сочинения по следующие теме:
— «Математика в профессии моих родителей». (Приложение№1)
Поверьте, детские сочинения о многом поведают вам. Вы узнаете не только кем работают родители ваших учеников, но и как вообще в семье относятся к успехам ребенка в учебе, являются ли родители вашими союзниками и многое другое, что, несомненно, поможет вам в работе с этими детьми. Многие дети любят рисовать и с удовольствием примут участие в конкурсе рисунков на математическую тему, особенно если лучшие рисунки будут представлены на выставке, которую можно организовать на неделе математики.
При изучении геометрического материала полезны практические работы:
а) Составь из геометрических фигур рисунок, перечисли фигуры, которые использовал.
b) Выполни модель любого предмета из домашней обстановки, имеющего форму прямоугольного параллелепипеда. Выполни необходимые измерения и вычисли объём своей модели и самого предмета.
c) Нарисуй план своего дома (квартиры), вычисли площадь пола. Выполни необходимые вычисления и узнай стоимость ремонта пола, недостающие данные узнай у родителей.
d) Начерти портрет какого-нибудь животного, состоящий только из прямоугольников, вычисли ту часть площади листа, которую занимает твой рисунок. С удовольствием дети сочиняют сказки, составляют из геометрических фигур орнаменты.

6 класс.
При изучении темы «Масштаб» предлагается создать карту местности с изображением пути из школы домой, и выполнить вычисления длины пути с использованием карты. При знакомстве с такими геометрическими телами, как призма, пирамида, конус, цилиндр. Учащимся предлагается выполнить соответствующие модели и описать их свойства. Учащиеся, занимающиеся на кружке по информатике, с удовольствием используют компьютер для выполнения такого задания(Приложение№2), как создание картины в стиле экспрэссионистов с использованием возможностей графического редактора для изображения различных геометрических композиций. Увлекающимся математикой детям можно предложить описать полученный рисунок сточки зрения взаимного расположения фигур в пространстве.


7 КЛАСС.
На первых уроках геометрии семиклассники знакомятся с различными простейшими фигурами, их отношениями, появляется новая терминология, которая нелегко усваивается ими. В связи с этим в устные упражнения каждого урока геометрии полезно включать следующие задания: опишите рисунок — чертеж, предлагаемый учителем, создайте свой рисунок и опишите его. Такое же задание можно предложить и домой. Одним из труднейших методов доказательства, с которым встречаются ученики при изучении геометрии 7 класса, — доказательство то противного. Ученикам предлагают
проиллюстрировать применение доказательства методом от противного на примерах из жизни, художественной литературы, из различных школьных учебников. Полезно продолжать работу над созданием собственного справочного пособия теперь уже по алгебре и по геометрии. Большая дидактическая польза от заданий типа:
— Реши задачу всеми известными тебе способами
— Составь свою задачу по изучаемой теме, предложи несколько способов её решения. (Приложение №3)
— Систематизируй теоретические вопросы по изученной теме, составь небольшой конспект или приготовь лекцию по этой теме.

8 — 9 КЛАСС.

В старших классах, когда ребята достаточно загружены заданиями по другим предметам, многие уже определились с интересами и не очень охотно выполняют необязательные творческие работы по математике, приходится делать акцент на исследовательских работах. Большое значение имеет умение оформить свою работу. Учащимся предлагаются вначале небольшие по объёму работы на составление конспекта текста учебника с обязательным добавлением подобранной практической части и собственными выводами по рассмотренному вопросу. Затем задания усложняются: требуется использовать дополнительную литературу, составить план изложения материала, подобрать практические примеры, придумать свои примеры. Такая работа может быть оформлена в виде реферата, отчета.
Приведём примеры таких работ:
-Выполнить рефераты с элементами исследовательской работы по темам:
-Симметрия в архитектуре.
-Задачи на построение: от простого к сложному.
-Взаимное расположение прямых в пространстве.
-Треугольники, виды, свойства.
-Симметрия в природе. Творческий отчёт (Приложение№4)
10 – 11 класс.
В 10 – 11 классах работы составляются таким образом, чтобы в ходе выполнения учащиеся скорее повторяли то, что им уже известно, систематизировали свои знания перед выпускными и вступительными экзаменами. Темы рефератов охватывают целые блоки изученных тем. Каждая тема сопровождается системой практических задач, начиная от самых простых до задач углубленного уровня изучения этой темы. Рефераты по теме: «Виды тригонометрических уравнений»«Тригонометрические уравнения в школьном курсе алгебры»» (Приложение №5)
Работа над рефератами обычно длится до 2 месяцев, в течение которых проверяется план, теоретический блок с примерами, а затем практическая часть. Составляется график защиты рефератов, проведения консультаций. Защита проходит на уроке. Классу предлагается повторить основные вопросы теории, решить несколько задач по этой теме, приготовить вопросы. По одной теме обычно готовятся к защите несколько учащихся, разделив тему на несколько логически завершенных частей.

2.Цели и виды домашних заданий
Домашняя работа, как было указано, является продолжением работы учащихся в школе. От того, как дают урок и какие требования предъявляют к учащимся, зависит многое. Поэтому уделяют большое внимание различным домашним заданиям.
Ясно, что каждый вид задания преследует ту или иную определённую цель. Цель домашних заданий нередко сводится, однако, лишь к закреплению знаний, умений и навыков, полученных в классе. Безусловно, эта цель весьма важна, но было бы неправильно, ограничиваться только ею. В самом деле, учащиеся, воспринимают новый материал на уроке, стремятся понять его, увязать с уже известными, найти ему применение. Осуществить всё это в краткие сроки урока не всегда удаётся. Поэтому задачей домашнего задания может быть углублённое понимание рассматриваемого в школе материала или творческое применение его в заданной ситуации.
Поскольку домашняя работа – продолжение работы учащихся в школе, то основные цели её, как правило, совпадают с общими целями обучения, в частности с целями урока.Уроки могут быть направлены на ознакомление учащихся с новым материалом, закрепление знаний, выработку и закрепление умений и навыков, обобщение и систематизация знаний, проверку знаний.
Типы уроков
1. Урок усвоения новых знаний.
2. Урок формирования навыков и умений.
3. Урок применения знаний, навыков и умений.
4. Урок обобщения и систематизации знаний.
5. Урок контроля и коррекции знаний, навыков и умений.
6. Комбинированный урок.
1. Урок усвоения новых знаний
а) Повторение опорных знаний .
б) Сообщение темы и цели урока.
в) Усвоение новых знаний.
г) Упражнения напоминания и запоминания.
д) Самостоятельная работа.
е) Сообщение и систематизация знаний.
ж) Итоги урока. Домашнее задание.
2. Урок формирование навыков
а) Повторение опорных знаний и практического опыта (предварительные упражнения).
б) Сообщение темы и цели урока.
в) Изучение нового материала (вводные упражнения).
г) Применение приобретенных знаний (пробные упражнения).
д) Тренировочные упражнения (по образцу, заданию, инструкции).
е) Творческие упражнения.
ж) Итоги урока. Домашнее задание.

3. Урок применения знаний, навыков и умений.
а) Повторение опорных знаний.
б) Сообщение темы и цели урока.
в) Усвоение новых знаний.
г) Формирование элементарных навыков и применение их в стандартных условиях.
д) Формирование обобщенных умений.
е) Формирование творческого применения знаний, навыков, умений в условиях, постоянно изменяющихся.
ж ) Итоги урока.Домашнее задание.
4.Урок обобщения и систематизации знаний
а) Сообщение темы и цели урока.
б) Повторение отдельных фактов, событий, явлений.
в) Повторение, обобщение понятий и усвоение системы знаний.
г) Повторение и систематизация основных теоретических положений и ведущих идей.
д) Итоги урока. Домашнее задание.
5.Урок контроля и коррекции знаний, навыков и умений
а) Сообщение темы и цели урока.
б) Проверка знаний фактического материала (фронтальная беседа, индивидуальный опрос).
в) Проверка знаний, основных понятий и умений (письменная работа).
г) Проверка осмысливания знаний и степени их обобщения.
д) Применение учащимся знаний.
е) Выполнение комплексных творческих работ.
ж) Итоги урока.
Эти структурные элементы уроков могут определять и характер домашней работы учащихся, но не обязательно, что бы цели домашней работы всегда совпадали с целями урока. Следует иметь в виду и то, что структура урока не останется неизменной: она зависит не только от цели урока, но и от конкретного содержания материала, степени подготовленности учащихся, места данного урока в системе темы или курса.Исходя из этого, классификация видов домашних заданий не может автоматически вытекать из классификации уроков. Необходимо классифицировать виды домашних заданий, основой такой классификации является главная цель учебных занятий. Эта классификация объединяет различные виды домашних заданий и «выстраивает» их в определённую систему… Пользуясь ею, исходя из цели своих занятий, легко можно выбрать подходящий вид домашнего задания, соответствующий конкретному содержанию учебного материала и возможностям учащихся.Указывая на необходимость домашней учебной работы, Н.К.Крупская писала: Уроки на дом имеют большое значение. Правильно организованные, они придают к самостоятельной работе, воспитывают чувство ответственности, помогают овладевать знаниями, навыками. Таким образом, домашняя учебная работа школьников является весьма важной составной частью процесса обучения и выступает одной из существенных форм его организации. В чем же заключается ее сущность? Домашняя учебная работа учащихся состоит в самостоятельном выполнении заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала и его применению на практике, развитию творческих способностей и дарований и совершенствованию учебных умений и навыков. Как следует из этого определения, домашняя работа по овладению изучаемым материалом характеризуется двумя основными признаками — наличием учебного задания, даваемого учителем, и самостоятельной работой учащихся по его выполнению.
Домашние задания по своему содержанию включают в себя:

а) усвоение изучаемого материала по учебнику.
б) выполнение устных упражнений (придумывание примеров на изучаемые правила, определение признаков делимости чисел по математике, заучивание
и т.д.).
в) выполнение письменных упражнений.
г) выполнение творческих работ.
д) подготовку докладов по изучаемому материалу в старших классах.
В практике использую следующие виды домашней учебной работы:
· индивидуальная;
· групповая;
· творческая;
· дифференцированная;
· одна на весь класс;
· составление домашней работы для соседа по парте.
· Индивидуальная учебная домашняя работазадаётся, как правило, отдельным учащимся класса. В этом случае учителю легко проверить уровень усвоенных знаний конкретного ученика. Такая работа может быть выполнена на карточках или с использованием тетрадей на печатной основе.(Приложение №6)
Они рассчитаны на преодоление пробелов в знаниях учащихся по
отдельным темам, на усиление тренировочных упражнений по выработке практических умений и навыков. Кроме того, даются задания повышенной трудности для хорошо успевающих школьников с целью развития их творческих способностей и склонностей. Существенное значение имеет правильная дозировка объема и степени сложности домашних заданий, предупреждающая перегрузку учащихся. В частности, в 5-6-м классах – 2,5часов, в 7-8-м классах – 3 часов, в 9-11-м классах – 3,5часов.
При выполнении групповой учебной домашней работы группа учащихся выполняет какое – то задание, являющееся частью общего классного задания. Например, при изучении темы «Цена. Количество. Стоимость» школьникам предлагается собрать материал о ценах на различные товары: одна группа узнаёт цены на учебные принадлежности, другая – цены на продукты, третья – на игрушки. Домашние задания в этом случае подготавливают учащихся к работе, которая будет проводиться на предстоящем уроке. Такие задания целесообразнее задавать заранее.
Дифференцированная домашняя работа –такая, которая может быть рассчитана как на «сильного», так и на «слабого» ученика. Основойдифференцированного подхода на этом этапе является организация самостоятельной работы школьников, которая реализуется посредством следующих типичных приёмов и видов дифференцированных заданий.
· Задания одинаковы для всех по содержанию, но различны по способам выполнения, например: «Вырежи из клетчатой бумаги прямоугольники одинаковой площади, равной 36 см2, но с разными сторонами». Получив такое задание, каждый ребёнок индивидуально подходит к выполнению: одни могут вырезать один прямоугольник, другие – два-три или большее число вариантов. При этом деятельность учащихся носит поисковый характер.
· Задания, включающие несколько вариантов с правом самостоятельного выбора любого из них.
· Одна на весь класс – самый распространённый виддомашней работы, берущий начало с дореволюционных времён и сохранившийся до наших дней. Постоянное применение таких заданий не ведёт к развитию творческих способностей учащихся, однако исключать их из арсенала педагогических средств не стоит торопиться, так как в ходе их выполнения у учащихся отрабатываются различные навыки, формируются умения.
Составление домашней работы для соседа по парте– новаторский вид домашней работы. Например: «Составь для своего соседа два задания аналогично тем, что рассматривались на уроке».
Творческую домашнюю работу необходимо задавать не на следующий день, а на несколько дней вперёд.

Классификация ТДЗ
По содержанию
По виду деятельности
По уровню оформления
1. Вопросник
2. Кроссворд
3. Макет, модель
4. Ребус
5. Сообщение
6. Доклад
7. Сочинение
8. Реферат
9. Исследование
10. Эссе

1.Индивидуальная
2. Парная
3. Мелкогрупповая (3–5 чел)
4. Групповая (2-6 чел)
5. Коллективная

1. Рабочая (в тетради, «с листа»…).
2. Экспозиционная (на отдельном формате,
содержащая иллюстрации, схемы, таблицы…):

– файл-лист;
– буклет;
– брошюра;
– газета;
– альбом;
– «раскладушка»;
– и т. д.

(Приложение №7)

Основные цели ТДЗ:
1.Научить учащихся пользоваться дополнительной литературой.
2. Научить выделять главное из общей информации.
3. Сформировать умение лаконично и интересно излагать полученную информацию.
4. Сформировать ораторские навыки.
5. Воспитание эстетической культуры.
6. Получение учащимися более широких и глубоких знаний по предмету.

Норма ТДЗ: одно задание в месяц на учащегося.
Временные рамки выполнения ТДЗ:не менее недели.
Если задавание уроков на дом не всегда выделяют в плане отдельным пунктом, то проверка домашнего задания является по традиции частью урока.
В последние годы, подходя творчески к структуре урока, использую многие разнообразные формы проверки, но преобладающей всё-таки остаётся фронтальная проверка письменных заданий. Иногда тетради с домашними заданиями собирают на проверку; в других случаях просматривают тетрадь, вызывая ученика к доске. Известно, что многие учащиеся скорее находят ошибку в чужой работе, чем своей, поэтому проведение взаимопроверки, во-первых, носит воспитательный характер, а, во-вторых, повышает ответственность учеников, способствует формированию у них адекватной самооценки. О педагогическом значении проверки домашних заданий в своё время писала Н.К.Крупская: «Задавание уроков на дом тогда только целесообразно, если организован учёт выполнения заданий, качества выполнения этих заданий. Отсутствие проверки дезорганизует учащихся, понижает сознание ими ответственности. Отсутствие систематичности проверки, эпизодичность проверки также дезорганизует».
Вопрос об оценке домашних работ очень важен.
А если всё-таки что-то не получилось в домашней работе? Такие случаи исключать нельзя. Приучают школьников работать на черновике и в случае неудачи представлять черновик, которые просматривают обычно до урока или в процессе проверки домашнего задания. Позволяют вместо нерешённой задачи выполнять другое задание, по выбору самого ученика, и для этого предоставляют возможность такого выбора. В любом случае они ориентируют ученика на то, чтобы он постарался объяснить, почему не получилось решение, не ограничиваясь обычным «не понял», «не сумел».

Формирование у школьников положительного отношения к учению в процессе выполнения домашних заданий считают важнейшей задачей учителя в любом классе.

3.Правила выполнения домашних заданий
Важнейшими из них являются следующие:
* выполнение домашних заданий является важным средством, рассредоточенного усвоения изучаемого материала и требует от учащихся определенных волевых усилий;
* домашние задания необходимо выполнять в день их получения, пока еще (по закону Г.Эббингауза) не улетучилось из памяти то, что было осмыслено и усвоено на занятиях в школе;
* приступая к домашней учебной работе, необходимо поставить перед собой (а нередко и несколько раз проговорить) четкую цель: хорошо разобраться в содержании учебного материала и добиться его обстоятельного усвоения.
Это создает психологическую установку, (настрой) на неторопливое и обдуманное выполнение домашних заданий и прочное овладение знаниями;
* если домашнее задание включает в себя усвоение материала по учебнику и выполнение упражнений по применению знаний на практике, то сначала нужно основательно изучить теоретический материал, а затем приступать к тренировочным упражнениям по выработке практических умений и навыков. Педагогическая логика здесь простая прежде чем применять знания на практике, нужно их обстоятельно осмыслить и усвоить; если материал, изложенный в учебнике, является достаточно объемистым, то изучать его нужно по частям, с обязательным использованием приемов активного воспроизведения (пересказ материала вслух или про себя, составление плана его содержания и т.д.) с целью более прочного усвоения и осуществления самоконтроля; без активного воспроизведения и самоконтроля, нельзя овладеть знаниями;
* приступая к выполнению письменных и практических заданий, следует внимательно просмотреть и осмыслить те упражнения, которые проделывались по изучаемой теме на уроке в школе; это облегчит и сделает более сознательной домашнюю тренировочную работу по применению знаний на практике формированию соответствующих умений и навыков; между подготовкой домашних заданий по отдельным учебным предметам необходимо делать 10-12-минутные перерывы для отдыха и завершения тех процессов в мозге, которые связаны с «затвердеванием», упрочением знаний;
* важно осуществлять самоконтроль за качеством усвоения изучаемого материала, используя приемы активного воспроизведения; домашняя учебная работа без самоконтроля не может быть эффективной;
* домашняя работа должна осуществляться в одно и то же время рабочего дня и на одном и том же месте, что помогает быстро настраиваться на выполнение учебных заданий;
* для предотвращения торопливости необходимо выдерживать указанное время, отводимое в каждом классе для подготовки домашних заданий;
* после выполнения домашних заданий, полученных на сегодняшних занятиях в школе, необходимо обратиться к повторению (воспроизведению) того материала, которым нужно владеть к урокам предстоящего учебного дня, что также будет способствовать его рассредоточенному и более прочному усвоению;
* весьма полезным оказывается беглый просмотр изучаемого материала по учебникам за 15-20 минут до сна, что связано с так называемой гипнопедией, т.е. протеканием во сне внутримолекулярных процессов в нервных клетках (нейронах) головного мозга, способствующих упрочению знаний.


4. Основные недостатки домашней учебной работы школьников.

Практика показывает, что в домашней учебной работе учащихся имеются существенные недостатки. Во-первых, многие учащиеся при подготовке домашних заданий по учебнику сбиваются на полумеханическое чтение изучаемого материала, не умеют расчленять его на отдельные смысловые части и не осуществляют самоконтроль за усвоением знаний. Во-вторых, недочетом домашней работы многих учащихся является неумение организовать свое рабочее время, отсутствие твердо установленного режима, связанного с выполнением домашних заданий. Это приводит к поспешности в работе и поверхностному усвоению изучаемого материала. В-третьих, выполнение письменных заданий многими школьниками осуществляется без предварительного усвоения теоретического материала, на котором основаны эти задания. Вследствие этого учащиеся не только допускают существенные недочеты и ошибки в выполняемых заданиях, но и не осмысливают той связи, которая существует между теоретическим материалом и практическими упражнениями. Отрицательно сказывается и перегрузка учащихся домашними заданиями. Отдельные учителя, стремясь к тому, чтобы учащиеся больше работали по их предмету, дают слишком объемистые или чрезмерно усложненные задания. Но перегрузка нередко обусловливается не только большим объемом домашнего задания, но и слабой подготовкой учащихся на уроке к его выполнению. Указанные недостатки позволяют сделать вывод о необходимости повышения качества урочных занятий, рационализации объема домашней работы учащихся и более пристального внимания к обучению их технике домашнего учения.

5. Домашние задания опережающего характера

Одной из эффективной и интересной формой домашней учебной работы является «опережающее» домашнее задание.
Основная цель такого задания:
1. Сформировать умение учащихся пользоваться учебной литературой; научить выделять главное из общей информации;
2. Сформировать умение пользоваться полученной информацией при выполнении конкретных упражнений.
Суть домашнего задания «опережающего» характера заключается в следующем: с помощью путеводителя, составленного учителем, учащиеся дома самостоятельно изучают новый материал и делают практическое задание по данному материалу.
Несколько вариантов заданий «опережающего» характера
Домашнее задание по теме
«Деление положительных и отрицательных чисел».
1. Прочитать текст на странице 208.
2. Записать в тетради правила:
а) деление отрицательного числа на отрицательное число;
б) деление чисел, имеющих разные знаки.
3. Найти ошибки и исправить их:
а)-23:(-2)=-11,5
б)20503:(-290)=-7,7
в)-348:120=-29
г)2807:(-14)=205
4. Выполнить № 1134
5. Особые случаи деления:
-3·х=0
0·х=-3
0·х=0
имеет ли решение каждое из уравнений и если нет, то почему?
6. Можно ли делить на нуль?
Домашнее задание по теме
«Перпендикулярные прямые. Параллельные прямые»:
1. Прочитай текст на страницах 252-256.
2. Выпиши:
а) определение перпендикулярных прямых;
б) значок для обозначения перпендикулярности;
в) нарисуй две перпендикулярные прямые;
г) определение параллельных прямых;
д) значок для обозначения параллельности;
е) нарисуй две параллельные прямые.

3. Выполни чертеж в тетради.
<shapetype id="_x0000_t75" stroked=«f» filled=«f» path=«m@4@5l@4@11@9@11@9@5xe» o:preferrelative=«t» o:spt=«75» coordsize=«21600,21600»>
<shape id=«Рисунок_x0020_5» style=«VISIBILITY: visible; WIDTH: 216.75pt; HEIGHT: 113.25pt» alt=«http://files.1september.ru/festival/articles/312696/img1.JPG» type="#_x0000_t75" o:spid="_x0000_i1025"><imagedata src=«file:///C:%5CUsers%5C12C1~1%5CAppData%5CLocal%5CTemp%5Cmsohtmlclip1%5C01%5Cclip_image001.jpg» o:title=«img1»>

4. Проведи через т. А прямую, перпендикулярную прямой MN; назови ее АВ;
5. Проведи через точку А прямую, параллельную прямой MN и назови ее АС.
6. Сколько прямых, перпендикулярных MN можно провести через т. А;
7. Сколько прямых, параллельных MN, можно провести через т. А;
8. Выполни № 1340;
9. Выполни № 1356;
10. Выпиши:
а) параллельные прямые;
б) перпендикулярные прямые;
<shape id=«Рисунок_x0020_6» style=«VISIBILITY: visible; WIDTH: 224.25pt; HEIGHT: 117pt» alt=«http://files.1september.ru/festival/articles/312696/img2.JPG» type="#_x0000_t75" o:spid="_x0000_i1026"><imagedata src=«file:///C:%5CUsers%5C12C1~1%5CAppData%5CLocal%5CTemp%5Cmsohtmlclip1%5C01%5Cclip_image002.jpg» o:title=«img2»>
Домашнее задание по теме
«Свойства действий с рациональными числами»
1. Прочитайте текст на странице 219-220.
2. Выпишите:

— для сложения:

а). Переместительное свойство;
б). Сочетательное свойство.

— для умножения:

а). Переместительное свойство;
б). Сочетательное свойство.

— распределите свойство умножения относительно сложения.
3. Рассмотрите применение свойств в решении примеров.

а) 102-113+5-4=102+(-113)+5+(-4) = (102+5)+(-113-4)= -10
б) (-4)· (-6)· 25· (-5)= ((-4)· 25)· ((-6)· (-5))=(-100)· 30=-3000.
в) 17· 1,23+1,23· 83=1,23· (17 +83)=1,23· 100=123

4. Какие из записанных тобою свойств используются при решении этих примеров? (Запишите).
5. Решите по аналогии следующие примеры:
а)83-17+49-27
б)(-2)· 6· (-50)· 12
в). 0,3 · (-0,6) + 0,7 · (-0,6)

6. Найдите ошибки, и объясни их:

а). – (5х – 4) = -5х – 4
б). –2 (х+3) =-2х+6
в). –2 (3х-2) = 6х-2
г). –(-5х) +2 (3-4х) = 5-х +6-4х
д).12· 8+8+(-10)· 8=8 (12+(-10)

7. Решите № 1198(а, в)


6. Формирование у учащихся умений и навыков домашней учебной работы.
Большое многообразие и сложность правил домашнего учения обусловливают необходимость проведения специальной работы по формированию у учащихся соответствующих умений и навыков. Школьникам помогают овладеть умением работать с учебником, правильно подходить к выполнению письменных и практических заданий, пользоваться приемами активного воспроизведения изучаемого материала и самоконтроля, вырабатывать рациональный режим работы и отдыха и т.д. Попытаемся раскрыть методику этой работы на основе опытно-экспериментальных данных. Как известно, при организации познавательной деятельности существенное значение имеет формирование у учащихся соответствующих потребностей и мотивов, которые бы стимулировали их учебную работу. В данном случае важно, чтобы школьники почувствовали необходимость в овладении знаниями и проявили интерес к практическому усвоению правил рациональной организации умственного труда. Учитывая это, нужно обратить серьезное внимание на определение целей предстоящей работы. В классах были проведены совместные собрания учащихся и родителей, и перед ними была поставлена задача: в течение учебной четверти добиться, чтобы каждый ученик научился соблюдать правила умственного труда в процессе домашней работы и на этой основе улучшал свою успеваемость. Эта задача облекалась в яркую форму. Во многих классах она проводилась под девизом: «Учиться на совесть», «За прочные знания» и др. В одном из классов ребята наметили провести «Операцию Д.З.» (домашнее задание). Значительное место в воспитательной работе заняло проведение содержательных разъяснительных бесед с учащимися и родителями на темы: «О долге и обязанностях школьников в учении», «Общие правила выполнения домашних заданий», «О значении режима
дня для успешного учения», «Приемы воспроизведения изучаемого материала как условие его усвоения» и т.д
На тему об улучшении домашней работы оформлялись стенды, выпускались бюллетени-молнии эта проблема не раз обсуждалась на классных ученических собраниях. Много внимания уделялось воспитательной работе с активом. Прежде всего активисты должны включиться в работу по овладению культурой умственного труда повышению качества домашней учебной работы с тем, чтобы создать впору в самом ученическом коллективе для реализации поставленных задач. Работа с активом предполагала групповые и индивидуальные беседы.
Особое значение имели встречи с активистами. Они помогали лучшим учащимся глубже уяснить свои задачи в повышении успеваемости. Подчеркнём, что эффект работы с активистами зависит от ее системы и конкретности. Нельзя сразу выдвигать перед ними много задач — это может внести некоторую неуверенность. Гораздо лучше выносить на обсуждение конкретные вопросы: о роли актива в укреплении дисциплины на уроках; что нужно делать активистам по внедрению правил режима дня; о преодолении подсказок и списывания домашних заданий и т.д. — и определять, как активисты должны их решать. Также каждую неделю проводить с активистами «летучки» по подведению итогов их работы, выявлению недочетов, и анализу успехов.
Чтобы сформировать у школьников эти умения в навыки и приучить соблюдать правила умственного труда, нужно добиваться такой организации работы, которая побуждала бы их всегда действовать определенным образом. В этом плане исключительно важно показать учащимся (дать образец), как готовить домашние задания и добиваться успехов в учении с этой целью с учащимися проводятся практические занятия по выполнению домашних заданий.
Вначале школьникам напоминаю правила умственного труда, а затем им предлагалось выполнить домашнее задание с соблюдением этих правил. Чтобы побудить ребят к более активной и добросовестной работе, после выполнения задания проводят беглую проверку знаний и просмотр письменных упражнений. Вместе с тем учащимся указывалось, чтобы они не забыли использовать приемы рассредоточенного во времени запоминания и дополнительно поработали дома над усвоением изучаемого материала. Школьники оставались на них по желанию. Но на второй день все видели, что «добровольцы» уверенно отвечают на уроке и получают хорошие оценки. Поэтому очередные практические занятия, как правило, проходили почти при полном составе класса.
Обращают серьезное внимание на контроль за самим процессом домашней работы с тем, чтобы действенно повысить ее качество. Усиление внимания и контроля за самим процессом усвоения знаний давало возможность улучшать индивидуальную помощь слабоуспевающим ученикам, формировать у них умение самостоятельной работы и оказывать на них действенное влияние.
В итоге такой целенаправленной и продолжительной работы удалось закрепить у ребят умения и навыки выполнения домашних заданий и добиться значительного повышения успеваемости. Эта проблема оставалась главной и в последующей учебно-воспитательной работе, однако, она уже не требовала такой концентрации педагогических усилий. Сформированные у учащихся умения и навыки домашней учебной работы поддерживались и совершенствовались с помощью эпизодических воспитательных мероприятий (бесед, собраний, контроля и т.д.), которые выступали в качестве подкрепляющих педагогических средств. Нельзя представлять рассмотренную работу в виде некоего рецепта или шаблона, годного для применения в любом классе. Она показывает лишь принципиальные подходы к определению ее содержания в организационных формах, позволяющих добиваться успехов в формировании у учащихся умений и навыков домашнего учения.

7. Проверка домашнего задания
Роль домашних заданий практически обесценивается, если не налажена их проверка. Практикуют разные формы учёта. Это и устный опрос у доски или с места по домашнему заданию, и короткая письменная работа, но, прежде всего это непосредственная проверка задания в тетрадях – фронтальная при обходе класса в начале урока и более основательная, выборочная во внеурочное время.
Проверку домашнего задания можно осуществлять в различных формах.
Рассмотрим наиболее распространенные приемы проверки домашнего задания.
I прием.
У доски готовится один учащийся, класс в это время занят другой работой.
Затем ученик отвечает, а остальные слушают и задают вопросы.
II прием.
Отличается от первого тем, что к доске вызывается не один, а все учащиеся.
Этот прием позволяет экономить время урока. Этот широко распространенный в школе прием называют уплотненным опросом.
Необходимо отметить недостатки этих приемов:
1) Вызванным учащимся выделяется время на подготовку к ответу.
Остальным не дается время, чтобы продумать ответы на поставленные вопросы.
2) Если вызванные учащиеся отвечают плохо, то уплотненный опрос затягивается на 15-20 минут, а других учащихся вызвать не возможно, так как они не готовились к ответу.
Кроме таких форм контроля выполнения домашнего задания существуют и другие.

Самопроверка по образцу применяется на первом уроке после объяснения нового материала. Образец решения домашней работы записан на доске заранее или проецируется на экран с помощью мультимедиа.
Учащиеся рассматривают решение образец и устно комментируют его, тетради у всех закрыты. Затем ребята открывают тетради и проверяют свои работы по образцу, подчеркивая ошибки. Этот способ развивает внимание и выявляет ошибки с помощью образца.
Взаимопроверка с помощью образца используется на следующем уроке. В этом случае учащиеся проверяют домашнюю работу своего соседа тоже по образцу. Как и в первом случае, окончательно тетради проверяет учитель.

Математический диктант
Математический диктант может заменить опрос по теме, заданной для повторения. Его продолжительность обычно 10-20 минут. Он представляет собой систему вопросов, связанных между собой.
Текст диктанта может быть:
1. Написан на доске
2. Спроецирован на доску с помощью мультимедиа.
3. Зачитан учителем
Существует еще такая разновидность диктанта, как математический диктант с графической записью ответа.
Приведём методику проведения диктанта.
1. Учитель полностью зачитывает текст, а учащиеся слушают, не делая записей.
2. Учитель читает текст по фразам, делая паузы от одной до четырех минут, чтобы дать учащимся возможность выполнить задание.
3. Когда все задания выполнены, учитель снова читает весь текст с небольшими остановками (это дает учащимся возможность что–то исправить и сделать дополнения)
Правильные ответы проецируются на экран(записываются на доске). Ученики могут проверить диктант самостоятельно у соседа по парте.
В 5-7 классах все работы проверяет учитель. Этот метод проверки реже используется в старших классах.

С помощью математического диктанта можно проверить знание учащимися формулировок, определений, свойств, теорем, формул, умения и навыки в их использовании.

Организация самостоятельных работ (Приложение№8)

При изучении математики важно, чтобы учащиеся не только знали теоретический материал, но и умели применять его к решению задач и упражнений, обладали бы рядом навыков (вычислительными навыками, умениями преобразовывать выражения и т.д.). Эти умения и навыки могут быть по настоящему проверены только в письменной работе. Обычно самостоятельные работы проводятся после коллективного решения задач новой темы и предшествуют контрольной работе по этой теме.
При проведении самостоятельной работы учитель сталкивается со следующими затруднениями:
1. Дети заканчивают работу не одновременно, поэтому целесообразно включать в работу дополнительные задания для тех, кто работает быстрее.
2. Трудно подобрать задания одинаково посильные всем учащимся.
3. Трудно организовать проверку самостоятельных работ.

Самостоятельная работа учащихся, т.е. их работа в отсутствие учителя или, по крайней мере, без обращения к его помощи в течение какого-то промежутка времени, является важнейшей частью всей работы по изучению математики. Многие вопросы школьного курса математики могут быть успешно изучены учащимися самостоятельно с помощью учебника, так как учебник имеет обучающую функцию, во многом аналогичную функции учителя. Наиболее распространенными являются следующие виды работы с учебником:
Чтение текста вслух
Чтение текста про себя
Воспроизведение содержания прочитанного вслух
Обсуждение прочитанного материала
Разбиение прочитанного текста на смысловые части (в начале с помощью учителя, потом самостоятельно), выделение главного
Самостоятельное составление плана прочитанного, который может быть использован учеником при подготовке к ответу
Работа с оглавлением и предметным указателем
Работа с рисунками и иллюстрациями
Работа над понятием, термином
Составление конспекта, схемы, таблицы, графика на основе материала, изученного по учебнику
Одним из способов организации работы учащихся с учебником математики является формирование приемов этой работы.
Приводу примерный состав некоторых из них

Общие приемы работы с учебником математики

Найти задание по оглавлению
Обдумать заголовок (т.е., ответить на вопросы: О чем пойдет речь? Что мне предстоит узнать? Что я уже знаю об этом?)
Прочитать содержание пункта (параграфа)
Выделить все непонятные слова и выражения и выяснить их значение (в учебнике, справочнике, у учителя, родителей, товарищей)
Задать по ходу чтения вопросы и ответить на них (О чем здесь говорится? Что мне уже известно об этом? Что именно об этом сообщается? Чем это можно объяснить? Как это соотносится с тем, что я уже знаю? С чем это нужно не перепутать? Что из этого должно получиться? Для чего это делается? К чему это можно применить? Когда и как применять?)
Выделить (выписать, подчеркнуть) основные понятия
Выделить основные теоремы или правила
Изучить определения понятий
Изучить теоремы (правила)
Разобрать иллюстрации (чертеж, схему, рисунок)
Разобрать примеры в тексте и придумать свои
Провести самостоятельно доказательство теоремы
Составить схемы, рисунки, таблиц, чертежи, используя свои обозначения
Запомнить материал, используя приемы запоминания (пересказ по плану, чертежу или схеме, мнемонические приемы, повторение трудных мест и т.п.)
Ответить на конкретные вопросы в тексте
Придумать и задать себе такие вопросы

Составление плана ответа по математике

1.Выделить понятия, которым нужно дать определения
2.Выделить теоремы или правила, которые нужно сформулировать и доказать
3.Выделить определения, теоремы, правила, на которые нужно сослаться при доказательстве
4.Составить доказательство теоремы или правила
5.Придумать записи на доске во время ответа
6.Показать, где и как применяется теорема (правило)
7.Сделать вывод

Приемы усвоения теоремы

Прочитать формулировку теоремы, понять ее смысл, используя имеющийся в книге чертеж, схему или рисунок
Если такого чертежа в книге нет, сделать его самому; если есть – самостоятельно воспроизвести его
Изучить содержание теоремы в деталях – выделить условие и заключение теоремы, записать их с использованием обозначений и чертежа
Выучить формулировку теоремы
Прочитать доказательство, обосновывая каждый шаг, следя по чертежу и стараясь при первом чтении понять основную его идею
При вторичном чтении уделить внимание деталям доказательства, обоснованию его шагов, если что-то забыто, восстановить в памяти
Воспроизвести доказательство (устно или письменно)
Сделать другой (свой) чертеж, доказать с его помощью теорему самостоятельно
Если нужно, проверить себя, прочитав доказательство еще раз
Попробовать найти другой способ доказательства
Если в изучаемом материале не все понятно, отметить неясное и обязательно обратиться к учителю
Как правило, почти на каждом уроке математики проводятся самостоятельные работы тренировочного характера. Для закрепления изученного, для его применения, для овладения необходимыми умениями и навыками. Они состоят обычно из типовых умений и задач, аналогичных тем, которые выполнялись с помощью учителя. Это могут быть также: самостоятельное воспроизведение известных учащимся выводов формул, доказательство теорем, составление таблиц и т.п., составление задач и упражнений самими учащимися, организация работы над ошибками.
Как и учитель, учащиеся должны овладеть общими подходами к решению математических задач.

Общие приемы решения математической задачи

Изучить содержание задачи (вникнуть в содержание, выделить данные и искомые, сделать чертеж, ввести подходящие обозначения, ответить на вопрос: «возможно ли удовлетворить условию?»)
Если нужно, провести анализ – поиск решения (вспомнить: есть ли специальный прием анализа или решения задач данного типа; известна ли какая-нибудь аналогичная или родственная задача, или задача, к которой можно свести данную или ее частные случаи; провести общий анализ задачи)
На основе анализа составить план решения или сформулировать известный план решения задач данного типа (при этом следить, все ли данные задачи использованы, нельзя ли преобразовать искомые или данные для более быстрого составления плана)
Решить задачу по составленному плану (при реализации плана проверить правильность каждого шага, правильно заменять термины и символы их определения, использовать свойства данных в задаче объектов)
Записать решение, используя приемы записи
Если нужно, проверить или исследовать решение (использовать способы проверки, проверить ход решения, проверить результат, решить задачу другим способом, использовать специальные приемы проверки решения данного типа задач)
Рассмотреть другие возможные способы решении, выбрать наиболее рациональный
Записать ответ
Проанализировать информацию, полученную в процессе решения задачи, выделить главное, обобщить, включить в систему прежнего знания
Полезен также общий прием контроля решения задачи
1.Проверить правильность записи условия.
2.Проверить ход решения, правильно ли использован прием решения, выдержан ли план решения
3.Проверить правильность записей и чертежей
4.Проверить вычисления и преобразования
5.Исследовать решения, рассмотреть частные случаи
6.Рассказать кратко ход решения задачи
7.Полезно проверить решение у товарища
Одним из важных видов самостоятельной работы является выполнение домашних заданий, используемых, главным образом, для закрепления изученного. Для организации этой работы необходим четкий инструктаж о том, как и что делать дома, желательно информировать родителей о том, как учащиеся должны готовить домашние задания по математике, как они должны работать с книгой, вести тетрадь и т.д. учащимся рекомендую следующие общие приемы.



Организация домашней работы по математике:

Ознакомиться с заданием
Вспомнить, что изучали на уроке, посмотреть записи в тетради
Прочитать и усвоить материал учебника
Выполнить письменные задания
Составить план ответа

Выполнение письменной домашней работы

1.Прочитать задания, изучить их
2.Продумать, какие правила и приемы следует применить для их выполнения, пользуясь, если нужно, предыдущей письменной работой, общими и частными приемами решения задач
3.Если нужно, выполнить задания полностью или частично на черновике
4. Проверить тем или иным способом решения задач
5. Записать выполненные задания в тетрадь, соблюдая правила ведения тетради по математике
Самостоятельная работа как метод обучения может использоваться на всех этапах процесса обучения математике. Но во всех случаях необходимо учить учащихся приемам самостоятельной работы. Целенаправленный отбор содержания самостоятельной работы и выбор приемов ее организации обеспечивают создание условий для формирования умений в любой самостоятельной деятельности.
Во всем многообразии ее видов самостоятельная работа учащихся не только способствует сознательному и прочному усвоению ими знаний, формированию умений и навыков, но и служит для них средством воспитания самостоятельности как черты личности, а в дальнейшем позволяет самостоятельно решать различные жизненные задачи.

Анализ домашнего задания.
1.Методы и приемы проверки домашнего задания.
2.Мотивировка домашнего задания на данном уроке, его цели и осознание этих целей учащимися.

3.Объем домашнего задания ( чем определяется).
4.Характер домашнего задания ( тренировочный, творческий, закрепляющий, развивающий, дифференцированный).
5.Посильность домашнего задания для всех учащихся.
6.Подготовленность домашнего задания всем ходом урока.
7.Методика задания на дом, инструктаж.
8.Предполагаемая отдача от заданного на дом (ставит ли учитель перед собой вопрос: «Зачем я задаю учащимся это домашнее задание?».

Организация контрольных работ(Приложение №9)
Контрольная работа может быть кратковременной и долговременной.
1. Перед проведением контрольной работы необходимо определить объект контроля, цель предстоящей работы и средства контроля.
Они должны быть сообщены учащимся.
2. В зависимости от вида заданий нужно продумать, каким образом ученик должен их оформить.
3. Учитель должен продумать что он отнесет к недочетам, а что к ошибкам.
Из этого будет складываться оценка. Критерии оценки хотя бы в общих чертах должны быть известны учащимся.
4. Контрольная работа должна быть посильной для всех учащихся без исключения. Сильным ученикам нужно дать задания труднее.
5. Каждой контрольной работе должна предшествовать самостоятельная работа с аналогичными упражнениями.
6. Анализ контрольной работы необходимо проводить сразу, для этого необходимо завершать работу за несколько минут до звонка. Желательно фрагменты решения разобрать сразу после написания работы, потому что на следующий день или позже учащиеся уже теряют интерес к содержанию работы и многие интересуются только оценкой.
7. Обязательно нужно проводить количественный и качественный анализ контрольной работы.

Но данные количественного анализа не позволяют установить уровень владения материалом конкретного ученика.
Такую возможность представляет качественный анализ. Информация, которая подвергается качественному анализу, должна включать данные о выполнении каждого задания предложенной контрольной работы каждым учеником класса. Анализ результатов контрольной работы может способствовать получению выводов об особенностях своей деятельности по организации усвоения школьниками учебного материала.

Машинные средства проверки (Приложение№10)
Для контроля знаний учащихся используют персональный компьютер. Для контроля знаний учащихся удобно применять типовые расчеты, которые включают наиболее характерные задания базового курса математики.
Перечислим некоторые преимущества использования компьютера для создания типовых расчетов:
1.Однотипные задания печатаются в любом количестве неповторяющихся вариантов;
2.Варианты, созданные с помощью компьютерных программ, проверяются значительно быстрее, так как компьютер может предоставить ответы к каждому заданию;
3.Компьютерные типовые задания удобны для отработки необходимых навыков с отстающими учащимися (учитель не тратит время на подбор однотипных заданий для отработки определенных навыков);
4.Учащиеся с огромным интересом работают с такими заданиями, особенно, если карточка с заданием индивидуальна и ученик может работать в ней.


Использование различных форм контроля на уроках математики.
Одним из существенных моментов в организации обучения является контроль за знаниями и умениями учащихся. От того, как он организован, на что нацелен существенно зависит содержание работы на уроке, как всего класса в целом, так и отдельных учащихся. Вся система контроля знаний и умений учащихся должна планироваться таким образом, чтобы охватывались все обязательные результаты обучения для каждого ученика. Одновременно в ходе контроля надо дать учащимся возможность проверить себя на более высоком уровне, проверить глубину усвоения материала. В ходе изучения темы проверяют результаты обучения путем проведения текущих самостоятельных работ, устного опроса, контрольных работ и других форм контроля
Описание зачетной системы при изложении темы
Зачет — это специальный этап контроля, целью которого является проверка достижения учащимися уровня обязательной подготовки.
Зачеты отличаются от традиционной работы и по системе оценивания, и по характеру проведения. Именно эти свойства зачета наиболее точно отвечают особенностям проверки и оценки достижения учащимися уровня обязательной подготовки.
Основные положения зачетной системы, выполнение которых делает ее применение наиболее эффективным:
— зачеты проводятся по каждой теме курса. Их содержание отбирается таким образом, чтобы обязательные результаты обучения были представлены максимально полно;
— каждый ученик сдает все предусмотренные планом зачеты;
— зачет считается сданным, если ученик выполнил верно, все предложенные ему задачи обязательного уровня;
— при проведении зачетов задачи обязательного уровня, составляющие собственно содержание зачета, могут дополняться более сложными заданиями.
Для учета выполнения учащимися на зачете обязательных задач ведётся специальная ведомость. В ней указываются номера задач (или характеристика содержания этих задач), выполнявшихся учеником, и отмечается знаком «+» верное выполненное задания, знаком «-» — задание, с которым ученик не справился
Условия организации зачетов позволяют обеспечить в течение учебного года достаточно полную проверку каждого ученика на обязательном уровне. Это достигается тем, что в ходе тематического контроля ставиться задача, как можно полнее охватить обязательные результаты по этой теме; при этом ученик отчитывается за все темы, изучаемые в курсе.
При проведении зачетных уроков используют пятибалльную шкалу. Характеристика цифровой оценки (отметки) за письменную проверку:
«5» («отлично») -уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок не более одного недочета, логичность и полнота изложения;
«4» («хорошо») -уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала, использование нерациональных приемов решения учебной задачи;
«3» («удовлетворительно») — достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявленных к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;
«2» («плохо») — наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота ответа, нераскрытость.
Выделяют четыре вида зачетов:
— открытый тематический зачет;
— закрытый тематический зачет;
— открытый текущий зачет;
— закрытый текущий зачет.
С помощью зачетов проверяют овладение различными порциями учебного материала. В соответствии с этим их можно разделить на тематические и текущие. Тематические зачеты проводятся в конце изучения темы и направлены на проверку усвоения ее материала в целом. Текущие зачеты проводятся систематически в ходе изучения темы по небольшим законченным по смыслу порциям учебного материала.
В открытом тематическом зачете учащиеся предварительно знакомятся со списком задач обязательного уровня. Во втором случае этот список в явном виде учащимся не предъявляется. Однако это не означает, что учащимся совсем неизвестно какие типы задач относятся к обязательным. В ходе изучения материала акцентирую внимание учеников на задачах обязательного уровня, подчеркивая, что подобные задания необходимо будет решать на зачете.
Методические рекомендации к проведению закрытого тематического зачета:
Цель: проверка достижения учащимися уровня обязательной подготовки; овладение важнейшими умениями и навыками.
Задача: установить уровень овладения знаниями по конкретной теме.
Подготовка: в процессе изучения темы отводится специальное время на формирование и отработку умений решать задачи обязательного уровня.
Время проведения: за один — два урока запланированного окончания изученной темы.
Формы: устная (опрос по билетам); письменная (контрольная работа); смешанная (часть учащихся класса опрашивается устно, а остальные задания письменно и сдают учителю на проверку).
План проведения: разминка, самостоятельная работа, решение (обязательная) устных задач (часть), устный (дополнительная) мини-экзамен (часть), тест.
Подведение итогов: проводится на следующем уроке (объявляется количество набранных баллов и оценка).
Корректировка: разбираются задачи, вызвавшие у учащихся наибольшие трудности. Время на пересдачу зачетов отводится на уроке или индивидуально после уроков. Предлагается индивидуальная карточка — задание или задача из зачета в качестве дополнительного задания.
Методические рекомендации к проведению открытого тематического зачета:
Цель: учет и контроль знаний, умений и навыков.
Задача: установить уровень овладения знаниями по конкретной теме.
Подготовка: в начале изучения темы вывешивается в классе или раздается учащимся список задач, отвечающим уровню обязательной подготовки по данной теме, и сообщает, что после ее изучения будет зачет.
Время проведения: на специально выделенном уроке.
Форма: проверочная работа.
План проведения: разминка, самостоятельная работа, обязательная часть, дополнительная часть.
Подведение итогов: проводится на следующем уроке (объявляется количество набранных баллов и оценка).
Корректировка: разбираются задачи, вызвавшие у учащихся наибольшие трудности. Время на пересдачу зачетов отводится на следующем уроке. Предлагается индивидуальное задание.
Текущие зачеты проводятся несколько раз в ходе изучения темы. От тематических они отличаются тем, что охватывают меньший по объему материал; поэтому, как правило, на их проведение не требуется отводить весь урок. Это могут быть небольшие работы, рассчитанные на 10-15 минут и направленные на проверку одного — двух умений, формируемых в течение нескольких уроков.
Предлагаю деление урока — зачета на три этапа:
I этап — подведение итогов выполнения домашних заданий (на основе открытых листов учета знаний). Учащиеся с помощью консультантов и учителя выставляют среднюю оценку за качество выполнения домашних заданий по данной теме (учитывается правильность и степень самостоятельности);
II этап — опрос учащихся по знанию правил. Используются вопросы на повторение. Учитель и консультанты одновременно опрашивают учеников. Свободные от опроса переходят к третьему этапу;
III этап — выполнение итоговой контрольной работы по теме
Все этапы взаимосвязаны по времени и содержанию.
Использование элементов зачетной системы позволяет обеспечить активность и самостоятельность учащихся на каждом уроке.
Все виды контроля успеваемости предусматривают проведение планомерного систематического наблюдения за учебной работой учащихся в классе и вне класса. Данные такого наблюдения позволяют установить отношения ученика к своим учебным обязанностям, его сильные и слабые стороны, пробелы в знаниях, осуществить индивидуальный подход к учащимся путем применения различных методов проверки знаний, умений и навыков.
Зачетная система включает в себя не только проведение зачетов, но и предусматривает построение системы уроков.(Приложение №11)

Заключение

Вопрос о домашних заданиях учащихся – одно из основных вопросов всей их учебной работы, вопрос о продвижении вперёд, о выборе дальнейшего пути. Этот вопрос имеет существенное значение о формировании личности учащегося. Его успешное решение может быть достигнуто лишь усилиями трёх коллективов: коллектива учителей, коллектива учащихся и коллектива родителей. Школа только тогда может достичь хороших результатов, когда обеспечит единство этих коллективов. Систематический контроль знаний и умений учащихся – одно из основных условий повышения качества обучения. Учитель математики в своей работе должен использовать не только общепринятые формы контроля (самостоятельная и контрольная работы, устный опрос у доски и т.д.), но и систематически изобретать, внедрять свои средства контроля. Умелое владение учителем различными формами контроля знаний и умений способствует повышению заинтересованности учащихся в изучении предмета, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого ученика. Контроль для учащихся должен быть обучающим.В результате проведения нетрадиционных форм контроля знаний и умений раскрываются индивидуальные особенности детей, повышается уровень подготовки к уроку, что позволяет своевременно устранять недостатки пробелы в знаниях учащихся.


Список используемой литературы


1. Амонашвили Ш. А.
Обучение. Оценка. Отметки. – М: Знание, 1980.
2. Баймуханов Б. Б.
Тематический контроль и учет знаний // Математика в школе, 1989 №5.
3. Борода Л.Я.
Некоторые формы контроля на уроке // Математика в школе, 1988 №4.
4. Вахламова А. П., Рабунский Е. С.
О систематической взаимопроверке знаний учащихся на уроках
// Математика в школе, 1979 №1.
5. Груденов Я. И.
Совершенствование методики работы учителя математики – М: Просвещение,
1990.
6. Дакацьян У. В.
Проверка знаний учащихся по математике – М: Академия педагогических наук
РСФСР, 1963.
7. Денищева Л. О., Кузнецова Л. В., Лурье И.А. и др.
Зачеты в системе дифференцированного обучения математики – М: Просвещение,
1993.
8. Калинина М.И.
К вопросу о контроле и оценке знаний учащихся/ сб. статей “Организация контроля знаний учащихся в обучении математики”, сост. Борчугова З. Г.,
Батий Ю. Ю. – М: Просвещение, 1980.
9. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования / Под ред.
Скаткина М.Н., Краевского М.Н. – М: Педагогика, 1978.
Проверка и оценка знаний учащихся – М: АПН РСФСР, 1960.

10.Раченко И.П. К вопросу о домашних заданиях. 1996г.

Пожаловаться 30 апреля 2013
Файлы

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru