В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Власть вещей над душой и поступками человека.

Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов

Содержание


1.Введение…………………………………………………………………………..3

2.Цели и задачи, направления проекта……………………………………………5

3.Условия реализации и предполагаемый результат…………………………….6

4.Этапы реализации проекта………………………………………………………7

6.Литература……………………………………………………………………….12

8.Приложение №1………………………………………………………………....13

9.Приложение №2…………………………………………………………………15

10.Приложение №3………………………………………………………………..17




Введение

Взгляд ученых исследователей и педагогов-практиков на термин «патриотизм» различен. Т.В. Еремова в «новом словаре русского языка» дает следующее определение: патриотизм – любовь к своему Отечеству, преданность к своему народу и ответственность перед ним, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины.

Патриотизм, как осознание своей исторической культуры, национальной и духовной принадлежности к Родине определяет Д.С. Лихачев. В малом энциклопедическом словаре Бронгауза «патриотизм – это любовь к Родине, преданность к своему Отечеству, своему народу». По мнению современных ученых и педагогов, он имеет три составляющие: глубинное чувство принятия страны, чувства причастности (свой личный вклад) к делам страны, малой родины, своим школе, классу, семье.

Проблема патриотического воспитания существовала в разные исторические эпохи. В современной России наметился переход к укреплению государственности, возрождению культурно-исторических традиций. В этих условиях особую значимость приобретают задачи воспитания возрастающего поколения, способного к социализации, уважающего права и свободы личности, высоконравственной, проявляющую терпимость, уважительное отношение к истории, традициям и культуре своего народа.

Грандиозность и значимость задач, стоящих сегодня перед нашим обществом, бесконечная сложность мира человеческих отношений и ни с чем не сравнимая ценность жизни каждого ребенка, настоятельно требует социально-ответственного подхода к воспитанию.

Воспитание патриотических чувств детей начинается с воспитания любви к своей школе, к своему городу, где они родились и выросли; к людям, которые живут и трудятся в этом городе; к природе. Подобно тому, как реки начинаются с ручейков, любовь к Родине возникает, развивается и крепнет из чувства привязанности к родному краю.

Процесс патриотического воспитания очень сложен даже тогда, когда речь идет о совершенно здоровых детях. Естественно, что он оказывается особенно сложным, когда воспитываются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей с отклонениями в умственном, эмоционально-волевом и физическом развитии. Такие дети воспитываются в условиях, где семья заменена учреждением; в ситуации ограниченной социальной активности, не достаточного включения ребенка в различные виды практической деятельности; в условиях ограниченных сфер реализации усвоенных социальных норм и социального опыта. Так, все это значительно затрудняет процесс эффективности становления личности ребенка. Но в силу компенсаторных возможностей и пластичности нервной системы, способности развивающегося организма, в процессе воспитания происходит развитие самых сложных сторон личности умственно отсталого ребенка. Решающее значение имеет атмосфера благожелательности, сочетание требовательности и уважения, единство требования учителя и воспитателя к воспитанникам.

В основе воспитания детей-сирот, тем более патриотического, находится, прежде всего, воспитание чувств. Фактором развития патриотических чувств должна стать – целенаправленно созданная ситуация, когда ребенок переживает гордость за близких, свою семью, коллектив, успех совместной деятельности.

Очень важно поставить ребенка в позицию, позволяющую на практике выбирать ценности и линию поведения, совершать правовые и нравственные поступки, формировать понимание того, что от его действий зависит не только его собственная жизнь и благополучие, но и жизнь и благополучие других людей, всего народа и государства.

Главная нормативная база для всех образовательных учреждения, кроме Конституции РФ, государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». На основе ее главных положений разработана региональные и муниципальные программы, а уже на основе их мы разработали проект «Я гражданин своей страны».

С целью изучения уровня сформированности знаний основ патриотизма у воспитанников, были разработаны критерии оценки сформированности знаний основ патриотизма (Приложение №1), а также использованы методы диагностики: анкетирование (Приложение №2), беседы, наблюдения.

Полученные результаты позволили сделать вывод, что:

  • 80% воспитанников отмечают низкий уровень знаний основ патриотического воспитания;

  • 65% воспитанников не проявляют интерес к истории города, края, страны.

Таким образом, мы отметили, что традиционные подходы в воспитании патриотических чувств, любви к родине, не достаточны, поэтому необходимо изменить форму организации воспитательного процесса в данном направлении.

На наш взгляд решением данной проблемы стала реализация проекта «Я гражданин своей страны». Мы считаем, что данный проект позволяет воспитанникам усвоить сложный материал, через совместной поиск решений проблемы, тем самым, делая воспитательный процесс интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности детей, помогает самому педагогу развиваться, как творческой личности.


Цель проекта

Создание условий для воспитания чувства сопричастности своей Родины, ответственного отношения к трудовой деятельности во имя ее процветания, любви и уважения к своему народу.


Задачи проекта

  1. Формировать уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям, традициям, языку.

  2. Воспитывать бережное отношение к памятникам искусства и культуры.

  3. Вовлечь воспитанников в социальную значимую деятельность, направленную на милосердие, благотворительность, развивать общественную активность.

  4. Коррекция эмоционально- волевой сферы воспитанников.

  5. Воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к родному краю, своей Родине, к традициям, обычаям своего народа.

  6. Развивать гордость за принадлежность к великому народу, почитание национальных святынь и символов.


Направления проекта

  1. Краеведческое – направленно на изучение истории, природы, культуры страны, своей местности.

  2. Героико-патриотическое – служит сохранению памяти героическим событиям, подвигам, формированию уважения к военной профессии.

  3. Гражданское – направлено на формирование гражданской позиции, сознание долга перед семьей, народом и Родиной.

  4. Экологическое – служит для формирования у детей навыков экологической культуры, потребности к сохранении экологии родного края, милосердия, бережного отношения к природе Отечества.

  5. Духовно- нравственное – направлено на осознание ребенка высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни; познание своих корней, осознания неповторимости Отечества, его судьбы и неразрывности с ним.





Условия реализации

Для реализации работы по определенным нами направлениям составлен план мероприятий на один учебный год (Приложение №3). Проект рассчитан на средний школьный возраст для детей с ограниченными возможностями здоровья города Прокопьевска на базе МОУ «Школа-интернат № 4». Реализация проекта проводиться в течение всего учебного года согласно разработанному календарно-тематическому плану, во второю половину дня, во внеурочное время. Критериями оценки результатов проекта станет повторное анкетирование.



Кадровое обеспечение проекта

Для реализации данного проекта требуется активное участие:

  • детей среднего школьного возраста;

  • воспитателей;

  • учителей истории, музыки, рисования и литературы;

  • школьного библиотекаря;

  • завуча по воспитательной работе;

  • руководителя МО.



Предполагаемый результат

Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу. Но если, в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, если начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цели и задачи проекта выполнены.







Этапы реализации проекта

Этап/сроки

Название темы

Содержание

1

Подготовительный


Август


Изучение материала, литературы;

Изучение интересов, уровня знаний воспитанников по теме; анкетирование воспитанников; разработка конспектов воспитательских часов; подбор наглядного и раздаточного материала.

2

Практический

Сентябрь-май



История образования Кемеровской области

Обмен знаниями, понятиями, обсуждение по материалу.

Символика родного края

Дидактические игры: «Пазлы», «Найди различия», кроссворды по теме.



Природа – наш дом.

Разработка и изготовление предупреждающих и запрещающих экологических знаков.

Шахтер – это звучит гордо!

Встреча с ветераном Шахтерской славы

Гумировым М.Б.

Слово о родном крае.

Фотосъемка достопримечательностей родного города.

Я в природе.

Распределение зон лесной полосы для экологического субботника – уборка мусора и распределение изготовленных экологических знаков.

Город, в котором мы живем.

Оформление альбома, используя собранный материал по теме.

Тимур и его команда.

Оказание посильной помощи, закрепленными за школой, ветеранам.

Святочи России

Вводная беседа по классам. Именное поздравление воспитанников, рожденных в октябре, нареченных именем святого Сергия Радонежского

(8 октября).

Красота моего края

Выставка рисунков.

Подарим нашу доброту птицам.

Изготовление и развешивание кормушек.



Земля Кузнецкая.

Оформление собранного материала о проделанной работе в книжку малышку размером 15 см*15 см.

Государство, в котором я живу.

Организационный момент. Введение в тему. Основная часть. Заключительная часть. Обратная связь. Итог.

Припадаю Россия к твоей красоте.

Изготовление поделок и картин из природного материала.

Святочи России.

Вводная беседа по классам. Именное поздравление воспитанников, рожденных в декабре, нареченных именем святых: Андрея Первозванного (13 декабря) и Николая Чудотворца (19 декабря). Чтение именной молитвы.

Поэты о Родине.

При зажженных свечах воспитанники и воспитатели читают стихи о Родине, на фоне спокойной классической музыки.

Государственная символика.

Викторины по теме.

Ступени истории.

Знакомство с выставочными экспозициями Краеведческого музея г.Прокопьевска.



Святочи России








Вводная беседа по классам. Именное поздравление воспитанников, рожденных в январе, нареченных именем святых: Серафима Саровского

(15 января) и Святой мученицы Татьяны (25 января). Чтение именной молитвы.

«Здесь русский дух, здесь Русью пахнет».



Дети рисуют русский быт, костюмы, традиции, праздники и т.д.

Создается папка творческих работ детей.

Мы знаем тебя Россия.

Написание мини- сочинения, включая историю России.

Герои нашего времени.





Поисковая работа для знакомства с ветеранами Афганской и Чеченской войн (сбор информации для мини музея и документального фильма).

«Зарница».







Построение команд (общий сбор). Смотр песни и строя. Вручения командам маршрутных листов. Прохождение маршрутов по станциям. Полевая кухня. Линейка. Итог. Награждение.

Святочи России.



Вводная беседа по классам. 18 февраля – об ангелах;

26 февраля – о добре и любви.

«Ни что не забыто, ни кто не забыт».

Литературно-музыкальная гостиная.

Дни воинской славы России.


Группой ребят создается красочный тематический календарь по памятным датам.



Тимур и его команда.



Оказание посильной помощи ветеранам, закрепленным за школой.

Этих дней не смолкнет слава.

Изготовление детьми поделок, экспозиций на военную тематику.

Героизм. Героический поступок. Высокое звание герой.

Встреча с ветераном Великой Отечественной Войны Велижанским И.А.

Вечная память героям.



Посещение и очистка от мусора памятников, посвященных участникам Великой Отечественной Войны

г.Прокопьевска.

Великое звание солдат.



Создать экспозицию из творческих работ, и собранного материала, с последующим оформлением.

Когда поют солдаты.


Инсценировка и исполнение песен военных лет.

День победы.






Час поэзии. Просмотр художественного фильма «1945 год», с последующим обсуждением. Участие во Всероссийской акции «Свеча памяти».

Святочи России.


Открытый библиотечный час «Кирилл и Мефодий». Иконопись на Руси.



«Нет, не забыты подвиги солдат, их ратный труд и подвиги воспеты».





Введение в тему. Чтение детьми стихов военных лет. Инсценировка «22 июня 1941»,

«9 мая 1945». Чаепитие. Просмотр презентации « О горестях народа во время Великой Отечественной Войны».





Как это было…..

Монтаж собранной информации о проделанной работе по проекту. Создание документального фильма.

3

Презентационно- завершающий

(конец мая).



Открытие мини музея «Великое звание солдат». Итоговая выставка творческих работ детей в ходе осуществления данного проекта.

4

Контрольно- рефлексивный

(конец мая)

Заседание МО воспитателей (отчет о проделанной работе).

Демонстрация документального фильма «Как это было…»

Рассмотрение результатов повторного анкетирования.


Литература


  1. Беспятова Н.К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н. К.Беспятова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2006.

  2. Буторина Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова – СПб: КАРО, 2004.

  3. Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность / Авт.сост. Т. А.Орешкина. – Волгоград: Учитель, 2007.

  4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы».

  5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы».

  6. Лебедева О.В. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности: 5-10 классы. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

  7. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий / Авт.сост. И.А.Пашкович – Волгоград: Учитель, 2006.

  8. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М., 1974. Т.2.

















Приложение № 1

Опросник

Цель: выявить уровень сформированности знаний основ патриотизма у воспитанников.

Инструкция: прочитай внимательно вопросы и ответь на них, подчеркнув правильный вариант.

  1. Что такое символ государства?

А) отличительный знак

Б) медаль

В) монета

2.Что обозначает слово «герб»?

А) рисунок

Б) наследство

В) единство

3.Опишите флаг России снизу вверх

А) синий-белый-красный

Б) белый-синий-красный

В) красный-синий-белый

4.Назови ФИО действующего президента России

А) Путин Владимир Владимирович

Б) Медведев Дмитрий Анатольевич

В) Горбачев Михаил Сергеевич

5.Назови столицу России

А) Санкт- Петербург

Б) Москва

В) Нью- Йорк

6.Назови, какую должность занимает А.Г. Тулеев

А) президент

Б) губернатор

В) мэр

7.Назови мужскую почетную профессию нашего города

А) строитель

Б) шахтер

В) водитель


8.Какое имя легло в название нашего города?

А) Прокопий

Б) Прокоп

В) Прокопьевский

9.Главная достопримечательность города Прокопьевска (здание)

А) Супермаркет «Чайка»

Б) Драмтеатр

В) Гостиница

10.Какое животное изображено на гербе г.Прокопьевска?

А) Медведь

Б) Лошадь

В) Лев

11.Назови дату начала и окончания ВОВ

А) 1942- 1947

Б) 1941- 1945

В) 1940- 1945

12.Какой из Советских городов дольше всех был в блокаде во время Великой Отечественной Войны?

А) Севастополь

Б) Москва

В) Ленинград

13. Назови фамилия солдата, закрывшего своим телом дзот с пулеметчиками в годы Великой Отечественной Войны?

А) Матросов

Б) Жуков

В) Морозов

14.Под флагом какого цвета сражались наши солдаты в годы Великой Отечественной Войны?

А) Зеленый

Б) Красный

В) Триколор

15. Кто напал на Советский Союз 22 июня 1941 года?

А) Англичане

Б) Французы

В) Немцы

Приложение № 2

Критерии оценки сформированности патриотизма воспитанников


Показатели

Уровни сформированности патриотизма воспитанников

средний

низкий

крайне низкий

Патриотическое

самопознание

Интересуется историей и культурой Родины, гордится ею, проявляет интерес к людям другой национальности, их культуре и традициям, знает основные права, обязанности и общепринятые нормы поведения

Мало интересуется историей Родины; историко- патриотическую работу выполняет при побуждении и под контролем; не всегда придерживается общепринятых норм поведения

Пренебрежительно относится к культуре и истории своей страны; проявляет не уважение к людям другой национальности; пассивен и не участвует в воспитательных мероприятиях

Патриотический долг

Выполняет общественные поручения и свои обязанности

Неохотно выполняет поручения и соблюдает гражданский долг, только при условии контроля со стороны воспитателей

Уклоняется от поручений патриотической значимости, безответственен

Патриотическая ответственность

Знает конституционные права и законы государства

Не достаточно знает законы государства




Нарушает дисциплину и право- порядок, требует постоянного контроля

Правовая культура

Осознает себя патриотом страны, знает свои права и обязанности

Знает свои права и обязанности, но реализовать их может только под руководством взрослых

Неуважителен к правам и обязанностям гражданина- патриота; не выполняет требования общества

Патриотическое достоинство

Обладает развитым чувством собственного достоинства, стремиться выполнять трудные дела и поручения

Обладает развитым чувством собственного достоинства, но при выполнении трудных поручений не всегда достигает цели, т.к. не проявляет требовательности к себе

Требования к себе не предъявляет, нет силы воли, труслив. При выборе решения проблем не уверен в себе; податлив дурному влиянию

Патриотическая активность

Принимает активное участие во всех видах деятельности, следуя за другими ребятами, но в отдельных случаях может не выполнить поручения или не довести начатое дело до конца

Проявляет активность, только в тех случаях, когда дело интересует, требует контроль со стороны взрослых

Уклоняется от участия в общественно полезных делах, трудится неохотно, недобросовестно









Приложение № 3

План проектной деятельности на один учебный год


Время

проведения


Тема


Цели


Форма проведения

Сентябрь

История образования Кемеровской области

Знакомить детей с историей образования Кемеровской области

Круглый стол


Символика родного края

Познакомить детей с историей возникновения символики города и области

Дидактическая игра


Природа – наш дом

Совершенствовать умения природоохранной деятельности

Разработка и изготовление предупреждающих и запрещающих экологических знаков


Шахтер – это звучит гордо!

Знакомить детей со знаменитыми людьми шахтерской профессии

«Встреча за самоваром» с ветераном Шахтерской славы

Октябрь

Слово о родном крае

Закрепить знания детей об истории города

Экскурсия и фото экскурсия по достопримечательностям города


Я в природе

Формирование у детей навыков экологической культуры

Экологический субботник


Город, в котором мы живем

Углублять и конкретизировать представление о родном городе

Оформление альбома


Тимур и его команда

Прививать детям умение оказывать посильную помощь ветеранам

Тимуровская работа


Святочи России

Прививать детям уважение к традициям русского народа

Библиотечный факультатив «Русское слово»

Ноябрь

Красота моего края

Учить детей передавать чувства и ощущения через рисунок

Рисование


Подарим нашу доброту птицам

Прививать желание помогать зимующим птицам

  1. Изготовление кормушек.

  2. Развешивание кормушек.


Земля Кузнецкая

Прививать умение обобщать и оформлять результаты проведенной работы

Изготовление книжки- малышки том № 1

Декабрь

Государство в котором я живу

Прививать любовь к Родине

Час общения


Припадаю Россия к твоей красоте

Учить детей передавать чувства и ощущения через рисунок

Рисование


Святочи России

Прививать детям уважение к традициям русского народа

Библиотечный факультатив «Русское слово»


Поэты о Родине

Воспитывать любовь к художественному слову

Поэтический час при свечах

Январь

Государственная символика

Закрепить знания о символике Российского государства

Викторина


Ступени истории

Закрепление нового материала, через наглядность

Экскурсия в Краеведческий музей


Святочи России

Прививать детям уважение к традициям русского народа

Библиотечный факультатив «Русское слово»


«Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!»

Формировать умение подходить творчески к оформлению своих знаний, уважительного отношения к традициям своего народа

Коллективное творчество

Февраль

Мы знаем тебя Россия

Формировать у детей положительное нравственное отношение к своей Родине

Мозговой штурм


Герои нашего времени

Формировать у детей умение общаться, задавать интересующие вопросы взрослым и самостоятельно собирать информацию

Поисковая работа


«Зарница»

Развивать традиции военно- патриотического воспитания, привлечь детей к спортивным занятиям

Военно-спортивная игра


Святочи России

Прививать детям уважение к традициям русского народа

Библиотечный факультатив «Русское слово»


«…не потертая веками Святая Русь»

Побуждать детей к совместной деятельности

Изготовление книжки- малышки том № 2

Март

«Ни что не забыто, никто не забыт»

Приобщать детей к историческому прошлому своего народа

Час общения


Дни воинской славы России

Закрепить знания детей о памятных датах (военных лет) России

Создание календаря


Тимур и его команда

Прививать детям умение оказывать посильную помощь ветеранам

Тимуровская работа


«Этих дней не смолкнет слава»

Формировать у детей умение выражать чувства, восприятия, через декоративно- прикладное творчество

Творческое воображение

Апрель

Героизм, героический поступок. Высокое звание герой.

Формировать положительную нравственную оценку у детей к защитникам родной земли

Встреча у самовара


Вечная память героям

Воспитывать уважение к прошлому своего народа

Фото и экскурс к памятникам


Великое звание – солдат

Закреплять умение обобщать и оформлять результаты проведенной работы

Создание мини- музея


Когда поют солдаты

Приобщить детей к творчеству военных лет

Конкурс «Солдатской песни»

Май

День победы

Создать праздничную атмосферу

Праздничное мероприятие


Святочи России

(Кирилл и Мефодий)

Прививать к детям уважения к традициям русского народа

Библиотечный факультатив «Русское слово»


На страже Родины

Продолжать закреплять умения обобщать и оформлять результаты проделанной работы

Изготовление книжки- малышки том № 3


«Нет, не забыты подвиги солдат, их ратный труд и подвиги воспеты»

Закрепить представление о празднике День победы, знакомство с ветеранами Великой Отечественной Войны

Открытое занятие «Литературная гостиная»


«…как это было»

Обобщение собранной информации

Монтирование документального фильма


«Я гражданин своей страны»

Учить детей презентовать результаты своей работы

Открытие мини- музея


«… как это было»

Отчет воспитателей о проведенной работе по проекту

Демонстрация документального фильма на МО воспитателей



1


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос