В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Методические рекомендации для проведения школьного этапа всероссийской олимпиады школьников

Методические рекомендации для проведения школьного этапа всероссийской олимпиады школьников

Юлия Сидорова
Тип материала: другое
Рейтинг: 12345 голосов:3просмотров: 3716
Краткое описание
Стимулирование интереса обучающихся к географии;
выявление обучающихся, интересующихся географией;
оценка знаний, умений и навыков, полученных обучающимися в школьном курсе географии;
активизация творческих способностей обучающихся;
выявление обучающихся, которые могут представлять свое учебное заведение на последующих этапах Олимпиады;
популяризация географии как науки и школьного предмета.
Описание
С учетом перечисленных выше целей, школьный этап Олимпиады в нашей школе мы проводили в два тура. Первый тур – теоретический (письменный), второй – в виде устного конкурса знатоков географии.
После подведения итогов теоретического тура школьного этапа Олимпиады мы провели общешкольный конкурс знатоков географии. Его участниками стали победители и призеры от параллелей всех классов. Конкурс знатоков географии позволил выявить, в совокупности с результатами теоретического тура, кандидатов для участия в следующем – муниципальном этапе Олимпиады.
Конкурс знатоков географии – зрелищное мероприятие, которое проводилось в форме интеллектуальног
о конкурса-игры. Участие и, особенно, победа в конкурсе знатоков – хорошая возможность для поощрения интересующихся географией школьников и, одновременно, для подготовки их к аналогичным конкурсам, проводящимся в рамках последующих этапов Всероссийской олимпиады по географии.
Победа в конкурсе знатоков включало награждение победителей этого конкурса специальными грамотами и сертификатами. В качестве зрителей на конкурсе присутствовали все желающие.
Поскольку конкурс знатоков географии проводится для учащихся разных параллелей, его задания были составлены в основном с учетом следующих знаний, умений и навыков:
знание географической номенклатуры (в том числе, «самые-самые» высокие горы, длинные реки, крупные города, многочисленные народы, большие и малые страны и т.п.);
умение «привязать» географические объекты к местности (вопросы типа «где находится», «с кем граничит», «через территорию каких стран проходит», «куда впадает» и т.п.);
навыки чтения географических карт, в том числе для определения страны (территории) по расширяющемуся полю карты или по ее контуру;
широкая эрудиция, в том числе знание национальной символики (флаги, гербы), национальных валют стран мира;
умение атрибуировать артефакты (предметы быта, одежды, «экзотические» продукты питания) со странами, на территории которых они распространены;
умение «проецировать» на географическое поле знаний информацию, полученную в ходе изучения других школьных предметов (истории, биологии, литературы, музыки).
Материалы для проведения конкурса знатоков географии подбираются учителем географии на основе личных фотоархивов, коллекции школьного музея, и из источников в сети Интернет.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Пояснительная записка к турниру (1).doc Скачать

Пояснительная записка.

Школьный этап Всероссийской олимпиады по географии проводился в нашей школе в октябре.

Целями школьного этапа Олимпиады являются:

  • стимулирование интереса обучающихся к географии;

  • выявление обучающихся, интересующихся географией;

  • оценка знаний, умений и навыков, полученных обучающимися в школьном курсе географии;

  • активизация творческих способностей обучающихся;

  • выявление обучающихся, которые могут представлять свое учебное заведение на последующих этапах Олимпиады;

  • популяризация географии как науки и школьного предмета.

Участниками школьного этапа Олимпиады стали обучающиеся 6-11 классов.

Форма проведения школьного этапа Олимпиады определяется методической комиссией вышестоящего уровня (района) с учетом методических рекомендаций центральной методической комиссии Олимпиады по географии по согласованию с руководителями учебных заведений и учителями географии. Организацией школьного этапа олимпиады и подведением его итогов занимаются учителя географии.

С учетом перечисленных выше целей, школьный этап Олимпиады в нашей школе мы проводили в два тура. Первый тур – теоретический (письменный), второй – в виде устного конкурса знатоков географии.

После подведения итогов теоретического тура школьного этапа Олимпиады мы провели общешкольный конкурс знатоков географии. Его участниками стали победители и призеры от параллелей всех классов. Конкурс знатоков географии позволил выявить, в совокупности с результатами теоретического тура, кандидатов для участия в следующем – муниципальном этапе Олимпиады.

Конкурс знатоков географии – зрелищное мероприятие, которое проводилось в форме интеллектуального конкурса-игры. Участие и, особенно, победа в конкурсе знатоков – хорошая возможность для поощрения интересующихся географией школьников и, одновременно, для подготовки их к аналогичным конкурсам, проводящимся в рамках последующих этапов Всероссийской олимпиады по географии.

Победа в конкурсе знатоков включало награждение победителей этого конкурса специальными грамотами и сертификатами. В качестве зрителей на конкурсе присутствовали все желающие.

Поскольку конкурс знатоков географии проводится для учащихся разных параллелей, его задания были составлены в основном с учетом следующих знаний, умений и навыков:

  • знание географической номенклатуры (в том числе, «самые-самые» высокие горы, длинные реки, крупные города, многочисленные народы, большие и малые страны и т.п.);

  • умение «привязать» географические объекты к местности (вопросы типа «где находится», «с кем граничит», «через территорию каких стран проходит», «куда впадает» и т.п.);

  • навыки чтения географических карт, в том числе для определения страны (территории) по расширяющемуся полю карты или по ее контуру;

  • широкая эрудиция, в том числе знание национальной символики (флаги, гербы), национальных валют стран мира;

  • умение атрибуировать артефакты (предметы быта, одежды, «экзотические» продукты питания) со странами, на территории которых они распространены;

  • умение «проецировать» на географическое поле знаний информацию, полученную в ходе изучения других школьных предметов (истории, биологии, литературы, музыки).


Материалы для проведения конкурса знатоков географии подбираются учителем географии на основе личных фотоархивов, коллекции школьного музея, и из источников в сети Интернет.


Сценарий проведения турнира

«Знаток географии».

Для проведения турнира требуется:

  • Пронумерованное число листков, необходимых для ответа на вопросы.

  • Изготавливается игровое поле, оно представляет собой прямоугольник, состоящий из 16 прямоугольников меньшей площади, каждый из которых имеет свою тему. Один из прямоугольников без темы, под ним скрывается «сюрприз», т.е. тема неизвестная участникам игры.

  • Изготавливается игровое поле для полуфинала. Игровое поле представляет собой набор карточек с вопросами разной стоимости (1-3 балла).



Условия игры.

  • Игра состоит из трёх этапов. В первом туре играет 14 игроков. Устанавливается очередность ответов на вопросы. Каждому игроку предстоит выбрать понравившуюся ему тему. В течение одной минуты игрок отвечает на предложенные вопросы выбранной им темы. Если участники игры – старшеклассники, время можно сократить до 0,5 минуты. Количество баллов определяется числом правильных ответов.

  • В полуфинал выходят 6 участников с максимальным количеством баллов. В случае если у игроков получилось одинаковое количество баллов, им задаются дополнительные вопросы. Полуфиналистам предлагается игровое поле, состоящее из 15 карточек с вопросами разной стоимости. Карточки закрашены разными цветами. Цвет означает стоимость вопроса. При правильном ответе на вопрос, помещенный под красными карточками, игрок получает 3 балла(5 шт.), под желтой – 2 балла (5 шт.), под синей– 1 балл (5шт.). Участники игры выбирают карточки с вопросами разной стоимости по своему усмотрению. Игроки стоят перед выбором: взять более легкий вопрос и получить меньший балл, или получить больший балл за более трудный вопрос.

  • В финал проходят три человека. Победитель конкурса, он же «Знаток географии» определяется в финале в результате «гандикапа»: ведущий задает вопрос с множеством ответов, и победителем считается участник, за которым осталось последнее слово. Чтобы верно оценить ответы на этот вопрос, заранее необходимо подготовить полный перечень объектов, о которых идет речь.

Ход игры.

Звучит музыка (фанфары).

Ведущий: Уважаемые гости! Уважаемые участники игры! Сегодня мы с вами собрались в этом зале с одной целью – узнать, кто же из участников игры –станет знатоком географии! На звание «Знатока географии» претендуют! (представляет участников игры). А поможет нам сегодня определить «Знатока географии» компетентное жюри в составе:…(представляет членов жюри, возможно администрация школы). Ох, и нелегкая задача предстоит сегодня членам жюри и игрокам! Ведь помимо знаний, участникам игры должно сопутствовать везение! Давайте пожелаем игрокам удачи! Прошу участников игры занять свои игровые места. Игроки тянули жребий, и первому выпало право выбирать тему… (представляет игрока).

Далее участники игры выбирают понравившиеся темы и отвечают на вопросы ведущего.

Предлагаются следующие вопросы по темам:


Тема «Куда текут реки?»

1. Самая длинная река мира? (Амазонка.)

2. Какая река дважды пересекает экватор? (Конго.)

3. Самая длинная река России? (Обь с Иртышом.)

4. Какого типа электростанции строятся на реках? (ГЭС)

5. Самая полноводная река мира? (Амазонка)

6. Резкие кратковременные подъемы воды в реке называют? (паводки)

7. Единственная река, вытекающая из озера Байкал (Ангара)

8. На какой реке стоит Санкт–Петербург? (Нева)

9. Ежегодно повторяющийся примерно в одно и то же время высокий подъем воды в реке, сопровождающийся затоплением поймы называется (половодье)

10. Пересыхающие реки в Австралии называются (крики)

Тема «Природные зоны»

1. Природные зоны, располагающиеся, как правило, в тропиках (пустыни)

2. Самая северная природная зона России (арктические

пустыни)

3. Как называются степи в Южной Америке? (пампа)

4. В районе экватора, в Африке расположена природная

зона (влажные экваториальные леса)

5. Место обитания таких животных как северный олень,

лемминг, песец (тундра)

6. Влажные экваториальные леса называют в Африке (гилея)

7. Южноамериканские саванны, расположенные южнее сельвы называют (кампос)

8. Где в Африке можно встретить слона и жирафа? (в саванне)

9. Самые плодородные почвы в России встречаются в зоне (степи)

10. В какой природной зоне расположен наш посёлок? (лесостепь)

Тема « Пойдём в горы»

1. Высочайшая вершина мира (Эверест, Джомолунгма)

2. Гора, разделяющие Евразию на две части света (Урал)

3. Название этих гор переводится как Медные (Анды)

4. Самый высокий действующий вулкан России? (Ключевская Сопка)

5. Высочайшая вершина Африки (Килиманджаро)

6. Горы, протянувшиеся вдоль всего западного побережья Северной Америки (Кордильеры)

7. Где, по сказкам Бажова, жила Хозяйка Медной горы?(на Урале)

8. Где находиться вулкан Эребус? (в Антарктиде)

9. Высочайшая гора России? (Эльбрус)

10. Через какие горы Суворов совершал свой знаменитый переход? (Альпы)

Тема «Знаешь ли ты фауну?»

1. Самое крупное млекопитающее (кит)

2. Где водятся пингвины? (в Антарктиде)

3. Это животное называют другом человека (собака)

4. Самый сильный и крупный из всех известных удавов

(анаконда)

5. Самый быстроногий бегун в мире (страус)

6. Маленькая, редчайшая нелетающая птица, обитающая

в Новой Зеландии (киви)

7. Самые морозостойкие из животных (утки и гуси)

8. Животное, возводящее на реках плотины (бобр)

9. Птицы, ставшие символом верности (лебеди)

10. Какая птица ловит…овощи? (реполов)

Тема «Знаешь ли ты флору?»

1. Какое дерево самое легкое? (бальса)

2. Название этого дерева на языке индейцев означает «сломай топор» (кебрачо)

3. Самое распространенное дерево в России (лиственница)

4. Что за дерево, о котором арабы говорят « царица оазиса» (финиковая пальма)

5. Типичное растение степей (ковыль)

6. Цветок, названный по имени самовлюбленного юноши (нарцисс)

7. Королева цветов (роза)

8. Название цветка, которое переводится как «звезда» (астра)

9. Водное растение, способное на своих листьях выдерживать вес двухгодовалого ребенка (виктория регия)

10. Любимое лакомство верблюдов (верблюжья колючка)

Тема «По морям и океанам»

1. Самый большой океан на Земле (Тихий)

2. Самый мелкий океан на Земле (Северный Ледовитый)

3. Сколько морей омывает территорию России? (13)

4. Самое соленое море (Мертвое)

5. Море, знаменитое пиратами? (Карибское)

6. В каком море ловят рыбу жители трех частей света? (в Средиземном)

7. Глубочайшая впадина в Мировом океане (Марианская)

8. Крупные волны, вызываемые подводными землетрясениями (цунами)

9. Самое мощное теплое течение на Земле (Гольфстрим)

10. Сколько океанов омывает материк Евразию? (4)

Тема «По следам путешественников»

1. Кто открыл Америку? (Колумб)

2. Кто первым из русских путешественников обследовал

быт папуасов Новой Гвинеи? (Н.Н. Миклухо – Маклай)

3. Кого из путешественников называют «российским Колумбом»? (Г. Шелехов)

4. Какой русский мореплаватель совершил три путешествия вокруг света? (Коцебу)

5. Кто впервые побывал на Южном полюсе? (Руаль Амундсен)

6. Кто совершил первое кругосветное путешествие?(Ф. Магеллан)

7. Первооткрыватели Антарктиды (Беллинсгаузен и Лазарев)

8. Кто из мореплавателей открыл морской путь в Индию?(Васко да Гама)

9. Назовите руководителя 1 и 2 Камчатских экспедиций (В. Беринг)

10. Исследователь Дальнего Востока, открывший пролив между материком и Сахалином (Невельский)

Тема «Страны и столицы»

1. Самое большое по площади государство мира? (Россия)

2. Какое государство лежит в двух полушариях и омывается двумя океанами? (Колумбия)

3. Назовите самое высокогорное государство мира (Непал)

4. Микрогосударство, расположенное в центре города Рима (Ватикан)

5. Какой континент не принадлежит ни одному государству мира? (Антарктида)

6. Столица Франции (Париж)

7. Столицей какого государства является Варшава?(Польша)

8. Самая древняя столица мира. (Дамаск, Сирия)

9. Столицу, какого государства называют «матерью городов русских» (Украины)

10. Столица Испании (Мадрид)

Тема «Карта в руки»

1. Какое направление имеет улица, на которой в полдень нет тени от домов? (с севера на юг)

2. Где на земном шаре из четырех основных направлений сторон горизонта имеется только одно?(на полюсах)

3. Куда «Лицом» обращена головка подсолнуха в полдень? (на юг)

4. Имеются ли на земле самая западная и восточная точки? (нет)

5. Кто является создателем первого глобуса? (Бехейм)

6. Угол между направлением на север и направлением на предмет называется (азимут)

7. Как называются значки, с помощью которых изображаются предметы на плане (условные знаки)

8. Можно ли к югу от Экватора наблюдать Полярную звезду? (нет)

9. Уменьшенная модель Земли (глобус)

10. Как еще называется нулевой меридиан? (Гринвичский)

Тема «Самое, самая, самый…»

(1. Самый большой материк (Евразия)

2. Самый южный материк (Антарктида)

3. Самый сухой материк (Австралия)

4. Самый жаркий материк (Африка)

5. Самый высокий материк (Антарктида)

6. Самый влажный материк (Южная Америка)

7. Самое глубокое озеро на Земле (Байкал)

8. Самая большая пустыня в Африке (Сахара)

9. Самая длинная параллель (экватор)

10. Самый большой остров (Гренландия)

Тема «Краевед»

  1. Низменность, на которой расположен Новосибирск (Западно-сибирская).

  2. Самое большое озеро Новосибирской области (Чаны)

  3. От тюркского слово произошло название нашего посёлка?(чукур-болото)

  4. Самый большой город за Уралом (Новосибирск)

  5. Как до 1926 года назывался Новосибирск (Новониколаевск)

  6. В каком часовом поясе лежит наша область? (в 5)

  7. На какой возвышенности расположен наш посёлок (возв.Сокур)

  8. Какая автомобильная дорога проходит через наш посёлок? (Байкал)

  9. Искусственное водохранилище, на территории Новосибирской области, которое все называют морем? (Обское водохранилище).

  10. Острова имеющее с нашим городом одинаковое название?

  11. (Новосибирские).

Тема «Просторы России?»

  1. Океан омывающий Россию на севере? (Северный-Ледовитый)

  2. Самая многочисленная страна, граничащая с Россией? (Китай)

  3. Самый большой остров на востоке страны (Сахалин)

  4. какой океан не омывает Россию? (Индийский)

  5. с каким государством граничит Приморский край? (КНДР)

  6. Самая северная точка России? (м. Челюскин)

  7. Самый большой арктический архипелаг? (Земля Франца-Иосифа)

  8. Сколько морей омывает Россию?(13)

  9. Назовите самую большую языковую семью Российской Федерации (индоевропейская)

  10. Самая большая по территории республика в России (Саха (Якутия))

Тема «А вы были за границей?»

  1. В какой стране девиз демографической политики «Нас двое и нам двоих»? (Индия)

  2. Кем для России является человек, выезжающий на постоянное место жительство за рубеж? (эмигрант)

  3. Какая страна является самой многонациональной? (Индия)

  4. Мужчины, какой национальности носят паранджу? (туареги, проживающие на территории Нигера, Буркина-Фасо, Мали)

  5. Родина Олимпийских игр и марафонского бега? (Греция)

  6. Национальная одежда у этого народа шаровары и черевички? (Украинцы)

  7. Страна великих равнин (Китай)

  8. Море, омывающее три части света? (Средиземное)

  9. Страна-архипелаг, расположенная на четырёх островах? (Япония)

  10. Пролив, соединяющий Средиземное море с Атлантическим океаном (Гибралтарский)

Тема «СЮРПРИЗ»

Здесь скрыта тема «Поменяй название». Бывает так, что города меняют свои названия, участнику предлагается ответить, как в настоящее время называются данные города.

  1. Калин (Тверь)

  2. Устинов (Ижевск)

  3. Ленинград (Санкт-Петербург)

  4. Горький (Нижний Новгород)

  5. Куйбышев (Самара)

  6. Свердловск (Екатеринбург)

  7. Чкалов (Оренбург)

  8. Брежнев (Набережные Челны)

  9. Щегловск (Кемерово)

  10. Ставрополь-на- Волге (Тольятти)


Жюри подводит итоги отборочного тура, определяет полуфиналистов игры.

Ведущий: Вот и определились полуфиналисты нашей игры!

Вопросы синих карточек (1 балл)

1. Почему у Дика Занда (героя романа Жюль Верна «Пятнадцатилетний капитан») и его спутников, после того как они увидели в девственных лесах и саваннах жирафа, слона и гиппопотама, а также муху цеце, зародилось сомнение в том, что они высадились на берег Южной Америки? (все эти животные в Южной Америке не водятся)

2. Какой самый распространенный металл в земной коре? (алюминий)

3.Подойти к этому месту можно только с юга. Ветер здесь дует только с юга. Где находиться и как называется это место? (Северный полюс)

4. Столица, какого государства самая северная из всех столиц мира? (столица Исландии – Рейкьявик)

5. Где на земном шаре день равен ночи круглый год? (на экваторе)

Вопросы желтых карточек (2 балла)

1. Назовите европейское государство, большая часть которого расположена на полуострове, а столица – на острове? (Дания)

2. Названия, каких государств и их столиц совпадают? (Люксембург, Андорра, Монако, Сан – Мариино, Алжир, Тунис, Панама)

3. Каких ценных пушных зверей не любят рыбаки и за что? (выдру и норку, за то, что они истребляют рыбу)

4. На долю какого государства выпадает четверть всех землетрясений в мире? (Япония)

5. Можно ли вернуться во вчерашний день? (да, если пересечь «границу перемены дат», пересекая эту линию с запада на восток можно снять со счета один день)

Вопросы красных карточек (3 балла)

Используя ваши географические знания, определите, какой регион России изображен на почтовых марках Федерального Агентства связи. Объясните свой выбор.

1

Самарская область.

  • Жигулевские горы

  • Автомобиль «Жигули»

  • Волжский автомобильный завод



.








2

Камчатский край

  • Вулкан Ключевская сопка

  • Порт Петропавловск-Камчатский

  • Долина гейзеров


.








3

Новосибирская область

  • Новосибирский театр оперы и балета

  • Здание железнодорожного вокзала

  • Памятник маршалу А.И. Покрышкину

  • Река Обь

.









4

Волгоградская область

  • Родина-мать на Мамаевом кургане

  • Волго-Донской канал

.









5

Белгородская область

  • Памятник князю Владимиру в Белгороде

  • Звонница на Прохоровском поле

  • Добыча железной руды в КМА

  • Плодородные черноземные степи

.









Учитель: После завершения второго тура, мы можем представить и поздравить финалистов нашего конкурса «Знаток географии», до полной победы в игре Вам осталось сделать последний шаг. Победитель конкурса определяется в финале в результате «гандикапа»: ведущий задает вопрос с множеством ответов, и победителем считается участник, за которым осталось последнее слово.


Учитель: Темой финала турнира «Знатоков географии стали страны-архипелаги. Ваша задача по очереди перечислить островные страны мира тот, кто станет последним тот и выиграл. Страны-архипелаги: Багамы, Индонезия, Кирибати, Коморские острова, Маршалловы острова, республика Сейшелы, Соломоновы острова, Тонга, Тувалу, Федеративные штаты Микронезии, Филиппины, Япония.

Подведение итогов награждение финалистов, вручение кубка «Знаток географии»


Используемая литература

  1. «Технологии, методики сценарии обучения. Современный урок» М.: «Педагогический поиск»-2008г.

  2. «Нестандартные уроки по географии». «Учитель-АСТ»-2006г.

  3. Методические рекомендации по составлению заданий и организационно-методическому обеспечению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по ГЕОГРАФИИ. А.С. Наумов.М.:2009г



Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров