Система уроков по теме: «Предложение»
Пояснения к организации уроков:
-
В деятельностной технологии обучения проектироваться должны не отдельные уроки, а система уроков. Система( цикл) определяется логикой конкретного предмета.
-
По программе « Школа Россия» изучению темы: « Предложение» отводится 11 уроков. В соответствии с этим положением предлагается следующая система уроков:
-
Вводный урок по теме №1: « Предложение»
Уроки решения частной задачи:
-
- Тема №2: Главные члены предложения (основа).
-
- Тема №3: «Второстепенные члены предложения»
-
- Тема 4:Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения»
-
- Тема№5: «Распространённое и нераспространённое предложения».
-
-Тема№6: Связь слов в предложении
3.Урок конкретизации учебных действий
-
Тема№7 Развитие речи.Коллективное составление рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень».
Урок контроля на входе:
-
Тема№8 Проверочная работа
Урок коррекции
-
Тема № 9: Работа над ошибками
Урок контроля на « выходе»
-
Тема№10: Итоговая контрольная работа
-
Тема № 11: Рефлексивный урок по теме « Предложение»
-
Конкретный урок должен строиться в зависимости от его места в цикле и решения детьми учебной задачи. При проектировании учебной темы учтены универсальные учебные действия, которые должны формироваться с ребенком в ходе изучения этой темы
-
Таким образом, в данной разработке представлен цикл ( система) уроков:
-
Вводный ( постановочный ) урок- 1ч.
-
Уроки решения частных задач - 5 ч.
-
Уроки конкретизации способа действия-1ч.
-
Урок контроля (входной)- 1ч
-
Урок коррекции- 1ч
-
Урок контроля ( на выходе)- 1ч
-
Рефлексия 1ч
-
Всего 11ч.
-
По программе ученики по окончанию темы « Предложение должны:
Знать: -что такое предложение
-из чего состоит предложение
Уметь: - определять главные и второстепенные члены предложения
-находить подлежащее и сказуемое ( основу предложения)
- различать нераспространенные и распространенные предложения
-устанавливать связь слов в предложении при помощи смысловых вопросов
Карта знаний / мои достижения
Для оценивания степени трудности, удовлетворение своим результатом, активности на уроке используются следующие значки в цвете:
Зеленый – с заданием справился успешно, я доволен собой
Желтый- мне было трудно, но я справился
Красный – задания оказались трудными. Мне нужна помощь
-
Критерии
Задание
самооценка
ошибки
рекомендации
1.Умею устанавливать о ком или о чем говорится в предложении
2.Умею определять главные и второстепенные члены предложения
3.Умею различать нераспространенные и распространенные предложения
4. Умею устанавливать связь слов в предложении при помощи смысловых вопросов
При проведении итоговой контрольной работы, проверяются данные умения по перечисленным способам действий
Выполняя предложенные задания ученик научится:
-понимать учебную задачу
-определять последовательность учебных операций
-видеть разрыв между « знанием и незнанием
-планировать свою деятельность и анализировать достигнутый результат
- вырабатывать критерии оценивания своих достижений
- оценивать работу по заданным (совместно выбранным) критериям, по образцу
Тема 1.«Предложение»
Тип урока: Вводный урок
Цель учителя: создать условия для принятия новых учебных задач по теме: Предложение
Учебная задача: установление границ знания и незнания, умения и неумения, планирование изучения темы «Предложение»
Результат:
-предметные:умения отличать предложение от набора слов, определять количество слов в различных предложениях и писать слова в предложении раздельно, употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения, определять границы предложения в деформированном тексте, составлять предложение-ответ на вопрос вопросительного предложения; развивать умение оценивать результаты своей деятельности.
-личностные: интерес к предметно-исследовательской деятельности предложенной в учебнике, ориентация на понимание границы собственного знания и незнания, умения и неумения по теме
-регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу , учитывать выделенные ориентиры действия в учебном материале, принимать установленные правила в планировании и контроля способа решения
-познавательные: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом
-коммуникативные: строить собственное мнение и позицию, задавать вопросы, контролировать свои действия, осуществлять действия взаимоконтроля
Содержание урока:
Этап урока |
Содержание урока |
Задания и вопросы |
Методические приемы |
Результат |
Организационный момент |
Приветствие. Проверка к готовности к уроку. Настрой на работу. |
- Проверьте свою готовность к уроку. - С каким настроением вы пришли в школу |
Обращение к себе. Показ настроения. |
Готовность к уроку. |
Демонстрация детьми владения старым способом |
Проверочная работа |
Выберите и выполните задания только те которые сможете выполнить |
Прием выбора Самостоятельная практическая работа |
Орфографическая зоркость |
Самооценка выполнения проверочной работы |
Сверка выполнения работы по эталону |
Какие задания вы смогли выполнить, а какие нет?. Почему? Проверьте те задания, которые смогли выполнить, оцените себя |
Опора на образец Взаимопроверка |
Анализировать текст с точки зрения в нем ошибок Умение взаимодействовать в группе Умение задавать друг другу вопросы Умение оценивать результат собственных действий |
Ситуация «интеллектуального конфликта» «знаю -не знаю», «умею- не умею» |
Выяснение причин, почему не могут решить это задание |
Какие задания мы не смогли выполнить? Почему? Откроем учебник и посмотрим. Какие темы нам необходимо изучить, чтобы уметь эти действия выполнять Составим план изучения темы ( в дневнике мои мои достижения) |
Прием разрыва Изучение содержания Планирование действий |
Умение планировать свои действияПринимать учебную задачу |
Итог урока |
Рефлексия Домашнее задание |
Составить программу изучения темы |
Обращение к себе |
Принимать и сохранять учебную задачу |
Текст проверочной работы
-
Критерии
Задание
самооценка
ошибки
рекомендации
Умею отличать предложение от набора слов
Прочитай написанное. Вставь номера на место пропусков так, как считаешь нужным.
-
юг на птиц улетит 4) уныло моросит дождь
-
птицы улетают на юг 5) я хочет мороженого
-
дождь уныло моросит 6) я хочу мороженого
Набор слов_______________Предложения____________
Умею определять количество слов в различных предложениях и писать слова в предложении раздельно
Придай предложениям нормальный вид.
Напригоркепаслисьгуси. Онивытягивалишеиипели. Детибоялисьподходитькгусям.
Умею употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения,
Поставь необходимый знак препинания в конце предложения.
Мы гуляли в осеннем лесу до чего красиво здесь а вы были в осеннем лесу
Умею определять границы предложения в деформированном тексте
Прочитай. Определите количество предложений и запишите их правильно.
Гроза
Надвигалась черная туча в небе блеснула яркая молния громко застучали большие капли дождя.
Умею составлять ответ -предложениена вопрос вопросительного предложения
Дай полный ответ на вопрос.
Как ты провёл лето?
Умею устанавливать о ком или о чем говорится в предложении
О ком? или о чем? говорится в предложении.
Маленькие ножки бегут по дорожке.
-
Тема 2: Главные члены предложения (основа).
Тип урока: урок решения частной задачи
Цель учителя: создание условий для формирования универсальных учебных действий
Учебная задача: учащихся: Как определять главные члены (основу) предложения?
Результат:
Предметные: умение составлять предложения из слов, данных в начальной форме, сдобавлением любых других слов. Обосновывать правильность выделения подлежащего и сказуемого.
Личностные:внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные:принимать и сохранять учебную задачу, принимать установленные правила в планировании и контроле способа действий, принимать роль в учебном сотрудничестве, выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Формирование положительного отношения к учению, умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки.
Познавательные:пользоваться знаками, схемами. Осуществлять запись (фиксацию).
Коммуникативные: умение выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками, договариваться, приходить к общему решению, умение задавать вопросы, строить монологические высказывания, контролировать действия партнера, осуществлять действия самоконтроля.
Форма проведения урока: организация учебной деятельности.
Средства обучения: записи на доске, на экране, материал учебника русский язык 2 класс В.П.Канакина, В.Г.Горецкий
Содержание урока:
Этап урока |
Содержание урока |
Задания и вопросы |
Методические приемы |
Результат |
1.Организационный момент |
1.Приветствие. 2.Проверка к готовности к уроку. 3.Настрой на работу. 4. Подготовка тетради к работе |
- Доброе утро! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Садитесь. С каким настроением вы пришли на урок? Запись даты, классная работа |
Обращение к себе. Показ настроения. |
Готовность к уроку. |
2.Постанока УЗ |
Словарная работа |
Мальчик, карандаш, хорошо, машина, рисует. Какое задание можно придумать с этими словами? -Составление и запись предложения с данными словами. Попробуйте ответить на эти вопросы: -Какая пара слов составляет основу записанного предложения? -Как называются члены предложения, которые составляют основу предложения? -Назовите каждый второстепенный член предложения и скажите, на какой вопрос он отвечает. -«Как называется каждый главный член предложения?» На какие из этих вопросов вы не смогли дать ответ? |
Наблюдение за набором слов Опора
на запись Самооценка. Сверка с эталонным образцом Фиксация вопроса, на который дети не смогли ответить |
Взаимопроверка Принимать УЗ Наблюдать Умение оценивать результат собственных действий |
3.Решение УЗ |
Работа с учебником Работа в тетрадях |
Наблюдение за ролью каждого главного члена (подлежащего и сказуемого) в предложении (учебник, упр. 35, с. 32). Выполнение заданий упражнения и введение терминов подлежащее и сказуемое, главные члены предложения (сведения о языке, с. 32—33). Списывание предложений, подчёркивание в них подлежащего и сказуемого (учебник, сведения о языке, с. 32): Птицы летят на юг. Ветер дует в лицо. - «Какие члены предложения вы будете называть главными? (Подлежащее и сказуемое.) Почему они главные?» (Потому что они составляют основу предложения.) Чтение сведений о языке (учебник, с. 33). |
Обращение к другому «Я» Вопрошание Сравнение Фиксация |
Умение планировать действия Моделировать в ходе коллективной работы алгоритма . Умение задавать вопросы другому «Я» |
|
Составление алгоритма Применение алгоритма Оценка выполнения |
Чтение стихотворения (учебник, упр. 36, с. 33). Подбор к нему заголовка. Нахождение в тексте сравнений. Запись первых двух предложений или запись их под диктовку. Обсуждение: «Как найти в этих предложениях главные члены предложения? Составление алгоритма нахождения главных членов предложения. 1.Читаю предложение 2. Ставлю вопросы: О чем? О ком? Говорится в предложении. 3. Проверяю, отвечает ли слово на вопрос кто? или что? 4. Это подлежащее, подчеркиваю_________ 5.Нахожу слово, которое называет, что делает тот, о ком сообщается в предложении. 4. Проверяю, отвечает ли слово на вопрос Что делает? Что делал? Что будет делать? Что сделает? и др. 4. Это сказуемое, подчеркиваю _____________ Упражнения в составлении предложений из данных слов («Рабочая тетрадь», упр. 22, с. 12), запись одного из составленных предложений, выделение в нём главных членов предложения,подчёркивание подлежащего и сказуемого. Составление 2-3 предложений и нахождение главных членов предложения по алгоритму. Самооценка. |
Планирование Сверка с эталонным образцом Самооценка |
Осуществлять контроль действий опираясь на алгоритм Применять алгоритм и умение объяснять нахождения подлежащего или сказуемого Умение оценивать результат собственных действий |
4.Итог урока |
Домашнее задание |
У нас урок заканчивается, какое вы бы хотели предложить себе задание на дом? Почему? |
Обращение к себе |
Умение оценивать результат собственных действий |
Рефлексия |
Подведем итог урока. Я узнал… Я научился… Мне было трудно…. Я хочу поблагодарить за урок…. , за то что… Изменилось ли у вас настроение по сравнению с началом урока? |
Прием незаконченных предложений. |
Тема 3:Второстепенные члены предложения
Тип урока: решение частных задач
Цель учителя: создание условий для формирования универсальных учебных действий
Учебная задача: учащихся: определять главные и второстепенные члены предложения
Результат:
Предметный:различать и выделять главные и второстепенные члены предложения
Личностные:внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, оценка одноклассников на
основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные: волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Познавательные: формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и
письменной форме.
Коммуникативные: потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.
Форма проведения урока: организация учебной деятельности
Средства обучения: записи на доске, на экране, материал учебника русский язык 2 класс В.П.Канакина, В.Г.Горецкий
Содержание урока:
Этап урока |
Содержание урока |
Задания и вопросы |
Методические приемы |
Результат |
1.Организационный момент |
Приветствие. Проверка к готовности к уроку. Настрой на работу. |
Проверьте свою готовность к уроку. С каким настроением вы пришли на урок? |
Обращение к себе. Показ настроения. |
Готовность к уроку |
Постановка учебной задачи |
Проверка домашнего задания. |
Чтение составленных детьми предложений, нахождение главных членов предложения. Воспроизведение знаний о членах предложения и о главных членах предложения. |
|
Принимать и сохранять учебную задачу |
Решение учебной задачи |
Поиск решения поставленной задачи Совместное решение вариантов способов решения Фиксация способа решения |
(учебник, упр. 33, с. 31): - Понаблюдайте за словами, которые не являются главными, определите их роль в предложении. - Меж берёзок паучок сплёл красивый гамачок. - Что вы можете сказать о выделенных словах? -Докажите, что выделенные слова являются основой предложения? - Сделайте вывод: какую роль выполняют в предложении слова, которые не составляют основу предложения? Выполнение заданий упражнения и подведение детей к выводу: в предложении есть неглавные члены предложения, которые могут уточнять, пояснять главные члены предложения. (Учитель уточняет значение второстепенных членов предложения: в данном предложении сообщается, что паучок сплёл гамачок, сплёл гамачок красивый, сплёл меж берёзок). -Откуда мы можем узнать об этих словах, чтобы подтвердить свои предположения? (учебник) - Прочитайте стр. 31 (1-2 мин) Работа с определением второстепенных членов предложения - Кто нам расскажет, как называются слова в предложении, которые не составляют основу предложения? Что сказано о второстепенных членах предложения? (Высказывание по прочитанному тексту в учебнике) |
Наблюдение за словами. Опора на запись Ситуация «знаю-не знаю», «умею-не умею» Фиксация на доске Создание условий для самостоятельного поиска. Самостоятельный поиск. Дозировка времени Аргументация. Доказательство. |
Определение границ своих знаний Формулирование и сохранение учебной задачи Умение планировать свои действия |
Итог урока. |
Работа с учебником Применение правила Оценка выполнения |
- Назовите второстепенные члены в предложении в упр.31 - Спишите предложение -Выделите в нём главные члены предложения -Определите, на какие вопросы отвечают в предложении второстепенные члены предложения (сплёл что? гамачок, сплёл где? меж берёзок, гамачок какой? красивый). - Давайте проверим, как вы выполнили работу. - Оцените себя. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения (учебник, упр. 34, с. 31): - чтение каждого предложения, - обоснование того, что выделенные слова являются второстепенными членами предложения; -На какой вопрос отвечает каждый второстепенный член и какой член предложения он поясняет? - Списывание предложений и выделение основы каждого предложения. - Давайте проверим, как вы выполнили работу. - Оцените друг друга. Взаимопроверка |
Практическая работа Сверка с эталонным образцом Самопроверка Практическая работа Сверка с эталонным образцом Взаимопроверка |
Осуществлять контроль действий, опираясь на правило Умение объяснять правило Взаимодействие в парах Умение оценивать результат собственных действий Контроль действий |
Словарная работа Рефлексия Домашнее задание |
Работа над значением и написанием слов рисовать, рисунок: Краски, кисти, карандаш — И рождается пейзаж, Не хочу от вас скрывать — Так люблю я … (рисовать). - Как одним словом можно назвать то, что нарисовано?» (Рисунок.) Работа над значением слов рисует, рисунок. Наблюдение за обозначением буквами безударных гласных в словах рисовать, рисунок, запись этих слов в тетрадь. - Составление и запись предложения со словарным словом: «Ребята рисуют». - Можно ли назвать члены этого предложения главными? (обсуждение) - Какое задание мы можем с вами выполнить? (добавить второстепенные члены предложения) - Запись составленного предложения. - чтение составленных предложений с второстепенными членами предложения Обращение к целям урока (обсуждение): - Удалось ли вам достичь поставленных целей? - Что такое второстепенные члены предложения? - Для чего они употребляются в предложении? Составить своё предложение со словом рисунок или рисовать (можно нарисовать к предложению картинку). |
Сравнение Обращение к другому «Я» Сравнение Постановка вопросов Прием выбора |
Умение планировать свои действия Умение задавать вопросы другому «Я» Умение оценивать результат собственных действий |
Тема 4: «Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения»
Тип урока: решение частных задач
Цель учителя: создание условий условия для формирование УУД
Учебная задача: «Как устанавливается связь слов в предложении?»
Результат:
Предметный: устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами предложения. Составлять предложение из деформированных слов (слов, не связанных по смыслу).
Личностные:формирование социальной роли ученика, положительного отношения к учению. Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживатьи исправлять свои ошибки.
Регулятивные: волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Познавательные: обосновывать правильность выделения подлежащего и сказуемого. Анализировать схему и составлять по ней сообщение о главных членах
Коммуникативные: потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог
Форма проведения урока: организация учебной деятельности
Средства обучения:записи на доске, на экране, материал учебника русский язык 2 класс В.П.Канакина, В.Г.Горецкий
Этап урока |
Содержание урока |
Задания и вопросы |
Методические приемы |
Результат |
1.Организационный момент |
Приветствие. Проверка к готовности к уроку. Настрой на работу. |
- Доброе день! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Садитесь. С каким настроением вы пришли на урок? Сегодня на уроке вы будете изучать новый материал, желаю вам успеха в приобретении новых знаний! |
Обращение к себе. Показ настроения. |
Готовность к уроку. |
2.Постанока УЗ |
Проверка домашнего задания. Работа с учебником |
Воспроизведение знаний о главных членах предложения — о подлежащем и сказуемом. - Выходит помощник учителя и задает вопросы, дети на листочках записывают ответы - Какие члены предложения называются главными? - Что они обозначают? - На какие вопросы отвечают? - Как они подчеркиваются? -Алгоритм нахождения подлежащего и сказуемого, на примере предложения: Солнце светит Работа с таблицей упр. 37, с. 34. Проверьте и оцените свою работу по учебнику. Самооценка - Орфографическое написание слов сказуемое и подлежащее. Какую задачу мы поставим на нашем уроке? «Учимся распознавать главные члены предложения». |
Наблюдение за набором слов
Самооценка. Сверка с эталонным образцом Опора на запись |
Взаимопроверка Принимать УЗ Наблюдать Умение оценивать результат собственных действий |
3.Решение УЗ |
Применение алгоритма Оценка выполнения |
Запись предложения с последующим определением в нём подлежащего и сказуемого с помощью алгоритма. Синичка села на веточку берёзы. - Чему мы учились? (Как определить в предложении подлежащее и сказуемое?) Упр. 38, с. 34 определение темы текста, подбор заголовка. Нахождение основы каждого предложения. Работа в парах: выполнение первого задания упражнения. Выполнение второго задания (письменно). Проверка по эталону в парах |
Планирование Взаимопроверка. Сверка с эталонным образцом |
Осуществлять контроль действий опираясь на алгоритм Применять алгоритм и умение объяснять нахождения подлежащего или сказуемого Умение оценивать результат собственных действий |
4.Итог урока |
Рефлексия |
Заполнение оценочного листа |
Оценочный лист Прием незаконченных предложений. |
Умение оценивать результат собственных действий |
Домашнее задание |
Выполнить задания учебника (рубрика «Проверь себя», задания 3, 4, с. 40 |
Обращение к себе |
Тема 5: «Распространённое и нераспространённое предложения».
Тип урока: решение частных задач
Цель учителя: создание условий для формирования УУД
Учебная задача: определять распространённые и нераспространённые предложения.
Результат:
Предметный: различать распространённое (с второстепенными членами) и нераспространённое (без второстепенных членов) предложения. Составлять нераспространённые и распространённые предложения. Распространять нераспространённые предложения
Личностные:волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном
Регулятивные:формирование социальной роли ученика и положительного отношения к учению, умение контролировать в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Познавательные:формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Коммуникативные: потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.
Результаты: формирование УУД
Форма проведения урока: организация учебной деятельности.
Средства обучения:записи на доске, на экране, материал учебника русский язык 2 класс В.П.Канакина, В.Г.Горецкий
Содержание урока:
Этап урока |
Содержание урока |
Задания и вопросы |
Методические приемы |
Результат |
1.Самоопределение к деятельности Организационный момент |
Приветствие. Проверка к готовности к уроку. Настрой на работу. |
- Здравствуйте, садитесь. - Проверьте, чтобы у вас на столе был порядок. - Сядьте красиво, проверили свою спинку – она должна прилежать к стулу. |
Обращение к себе. Показ настроения. |
Готовность к уроку. Обучающиеся высказывают своё мнение, соглашаются с чужим мнением или возражают, доказывая свою точку зрения. |
Актуализация знаний |
Работа с предложением. |
- Откройте тетради и запишите число и классная работа. - Тетрадь лежит правильно (под наклоном), локоть не свисает с парты. - Откройте учебник на стр.23. - Прочитайте глазками, что там написано. - Как называется тема, которую вы изучаете? - Чему вы учитесь, изучая эту тему? Что вы уже знаете?умеете? А что вы не знаете? Не умеете? А кто научился выделять главные и второстепенные члены предложений? -А кто затрудняется? - Сейчас мы проверим. (На экране) Тихо веет осенний ветерок. - Запомните предложение. - А теперь запишите предложение по памяти. - Проверьте, правильно ли вы записали, покажите знаки. -Кто нашел главные члены предложения? -Кто желает рассказать, как определить главные члены предложения? - Выразите свое отношение (согласие/несогласие) (на доске фиксируется алгоритм) 1.Прочитать предложение. 2.Найди слово, которое называет то, о ком или о чем говорится в предложении. 3. Проверь, отвечает ли это слово на вопросы КТО? или ЧТО? Подчеркни одной чертой. 4.Найди слово, которое называет, что делает тот, о ком сообщается в предложении. 5.Проверь, отвечает ли слово на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЕТ? и др. Подчеркни двумя чертами. - Какие слова являются второстепенными членами предложения? - Как установить связь слов в предложении? -Самооценка |
Самооценка Сверка с эталонным образцом Ситуация успеха Вопрошание Сравнение |
Актуализированные знания, необходимые для работы по теме. Умение контролировать свою работу и оценивать правильность выполнения действия. Аргументировано отвечать, доказывать своё мнение. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат. |
2.Постановка учебной задачи |
|
- Что мы еще не знаем? ( Что такое за распространенное и нераспространенное предложение?) - Что это за предложения? (ситуация разрыва) - Откуда мы можем узнать, что это за предложения? (Нужно обратиться к учебнику). |
Ситуация «знаю-не знаю», «умею-не умею» Создание условий для самостоятельного поиска. |
Принимать УЗ Наблюдать |
3.Решение учебной задачи |
Работа с учебником. |
- Прочитайте стр.35 (время 1-2мин.) Что это за предложения? - Кто расскажет о том, что такое нераспространённое предложение. - приведите примеры. -Ребята, кто понял, что такое распространённое и нераспространённое предложение? (Высказывания по прочитанному тексту в учебнике). |
Самостоятельный поиск. Дозировка времени Аргументация. Доказательство. |
Обращение к культурному аналогу Умение планировать действия |
Работа в парах |
- Составьте и запишите свое нераспространённое предложение. - Несколько учащихся читают составленные предложения. - Разбор предложений, в которых дети ошиблись. - Что нам нужно сделать, чтобы наше предложение стало распространённым? - А теперь запишите распространённое предложение. |
Вопрошание Сравнение Обращение к другому «Я» Вопрошание Сравнение |
Сравнения «Я» с другим «Я» Аргументировано отвечать, доказывать своё мнение. Умение задавать вопросы |
|
Физкультминутка |
- Как живёшь? - Как идёшь? - Как бежишь? - Как берёшь? - Как даёшь? - Как шалишь? - Как спишь? - А как сидишь? |
|
Формирование ценностного отношения к своему здоровью. Выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения, упражнение на внимание. |
|
Оценка выполнения |
- Подчеркните в своих предложениях - главные члены предложения. - Взаимопроверка в парах. - Выполнение в тетрадях Упр.40 стр.36 |
Опора на правило |
Сравнения «Я» с другим «Я» Умение оценивать результат собственных действий |
|
|
Самооценка |
Заполнение листа самооценки. |
|
|
4.Итог урока |
Домашнее задание |
У нас урок заканчивается, какое вы бы хотели предложить себе домашнее задание? Почему именно такое задание? (Варианты предложенных детьми заданий: - составить распространённое и нераспространённое предложение. -Найти главные и второстепенные члены предложения). |
Обращение к себе |
Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока. Умение оценивать результат собственных действий Учащиеся благодарят друг друга за урок аплодисментами. |
Рефлексия |
Подведем итог урока. Давайте поблагодарим, друг друга за работу. |
Прием незаконченных предложений. |
Тема 6: «Связь слов в предложении»
Тип урока: решение учебной задачи
Цель учителя: создание условий для формирования УУД
Учебная задача учащихся: Как устанавливается связь слов в предложении?
Результат:
Предметный:устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами предложения. Составлять предложение из деформированных слов (слов, не связанных по смыслу).
Личностные:формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению. Умение контролировать в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
Регулятивные:волеваясаморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Познавательные: формировать умение принимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; умение в выборе оснований и критериев для сравнения.
Коммуникативные: потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог
Форма проведения урока:организация учебной деятельности
Средства обучения: Записи на доске, на экране, материал учебника В.П. Канакиной , В Г. Горецкого
Содержание урока:
Этап урока |
Содержание урока |
Задания и вопросы |
Методические приемы |
Результат |
1.Самоопределение к деятельности Организационный момент |
Приветствие. Проверка к готовности к уроку. Настрой на работу. |
Проверьте свою готовность к уроку. С каким настроением вы пришли на урок? |
Обращение к себе. Показ настроения. |
Готовность к уроку |
Актуализация знаний |
Минутка чистописания. Проверка домашнего задания. Повторение сведений о предложении. |
Выразительное чтение выписанных из учебника литературного чтения предложений и обоснование знаков препинания в них. Завершение неоконченных предложений: |
Комментирование Защита Прием неоконченных предложений Сверка с эталонным образцом Самооценка |
Умение анализировать результат собственных действий. |
|
Работа с текстом. Чтение познавательной задачи урока стр.26 Определение целей урока |
Понаблюдайте. Что вы можете сказать об этой записи? - Как вы думаете, какую работу мы можем провести с этим текстом? (разделить текст на предложения) - Работа со словарными словами быстро и скоро. - Запись одного предложения на выбор. «Как составить из слов предложение?» -Выяснить, как составить из слов предложение, учиться составлять из слов предложения. |
Наблюдение за деформированным текстом Сверка с эталонным образцом Самооценка |
Принимать УЗ Наблюдать Анализировать текст с точки зрения ошибок |
2.Постановка учебной задачи |
Поиск решения поставленной задачи Совместное решение вариантов способов решения Фиксация способа решения Работа со словарным словом ветер |
учебник, упр. 25, стр. 26 - как вы думаете какую работу можно выполнить с этими словами? - Из какой группы слов можно составить предложение? - Как это сделать? Обращается внимание на то, что слова первой группы могут составить предложение, так как понятна тема будущего предложения, однако слова нужно объединить по смыслу и изменить порядок слов; слова второй группы не могут составить предложение, так как их нельзя объединить по смыслу. Запись предложения в тетради. Взаимопроверка Выяснение значения этого слова: «движение потока воздуха в горизонтальном направлении». (Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес. (Н. Некрасов.) Работа над пониманием различия в значении слов ветер и ветерок. Наблюдение над произношением и написанием слов ветер, ветерок, запись их в тетрадь. Обсуждение: «Когда так говорят: «Не бросай слов на ветер»?» |
Наблюдение за связью и порядком слов в предложении Сверка с эталонным образцом. Взаимопроверка |
Умение планировать свои действия Сравнения «Я» с другим «Я» Аргументировано отвечать, доказывать своё мнение. Умение взаимодействовать в паре Наблюдение Орфографическая зоркость |
3.Решение учебной задачи |
Применение найденных способов решения Сравнение с культурным аналогом |
Составление предложений из слов, данных в начальной форме (учебник, упр. 26, с. 27). - Как вы думаете, что нужно сделать со словами, чтобы получилось предложение? Проверка высказанных мнений с помощью рубрики «Обратите внимание!» (учебник, с. 27). |
|
|
Выявление общего способа действия (Фиксация в виде модели, правила, схемы) Итог урока |
-Как составить из слов предложение?» - Воспроизведение знаний об оформлении предложений в алгоритм. - Выполнение заданий в рабочей тетради Упр.16, 17 стр.10 - Взаимопроверка. - Заполнение листа самооценки. Подведем итог урока. Дети используя прием незаконченные предложения проводят анализ своей деятельности во время урока. Давайте поблагодарим, друг друга за работу. |
Планирование Фиксация Взаимопроверка Прием незаконченных предложений. |
Умение планировать действия Умение оценивать результат собственных действий Умение оценивать результат собственных действий |
Тема 7: Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень».
Тип урока:Урок конкретизации учебных действий
Цель учителя: создание условий для формирования УУД
Учебная задача: умение рассматривать картину и составлять ее описание по данному началу и опорным словам
Результат:
Предметный: рассматривать репродукцию картины И. С. Остроухова «Золотая осень» в «Картинной галерее» учебника. Составлять рассказ по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень», используя данное начало и опорные слова. Упр 47 с 39
Личностные: формирование социальной роли ученика, положительного отношения к учению и позитивное отношение к изобразительному искусству, к родной природе
Регулятивные: волеваясаморегуляция, умение оценивать результат собственных действий
Познавательные: формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Коммуникативные: потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.
Форма проведения урока: организация учебной деятельности
Средства обучения: Записи на доске, материал учебника.
Содержание урока:
Этап урока |
Содержание урока |
Задания и вопросы |
Методические приемы |
Результат |
1.Организационный момент |
Приветствие. Проверка к готовности к уроку. Настрой на работу. |
- Доброе день! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Садитесь. С каким настроением вы пришли на урок? Сегодня на уроке вы будете изучать новый материал, желаю вам успеха в приобретении новых знаний! |
Обращение к себе. Показ настроения. |
Готовность к уроку. |
2.Постанока УЗ |
Работа с записью на доске |
Чтение предложений с доски: Художник рисует. На рисунке он изобразил осень. - Понаблюдайте, что вы заметили? - Как вы думаете какую работу можно провести с этими предложениями? Списывание предложений, выделение (подчёркивание) главных членов. - Оцените выполненную работу. - Сегодня будет урок развития речи. Определите, какая задача будет стоять перед нами. (развивать речь.) Чтение темы урока «Сочинение по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень». - Определение познавательной задачи урока, обсуждение последовательности работы. |
Наблюдение за предложениями Опора на запись
Самооценка. Сверка с эталонным образцом Опора на запись |
Взаимопроверка Принимать УЗ Наблюдать Умение оценивать результат собственных действий |
3.Решение УЗ |
Подготовка к сочинению Составление текста |
упр. 47, с. 39 Рассматривание репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень». Стр.81 - Рассмотрите картину. Высказывание детьми своих впечатлений о картине. - Какой период осени изобразил художник? - Что вы видите на картине? Опишите всё, что изображено на картине. - Что самое яркое в картине? Какие они? Чувствуете ли вы, что от листьев становится теплее? - Какие краски использовал И. С. Остроухов, чтобы описать золотую осень? А каких красок больше в картине? - Догадайтесь, почему стволы деревьев тёмного цвета. - Чем запомнилась вам эта картина? - Сколько частей в тексте? Обсуждение: -О чём надо писать во вводной части (что изображено на картине) - В основной части? (описать деревья, землю, листья, двух сорок на тропинке...) - В заключительной частиследует выразить своё отношение к картине. 2) Воспроизведение (устно) содержания картины. (На картине художник изобразил золотую осень...) Запись несколькихпредложений из составленного текста. Самооценка |
Планирование Взаимопроверка. Сверка с эталонным образцом Самооценка |
Осуществлять контроль действийопираясь на алгоритм Умение составлять текст по плану Умение оценивать результат собственных действий |
4.Итог урока |
Рефлексия |
Чему учились на уроке? |
Прием незаконченных предложений. |
Умение оценивать результат собственных действий |
Домашнее задание |
Выполнить задания в «Рабочей тетради» (упр. 27, с. 14). |
Обращение к себе |
Тема 8.Проверочная работа по теме «Предложение»
Тип урока:урок контроля (на входе)
Цель учителя:Проверка умений учащихся устанавливать о ком или о чем говорится в предложении, определять главные и второстепенные члены предложения, различать нераспространенные и распространенные, устанавливать связь слов в предложении при помощи смысловых вопросов
Учебная задача: оценивать свою работу по заданным критериям
Результат:
-предметные: оценивать результаты выполненного задания, умения отличать предложение от набора слов, определять количество слов в различных предложениях и писать слова в предложении раздельно, употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения, определять границы предложения в деформированном тексте, составлять предложение-ответ на вопрос вопросительного предложения; развивать умение оценивать результаты своей деятельности.
-личностные: ориентация на понимание границы собственного знания и незнания, умения и неумения по теме
-регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные ориентиры действия в учебном материале, принимать установленные правила в планировании и контроля способа решения
-познавательные: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом
-коммуникативные: строить собственное мнение и позицию, задавать вопросы, контролировать свои действия, осуществлять действия самоконтроля
Содержание урока:
Этап урока |
Содержание урока |
Задания и вопросы |
Методические приемы |
Результат |
Организационный момент |
Приветствие. Проверка к готовности к уроку. Настрой на работу. |
- Проверьте свою готовность к уроку. - С каким настроением вы пришли в школу |
Обращение к себе. Показ настроения. |
Готовность к уроку. |
Демонстрация детьми владения старым способом |
Проверочная работа |
Выберите и выполните задания только те которые сможете выполнить |
Прием выбора Самостоятельная практическая работа |
Орфографическая зоркость |
Самооценка выполнения проверочной работы |
Сверка выполнения работы по эталону |
Какие задания вы смогли выполнить, а какие нет?. Почему? Проверьте те задания, которые смогли выполнить, оцените себя |
Опора на образец Взаимопроверка |
Анализировать текст с точки зрения в нем ошибок Умение взаимодействовать в группе Умение задавать друг другу вопросы Умение оценивать результат собственных действий |
Ситуация «интеллектуального конфликта» «знаю -не знаю», «умею- не умею» |
Выяснение причин, почему не могут решить это задание |
Какие задания мы не смогли выполнить? Почему? Откроем учебник и посмотрим. Какие темы нам необходимо изучить, чтобы уметь эти действия выполнять Составим план изучения темы ( в дневнике мои мои достижения) |
Прием разрыва Изучение содержания Планирование действий |
Умение планировать свои действияПринимать учебную задачу |
Итог урока |
Рефлексия Домашнее задание |
Составить программу изучения темы |
Обращение к себе |
Принимать и сохранять учебную задачу |
Этап урока |
Содержание урока |
Задания и вопросы |
Методические приемы |
Результат |
1.Самоопределение к деятельности Организационный момент |
Приветствие. Проверка к готовности к уроку. Настрой на работу. |
Проверьте свою готовность к уроку. С каким настроением вы пришли на урок? |
Обращение к себе. Показ настроения. |
Готовность к уроку |
|
Воспроизведение знаний о предложении Работа с учебником |
1.Работа в парах. 2.Защита нескольких работ перед классом на тему «Что мы узнали о предложении и членах предложения». 3. Выполнение заданий учебника (упр. 46, с. 39) Один ребенок работает на обратной стороне доски. |
Планирование Дозировка времени Вопрошание Сравнение Выражение своего отношения Обращение к другому «Я» |
Умение планировать свои действия Умение взаимодействовать в парах Умение задавать вопросы другому «Я» Умение оценивать результат собственный действий |
Проведение тестовой диагностической работы на входе. |
Самостоятельное выполнение проверочной работы |
Проверочная работа |
Сверка с эталонным образцом Самооценка |
Умение анализировать результат собственных действий. |
Итог урока |
Рефлексия |
- «Какие задания вам было легко выполнить, а в каких вы испытывали затруднение?» |
Обращение к себе |
|
|
Домашнее задание |
Выполнить задания учебника (рубрика «Проверь себя», задание 6, с. 40). |
|
|
Текст проверочной работы.
Критерии |
Задание |
самооценка |
ошибки |
рекомендации |
1.Умею устанавливать о ком или о чем говорится в предложении |
У тропинки под дубом вырос боровик. О ком? или о чем? говорится в предложении? |
|
|
|
2.Умею определять главные и второстепенные члены предложения |
Лёгкие, паутинки, над, летят, землёй. Выполни задание по алгоритму: 1.Составьте предложение из данных слов. 2.Подчеркните главные члены. 3.Стрелкой укажите связь второстепенных с главными членами предложения. |
|
|
|
3.Умею различать нераспространенные и распространенные предложения |
Росла ёлочка. Льёт дождь. Девочки рисуют. Распространите любое предложение второстепенными членами. Запишите. Подчеркните в нём подлежащее. |
|
|
|
4. Умею устанавливать связь слов в предложении при помощи смысловых вопросов |
Смешной котенок лакал из блюдечка молоко. 1.Подчеркни подлежащее и сказуемое. 2.Выпиши из предложения все слова, котроые относятся к подлежащему и сказуемому. Поставь вопросы к выписанным словам. Относится к подлежащему:______________________________ (отвечает на вопрос:___________________________________) Относится к сказуемому:______________________________ (отвечает на вопрос:___________________________________) |
|
|
|
Тема 9: Работа над ошибками
Тип урока: урок коррекции
Цель учителя :создание условий для коррекционной работы
Результат:
Предметный: видеть разрыв между знанием и незнанием, умением и неумением
Личностные: анализ и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном
Регулятивные: положительное отношение к учению, контроль своих действий в процессе выполнения заданий; умение обнаруживать и исправлять ошибки.
Познавательные: умение анализировать достигнутый результат
Коммуникативные: потребность в общении с другим «Я», умение слушать и вступать в диалог
Средства: оценочные листы, образцы выполнения заданий, карточки-задания
Содержание урока.
Этап урока |
Содержание урока |
Задания и вопросы |
Методические приемы |
Результат |
1.Организационный момент |
Приветствие. Проверка к готовности к уроку. Настрой на работу. |
- Доброе день! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Садитесь. С каким настроением вы пришли на урок? |
Обращение к себе. Показ настроения. |
Готовность к уроку. |
2.Анализ работ |
1.Рассмотрение итогов собственной проверочной работы 2. Анализ допущенных ошибок |
Рассмотрите итоги своей работы Что вы можете сказать Над чем вам предстоит работать? Найдите свои ошибки, на какие умения допущены ошибки? |
Анализ |
контроль своих действий в процессе выполненных заданий |
3.Коррекционная работа |
Работа в малых группах. Дети рассаживаются по допустившим ошибкам во время проверочной работы. В каждой группе есть кураторы – дети, которые успешно справились с данной работой. Работа в группах 1 ряд «Стол» заданий 1 ряд Карточки для коллективной работы «Стол» заданий 2 ряд Карточки для индивидуальной работы «Стол» заданий 3 ряд Карточки для индивидуальной работы на оценку |
1 группа: Умею устанавливать о ком или о чем говорится в предложении 2 группа: Умею определять главные и второстепенные члены предложения 3 группа: Умею различать нераспространенные и распространенные предложения 4 группа: Умею устанавливать связь слов в предложении при помощи смысловых вопросов 1этап работы в группах. Кураторы объясняют способ действия. Каждая мини –группа должна создать алгоритм, схему, памятку по теме. 2 этап в группах. - Обсуждение «Как выполнить задание?» 3 этап Ребенок выбирает индивидуальную карточку для тренировки. Выполняет задание, оценивает свою работу. Куратор проверяет его работу. 4 этап Ребенок выбирает индивидуальную карточку на оценку. Выполняет задание, оценивает свою работу. Куратор проверяет его работу. Проверяет учитель. Выставление оценки. |
Планирование Определение трудности (выбор группы) Работа по выбору |
Наблюдать Умение оценивать результат собственных действий Действие контроля и оценки учащегося Умение взаимодействовать в малых группах Умение оценивать результат собственных действий |
4.Итог урока |
Рефлексия |
Прием незаконченных предложений. |
Умение оценивать результат собственных действий |
|
Домашнее задание |
Подготовка к контрольной работе |
Обращение к себе |
Тема 10 Контрольная работа по теме«Предложение»
Тип урока:урок контроля (на выходе)
Цель учителя:Проверка умений учащихся устанавливать о ком или о чем говорится в предложении, определять главные и второстепенные члены предложения, различать нераспространенные и распространенные, устанавливать связь слов в предложении при помощи смысловых вопросов
Учебная задача: оценивать свою работу по заданным критериям
Результат:
-предметные: оценивать результаты выполненного задания, умения отличать предложение от набора слов, определять количество слов в различных предложениях и писать слова в предложении раздельно, употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения, определять границы предложения в деформированном тексте, составлять предложение-ответ на вопрос вопросительного предложения; развивать умение оценивать результаты своей деятельности.
-личностные: ориентация на понимание границы собственного знания и незнания, умения и неумения по теме.
-регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные ориентиры действия в учебном материале, принимать установленные правила в планировании и контроля способа решения
-познавательные: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом
-коммуникативные: строить собственное мнение и позицию, контролировать свои действия, осуществлять действия самоконтроля
Тема 11 «Предложение»
Тип урока:рефлексивный урок
Цель учителя: создать условия для рефлексии собственных достижений учащихся
Учебная задача: рефлексия собственных достижений
Результат:
-предметные: оценивать результаты выполненного задания,
-личностные: ориентация на понимание границы собственного знания и незнания, умения и неумения по теме.
-регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные ориентиры действия в учебном материале, принимать установленные правила в планировании и контроля способа решения
-познавательные: проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом
-коммуникативные: контролировать свои действия, осуществлять действия самоконтроля
Содержание урока.
-
Критерии
Задание
самооценка
ошибки
рекомендации
1.Умею устанавливать о ком или о чем говорится в предложении
Пронёсся по лесным макушкам сильный вихрь.
О ком? или о чем? говорится в предложении?
2.Умею определять главные и второстепенные члены предложения
Шагали, по бодро, ребята, тропе.
Выполни задание по алгоритму:
1.Составьте предложение из данных слов.
2.Подчеркните главные члены.
3.Стрелкой укажите связь второстепенных с главными членами предложения.
3.Умею различать нераспространенные и распространенные предложения
Распространите любое предложение второстепенными членами. Запишите. Подчеркните в нём подлежащее.
Солнце светит. Катя поет. Мама моет.
4. Умею устанавливать связь слов в предложении при помощи смысловых вопросов
Яркое солнце освещало все вокруг.
1.Подчеркни подлежащее и сказуемое.
2.Выпиши из предложения все слова, которые относятся к подлежащему и сказуемому. Поставь вопросы к выписанным словам.
Относится к подлежащему:______________________________
(отвечает на вопрос:___________________________________)
Относится к сказуемому:______________________________
(отвечает на вопрос:___________________________________)
Содержание урока.
Тема № 11: Рефлексивный урок по теме « Предложение»
Оцени степень трудности, удовлетворения своим результатом, используя следующие значки в цвете:
Предварительно изучи результаты своих проверочных работ на начало изучения темы, на конец изучения темы.
Красный – справился успешно, я доволен собой
Зеленый мне было трудно, но я справился
Синий– это умение трудно для меня. Мне нужна помощь
Чему ты научился в итоге изучения темы?
Над чем тебе еще нужно поработать?___________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________
Обсуди свои проблемы с другом (с родителями, с учителем)
Оцени свою деятельность в баллах______________________
Дата______________________ Подпись__________________________________
- Вебинар «Краеведческая работа библиотек как средство интеграции в социокультурное пространство региона: традиционные формы, новые технологии»
- Международный вебинар «Лицевая гимнастика: комплексы упражнений, подготовка и методика проведения»
- Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
- Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
- Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО
- Методы и приемы формирования и оценки УУД младших школьников в соответствии с ФГОС НОО