В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Мир вокруг нас

Мир вокруг нас

Валера Киселёв
Тип материала: Мероприятие
просмотров: 1485
Краткое описание
Цели:  @·         Познакомить учащихся с проблемами охраны окружающей среды, с основными проблемами и задачами экологии;@·         Обратить их внимание на  ту угрозу, которую представляет воздействие человека на окружающую природу;@·         Формировать у учащихся познавательный интерес к экологическим проблемам и стремление принять посильное участие в их решения
Описание
МБОУ «Краснооктябрьская средняя общеобразовательная школа Новошешминского муниципального района РТ" Внеклассное мероприятие на экологическую тему «Мир вокруг нас»



Учитель биологии и географии: Киселев Валерий Юрьевич
2013 г.
Учитель.
— Кто может назвать точную дату сегодняшнего дня? В каком веке мы живём? Удивительное время!
Человечество может гордиться своими достижениями в области техники, искусства, образования. Человек покорил океан, воздух, землю. Но наряду с достижениями у человека появились большие проблемы. К числу самых волнующих, несомненно, отно­сятся проблемы экологии. Это слово в переводе с греческого языка означает: «Наука о доме, жилище» А что мы с вами называем нашим общим домом? (Природу)
— Что ждёт нас в будущем, если не перестанем беспечно относиться к природе и к тому, что она нам даёт. Выживет ли человек, если лишится самого дорогого и необходимого на Земле. Сохраним ли мы для себя и тех, кто идёт за нами, нашу прекрасную планету. Слайд 1
 - Эти вопросы мы обсудим на нашем уроке, задумаемся, сдела­ем выводы. (Звучит фонограмма «Голоса птиц».) Слайд 2
 - Слышите? Прислушайтесь. Куда мы с вами попали? Как лег­ко и свободно дышится в лесу.
— Здравствуй, природа! Здравствуйте, поля, леса, реки, озёра и моря!
Здравствуйте, птицы! Здравствуйте, звери! Слайд 3 — 15
 Чтец. Есть просто храм.
Есть храм науки
А есть ещё природы храм —
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время года,
Открыт для нас в жару и стынь,
 Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь!
Учитель.
— Есть у Маршака стихи, которые начинаются слова­ми: «Что мы сажаем, сажая леса?». Люди разных специальностей ответили бы на этот вопрос каждый по-своему. Постарайтесь отве­тить за столяра, работника бумажного комбина­та, железнодорожника( шпалы), учителя (тетради, книги, журналы).
(Высказывания детей.)
— И химик нашёл бы добрые слова о лесе, о древесине, из кото­рой на комбинате получают лаки, нитки, лекарства.
— И музыканты бы воскликнули: «Спасибо тебе, лес! Твоё де­рево, которое гудело от ветра и слушало пение птиц, теперь само запело, зазвучало голосами сделанных из дерева рояля, скрипки, балалайки.
— А что бы ответил врач, ребята? (Высказывание детей.)
— А лесничий закончил бы стихами:
Что мы сажаем,
Сажая леса?
 Чащу, где бродят Барсук и лиса.
Лист, на который ложится роса,
Свежесть лесную,
И влагу, и тень-
Вот что сажаем
В сегодняшний день.
— Ребята, а что страшнее всего для леса? (Высказывание детей: пожар, мусор, рубка.)
Очень важно, чтобы вы осознавали, что людская беспечность — вот главная причина беды. К сожалению, многие рассуждают так: чего- чего, а уж лесов на белом свете видимо-­невидимо, никто их не сеял, не сажал — сами выросли. Так всегда бывало, так и впредь будет.
— Но будет ли?
Чтец.Мы порой безбожно
Не храним, что имеем,
Не щадим, не жалеем.
Ни за что не в ответе,
 Словно самую малость
Нам на этой планете
Жить и править осталось.
Не хозяева вроде,
Так добро своё сгубим,
А гордимся природой
И отечество любим.
— Иногда слышишь: «Человек — царь природы».
— Согласны ли вы с этим утверждением?
(Высказывания детей.)
Исполнение песни «Раненая птица»:

Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится:
На траве кровавой вздрагивает птица.
Припев:

Птицы, рыбы и звери в душу людям смотрят.
Вы их пожалейте, люди, не убивайте зря.
Ведь небо без птиц не небо,
А море без рыб не море,
И земля без зверей не земля, не земля, не земля.
— Да, вы правы. Кто поставил человека перед природой? Сам человек? А что он представляет собой без природы — без воздуха, воды, пения птиц, ароматов цветов, шелеста листвы? Всё это щедро дарит людям мать-природа и не просит взамен никакой платы, только от нас ждёт бережного отношения к себе.
— Стихотворение Ивана Бунина – Полевые цветы (видеоролик)
— К сожалению, ни растения, ни животные не могут с нами говорить, а сколько могли бы нам сказать. А теперь давайте посмотрим и послушаем экологическую сказку «Теремок».
ТЕРЕМОК (экологическая сказка)
Автор: Рос в одном лесу грибок, он назывался теремок.
А в тереме том жили звери, дружно жили, песни пели.
Каждый занят был трудом, каждый что-нибудь нес в дом:
тесто курица месила, лягушка рыбу приносила, сова детей учила в школе,
а мышка хлеб растила в поле. А вечерами за столом, беседовали кто о чем. (Звери пьют чай)

Мышка:Я? Бежала? Мимо?! Очнись, подружка, я давно уже здесь живу.
И, кстати, не одна.

— А с кем?

Мышка:Вы что, детскую сказку не читали?
— Я лягушка — квакушка
— Я зайчик — побегайчик
— Я волк — зубами щелк
— Я лисичка – сестричка
— Я мишка – косолапый братишка. Как дела, малышка?

— Как, и вам не тесно? Здесь же мало места!

Мышка:Да не падай ты, держись!
Нас сюда загнал «ГРИНПИС»
Лягушка:Это так он нас спасает.
Лучше выхода не знает.
Лиса:Он не ест, не спит, не пьет,
Все программы издает

— А про что? Нам надо знать!

Заяц:Как про что?
Как нас спасать!
Волк: Абырвалк, акабос, вало…
Тьфу, заячье ухо в рот попало!
Лягушка:Заяц, нету больше сил!
Перепонку отдавил
Лиса:Эй, медведь, хватит задом вертеть!
Медведь:Хочу и верчу
Не нравится – затопчу!
Лиса:Вы помнете шкурку!
Медведь:Так снимай тужурку!
— Вдруг, откуда ни возьмись, маленький комарик.
А на голове его…
— Серенький фонарик?
— Да нет
— Ну тогда…Воздушный шарик?
— Да нет!
— А что!!!
— Нос длиннющий и две фары.
— То ж мутант, а не комар!

Комар:Слышь, заканчивай базар!
Я сказал: команда «Газы»
Всем надеть противогазы!
Лиса:Не одену я такой! Больно нос у вас большой!
Заяц:Может это нынче в моде? Мы ж живем не на природе,
Свежим воздухом не дышим, новостей совсем не слышим.
Мышка:Где ж ты воздух щас найдешь,
Только выйдешь – пропадешь!

— А комарик за свое

Комар: Сколько можно, е — мое
Плохо слышим что – ли, газы!
Всем надеть противогазы!

— Где — то сбоку слышен стон

Медведь: Я ж Михалыч, а не слон!
Заяц:Что же делать с ними будем?
Стыдно в этом выйти к людям!
Волк:Одевай, там все такие!
Времена ведь не простые!
Лиса:В речке плавает бензин
Лягушка:А в болоте – керосин!
Медведь:Нефть в Индийском океане
Мышка:В небе дырка – как в кармане
Обзывается страной аж озоновой дырой!
Волк: На деревьях ужас, вот,
Металлический налет!
Заяц:Птицам негде стало петь!

— Свежий воздух… Обалдеть!

Лиса:Всюду углекислый газ!

Комар:Всем надеть противогаз!!!
Хватит ныть, сидеть и спорить!
На уборку территорий выйдем дружно сей же час,
А не то погибнем враз!

— И не нужен мишке гонг
Заревел он как Кинг – Конг

Медведь:Собирайтесь звери, люди,
Мы спасать планету будем!

— Принялися все за дело, и работа закипела.
Вот лягушка у воды лапкой чистит пруды

Лягушка:Фу, какая бяка!
Аж противно, ква – ка!!!

-Всю грязищу убрала. Головастиков завела.

— По лесу шныряет волк, он в очистке знает толк,
И зовется он не даром всего леса санитаром.

— Мышка ведра тут схватила, солнце, звездочки отмыла,
Нитки шелковы взяла и дыру заштопала.
— Заяц тоже отличился, всем на славу потрудился
Сухостой весь посрубал и на гнезда птицам дал.

— А Михалыч, ох, романтик! Цветов всюду насажал:
Георгины, незабудки, ландыши и краснотал.

— Даже хитрая лиса – рыжехвостая краса
В руки пылесос взяла, пыль и грязь всю собрала,
Хвостиком повеяла – кислород навеяла.

Комар: Все, отбой команде «Газы». Ну-ка, снять противогазы!
Воздуха набрали в рот – получаем кислород.
Заяц: Ой, дышать…дышать боюсь,
Вдруг случайно отравлюсь?
Мышка: Милый, успокойся,
Ты дыши, не бойся.

— Солнце на небе сияет, солнце миром управляет
— Появились тут жучки. Червячки и паучки
Все поют, ликуют! Комара целуют.

Волк: Ну комар, ну молодец!
Без тебя б нам всем конец
Лягушка: Ты собрал нас всех гурьбой
И спасли мы шар земной!
Лиса: Загазованность, пылища, радиация, грязища!
Довели планету люди!!! Впредь умнее все мы будем.
Мышка: Все мы в теремах живем, домом терем свой зовем.
Мы должны запомнить это: дом родной нам – вся планета!
Медведь: Во жилплощадь! Вся планета!!!
Сколько ж здесь квадратных метров?
Лягушка: Охватил тебя, балбес,
Меркантильный интерес!
Лиса: Актуальна эта тема. Что таращите глаза?
То ж глобальная проблема! Есть кто против?
Вместе: Нет. Все за!
Заяц: Подошли к концу, но все же все запомнить мы должны
Кто спасти планету сможет?
Вместе: Кто еще, если не мы!!!
Давайте пофантазируем и проведём суд над людьми. (Назначаются судья, обвинители, защитники.)
Судья.Встать, суд идет!
-В чём причина образования озоновых дыр?
Выступает обвинитель «Воздух».
— За год в атмосферу только углекислого газа выбрасывается
5 млрд. тонн. В результате истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры. Постоянная озоновая дыра — над Антарктидой, временами расширяющаяся и уменьшающаяся — над Арктикой, Европой, Москвой. В эти дыры устремляются ультрафиолетовые лучи, от которых у людей возникают раковые заболевания.
Кислород. Его становится на Земле всё меньше и меньше. А выхлопные газы заводов чёрной и химической промышленности, котельных, транспорта всё больше.
Судья. Какие меры необходимо предпринимать, чтобы воздух стал чище?
(Высказывания детей.)
— Очистительные сооружения; посадка зелени; предприятия замкнутого производства; двигатели на газе, на солнечных батарейках; электростанции, использующие источники энергии — солнечную энергию, ветер, приливно-отливные волны и т. д.
— Спасибо.
Выступает обвинитель «Вода».
— Ребята, почему медики все чаще запрещают нам купаться в речках, отчего погибают рыба и другие животные в морях и океанах:
(Высказывания детей.)
Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоёмы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тыс. товарных поездов. В результате деятельности человека в реках Европы — Сене, Дунае, Рейне, Волге — нельзя купаться. Озеро Байкал, который содержит 1/3 мировых запасов пресной воды, в результате работы целлюлозно-бумажного комбината ныне потеряло способность самоочищаться.
Судья.Предлагаю решить экологическую задачу.
 Из неисправного крана постоянно течет вода. Школьники под­считали, что за 1 минуту воды вытекает 8 л — целое ведро. А сколь­ко чистой воды вытечет в канализацию за перемену в 10 минут? (Задачу решают участники мероприятия.)
Судья.Прошу сделать вывод.
(Высказывания детей.) Надо экономить воду, не выбрасывать в реки и озёра мусор, не мыть в них машины. Мы вырастим и научимся очищать отходы заводов и фабрик.
Судья.Да, аргументы весомые. Но ведь человеку нужна вода.
Чтобы получить 1 т стали, необходимо израсходовать 150 т воды, а чтобы получить 1 т бумаги, нужно 250 т воды. В некоторых стра­нах начали строить предприятия с замкнутым циклом производст­ва. На таких предприятиях вообще нет сточных вод. Загрязненную воду там очищают и снова используют. У нас таких предприятий, к сожалению, мало.

Выступает обвинитель «Растения».
Демонстрация Красной книги.
— Вам знакома эта книга? Как вы думаете, почему она такого
цвета?
(Высказывания детей.)
— Почему же исчезают растения? В чем причина?
Ученица. Я хотела бы ответить так:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
 Если мы сорвём цветы-
­Опустеют все поляны,
И не будет красоты.
Судья.Давайте представим, что в лес пришли горе­туристы. Что произойдёт? Что останется после них?
(Ответы детей: вытаптывают травы, рвут цветы, жгут костры, оставляют мусор, ломают или рубят деревья, они будут шуметь и т. д.) Слайд 16
Учитель: Давайте вспомним правила поведения в лесу:
Не рвать цветы
Не собирать букеты в дикой природе
Не плести венки
Не кричать в лесу
Не ловить животных, не пугать их
Не разорять птичьи гнезда
Не ловить бабочек и жуков
Обвинитель «Почва».Почва образуется очень медленно, для этого нужны сотни и даже тысячи лет. Так, один см почвы образуется за 250 – 300 лет, 20 см – за 5 -6 тысяч лет! А вот разрушить её можно очень быстро. За последние 100 лет на Земле разрушено примерно третья часть всех плодородных почв. Неправильно используются минеральные удобрения, люди во многих местах испортили почвы. Как же сохранить почву? Нужно аккуратно снимать плодородный слой земли и перевозить в места, где почвы менее плодородны. Нужно восстанавливать слой почвы после того, как в карьере прекратилась добыча полезных ископаемых
Обвинитель «Растения и животные».

Ежегодно с лица Земли по вине человека исчезает одно животное, а ежедневно – одно растение. Ежеминутно на земном шаре вырубается 23 гектара леса. Редкие и исчезающие виды растений и представителей животного мира заносят в Красную книгу.
Учитель:Ребята, а какие виды растений и животных, которые занесены в Красную книгу природы вы знаете?
— Как вы думаете, каким образом человек мог бы сохранить исчезающие виды?
 Учитель: — Могут ли в охране природы участвовать дети?
Ученик.

На заре зеленую березку
На краю весеннего села
Полоснул ножом своим подросток,
Мимоходом. В шутку, не со зла
Может быть, с сегодняшнего утра
Ей не встать бы, сбитой на повал.
Только кто – то, ласковый и мудрый,
Рану у неё забинтовал.
И ушел, оставшись безымянным,
Доброглазый этот человек.
И огонь, ликующий, зеленый
С той поры в ветвях её не гас.
Очень уж хотелось знать спасенной,
Кто её от верной смерти спас.
Ученик.Какого жука я в лесу повстречал! Он топал, как бык, и рогами качал. И очень серьёзным и грозным он был  ­Я даже дорогу ему уступил. Мне имя его не известно пока, Но я не забуду лесного жука. Я в городе в библиотеку пойду, Жука моего по рисунку найду. Узнаю, где водится, как он живёт,  Зачем ему крылья, и что он жуёт. И будут страницы, как травы шуметь, И будут, как птицы, трамваи звенеть. И всем расскажу про жука моего, Как славно, что я не обидел его. Заключение судьи.
 Итак, выслушав обвинителей, мы ус­тановили, что некоторые виды растений и животных планеты на грани уничтожения.
В состоянии, приближающемся к катастрофическому, находят­ся Москва, Санкт — Петербург, Среднее Поволжье, промышленная зона Урала.
Загрязнены Чёрное море, Азовское море, вода в бассейне Волги и Каспийское море. На озере Байкал кризисная ситуация.
Люди виновны в нарушении многих статей Конституции. Ко­нечно, мы не можем всех людей взять под стражу и наложить на них штрафы. Человечество само себя наказывает.
Поэтому выносим решение
Люди должны исправить то, что ещё можно пока исправить.

Чтобы поколения следующих тысячелетий могли увидеть ясное

чистое небо, утреннюю росу. Чтобы люди видели животных не

только в зоопарке и в Красной книге, но могли увидеть своих

собратьев и в живой природе. Слайд 17
Ученик.Как яблоко на блюдце, у нас Земля одна.
Не торопитесь, люди, все выскрести до дна.
Немудрено добраться до скрытых тайников,
Разграбить все богатства у будущих веков.
Мы общей жизни зерна, одной судьбы родня.
Нам пировать позорно в счет будущего дня.
Поймите это, люди, как собственный приказ,
Не то Земли не будет у каждого из нас.
Учитель: — Ребята, давайте будем, бережно относится к природе уже сейчас, делать то, нам сейчас по силам. А когда вы станете взрослыми, у вас появятся большие возможности. Пусть у вашей памяти останется наш суд природы над людьми.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос