В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Урок самопознания и сотрудничества «Все мы разные»

Алла Филимонова Алла Филимонова
Тип материала: Урок
просмотров: 1971
Краткое описание
Познакомить обучающихся с понятием «уникальность» через развивающие психологические игры.
Пожаловаться 14 апреля 2013
Файлы
Сценарий занятия - Все мы разные -2013(Чумаков).doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

Тракторозаводского района г. Волгограда


Составила: А.В. Филимонова,

педагог-психолог.



Урок самопознания и сотрудничества

«Все мы разные»


Дата: 03.04.2013 г.

Возраста обучающихся: 10-11 лет.

Присутствовали на уроке: 20 обучающихся 4 «Б» класса.

Цель урока:  познакомить обучающихся с понятием «уникальность» через развивающие психологические игры.

Образовательная:

  1. Помочь обучающимся находить признаки «уникальности» и «неповторимости» у себя и у других через игру.

  2. Объяснить детям, что все мы разные и очень важно принимать человека, таким, каким он есть.

Развивающая:

1. Развивать умение анализировать понятие «радость»» через рисунки детей.

2. Развивать речь, обогащать словарный запас детей.

3. Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.

Воспитательная:

  1. Воспитывать положительное отношение обучающихся к себе, друзьям и одноклассникам, как уникальной личности.


Планируемые результаты:

Предметные

Обучающиеся смогут:

- объяснить, кто такой «уникальный» и «неповторимый» человек;

- анализируя эпиграф: «Если я чем-то на тебя не похож, я эти вовсе не оскорбляю

тебя, а, напротив, одаряю»

сделать вывод о том, что все мы разные, не похожие, каждый человек имеет свой

набор качеств, это нас

обогащает и делает интересными друг для друга;

- понять через психологические игры, что каждый человек уникален по своему, и

мы должны принимать друг друга такими, какие мы есть с нашими достоинствами

и недостатками.


Метапредметные

Регулятивные:

- самостоятельно определять для себя цели и задачи изучения данной темы;

- давать самооценку своей деятельности.

Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию, учитывать мнения других;

- взаимодействовать, работать индивидуально и в парах с целью решения учебной

задачи.


Познавательные:

- рассуждать над значением понятий, их существенных признаков;

- добывать новые знания;

- находить ответы на вопросы, используя раздаточный материал, слайды, а

также свой жизненный опыт и информацию, полученные на занятии;

- развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- выявлять проблему, выдвигать предположения, делать умозаключения.

Личностные

- вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- выразить свое отношение к обсуждаемой проблеме.


Материалы: компьютерная презентация, коробочка с горошинами, шкатулка с зеркалом, листы бумаги, карандаши, фломастеры, клей, список черт характера, таблица для заполнения качеств, ладошки из цветного картона, плакат - «Солнце».

Оборудование: компьютер, экран.

Ход занятия


Эпиграф: «Если я чем-то на тебя не похож,

я этим вовсе не оскорбляю тебя,

а, напротив, одаряю»

Антуан де Сент-Экзюпери.



1. Ритуал приветствия.


Психолог: Здравствуйте, уважаемые гости!

Здравствуйте, дорогие ребята!

Друзья, давайте вместе поприветствуем наших гостей.

Упражнение «Здравствуйте!».

Цель: установление контакта и снятие напряжения.

Методы и техники: нетрадиционное приветствие.

Психолог: Ребята, а теперь давайте вы поприветствуйте друг друга, но не так, как вы это делаете всегда (кивком головы, пожатием руки, словом), а необычно (нетрадиционно).

Для этого я приглашаю вас встать в круг.

Ребята встают в круг, разбиваются по - парно и демонстрируют способы приветствия

Психолог: Какие чувства и эмоции вы испытали сейчас?

Ответы детей

Я желаю вам, чтобы эти положительные эмоции сохранились у вас до конца нашего урока.

Дети садятся на свои места

2. Вступительная часть.

Упражнение № 2.1 «Горошина».

Психолог: И так, друзья, у вас на столах лежит необычный предмет - горошина.

Давайте возьмём её в руки. Представьте, что у вас на ладони – планета Земля!

Давайте мы её внимательно рассмотрим.

Что мы можем увидеть на нашей маленькой планете – Земля?!

Ответы ребят


Психолог: А теперь опустимся ещё ниже, кого мы видим?

Ответы ребят


Психолог: Какие они все? (издалека, они нам кажутся все одинаковыми)

А теперь внимательно рассмотрите людей. Какие они?

Психолог: А давайте, ребята, представим себе, что на нашей земле все люди одинаковые. (Рост, цвет глаз, цвет кожи, действия, знания, мысли)

То, каким станет наш мир?

А на самом деле, какие мы земляне?!

Ответы ребят

Психолог: Да, ребята, на нашей планете около пяти миллиардов жителей. Как много людей на земле! Каждый человек - это целый отдельный мир. Все мы земляне. Все мы похожи друг на друга и в тоже время мы разные и каждый интересен по - своему.

И не случайно эпиграфом сегодняшнего нашего занятия являются слова:

«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».

Психолог: Ребята, а как вы понимаете слова: не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю.

Хорошо! Мы к этим словам ещё вернемся.

Ребята, а что значит, не похожий?

Ответы ребят

Проговорить цели


Психолог: Так о ком же мы с вами сегодня будем говорить?


Ответы ребят


3. Основная часть.


Работа по теме.


Упражнение №3.1 «Волшебное озеро».

Цель: познакомить детей с понятиями «уникальный» и «неповторимый».

Ребята садятся в круг


Психолог: Ребята, сейчас мы будем передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получит её, должен заглянуть внутрь.


Ребята выполняют задание




Психолог:

В.1: Ребята, кого вы увидели в «маленьком волшебном озере»?

В.2: А каким, вы себя увидели?


Психолог: Действительно, ребята все вы разные, не похожие друг на друга, а значит какие вы?

Ответы ребят


Психолог: Даже понимание радости, счастья, грусти, у вас у каждого своё, каждый вносит свой смысл в это понятие.

Сейчас мы это проверим.


Упражнение №3.2 «Радость».

Психолог: Ребята, предлагаю каждому из вас с помощью цветных карандашей нарисовать или описать, что такое «радость». Рисунок может быть конкретным, абстрактным, каким угодно.

Звучит музыка

Ребята выполняют задание.


Психолог: А сейчас предлагаю вам, повесить на доску ваши рисунки.


Рисунки крепятся на доску


Психолог: По рисункам видно, что каждый имеет свое представление и свой цвет: радости, грусти, любви и счастья.


В процессе обсуждения подвести ребят к выводу:


Это ещё раз подтверждает наш вывод, что каждый человек особенный, неповторимый, уникальный.


Психолог: У каждого уникального человека, есть своя уникальная вещь. Эта вещь, подаренная близкими людьми, эта вещь, которая вам дорога.

Как вы относитесь к этой уникальной вещи?

Ответы ребят


Психолог: Так если мы так бережно относимся к уникальным вещам, то, как же мы должны относиться к уникальному человеку, ведь человек дороже любого самого уникального предмета?

Ответы ребят

Психолог: А какими качествами характера должен обладать человек, чтобы уметь ценить другого?

Ответы ребят

Упражнение №3.3 «Себе - другим».

Ребятам предлагается список черт характера, где необходимо выбрать недостающие качества себе и другим к своей неповторимости и уникальности.

Психолог: Ребята, на столах у вас, лежат листочки, на которых записаны качества характера. Распределите их в два столбика. «Себе» - запишите те качества характера, какие бы ты хотел иметь вдобавок к своей неповторимости и уникальности, а в столбик «Другим» – записать те качества, которые ты хотел бы видеть в других.

Не более 2-3х самых важных.

Показываем эти листы

Список качеств характера: отзывчивый, приятный, справедливый, трудолюбивый, остроумный, смелый, жадный, хитрый, скучный, смешной, терпеливый, надежный, здоровый, вежливый, честный, нежный, сильный, задиристый, лживый, сообразительный, дружелюбный.

Ответы ребят


Психолог: Пожалуйста!

Какие качества чаще всего повторялись, в столбике - «Себе» и «Другим»?

Ответы ребят


Таблички с качествами вешаются на доску.


4. Заключительная часть.

Подведение итогов.


Психолог: Те качества, которые мы выбрали для «других» объединяют нас, делают похожими. Нам всем хочется, чтобы нас уважали, ценили, относились по - доброму.

Но есть качества, которые нас отличают друг от друга, помогают нам дополнять друг друга.

Так давайте вернемся к нашему эпиграфу, с которого мы начинали наше занятие:


«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю»

Психолог: Сможете ли вы теперь объяснить значение слов:

«не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю»

Ответы ребят

Психолог: Мы должны принимать друг друга, такими, какие мы есть, с нашими достоинствами и недостатками. Это нас обогащает, дополняет и делает уникальными и неповторимыми.

Давайте внимательно относиться к себе и другим людям, даже если они на нас не похожи.


5. Рефлексия

Психолог: Ребята, что нового вы открыли для себя на уроке?

Что вам понравилось больше всего?


Ребята обмениваются своими впечатлениями.

А сейчас предлагаю вам выполнить мини – проект, он останется у вас в классе, как напоминание о том, что каждый из вас уникален.

На столах у вас лежит ладошка, напишите на ней лучшее свое качество, которое делает вас неповторимым.

Звучит музыка

Ребята приклеивают ладошки на доску


7. Ритуал прощания.

Все встают в круг, пожимают друг другу руки со словами: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю»

Психолог: «Спасибо за приятное общение! До новых встреч!»


Занятие окончено!













Себе

Другим


1.

2.

3.

4.

5.







1.

2.

3.

4.

5.






Приложение 1



Список качеств характера:

Отзывчивый, приятный, справедливый, трудолюбивый, остроумный, смелый, жадный, хитрый, скучный, смешной, терпеливый, надежный, здоровый, вежливый, честный, нежный, сильный, задиристый, лживый, сообразительный, дружелюбный.


6


Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий: