В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Шрифтовая композиция

Анастасия Князева Анастасия Князева
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345  голосов:1    просмотров: 6073    комментариев: 1
Краткое описание
Освоение основных закономерностей выполнения шрифтовой композиции.

Описание
ХОД ЗАНЯТИЯ

1 Этап:

Организация начала занятия.

1. Организационный момент.

2. Приветствие гостей.

3. Информация о ходе занятия.

4. Объявление темы.

2 Этап:

Подготовка к активной учебной деятельности.

На занятии используются следующие методы:

Словесный:

· рассказ, беседа, инструктаж.

Наглядный:

· демонстрации, наблюдения.

Практический:

· групповая и индивидуальная работа.

Метод устного контроля:

· фронтальный опрос по ходу занятия.

Метод анализа:

· обобщение самостоятельной работы.

3 Этап:

Объяснение нового материала

Тема занятия состоит из двух слов «шрифтовая композиция». Итак, что же такое шрифт? Слово шрифт немецкого происхождения и в переводе означает: письмо, начертание букв. Шрифт – это алфавит, в котором изображение букв имеет общую закономерность построения и единый стиль.

А из чего состоит алфавит? Правильно, из букв.

Что такое буква? Звук.Это не просто звук, а звук застывший. Это рисунок звука.

Сколько таких изображений звука в русском алфавите?Тридцать три.

В зависимости от специфики языка в алфавитах разных народов получилось разное количество букв. Например: в итальянском — 21 буква, в латинском — 23 буквы, в чешском — 38 букв, а в армянском и того больше — 39 букв. История возникновения письменности уходит своими корнями в глубокую древность.

Сложный и длительный путь претерпел рисунок звуков прежде, чем он превратился в алфавит.

В истории мировой письменности известны четыре вида письма:

· Пиктографическое;

· Идеографическое;

· Слоговое;

· Буквенно-звуковое.

К наиболее раннему периоду относится пиктографическое (картинное или рисуночное) письмо в виде наскальных рисунков у первобытных людей. Значительно позже, в эпоху образования государств и развития торговли, в Китае и Египте, на смену пиктографическому письму пришло идеографическое, то есть письмо при помощи идеограмм, а не букв. Одним письменным знаком обозначалось целое понятие, слово. Позднее появилось слоговое письмо, в котором знаками обозначались слоги. Виды этого письма существовали многие века у народов древнего востока и в странах восточной Азии, Японии, Китае, Корее. Буквенно — звуковое письмо появилось во втором тысячелетии до нашей эры. В нём знаки означали отдельные звуки. В буквенно — звуковом письме с помощью графических знаков можно было передавать человеческую речь.

Когда-то люди не знали букв, но, тем не менее, они могли посылать друг другу письма, вместо букв и слов в этих письмах были рисунки.

Творческое задание.

Попробуйте подобно древним людям, «написать» с помощью рисунков короткое письмо.

Выполнение задания. Просмотр и обсуждение работ.

Итак, мы узнали виды письма, что такое шрифт. А что же обозначает слово композиция? Композиция в переводе с латинского — объединение всех элементов формы художественного произведения в единое целое.

Скомпоновать шрифтовую композицию надписи значит – сочинить или собрать из отдельных элементов и частей единое целое. Надо знать не только как грамотно и красиво нарисовать буквы, а еще и правильно их расположить в строке, между собою, выбрать необходимый рисунок шрифта, его цвет.

Педагог демонстрирует таблицу «Н».

Посмотрите, пожалуйста, на букву «Н», взятую из различных шрифтов.

Чем они отличаются друг от друга? (высотой, шириной, у одних линии толстые, у других тонкие, у одних есть черточки – засечки, у других нет).

Рисунок шрифта должен быть выполнен таким образом, что бы каждая группа букв содержала в себе одинаковые по форме элементы.

Педагог демонстрирует таблицу «П».

Композиции буквы должны быть одинаковыми по характеру начертания (прямые, наклонные, курсивные), по плотности (нормальные, широкие, узкие), по насыщенности (светлые, полужирные, жирные).

Педагогдемонстрирует таблицу «К, Я»

Нельзя рисовать «К» такой, а «Я» такой. Наклонная линия у этих букв должна быть или прямой как у «К», или фигурной как у «Я». Если не соблюдать единого написания всех элементов шрифта, то мы получим вот такую надпись.

Педагог демонстрирует таблицу «беспорядок».

Как раз эта надпись и выражает беспорядок. Оказывается, с помощью рисунка шрифтов можно передать суть того предмета, что выражается словом.

Педагог демонстрирует таблицу «гранит».

Слово «гранит» можно написать буквами, словно они высечены из гранита.Педагог демонстрирует таблицу «солнце».

Предметность получается даже в том случае, если «опредмечивается» лишь одна буква.

4 Этап

Усвоение новых знаний.

(фронтальный опрос)
Педагог задает детям вопросы по теме занятия.

Вопрос: Какие виды письма существовали в истории?

Ответ: пиктографический, идеографический, слоговый, буквенно-звуковой.

Вопрос: Что такое шрифт?

Ответ: Это алфавит, где все письменные знаки имеют общую закономерность построения и единый стиль.

Вопрос: Как различаются шрифты по начертанию?

Ответ: По характеру начертания (прямой, наклонный, курсивный), по плотности (нормальный, широкий, узкий), по насыщенности (светлый, полужирный, жирный).

5 Этап

Закрепление знаний, контроль и самоконтроль.

Индивидуальная работа, инструктаж.

Опредмечивать слова очень увлекательно. Это настоящее творческое занятие. Я вам предлагаю попробовать придумать свою шрифтовую композицию.

Педагог раздает учащимся карточки со словами. Учащиеся выполняют задание.

Индивидуальный контроль.Педагог контролирует процесс выполнения композиции.

Самоконтроль. Детям предлагается самостоятельно найти ошибки, неточности на выполняемых композициях.

6 Этап

Подведение итогов занятия.

Рефлексия.

Вопрос: Что нового вы сегодня узнали? Что запомнилось больше всего?

Молодцы, ребята! Вы отлично справились со всеми заданиями.

Завершение занятия.
Пожаловаться 11 апреля 2013
Файлы
фото.zip
Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала
  • Ивлева Юлия
    22 апреля 201317:32
    Ивлева Юлия

    Уважаемый автор, пожалуйста оформите работу согласно требованиям Портала.

Другие материалы автора

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru