В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Формирование универсальных учебных действий

Алена Крюкова Алена Крюкова
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 1196
Краткое описание
Актуальность презентуемого педагогического опыта определяется противоречием между возросшими требованиями, предъявляемыми системой образования к сформированности УУД у  школьников и недостаточным использованием эффективных технологий в обучении английскому языку

Описание
###### Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 40» Концепция деятельности учителя английского языка Крюковой Алёны Сергеевной «Формирование у школьников универсальных учебных действий с учетом специфики предмета «Иностранный язык»» г.Петропавловск-Камчатский


СОДЕРЖАНИЕ
Наименование раздела
Стр.
Актуальностьдеятельности 3
Цель и задачидеятельности 4
Гипотезаисследовательской деятельности 4
Методы исследовательской деятельности 5
Методологические основы деятельности 5
Теоретические предпосылки исследовательской деятельности 5
Практическая значимость исследовательской деятельности 6
Основные положения исследовательской деятельности
6
Принципыисследовательской деятельности
7
Библиографический список 10

Актуальность.В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» президент России Д. Медведев отмечает, что в условиях решения стратегических задач развития России в 21 веке «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни» [2]. Проблема образования инициативной, творческой личности нашла отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, в котором обозначены задачи формирования у учащихся опыта использования иностранного языка как средства, которое обеспечивает приобретение нового знания, доступ к новым культурам, обогащение внутреннего мира, усиление характера, свободу в выборе направления жизнетворчества, в том числе профессиональной деятельности. Вместе с тем, в практике образования прослеживается противоречия: между желанием взрослых как можно раньше приобщитьдетей к изучению иностранного языка и отсутствием реальной потребности вэтом, а также возможности использования его вповседневной жизни у детей; – между ожиданиями, надеждами детей на быстрое, легкое освоениеиностранного языка и трудностью, продолжительностьюэтого процесса; – между коллективной (групповой) формой обучения ииндивидуальным характером процесса овладения иностранным языком. Необходимость целенаправленной работы в формировании и развитии у учащихся навыков аудирования, устной речи, закреплении произносительных навыков определяется отсутствием у школьников знаний норм пользования языком в соответствии с ситуацией, невладением ситуативными вариантами выражения одного и того же намерения, незнанием правил и социальных норм поведения носителей языка, традиций, истории, культуры. Существующие противоречия актуализируют проблему поиска условий для полноценного развития личностной и социальной компетенций школьников в процессе обучения иностранному языку. Актуальность проблемы и личностный и профессиональный интерес обусловили выбор темыисследования (направления деятельности): «Формирование у школьников универсальных учебных действий с учетом специфики предмета «Иностранный язык»» Объектомисследованияявляетсяобучение школьников иностранному языку. Предметомисследования является формирование у учащихся 2–11 классов универсальных учебных действий в процессе обучения английскому языку с учетом специфики учебного предмета». Цельисследования–выявление и создание эффективных условий формирования у учащихся 2–11 классов универсальных учебных действий в процессе обучения английскому языку с учетом специфики учебного предмета «Иностранный язык»». Задачи исследования: – выяви
ть психологические и педагогические теоретические основы проблемы
формирования у учащихся 2–11 классов универсальных учебных действий с учетом специфики предмета «Иностранный язык»;
– разработать концепцию формирования у учащихся 2–11 классов универсальных учебных действий с учетом специфики предмета «Иностранный язык»; – определить критерии эффективности формирования у учащихся 2–11 классов универсальных учебных действий; – проверить опытным путём эффективность положений концепции. Гипотеза:формирование у учащихся 2–11 классов универсальных учебных действийв процессе обучения иностранному (английскому) языку будет более эффективным, если: – процесс обучения школьников иностранному (английскому) языку будет выстраиваться как проблемно-диалогический; – в процессе обучения школьников иностранному (английскому) языку будут реализовываться здоровьесберегающие технологии; – основным средством развития исследовательских навыков школьников в процессе обучения иностранному (английскому) языку будут учебные проекты; – для решения коммуникативных и познавательных задач в процессе обучения школьников иностранному (английскому) языку будут использоваться интерактивные методы обучения, средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Для решения обозначенных задач используются следующие методы исследования: теоретические– анализ психологической, педагогической литературы, систематизация материалов по изучаемой проблеме, ретроспективный анализ собственной педагогической деятельности; эмпирические– изучение и обобщение массового и передового педагогического опыта, наблюдение за процессом воспитания, опрос (беседа, анкетирование), изучение продуктов творческой деятельности детей, экспертиза общеобразовательных программ, учебных и методических пособий, школьной документации, опытная работа. Также применялась математическая обработка данных с целью повысить степень объективности результатов. Методологической основойисследования является личностно-ориентированный подход к преобразованию педагогической действительности; концепция развивающего обучения. Теоретическими предпосылкамиисследования выступают: идея А.А. Ухтомского о развитииличности на базе формирования доминанты самосовершенствования; идеи деятельностно и личностно ориентированного обучения, которые нашли отражение в трудах ученых Е.С.Полат, Е.И.Пассова. и И.С. Якиманской;идея формирования у детей установок на самообразование, самовоспитание, саморегуляцию, представленная в работах Г.К.Селевко;положения коммуникативного подхода в обучении (А.А. Бодалёв, В.Я. Ляудис, А.К. Маркова, Р.П. Мильруд, Е.И. Пассов, А.В. Петровский); теоретические положения концепцийформирования иноязычной коммуникативной компетенции (И.Л. Бим, Л.Ш. Гегечкори, Г.А. Китайгородская, Б.А. Ляпидус, Г. Лозанов, В.И. Пассов). Практическая значимостьисследования состоит в том, что выявленные в результате исследования теоретические положения и результаты преобразующей работы реально содействуют формированию у школьников универсальных учебных действий в процессе обучения английскому языку. Разработанные в процессе исследования дидактические материалы могут быть использованы в практике работы учителей английского языка. Исследовательской базойявляется муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 40» Петропавловск-Камчатского городского округа. В исследовании принимают участие учащиеся 2–11 классов. Опытная работа выстраивается на следующих положениях о сущности и критериях сформированности универсальных учебных действий в процессе обучения иностранному (английскому) языку: – развитие навыков аудирования, устной речи, произносительных навыковличности в процессе овладения иностранным языком выступает важнейшим фактором полноценного личностного развития и эффективной личностно и социально значимой деятельности;
– универсальные учебные действия предполагаютумение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса; овладение универсальными учебными действиями является основным результатом образования и дает школьникам возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений на основе формирования умения учиться;
– учебный предмет «Иностранный язык» обеспечивает развитие коммуникативных действий, формируя коммуникативную культуру обучающегося. Изучение иностранного языка способствует: * общему речевому развитию учащегося на основе формирования обобщённых лингвистических структур грамматики и синтаксиса; * развитию произвольности и осознанности монологической и диалогической речи; * развитию письменной речи; * формированию ориентации на партнёра, его высказывания, поведение, эмоциональные состояние и переживания; уважение интересов партнёра; умение слушать и слышать собеседника; вести диалог, излагать и обосновывать своё мнение в понятной для собеседника форме. Личностно-ориентированный подход предполагает выстраивание образовательного процесса на основе взаимообусловленных, взаимопроникающих принципов:личностном, принципе культуросообразности, ценностном, принципе успеха, самоактуализации, доверия и поддержки, индивидуальности. Принцип культуросообразностипредполагает, «что воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, …»[3]. Иностранный язык путём сравнения оттеняет особенности своей национальной культуры. Привлечение материалов культуры резко повышает мотивацию учения, что чрезвычайно важно, т.к. научение без мотивации неэффективно. Приобщение к материалам культуры содействует пробуждению познавательной мотивации, т.е. школьники не только осваивают программный материал, но и знакомятся с неизвестными фактами культуры, что, несомненно, вызывает их интерес. Главным социокультурным компонентом содержания обучения является учебный текст. В качестве учебного текста выступают тематические, страноведческие, художественные тексты, диалоги и полилоги, стихи, песни, письма, ситуативные клише, интервью, аудиотексты бесед с носителями языка. Важно, чтобы текст был аутентичным, соответствовал интересам и возрасту учащихся и был максимально приближён к естественной ситуации. Приобретение ценностных ориентаций, обеспечивающих мотивационную базу изучения английского языка, развитие познавательных интересов учащихся, познание достижений национальных и общечеловеческих ценностей, осознание себя не только гражданином великой страны, но и членом мирового сообщества, развитие чувства национальной самобытности и самосознания, патриотизма, толерантного отношения к проявлениям другой культуры включает в себя ценностный принцип
В основе личностного принципа обучения лежит равновесное и равноправное взаимодействие всех участников учебного процесса. Отношения «учитель—ученик» строятся как партнерство в увлекательной совместной деятельности, содействующие активизации имеющихся у каждого учащегося интеллектуальных способностей, знаний и речевого опыта, его эмоций и настроений, а также в развитии этих личностных параметров. Принцип успехав процессе изучения иностранного языкапредполагает постояннуюподдержку интереса к изучению предмета как основы учебной мотивации. Принцип самоактyализациипредполагает пробуждение и поддержку потребностиребёнка в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей, стремления учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей. Принцип доверия и поддержкипредполагает веру в ребенка, доверие ему, поддержку его стремления к самореализации и самоутверждению взамен излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребенка. Принцип индивидуальностипредполагает создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога как главной задачи образовательного учреждения; учёт индивидуальных особенностей ребенка и взрослого, всяческое содействие их дальнейшему развитию. Каждый член школьного коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ. Реализация данных принципов предполагает следующие законы:
· Закон интереса.Интересное запоминается легче.
· Закон осмысления.Чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится.
· Закон установки.Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче.
· Закон действия.Информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше.
· Закон контекста.При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше.
· Закон торможения.При изучении похожих понятий наблюдается эффект «перекрытия» старой информации новой.
· Закон оптимальной длины ряда.Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти.
· Закон края.Лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце.
· Закон повторения.Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз.
· Закон незавершённости.Лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д.
Библиографический список 1. Личностно-ориентированный подход в обучении [Электронный ресурс] URL: http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00090386_0.html(дата обращения 29.01.2012)
2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». [Электронный ресурс]. URL: http://www.educom.ru/ru/nasha_novaya_shkola/school.php(дата обращения: 28.01.2012). 3. Словарь педагогический [Электронный ресурс]. URL: http://psylist.net/slo/page.php?kat=4&id=3334(дата обращения 29.01.2012) 4. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по иностранным языкам //Новые государственные стандарты по иностранному языку 2-11 классы. Образование в документах и комментариях.– М.: АСТ. Астрель, 2004. – 93 с. 5. Ялалов Ф. Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию [Электронный ресурс]. URL:http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-2.htm. 7(дата обращения: 15.01.2007).
Пожаловаться 06 апреля 2013
Файлы

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru