В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Интегрированный урок по подготовке к ЕГЭ

Гулюса Гайнуллина Гулюса Гайнуллина
Тип материала: Урок
Рейтинг: 1234  голосов:7    просмотров: 1685
Краткое описание
Готовить  учащихся к успешной сдаче ЕГЭ

Описание
Цель:готовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ.
Задачи:
ü Образовательные: закрепить знания учащихся по разделам языкознания: словообразование, морфология, развитие речи; совершенствовать умение анализировать текст любого жанра;
ü Развивающие:развивать познавательную активность учащихся, память, творческие способности;
ü Воспитательные:воспитывать бережное отношение к нравственным ценностям человечества, любовь к слову;
ü Коммуникативные: развивать речь, совершенствовать умение аргументировать свою позицию.
Оборудование:раздаточный материал; текст В. Астафьева «Последний поклон»; задания по тексту; презентация.
Ход урока.
1. Организационный момент.
— Я хочу внести немного солнца в вашу жизнь: давайте улыбнемся друг другу…
2. Определение темы.
— Что является самым святым в нашем сердце? (После ответов появляются следующие строки, слайд)
Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать.
Есть в мире самое простое
И самое возвышенное — Мать! (Э. Асадов)

— Согласны ли вы с утверждением поэта?
— О чем мы будем говорить на уроке? (О самом святом в жизни каждого человека.)
— Является ли это четверостишие текстом? Определите его стиль и тип.
3. Основная часть.
1. Письмо по памяти.
Задания:
А) выучите наизусть стихотворение в течение минуты и запишите по памяти;
Б) прочитайте стихотворение наизусть, соблюдая авторскую интонацию;
В) подчеркните в нём контекстные антонимы. Что это? (Слайд.)
Г) с какой целью автор использует лексический повтор? (Слайд.)
2. Анализ текста.
Учитель. Мы говорим сегодня о матери, о самых близких нам людях. Думаю, по – настоящему счастлив тот человек, которому судьба подарила возможность ощутить материнскую ласку. Я хочу вспомнить В. Астафьева, автора известнейших произведений. Так много написано им о детстве, о детстве без матери.… Она утонула, когда мальчику было 7 лет. Поэтому самое святое в жизни Астафьева – это бабушка, Катерина Петровна, заменившая ему мать. Именно о ней он напишет в автобиографической повести «Последний поклон».
Факты биографии В.П. Астафьева (на слайде)
Учитель читает текст.
Последний поклон.
1) Задами пробрался я к нашему дому. 2) Мне хотелось первому встретить бабушку, и оттого я не пошел улицей.
3) Дверь распахнута. 4) Краски на двери и на крыльце почти не осталось. 5) Лишь лоскутки её светлели в завалах половиц и на косяках двери. 6) Бабушка сидела на скамейке…и сматывала нитки в клубок. 7) Я замер у двери.
8) Буря пролетела над землёй! 9) Смешались и перепутались миллионы человеческих судеб, исчезли старые и появились новые государства; фашизм, грозивший роду человеческому смертью, подох, а тут как висел настенный шкафчик из досок и на нем ситцевая занавеска в крапинку, так и висит; как стояли чугунки и синяя кружка на припечке, так они и стоят, даже бабушка на привычном месте, с привычным делом в руках.
10) — Што ж ты стоишь, батюшко, у порога? 11) Подойди, подойди! 12) Перекрешшу я тебя, милого.
13) У меня в ногу стрельнуло… 14) Спужаюсь или обрадуюсь – и стрельнёт…
15) И говорила бабушка привычное, привычным, обыденным голосом, ровно бы я, и в самом деле отлучался в лес или на заимку к дедушке сбегал и вот возвратился, лишку подзадержавшись.
16) Бабушка сделала попытку встать, но её шатнуло, и она ухватилась руками за стол.
17) Какие маленькие сделались у бабушки руки! 18) Кожа на них желта и блестит, что луковая шелуха. 19) Сквозь сработанную кожу видна каждая косточка.
20) Я бросил клубок и сгреб бабушку в бремя.
21)- Живой я остался, бабушка, живой!..
22) — Молилась, молилась за тебя, — торопливо шептала бабушка и по – птичьи тыкалась мне в грудь. 23) Она целовала там, где сердце, и все повторяла: — Молилась, молилась…
24) На дряхлой щеке её осталась и не сходила вмятина от Красной Звезды.
25) — Устала я, батюшко. 26) Вся устала. 27) Восемьдесят шестой годок… 28) Работы сделала – иной артели впору. 29) Тебя все ждала. 30) Жданье крепит. 31) Теперь пора. 32)Теперь скоро помру. 33) Ты уж, батюшко, приедь похоронить – то меня… 34) Закрой мои глазоньки…
35) Бабушка ослабела и говорить ничего уже не могла, только целовала мои руки, мочила их слезами. 36)Я тоже плакал молча и просветлённо.
37) Вскорости бабушка умерла. 38) Мне прислали на Урал телеграмму с вызовом на похороны. 39) Меня не отпустили с производства. 40) Начальник отдела кадров вагонного депо, где я работал, прочитавши телеграмму, сказал: — Не положено. 41) Мать или отца – другое дело, а бабушек да дедушек …
42)Откуда знать он мог, что бабушка была для меня отцом и матерью – всем, что есть на этом свете дорогого для меня! 43) Мне надо было бросить работу, продать последние штаны и сапоги да поспешить на похороны бабушки, а я не сделал этого. 44) Случись это теперь, я бы ползком добрался от Урала до Сибири, чтобы закрыть бабушке глаза, отдать ей последний поклон.
45) И живет в сердце вина. 46) Гнетущая, тихая, вечная. 47) Я знаю, бабушка простила бы меня. 48) Она всегда и все мне прощала. 49) Но её нет. 50) И никогда не будет. 51) И некому прощать…
(По В.Астафьеву.)
— Закройте глаза, вдумайтесь. О чем пишет автор?
Исследование текста.
— Определите тип, стиль текста. Обоснуйте свою позицию.
— Какие чувства вызвал у вас данный текст? О чём он заставил задуматься?
— Какие проблемы поднимает автор? (Проблема долга, совести, ответственности человека за свои поступки.)
— Что в этой жизни для вас самое святое?
Сегодня вам придётся поработать над отдельными элементами сочинения – рассуждения по тексту В. Астафьева.
4. Работа по группам.
Задание 1. Выявить проблему и прокомментировать её.
Проблема – это основной вопрос, который рассматривает автор в анализируемом тексте.
Задание 2. Определить авторскую позицию.
Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы.
Задание 3. Высказать своё мнение по поднятой проблеме и привести аргументы.
Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой – либо мысли перед читателями.
5. Самостоятельная работа учащихся в группах.
6. Соединение частей сочинения. Обсуждение работ.
7. Взаимооценивание по критериям К7, К8, К10, К11.
8. ЕГЭ – разминка…
Часть «В».
В1
Из предложений 22 – 23 выпишите слово, образованное приставочно – суффиксальным способом.
Укажите способ образования слова РАСПАХНУТА (предложение 3).

В2
§ Из предложения 6 выпишите все предлоги.
§ Из предложения 43 выпишите все сочинительные союзы.
В3
Из предложения 24 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
Определите вид подчинительной связи в словосочетании К НАШЕМУ ДОМУ (предложение1).
В8
Из предложения 24 выпишите подчинительное
Какие выразительные средства зыка использует автор в 45 – 46 предложениях _________; в первой части 9 предложения________; в предложении 18_________; в предложении 44__________?

Ряды однородных членов Сравнение
Эпитет Парцеляция
Аллегория Литота
Метафора Антонимы

9. Дополнительные задания (по тексту Астафьева «Последний поклон»)
выпишите 7 -10 существительных, образованных суффиксальным способом.
какие части речи могут иметь краткую форму? Подберите примеры из данного текста.
вспомните определительные местоимения. Выпишите его (их) из предложений 43 – 51;
из предложения 9 выпишите подчинительные словосочетания с разными видами связи.
4. Итоги урока.
Домашнее задание: выбери свой уровень сложности и выполни одно из трёх заданий.
1. * Словообразование. Выписать 15 -20 слов из произведения, изучаемого на уроке литературы в данный момент, определить каким способом они образованы.
2. ** Часть В. Составить тестовые задания к части «В», используя текст произведения, изучаемого на уроке литературы в данный момент.
3. *** Развитие речи. Написать эссе на тему «Что в сердце нашем самое святое?
Пожаловаться 03 апреля 2013
Файлы

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru