В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Урок "Три склонения имён существительных"

Ирина Казанцева Ирина Казанцева
Тип материала: Урок
просмотров: 4595
Краткое описание
Дать понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе
Задачи: 1.Учить распознавать тип склонения по окончанию и роду.
2.Развивать орфографическую зоркость, логику, умение анализировать, выбирать главное.
3.Воспитывать аккуратность, прилежание.

Описание
Организационная информация
Тема урока
Три склонения имён существительных (общее понятие)
Предмет
Русский язык
Класс
Четвёртый
Название темы или раздела
Тема: «Имя существительное»
Автор урока (Ф.И.О., должность)
Казанцева Ирина Александровна
учитель начальных классов
Образовательное учреждение
МБОУ « Гимназия №5», Алтайский край, г.Камень-на-Оби
УМК
УМК « Школа России», учебник Т.Г.Рамзаевой
Методическая информация
Тип урока
Урок изучения нового материала
Вид урока
Урок-исследование
Цель урока
Дать понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе
Задачи урока
1.Учить распознавать тип склонения по окончанию и роду.
2.Развивать орфографическую зоркость, логику, умение анализировать, выбирать главное.
3.Воспитывать аккуратность, прилежание.
Оборудование
Компьютер, проектор, учебник Т.Г.Рамзаевой
Содержание дидактического материала
Презентация
Слайд 1Число, тема урока
Слайд 2Вопросы, требующие ответа в ходе урока
Слайд 3Предложение, в словах которого нужно вставить окончание, определить род и падеж. Коллективная проверка.
Слайд 4Проблемный вопрос. Почему в словах разные окончания?
Слайд 5Даны слова. Прочитать слова, определить, что между ними общего.
Слайд 6Общее — единственное число
Слайд 7Разделить слова, данные в таблице на группы, ориентируясь на указания
Слайд 8 Коллективная проверка. Определение признака групп существительных
Слайд 9Правило «Три склонения имён существительных»
Слайд 10 Памятка «Как определить склонение существительных»
Слайд 11Даны слова. Определить склонение существительных, записав в три строчки.
Слайд 12Коллективная проверка
Слайд 13Домашнее задание
Слайд 14Молодцы!

Подробный конспект урока
Организационный момент
Начинаем урок русского языка. Сегодня мы вновь отправляемся по стране «Русский язык», чтобы приобрести новые знания.
Ход и содержание урока
Минутка чистописания
Цель: развивать орфографическую зоркость, умение выполнять разбор слова
Актуализация опорных знаний
Цель: повторение понятия «Имя существительное», умение исключать лишнее, умение определять род имён существительных
Усвоение новых знаний
Формулировка темы урока и постановка задач
Цель: определить тему урока, поставить задачи, требующие решения
Постановка проблемы
Работа над предложением
Цель: на основе наблюдения выявить проблему, Задать проблемный вопрос
Ознакомление с типами склонения
Работа над словами
Цель: в ходе работы со словами узнать три типа склонения имён существительных
Работа по учебнику
Цель: умение работать с правилом, узнать как определить склонение
Решение проблемы
Цель: найти окончательное решение проблемы на основе наблюдения
Формирование умений и навыков
Первичное закрепление
Цель: отработка умения распознавать склонение
Работа по учебнику
Итог урока. Рефлексия
Цель: оценить свою работу на уроке

Домашнее задание
Литература

На доске записаны слова:
. зык, вдру., л. пата, горо., к. пуста
— Какие это слова? (словарные)
— Что знаете о написании словарных слов? (написание их нужно запомнить)
— Все ли словарные слова требуют запоминания? (нет, есть слова, написание которых можно проверить)
Задание: вставить пропущенные буквы, объяснить орфограмму. Работа выполняется устно.
А теперь, если мы правильно вставили буквы, из них должно получиться слово. Назовите его (ягода)
Повторим написание данного слова. (Учитель пишет на доске)
Разбор слова (ударение, орфограмма, кол-во букв, звуков, значение слова)
Запись слова учащимися в тетрадь.
Запишите число, тему урока Слайд 1
— Какой раздел мы сейчас изучаем? (имя существительное)
Вернёмся к словарным словам. Найдите лишнее слово (вдруг)
— По какому признаку вы определили, что оно лишнее? (это наречие)
— Какой частью речи являются остальные слова? (существительные)
Докажите.
— Что знаете о существительном? ( отвечает на вопросы кто? что?, обозначает предмет, изменяется по родам, числам, падежам)
Записать в тетрадь и определить род этих существительных.
— Какие три рода знаете? Как определить род существительного?
Проверка: язык (м.р.), лопата ( ж.р.), город ( м.р.), капуста ( ж.р.)
Что вспомнили, выполняя это задание? ( как определить род сущ-го)

Прочитайте ещё раз тему урока.
— Знакома ли вам данная тема? ( нет)
— Какое слово знакомо? ( склонение)
— Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке? ( ответы уч-ся)
Предлагаю вам вопросы, на которые должны ответить в течение урока. Слайд 2
— На какой вопрос вы можете ответить? ( на первый)
Склонение – это изменение существительных по падежам.
Прочитайте предложение: Слайд 3
Старая женщина волновалась о сестр… и дочер..
Запишите предложение, вставьте окончание, определите род и падеж этих существительных.
Проверка. Слайд 3
— Что было трудно? ( вставить окончание)
— Что заметили? ( род и падеж одинаковые)
— Какой вопрос возникает?
— Почему? Слайд 4
Возникла проблема. Что нам нужно сделать, чтобы её решить?
( узнать что-то новое)
Даны слова: конь, вода, Юра, земля, дочь, море, дядя, стол
Прочитайте слова, определите, что между ними общего.Слайд 5
( Все слова – существительные в ед. числе.) Слайд 6
— Давайте разделим эти имена существительные на группы, ориентируясь на указания. Слайд 7
Самостоятельная работа в тетрадях
Проверка Слайд 8

— По каким признакам мы сгруппировали существительные?(по роду и окончанию.)
С помощью рода и окончания можно определить склонение.
Существительные бывают I, IIи IIIсклонения. Слайд 9
ВЫВОД: Iсклонению относятся существительные мужского и женского рода с окончаниями -а, -я.
— ко IIсклонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями -о, -е.
— к IIIсклонению относятся существительные женского рода с ь на конце
— Что узнали, выполняя данное задание? На какой вопрос можем ответить? ( на 2, 3, 4, 5)
Откройте учебник на стр.88, прочитайте правило.
— Кто может рассказать?
Прочитайте вопрос Почемучки.
— Можете ли на него ответить? Изучим памятку.Вопр.6 Слайд 10
— Можем ли ответить на проблемный вопрос? ( почему разные окончания у сущ-х в предложении) Ещё нет.
Выполним устно упражнение 165.
— Что дано в таблице? ( склонение имён существительных)
— Какого склонения существительное сестра, дочь?
Одинаковые ли окончания имеют существительные 1 и 3 склонения? ( нет)
Сделайте вывод. Разные окончания у существительных в предложении потому, что они относятся к разным склонениям.
Упражнение « Определите склонение» Слайд 11
Самостоятельная работа
Проверка Слайд 12
Чему учились, выполняя это задание? ( определять склонение)

Выполнение упр. 166 ( 3 ученика выполняют у доски) Проверка
— Чему учились?
Выполнение упр.168 ( самостоятельная работа)
— Чему учились?
— Что нового узнали на уроке?
— Кому было легко работать?
— У кого возникли трудности? В чём?
Правило стр.88, памятка стр.89, упр.169
Учебник Т.Г.Рамзаевой «Русский язык», 4кл. 1 часть
Поурочные планы по учебнику Т.Г.Рамзаевой, авт. Е.Е.Гугучкина

Пожаловаться 03 апреля 2013
Файлы
урок русского языка по программе школа России 4 кл..docx
HTML Войдите для скачивания файлов

Организационная информация

Тема урока

Три склонения имён существительных (общее понятие)

Предмет

Русский язык

Класс

Четвёртый

Название темы или раздела

Тема: «Имя существительное»

Автор урока (Ф.И.О., должность)

Казанцева Ирина Александровна

учитель начальных классов

Образовательное учреждение

МБОУ « Гимназия №5», Алтайский край, г.Камень-на-Оби

УМК

УМК « Школа России», учебник Т.Г.Рамзаевой

Методическая информация

Тип урока

Урок изучения нового материала

Вид урока

Урок-исследование

Цель урока

Дать понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе

Задачи урока

1.Учить распознавать тип склонения по окончанию и роду.

2.Развивать орфографическую зоркость, логику, умение анализировать, выбирать главное.

3.Воспитывать аккуратность, прилежание.

Оборудование

Компьютер, проектор, учебник Т.Г.Рамзаевой

Содержание дидактического материала

Презентация

Слайд 1 Число, тема урока

Слайд 2 Вопросы, требующие ответа в ходе урока

Слайд 3 Предложение, в словах которого нужно вставить окончание, определить род и падеж. Коллективная проверка.

Слайд 4 Проблемный вопрос. Почему в словах разные окончания?

Слайд 5 Даны слова. Прочитать слова, определить, что между ними общего.

Слайд 6 Общее - единственное число

Слайд 7 Разделить слова, данные в таблице на группы, ориентируясь на указания

Слайд 8 Коллективная проверка. Определение признака групп существительных

Слайд 9 Правило «Три склонения имён существительных»

Слайд 10 Памятка «Как определить склонение существительных»

Слайд 11 Даны слова. Определить склонение существительных, записав в три строчки.

Слайд 12 Коллективная проверка

Слайд 13 Домашнее задание

Слайд 14 Молодцы!













Подробный конспект урока

Организационный момент

Начинаем урок русского языка. Сегодня мы вновь отправляемся по стране «Русский язык», чтобы приобрести новые знания.

Ход и содержание урока

Минутка чистописания

Цель: развивать орфографическую зоркость, умение выполнять разбор слова























Актуализация опорных знаний

Цель: повторение понятия «Имя существительное», умение исключать лишнее, умение определять род имён существительных





















Усвоение новых знаний

Формулировка темы урока и постановка задач

Цель: определить тему урока, поставить задачи, требующие решения





Постановка проблемы

Работа над предложением

Цель: на основе наблюдения выявить проблему, Задать проблемный вопрос

















Ознакомление с типами склонения

Работа над словами

Цель: в ходе работы со словами узнать три типа склонения имён существительных





























Работа по учебнику

Цель: умение работать с правилом, узнать как определить склонение

Решение проблемы

Цель: найти окончательное решение проблемы на основе наблюдения











Формирование умений и навыков

Первичное закрепление

Цель: отработка умения распознавать склонение

Работа по учебнику





Итог урока. Рефлексия

Цель: оценить свою работу на уроке



Домашнее задание

Литература



На доске записаны слова:

. зык, вдру. , л. пата, горо. , к. пуста

- Какие это слова? (словарные)

- Что знаете о написании словарных слов? (написание их нужно запомнить)

- Все ли словарные слова требуют запоминания? (нет, есть слова, написание которых можно проверить)

Задание: вставить пропущенные буквы, объяснить орфограмму. Работа выполняется устно.

А теперь, если мы правильно вставили буквы, из них должно получиться слово. Назовите его (ягода)

Повторим написание данного слова. (Учитель пишет на доске)

Разбор слова (ударение, орфограмма, кол-во букв, звуков, значение слова)

Запись слова учащимися в тетрадь.

Запишите число, тему урока Слайд 1

- Какой раздел мы сейчас изучаем? (имя существительное)

Вернёмся к словарным словам. Найдите лишнее слово (вдруг)

- По какому признаку вы определили, что оно лишнее? (это наречие)

- Какой частью речи являются остальные слова? (существительные)

Докажите.

- Что знаете о существительном? ( отвечает на вопросы кто? что?, обозначает предмет, изменяется по родам, числам, падежам)

Записать в тетрадь и определить род этих существительных.

- Какие три рода знаете? Как определить род существительного?

Проверка: язык (м.р.), лопата ( ж.р.), город ( м.р.), капуста ( ж.р.)

Что вспомнили, выполняя это задание? ( как определить род сущ-го)



Прочитайте ещё раз тему урока.

- Знакома ли вам данная тема? ( нет)

- Какое слово знакомо? ( склонение)

- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке? ( ответы уч-ся)

Предлагаю вам вопросы, на которые должны ответить в течение урока. Слайд 2

- На какой вопрос вы можете ответить? ( на первый)

Склонение – это изменение существительных по падежам.

Прочитайте предложение: Слайд 3

Старая женщина волновалась о сестр.. и дочер..

Запишите предложение, вставьте окончание, определите род и падеж этих существительных.

Проверка. Слайд 3

- Что было трудно? ( вставить окончание)

- Что заметили? ( род и падеж одинаковые)

- Какой вопрос возникает?

- Почему? Слайд 4

Возникла проблема. Что нам нужно сделать, чтобы её решить?

( узнать что-то новое)





Даны слова: конь, вода, Юра, земля, дочь, море, дядя, стол

- Прочитайте слова, определите, что между ними общего. Слайд 5

( Все слова – существительные в ед. числе.) Слайд 6

- Давайте разделим эти имена существительные на группы, ориентируясь на указания. Слайд 7

Самостоятельная работа в тетрадях

Проверка Слайд 8



- По каким признакам мы сгруппировали существительные? (по роду и окончанию.)

- С помощью рода и окончания можно определить склонение.

Существительные бывают I, II и III склонения. Слайд 9

ВЫВОД:

I склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончаниями -а, -я.

- ко II склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями -о, -е.

- к III склонению относятся существительные женского рода с ь на конце

- Что узнали, выполняя данное задание? На какой вопрос можем ответить? ( на 2, 3, 4, 5)

Откройте учебник на стр.88, прочитайте правило.

- Кто может рассказать?

Прочитайте вопрос Почемучки.

- Можете ли на него ответить? Изучим памятку.Вопр.6 Слайд 10

- Можем ли ответить на проблемный вопрос? ( почему разные окончания у сущ-х в предложении) Ещё нет.

Выполним устно упражнение 165.

- Что дано в таблице? ( склонение имён существительных)

- Какого склонения существительное сестра, дочь?

Одинаковые ли окончания имеют существительные 1 и 3 склонения? ( нет)

Сделайте вывод. Разные окончания у существительных в предложении потому, что они относятся к разным склонениям.

Упражнение « Определите склонение» Слайд 11

Самостоятельная работа

Проверка Слайд 12

Чему учились, выполняя это задание? ( определять склонение)



Выполнение упр. 166 ( 3 ученика выполняют у доски) Проверка

- Чему учились?

Выполнение упр.168 ( самостоятельная работа)

- Чему учились?

- Что нового узнали на уроке?

- Кому было легко работать?

- У кого возникли трудности? В чём?

Правило стр.88, памятка стр.89, упр.169

Учебник Т.Г.Рамзаевой «Русский язык», 4кл. 1 часть

Поурочные планы по учебнику Т.Г.Рамзаевой, авт. Е.Е.Гугучкина



урок русского языка Казанцева И.А.rar
Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru