В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

ОРГАНИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ НА ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ - СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА

Ольга Сапега Ольга Сапега
Тип материала: Педагогическая теория
просмотров: 1019
Краткое описание
ОРГАНИЗАЦИЯ  ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ НА ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ - СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА

Описание
ОРГАНИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ НА ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ — СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА
Сапега О. А., Ракова Т. С.
МБОУ – лицей № 10 г. Белгород
На современном этапе развития нашего общества активизация человеческого фактора выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса. В связи с этим, перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано укладом школьной жизни, стиле ее жизнедеятельности, явных или неявных нормах и правилах организации, влиянием на личность младшего школьника.
ФГОС фактически определяет весь уклад школьной жизни, является конституцией школьного образования. Первое отличие ФГОС от его предшественников – опора на результаты выявления запросов личности, семьи, общества и государства к результатам общего образования. Вторым принципиальным отличием ФГОС, является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, и на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования. ФГОС ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным запросам личности, общества и государства.
Введение стандарта второго поколения вносит большие изменения в школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы. Именно поэтому в стандарт введена Программа формирования универсальных учебных действий. Примерные программы ориентированы на развитие самостоятельной учебной деятельности школьника. Виды учебной и внеучебной (внеурочной) деятельности включают учебное проектирование, моделирование, исследовательская деятельность.
Одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС является интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности. В качестве содержательных механизмов такой интеграции является реализация Программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни как составных частей основной образовательной программы.
Что же представляет собой уклад школьной жизни? Это не что иное, как скрытое содержание воспитания.
Роль нравственного сознания в формировании личности ребёнка приобретает особое значение в младшем школьном возрасте. В этом возрасте ребёнок включается в новую систему общения, в которой возникают новые требования к поступкам, отношениям, качествам человека. Младшему школьнику нужно не только увидеть и понять эти требования, но и суметь найти способы ответа им: построить своё поведение и отношения в соответствии с этими требованиями, а в лучшем случае уметь влиять на становление этих требований.
С уровнем осознания личностных качеств (своих и сверстников) в определённой мере связано и само формирование этих качеств. Если ребёнок не может критически взглянуть на себя, увидеть свои недостатки, не понимает, почему им недовольны сверстники, как следует вести себя в разных ситуациях, у него возникают неадекватные формы поведения, а негативные реакции могут стать устойчивыми. И наоборот, если у ребёнка интенсивно формируется знание о себе, у него развивается чуткость к требованиям, быстрее налаживаются его контакты со сверстниками, легче и эффективней происходит становление учебной деятельности, развитие положительных качеств личности.
Развиваем у детей требовательное отношение к себе, самокритичность. Для этого обращаем их внимание на себя – на свои поступки и качества личности, учим их анализировать последствия своих действий, давать нравственную оценку своим поступкам: «Правильно ли ты поступил? Как ты сам оцениваешь свой поступок?».
Истоки нравственного сознания заложены в общении ребёнка со взрослым, от которого ребёнок получает первые оценки своих действий, поступков, отношений. Взрослый организует его деятельность, исправляет ошибки, расширяет кругозор, обогащает опыт. Воспитательный процесс мы строим так, чтобы предусмотреть ситуацию, в которой ребёнок получает возможность сделать самостоятельный выбор поступка. Условия для этого можно создать в игре, учении, труде, творческих занятиях. Ученик должен научиться правильно действовать, когда за ними не наблюдают, когда от него не требуют отчёта. Урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопление опыта нравственных взаимоотношений. На уроке ученик приучается к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих одноклассников, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроке дети вместе переживают острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок. В воспитательном отношении все предметы одинаково важны. Разнообразие предметов даёт возможность каждому ребёнку проявить в учении сильную сторону своей индивидуальности. У одного острый ум, у другого – умелые руки, третий ловок, изящен, отлично владеет своим телом, движениями, четвёртый особенно восприимчив к прекрасному, пятый наблюдателен.
Как сделать так, чтобы педагогические усилия достигали своей цели и приводили к развитию личности?
Традиционные подходы к нравственному образованию школьников в основном и выстраивались на передаче готового нравственного опыта. Перед учителями стоит проблема обогащения нравственного опыта учащихся путем внедрения более продуктивных педагогических технологий (системно-деятельный подход, личностно-ориентированный). Нравственное начало пронизывает всю многогранную практическую деятельность ребенка, его мотивационную, эмоциональную и интеллектуальную сферы. На это надо опираться при выборе методов и приемов духовно-нравственного воспитания младших школьников на каждом этапе урока. Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. Что же представляет собой мотивация? Это в первую очередь процессы, определяющие движение к поставленной цели.
Начальное обучение закладывает фундамент всего дальнейшего учения и развития личности. Особенность воспитания и обучения данной ступени состоит в том, что они осуществляются, как правило, одним педагогом. От умелого руководства, сочетания различных форм работы, направленных на формирование лидерских качеств у младших школьников, зависит социальная успешность детей в будущей, учебной, личной, профессиональной деятельности. Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого учителя, его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм.
В Федеральных государственных стандартах общего образования второго поколения целью современного образования является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С первых дней пребывания в школе формируется их отношение к школе, образованию в целом, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы их социального, гражданского поведения, характер их трудовой, общественной, творческой деятельности. Учитель и родители подают ребенку первый пример нравственности. Примеримеет огромное значение в воспитании младшего школьника. Необходимо стремиться к тому, чтобы весь уклад жизни младшего школьника был наполнен множеством примеров нравственного поведения. Система ценностных установок личности осознаваема ею и всегда индивидуальна. Поэтому педагогическая поддержка нравственного самоопределения младшего школьника есть одно из условий его духовно-нравственного развития.
Воспитание в российских школах должно начинаться с широкого, повсеместного употребления понятий «гражданин России», «россиянин», «российский народ», «Россия» непосредственно в образовательном процессе и вне него. Российский народ вправе гордиться своим именем, а государство призвано всячески поддерживать и развивать гражданскую идентичность и социальную солидарность россиян, в том числе, средствами образования. Воспитывает весь уклад школьной жизни.
Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России. Ведущая роль в создании социально открытого, нравственного уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу образовательного учреждения. Российская школа призвана к воспитанию личности свободной, творческой, инициативной, саморазвивающейся. Наличие такой личности делает возможными частное и коллективное преуспевание и развитие. При этом надо помнить, что человек становиться личностью только в обществе, современным национальным воспитательным идеалом которого является высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.


Пожаловаться 31 марта 2013
Файлы
Материалы по теме

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru