В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Жизнь древних славян. окружающий мир 4 класс.

Елена Епифанова Елена Епифанова
Тип материала: Урок
просмотров: 15767
Краткое описание
    Сформировать у учащихся представление о жизни древних славян,    знакомство с внешним видом, бытом, верованием славян.

Описание
Предмет: окружающий мир, изучение новой темы. Тема: « Жизнь древних славян»
Класс: 4 УМК « Школа России»
Учебник: А.А. Плешакова Е.А. Крючковой « Мир вокруг нас»
Учитель: Епифанова Елена Петровна Курловской МКОУ СОШ №2

Цели:
· Сформировать у учащихся представление о жизни древних славян.
· Знакомство с внешним видом, бытом, верованием славян;
· Развивать устную речь, мышление, расширять кругозор;
·  Прививать интерес к истории Отечества, воспитывать умение слушать товарищей.
Оборудование:
1. набор иллюстраций
2. опорные схемы
3. кроссворд
4. электронная презентация, подготовленная учащимися
5. учебник

Ход урока. · Создание ситуации успеха Звенит, заливается школьный звонок,
Вас ждет интересный, полезный урок.
Чудесным пусть будет у вас настроение,
Легко и прелестно дается учение!
1. Актуализация знаний, сообщение темы.
Упражнения на развитие Сегодня начинаем изучение истории нашего Отечества
концентрации внимания  Отправляемся в путешествия в далёкие времена, VVIII
века, когда жили наши предки, узнаем, в каких условиях
они жили и чем занимались.
Чтоб узнать к какому народу мы принадлежим, разгадайте . кроссворд. (слайд1)
2.Работа по новой теме: Учитель : Сегодня группа ребят нашего класса подготовила исследовательскую работу по теме: «Жизнь древних славя»
Сообщение учащегося о теме исследовательской работы,
о целях поставленных перед группой (работа с 3 слайдом)

Сообщение учащегося на тему « Кто были наши предки» (работа с 4 и 5 слайдом)
Славяне – это обширная группа племён и народов, принадлежащей к одной языковой семье, т.е. их язык был очень похожим. По особенностям языка славян разделили на группы: западные и восточные, южные. Сегодня мы познакомимся с жизнью восточных славян, к которым в наше время относятся русские, украинцы, белорусы. Они селились племенами, каждое племя состояло из нескольких родов. Род- это несколько семей, живущих вместе.
Наши предки, восточные славяне, жили по берегам рек Ока, Волга, Дон, Днепр, Западная Двина.
На Днепре, где кончался лес, и начиналось чистое поле – степь, жили поляне, то есть жители полей. Древляне жили среди «дерев», поэтому и назывались древлянами.
По реке Оке расселились вятичи. Называли их так по имени основателя рода Вятко. В верховьях Днепра поселились радимичи. Своим предком они считали Радима. В лесной зоне обитали дреговичи. Их название произошло от слова «дрягва», что означает болото, трясина.

Сообщение учащегося на тему «Внешний вид славян» ( работа с 6, 7, 8 слайдом)
«Были славяне очень сильными, высокого роста, цвет ни тёмный, ни светлый. Своими нравами славяне производили выгодное впечатление; и в них нет ни зложелательства, ни коварства,– говорил византийский писатель Прокопий Кесарийский, – они любят свободу, не выносят ига рабства и повиновения, соблюдают целомудрие, исполнены мужества и кротости; честность их такова, что им вовсе не известны воровство и обман».
Одежда славян-мужчин состояла из длинной рубахи, сотканной из льна и украшенной вышивкой, штанов, пояса и кожаной обуви. Последняя представляла собой нечто вроде сапожек на мягкой кожаной подошве или просто куска кожи, обернутого вокруг ноги и укрепленного веревкой. Разумеется, летом обходились вовсе без обуви. Одежда женщин включала длинное платье из льняной материи, также изукрашенное вышивками. Украшения из металлов, стекла, янтаря и полудрагоценных камней одевались только в торжественных случаях во время праздников и свадебных обрядов.

Сообщение учащегося на тему: « Занятие славян, орудия труда и предметы быта» ( работа с 9, 10, 11,12 слайдом)
Древние славяне занимались:
Охотой – в лесах много всяких зверей: медведей, кабанов, лис, волков…Их шкуры служили одеждой и одеялом.
Рыболовством – в озерах и реках было много рыбы. Брали только крупную рыбу. Ловили гарпуном.
Скотоводством — Детёнышей некоторых животных славяне стали постепенно приручать и выращивать у себя, то есть заниматься скотоводством. С появлением домашнего скота увеличилось потребление мяса и молока, люди стали меньше зависеть от природы.
Собирательством — диких ягод, орехов, грибов, трав в жизни славян играло большую роль. Весной, когда кончались припасы, собирали молодые побеги и листья лебеды, крапивы. Лебеда часто заменяла хлеб, из неё в голодное время пекли лепёшки.
Бортничествомславяне занимались сбором мёда так как в лесах обитало много диких пчёл. Использовали мёд и в пищу и в качестве лекарства. Собирательство мёда лесных пчёл называлось бортничеством (происходит от слова борть — “дупло дерева”, где жили дикие пчёлы).
Гончарное дело.
Строительство.
Земледелие – было самым главным занятием. Труд очень тяжелый. Зимой вырубался участок леса. Весной выжигался. Зола служила удобрением. Землю пахали сохой, рыхлили мотыгой, затем засевали. Человек с ситом ходил и разбрасывал зерна по вспаханному полю. При ветре не сеяли. Чтобы семена закрыть землей, поле обрабатывали бороной – суховаткой.

Сообщение учащегося на тему: «Жилища славян» ( работа с 13, 14 слайдом)
Время было беспокойное, жители соседних посёлков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Они возводили вокруг поселений земляные валы, копали рвы, ставили частокол. И дома было удобно строить на такой земле.
Вокруг своих поселений они копали глубокие ямы, ставили частокол. Для этого срубали дерево, обрубали сучья, обтёсывали, заостряли, а потом обжигали на огне. Бревна надо было обжигать гладко, врыть глубоко, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называлась частоколом. Она была крепкой и стояла долго.

В домах древних славян пол был на метр углублен в землю, стены сложены из тонких слоев деревьев-жердей, очищенных от веток. Крыша тоже была из жердей, а на ней толстые слои соломы. Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро. Окна, прорубленные в стенах на ночь и в холода, закрывали досками или соломой — ведь стекол тогда не было. В углу находилась, сложенная из камня печь — она обогревала дом, на ней же готовили еду. Печь топилась по-черному – это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил в оконца, двери, отверстия в кровле. В доме почти всё свободное место, стол и две-три деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами — это постели.
Физминутка.

Руки на пояс поставьте вначале.
Влево и вправо качните плечами.
Вы дотянитесь мизинцем до пятки,
Если сумели – все в полном порядке.

Мы подпрыгнем столько раз,
Сколько девочек у нас.
Столько сделаем хлопков
Сколько в комнате цветков.

Сообщение на тему « Верования славян» ( работа с 15-18 слайдом)
Прежде, чем приступать к какому-то важному делу наши предки обращались за помощью к богам. Их было много, но сегодня мы познакомимся с особо почитаемыми богами древних славян.
• Перун. Грозное славянское божество. Он считался покровителем воздушных явлений. Рука его управляла громом и молниями Это был грозный бог, его считали ещё богом войны. В честь него ставились деревянные идолы, сделанные из могучего дуба.
Стояли идолы под открытым небом, а рядом с ними был камень, на котором приносились жертвы этому богу. И место это называлось храмом Перуна.
— Если черные тучи закрыли солнце, то разбушевался Перун.
Перун – бог грома и молнии. Он бьет дубиной – гремит гром; стрелами – молнии раскатывают тучи, поливает землю дождем. Страшен в гневе Перун, он посылает на землю бури и ливни, выбивает градом хлеба, поджигает жилища, убивает скот и людей. «Убей тебя Перун» — говорили тому, кому желали зла.
• Ярило — божество пробуждающейся природы, покровитель растительного мира. Ярило – отождествлялся с солнцем. К нему обращались люди в своих песнях и просьбах о теплом лете и хорошем урожае.
• Сварог – бог неба, (Сваро – небо). Бог ненастья, ветров, ураганов. По преданию бросил с неба на землю кузнечные клещи и научил людей ковать железо. Послал людям небесный огонь, чтобы люди на нём готовили пищу, грелись около него и использовали для добрых дел. Сварог является покровителем кузнецов. Капризный бог, редко кому открывает секреты.
• Даждьбог – сын Сварога. Бог жатвы, хранитель ключей земли. По преданию закрывает землю на зиму, а весной отпирает.

• Велес – бог-покровитель животных, особенно домашних. Хранил животных от болезней и помогал людям ухаживать за ними.
• Стрибог – бог ветра.
• Макоша. Одна из самых главных богинь восточных славян. «ма» — мать, «кошь» — корзина. Мать хорошего урожая, богиня урожая, подательница благ. От количества урожая, зависела судьба человека, поэтому и была ещё названа богиней судьбы.

Сообщение на тему: «Духи, божества природы».( работа с 19,20 слайдом)
Родной, привычный им мир славяне населяли самыми фантастическими существами. Верили, что дом охраняет домовой.
Домовой — это душа дома, покровитель строения и живущих в нем людей. Домовой устраивался жить в подполье, под печью. Он представлялся в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи. По нраву он – вечный хлопотун, ворчливый, но заботливый и добрый. Люди старались поддерживать с Домовым добрые отношения, заботиться о нем как о почетном госте, и тогда он помогал содержать дом в порядке и предупреждал о грозящем несчастье. Переезжая из дома в дом, Домового всегда с помощью заговора приглашали переехать вместе с семьей. Живущий рядом с человеком Домовой — самый добрый из «малых» божеств. Если полюбит хозяина, то печется о хозяине, а не полюбит там хозяина разорит. Чтобы задобрить домового хозяйки обычно оставляли тарелочку с едой, около очага, т.е. печки.
«Леший» на старославянском языке означает «лесной дух».Внешность Лешего переменчива. Он может предстать великаном, выше самых высоких деревьев, а может спрятаться за маленьким кустиком. Обитатель и хранитель лесов. Люди считали, что когда идет он лесом, то равен с лесом, когда идет по траве, равен траве, а людям всегда является в образе человеческом. Леший похож на человека, только одежда у него запахнута, наоборот, на правую сторону. Волосы у Лешего длинные серо-зеленые, на лице нет ни ресниц, ни бровей, а глаза как два изумруда — горят зеленым огнем. Леший может обойти вокруг неосторожного человека, и тот долго будет метаться внутри волшебного круга, не в силах переступить замкнутую черту. Но Леший, как и вся живая природа, умеет воздавать добром за добро. А нужно ему только одно: чтобы человек, входя в лес, уважал лесные законы, не причинял лесу вреда..
Водным божеством был Водяной — мифический обитатель рек, озер и ручьев. Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Особой силой наделялись родниковые Водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна. Такие ключи назывались «гремячими» и это сохранилось в названии многих источников
Русалка. Полудухи женского рода. Живут в реке, но в ясную погоду выходят на берег, но лишь заметят прохожего, бросаются на дно реки.
Праздники славян.
— Чтобы боги были к людям добрее, славяне устраивали в их честь праздники. Многие из них сохранились до наших дней.
Масленица.
Это праздник проводов зимы и встречи весны. Сначала провожали зиму: делали из соломы чучело, наряжали в женскую одежду и ставили на сани. Вокруг чучела водили хороводы, а потом сжигали его на костре. Встречая весну, славяне молили бога об урожае. До наших дней дошел обычай печь на масленицу блины – символ Солнца.
Иванов день.
Иванов день, или Иван Купала, проходил в ночь с 23 на 24 июня. Парни и девушки собирались у реки, надевали на голову венки, водили хороводы, пели песни в честь Солнца. Ночью прыгали через костры – славяне верили, что огонь очищает. Затем все бросали в воду свои венки, с песнями входили в реку и купались.
В результате исследования мы пришли к выводу:
1. Наши предки Восточные славяне.
2. Это были трудолюбивые, сильные, русоволосые, голубоглазые люди.
3. Они жили племенами, каждое племя состояло из нескольких родов.
4. Место для поселения выбирали безопасное, пригодное для жилья, вблизи реки на
пригорке.
5. Их жизнь, занятия, верования были тесно связаны с природой.
6. Прежде чем начать любое дело наши предки обращались к богам. А их было очень много.
7. Чтобы боги были добрее, славяне устраивали в честь них праздники.
3.Рефлексия.
· В какой части Европы было поселение славян?
· Какие национальности позднее произошли от Восточных славян?
· Как жили славяне?
· Почему славяне были крепкими выносливыми?
· Чем занимались мужчины?
· Кто такие бортники?
· Чем занимались женщины?
· Почему славяне жили племенами?
· Как древние славяне выбирали место для жилья?
· Опишите дом древних славян.
· Каких богов древних славян вы запомнили?
· Назовите праздники древних славян.
· Почему верования славян были так тесно связаны с природой?
Подведение итогов:
Как вы считаете, справились мы с той задачей, которую ставили?
Вы сегодня молодцы!
Потрудились хорошо, сумели ответить на сложные вопросы.

Домашнее задание
Прочитать текст учебника, ответить на вопросы « Проверь себя» ( с34 – 38)

Литература
1. Учебник А.А Плешакова « Мир вокруг нас».
2. О.И. Дмитриева « Поурочные разработки по курсу « Окружающий мир» .
3. Детская энциклопедия « Я познаю мир история»
4. Мария Семёнова «Мы –славяне», Санкт-Петербург, Группа «Азбука-классика», 2010г.
5. Наталья Майорова «Русская История», Москва, «Белый город», 2004г.
6.
Пожаловаться 31 марта 2013
Файлы
Жизнь древних славян.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

Предмет: окружающий мир, изучение новой темы.

Тема : « Жизнь древних славян»

Класс: 4 УМК « Школа России»

Учебник : А.А. Плешакова Е.А. Крючковой « Мир вокруг нас»

Учитель: Епифанова Елена Петровна Курловской МКОУ СОШ №2


Цели:

  • Сформировать у учащихся представление о жизни древних славян.

  • Знакомство с внешним видом, бытом, верованием славян;

  • Развивать устную речь, мышление, расширять кругозор;

  • Прививать интерес к истории Отечества, воспитывать умение слушать товарищей.

Оборудование:

  1. набор иллюстраций

  2. опорные схемы

  3. кроссворд

  4. электронная презентация, подготовленная учащимися

  5. учебник


Ход урока.

    • Создание ситуации успеха Звенит, заливается школьный звонок,
      Вас ждет интересный, полезный урок.
      Чудесным пусть будет у вас настроение,
      Легко и прелестно дается учение!



    1. Актуализация знаний, сообщение темы.

    Упражнения на развитие Сегодня начинаем изучение истории нашего Отечества

    концентрации внимания Отправляемся в путешествия в далёкие времена, VVIII

    века, когда жили наши предки, узнаем, в каких условиях

    они жили и чем занимались.

    Чтоб узнать к какому народу мы принадлежим, разгадайте . кроссворд.

    Работа с первым слайдом :





    2.Работа по новой теме :

    Учитель : Сегодня группа ребят нашего класса подготовила исследовательскую работу по теме: «Жизнь древних славя»

    Сообщение учащегося о теме исследовательской работы,

    о целях поставленных перед группой (работа с 3 слайдом)


    Сообщение учащегося на тему « Кто были наши предки» (работа с 4 и 5 слайдом)

    Славяне – это обширная группа племён и народов, принадлежащей к одной языковой семье, т.е. их язык был очень похожим. По особенностям языка славян разделили на группы: западные и восточные, южные. Сегодня мы познакомимся с жизнью восточных славян, к которым в наше время относятся русские, украинцы, белорусы. Они селились племенами, каждое племя состояло из нескольких родов. Род- это несколько семей, живущих вместе.

    Наши предки, восточные славяне, жили по берегам рек Ока, Волга, Дон, Днепр,  Западная Двина.
    На Днепре, где кончался лес, и начиналось чистое поле – степь, жили поляне, то есть жители полей. Древляне жили
       среди «дерев», поэтому и назывались древлянами.
    По реке Оке расселились вятичи. Называли их так по имени основателя рода Вятко. В верховьях Днепра поселились радимичи. Своим предком они считали Радима. В лесной зоне обитали дреговичи. Их название произошло от слова «дрягва», что означает болото, трясина.

     
    Сообщение учащегося на тему «Внешний вид славян» ( работа с 6, 7, 8 слайдом)

    «Были славяне очень сильными, высокого роста, цвет ни тёмный, ни светлый. Своими нравами славяне производили выгодное впечатление; и в них нет ни зложелательства, ни коварства,– говорил византийский писатель Прокопий Кесарийский, – они любят свободу, не выносят ига рабства и повиновения, соблюдают целомудрие, исполнены мужества и кротости; честность их такова, что им вовсе не известны воровство и обман».

    Одежда славян-мужчин состояла из длинной рубахи, сотканной из льна и украшенной вышивкой, штанов, пояса и кожаной обуви. Последняя представляла собой нечто вроде сапожек на мягкой кожаной подошве или просто куска кожи, обернутого вокруг ноги и укрепленного веревкой. Разумеется, летом обходились вовсе без обуви. Одежда женщин включала длинное платье из льняной материи, также изукрашенное вышивками. Украшения из металлов, стекла, янтаря и полудрагоценных камней одевались только в торжественных случаях во время праздников и свадебных обрядов.


    Сообщение учащегося на тему: « Занятие славян, орудия труда и предметы быта» ( работа с 9, 10, 11,12 слайдом)

    Древние славяне занимались:

    Охотой – в лесах много всяких зверей: медведей, кабанов, лис, волков…Их шкуры служили одеждой и одеялом.

    Рыболовством – в озерах и реках было много рыбы. Брали только крупную рыбу. Ловили гарпуном.

    Скотоводством - Детёнышей некоторых животных славяне стали постепенно приручать и выращивать у себя, то есть заниматься скотоводством. С появлением домашнего скота увеличилось потребление мяса и молока, люди стали меньше зависеть от природы.

    Собирательством- диких ягод, орехов, грибов, трав в жизни славян играло большую роль. Весной, когда кончались припасы, собирали молодые побеги и листья лебеды, крапивы. Лебеда часто заменяла хлеб, из неё в голодное время пекли лепёшки.

    Бортничеством - славяне занимались сбором мёда так как в лесах обитало много диких пчёл. Использовали мёд и в пищу и в качестве лекарства. Собирательство мёда лесных пчёл называлось бортничеством (происходит от слова борть - “дупло дерева”, где жили дикие пчёлы).

    Гончарное дело.

    Строительство.

    Земледелие – было самым главным занятием. Труд очень тяжелый. Зимой вырубался участок леса. Весной выжигался. Зола служила удобрением. Землю пахали сохой, рыхлили мотыгой, затем засевали. Человек с ситом ходил и разбрасывал зерна по вспаханному полю. При ветре не сеяли. Чтобы семена закрыть землей, поле обрабатывали бороной – суховаткой.

    Сообщение учащегося на тему: «Жилища славян» ( работа с 13, 14 слайдом)

    Время было беспокойное, жители соседних посёлков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой.  Они возводили вокруг поселений земляные валы, копали рвы, ставили частокол. И дома было удобно строить на такой земле.
    Вокруг своих поселений они копали глубокие ямы, ставили частокол. Для этого срубали дерево, обрубали сучья, обтёсывали, заостряли, а потом обжигали на огне. Бревна надо было обжигать гладко, врыть глубоко, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называлась частоколом. Она была крепкой и стояла долго.

    В домах древних славян пол был на метр углублен в землю, стены сложены из тонких слоев деревьев-жердей, очищенных от веток. Крыша тоже была из жердей, а на ней толстые слои соломы. Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро. Окна, прорубленные в стенах на ночь и в холода, закрывали досками или соломой - ведь стекол тогда не было. В углу находилась, сложенная из камня печь - она обогревала дом, на ней же готовили еду. Печь топилась по-черному – это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил в оконца, двери, отверстия в кровле. В доме почти всё свободное место, стол и две-три деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами - это постели.

    Физминутка.


    Руки на пояс поставьте вначале.

    Влево и вправо качните плечами.

    Вы дотянитесь мизинцем до пятки,

    Если сумели – все в полном порядке.


    Мы подпрыгнем столько раз,

    Сколько девочек у нас.

    Столько сделаем хлопков

    Сколько в комнате цветков.


    Сообщение на тему « Верования славян» ( работа с 15-18 слайдом)

    Прежде, чем приступать к какому-то важному делу наши предки обращались за помощью к богам. Их было много, но сегодня мы познакомимся с особо почитаемыми богами древних славян.
        Перун. Грозное славянское божество. Он считался покровителем воздушных явлений. Рука его управляла громом и молниями  Это был грозный бог, его считали ещё богом войны.  В честь него ставились деревянные идолы, сделанные из могучего дуба. 
    Стояли идолы под открытым небом, а рядом с ними был камень, на котором приносились жертвы этому богу. И место это называлось храмом Перуна.
     
    - Если черные тучи закрыли солнце, то разбушевался Перун.
    Перун – бог грома и молнии. Он бьет дубиной – гремит гром; стрелами – молнии раскатывают тучи, поливает землю дождем. Страшен в гневе Перун, он посылает на землю бури и ливни, выбивает градом хлеба, поджигает жилища, убивает скот и людей. «Убей тебя Перун» - говорили тому, кому желали зла.
     


        Ярило - божество пробуждающейся природы, покровитель растительного мира. Ярило – отождествлялся с солнцем. К нему обращались люди в своих песнях и просьбах  о теплом лете и хорошем урожае.



        Сварог – бог неба, (Сваро – небо). Бог ненастья, ветров, ураганов. По преданию бросил с неба на землю кузнечные клещи и научил людей ковать железо. Послал людям небесный огонь, чтобы люди на нём готовили пищу, грелись около него и использовали для добрых дел. Сварог является покровителем кузнецов. Капризный бог, редко кому открывает секреты.
        Даждьбог – сын Сварога. Бог жатвы, хранитель ключей земли. По преданию закрывает землю на зиму, а весной отпирает.

        Велес – бог-покровитель животных, особенно домашних. Хранил животных от болезней и помогал людям ухаживать за ними.
        Стрибог – бог ветра.
        Макоша. Одна из самых главных богинь восточных славян. «ма» - мать, «кошь» - корзина. Мать хорошего урожая, богиня урожая, подательница благ. От количества урожая, зависела судьба человека, поэтому и была ещё названа богиней судьбы.

    Сообщение на тему: «Духи, божества природы».( работа с 19,20 слайдом)
    Родной, привычный им мир славяне населяли самыми фантастическими существами. Верили, что дом охраняет домовой.
     
    Домовой - это душа дома, покровитель строения и живущих в нем людей. Домовой устраивался жить в подполье, под печью. Он представлялся в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи. По нраву он – вечный хлопотун, ворчливый, но заботливый и добрый. Люди старались поддерживать с Домовым добрые отношения, заботиться о нем как о почетном госте, и тогда он помогал содержать дом в порядке и предупреждал о грозящем несчастье. Переезжая из дома в дом, Домового всегда с помощью заговора приглашали переехать вместе с семьей. Живущий рядом с человеком Домовой - самый добрый из "малых" божеств. Если полюбит хозяина, то печется о хозяине, а не полюбит там хозяина разорит. Чтобы задобрить домового хозяйки обычно оставляли тарелочку с едой, около очага, т.е. печки.
    "Леший" на старославянском языке означает "лесной дух".Внешность Лешего переменчива. Он может предстать великаном, выше самых высоких деревьев, а может спрятаться за маленьким кустиком. Обитатель и хранитель лесов. Люди считали, что когда идет он лесом, то равен с лесом, когда идет по траве, равен траве, а людям всегда является в образе человеческом.
      Леший похож на человека, только одежда у него запахнута, наоборот, на правую сторону. Волосы у Лешего длинные серо-зеленые, на лице нет ни ресниц, ни бровей, а глаза как два изумруда - горят зеленым  огнем.  Леший может обойти вокруг неосторожного человека, и тот долго будет метаться внутри волшебного круга, не в силах переступить замкнутую черту. Но Леший, как и вся живая природа, умеет воздавать добром за добро. А нужно ему только одно: чтобы человек, входя в лес, уважал лесные законы, не причинял лесу вреда..
     Водным божеством был Водяной - мифический обитатель рек, озер и ручьев. Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Особой силой наделялись родниковые Водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна. Такие ключи назывались "гремячими" и это сохранилось в названии многих источников
        Русалка. Полудухи женского рода. Живут в реке, но в ясную погоду выходят на берег, но лишь заметят прохожего, бросаются на дно реки.

    Праздники славян.

    - Чтобы боги были к людям добрее, славяне устраивали в их честь праздники. Многие из них сохранились до наших дней. 
    Масленица.
    Это праздник проводов зимы и встречи весны. Сначала провожали зиму: делали из соломы чучело, наряжали в женскую одежду и ставили на сани. Вокруг чучела водили хороводы, а потом сжигали его на костре. Встречая весну, славяне молили бога об урожае. До наших дней дошел обычай печь на масленицу блины – символ Солнца.
    Иванов день.
    Иванов день, или Иван Купала, проходил в ночь с 23 на 24 июня. Парни и девушки собирались у реки, надевали на голову венки, водили хороводы, пели песни в честь Солнца. Ночью прыгали через костры – славяне верили, что огонь очищает. Затем все бросали в воду свои венки, с песнями входили в реку и купались.

    В результате исследования мы пришли к выводу:

    1. Наши предки Восточные славяне.

    2. Это были трудолюбивые, сильные , русоволосые, голубоглазые люди.

    3. Они жили племенами, каждое племя состояло из нескольких родов.

    4. Место для поселения выбирали безопасное, пригодное для жилья, вблизи реки на

    пригорке.

    5. Их жизнь, занятия, верования были тесно связаны с природой.

    6. Прежде чем начать любое дело наши предки обращались к богам. А их было очень много.

    7. Чтобы боги были добрее, славяне устраивали в честь них праздники.

    3. Закрепление изученного.

      • В какой части Европы было поселение славян?

      • Какие национальности позднее произошли от Восточных славян?

      • Как жили славяне?

      • Почему славяне были крепкими выносливыми?

      • Чем занимались мужчины?

      • Кто такие бортники?

      • Чем занимались женщины?

      • Почему славяне жили племенами?

      • Как древние славяне выбирали место для жилья?

      • Опишите дом древних славян.

      • Каких богов древних славян вы запомнили?

      • Назовите праздники древних славян.

      • Почему верования славян были так тесно связаны с природой?

      Подведение итогов:

      Как вы считаете, справились мы с той задачей, которую ставили?

      Вы сегодня молодцы!

      Потрудились хорошо, сумели ответить на сложные вопросы.


      Домашнее задание

      Прочитать текст учебника, ответить на вопросы « Проверь себя» ( с34 – 38)


      Литература

      1. Учебник А.А Плешакова « Мир вокруг нас».

      2. О.И. Дмитриева « Поурочные разработки по курсу « Окружающий мир» .

      3. Детская энциклопедия « Я познаю мир история»

      4. Мария Семёнова «Мы –славяне», Санкт-Петербург, Группа «Азбука-классика», 2010г.

      5. Наталья Майорова «Русская История», Москва, «Белый город», 2004г.






























































      жизнь древних славян.rar
      Войдите для скачивания файлов

      Отправка ошибки

      Текст ошибки:
      Комментарий:
      Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
      Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
      Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
      Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
      @mail.ru