В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Обучение грамоте в 1 классе (1-4) /чтение слов с буквой й / проект урока

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №23»







Проект урока

обучения грамоте в 1 классе (1-4)

по теме «Чтение слов с буквой Й»

учителя начальных классов

высшей квалификационной категории

Маняк Татьяны Алексеевны

















2012-2013 учебный год

город Дзержинск

Нижегородской области















Диагностика исходных знаний, умений, навыков.

К данному уроку обучающиеся пришли со следующими

знаниями:

  • Знакомы с единицами: речь и ее функции; предложение; слово; неречевые и речевые звуки;

  • Гласные и согласные звуки; твердые и мягкие согласные звуки; звонкие и глухие согласные звуки; слог; ударение;

  • Гласные звуки [а], [о], [у], [э], [ы], [и], их обозначение буквами Аа, Оо, Уу, Ээ, ы, Ии.

  • Звуки [л], [л ], [м], [м], [н], [н], [р], [р], [й], их обозначение буквами Л, М, Н, Р, й.

  • Читают слоги, слова с изученными буквами, составляют небольшие рассказы по иллюстрациям.




















Тема: «Чтение слов с буквой Йй»

Тип урока: закрепление изученного.

Цели:

  1. Закрепить умение читать слоги и слова с буквой Й; закрепить знания о согласном звуке [й] и умение распознавать звук [й] в словах – на конце слогов и слов.

  2. Продолжить работу над формированием навыка плавного слогового чтения.

  3. Развивать устную речь обучающихся; учить их выразительному чтению.

  4. Предоставить возможность для творческого развития и воображения.

  5. Повторить правила дорожного движения.

  6. Воспитывать любовь к животным, чувство сострадания, уважения к родителям.

Оборудование.

Для учителя:

- разрезная азбука;

- образец букв;

- наглядное пособие «Звукоград», «Буквоград» (знаковая система для обозначения звуков и букв);

- картинки сказочных героев;

- книга К. И. Чуковского «Айболит», портрет писателя;

- таблица по правилам дорожного движения.

Для детей:

- азбука Бетеньковой Н. М.;

- тетради по печатанию;

- карточки для индивидуальной работы по звуковому анализу слов.

План урока:

I. Оргмомент – 0,5 мин

II. Сообщение темы и цели урока – 2,5 мин

III. Повторение изученного материала – 7 мин

IV. Закрепление изученного материала – 24 мин

а ) повторение по теме – 3 мин

б) физкультминутка – 1 мин

в) работа по учебнику – 20 мин

V. Итог урока – 1 мин

Всего: 35 мин







Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Предположительный результат

I. Оргмомент.



Настроить детей на рабочий ритм в доброжелательной обстановке, проверить готовность рабочего места учеников.

Здравствуйте, ребята. Приведите все в порядок на парте. Проверьте: азбука, тетрадь, ручка, карандаш.

Дети встали у парт. Проверили каждый готовность к уроку.

II. Сообщение темы и цели урока.


Активизировать мыслительную деятельность детей.

В игровой форме заинтересовать детей и нацелить на вдумчивую, сосредоточенную работу на уроке; привлечь внимание на выполнение задания. Включить зрительную память у детей при использовании наборного полотна. Использовать загадку как форму словесно-логического упражнения.

а). Послушайте загадку:

Без хвоста и головы

Перед тобою слово.

На помощь ты приди скорей,

Хвост и голову пришей.

Пришел ты в школу первый раз,

Принес его ты в первый класс.






Дети отвечают «Азбука»

Ученик идет к доске, находит в разрезной азбуке нужные недостающие буквы (а, з, к, а) и дополняет ими наборное полотно




.

.

б

у

.

.



б) Беседа:

Принцесса Азбука шлет вам, ребята, привет и приглашает на урок- праздник, посвященный «Дню Матери». Пригласительными билетами будут служить доброта, любовь, умение читать по слогам, правильные ответы на вопросы, хорошее поведение.

Дети слушают учителя.

В доступной форме познакомить детей с целями урока, используя сказочный персонаж – принцессу. Развивать фантазию и воображение.

в) Из истории слова:

- Откуда появилось название слова «Азбука»?

Древнерусская первая буква алфавита называлась «аз», вторая «буки». Вот и получилось аз-буки, или азбука.

Расширить кругозор детей, обогатить словарный запас.

III. Повторение изученного материала.



Для чего нужна речь?

Чтобы понимать друг друга, рассказывать о чем-либо.

Систематизировать знания детей о речи и ее функциях.

Какая бывает речь?

Устная и письменная.

Что называется устной речью?

То, что мы говорим, то что мы слышим.

Что называется письменной речью?

То, что мы пишем.

Из чего состоит наша речь?

Наша речь состоит из предложений.

Из чего состоят предложения?

Предложения состоят из слов.

Ребята, а как бы вы назвали страну, в которой живет принцесса Азбука?

Страна Знаний.

Развивать логическое мышление: подведение к умозаключению.

Принцесса Азбука хотела всем детям сегодня помочь узнать что-то новое. Но нашему празднику грозит беда! Родная сестра принцессы – колдунья Лень обманула Азбуку и усыпила ее. Теперь Лень ходит по стране Знаний и заманивает детей к себе в Сонный Дворец. Те ребята, которые не хотят учиться, попадут в сети колдуньи.

Есть ли в нашем классе ребята, которые не хотят учиться?














Ответы детей.







Проблемная ситуация помогает решить познавательные задачи.

Кто же нам поможет?

Слушаем загадку: (текст напечатан на доске)

Всех на свете он добрей, Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит.

Это - … .



Хорошо читающий ученик читает с доски загадку, класс отвечает:

Это – доктор Айболит.

Активизировать мыслительную деятельность детей: загадка – одна из форм словесно-логического упражнения. Развивать навык плавного слогового чтения.

IV. Закрепление изученного материала

Задание №1

Распознавание звука [й] в словах.

-В какой части слова слышите звук [й]?

-Какой буквой обозначен этот звук?

-Какой звук обозначает буква и-краткая?

-Может ли звук [й] образовать слог?




-В слове Айболит в середине слова.

-Буква и-краткая.


-Всегда мягкий, звонкий (сонорный).


-Нет.






Учить сравнивать, устанавливать различие между буквой и звуком. Сравнение – аналитическая работа ума.




Задание №2

(дифференцирование по уровню творчества)

Прочитать слово АЙБОЛИТ

тихо-громко,

медленно-быстро,

с ударением на 1 слог-с ударением на 2 слог. Составить схему слова (звуко-буквенный анализ) и дать характеристику звуку[й].

Словарная работа:

Какой звук мы слышим во втором слоге после буквы «Б»?

Правило: Если гласная вызвала сомнение, ты ее немедленно поставь под ударение.



О

=

-

О

=

О

-

А

й

б

о

л

и

т

[й]- согласный, мягкий, звонкий (сонорный)









Слышим звук [а], но пишем букву «о».

В слове Айболит орфограмма: безударная гласная «о» во втором слоге. Проверочное слово «боль».



Развивать навык выразительного чтения.

Подвести детей к выводу, итогу: правильно делать фонетический разбор слов.



Использовать дедуктивный метод обучения – расхождение в произношении и написании слов. Введение элементов опережающего обучения по методу С. Н. Лысенковой (проверка безударной гласной путем подбора проверочного слова)

Беседа.

Вы правильно ответили на все вопросы, помогли Айболиту освободить принцессу ото сна. Теперь она вместе с Айболитом будет вам помогать узнавать много нового.

Физкультминутка

Шел король по лесу(3р).

Нашел себе принцессу (3р),

Давай с тобой попрыгаем(3р),

Ножками подрыгаем (3р),

Ручками похлопаем (3р),

Ножками потопаем (3р).



На доке появляется изображение принцессы и Айболита.






Дети повторяют слова и делают движения ногами, руками, соответствующие словам.

Формировать положительные эмоции в связи с тем, что проблемная ситуация завершилась благополучно.





Помочь детям снять накопившееся мышечное напряжение, усталость.

Работа по учебнику с. 63 «Азбуки»

-Из какого произведения взяты эти строки?

-Что случилось?



-Это сказка «Айболит» К. И. Чуковского

а) чтение сильным учеником

б) чтение по цепочке

Основным приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывая его каждый раз с новым заданием. Осуществить дифференцированный подход к обучению чтению, выяснить понимание прочитанного.

Воспитательный момент:

Что можно сказать о маме?

Каким нужно быть, чтобы не огорчать маму?

И вы, ребята, должны быть внимательными на дороге, стараться соблюдать правила дорожного движения. Ваши родители заботятся о вас и хотят видеть вас здоровыми.


Дети отвечают на вопросы.

Нужно быть внимательным на дороге.

Дети рассматривают плакат по правилам дорожного движения

Воспитывать чувство ответственности, внимание к своему здоровью и бережному отношению к своим родителям.

Вывод:

Чем закончилась история про зайку?


Дети читают из книги «Айболит» с. 52

Вывод: Айболит спас зайчика, он его вылечил.

Развивать навык чтения

1.Чтение вполголоса.

2.Чтение, нахождение отрывка к рисунку.

3.Чтение, ответы на вопросы.

4. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.

V. Итог урока:

А) Лечит кто?

Врач специалист с законченным высшим медицинским образованием. Синонимы (доктор врачеватель, лекарь, медик, целитель, эскулап; дантист; знахарь, костоправ, фельдшер. Доктор медицины. Лейб-медик, хирург.

Познакомить с профессией врача. Расширить кругозор (подобрать слова-синонимы)

Б) Игра.



Зеленый свет - спокойно иди!

Желтый – подожди!

Красный свет – стой!

На обратной стороне карточек дети читают слова.


- читай

- изучай ПДД

- знай


В игровой форме повторить ПДД. Развивать внимание.

В) На какой звук оканчиваются все три слова (читай, изучай, знай). Характеризуем его.

Урок окончен. Спасибо за совместную работу.

Звук [й]- согласный, всегда мягкий, всегда звонкий (он сонорный).

Закрепить знания о согласном звуке [й].





Самоанализ урока.

Это второй урок по теме «Звук [й], обозначение на письме буквой Йй». Тип урока – закрепление изученного. Формирование отношений сотрудничества на уроке, простора фантазии, творчества, самостоятельности и познавательной активности обучающихся позволило реализовать все поставленные задачи. Время на уроке было распределено рационально.

Дети начали урок в доброжелательной обстановке. Это помогло настроить детей на рабочий лад. Атмосфера торжественности, праздника была сохранена в течение всего урока. Дети познакомились с задачами урока в игровой форме.

Эта работа нацелила на повторение ранее изученного материала. Уже в начале урока была представлена возможность для фантазии, используя героев урока-праздника (принцесса Азбука и колдунья Лень). Логический вывод, заключение о стране Знаний помог создать эмоциональный настрой к предстоящей работе на уроке. Использование знаковой наглядности, иллюстрации героев урока, наборного полотна помогло развитию интереса к чтению, устойчивого внимания, активизации мыслительной деятельности от конкретного к абстрактному.

Положительный результат урока обеспечила и физкультминутка. Так, накопившееся мышечное напряжение было снято через использование стихотворной формы (ритма). Герои урока-праздника были участниками и на этом этапе урока.

Для закрепления материала (чтение слогов и слов с буквой Й) выбрала текст, который позволил организовать большую воспитательную работу на уроке (воспитание доброты, отзывчивости, чуткости). Знакомство с книгой К.И. Чуковского «Айболит» приобщает детей к чтению, расширяет кругозор, помогает подготовиться к уроку внеклассного чтения. При работе с текстом учебника вспомнили правила дорожного движения. Запомнили, что трамвай надо обходить впереди! В игровой форме завершили урок, повторили знания о звуке [й].

Дети на уроке показали свою работоспособность, организованность. На уроке использовались разнообразные формы работ: коллективная, индивидуальная, работа с таблицами.

При подготовке к уроку и подборе материала использовала теорию поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, Н.Ф.Талызиной, теорию развития познавательных интересов Г.И.Щукина. Исходила не только из интересов ребенка, но и из перспектив его развития.

Реализую гуманистический подход к воспитанию и обучению детей. Учитывая психологические, возрастные и индивидуальные особенности детей, применяла на этапе закрепления материала дифференцированный подход с целью развития творческого мышления, твердого освоения учебного материала.




Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров