Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 25»
Нижнекамского муниципального района РТ
|
|
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Гимназия № 25» ________________ (С.В.Гаранина) «____»______2012 г. (С.В.Гаранина) |
Программа кружка
по предмету «химия», 8 класс
«Юный химик»
на 2012– 2013 учебный год
Разработчик:
Шарафутдинова Ольга Николаевна,
учитель химии
первой квалификационной категории
Согласовано Рассмотрено на заседании
Заместитель директора кафедры естественнонаучных
___________________ дисциплин
(В.В.Долгашева) Протокол № _________
Протокол от «___» ___________ 2012 г.
педагогического совета №___
от «____» __________2012г.
г. Нижнекамск
2012 – 2013 учебный год
Пояснительная записка
Программа кружка «Юный химик» объемом 35 часов ориентирована на учащихся 8-х классов.
Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту: вода, поваренная соль, веществами, из которых сделаны посуда, спички, карандаши, бумага и т. п. Эти вещества, несмотря на свою тривиальность, имеют интересную историю и необычные свойства. Данный курс не только существенно расширяет кругозор учащихся, но и предоставляет возможность интеграции в национальную и мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы.
Цели и задачи программы:
-
расширение и углубление знаний учащихся по химии;
-
развитие познавательных интересов и способностей, повышение творческой активности, расширение кругозора знаний об окружающем мире;
-
формирование и закрепление полученных умений и навыков при демонстрации и проведении практических работ;
-
изучить характеристику веществ, используемых человеком, их классификацию, происхождение, номенклатуру, получение, применение, свойства;
-
научить грамотно и безопасно обращаться с веществами;
-
научно обосновать важность ведения здорового образа жизни, развивать интерес к предмету;
-
развитие учебной мотивации школьников на выбор профессии.
В программе используются следующие формы организации образовательного процесса: проведение химических опытов, чтение химической научно – популярной литературы, подготовка рефератов, создание презентаций, выполнение экспериментальных работ, творческая работа по конструированию и моделированию. Реализация программы осуществляется на основе межпредметных связей химии, биологии, физики, экологии.
Содержание программы
Вводное занятие (1 ч.)
Цели и назначение кружка, знакомство с оборудованием рабочего места.
Значимость химических знаний в повседневной жизни человека, представление об основном методе науки – эксперименте.
Тема 1. Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности (1 ч.)
Основные требования к учащимся (ТБ). Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты.
Базовые понятия: правила техники безопасности.
Базовые умения: оказание первой помощи, использование противопожарных средств защиты.
Тема 2. Знакомство с лабораторным оборудованием (1 ч.)
Знакомство с раздаточным оборудованием для практических и лабораторных работ.
Базовые понятия: лабораторное оборудование.
Базовые умения: навыки работы с химическими реактивами и лабораторным оборудованием, использование по назначению химического лабораторного оборудования.
Тема 3. Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту (6 ч.)
Вода в масштабе планеты. Физические свойства, парадоксы воды. Строение молекулы. Круговорот воды в природе. Экологическая проблема чистой воды. Ознакомление учащихся с процессом растворения веществ. Насыщенные и пересыщенные растворы. Приготовление растворов и использование их в жизни.
Базовые понятия: раствор, насыщенные и перенасыщенные растворы.
Базовые умения: приготовление растворов и использование их в жизни.
Демонстрации: 1.образцы солей. 2. Просмотр фрагмента фильма ВВС «Тайна живой воды».
-
Практическая работа №1. Приготовление насыщенных и перенасыщенных растворов. Составление и использование графиков растворимости.
-
Практическая работа №2. Растворение оконного стекла в воде.
Тема 4. Ядовитые соли и работа с ними (2 ч.)
Ядовитые вещества в жизни человека. Как можно себе помочь при отравлении солями тяжелых металлов.
Базовые понятия: ядовитые соли (цианид, соли кадмия и т.д.).
Базовые умения: первая помощь при отравлениях ядовитыми солями.
Демонстрации: образцы солей.
-
Практическая работа №3. Осаждение тяжелых ионов с помощью химических реактивов.
Тема5. Химия и пища (6 ч.)
Поваренная соль. Роль NaCl в обмене веществ, солевой баланс. Очистка NaCl от примесей. «Продуктовая этикетка», пищевые добавки, нитраты в пище человека. Значение возможных загрязнителей пищи. Как правильно соблюдать диету? Влияние на организм белков, жиров, углеводов. Витамины: как грамотно их принимать. «В здоровом теле – здоровый дух».
Базовые понятия: краситель, консерванты, антиоксиданты, эмульгаторы, ароматизаторы, актифламинги; обмен веществ в организме, диета.
Базовые умения: расшифровывать коды веществ, классифицировать их, записать формулы; выявлять продукты с запрещенными в РФ добавками; определять безопасность продуктов (по нитратам); выбрать полезный витаминный комплекс в аптеке; рассчитать суточный рацион питания, познакомить с мерами профилактики загрязнения пищевых продуктов.
Демонстрации: образцы солей, употребляемых в пищевой промышленности, разложение карбоната аммония, денатурация белка.
-
Практическая работа №4. Гашение соды.
-
Практическая работа №5.Очистка загрязненной поваренной соли. Выращивание кристаллов поваренной соли.
Тема 6. Химия в быту(8 ч.)
Ознакомление с видами бытовых химикатов. Использование химических материалов для ремонта квартир. Разновидности моющих средств. Влияние вредных факторов на зубную эмаль. Вещества, используемые для окрашивания волос, дезодорантов и косметических средств. Современные лаки.
Спички. История изобретения спичек.
Бумага. От пергамента и шёлковых книг до наших дней.
Стекло. Из истории стеклоделия. Виды декоративной обработки стекла.
Керамика. Виды керамики. История фарфора.
Базовые понятия: детергенты, гидрофильная и гидрофобная части ПАВ, оптические отбеливатели, парфюмерная добавка.
Базовые умения: расшифровка международных символов, обозначающих условия по уходу за текстильными изделиями; экспертиза зубной пасты «Бленд-а-мед», чистящего порошка «Комет», чистящего средства «Окноль».
Демонстрация: образцы средств ухода за зубами, декоративной косметики.
-
Практическая работа №6. Выведение пятен ржавчины, чернил, жира.
Тема 7. Химия лекарств (5 ч.)
Лекарства и яды в древности. Антибиотики и сильнодействующие лекарственные препараты. Классификация и спектр действия на организм человека. Аспирин: за и против. Исследование лекарственных препаратов (антидепрессанты). Понятие о фитотерапии.
Базовые понятия: лекарственный препарат, антибиотики; антидепрессанты и их влияние на организм человека; дозировка, показания, противопоказания, качественная реакция, профилактика гриппа и ОРЗ.
Базовые умения: экспериментально определять качественный состав седативных препаратов.
Демонстрации: образцы лекарственных препаратов, в том числе сильнодействующих и седативных.
-
Практическая работа №7. Исследование лекарственных препаратов методом «пятна» (вязкость).
Тема 8. Влияние вредных привычек на организм человека (4 ч.)
Токсическое действие этанола на организм человека. Курить – здоровью вредить! Наркомания – опасное пристрастие.
Базовые понятия: наркомания, токсикомания, алкоголизм, табакокурение, отравления, разрушение организма, денатурация белка.
Базовые умения: поставить лабораторный эксперимент по токсическому действию этанола на белок; моделировать последствия токсического действия веществ на организм, орган, ткань, клетку.
-
Практическая работа №8. Действие этанола на белок.
Итоговое занятие (1ч.)
Учебно-тематический план
№ п/п |
наименование темы |
количество часов |
из них |
|
теория |
практика |
|||
1 |
Вводное занятие |
1 |
1 |
- |
2 |
Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности |
1 |
1 |
- |
3 |
Знакомство с лабораторным оборудованием |
1 |
1 |
- |
4 |
Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту |
6 |
4 |
2 |
5 |
Ядовитые соли и работа с ними |
2 |
1 |
1 |
6 |
Химия и пища |
6 |
4 |
2 |
7 |
Химия в быту |
8 |
7 |
1 |
8 |
Химия лекарств |
5 |
4 |
1 |
9 |
Влияние вредных привычек на организм человека |
4 |
3 |
1 |
10 |
Итоговое занятие |
1 |
1 |
- |
|
Итого: |
35 ч |
27ч |
8ч |
Требования к уровню подготовки учащихся
В ходе освоения курса учащиеся должны
знать/понимать:
-
правила безопасной работы в кабинете химии;
-
правила обращения с веществами;
-
правила работы с лабораторным оборудованием;
-
порядок организации рабочего места.
уметь:
-
выполнять несложные химические опыты, пользоваться химической посудой, реактивами, нагревательными приборами;
-
оказывать меры первой помощи;
-
определять цель, выделять объект исследования;
-
наблюдать и изучать явления и свойства;
-
описывать результаты наблюдений;
-
создавать необходимые приборы;
-
представлять результаты исследований в виде таблиц и графиков;
-
составлять отчет;
-
делать выводы;
-
обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии, уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности при выступлении;
-
осуществлять проектную деятельность.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
для объяснения химических явлений, происходящих в природе и быту;
-
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
-
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами,
лабораторным оборудованием; -
формирования высокой культуры отношения к природе;
-
критической оценки достоверности химической информации,
поступающей из разных источников.
Учебно-методическое обеспечение
Список литературы
для учащихся:
-
Аликберова Л. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей.- М.: АСТ-ПРЕСС, 1999г.
-
Здешнева Г.Ф., Мирзабекова М.А., Прус Н.Н. Классификация неорганических соединений, 8 класс.- М.: Чистые пруды, 2006г.
-
Муллинс Т. Химия загрязнения воды//Химия окружающей среды. М.: Химия,1982. С.276-345.
для учителя:
-
Валединская О.Р. Экологическая химия азота. – М.: Чистые пруды, 2006.- 36с.
-
Глинка Н.Л. Общая химия: Учебное пособие для вузов.- Л.: Химия, 1985г
-
Пак М. Алгоритмы в обучении химии: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1993.- 76с.
-
Муллинс Т. Химия загрязнения воды//Химия окружающей среды. М.: Химия,1982. С.276-345.
-
Популярный энциклопедический иллюстрированный словарь. Европедия. – М.:ОЛМА-ПРЕСС, 2004.- 1168с., ил
Ресурсы интернета: http://school-collection.edu.ru/
Календарно-тематический план
№ п/п |
дата |
тематика занятий |
час |
планируемые результаты |
|
план |
факт |
||||
Вводное занятие (1 ч.) |
|||||
1 |
07.09 |
|
Химические знания в повседневной жизни человека |
1 |
Познакомиться с целями и назначением кружка, оборудованием рабочего места. Обсудить значимость химических знаний в повседневной жизни человека, иметь представление об основном методе науки – эксперименте. |
Тема 1. Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности (1 ч.) |
|||||
2 |
14.09 |
|
Изучение правил техники безопасности |
1 |
Изучить правила по технике безопасности при работе в кабинете химии |
Тема 2. Знакомство с лабораторным оборудованием (1 ч.) |
|||||
3 |
21.09 |
|
Знакомство с раздаточным оборудованием для практических и лабораторных работ. |
1 |
Знать виды лабораторного оборудования для выполнения практических работ по химии |
Тема 3. Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту (6 ч.) |
|||||
4 |
28.09 |
|
Вода в масштабе планеты. |
1 |
Иметь представление о значении воды для жизни на планете Земля; уметь описывать круговорот воды в природе |
5 |
05.10 |
|
Экологическая проблема чистой воды. |
1 |
Иметь представление о проблеме чистой воды как глобальной проблеме человечества. Знать о свойствах и «аномалиях» воды |
6 |
12.10 |
|
Растворение |
1 |
Знать и понимать сущность процессов растворения веществ в воде. Понимать роль воды как универсального растворителя |
7 |
19.10 |
|
Роль растворов в природе и жизни человека |
1 |
Знать и понимать значение растворов в природе и жизни человека. Знать основные типы растворов |
8 |
26.10 |
|
Практическая работа №1. Приготовление насыщенных и перенасыщенных растворов. Составление и использование графиков растворимости. |
1 |
Закреплять практические навыки. Уметь приготавливать насыщенные и перенасыщенные растворы, составлять графиков растворимости и использовать их при решении задач |
9 |
02.11 |
|
Практическая работа №2. Растворение оконного стекла в воде. |
1 |
Закреплять практические навыки. Уметь доказывать свойство воды как универсального растворителя на примере растворения оконного стекла |
Тема 4. Ядовитые соли и работа с ними (2 ч.) |
|||||
10 |
16.11 |
|
Ядовитые вещества в жизни человека |
1 |
Знать примеры ядовитых веществ, иметь представление об оказании мер первой помощи при отравлении солями тяжелых металлов. |
11 |
23.11 |
|
Практическая работа №3. Осаждение тяжелых ионов с помощью химических реактивов. |
1 |
Закреплять практические навыки. Иметь представление об ионах тяжелых металлов и уметь проводить опыты по их осаждению |
Тема5. Химия и пища (6 ч.) |
|||||
12 |
30.11 |
|
Поваренная соль, ее роль в обмене веществ; солевой баланс. |
1 |
Иметь представление о роли поваренной соли в обмене веществ живых организмов; знать последствия нарушения солевого баланса для живых клеток и организма в целом |
13 |
07.12 |
|
Влияние на организм белков, жиров, углеводов. |
1 |
Изучить влияние белков, жиров, углеводов на организм. Знать о последствиях нарушения баланса этих веществ в организме. |
14 |
14.12 |
|
Витамины: как грамотно их принимать |
1 |
Иметь представление о витаминах: классификацию, физиологическое действие. Знать и уметь объяснять понятия «гиповитаминоз» и «гипервитаминоз» |
15 |
21.12 |
|
Практическая работа №4. Гашение соды. |
1 |
Закреплять практические навыки. Уметь проводить и комментировать процесс гашения соды |
16 |
28.12 |
|
Практическая работа №5. Очистка загрязненной поваренной соли. Выращивание кристаллов поваренной соли. |
1 |
Закреплять практические навыки. Знать способы разделения смесей, уметь применять эти знания для очистки поваренной соли |
17 |
18.01 |
|
Зачет №1 (по темам 1-5) |
1 |
|
Тема 6. Химия в быту (8 ч.) |
|||||
18 |
25.01 |
|
Виды бытовых химикатов |
1 |
Ознакомиться с видами бытовых химикатов; уметь характеризовать их с позиций пользы и вреда |
19 |
01.02 |
|
Разновидности моющих средств |
1 |
Знать классификацию моющих средств; иметь представление о действии СМС на окружающую среду |
20 |
08.02 |
|
Спички и бумага: от истории изобретения до наших дней |
1 |
Знать исторические аспекты изобретений человечества на примере создания спичек и бумаги. Уметь характеризовать значение этих изобретений для жизни человека |
21 |
15.02 |
|
История стеклоделия. |
1 |
Знать исторические аспекты изобретений человечества на примере создания стекла; виды декоративной обработки стекла. |
22 |
22.02 |
|
Керамика: от истории изобретения до наших дней |
1 |
Знать исторические аспекты изобретений человечества на примере создания керамических изделий. Знать об истории фарфора. |
23 |
01.03 |
|
Химия и косметические средства |
1 |
Знать роль химии в создании косметических средств; уметь называть положительные и отрицательные аспекты этого вопроса |
24 |
07.03 |
|
Практическая работа №6. Выведение пятен ржавчины, чернил, жира |
1 |
Закреплять практические навыки. Уметь проводить опыты по выведению пятен ржавчины, чернил, жира |
25 |
15.03 |
|
Зачет №2 (по теме 6) |
|
|
Тема 7. Химия лекарств (5 ч.) |
|||||
26 |
22.03 |
|
Лекарства и яды в древности |
1 |
Иметь представление о способах применения лекарственных средств в древности, знать о способах их получения |
27 |
05.04 |
|
Аспирин: за и против. |
1 |
Уметь характеризовать физиологическое действие аспирина как лекарственного средства. Иметь представление о двояком действии на организм. |
28 |
12.04 |
|
Понятие о фитотерапии |
1 |
Иметь представление о фитотерапии; уметь характеризовать роль растений в получении лекарственных средств как альтернативе синтетических препаратов |
29 |
19.04 |
|
Практическая работа №7. Исследование лекарственных препаратов методом «пятна» (вязкость). |
1 |
Закреплять практические навыки. Уметь исследовать лекарственные препараты методом «пятна» (вязкость). |
30 |
26.04 |
|
Зачет №3 (по теме 7) |
1 |
|
Тема 8. Влияние вредных привычек на организм человека (4 ч.) |
|||||
31 |
03.05 |
|
Курить – здоровью вредить! |
1 |
Иметь представление об истории появления табака в России. Знать о вреде курения |
32 |
10.05 |
|
Наркомания – опасное пристрастие. |
1 |
Иметь представление о физиологическом воздействии наркотических средств на организм, знать о вреде наркомании как опасном пристрастии |
33 |
17.05 |
|
Практическая работа №8. Действие этанола на белок. |
1 |
Закреплять практические навыки. Иметь представление о денатурации белка. Уметь доказывать опытным путем действие этанола на белок. |
34 |
24.05 |
|
Зачет№4 (по теме 8) |
1 |
|
Итоговое занятие (1ч.) |
|||||
35 |
31.05 |
|
Защита исследовательских работ |
1 |
Подведение итогов курса, защита исследовательских работ |
|
Итого: |
35ч |
|
Приложение
Примерные темы для подготовки сообщений.
-
Чудесный мир бумаги.
-
Много ли соли в солонках страны?
-
«Соляные бунты» в России.
-
Физиологический раствор в медицинской практике.
-
Имеет ли вода память?
-
Влажность воздуха и самочувствие человека.
-
Выводим пятна со страниц книги.
-
Синтетическая бумага — альтернатива целлюлозной бумаге.
-
История бумажных денег.
-
Вода в космосе.
Примерные темы исследовательских работ (проектов, рефератов)
-
Очистные сооружения городского водоканала .
-
История спички.
-
Экологические проблемы акватории Татарстана.
-
Бумага — материальный носитель различных видов искусства
(презентация в программе Power Point).
- Вебинар «Краеведческая работа библиотек как средство интеграции в социокультурное пространство региона: традиционные формы, новые технологии»
- Международный вебинар «Лицевая гимнастика: комплексы упражнений, подготовка и методика проведения»
- Вебинар «Игры-эксперименты с дошкольниками: воспитываем потребность в познавательном общении со взрослыми, стремление наблюдать, сравнивать, исследовать, устанавливать причинно-следственные связи (ФОП ДО)»
- Международный вебинар «Приоритетные ориентиры в системе “государство – отдых – ребёнок”, принципиальные подходы к сфере отдыха и оздоровления детей, современные формы, методы и технологии организации отдыха и оздоровления детей»
- Международный вебинар «Цифровые образовательные ресурсы, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение в работе с обучающимися с нарушениями зрения»
- Международный вебинар «Создание безопасной образовательной среды в образовательной организации в рамках реализации федерального проекта “Цифровая образовательная среда”»