В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Программа кружка "Юный химик"

Ольга Шарафутдинова Ольга Шарафутдинова
Тип материала: Программа
Рейтинг: 12345  голосов:2    просмотров: 6838    комментариев: 1
Краткое описание
Программа кружка  знакомит учеников 8 класса с характеристикой веществ, окружающих нас в быту. Эти вещества, несмотря на свою тривиальность, имеют интересную историю и необычные свойства.

Описание
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 25» Нижнекамского муниципального района РТ УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ
«Гимназия № 25»
________________
(С.В.Гаранина)
«____»______2012 г. (С.В.Гаранина)

Программа кружка по предмету «химия», 8 класс «Юный химик» на 2012– 2013 учебный год

Разработчик: Шарафутдинова Ольга Николаевна, учитель химии первой квалификационной категории
Согласовано Рассмотрено на заседании
Заместитель директора кафедры естественнонаучных
___________________ дисциплин
(В.В.Долгашева) Протокол № _________
Протокол от «___» ___________ 2012 г.
педагогического совета №___
от «____» __________2012г.

г. Нижнекамск 2012 – 2013 учебный год
Пояснительная записка Программа кружка «Юный химик» объемом 35 часов ориентирована на учащихся 8-х классов. Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту: вода, поваренная соль, веществами, из которых сделаны посуда, спички, карандаши, бумага и т. п. Эти вещества, несмотря на свою тривиальность, имеют интересную историю и необычные свойства. Данный курс не только существенно расширяет кругозор учащихся, но и предоставляет возможность интеграции в национальную и мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы. Цели и задачи программы:
  • расширение и углубление знаний учащихся по химии;
  • развитие познавательных интересов и способностей, повышение творческой активности, расширение кругозора знаний об окружающем мире;
  • формирование и закрепление полученных умений и навыков при демонстрации и проведении практических работ;
  • изучить характеристику веществ, используемых человеком, их классификацию, происхождение, номенклатуру, получение, применение, свойства;
  • научить грамотно и безопасно обращаться с веществами;
  • научно обосновать важность ведения здорового образа жизни, развивать интерес к предмету;
  • развитие учебной мотивации школьников на выбор профессии.

В программе используются следующие формы организации образовательного процесса: проведение химических опытов, чтение химической научно – популярной литературы, подготовка рефератов, создание презентаций, выполнение экспериментальных работ, творческая работа по конструированию и моделированию. Реализация программы осуществляется на основе межпредметных связей химии, биологии, физики, экологии.
Содержание программы Вводное занятие (1 ч.)  Цели и назначение кружка, знакомство с оборудованием рабочего места. Значимость химических знаний в повседневной жизни человека, представление об основном методе науки – эксперименте. Тема 1.Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности (1 ч.) Основные требования к учащимся (ТБ). Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты. Базовые понятия: правила техники безопасности. Базовые умения: оказание первой помощи, использование противопожарных средств защиты. Тема 2. Знакомство с лабораторным оборудованием (1 ч.) Знакомство с раздаточным оборудованием для практических и лабораторных работ. Базовые понятия: лабораторное оборудование. Базовые умения: навыки работы с химическими реактивами и лабораторным оборудованием, использование по назначению химического лабораторного оборудования. Тема 3. Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту (6 ч.) Вода в масштабе планеты. Физические свойства, парадоксы воды. Строение молекулы. Круговорот воды в природе. Экологическая проблема чистой воды. Ознакомление учащихся с процессом растворения веществ. Насыщенные и пересыщенные растворы. Приготовление растворов и использование их в жизни. Базовые понятия: раствор, насыщенные и перенасыщенные растворы.  Базовые умения: приготовление растворов и использование их в жизни. Демонстрации: 1.образцы солей. 2. Просмотр фрагмента фильма ВВС «Тайна живой воды». § Практическая работа №1. Приготовление насыщенных и перенасыщенных растворов. Составление и использование графиков растворимости. § Практическая работа №2. Растворение оконного стекла в воде. Тема 4. Ядовитые соли и работа с ними (2 ч.) Ядовитые вещества в жизни человека. Как можно себе помочь при отравлении солями тяжелых металлов. Базовые понятия: ядовитые соли (цианид, соли кадмия и т.д.). Базовые умения: первая помощь при отравлениях ядовитыми солями. Демонстрации: образцы солей. § Практическая работа №3. Осаждение тяжелых ионов с помощью химических реактивов. Тема5. Химия и пища (6 ч.) Поваренная соль. Роль NaCl в обмене веществ, солевой баланс. Очистка NaCl от примесей. «Продуктовая этикетка», пищевые добавки, нитраты в пище человека. Значение возможных загрязнителей пищи. Как правильно соблюдать диету? Влияние на организм белков, жиров, углеводов. Витамины: как грамотно их принимать. «В здоровом теле – здоровый дух». Базовые понятия: краситель, консерванты, антиоксиданты, эмульгаторы, ароматизаторы, актифламинги; обмен веществ в организме, диета. Базовые умения: расшифровывать коды веществ, классифицировать их, записать формулы; выявлять продукты с запрещенными в РФ добавками; определять безопасность продуктов (по нитратам); выбрать полезный витаминный комплекс в аптеке; рассчитать суточный рацион питания, познакомить с мерами профилактики загрязнения пищевых продуктов. Демонстрации: образцы солей, употребляемых в пищевой промышленности, разложение карбоната аммония, денатурация белка. § Практическая работа №4. Гашение соды. § Практическая работа №5.Очистка загрязненной поваренной соли. Выращивание кристаллов поваренной соли.
Тема 6.Химия в быту(8 ч.)  Ознакомление с видами бытовых химикатов. Использование химических материалов для ремонта квартир. Разновидности моющих средств. Влияние вредных факторов на зубную эмаль. Вещества, используемые для окрашивания волос, дезодорантов и косметических средств. Современные лаки. Спички. История изобретения спичек. Бумага. От пергамента и шёлковых книг до наших дней. Стекло. Из истории стеклоделия. Виды декоративной обработки стекла. Керамика. Виды керамики. История фарфора. Базовые понятия: детергенты, гидрофильная и гидрофобная части ПАВ, оптические отбеливатели, парфюмерная добавка. Базовые умения: расшифровка международных символов, обозначающих условия по уходу за текстильными изделиями; экспертиза зубной пасты «Бленд-а-мед», чистящего порошка «Комет», чистящего средства «Окноль». Демонстрация: образцы средств ухода за зубами, декоративной косметики. § Практическая работа №6. Выведение пятен ржавчины, чернил, жира. Тема 7. Химия лекарств (5 ч.) Лекарства и яды в древности. Антибиотики и сильнодействующие лекарственные препараты. Классификация и спектр действия на организм человека. Аспирин: за и против. Исследование лекарственных препаратов (антидепрессанты). Понятие о фитотерапии. Базовые понятия: лекарственный препарат, антибиотики; антидепрессанты и их влияние на организм человека; дозировка, показания, противопоказания, качественная реакция, профилактика гриппа и ОРЗ. Базовые умения: экспериментально определять качественный состав седативных препаратов. Демонстрации: образцы лекарственных препаратов, в том числе сильнодействующих и седативных. § Практическая работа №7. Исследование лекарственных препаратов методом «пятна» (вязкость). Тема 8. Влияние вредных привычек на организм человека (4 ч.) Токсическое действие этанола на организм человека. Курить – здоровью вредить! Наркомания – опасное пристрастие. Базовые понятия: наркомания, токсикомания, алкоголизм, табакокурение, отравления, разрушение организма, денатурация белка.
Базовые умения: поставить лабораторный эксперимент по токсическому действию этанола на белок; моделировать последствия токсического действия веществ на организм, орган, ткань, клетку. § Практическая работа №8. Действие этанола на белок. Итоговое занятие (1ч.)
Учебно-тематический план
п/п наименование темы количество часов из них
теория практика
1 Вводное занятие
1 1 -
2 Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности
1 1 -
3 Знакомство с лабораторным оборудованием
1 1 -
4 Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту
6 4 2
5 Ядовитые соли и работа с ними
2 1 1
6 Химия и пища
6 4 2
7 Химия в быту
8 7 1
8 Химия лекарств
5 4 1
9 Влияние вредных привычек на организм человека
4 3 1
10 Итоговое занятие
1 1 -
Итого:
35 ч 27ч
Требования к уровню подготовки учащихся В ходе освоения курса учащиеся должны знать/понимать:
  • правила безопасной работы в кабинете химии;
  •  правила обращения с веществами;
  •  правила работы с лабораторным оборудованием;
  •  порядок организации рабочего места.
уметь:
  • выполнять несложные химические опыты, пользоваться химической посудой, реактивами, нагревательными приборами;
  • оказывать меры первой помощи;
  • определять цель, выделять объект исследования;
  • наблюдать и изучать явления и свойства;
  • описывать результаты наблюдений;
  • создавать необходимые приборы;
  • представлять результаты исследований в виде таблиц и графиков;
  • составлять отчет;
  • делать выводы;
  • обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии, уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности при выступлении;
  • осуществлять проектную деятельность.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • для объяснения химических явлений, происходящих в природе и быту;
  •  экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами,
    лабораторным оборудованием;
  • формирования высокой культуры отношения к природе;
  • критической оценки достоверности химической информации,
    поступающей из разных источников.


Учебно-методическое обеспечение Список литературы  для учащихся: 1. Аликберова Л. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей.- М.: АСТ-ПРЕСС, 1999г. 2. Здешнева Г.Ф., Мирзабекова М.А., Прус Н.Н. Классификация неорганических соединений, 8 класс.- М.: Чистые пруды, 2006г. 3. Муллинс Т. Химия загрязнения воды//Химия окружающей среды. М.: Химия,1982. С.276-345.
для учителя: 1. Валединская О.Р. Экологическая химия азота. – М.: Чистые пруды, 2006.- 36с.
2. Глинка Н.Л. Общая химия: Учебное пособие для вузов.- Л.: Химия, 1985г
3. Пак М. Алгоритмы в обучении химии: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1993.- 76с.
4. Муллинс Т. Химия загрязнения воды//Химия окружающей среды. М.: Химия,1982. С.276-345.
5. Популярный энциклопедический иллюстрированный словарь. Европедия. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004.- 1168с., ил

Ресурсы интернета: http://school-collection.edu.ru/
http://www.xumuk.ru/
http://www.openclass.ru/
http://www.vokrugsveta.ru/
http://ru.wikipedia.org/wiki/
Календарно-тематический план
п/п дата тематика занятий час планируемые результаты
план факт
Вводное занятие (1 ч.) 
1 07.09 Химические знания в повседневной жизни человека
1 Познакомиться с целями и назначением кружка, оборудованием рабочего места. Обсудить значимость химических знаний в повседневной жизни человека, иметь представление об основном методе науки – эксперименте.
Тема 1.Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности (1 ч.)
2 14.09 Изучение правил техники безопасности
1 Изучить правила по технике безопасности при работе в кабинете химии
Тема 2. Знакомство с лабораторным оборудованием (1 ч.)
3 21.09 Знакомство с раздаточным оборудованием для практических и лабораторных работ.
1 Знать виды лабораторного оборудования для выполнения практических работ по химии
Тема 3. Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту (6 ч.)
4 28.09 Вода в масштабе планеты.
1 Иметь представление о значении воды для жизни на планете Земля; уметь описывать круговорот воды в природе
5 05.10 Экологическая проблема чистой воды.
1 Иметь представление о проблеме чистой воды как глобальной проблеме человечества. Знать о свойствах и «аномалиях» воды
6 12.10 Растворение
1 Знать и понимать сущность процессов растворения веществ в воде. Понимать роль воды как универсального растворителя
7 19.10 Роль растворов в природе и жизни человека
1 Знать и понимать значение растворов в природе и жизни человека. Знать основные типы растворов
8 26.10 Практическая работа №1. Приготовление насыщенных и перенасыщенных растворов.
Составление и использование графиков растворимости.
1 Закреплять практические навыки. Уметь приготавливать насыщенные и перенасыщенные растворы,
составлять графиков растворимости и использовать их при решении задач
9 02.11 Практическая работа №2. Растворение оконного стекла в воде.
1 Закреплять практические навыки. Уметь доказывать свойство воды как универсального растворителя на примере растворения оконного стекла
Тема 4. Ядовитые соли и работа с ними (2 ч.)
10 16.11 Ядовитые вещества в жизни человека
1 Знать примеры ядовитых веществ, иметь представление об оказании мер первой помощи при отравлении солями тяжелых металлов.
11 23.11 Практическая работа №3.
Осаждение тяжелых ионов с помощью химических реактивов.
1 Закреплять практические навыки. Иметь представление об ионах тяжелых металлов и уметь проводить опыты по их осаждению
Тема5. Химия и пища (6 ч.)
12 30.11 Поваренная соль, ее роль в обмене веществ; солевой баланс.
1 Иметь представление о роли поваренной соли в обмене веществ живых организмов; знать последствия нарушения солевого баланса для живых клеток и организма в целом
13 07.12 Влияние на организм белков, жиров, углеводов.
1 Изучить влияние белков, жиров, углеводов на организм. Знать о последствиях нарушения баланса этих веществ в организме.
14 14.12 Витамины: как грамотно их принимать
1 Иметь представление о витаминах: классификацию, физиологическое действие. Знать и уметь объяснять понятия «гиповитаминоз» и «гипервитаминоз»
15 21.12 Практическая работа №4.
Гашение соды.
1 Закреплять практические навыки. Уметь проводить и комментировать процесс гашения соды
16 28.12 Практическая работа №5.
Очистка загрязненной поваренной соли. Выращивание кристаллов поваренной соли.
1 Закреплять практические навыки. Знать способы разделения смесей, уметь применять эти знания для очистки поваренной соли
17 18.01 Зачет №1 (по темам 1-5)
1
Тема 6.Химия в быту (8 ч.)
18 25.01 Виды бытовых химикатов
1 Ознакомиться с видами бытовых химикатов; уметь характеризовать их с позиций пользы и вреда
19 01.02 Разновидности моющих средств
1 Знать классификацию моющих средств; иметь представление о действии СМС на окружающую среду
20 08.02 Спички и бумага: от истории изобретения до наших дней
1 Знать исторические аспекты изобретений человечества на примере создания спичек и бумаги. Уметь характеризовать значение этих изобретений для жизни человека
21 15.02 История стеклоделия.
1 Знать исторические аспекты изобретений человечества на примере создания стекла; виды декоративной обработки стекла.
22 22.02 Керамика: от истории изобретения до наших дней
1 Знать исторические аспекты изобретений человечества на примере создания керамических изделий. Знать об истории фарфора.
23 01.03 Химия и косметические средства
1 Знать роль химии в создании косметических средств; уметь называть положительные и отрицательные аспекты этого вопроса
24 07.03 Практическая работа №6.
Выведение пятен ржавчины, чернил, жира
1 Закреплять практические навыки. Уметь проводить опыты по выведению пятен ржавчины, чернил, жира
25 15.03
Зачет №2 (по теме 6)

Тема 7. Химия лекарств (5 ч.)
26 22.03 Лекарства и яды в древности
1 Иметь представление о способах применения лекарственных средств в древности, знать о способах их получения
27 05.04 Аспирин: за и против.
1 Уметь характеризовать физиологическое действие аспирина как лекарственного средства. Иметь представление о двояком действии на организм.
28 12.04 Понятие о фитотерапии
1 Иметь представление о фитотерапии; уметь характеризовать роль растений в получении лекарственных средств как альтернативе синтетических препаратов
29 19.04 Практическая работа №7. Исследование лекарственных препаратов методом «пятна» (вязкость).
1 Закреплять практические навыки. Уметь исследовать лекарственные препараты методом «пятна» (вязкость).
30 26.04 Зачет №3 (по теме 7)
1
Тема 8. Влияние вредных привычек на организм человека (4 ч.)
31 03.05 Курить – здоровью вредить!
1 Иметь представление об истории появления табака в России. Знать о вреде курения
32 10.05 Наркомания – опасное пристрастие.
1 Иметь представление о физиологическом воздействии наркотических средств на организм, знать о вреде наркомании как опасном пристрастии
33 17.05 Практическая работа №8.
Действие этанола на белок.
1 Закреплять практические навыки. Иметь представление о денатурации белка. Уметь доказывать опытным путем действие этанола на белок.
34 24.05 Зачет№4 (по теме 8)
1
Итоговое занятие (1ч.)
35 31.05 Защита исследовательских работ
1 Подведение итогов курса, защита исследовательских работ
Итого:
35ч
Приложение Примерные темы для подготовки сообщений.
  1. Чудесный мир бумаги.
  2. Много ли соли в солонках страны?
  3. «Соляные бунты» в России.
  4. Физиологический раствор в медицинской практике.
  5. Имеет ли вода память?
  6. Влажность воздуха и самочувствие человека.
  7. Выводим пятна со страниц книги.
  8. Синтетическая бумага — альтернатива целлюлозной бумаге.
  9. История бумажных денег.
  10. Вода в космосе.

Примерные темы исследовательских работ (проектов, рефератов)
  1. Очистные сооружения городского водоканала.
  2. История спички.
  3. Экологические проблемы акватории Татарстана.
  4. Бумага — материальный носитель различных видов искусства
(презентация в программе Power Point).
Пожаловаться 28 марта 2013
Файлы
Кружок в 8 классе.doc
HTML Войдите для скачивания файлов
Кружок в 8 классе.rar
Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru