В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Программа спецкурса "Химические элементы в живых организмах"

Ольга Шарафутдинова Ольга Шарафутдинова
Тип материала: Программа
Рейтинг: 12345  голосов:3    просмотров: 1819
Краткое описание
Спецкурс  предназначен для учащихся 9-х классов основной школы и  ориентирован на углубление и расширение знаний, на развитие любознательности, интереса учащихся к химии и биологии, обучение умению успешного решения задач по улучшению качества жизни.

Описание
Пояснительная записка Спецкурс «Химические элементы в живых организмах» предназначен для учащихся 9-х классов основной школы и рассчитан на 35 часов (по одному часу в неделю). Он ориентирован на углубление и расширение знаний, на развитие любознательности, интереса учащихся к химии и биологии, обучение умению успешного решения задач по улучшению качества жизни. Цели и задачи программы спецкурса:
  • расширение знаний учащихся о применении химических элементов и их соединений в медицине, химической промышленности и в повседневной жизни;
  • детальное рассмотрение нарушений баланса химических элементов у человека под влиянием внешних и внутренних неблагоприятных факторов;
  • решение сложных вопросов, что помогает учащимся при подготовке выбору профиля дальнейшего образования;
  • подготовка учащихся к районным и городским олимпиадам по химии и биологии;
  • предоставить учащимся возможность реализовывать интерес к химии, биологии и экологии, применять свои знания о химических элементах и их соединениях в повседневной жизни,
  • совершенствовать экспериментальные умения;
  • развивать познавательные интересы, мыслительные процессы, склонности и способности учащихся самостоятельно добывать знания;
  • закрепление и повторение теоретических знаний по неорганической химии и биологии.
При реализации программы спецкурса использованы следующие формы и методы работы: лекция, беседа, поисковая деятельность, самостоятельная работа по дифференцированным заданиям, демонстрационный эксперимент, практические работы. Защита исследовательской работы (проекта) является приоритетной формой промежуточной аттестации.
Содержание программы. Требования к уровню подготовки учащихся. Тема 1Введение.
Химические элементы в окружающей среде и их роль в жизнедеятельности человека (5 часов).
Учение о биосфере. Химические элементы и их биологическая классификация. Взаимодействие химических элементов в организме. Взаимодействия между макро- и микроэлементами. Взаимодействие минеральных элементов с другими нутриентами. Поступление и распределение химических элементов в организме человека. Регуляция баланса химических элементов между внутренней и внешней средами организма человека. Учащиеся должны знать/уметь:
  • микро- и макроэлементы, биологические реакции на изменение содержания химических элементов в среде; роль химических элементов в питании животных и человека;
  • взаимодействие между микро- и макроэлементами, метаболические взаимосвязи жизненно необходимых элементов и их взаимодействие;
  • пути поступления химических элементов в организм человека;
  • объяснять физиологические механизмы обмена химических элементов;
  • объяснять регуляцию баланса химических элементов между внутренней и внешними средами организма человека.
Тема 2. Химические элементы в современной медицине (3 часа).
Учение о биотиках. Микроэлементозы.
Учащиеся должны знать/уметь:
  • все термины данной главы — биосубстраты, биотики, антибиотики, популяции, микроэлементозы, техногенные микроэлементозы;
  • классифицировать микроэлементов и методы определения химических элементов.

Тема 3. Химические элементы — органогены (2 часа).
Кислород. Углерод. Азот.
Учащиеся должны знать и уметь объяснять:
  • применение кислорода и его соединений, основные эколого-физиологические данные кислорода, физиологическую роль кислорода;
  • применение углерода и его соединений в промышленности и медицине, физиологическую роль углерода;
  • применение азота и его соединений, физиологическая роль азота, основные эколого-физиологические данные азота, обмен азота в организме человека.
· Практическая работа 1. Качественное определение углерода в молекулах органических веществ.
Тема 4. Химические элементы — макроэлементы (3 часа).
Кальций. Фосфор. Калий. Натрий. Магний.
Учащиеся должны знать и уметь объяснять:
  • применение макроэлементов и их соединений в промышленности и медицине, основные эколого-физиологические данные, физиологическую роль в организме человека.
Тема 5. Химические элементы — жизненно необходимые элементы (7часов).
Железо. Цинк. Медь. Марганец. Молибден. Кобальт. Хром. Селен. Йод.

Учащиеся должны знать и уметь объяснять:
  • физиологическую роль жизненно необходимых элементов, их основные эколого-физиологические данные, обмен в организме человека; применение.
· Практическая работа 2. Качественное определение катионов железа.
Тема 6. Химические элементы — условно жизненно необходимые элементы (5 часов).
Фтор. Бор. Кремний. Никель. Ванадий. Бром. Мышьяк. Литий.
Учащиеся должны знать и уметь объяснять:
  • физиологическую роль условно жизненно необходимых элементов, их основные эколого-физиологические данные, обмен в организме человека; применение.
Тема 7. Химические элементы — токсичные микроэлементы (8 часов).
Олово. Серебро. Стронций. Титан. Алюминий. Свинец. Кадмий. Ртуть. Таллий. Висмут. Бериллий.
Учащиеся должны знать и уметь объяснять:
  • основные эколого-физиологические данные токсичных микроэлементов, физиологическую роль в организме человека.
Тема 8. Подведение итогов спецкурса (2 часа)
Учебно-тематический план
п/п наименование темы количество часов из них
теория практика
1 Введение. Химические элементы в окружающей среде и их роль в жизнедеятельности человека
5 5 -
2 Химические элементы в современной медицине
3 3 -
3 Химические элементы — органогены
2 1 1
4 Химические элементы — макроэлементы
3 3 -
5 Химические элементы — жизненно необходимые элементы
7 6 1
6 Химические элементы — условно жизненно необходимые элементы
5 5 -
7 Химические элементы — токсичные микроэлементы
8 8 -
8 Подведение итогов спецкурса

2 2 -
Итого:
35 ч 33ч
Учебно-методическое обеспечение Список литературы для учащихся:
  1. Глинка Н.Л. Общая химия. — Л.: Химия, 1983.
  2. « Сборник задач по химии для поступающих в вузы» Г. П. Хомченко, И. Г. Хомченко. — М: « Издательство Новая Волна» 2004 г;
Список литературы для учителя:
  1. Агаджанян Н.А., Сусликов В.Л., Ермакова Н.В., Капланова А.Ш. Эколого — биогеохимические факторы и здоровье человека // Экология человека. 2000.- №1.
  2. Глинка Н.Л. Общая химия. — Л.: Химия, 1983.
  3. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия. 2400 задач для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 1999.
  4. Ресурсы интернета: http://school-collection.edu.ru/
http://www.xumuk.ru/
http://www.openclass.ru/
Календарно-тематическое планирование
№ п/п дата тема час
планируемые результаты обучения
план
факт
Тема 1Введение. Химические элементы в окружающей среде и их роль в жизнедеятельности человека (5 часов).
1 07.09

Учение о биосфере. Биологическая классификация химических элементов.
1
Иметь представление о биосфере, знать классификацию химических биоэлементов.
2 14.09

Взаимодействия между макро- и микроэлементами.
1

Уметь комментировать пути взаимодействия между макро- и микроэлементами.
3 21.09

Поступление и распределение химических элементов в организме человека.
1
Знать схему поступления и распределения химических элементов в организме человека.
4 28.09

Взаимодействие минеральных элементов с другими нутриентами.
1
Иметь представление о взаимодействии минеральных элементов с другими нутриентами; знать элементы – антагонисты.
5 05.10

Регуляция баланса химических элементов между внутренней и внешней средами организма человека.

1
Изучить механизмы регуляции баланса химических элементов между внутренней и внешней средами организма человека.
Тема 2. Химические элементы в современной медицине (3 часа).
6 12.10

Учение о биотиках. 1
Иметь представление о биотиках и антибиотиках; знать значение этих веществ в природе и для живых организмов.
7 19.10

Микроэлементозы.
1
Иметь представление о микроэлементозах; биосубстратах, популяции, техногенных микроэлементозах; уметь
классифицировать микроэлементов и методы определения химических элементов
8 26.10

Зачетная работа №1 (по темам 1 и 2) 1


Тема 3. Химические элементы — органогены (2 часа).
9 02.11

Кислород. Углерод. Азот.
1
Знать применение кислорода, углерода, азота и их соединений, основные эколого-физиологические данные, физиологическую роль.
10 16.11

Практическая работа 1. Качественное определение углерода в молекулах органических веществ
1
Уметь проводить качественную реакцию на содержание углерода в органических молекулах
Тема 4. Химические элементы — макроэлементы (3 часа).
11 23.11

Кальций. Фосфор.

1
Знать и уметь комментировать применение макроэлементов и их соединений в промышленности и медицине, основные эколого-физиологические данные, физиологическую роль в организме человека
12 30.11

 Калий. Натрий.

1
Знать и уметь комментировать применение макроэлементов и их соединений в промышленности и медицине, основные эколого-физиологические данные, физиологическую роль в организме человека
13 07.12

Магний.

1
Знать и уметь комментировать применение макроэлементов и их соединений в промышленности и медицине, основные эколого-физиологические данные, физиологическую роль в организме человека
Тема 5. Химические элементы — жизненно необходимые элементы (7часов).
14 14.12

Железо. Цинк.
1

Знать и уметь комментировать физиологическую роль жизненно необходимых элементов на примере железа и цинка, их основные эколого-физиологические данные, обмен в организме человека; применение.
15 21.12

Практическая работа 2. Качественное определение катионов железа.
1

Уметь проводить качественную реакцию на определение катионов железа (II) и (III).
16 28.12

Марганец. Медь.
1

Знать и уметь комментировать физиологическую роль жизненно необходимых элементов на примере марганца и меди, их основные эколого-физиологические данные, обмен в организме человека; применение.
17 11.01

Молибден. Хром.
1

Знать и уметь комментировать физиологическую роль жизненно необходимых элементов на примере молибдена и хрома, их основные эколого-физиологические данные, обмен в организме человека; применение.
18 18.01

Селен.
1

Знать и уметь комментировать физиологическую роль жизненно необходимых элементов на примере селена, его основные эколого-физиологические данные, обмен в организме человека; применение.
19 25.01

Йод.
1

Знать и уметь комментировать физиологическую роль жизненно необходимых элементов на примере йода, его основные эколого-физиологические данные, обмен в организме человека; применение.
20 01.02

Зачетная работа №2
(по темам 3,4,5)
1


Тема 6. Химические элементы — условно жизненно необходимые элементы (5 часов).
21 08.02

Фтор. Бор.
1

Знать и уметь комментировать физиологическую роль условно жизненно необходимых элементов на примере фтора и бора, их основные эколого-физиологические данные, обмен в организме человека; применение.
22 15.02

Кремний
1

Знать и уметь комментировать физиологическую роль условно жизненно необходимых элементов на примере кремния, его основные эколого-физиологические данные, обмен в организме человека; применение.
23 22.02

Никель. Ванадий
1

Знать и уметь комментировать физиологическую роль условно жизненно необходимых элементов на примере никеля и ванадия, их основные эколого-физиологические данные, обмен в организме человека; применение.
24 01.03

Мышьяк.
1

Знать и уметь комментировать физиологическую роль условно жизненно необходимых элементов на примере мышьяка, его основные эколого-физиологические данные, обмен в организме человека; применение.
25 15.03

Литий.
1

Знать и уметь комментировать физиологическую роль условно жизненно необходимых элементов на примере лития, его основные эколого-физиологические данные, обмен в организме человека; применение.
Тема 7. Химические элементы — токсичные микроэлементы (8 часов).
26 22.03

Олово.
1

Знать и уметь комментировать основные эколого-физиологические данные токсичных микроэлементов на примере олова, физиологическую роль в организме человека.
27 05.04

Серебро.
1

Знать и уметь комментировать основные эколого-физиологические данные токсичных микроэлементов на примере серебра, физиологическую роль в организме человека.
28 12.04

Стронций. Титан.
1

Знать и уметь комментировать основные эколого-физиологические данные токсичных микроэлементов на примере стронция и титана, физиологическую роль в организме человека.
29 19.04

Алюминий.
1

Знать и уметь комментировать основные эколого-физиологические данные токсичных микроэлементов на примере алюминия, физиологическую роль в организме человека.
30 26.04

Свинец.
1

Знать и уметь комментировать основные эколого-физиологические данные токсичных микроэлементов на примере свинца, физиологическую роль в организме человека.
31 03.05

Кадмий. Ртуть.
1

Знать и уметь комментировать основные эколого-физиологические данные токсичных микроэлементов на примере кадмия и ртути, физиологическую роль в организме человека.
32 10.05

Висмут. Бериллий.
1

Знать и уметь комментировать основные эколого-физиологические данные токсичных микроэлементов на примере висмута и бериллия, физиологическую роль в организме человека.
33 17.05

Зачетная работа №3
(по темам 6,7)
1


Подведение итогов спецкурса (2 часа)
34 24.05

Защита проектов. Итоговое занятие
2

Подвести итоги изучения курса.


Итого:
35 ч.


Приложение. Примерная тематика исследовательских работ (рефератов): 1. Утилизация промышленных отходов: проблемы и противоречия. 2. Безотходные технологии: вперед, в будущее. 3. Металл или пластик? 4. Современная биотехнология.
Пожаловаться 27 марта 2013
Файлы
Спецкурс в 9 классе.doc
HTML Войдите для скачивания файлов
Спецкурс в 9 классе.rar
Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
@mail.ru