В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Программа гражданско-патриотического воспитания «Я рождён в России»

Татьяна Карасева Татьяна Карасева
Тип материала: Программа
просмотров: 4823    комментариев: 1
Краткое описание
      Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

Описание

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Введение
Программа гражданско-патриотического воспитания «Я – гражданин России» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственными программами «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005г», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2012г», локальными правовыми актами – Законом РФ «Об образовании»; Конвенцией о правах ребёнка; Декларацией прав ребёнка; Конституцией РФ.
Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном образовательном учреждении и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.
Программа представляет собой определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических воздействий.
Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
Актуальность проблемы патриотического воспитания детей и молодёжи
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способностей к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Муниципальное учреждение образования детей, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует дополнительного образования детей содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата учреждения, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Цель и задачи Программы
Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Её достижение становится возможным через решение следующих задач:
· Проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания школьников;
· Формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, юноши и девушки верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
· Утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
· Привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.
Ресурсное обеспечение Программы
Кадровое обеспечение
Группа Функции Состав
Административно-координационная
Осуществление общего контроля и руководства. Руководство деятельностью коллектива. Анализ ситуации и внесение корректив.
Директор учреждения
Консультативная
Координация реализации программы. Проведение семинаров, консультаций. Подготовка и издание методических рекомендаций.
Заместитель директора по УВР, методист по программному обеспечению, методист по УВР
Педагоги учреждения дополнительного образования
Реализация программы в системе воспитательной работы. Использование современных воспитательных технологий.
Педагоги дополнительного образования, педагог-организатор
Специалисты, сотрудничающие с учреждением (социум)
Организация профессиональной помощи педагогам. Проведение тренингов, круглых столов, встреч. Диагностика. Участие в мероприятиях учреждения
Методисты, педагоги, дополнительного образования, специалисты
Возраст детей, участвующих в организации Программы. Сроки реализации Программы
Программа «Я – рождён в России» рассчитана на 3 года. Программа ориентирована на все возрастные группы учащихся, коллектив педагогов и родителей муниципального образовательного учреждения.
Основными исполнительными мероприятий Программы являются педагоги, учащиеся и родители.
Форма реализации Программы
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Формы организации Программы

Институциональные, муниципальные, региональные, федеральные

Индивидуальные, групповые, массовые

Теоретические
практические

· Беседы;
· Сообщения;
· Встречи с интересными людьми (художниками, туристами, мастерами спорта);
· Экскурсии (по приглашениям, на природу, на выставки);
· Просмотр наглядных пособий или слайдов.

· Конкурсы;
· Выставки объединений декоративно-прикладного и технического творчества;
· Соревнования;
· Показательные выступления танцевальных коллективов;
· Праздники;
· Викторины

Принципы, положенные в основу массовых мероприятий
Патриотическое воспитание понимается как систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга.
Программа опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

Этапы реализации Программы
Iэтап: проектный
Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.
Задачи:
1. Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
2. Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.
3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
IIэтап: практический
Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Я – гражданин России».
Задачи:
1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
2. Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.
3. Расширять и укреплять связи и отношения учреждений дополнительного образования детей и культуры, спортивными школами города.
4. Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
5. Проводить мониторинг реализации программы.
6. Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.
IIIэтап: аналитический
Цель: анализ итогов реализации учреждения.
Задачи:
1. Обобщить результаты работы учреждения.
2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
3. Спланировать работу на следующий период.

Механизм реализации Программы

Для решения поставленных задач используются сложившиеся социально-педагогическое пространство МАОУ «СОШ п.Витим» сотрудничает с музеем, библиотеками, общественными организациями.
Воспитательная работа строится с учётом возрастного критерия.
При планировании работы учитывается традиционные, институциональные, муниципальные, региональные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения институциональных, муниципальных, региональных, федеральных конкурсах.

Оценка эффективности реализации Программы
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
1. Сформированность гражданских навыков:
· Умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
· Знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
· Умение принимать и защищать свои решения;
· Готовность к участию в общественных делах;
· Готовность к образованию.
2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
· Патриотизм и любовь к Родине;
· Права и свобода человека и гражданина;
· Символика Российской Федерации;
· Национальное самосознание;
· Уважение чести и достоинства граждан;- гражданственность.
Количественные параметры:
— включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;
— качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к учреждению, к педагогу, объединению, совместными делами);
— отсутствие детей с девиантным поведением;
— участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
— проведение мероприятий.

Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации Программы ожидается:
1. В учреждении, как в образовательной системе:
· Создание работы по гражданско-патриотическому воспитанию;
· Обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
· Вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
2. В образе выпускника:
· В познавательной сфере: развитие способностей:
· В историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений:
· В социальной:способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции, знание и соблюдение норм правового государства;
· В духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

Формы подведения итогов реализации Программы При подведении итогов реализации Программы проводится итоговый праздник, который включает в себя награждение лучших и самых активных учащихся в учебном году почётными грамотами, благодарственными письмами и призами; организацию итоговой выставки с художественно-прикладными и техническими работами; формирование лидерской группы из инициативных и активных участников программы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа включает в себя следующие направления:
1. Направление «Связь поколений»
Цель: Осознание обучающимися ценности и причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Задачи:

1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
Формы: тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвящённые памятным датам.
2. Направление «Растим патриота и гражданина России»
Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи:

1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.
2. Формировать культуру проявления гражданской позиции.
3. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.
Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
3. Направление «Мой край родной»
Цель: воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.
Задачи:
1. Изучать историю родного края.
2. Воспитывать у обучающихся позицию «Я – гражданин России».
3. Формировать экологическое поведение.
Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
4. Направление «Я и семья»
Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.
Задачи:

1. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
2. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.
3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.
Формы: беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения.
Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:
1. Знаниевый компонент, основанный на предметном начале для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.
2. Региональный компонент с рассмотрением гражданской тематики.
3. Систему тематических бесед, творческих встреч и внеклассных воспитательных мероприятий.
4. Участие в тематических конкурсах, выставках.
5. Активное сотрудничество с социумом и общественными организациями.
Формы занятий и подведение итогов планируемых по каждому направлению
Название направления Формы занятий Подведение итогов
1 «Связь поколений»
Тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники посвященные памятным датам.

2 «Растим патриота и гражданина России»
Тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
Техническая выставка и соревнования, анкетирование посёлка.
3 «Мой край родной»
Тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.

4 «Я и моя семья»
Беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения.

Анкетирование детей и родителей.


Мероприятия по реализации программы гражданско-патриотического воспитания «Я рождён в России» учащихся
Название мероприятия Направление программы Ответственные
I. Разработка мероприятий, направленных на патриотическое воспитание в урочное время
1 Проведение факультативных курсов по военно-патриотической тематике
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
2 экскурсии
Педагоги дополнительного образования
II. Внеурочная деятельность как условие воспитания патриотизма у учащихся
2.1. Проведение массовых мероприятий учреждения
1 Мероприятия, посвящённые Дню Победы в Великой Отечественной войне
1 Заместитель директора по воспитательной работе, педагог-организатор, методист по УВР
2 Проведение ме6сячника военно-патриотической и оборонно-массовой работы, посвящённого Дню защитника Отечества
2 Заместитель директора по воспитательной работе, педагог-организатор, методист по УВР
3 Организация и проведение соревнований по военно-прикладным и техническим видам спорта
2 Педагог-организатор, педагог дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, заведующий техническим отделом
4 Создание выставочных экспозиций: «Они сражались за Родину», «Ничто не забыто, никто не забыт»
1 Заместитель директора по воспитательной работе, педагог-организатор, заведующий музеем
5 Привлечение родительской общественности к проведению массовых мероприятий
4 Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, педагог-организатор
6 Проведение операции «Забота»:
· Поздравление ветеранов Великой Отечественной войны и труда;
· Концерты для ветеранов;
1 Заместитель директора по воспитательной работе, совет ветеранов, педагог-организатор, методист по УВР
7 Встречи с участниками Великой Отечественной войны и героями тыла
1 Заместитель директора по воспитательной работе, совет ветеранов, педагог-организатор, методист по УВР, заведующий музеем
2.2. Экскурсионно-туристическая деятельность
1 Организация экскурсий
3 Педагоги дополнительного образования детей туристическо-краеведческой направленности, педагог-организатор
2.3. Физкультурно-оздоровительная и военно-спортивная деятельность
1 Проведение игр на местности «Учимся выживать»
2 Педагог-организатор, педагог дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности
2 Проведение спортивной эстафеты «А ну-ка, парни!» 2
Педагог-организатор, педагог дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности
3 Проведение соревнований по мини-футболу
2 Педагог-организатор, педагог дополнительного образования физкультурно-спортивной и спортивно-технической направленности
2.4. Краеведение
1 Проведение тематических мероприятий «Почётные граждане посёлка»
3 Педагоги дополнительного образования детей, заведующий музеем
2 Встречи с замечательными людьми посёлка
3 Заместитель директора по воспитательной работе, совет ветеранов, педагог-организатор, заведующий музеем
3 Проведение конкурсов сочинений, рисунков, викторин на темы:
· «Моя родословная»;
· «Я в Витиме рождён. Витим я в тебя влюблён»;
· Есть такая профессия – Родину защищать»
3 Заместитель директора по воспитательной работе, педагог-организатор, методист по УВР, педагоги дополнительного образования детей
4 Организация походов по родному краю
3 Педагоги дополнительного образования детей туристическо-краеведческой направленности
2.5. Общественно полезный труд
1 Проведение на самый чистый и уютный кабинет
Заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по АХЧ
2 Ремонт мебели в кабинетах
Педагоги дополнительного образования, зам.директора по УВР, заместитель директора по АХЧ
3 Благоустройство территории учреждения
Педагоги дополнительного образования, зам.директора по УВР, заместитель директора по АХЧ
4 Организация работы трудовых отрядов в летнее время
Педагоги дополнительного образования, зам.директора по УВР, заместитель директора по АХЧ
5 Ремонт оборудования кабинетов
Педагоги дополнительного образования, родительская общественность, заместитель директора по АХЧ
2.6. Методическое обеспечение
1 Создание кино-, видеофонда для проведения тематических мероприятий посвящённых:
· Дню защитника Отечества;
· Дню Победы;
Зам.директора по УВР, методист по УВР, педагог-организатор
2 Создание CD— и аудифона
Методист по УВР, педагог-организатор
3 Организация подписки на периодические издания
Методист по программному обеспечению
4 Разработка сценариев традиционных праздников:
· «День знаний»;
· «День посёлка»;
· Открытая олимпиада по начально-техническому моделированию, посвящённая Дню защитника Отечества;
· «День Памяти»;
Зам.директора по УВР, методист по УВР, педагог-организатор, педагоги дополнительного образования
5 Разработка положений о различных спортивных и военно-спортивных соревнованиях
Зам.директора по УВР, методист по УВР, педагог-организатор
6 Разработка инструкций по охране труда при проведении экскурсий, походов, экспедиций
Зам.директора по УВР, методист по УВР
7 Освещение опыта работы учреждения в средствах массовой информации
Зам.директора по УВР, методист по УВР, педагог-организатор


Используема литература:
1. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В.Видякин. – Волгоград: «Учитель», 2006.
2. Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе.
// Преподавание истории и обществознания в школе. – 2001. — №9.
3. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников. – 2002. — №7.
4. Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2006. — №9.
5. Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2006. — №9.
6. Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М.Кумицкая. – М.: 5 за знания, 2006.
7. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.
8. Патриотическое воспитание. Системы работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А.Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.
Фестиваль «Открытый урок», Москва, 2
Пожаловаться 27 марта 2013
Файлы
Обсуждение материала
  • Наталья Дулатова
    28 марта 201307:55
    Наталья Дулатова

    Уважаемая Татьяна! Прикрепите, пожалуйста, документ отдельным файлом, оформите Титульный лист, разместите логотип портала. См. Требования к размещаемым работам.
    С уважение Дулатова Н.И.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru