В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Урок "Рок - музыка вчера и сегодня"

Ольга Бажина Ольга Бажина
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345  голосов:2    просмотров: 1857    комментариев: 2
Краткое описание
Формирование представлений об основах рок-музыки как об остросовременном явлении, отражающем окружающий мир с позицией общечеловеческих ценностей
Пожаловаться 26 марта 2013
Файлы
рок-музыка.doc
HTML Войдите для скачивания файлов









Тема урока: Рок - музыка вчера и сегодня

8 класс. Урок закрепления знаний, умений и навыков.



Бажина Ольга Витальевна

учитель музыки высшей категории

МБОУ СОШ №7

Г. Конаково Тверская область























Тема урока: Рок - музыка вчера и сегодня

8 класс. Урок закрепления знаний, умений и навыков.

Тема урока: «Рок - музыка вчера и сегодня» (форма урока - дискуссия)
Цель урока: Формирование представлений об основах рок-музыки как об остросовременном явлении, отражающем окружающий мир с позицией общечеловеческих ценностей.
Задачи:
Обучающая - познакомить учащихся с различными направлениями рок-музыки. Учить детей рассуждать, логически мыслить. Сформировать позитивное отношение к рок-музыке.
Развивающая - развивать познавательный интерес к рок-музыке, через творческое самовыражение, проявляющиеся в размышлениях о музыке. Учить детей сопоставлять, анализировать, обобщать произведения различных направлений рок-музыки. Развивать свои музыкально-творческие способности. Развивать навыки исследовательской деятельности.
Воспитывающая - воспитывать чувства эмоционального удовлетворения, воспитывать музыкальную культуру, музыкальный вкус к разным направлениям рок-музыки.
Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемного обучения, исследовательский, метод самостоятельной познавательной деятельности, частично-поисковый, репродуктивный.

Приемы: беседа, наглядно-практический, научного обучения, личностно-ориентировочного подхода.
Методическое обеспечение: ИКТ, презентация.

Время проведения урока 45 минут

План урока:
Музыкальный эпиграф.
Песня «Город», группа «Аквариум». Раскрытие темы и общей цели.
Завязка. Беседа на материале высказываний, постановка проблем.
Экспозиция. Историческая справка. Изучение нового материала.
Разработка. Содержание песен рок-музыки. Сценический образ, культурная роль.
Кульминация. Дискуссия. Проникновение рок-музыки во все сферы жизни, отражение социальных конфликтов и негативные явления, сопутствующие року.
Углубление в тему урока.
Кода. Беседа, сравнение с настоящим временем «Где музыка - плохого быть не может» (Сервантес). Подведение итогов.

План урока

Сценарий урока

Оргмомент.

Музыкальный эпиграф.

Актуализация знаний. Рок ли это?

Метод: объяснительно - иллюстративный.

Прием: беседа

Форма: Фронтальная



Тема урока: Рок-музыка вчера и сегодня.
Цель нашего урока: Формирование представлений об основах рок-музыки как об остросовременном явлении, отражающем окружающий мир с позицией общечеловеческих ценностей.
Сегодня мы собрались для того, чтобы поразмышлять о таком явлении, как рок-музыка.

Слайд №3. Что мы знаем о рок-музыке? Только что прозвучала песня в исполнении Бориса Гребенщикова «Город золотой».
Вы можете спросить: рок ли это вообще? Группе свыше тридцати лет. Были триумфы и были провалы. Была хула и хвала. Полные запреты сменялись всеобщим признанием. Время все внешнее и лишнее отметает.
Остается дух, мелодия, слово и их воплощение. Песни и альбомы. О них сегодня наш разговор.

Работа по теме урока

Завязка. Беседа на материале высказываний, постановка проблем.


Метод: частично - поисковый
Форма работы: фронтальная


Как узнается рок? Чем рок-музыка отличается от других разновидностей музыки (поп музыки). Главный признак поп-музыки - танцевальность. Главный признак джаза -
импровизация.

Рок узнается по характерной ритмике. В рок-музыке есть свои принципы и развития. Как вы думайте, откуда такое грозное название «рок»? (судьба, фатум) Есть ли взаимосвязь между рок-музыкой и судьбой? (нет) Мы часто встречаем слова, которые имеют несколько значений.
Например, какой смысл мы вкладываем в слово мир? (отсутствие войны, наша планета).
Глубокой взаимосвязи между роком и рок-музыкой нет. Но беспорен тот факт, что рок- музыка популярна, и это явление музыкального искусства требует особого осмысления.
Начнем с небольшой исторической справки.

Экспозиция.

Изучение нового материала.

Историческая справка.

Методы: исследовательский, объяснительно - иллюстративный

Приёмы: наглядный, научного обучения, личностно - ориентированного подхода
Форма: групповая

Историческая справка о появлении рок- музыки.
В 50-е годы появляется новый и необычный стиль музыки рок-н-ролл. Самая яркая фигура и проповедник этого стиля Элвис Пресли. Слайд №4. Он стал «королем рок-н-ролла».
Историческая справка.

Звучит песня «Рок-н-ролл» в исполнении Элвиса Пресли. Слайда№5
Рок-н-ролл исполняется в быстром темпе, как бы отражает быстроту нашего времени, современные ритмы.
Слайда №6 группа «The Beatles». Вы узнали эту супер группу?
Историческая справка. ( Готовит учитель или ученики)
«The Beatles» обладали даром чувствовать настроение молодежи, их заслуга состоит в том, что они сделали рок более осмысленным. «The Beatles» создали специфический циклический жанр, который называется «Альбом».
Звучит песня «Вчера». Слайд №7

Разработка.

Изучение нового материала

Содержание песен рок- музыки. Сценический образ, культурная речь.

Методы: исследовательский, объяснительно-иллюстративный

Приёмы: наглядный, научного обучения, личностно - ориентированного подхода

Форма: групповая

Рок- музыка, сложное явление и нельзя его сводить к творчеству нескольких выдающихся музыкантов или групп. Сегодня мы начали с группы «The Beatles» так как эта музыка нам знакома. Но мы не можем сегодня не вспомнить о таком стиле рок-музыки, как хард-рок
«классический рок» так как с него начинается эволюция, и развитие рока.

Историческая справка.
В песнях хард-рока основная форма куплетная. Но в отличие от поп-музыки во втором куплете песен хард-рока существует джазовая импровизация. Это кульминация песни.
Слушатели всегда ждут эту живую импровизацию. Если же в песне она отсутствует, значит музыканты не умеют играть или же они играют не рок-музыку.
Звучит песня в исполнении группы «Дип Перпл». (Показ слайдов № 8,9,10).
Иногда бывает сложно воспринимать рок-музыку, так как тексты песен на английском языке. Можно конечно слушать музыку поверхностно, не понимая, о чем она.

Но текст, содержание песен является важной стороной рок-музыки. Особую роль на текст песен обращала группа «Наутилус Помпилиус».

Сейчас это группа называется «Ю – Питер» с новым составом музыкантов.
Слайд №11. Лидер группы В. Бутусов по-новому, в современной трактовке напоминает нам о вечных истинах. Певец во время своих песен практически неподвижен. У каждого рок-певца индивидуальная манера держаться на сцене, определенная сценическая или культурная речь.

Роль В. Бутусова — это «трагический герой»
Исполнение песни «Я хочу быть с тобой». Слайд №12.
Давайте и мы поговорим не только о популярности рок-музыки, но и постараемся выявить негативные стороны этого музыкального направления.

Углубление в тему урока











Кульминация







Методы: эвристический, проблемного изложения, эмоциональной драматургии


Приемы: беседа, научного обучения


Формы: групповая, коллективная












Проникновение рок музыки во все сферы жизни отражения социальных конфликтов и негативные явления, сопутствующие рок музыке.










































Кода.

Беседа, сравнение с настоящим временем.


Подведение итогов.


Дискуссия. Класс делится на две группы: защитники (З) и критики (К). Учитель ведет дискуссию.
Почему появилась рок-музыка?
З. Было много причин, одна из них социальная. Музыка отражает отношение к происходящему, она меняется вместе с самой жизнью. Это относиться и к рок-музыке. Рок музыка сыграла большую роль в сближении молодежи. Она могла осознать себя значительной силой общества.
К. Что же в этом хорошего? Объединились и пошли ларьки бомбить. Часто концерты заканчивались драками, дикой истерией, появилась «рокомания».
З. Молодежь высказывала свое мнение по серьезным проблемам. Это мнение не совпадало с мнением политиков.
К. Это мнение о свободной любви, о свободе распространении наркотиков?
З. Это мнение о мире, о войне, о расизме.
Послушаем группу «Кино». Песня «Война». Звучит песня.
Историческая справка. Слайд №13.
Как можно определить сценический образ Виктора Цоя. Слайд №14. С одной стороны маршевая основа музыки создает образ «полководца». А с другой стороны многие его песни воспринимаются как проповедь. Он любил одеваться в черное. Группа «Кино» была очень популярна в свое время, фанаты буквально обожествляли Виктора Цоя.

Слайд №15. Группа «QUEEN», Англия. Лидер – вокалист и композитор Фредди Меркьюри. Группа, которая работала преимущественно в арт-.роке (симфо-рок) стиль, основанный на творческом преломлении стилей и жанров классической музыки различных эпох, но базировалась на стереотипах хард-рока. Группа прославилась ансамблевым вокалом, равного которому в рок музыке не было.

Показ слайдов №16,17. Исполнение песни группы «QUEEN».
Часто приходится видеть по телевидению, как толпы поклонников собираются на концертах. Обожествление лидера группы, так ли это нужно? Мы видим проявление фанатизма.
К. В этом кроется опасность, так можно дойти и до фашизма.
З. В 60-е годы появляются Хиппи, они больше наивны, чем агрессивны. Историческая справка. Слайд№18.
Хиппи вместе с их музыкой стало молодежным движение против войны во Вьетнаме. Против насилия, против беззакония и коррупции, нежелание убивать.

Сейчас, оглядываясь назад, видишь, что движение Хиппи с его миролюбивыми идеалами было изначально обречено, так как власть держится на силе и жестокости.
К. Хиппи, не решая проблем, ищут способы уйти от действительности. Каким образом? Наркотики?!
Почему многие рок-музыканты употребляли наркотики?
К. Популярность, финансовый успех, не выдерживают испытание славы, искренность и независимость в творчестве уходит без труда, чаще всего «звезда» делает не то, что хочет, а то, что от нее требует законы рынка. А рок-музыканты в первую очередь требуют свободы.
З. Жизнь полна противоречий. Все они находят свое отражение в музыке и песнях. Рок-музыку можно назвать зеркалом молодежного бунта. Молодежь нашла в роке свой собственный язык, возможность самовыражения.
К. В рок-музыке есть агрессивность, насилие. Насилие над музыкой, над гармонией, мелодией, над музыкальными инструментами. Исполнители в конце выступления поджигают, разламывают гитары, вспарывают барабаны. Жизнь «на всю катушку», вот к чему призывает рок. Разве это правильно? В рок- музыке большую роль играет громкость. Электроника дала возможность оглушать слушателя. Это вредит здоровью. 90 д6 вредная для здоровья граница громкости; 180 д6 смертельная для здоровья. 127дб - концерт рок группы. Рок ритмы являются своего рода Наркотиками, подхлёстывающими нервную систему. Слайд №19
Группы, играющие в стиле хэви-металл, сформировались в 80 - е годы. Что характерно для этого стиля? Монотонный механический ритм, жесткий металлический звук. В вокале преобладают интонации крика в высоком регистре.
Песня в исполнении группы «Металлика» (хэви—металл) Слайд №20,21.
В настоящее время рок-музыка имеет большое количество направлений: от лёгких жанров, таких как танцевальный рок-н-ролл, поп-рок, бритпоп до брутальных и агрессивных жанров — дэт-метала и грайндкора. Содержание песен варьируется от лёгкого и непринуждённого до мрачного, глубокого и философского. Для многих рок музыкантов рок это не только музыка, но и стиль жизни. Рок проникает во многие сферы нашей жизни, он завоевал и театр. Появились рок-оперы: Иисус Христос - супер звезда», «Орфей и Эвридика», «Юнона и Авось».

«Где музыка - плохого быть не может», писал Сервантес.

В наше время трудно полностью согласиться с этими словами. Рок-музыка может не только зарождать благородные мысли, но и способствовать одичанию и озверению слушателей. Рок имеет свои спады и подъемы, определяемые внутренним социальным напряжением в стране. Каким будет рок через десятилетия предсказать невозможно.

Рок-музыка будет меняться, развиваться и удивлять как слушателей, так и самих музыкантов.

Звучит песня «Музыкант» в исполнении К. Никольского.

Слайд №23





Литература:

  1. Березовчук Л.Н. Массовая музыкальная культура: рок – музыка - СПб.: ТОО "Бланка", АОЗТ "Бояныч", 1996

  2. Козлов А Рок. Истоки и развитие - М.: Мега-Сервис,1998

  3. Журнал «Музыка в школе» - М.: Научно – методический № 3,5,6 2002.

  4. www .mp3ray.ru/music/cat/1020

  5. Top REF. ru

урок музыки 8 класс.rar
Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала
  • Татьяна Остапцова
    7 апреля 201301:02
    Татьяна Остапцова

    Уважаемая Ольга Витальевна!Отличный урок, очень понравился! Однако есть небольшие недоработки в оформлении материала! Прошу Вас связаться со мной по электронной почте. С уважением, Татьяна Николаевна.

  • Ольга Бобова
    15 января 201614:09
    Ольга Бобова

    Здравствуйте,Ольга Витальевна, вы большая молодец! Спасибо за огромную помощь в разработке этой темы.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru