В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Внимание! Суперакция! 23 и 24 апреля Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Лес- кладовая природы

Лес- кладовая природы

Чугунова Наталья
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12 голосов:3просмотров: 6881
Краткое описание
образовательная: обобщить и расширить знания детей о лесе и о лесных богатствах.
развивающая: развивать познавательный интерес у детей, наблюдательность и мышление.
воспитательная: воспитывать любовь к окружающему миру, помочь увидеть красоту и неповторимость родного края
Описание
Подробный конспект урока.

Организационная информация
Тема урока « Лес-кладовая природы».
Предмет  География
Класс 6
Автор урока (ФИО, должность)
Чугунова Наталья Анатольевна, учитель географии
Образовательное учреждение МБОУ «Кувакинская СОШ»
Адрес школы 429815 Чувашская Республика Алатырский район с. Кувакино ул.Пролетарская 21
Методическая информация
Тип урока Получениеновыхзнаний.
Цели урока образовательная: обобщить и расширить знания детей о лесе и о лесных богатствах.
развивающая: развивать познавательный интерес у детей, наблюдательность и мышление.
воспитательная: воспитывать любовь к окружающему миру, помочь увидеть красоту и неповторимость родного края

Задачи урока 1.Сформировать у учащихся представления о роли леса в жизни человека и природы 2. Научиться применять знания, полученные ранее, при изучении нового материала; 3. Осуществить промежуточный контроль; 4. Развивать умение находить взаимосвязи в сообществе, распознавать растения, животных.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/ закрепят/др. ученики в ходе урока Учащиеся должны знать:
— растения и животных своей местности;
— о правилах поведения в природе;
— о роли человека в природе;
— о значении леса для человека.
Учащиеся должны уметь:
— определять экологические проблемы;
— распознавать растения и животных;
— рассуждать о роли человека в природе.
Необходимое оборудование и материалы у учителя:
мультимедийный проектор;
экран; авторская презентация», программа электронного сопровождения — Microsoft Power Point; Плакаты: “Лес – наше богатство!”, “Судьба природы – наша судьба”.Эпиграф к уроку:«Охранять природу – значит охранять Родину!» Михаил Пришвин
у учащихся:
-
Подробный конспект урока
Мотивация учащихся 1.Организационный момент. Психологический настрой.
— Посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь. Я вам желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке. Сегодня мы cвами отправляемся путешествовать по … Об это вы догадаетесь сами, если справитесь с некоторыми трудностями, возникшими на нашем пути. Но я уверена, что ваши знания, ваша взаимовыручка и терпение помогут вам преодолеть все преграды.
2.Проверка готовности детей и приглашенных гостей к мероприятию.

Ход и содержание урока Проверка и оценивание ЗУН
Домашнее задание
Дополнительная необходимая информация
Рефлексия деятельности на уроке Использованные источники и литература (если имеются)
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить
Советы по логическому переходу
2. Вступительное слово учителя:
Здравствуйте ребята, дорогие гости, уважаемые родители. Предлагается синквейн без первой строчки.


  1. ---------

  2. Зелёный, красивый.
  3. Шумит, защищает, радует.
  4. «Лёгкие нашей планеты».
  5. Природа.
— О чём идёт речь? (ответы детей)- (Лес)

Сегодняшнее наше мероприятие называется “Дары леса”.
3. Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации.
— Послушайте стихотворение с закрытыми глазами, и представьте себе то место, где мы с вами окажемся, когда откроем глаза. (В это время учитель открывает закрытую часть доски, на которой развешаны иллюстрации с изображением леса и его обитателей.)
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой. Не утаи:
Ты же видишь- мы свои!

Дети открывают глаза и попадают в лес. (На доске иллюстрации с изображением леса и открыт слайд презентации)
Учитель. Ребята, а кто из вас был в лесу? Что вы уже знаете про лес и его обитателей?
Дети называют по картинкам обитателей леса.
— А какие виды лесов вы знаете?
 - Почему мы говорим «хвойный лес»?
 – Назовите хвойные деревья.
 - Какие леса называют смешанными?
— Какие леса называем широколиственными?
— Какие из перечисленных лесов встречаются в нашей местности?
— Какое значение имеет для человека лес?
Доклад учащегося обохране леса от пожара

Выступление ребят с докладами (слайды)Доклад учащегося об охране леса от пожара.

1 ученик: Наша страна самая богатая лесная страна в мире. Лес – величайший источник здоровья. Ценность леса не только в красоте и необходимости его для здоровья человека. Знаете ли вы, что дает нам лес? Как человек использует его?
2 ученик:
Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?
Вот стоит обычный стол. Это лес!
Или рама, двери, пол? Лес!
А пенал красивый наш? Лес!
Или этот карандаш? Лес!
Ну, а стол, скамейка, парта? Лес!
А тетрадка, книга, карта? Лес! Лес!
Оглянитесь, все вокруг –
Это наш зеленый друг!

— Молоды! А что вы хотите ещё узнать про лес.
Тогда вперёд, за знаниями. Давайте с вами, глядя на слайды, попробуем выяснить,
3 ученик:
Древесину используют для постройки домов, мостов, кораблей. Лес дает нам топливо, мебель, карандаши, спички, различные изделия. Древесина используется в промышленности: из нее получают бумагу, ткани, спирты, сахар, скипидар, многое другое. При химической переработке из одного кубометра хвойной древесины можно получить 680 метров ткани или сшить 65 костюмов, изготовить 2,5 тысячи чулок.
4 ученик:
Древесина используется для производства бумаги. Бумаги изготовляется в мире огромное количество. Если разослать ее всю, то этой бумагой можно обернуть весь земной шар. В нашей стране ежегодно на бумагу расходуется свыше 10 миллионов кубометров леса. Вот почему так важна наша работа по сбору макулатуры.
5 ученик:
А чем еще полезен человеку лес? Мы можем сказать, что лес одевает, кормит человека. А вы знаете, как велики лесные урожаи? Сколько дикорастущих ягод в лесу, грибов, орехов?
6 ученик:
Здравствуй,
Светлая лужайка.
Чем богата, угощай-ка!
Угощу на славу всех.
Вот – брусника,
Вот – орех,
Вот – родник студеный, пей…
Есть чем потчевать гостей!
7 ученик:
Ежегодный урожай лесных ягод брусники, черники, малины, клюквы достигает 820 миллионов тонн. А грибов собирают в нашей стране до 150 тысяч тонн.
8 ученик:
Разноцветные поганки
Сами лезут на полянке.
Нам не надо ни одной,
Мы обходим стороной.
Пучеглазый мухомор
Боком сел на косогор.
Нам не нужен мухомор,
Не пойдем на косогор.
Рядышком с иголками
Рыжики под елками.
Не малы, не велики
И лежат, как пятаки.
А во мху, как на подушке,
Чье то беленькое ушко,
А за ним еще штук пять.
Это грузди – надо взять.
Под осинами, на кочке
Гриб в малиновом платочке,
Подосиновиком звать,
И его придется взять.
Вот и гриб – боровик!
И красив он и велик!
В толстой шапке набекрень,
Ножка крепкая, как пень.
9 ученик:
“Брусника-ягода, брусника!”
Кому напев тот не знаком?
А вот, поди, да расспроси-ка,
Знаком ли кто с ее цветком?
А между тем цветок брусничный
Красивей ягодки самой, –
Такой изящный, симпатичный
И весь как-будто восковой!
Растет брусника в тихой роще,
Смолистым воздухом дыша,
Ведет всю жизнь как можно проще
И оттого так хороша!
10 ученик:
Брусника – вечнозеленый кустарничек. Если зимой раскопать снег в том месте, где осенью было обилие красных ягод, из-под снега проглянет зеленый цвет, цвет весны. Здесь растет брусника. Брусника – кустарничек интересный. Живет он долго. Плодоносить начинает в возрасте 10–15 лет. Ягоды брусники поспевают через два месяца, в народе говорят: “Брусника поспевает наполовину, рожь целиком”. Только в конце жатвы начинают попадаться первые красные ягодки брусники. Или еще одна примета: появились в березовых кудрях желтые завитки – отправляйтесь за брусникой.
11 ученик:
Рассыпает солнце стрелы,
Сосны зажигает.
Что за ягода поспела
Синяя такая?
Под кусточки, на листочки
Кто-то бусы бросил.
Все поляны в синих точках
У зеленых сосен.
12 ученик:
Полезна, вкусна черника! В ягодах черники собрано все сразу: И лакомство, и лекарство, и витамины. Недаром говорят, что в доме, где едят землянику и чернику, врачу делать нечего. Угощались черникой и космонавты во время тренировок и героических полетов. Исследования показали, что черника содержит свойства, благотворно действующие на зрение. Растет черника в виде кустарничка высотой до 40 сантиметров. Листья тонкие, ярко-зеленые, на зиму опадают.
13 ученик:
На прогалинке лесной –
Земляничка под сосной.
Хорошо цвела весной.
На нее садились пчелы,
Майский жук летал над ней,
У нее сосед веселый –
Родничок среди камней.
Солнце грело много дней
Пышный кустик у камней.
Становилась земляничка
Все пригожей, да крупней.
Покраснела каждым боком,
Налилась душистым соком.
14 ученик:
Землянику можно встретить везде: на опушках и лесных полянах, на вырубках и среди кустарников, в светлых сосновых и березовых лесах.
Самая душистая ягода, конечно земляника. А разве не красива земляника?
Некоторые любят собирать землянику в букетики. Красиво, когда на тонких веточках алеют душистые ягоды. Но красота эта дорого обходится ей. После таких сборов на растении остаются незаживающие ранки, оно долго болеет и может погибнуть. Поэтому, чтобы земляника радовала всех каждый год своим вкусным урожаем, не губите ее – собирайте по ягодке.
15 ученик.А вы знаете лекарственные растения леса: имеются Съедобные травы - травы употребляемые в пишу.

Ядовитые травы - травы которыми можно отравится.

Применение трав - использования трав в пищевых, лекарственных и иных целях.
Отгадывание кроссворда(презентация).
Учитель: Я вам буду загадывать загадки, а вы будете искать отгадки
на слайде.

1.Воздух чистый, словно мятный.
Дух цветочный, ароматный.
Сколько всяких здесь чудес!
Как прекрасен летом ….(лес)


2.На болоте, чуть дыша,
Притаилась в камышах,
Ей не квакается то-то,
Нелегка была охота.

Мошкарой набила брюшко
Пучеглазая ….(лягушка)

3.Как на стежке, на дорожке
Вижу алые сережки.
За одною наклонилась,
А на 10 набрела!
Я клонилась – не ленилась
Кружку с верхом набрала. (земляника)


4.Спать пора – уже темно.
Жарко – я открыл окно,
Только начал засыпать,
Он над ухом стал летать.
Надоел он мне – кошмар!
Вот назойливый …! (комар)


5.Тыщи сосен до небес
Образуют хвойный … (лес)



4.Открытие новых знаний
Викторина“Про зелёные леса и лесные чудеса”.
  1. Почему у сосны нижние ветки отмирают, а у ели нет? (Сосна – светолюбивое дерево)
  2. Какое дерево цветёт позднее всех? (Липа – цветёт летом)
  3. Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (Фотоохота)
  4. Назовите самого прожорливого хищника планеты? (Стрекоза, т.к. за день она съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама)
  5. Какие птицы весной бормочут “Куплю балахон, продам шубу”? (Косачи, тетерева – самцы, слова подобны в подражание его песни – бормотанию)
  6. Какие птичьи тайны открывает нам листопад? (Птичьи гнёзда хорошо видны)
  7. Зрячие или слепые рождаются зайчата? (Зрячие)
  8. Кто кукует у кукушки самка или самец? (Самец)
  9. У какого зверя каждый день растут зубы? (У всех грызунов)
  10. Есть ли у комаров зубы? (Есть – 22)
  11. Какому животному поставлено 2 памятника? (Лягушке)
  12. Водятся ли в наших лесах носороги? (Да, жук-носорог)
  13. Какой зверь бегает, как волк, лазает, как кошка, а с виду похож на медведя? (Росомаха)
  14. Трава от 99 болезней? (Зверобой)
  15. Разноцветные грибы? (Сыроежки)
  16. Дерево – символ нашей Родины? (Берёза)
  17. Как называется гнездо белки? (Гайно)
  18. Какие детёныши рождаются “голыми”, а уже через несколько часов имеют покров? (Ежата)
  19. Каким насекомым хлопают в ладоши? (Комары, моль)
  20. Какие растения являются хищниками для насекомых? (Росянка)
  21. Название, какого растения говорит, где оно живёт? (Подорожник)
6.Физминутка для глаз.
Мы с вами входим в лес
Сколько здесь вокруг чудес!
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем
Это к нам птицы летят
Как они сядут тоже покажем
Крылья сложили назад.

7.Откройте тетради и определите первую экологическую проблему(показ иллюстраций )
1.Работа по плану:
  1. Причины экологической проблемы.
  2. Последствия.
  3. Пути решения проблемы.
Решите экологическую задачу. На семью из трёх человек в сутки требуется 51кг чистого воздуха. Сколько кг воздуха потребуется на семью из пяти человек?
Сформулируйте вторую экологическую проблему.
2.Работа по плану:
  1. Причины.
  2. Последствия.
  3. Пути решения.
Огонь — страшный враг леса. Основная причина пожаров — небрежное обращение человека с огнём, незатушенные костры, горящие спички, окурки, мусор.
Сформулируйте третью экологическую проблему.
3.Работа по плану:
  1. Причины.
  2. Последствия.
  3. Пути решения.
Правила поведения в лесу
1.не оставлять мусор, он засоряет лес;
2.разумный сбор даров леса;
3.нельзя громко кричать и включать музыку;
4.нельзя ездить на машине или мотоцикле в лесу;
5.гулять с собакой только на поводке;
6.нельзя разжигать костёр;
7.наблюдать за животными — это редкая удача

Учитель: Да, в лесу куда ни глянь, повсюду чудеса. Даже взрослые и те встречаются на лесных тропинках с неведомым, таинственным, удивительным. А уж ребята! Что ни шаг, то для них новое чудо.
Интересно, а вы встречали в лесу старичка?
Есть на свете старичок, старичок – Лесовичок,
Носит он из пёстрых листьев разноцветный колпачок.
Сапоги берестяные, шаровары расписные
Сам в зелёном ярмяке, посошок в его руке.
Как по узеньким тропинкам, ходит – бродит по травинкам, 
Старичок – Лесовичок, разноцветный колпачок.
Каждый день и в дождь, и в зной сторожит он мир лесной.

6.Конкурс домашнего задания(нарисовать лесовичка-хранителя леса)

8. Динамическая пауза
 Итак, мы гуляем в лесу. Встаньте, пожалуйста. Будьте внимательны! Если я называю производителей леса, вы машете руками влево и вправо, если потребителей – скачете на двух ногах. Если я называю разрушителей, то вы приседаете.
9.Контроль и проверка. (Проектная работа.)
— Я думаю, что вы узнали много нового и интересного. А сейчас вы попытаетесь спроектировать эти основные моменты урока в своих рабочих листах. (Дети разбиваются на группы и выполняют задания на рабочих листах.)
 10. Подведение итогов. (высказывания детей по кругу). Делают вывод:Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: “Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”. Наше государство заботится о природе и много делает по её охране: высаживает новые леса, организовывает заповедники, сохраняет от полного уничтожения многие виды животных, растений. Человек многим обязан природе, лесу. Чем же именно дорог нам лес? (высказывания детей по кругу).
Учитель.Подведём итог: Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?
2 ученик. Лес – это наше богатство!
3 ученик. Лес – это зелёный наряд нашей Земли. Там, где лес, всегда чистый воздух.
4 ученик. Лес – это дом для зверей и птиц.
5 ученик. Лес – это наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.
6 ученик. Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы

11 .Релаксация.
 Исполнение лесной песенки.
12.Оценивание.
13. Домашнее задание.
Дома вы постараетесь найти сообщения об обитателях лесов нашей республики, своей местности где проживаете.
— Оцените свою работу: что нового узнали, о чем задумались, какие вопросы хотели бы изучить более подробно. (Работа в тетради.)
Рефлексивный экран:
1. Сегодня я узнал…
2. Было интересно…
3. Было трудно…
4. Я научился…
5. У меня получилось…
6. Я смог…
7. Меня удивило…
8. Урок дал мне для жизни…
— Почему лес мы называем кладовой природы?

— Выполнив дома творческую работу, вы узнаете о обитателях леса, лесовичке,
нет
В помощь учителю
 1. Иллюстрированные энциклопедии «Животные», «Природа вокруг нас».2010г
Интернет-ресурсы 1. http://festival.1september.ru/articles/601264/ Природа в сказке «Кладовая солнца» М.Пришвина
В последние годы компьютерные технологии все больше стали проникать в различные образовательные отрасли. Это актуально, соответствует требованиям времени. В преподавании природоведения в начальной школе учитель испытывает затруднения в подборе таблиц, карт, наглядного материала. Используя новые информационно-коммуникативные технологии, можно быстро решить эту проблему, при этом сделать урок интересным, насыщенным, вызвать интерес у детей к изучаемому предмету.
Так, изучая темы про лес, учащиеся не только знакомятся с природой, но и учатся находить взаимосвязи, существующие в ней, задумываются об изменениях, которые происходят под влиянием человека. Облегчить усвоение нового материала, сделать его более доступным и понятным, красочно и наглядно разъяснить терминологию урока, систематизировать и расширить знания учащихся, быстро проверить выполненное задание и оценить себя помогает компьютерное моделирование, что в начальной школе очень важно.
В данной работе представлен урок получения новых знаний по теме «Лес-кладовая природы» с использованием презентации учителя. Для организации необходимо иметь диск со слайдами к уроку разработанный в виде авторских электронных иллюстративных приложений к уроку в среде Power Point.
Урок включает различные виды работы: беседы,, моделирование, организуется работа в группах и самостоятельная работа, включающая самооценивание. На уроке используются элементы устного народного творчества (загадка), что развивает мышление, заставляет думать, рассуждать. Ребята пытаются решить экологические проблемы, связанные с данным сообществом. Учащиеся самостоятельно, опираясь на имеющиеся знания, формулируют задачи урока.
Надеюсь, что данный материал поможет учителям начальных классов спланировать и подготовить урок по теме, а детям обучение не покажется трудным и скучным.

Выполняя домашнее задание, учащиеся продолжают работу по изучению леса, наблюдая важность и необходимость леса в природе.


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы


Подробный конспект урока.


Организационная информация

Тема урока

« Лес-кладовая природы».

Предмет

География

Класс

6

Автор урока (ФИО, должность)

Чугунова Наталья Анатольевна, учитель географии

Образовательное учреждение

МБОУ «Кувакинская СОШ»

Адрес школы

429815 Чувашская Республика Алатырский район с. Кувакино ул.Пролетарская 21

Методическая информация

Тип урока

Получение новых знаний.

Цели урока

образовательная: обобщить и расширить знания детей о лесе и о лесных богатствах.

развивающая: развивать познавательный интерес у детей, наблюдательность и мышление.

воспитательная: воспитывать любовь к окружающему миру, помочь увидеть красоту и неповторимость родного края



Задачи урока

1. Сформировать у учащихся представления о роли леса в жизни человека и природы

2. Научиться применять знания, полученные ранее, при изучении нового материала;

3. Осуществить промежуточный контроль;

4. Развивать умение находить взаимосвязи в сообществе, распознавать растения, животных.


Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/ закрепят/др. ученики в ходе урока

Учащиеся должны знать:

- растения и животных своей местности;

- о правилах поведения в природе;

- о роли человека в природе;

- о значении леса для человека.

Учащиеся должны уметь:

- определять экологические проблемы;

- распознавать растения и животных;

- рассуждать о роли человека в природе.

Необходимое оборудование и материалы

у учителя:

мультимедийный проектор;

экран; авторская презентация», программа электронного сопровождения - Microsoft Power Point; Плакаты: “Лес – наше богатство!”, “Судьба природы – наша судьба”. Эпиграф к уроку:«Охранять природу – значит охранять Родину!» Михаил Пришвин
у учащихся:

-

Подробный конспект урока

Мотивация учащихся






1.Организационный момент. Психологический настрой.

- Посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь. Я вам желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке. Сегодня мы c вами отправляемся путешествовать по … Об это вы догадаетесь сами, если справитесь с некоторыми трудностями, возникшими на нашем пути. Но я уверена, что ваши знания, ваша взаимовыручка и терпение помогут вам преодолеть все преграды.

2.Проверка готовности детей и приглашенных гостей к мероприятию.


Ход и содержание урока













































































































































































































































































































































Проверка и оценивание ЗУН



































Домашнее задание

Дополнительная необходимая информация



Рефлексия деятельности на уроке





Использованные источники и литература (если имеются)








Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить



























Советы по логическому переходу

2. Вступительное слово учителя:

Здравствуйте ребята, дорогие гости, уважаемые родители. Предлагается синквейн без первой строчки.

  1. ---------


  2. Зелёный, красивый.

  3. Шумит, защищает, радует.

  4. «Лёгкие нашей планеты».

  5. Природа.

- О чём идёт речь? (ответы детей)- (Лес)

Сегодняшнее наше мероприятие называется “Дары леса”.

3. Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации.

- Послушайте стихотворение с закрытыми глазами, и представьте себе то место, где мы с вами окажемся, когда откроем глаза. (В это время учитель открывает закрытую часть доски, на которой развешаны иллюстрации с изображением леса и его обитателей.)

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой. Не утаи:

Ты же видишь- мы свои!


Дети открывают глаза и попадают в лес. (На доске иллюстрации с изображением леса и открыт слайд презентации)

Учитель. Ребята, а кто из вас был в лесу? Что вы уже знаете про лес и его обитателей?

Дети называют по картинкам обитателей леса.

- А какие виды лесов вы знаете?

- Почему мы говорим «хвойный лес»?

Назовите хвойные деревья.

- Какие леса называют смешанными?

- Какие леса называем широколиственными?

- Какие из перечисленных лесов встречаются в нашей местности?

- Какое значение имеет для человека лес?

Доклад учащегося обохране леса от пожара

Выступление ребят с докладами (слайды) Доклад учащегося об охране леса от пожара.


1 ученик: Наша страна самая богатая лесная страна в мире. Лес – величайший источник здоровья. Ценность леса не только в красоте и необходимости его для здоровья человека. Знаете ли вы, что дает нам лес? Как человек использует его?

2 ученик:

Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?
Вот стоит обычный стол. Это лес!
Или рама, двери, пол? Лес!
А пенал красивый наш? Лес!
Или этот карандаш? Лес!
Ну, а стол, скамейка, парта? Лес!
А тетрадка, книга, карта? Лес! Лес!
Оглянитесь, все вокруг –
Это наш зеленый друг!


- Молоды! А что вы хотите ещё узнать про лес.

Тогда вперёд, за знаниями. Давайте с вами, глядя на слайды, попробуем выяснить,

3 ученик:

Древесину используют для постройки домов, мостов, кораблей. Лес дает нам топливо, мебель, карандаши, спички, различные изделия. Древесина используется в промышленности: из нее получают бумагу, ткани, спирты, сахар, скипидар, многое другое. При химической переработке из одного кубометра хвойной древесины можно получить 680 метров ткани или сшить 65 костюмов, изготовить 2,5 тысячи чулок.

4 ученик:

Древесина используется для производства бумаги. Бумаги изготовляется в мире огромное количество. Если разослать ее всю, то этой бумагой можно обернуть весь земной шар. В нашей стране ежегодно на бумагу расходуется свыше 10 миллионов кубометров леса. Вот почему так важна наша работа по сбору макулатуры.

5 ученик:

А чем еще полезен человеку лес? Мы можем сказать, что лес одевает, кормит человека. А вы знаете, как велики лесные урожаи? Сколько дикорастущих ягод в лесу, грибов, орехов?

6 ученик:

Здравствуй,
Светлая лужайка.
Чем богата, угощай-ка!
Угощу на славу всех.
Вот – брусника,
Вот – орех,
Вот – родник студеный, пей…
Есть чем потчевать гостей!

7 ученик:

Ежегодный урожай лесных ягод брусники, черники, малины, клюквы достигает 820 миллионов тонн. А грибов собирают в нашей стране до 150 тысяч тонн.

8 ученик:

Разноцветные поганки
Сами лезут на полянке.
Нам не надо ни одной,
Мы обходим стороной.
Пучеглазый мухомор
Боком сел на косогор.
Нам не нужен мухомор,
Не пойдем на косогор.
Рядышком с иголками
Рыжики под елками.
Не малы, не велики
И лежат, как пятаки.
А во мху, как на подушке,
Чье то беленькое ушко,
А за ним еще штук пять.
Это грузди – надо взять.
Под осинами, на кочке
Гриб в малиновом платочке,
Подосиновиком звать,
И его придется взять.
Вот и гриб – боровик!
И красив он и велик!
В толстой шапке набекрень,
Ножка крепкая, как пень.

9 ученик:

“Брусника-ягода, брусника!”
Кому напев тот не знаком?
А вот, поди, да расспроси-ка,
Знаком ли кто с ее цветком?
А между тем цветок брусничный
Красивей ягодки самой, –
Такой изящный, симпатичный
И весь как-будто восковой!
Растет брусника в тихой роще,
Смолистым воздухом дыша,
Ведет всю жизнь как можно проще
И оттого так хороша!

10 ученик:

Брусника – вечнозеленый кустарничек. Если зимой раскопать снег в том месте, где осенью было обилие красных ягод, из-под снега проглянет зеленый цвет, цвет весны. Здесь растет брусника. Брусника – кустарничек интересный. Живет он долго. Плодоносить начинает в возрасте 10–15 лет. Ягоды брусники поспевают через два месяца, в народе говорят: “Брусника поспевает наполовину, рожь целиком”. Только в конце жатвы начинают попадаться первые красные ягодки брусники. Или еще одна примета: появились в березовых кудрях желтые завитки – отправляйтесь за брусникой.

11 ученик:

Рассыпает солнце стрелы,
Сосны зажигает.
Что за ягода поспела
Синяя такая?
Под кусточки, на листочки
Кто-то бусы бросил.
Все поляны в синих точках
У зеленых сосен.

12 ученик:

Полезна, вкусна черника! В ягодах черники собрано все сразу: И лакомство, и лекарство, и витамины. Недаром говорят, что в доме, где едят землянику и чернику, врачу делать нечего. Угощались черникой и космонавты во время тренировок и героических полетов. Исследования показали, что черника содержит свойства, благотворно действующие на зрение. Растет черника в виде кустарничка высотой до 40 сантиметров. Листья тонкие, ярко-зеленые, на зиму опадают.

13 ученик:

На прогалинке лесной –
Земляничка под сосной.
Хорошо цвела весной.
На нее садились пчелы,
Майский жук летал над ней,
У нее сосед веселый –
Родничок среди камней.
Солнце грело много дней
Пышный кустик у камней.
Становилась земляничка
Все пригожей, да крупней.
Покраснела каждым боком,
Налилась душистым соком.

14 ученик:

Землянику можно встретить везде: на опушках и лесных полянах, на вырубках и среди кустарников, в светлых сосновых и березовых лесах.

Самая душистая ягода, конечно земляника. А разве не красива земляника?

Некоторые любят собирать землянику в букетики. Красиво, когда на тонких веточках алеют душистые ягоды. Но красота эта дорого обходится ей. После таких сборов на растении остаются незаживающие ранки, оно долго болеет и может погибнуть. Поэтому, чтобы земляника радовала всех каждый год своим вкусным урожаем, не губите ее – собирайте по ягодке.

15 ученик. А вы знаете лекарственные растения леса:имеются

Съедобные травы - травы употребляемые в пишу.

Ядовитые травы - травы которыми можно отравится.

Применение трав - использования трав в пищевых, лекарственных и иных целях.

Отгадывание кроссворда(презентация).

Учитель: Я вам буду загадывать загадки, а вы будете искать отгадки

на слайде.


1.Воздух чистый, словно мятный.
Дух цветочный, ароматный.
Сколько всяких здесь чудес!
Как прекрасен летом ….(лес)


2.На болоте, чуть дыша,
Притаилась в камышах,
Ей не квакается то-то,
Нелегка была охота.

Мошкарой набила брюшко
Пучеглазая ….(лягушка)

3.Как на стежке, на дорожке
Вижу алые сережки.
За одною наклонилась,
А на 10 набрела!
Я клонилась – не ленилась
Кружку с верхом набрала. (земляника)

4.Спать пора – уже темно.
Жарко – я открыл окно,
Только начал засыпать,
Он над ухом стал летать.
Надоел он мне – кошмар!
Вот назойливый … ! (комар)


5.Тыщи сосен до небес
Образуют хвойный … (лес)


4.Открытие новых знаний

Викторина“Про зелёные леса и лесные чудеса”.

  1. Почему у сосны нижние ветки отмирают, а у ели нет? (Сосна – светолюбивое дерево)

  2. Какое дерево цветёт позднее всех? (Липа – цветёт летом)

  3. Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (Фотоохота)

  4. Назовите самого прожорливого хищника планеты? (Стрекоза, т.к. за день она съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама)

  5. Какие птицы весной бормочут “Куплю балахон, продам шубу”? (Косачи, тетерева – самцы, слова подобны в подражание его песни – бормотанию)

  6. Какие птичьи тайны открывает нам листопад? (Птичьи гнёзда хорошо видны)

  7. Зрячие или слепые рождаются зайчата? (Зрячие)

  8. Кто кукует у кукушки самка или самец? (Самец)

  9. У какого зверя каждый день растут зубы? (У всех грызунов)

  10. Есть ли у комаров зубы? (Есть – 22)

  11. Какому животному поставлено 2 памятника? (Лягушке)

  12. Водятся ли в наших лесах носороги? (Да, жук-носорог)

  13. Какой зверь бегает, как волк, лазает, как кошка, а с виду похож на медведя? (Росомаха)

  14. Трава от 99 болезней? (Зверобой)

  15. Разноцветные грибы? (Сыроежки)

  16. Дерево – символ нашей Родины? (Берёза)

  17. Как называется гнездо белки? (Гайно)

  18. Какие детёныши рождаются “голыми”, а уже через несколько часов имеют покров? (Ежата)

  19. Каким насекомым хлопают в ладоши? (Комары, моль)

  20. Какие растения являются хищниками для насекомых? (Росянка)

  21. Название, какого растения говорит, где оно живёт? (Подорожник)

6.Физминутка для глаз.

Мы с вами входим в лес
Сколько здесь вокруг чудес!
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем
Это к нам птицы летят
Как они сядут тоже покажем
Крылья сложили назад.

7.Откройте тетради и определите первую экологическую проблему(показ иллюстраций )

1.Работа по плану:

  1. Причины экологической проблемы.

  2. Последствия.

  3. Пути решения проблемы.

Решите экологическую задачу. На семью из трёх человек в сутки требуется 51кг чистого воздуха. Сколько кг воздуха потребуется на семью из пяти человек?

Сформулируйте вторую экологическую проблему.

2.Работа по плану:

  1. Причины.

  2. Последствия.

  3. Пути решения.

Огонь - страшный враг леса. Основная причина пожаров - небрежное обращение человека с огнём, незатушенные костры, горящие спички, окурки, мусор.

Сформулируйте третью экологическую проблему.

3.Работа по плану:

  1. Причины.

  2. Последствия.

  3. Пути решения.

Правила поведения в лесу

1.не оставлять мусор, он засоряет лес;

2.разумный сбор даров леса;

3.нельзя громко кричать и включать музыку;

4.нельзя ездить на машине или мотоцикле в лесу;

5.гулять с собакой только на поводке;

6.нельзя разжигать костёр;

7.наблюдать за животными - это редкая удача


Учитель: Да , в лесу куда ни глянь, повсюду чудеса. Даже взрослые и те встречаются на лесных тропинках с неведомым, таинственным, удивительным. А уж ребята! Что ни шаг, то для них новое чудо.

Интересно, а вы встречали в лесу старичка?
Есть на свете старичок, старичок – Лесовичок,
Носит он из пёстрых листьев разноцветный колпачок.
Сапоги берестяные, шаровары расписные
Сам в зелёном ярмяке, посошок в его руке.
Как по узеньким тропинкам, ходит – бродит по травинкам, 
Старичок – Лесовичок, разноцветный колпачок.
Каждый день и в дождь, и в зной сторожит он мир лесной.

6.Конкурс домашнего задания (нарисовать лесовичка-хранителя леса)

8. Динамическая пауза

Итак, мы гуляем в лесу. Встаньте, пожалуйста. Будьте внимательны! Если я называю производителей леса, вы машете руками влево и вправо, если потребителей – скачете на двух ногах. Если я называю разрушителей, то вы приседаете.

9 .Контроль и проверка. (Проектная работа.)

- Я думаю, что вы узнали много нового и интересного. А сейчас вы попытаетесь спроектировать эти основные моменты урока в своих рабочих листах. (Дети разбиваются на группы и выполняют задания на рабочих листах.)

10. Подведение итогов . (высказывания детей по кругу). Делают вывод: Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: “Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”. Наше государство заботится о природе и много делает по её охране: высаживает новые леса, организовывает заповедники, сохраняет от полного уничтожения многие виды животных, растений. Человек многим обязан природе, лесу. Чем же именно дорог нам лес? (высказывания детей по кругу).

Учитель . Подведём итог: Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?
2 ученик. Лес – это наше богатство!
3 ученик. Лес – это зелёный наряд нашей Земли. Там, где лес, всегда чистый воздух.
4 ученик. Лес – это дом для зверей и птиц.
5 ученик. Лес – это наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.
6 ученик. Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы




11 . Релаксация.

Исполнение лесной песенки.

12.Оценивание.

13. Домашнее задание.

Дома вы постараетесь найти сообщения об обитателях лесов нашей республики, своей местности где проживаете.

- Оцените свою работу: что нового узнали, о чем задумались, какие вопросы хотели бы изучить более подробно. (Работа в тетради.)

Рефлексивный экран:

  1. Сегодня я узнал…

  2. Было интересно…

  3. Было трудно…

  4. Я научился…

  5. У меня получилось…

  6. Я смог…

  7. Меня удивило…

  8. Урок дал мне для жизни…

- Почему лес мы называем кладовой природы?


- Выполнив дома творческую работу, вы узнаете о обитателях леса, лесовичке,

нет

В помощь учителю

1. Иллюстрированные энциклопедии «Животные», «Природа вокруг нас».2010г

Интернет-ресурсы

  1. http://festival.1september.ru/articles/601264/ Природа в сказке «Кладовая солнца» М.Пришвина



В последние годы компьютерные технологии все больше стали проникать в различные образовательные отрасли. Это актуально, соответствует требованиям времени. В преподавании природоведения в начальной школе учитель испытывает затруднения в подборе таблиц, карт, наглядного материала. Используя новые информационно-коммуникативные технологии, можно быстро решить эту проблему, при этом сделать урок интересным, насыщенным, вызвать интерес у детей к изучаемому предмету.

Так, изучая темы про лес ,учащиеся не только знакомятся с природой, но и учатся находить взаимосвязи, существующие в ней, задумываются об изменениях, которые происходят под влиянием человека. Облегчить усвоение нового материала, сделать его более доступным и понятным, красочно и наглядно разъяснить терминологию урока, систематизировать и расширить знания учащихся, быстро проверить выполненное задание и оценить себя помогает компьютерное моделирование, что в начальной школе очень важно.

В данной работе представлен урок получения новых знаний по теме «Лес-кладовая природы» с использованием презентации учителя. Для организации необходимо иметь диск со слайдами к уроку разработанный в виде авторских электронных иллюстративных приложений к уроку в среде Power Point.

Урок включает различные виды работы: беседы, , моделирование, организуется работа в группах и самостоятельная работа, включающая самооценивание. На уроке используются элементы устного народного творчества (загадка), что развивает мышление, заставляет думать, рассуждать. Ребята пытаются решить экологические проблемы, связанные с данным сообществом. Учащиеся самостоятельно, опираясь на имеющиеся знания, формулируют задачи урока.

Надеюсь, что данный материал поможет учителям начальных классов спланировать и подготовить урок по теме, а детям обучение не покажется трудным и скучным.



Выполняя домашнее задание, учащиеся продолжают работу по изучению леса, наблюдая важность и необходимость леса в природе.



Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров