В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Проектирование учебного процесса по физике на основе педтехнологии В.М. Монахова

Ольга Новикова Ольга Новикова
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: 12  голосов:2    просмотров: 2043
Краткое описание
Познакомить с основами проектирования учебного процесса на основе педагогической технологии В.М. Монахова

Описание

Введение. 1.1 Анализ исходной ситуации.
Естественно-математическое образование в системе общего образования, являясь фундаментом научного миропонимания, занимает одно из ведущих мест. Оно обеспечивает знание основных методов изучения природы, фундаментальных научных теорий и закономерностей, формирует у учащихся умения исследовать и объяснять явления действительности.
Ни для кого не секрет, что последнее время происходит постепенное уменьшение количества часов, отводимых на изучение предметов естественно-математического цикла, что привело к снижению качества усвоения учебного материала и качества знаний, умений и навыков учащихся на уровне «применения».
Физика всегда считалась наукой естественной, причём фундаментальной. Она раньше других естественных наук вышла на уровень количественной теории.
Но всё же традиционный процесс обучения физике предусматривает такие виды деятельности, как наблюдение демонстрации, подготовленной учителем, выполнение лабораторных работ, ход которых изложен в учебнике, решение задач из сборников. В результате интерес к предмету у учеников с восьмого класса постепенно падает. Необходимо процесс обучения физике строить не только на восприятии действий по образцу, но и вовлекать учащихся в активную и разнообразную деятельность по овладению теорией и практикой предмета.
1.2 Выявление проблем, противоречий.
Исходя из выше сказанного, первая проблема сразу становится очевидной: с одной стороны сокращение часов на изучение предмета, а с другой стороны учащиеся очень часто выбирают физику для сдачи экзамена.

Исходя из предложенных условий, необходимо учить ребят планировать свою образовательную деятельность, самостоятельно добывать знания.
Учебный материал распределён по двум ступеням обучения: 1 ступень – 7-9 классы; 2 ступень – 10-11 классы. То есть, физику начинают изучать в 7 классе, когда ребятам по 12-13 лет. Психологи считают этот возраст началом длительного и, по мнению многих, одним из самых важных периодов развития человека, периодом, который принято описывать как «возраст второго рождения личности» (Ж.-Ж. Руссо).
Считается, что пик интеллектуального развития достигается уже в 12 лет. Но в это период одной из центральных потребностей подростка становится потребность в общении со сверстниками. Из психологических особенностей этого возраста вырастает ещё одна проблема – увлечь, заинтересовать ребят предметом. То есть, с одной стороны у семиклассника интерес к естественно-научным проблемам уступает место проблемам межличностных отношений и поэтому основная задача учителя формировать увлечённость предметом, умело используя методический арсенал и данные диагностической работы, с другой – к моменту начала изучения физики у ребят уже складывается своя, не всегда верная, картина мира. Конечно, проблема снимется, если использовать жизненный опыт учащихся, пробуждая живой интерес к явлениям окружающей среды, но опять же для этого мало материалов учебника.
Учебных программ по физике достаточно (А.Е. Гуревича, С.В. Громова, Н.А. Родиной, Е.М. Гутника и А.В. Пёрышкина, А.В. Касьянова). Авторы этих программ отчётливо понимают, что не реально и нецелесообразно требовать от учащихся воспроизведения по памяти каждого вопроса, обсуждаемого на уроке. Вместе с тем, противоположная тенденция – заниматься при изучении физики только развитием мышления и способностей учащихся без прочной опоры на конкретные знания – также не выдерживают критики. Поэтому создавая модель образовательного процесса необходимо определить место коррекции, где в центре внимания должны находиться, прежде всего основополагающие физические законы, понятия, теории и их типичные применения, которые прочно усваиваются обучающимися.
С увеличением такой нагрузки на ребят, сопровождающейся стремительным развитием мира техники, остро встаёт проблема здоровья, которая должна заботить каждого учителя.
Часто в погоне за интеллектуальным развитием, высокой образованностью теряется фундаментальная основа для полноценного развития личности – её физическое и духовное здоровье. По данным Всероссийского съезда педиатров, который проходил в Москве, здоровье каждого ребёнка ухудшается по мере обучения в школе минимум в пять раз. К окончанию школы хронические заболевания имеют 80% школьников. Исследования показывают, что традиционная организация образовательного процесса создаёт у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней.
1.3. Основная проблема.
Итак, анализируя выявленные проблемы, можно сказать, что для повышения качества знаний и умений необходимо формировать у учащихся следующие ценности:
потребность в получении знаний, учитывая их интересы;
выбор наиболее оптимальных путей для решения учебных задач;
планирование своей учебной деятельности;
позитивная самооценка.
Достижению выше указанных результатов способствует использование современных педагогических технологий.
1.4 Гипотеза.
Традиционная педагогика умирает, но внутри неё рождается усилиями учёных и учителей-практиков новая, нацеленная не на абстрактную «гармоническую развитую личность», а на конкретного Петрова и Сидорова. Я считаю, что обучение будет успешным, если каждый урок строить так, чтобы усвоение материала шло с учётом индивидуальных особенностей ученика и на трёх уровнях: репродуктивном, продуктивном и творческом. Для выполнения этих целей использую педтехнологию академика В.М. Монахова, которая чудесным образом сплетает элементы традиционной педагогики, развивающее обучение и удовлетворяет принципам индивидуализации и дифференциации современного образования. Считаю, что данная технология поможет преодолеть выше перечисленные трудности.
1.5. Цель:разработка учебно-методического комплекта для системы уроков физики, используя педтехнологию Монахова, обеспечивающего прочное усвоение знаний учащимися и способствующего их личностному развитию.
1.6. Задачи:
рассмотреть сущностную характеристику данной образовательной технологии;
разработать учебно-методический комплекс системы уроков по теме (показать конкретно на примере темы «Работа и мощность» 7 класса), основываясь на сущностной характеристике технологии и диагностических данных учащихся класса;
развивать познавательную активность учащихся, прививая интерес к науке;
развивать интеллектуальные, волевые качества, способствовать развитию мыслительных операций учащихся;
разработать систему диагностирования и повторения знаний, ориентированную не только на усвоение знаний, но и на развитие мышления и самостоятельности;
рассмотреть вопрос об инновационном подходе к контролю и оцениванию деятельности учащихся.
1.7. Планируемый результат.
Качество знаний: 7 класс – до 100 %
8 класс – до 80 %
9 класс – до 100 %.
Готовый учебно-методический комплекс уроков по физике, включающий в себя технологические карты тем и информационные карты уроков, комплект контролирующего материала (тесты, физические диктанты, диагностики, контрольные работы по темам), мониторинг качества знаний по результатам учебной темы, коррекция.
/Учебно-методический комплекс уроков по физике 8 класса был представлен на Всероссийский конкурс «Современный урок» в номинации «Лучшие сценарии уроков по предмету», где был отмечен дипломом 1 степени. Учредители конкурса: центр «Педагогический поиск» и редакция журнала «Современный урок», главный редактор – Лизинский Владимир Михайлович./
Показателями успешности применения технологии можно считать: успеваемость, развитие интереса к предмету (когда ребята самостоятельно берут научную литературу по предмету в библиотеке, кабинете), участие в конкурсах, олимпиадах и спартакиадах по предмету, активное участие во внеклассных мероприятиях.
Формы и методы работы должны располагать к самостоятельному поиску и повышать интерес к изучению физики, развивать интуицию, без которой немыслимо творчество.
Измерители достижения планируемых результатов:
диагностики;
контрольные работы по учебным темам;
итоговая годовая контрольная работа или тестирование;
административные контрольные работы;
экзамен по предмету.
Пожаловаться 17 марта 2013
Файлы
проектирование учебного процесса.doc
HTML Войдите для скачивания файлов
Другие материалы автора

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru