В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Изменение настроения в картине первого снегопада

Татьяна Харисова Татьяна Харисова
Тип материала: Урок
просмотров: 2039
Краткое описание
Материал посвящен сфере литературного образования в начальной школе, раскрытию способов формирования читательской компетентности в условиях системно-деятельностного подхода. Работа имеет цель показать некоторые конструктивные способы в работе с литературным текстом в начальной школе.

Описание

Харисова Татьяна Евгеньевна; высшая квалификационная категория; г.Уфа Республики Башкортостан; МБОУ СОШ №98 Орджоникидзевского района ГО г.УфаРеспублики Башкортостан; литературное чтение; учебник: Харисова Т.Е., Аюпов С.М. Литературное чтение. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений РБ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения. – Уфа: Китап, 2012.; Тема: Изменение настроения в картине первого снегопада; 2 класс; продолжительность урока 45 минут; использование информационных технологий (-);
Тема: Изменение настроения в картине первого снегопада
Цель:познакомить с приемом контраста в изображении природы.
Задачи:
— познакомить учащихся с литературным термином «контраст»;
— формировать творческое воображение через умение представлять картины и смену настроения, изображаемые автором;
— приобщить детей к искусству, развивать художественный вкус, любовь и интерес к чтению;
— продолжить работу по формированию умения делить текст на части и подбирать заголовки, работать над установлением правильной последовательности при сопоставлении событий в произведениях;
— формировать умение анализировать произведение с точки зрения языковых средств, настроения;
— развивать воображение через умение обосновывать свою точку зрения;
— воспитывать внимательное отношение к авторскому слову;
— воспитывать любовь к литературе и природе.
Планируемые УУД
Личностные:
— умение принимать учебную задачу урока, сотрудничать с товарищами и учителем;
— формирование творческих способностей (деление текста на части и подбор заголовка, проба пера);
— способность выполнять творческую работу, перенос знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность(иллюстрирование).
Познавательные:
— формирование умений видеть смену настроения в произведении;
-способность ориентироваться в системе знаний — проверка уровня усвоения содержания произведения;
— умение раскрывать авторский замысел;
— формирование навыка работы с готовым планом (определение правильной последовательности);
Регулятивные:
— формирование умений, ориентированных на установление порядка описываемых событий;
— умение учитывать обозначенные ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем);
— способность принимать и сохранять учебную задачу;
— самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.
Коммуникативные:
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, работать в паре в соответствии с задачами;
— вступать в учебный диалог с учителем, участвовать в общей беседе.

Ход урока Планируемая деятельность обучающихся
I. Систематизация изученного
1. Организационный момент. 2. Воспроизведение выводов предыдущего урока.3. Проверка домашнего задания.После проверки домашнего задания дети читают загадки о снеге. · С неба звезды падают, Лягут на поля.Пусть под ними скроется Черная земля.Много, много звездочек, Тонких, как стекло,Звездочки холодные, А земле – тепло. (Первый снег) · Лениво лежал, лежал,А весной в реку побежал. (Весенний снег)II. Знакомство с новым материалом
1. Первичное восприятие текста (Л. Воронкова «Снег идет»). Постановка учебной задачи.
Учитель ставит перед детьми проблему: какая из услышанных загадок больше всего подойдет к рассказу Л. Воронковой. Дети, слушая рассказ, пытаются найти в нем момент, к которому подойдет одна из загадок. (После знакомства с рассказом дети приходят к выводу, что подойдет первая загадка, так как она о первом снеге. Вторая загадка о старом, залежавшемся снеге.)2. Работа над рассказом Л. Воронковой «Снег идет»· Речевая разминка (работа над скороговоркой)Сад в снегу и лес в снегу, а по снегу я бегу.· Словарная работа
зубцы — зуб – ча – ты – е 

глядетьвы – гля – ну – ло - раз – гля – ды – вать

Запомни синонимы:студёные – холодные чёрствая ― жёсткая
· Работа по содержанию1) Как выглядела деревня в начале рассказа? Какое настроение у тебя возникло при чтении этого абзаца?
2) Перечитай картину первого снегопада. Обрати внимание на то, как меняется здесь настроение. При перечитывании картины первого снегопада дети обращают внимание на смену настроений: настойчивое («летели, падали, кружились и снова падали…»), нежное («как пух…звездочки, и все они разные…»), разочарованное («снежинки растаяли…»).

3) Найди в рассказе Л. Воронковой «Снег идёт» слова, которые произошли от слова «снег».

4) Нарисуй то, что связывает эти слова в рассказе Л. Воронковой. (Приложение 1)

платок
крыши________


ступенькигрязь
деревья

Прочитай этот эпизод в тексте и впиши недостающее слово.Недостающее слово в группе предметов, на которые падали снежинки, это «ладонь». Пропущено данное слово, поскольку именно в этот момент настойчивое настроение меняется в сторону настроения любования.


5) Почему Таня утром не узнала свою деревню?
Зачем автор использовал приём контраста в изображении природы?
(Знакомство с термином: контраст – резкая противоположность)Цель применения приема контраста – подчеркнуть резкую смену картин природы.

6) Подели текст на части. Придумай к каждой из них заголовок.7) Прочитай отрывки из произведений о зиме и укажи, в каком порядке они должны быть, чтобы описать события рассказа «Снег идёт». (Приложение 2)
Задания №6 и №7 взаимосвязаны и ориентированы на установление порядка описываемых событий. Задание №7 более сложное, требует осмысления и сравнения отрывков разных произведений, поэтому его дети выполняют после деления текста на части и их озаглавливания. Тексты идут в следующем порядке: №1 — В. Орлов№2 — А. Фет№3 — С. Черный№4 — В. Лунин№5 — К. Бальмонт№6 — Г. Ладонщиков


Белый снег-снежокЖжётся, колется,Выходи, дружок,За околицу…Г. Ладонщиков (№ ___)
Снежинки-снежинки,
Седые пушинки
Летят и летят!..
С. Чёрный(№ ___)
На картине у зимы
Всё бело от снега:
Поле, дальние холмы,
Изгородь, телега…
В. Лунин(№ ___)
Мама! глянь-ка из окошка -
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело -
Видно, есть мороз…
А. Фет(№ ___)
Небо весело синеет,
Снег блестит под ним искрясь…
К. Бальмонт(№ ___)
Вечер тихий и морозный.
Только снега нет и нет…
В. Орлов(№ ___)
III. Вывод по уроку1. Актуализация знаний· С каким произведением мы сегодня работали на уроке? Кто его автор?

· Определение темы и идеи текста. (Тема: Первый снег и изменение настроения в его описании. Идея: Завораживающая красота первого снегопада.Проба пера — завершение строк стихотворения (Приложение 3)Как чудесен ты, снежок!

И летишь ты как __ __.
На поля и на луга,
Ах, какая __ __ __!


Во 2 строку дети добавляют слово из двух слогов с ударением на 2 слог (пушок), в 4 строку – из трех слогов с ударением на последний слог (красота)

2. Рефлексия— Что нового принес вам сегодняшний урок?
— Какие моменты урока понравились больше (меньше) всего?
— Оцените, насколько хорошо вы помните понятия, с которыми сегодня работали.
3. Домашнее заданиеКраткий пересказ текста. Подбор произведений, имеющих схожую тему или идею с рассказом Л. Воронковой «Снег идет»

Использованная литература1. Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2010. – 120с. – (Стандарты второго поколения).2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. – М.: Просвещение, 2011. – С.135-225.3. Харисова Т.Е., Аюпов С.М. Литературное чтение. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений РБ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения. Часть 1. – Уфа: Китап, 2012. – С.97-101.
Приложение 1Нарисуй то, что связывает эти слова в рассказе Л. Воронковой.

платок
крыши______________
ступенькигрязь
деревья
Прочитай этот эпизод в тексте и впиши недостающее слово.
Приложение 2Прочитай отрывки из произведений о зиме и укажи, в каком порядке они должны быть, чтобы описать события рассказа Л. Воронковой «Снег идёт».


Белый снег-снежокЖжётся, колется,Выходи, дружок,За околицу…Г. Ладонщиков Снежинки-снежинки,
Седые пушинки
Летят и летят!..
С. Чёрный




На картине у зимы
Всё бело от снега:
Поле, дальние холмы,
Изгородь, телега…
В. Лунин
Мама! глянь-ка из окошка -
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело -
Видно, есть мороз…
А. Фет




Небо весело синеет,
Снег блестит под ним искрясь…
К. Бальмонт
Вечер тихий и морозный.
Только снега нет и нет…
В. Орлов
Приложение 3
Как чудесен ты, снежок!
И летишь ты как __ __. ………………………….
На поля и на луга,
Ах, какая __ __ __! ………………………….

Выбери подходящие слова или подбери свои.
снежок
ок(ёк) ог(ёг)
дружок

прилёг
червячок
рог
пушок
носорог
луга
а я
чудеса

земля
прелесть
беготня
красота
тишь, друзья

Пожаловаться 13 марта 2013
Файлы
Харисова урок литературного чтения 2 класс.docx
HTML Войдите для скачивания файлов
Харисова урок литературного чтения 2 класс.rar
Войдите для скачивания файлов
Другие материалы автора

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru