В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Урок русского языка "Родственные слова"

Ольга Данилина Ольга Данилина
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12  голосов:3    просмотров: 10701
Краткое описание
развивать умения распознавать однокоренные слова по двум признакам, формировать умения подбирать однокоренные слова.

Описание
КОУ Омской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат № 15 IIвида»

Дик Вера Николаевна,
учитель начальных классов

Пояснительная записка.
Урок грамматики в 3 классе может быть проведен в общеобразовательных, коррекционных, малокомплектных школах. Конспект сопровождается Приложениями, которые позволят сократить время подготовки педагога к уроку. Урок грамматики. Тема: Родственные слова Тип урока: урок закрепления изученного. Класс: Особенности класса:учащиеся имеют нарушение слуховой функции. Обучение ведется по учебникам: — Русский язык, 3 класс четырехлетней начальной школы, Т.Г. Рамзаева, Москва, «Дрофа», 2001г; — Русский язык. Книга для учителя, 3 класс; — Т.Г. Рамзаева, Т.С. Щеголева Русский язык, 2 класс, Издательский дом «Дрофа», 2001г; — 1000 загадок. Ярославль «Академия развития», 1997г; — Повторение и учет знаний по русскому языку. Ф.Д. Костенко, 3 класс, Москва, «Просвещение», 1976г. Программаспециальных (коррекционных) образовательных учреждений IIвида», Москва, «Просвещение», 2006г. Продолжительность урока– 40 минут. Использование информационных технологий: компьютер. Цель: развивать умения распознавать однокоренные слова по двум признакам, формировать умения подбирать однокоренные слова. Задачи урока: отрабатывать умение подбирать однокоренные слова, выделять корень; совершенствовать умение находить главные и второстепенные члены предложения и распознавать части речи; развивать орфографическую зоркость; учить употреблять в речи синонимы; активизировать мыслительную деятельность; развивать творческие способности; воспитывать бережное отношение к природе на примере материала урока; следить за произношением учащихся. Методы и приемы: аналитическая беседа, рассказ учителя, репродуктивный и частично-поисковый метод, использование межпредметных связей. Оборудование:компьютер, мультимедийная презентация к уроку, памятка № 1, памятка № 2, памятка № 3, таблички со словами. Ход урока I. Организационный момент
Учитель (У.):
(за экраном) Сядьте девочки. Сядьте мальчики. Слушайте внимательно. Хорошо говорите звуки. Отвечайте полным ответом.
Какой будет урок?
Дети (Д.): Будет урок грамматики.
У: Запишите красиво число и классная работа.


II. Упражнение в чистописании.
У:
(за экраном) Посмотрите, какие слова будем писать?
Д: Будем писать слово «ели».
У: Какие значения имеет это слово?
Д: Ели – это деревья.
У: Какая это часть речи?
Д: Это имена существительные.
Д: Ели, кушали.
У: Какая это часть речи?
Д: Это глаголы.
У: Одно слово может быть разной частью речи.
У: Какое еще слово будем писать?
Д: Будем писать слово Елена.
У: Как сказать по-другому?
Д: Елена, Лена, Леночка.
У: Запишите слова.
У: Как будете писать эти слова?
Д: Слова будем писать с большой буквы.
У: Пишите аккуратно, быстро.

III. Словарная работа.
У:
На доске написаны словарные слова. Вставьте пропущенные буквы. Работать будете так: ребята первого ряда пишут слова, обозначающие растения, а ребята второго ряда – обозначающие профессии.
Словарные слова: б.реза,.гроном, ш.фер, с.рень, хлеб.роб, к.смонавт, пш.ница, директ.р, з.мляника,.вес, п.ссажир.
Проверка с использованием компьютера.
У: Проверьте написание слов – растений.
У: Проверьте написание слов – профессий.
У: Кто написал правильно? Молодцы! У кого ошибки? Запомните правильное написание слов.
У: Составьте предложение со словом береза.
Д: На березе сидят птицы.
Д: Около дачи растут березы.
Д: Скоро на березе появятся молодые зеленые листочки.
У: Запишем в тетрадь под диктовку последнее предложение.
У: Скоро на березе появятся молодые зеленые листочки.
Дети записывают предложение.
У: Назовите главные и второстепенные члены предложения.
Памятка № 1
Д: Что? Листочки – это подлежащее. Листочки что сделают? Появятся – это сказуемое. Листочки какие? Молодые зеленые – это дополнение. Появятся когда? Скоро – это обстоятельство.

IV. Работа над новым материалом.
У:
Сегодня мы будем продолжать учиться находить, подбирать родственные слова. В родственных словах выделять корень. Составлять словосочетания и предложения с родственными словами.
У: От слова береза образуйте родственные слова.
Д: Береза, березка, березовый, березонька, березняк.
У: (пишет на доске слова). Какие это слова?
Д: Это родственные слова.
У: Выделите корень.
У: Почему это родственные слова?
Д: Родственные слова, потому что одинаковый корень. Слова схожие по значению.
Памятка № 2

У:Назовите корень.
Д: Корень берез.
У: Что такое корень?
Д: Корень – это общая часть однокоренных слов, в которой передается их основное значение.
Памятка № 3

У:Чтобы работать дальше, отгадайте загадку.
Маленька, мохнатенька,
К цветку ходит за сладеньким.
Д: Это пчела.
У: Вспомните, какой рассказ мы читали на уроке чтения о пчелах.
Д: Мы читали рассказ «Что сказала бы мама?»
У: Подумайте и назовите из рассказа однокоренные слова к слову пчела.
Д: Пчелка, пчельник, пчелиный.
У: Запишите слова под диктовку в тетрадь. Выделите корень. Назовите его.
Д: Корень пчел.
У: Почему выделили этот корень?
Д: Мы назвали родственные слова. Слова сходны (похожи) по значению.
У: С этими словами составьте словосочетания.
Д: Мохнатая пчела.
Д: Пчела ужалила.
Д: Маленькая пчелка. Пчелка сидит.
Д: Пришли на пчельник. Забрели на пчельник.
Д: Пчелиный мед. Вкусный мед.
Д: Пчелиные соты.
У: Молодцы. Много составили словосочетаний.
ФИЗМИНУТКА
У: А сейчас мы с вами отправимся в лес. В лесу много интересного. Там живут звери и птицы. Растут деревья и травы. Послушайте сказку и назовите родственные слова.
У: В густом зеленом ельнике жила маленькая елочка. Как все маленькие, она была очень любопытна и часто задавала взрослые вопросы.
— Почему, — спрашивала Елочка у мамы Елки, — на твоих ветках растут шишки, а на моих нет?
— Не волнуйся, — отвечала мама. – Подрастешь, и на твоих ветках появятся красивые и твердые шишки.
— Почему? – спрашивала Елочка у бабушки старой Ели, — к тебе часто в гости прибегают рыжие белки и прилетают дятлы и клесты.
— И к тебе будут прилетать в гости птицы, прибегать белки, успокаивала Елочку бабушка Ель. В шишках прячутся еловые семена. Для белочек, дятлов и клестов это самая лучшая (лакомая) еда.

У:Назовите родственные слова.
Д: Ель, елки, елочка, ельник, еловые.
У: Запишите слова в тетрадь.
Учитель на доске прикрепляет таблички со словами.
У: К Новому году елку украшают игрушками. Как они называются?
Д: Это елочные игрушки.
У: Запишите это слово в тетрадь. Какие это слова? Почему?
Д: Это родственные, однокоренные слова.
Д: Слова сходны по значению.
Д: У этих слов одинаковый корень.
У: Назовите у этих слов имена существительные.
Д: Ель, елки, елочка, ельник.
У: Назовите имена прилагательные.
Д: Еловые, елочные.
У: Посмотрите на компьютер, назовите и объясните, почему так говорили?
Д: Это елочка, потому что маленькая.
Д: Это елка, потому что большое дерево.
Д: Это елки. Много елок.
Д: Это ельник. Лес, где растут ели.
У: С лесом мы не прощаемся, а продолжаем ходить и наблюдать.
У: (картина «ежи») Кто это?
Д: Это ежи.
У: Большая семья. Назовите, кто есть в семье?
Д: Еж, ежиха, ежата, ежонок, ежи.
У: Как вы думаете, что мы назвали?
Д: Это родственные слова.
У: Почему вы так думаете?
Д: Слова сходны по значению. У слов одинаковый корень еж.
У: (картинки) Ребята, что это?
Д: Ежовые лапы, ежовые иголки.
У: Еще есть выражение «ежовые рукавицы».
Таблица № 4
Чтение хором.
У: Составьте предложение со словом ежи.
Д: Ежи пьют молоко.
Д: Зимой ежи спят.
Д: Я в деревне видел ежа.
Д: В лесу живут колючие ежи.
У: Запишите последнее предложение в тетрадь. Назовите части речи.
Д: В – предлог. Лесу (что?) лес – имя существительное. Что делают? живут – глагол. Какие? колючие – имя прилагательное. Кто? ежи – имя существительное.
У: Мы работали вместе с вами. А сейчас вы самостоятельно найдите в тексте и выпишите в тетрадь родственные слова.
Дятел бьет в барабан весной. Дятлов барабан – это сучок. Сучок сухой и звонкий, а барабанщик лихой. Хоть сучок, а дробь на нем получается настоящая, барабанная. Палочек тоже нет: барабанит собственным носом.
Н. Сладков
У: Назовите родственные слова.
Д: Барабан, барабанит, барабанная, барабанщик.
У: Выделите корень.
Д: Корень барабан.
У: Почему это однокоренные слова?
Д: Одинаковый корень, сходны по смыслу.
У: Поиграем в игру «Какое слово лишнее?». Посмотрим, кто внимательный!
На доске таблички со словами: рисует, рис, рисование, рисунок.
Д: Лишнее слово рис. Это крупа. Другое по смыслу.

Лень, ленивый, лентяй, бездельник.
Д: Лишнее слово бездельник, потому что другой корень.
У: Молодцы! Были внимательны, смогли объяснить почему слова лишние.


V. Итог урока.
У:
Чему учились на уроке?
Д: Учились находить, называть, записывать родственные слова.
Д: Выделять корень.
У: Как можно узнать, что слова родственные?
Памятка № 3
У: Как вы думаете, кто на уроке работал хорошо?
Д: Хорошо отвечал ….
У: Кто писал красиво?
Д: Писал красиво …
У: Кто был внимательным?
Д: Внимательный ….

У: Оценки «5» получил(а) … Оценки «4» получи(а)....

VI. Домашнее задание.
У:
Повторить правило на с. 48. В упражнении 126 на с. 50 подобрать однокоренные слова так, чтобы это были разные части речи.
Урок окончен. Спасибо за работу.

Пожаловаться 09 марта 2013
Файлы
урок Вера Николаевна.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

КОУ Омской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат № 15 II вида»



Дик Вера Николаевна,
учитель начальных классов

Пояснительная записка.

Урок грамматики в 3 классе может быть проведен в общеобразовательных, коррекционных, малокомплектных школах. Конспект сопровождается Приложениями, которые позволят сократить время подготовки педагога к уроку.



Урок грамматики.

Тема: Родственные слова

Тип урока: урок закрепления изученного.

Класс:

Особенности класса: учащиеся имеют нарушение слуховой функции.

Обучение ведется по учебникам:

- Русский язык, 3 класс четырехлетней начальной школы, Т.Г. Рамзаева, Москва, «Дрофа», 2001г;

- Русский язык. Книга для учителя, 3 класс;

- Т.Г. Рамзаева, Т.С. Щеголева Русский язык, 2 класс, Издательский дом «Дрофа», 2001г;

- 1000 загадок. Ярославль «Академия развития», 1997г;

- Повторение и учет знаний по русскому языку. Ф.Д. Костенко, 3 класс, Москва, «Просвещение», 1976г.

Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида», Москва, «Просвещение», 2006г.

Продолжительность урока – 40 минут.

Использование информационных технологий: компьютер.

Цель: развивать умения распознавать однокоренные слова по двум признакам, формировать умения подбирать однокоренные слова.

Задачи урока: отрабатывать умение подбирать однокоренные слова, выделять корень;

совершенствовать умение находить главные и второстепенные члены предложения и распознавать части речи;

развивать орфографическую зоркость;

учить употреблять в речи синонимы;

активизировать мыслительную деятельность;

развивать творческие способности;

воспитывать бережное отношение к природе на примере материала урока;

следить за произношением учащихся.

Методы и приемы: аналитическая беседа, рассказ учителя, репродуктивный и частично-поисковый метод, использование межпредметных связей.

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация к уроку, памятка № 1, памятка № 2, памятка № 3, таблички со словами.

Ход урока

I. Организационный момент
Учитель (У.):
(за экраном) Сядьте девочки. Сядьте мальчики. Слушайте внимательно. Хорошо говорите звуки. Отвечайте полным ответом.
Какой будет урок?
Дети (Д.): Будет урок грамматики.
У: Запишите красиво число и классная работа.


II. Упражнение в чистописании.
У:
(за экраном) Посмотрите, какие слова будем писать?
Д: Будем писать слово «ели».
У: Какие значения имеет это слово?
Д: Ели – это деревья.
У: Какая это часть речи?
Д: Это имена существительные.
Д: Ели, кушали.
У: Какая это часть речи?
Д: Это глаголы.
У: Одно слово может быть разной частью речи.
У: Какое еще слово будем писать?
Д: Будем писать слово Елена.
У: Как сказать по-другому?
Д: Елена, Лена, Леночка.
У: Запишите слова.
У: Как будете писать эти слова?
Д: Слова будем писать с большой буквы.
У: Пишите аккуратно, быстро.

III. Словарная работа.
У:
На доске написаны словарные слова. Вставьте пропущенные буквы. Работать будете так: ребята первого ряда пишут слова, обозначающие растения, а ребята второго ряда – обозначающие профессии.
Словарные слова: б.реза, .гроном, ш.фер, с.рень, хлеб.роб, к.смонавт, пш.ница, директ.р, з.мляника, .вес, п.ссажир.
Проверка с использованием компьютера.
У: Проверьте написание слов – растений.
У: Проверьте написание слов – профессий.
У: Кто написал правильно? Молодцы! У кого ошибки? Запомните правильное написание слов.
У: Составьте предложение со словом береза.
Д: На березе сидят птицы.
Д: Около дачи растут березы.
Д: Скоро на березе появятся молодые зеленые листочки.
У: Запишем в тетрадь под диктовку последнее предложение.
У: Скоро на березе появятся молодые зеленые листочки.
Дети записывают предложение.
У: Назовите главные и второстепенные члены предложения.
Памятка № 1
Д: Что? Листочки – это подлежащее. Листочки что сделают? Появятся – это сказуемое. Листочки какие? Молодые зеленые – это дополнение. Появятся когда? Скоро – это обстоятельство.

IV. Работа над новым материалом.
У:
Сегодня мы будем продолжать учиться находить, подбирать родственные слова. В родственных словах выделять корень. Составлять словосочетания и предложения с родственными словами.
У: От слова береза образуйте родственные слова.
Д: Береза, березка, березовый, березонька, березняк.
У: (пишет на доске слова). Какие это слова?
Д: Это родственные слова.
У: Выделите корень.
У: Почему это родственные слова?
Д: Родственные слова, потому что одинаковый корень. Слова схожие по значению.
Памятка № 2

У: Назовите корень.
Д: Корень берез.
У: Что такое корень?
Д: Корень – это общая часть однокоренных слов, в которой передается их основное значение.
Памятка № 3

У: Чтобы работать дальше, отгадайте загадку.
Маленька, мохнатенька,
К цветку ходит за сладеньким.
Д: Это пчела.
У: Вспомните, какой рассказ мы читали на уроке чтения о пчелах.
Д: Мы читали рассказ «Что сказала бы мама?»
У: Подумайте и назовите из рассказа однокоренные слова к слову пчела.
Д: Пчелка, пчельник, пчелиный.
У: Запишите слова под диктовку в тетрадь. Выделите корень. Назовите его.
Д: Корень пчел.
У: Почему выделили этот корень?
Д: Мы назвали родственные слова. Слова сходны (похожи) по значению.
У: С этими словами составьте словосочетания.
Д: Мохнатая пчела.
Д: Пчела ужалила.
Д: Маленькая пчелка. Пчелка сидит.
Д: Пришли на пчельник. Забрели на пчельник.
Д: Пчелиный мед. Вкусный мед.
Д: Пчелиные соты.
У: Молодцы. Много составили словосочетаний.
ФИЗМИНУТКА
У: А сейчас мы с вами отправимся в лес. В лесу много интересного. Там живут звери и птицы. Растут деревья и травы. Послушайте сказку и назовите родственные слова.
У: В густом зеленом ельнике жила маленькая елочка. Как все маленькие, она была очень любопытна и часто задавала взрослые вопросы.
- Почему, - спрашивала Елочка у мамы Елки, - на твоих ветках растут шишки, а на моих нет?
- Не волнуйся, - отвечала мама. – Подрастешь, и на твоих ветках появятся красивые и твердые шишки.
- Почему? – спрашивала Елочка у бабушки старой Ели, - к тебе часто в гости прибегают рыжие белки и прилетают дятлы и клесты.
- И к тебе будут прилетать в гости птицы, прибегать белки, успокаивала Елочку бабушка Ель. В шишках прячутся еловые семена. Для белочек, дятлов и клестов это самая лучшая (лакомая) еда.

У: Назовите родственные слова.
Д: Ель, елки, елочка, ельник, еловые.
У: Запишите слова в тетрадь.
Учитель на доске прикрепляет таблички со словами.
У: К Новому году елку украшают игрушками. Как они называются?
Д: Это елочные игрушки.
У: Запишите это слово в тетрадь. Какие это слова? Почему?
Д: Это родственные, однокоренные слова.
Д: Слова сходны по значению.
Д: У этих слов одинаковый корень.
У: Назовите у этих слов имена существительные.
Д: Ель, елки, елочка, ельник.
У: Назовите имена прилагательные.
Д: Еловые, елочные.
У: Посмотрите на компьютер, назовите и объясните, почему так говорили?
Д: Это елочка, потому что маленькая.
Д: Это елка, потому что большое дерево.
Д: Это елки. Много елок.
Д: Это ельник. Лес, где растут ели.
У: С лесом мы не прощаемся, а продолжаем ходить и наблюдать.
У: (картина «ежи») Кто это?
Д: Это ежи.
У: Большая семья. Назовите, кто есть в семье?
Д: Еж, ежиха, ежата, ежонок, ежи.
У: Как вы думаете, что мы назвали?
Д: Это родственные слова.
У: Почему вы так думаете?
Д: Слова сходны по значению. У слов одинаковый корень еж.
У: (картинки) Ребята, что это?
Д: Ежовые лапы, ежовые иголки.
У: Еще есть выражение «ежовые рукавицы».
Таблица № 4
Чтение хором.
У: Составьте предложение со словом ежи.
Д: Ежи пьют молоко.
Д: Зимой ежи спят.
Д: Я в деревне видел ежа.
Д: В лесу живут колючие ежи.
У: Запишите последнее предложение в тетрадь. Назовите части речи.
Д: В – предлог. Лесу (что?) лес – имя существительное. Что делают? живут – глагол. Какие? колючие – имя прилагательное. Кто? ежи – имя существительное.
У: Мы работали вместе с вами. А сейчас вы самостоятельно найдите в тексте и выпишите в тетрадь родственные слова.
Дятел бьет в барабан весной. Дятлов барабан – это сучок. Сучок сухой и звонкий, а барабанщик лихой. Хоть сучок, а дробь на нем получается настоящая, барабанная. Палочек тоже нет: барабанит собственным носом.
Н. Сладков
У: Назовите родственные слова.
Д: Барабан, барабанит, барабанная, барабанщик.
У: Выделите корень.
Д: Корень барабан.
У: Почему это однокоренные слова?
Д: Одинаковый корень, сходны по смыслу.
У: Поиграем в игру «Какое слово лишнее?». Посмотрим, кто внимательный!
На доске таблички со словами: рисует, рис, рисование, рисунок.
Д: Лишнее слово рис. Это крупа. Другое по смыслу.

Лень, ленивый, лентяй, бездельник.
Д: Лишнее слово бездельник, потому что другой корень.
У: Молодцы! Были внимательны, смогли объяснить почему слова лишние.


V. Итог урока.
У:
Чему учились на уроке?
Д: Учились находить, называть, записывать родственные слова.
Д: Выделять корень.
У: Как можно узнать, что слова родственные?
Памятка № 3
У: Как вы думаете, кто на уроке работал хорошо?
Д: Хорошо отвечал ….
У: Кто писал красиво?
Д: Писал красиво …
У: Кто был внимательным?
Д: Внимательный ….

У: Оценки «5» получил(а) … Оценки «4» получи(а) ....


VI. Домашнее задание.
У:
Повторить правило на с. 48. В упражнении 126 на с. 50 подобрать однокоренные слова так, чтобы это были разные части речи.
Урок окончен. Спасибо за работу.



Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru