В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Технологическая карта урока русского языка по теме "Лексика" в 6 классе

Технологическая карта урока русского языка по теме "Лексика" в 6 классе

Краткое описание
Цель: закрепление предметных знаний по теме «Лексика»
Тип урока: урок актуализации знаний и умений (урок повторения)
Теги: 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Технологическая_карта_урока_русского_языка_Лексика_Тугова_Е.В..docx Скачать











Международный конкурс методических разработок

«Педагогическая мастерская»



Номинация: «Методическая разработка урока»

Тема работы: Технологическая карта урока по теме «Лексика»









Автор:

Тугова Екатерина Викторовна

Должность: учитель русского языка и литературы

преподаваемый предмет: русский язык и литература

телефон: 89877841415

Адрес электронной почты: ek.tugova@yandex.ru









г.Новотроицк

2018 г.



Технологическая карта урока русского языка в 6 классе

Тема: Повторение

Тип урока: урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

Учитель: Тугова Е.В.

Цель: закрепление предметных знаний по теме «Лексика»

УУД

Личностные: готовность к личностному самоопределению на основе развития самопознания и мировоззрения, формирование умения ставить учебные цели и определять мотивы для их достижения, способность оценивать свое поведения и поступки.

Регулятивные: целеполагание, как постановка учебной задачи, коррекция (внесение необходимых дополнений), оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению).

Познавательные: поиск и выделение информации, самостоятельное выделение и формирование познавательной цели, поиск и выделение информации.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

Организационный момент

Психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению нового материала.

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность уроку. Создает благоприятный настрой на работу.

Лингвистические загадки:

1. Чем кончается лето и начинается осень?
(Буквой О )
2. Название какого дерева состоит из четырёх предлогов?
(С-о-с-на )
3. Из каких двух предлогов можно составить название домашнего животного? А из трёх?
(К-от. К-о-за )
4. Когда руки бывают тремя местоимениями?
(Когда они вы-мы-ты)
5. Что среди Волги стоит?
(Буква Л)
6. Что посреди земли стоит?
(Буква М)
7. У человека одна,
У ворона две,
У медведя ни одной.
(Буква О )

8. Чем оканчиваются день и ночь?
(Буква Ь)

Здороваются с учителем, проверяют готовность уроку. Отгадывают загадки. Записывается число и классная работа

3 мин

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

Повторение терминов:

-как называется раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка и словарный состав?

- Самая маленькая единица языка?

- Значимая часть слова?

- Что такое диалектизмы?

- Какие слова мы называем общеупотребляемыми?

-Какие слова мы называем профессионализмами?

- Что такое неологизмы?

-Назовите синонимы к слову Родина?

-Продолжите пословицы:

Жить - ________ служить.

Не жалей жизни - служи ________

- Какие слова употребляются в данном стихотворении:

Хоть я еще в строю –
Больших надежд не строю.
За истину стою,
А значит, что-то стою

- А теперь я прочту стихотворение, вам нужно быть внимательными и выписать оттуда только антонимы (слабые учащиеся в это время работают с карточками):

Ох, грибок ты мой, грибочек, белый груздь!
То, шатаясь, причитает в поле – Русь.
Помогите – на ногах нетверда!
Затуманила меня кровь-руда!

И справа и слева
Кровавые зевы,
И каждая рана:
– Мама!

И только и это
И внятно мне, пьяной,
Из чрева – и в чрево:
– Мама!

Все рядком лежат –
Не развесть межой.
Поглядеть: солдат.
Где свой, где чужой?

Белый был – красным стал:
Кровь обагрила.
Красным был – белый стал:
Смерть побелила.

– Кто ты? – белый? – не пойму! – привстань!
Аль у красных пропадал? – Ря – азань.

И справа и слева
И сзади и прямо
И красный и белый:
– Мама!

Без воли – без гнева –
Протяжно – упрямо –
До самого неба:
– Мама!

- А о каком событии идёт речь в стихотворении?



Лексикология

Звук

Морфема

Слова, которые употребляются в какой- либо местности;

Слова, которые употребляют все;

Слова, употребляемые представителями какой-либо профессии;

Новые слова;

Отечество, Отчизна





Омонимы



























Выписывают антонимы





























































О революции 1917 года

5 мин

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Ребята, мы повторили все определения, связанные с разделом «Лексика». Материал изучен.

- Назовите тему сегодняшнего урока.

- Какие задачи нам предстоит сегодня решить?

(Слайд 2)


Самостоятельно называют тему урока и формулируют задачи.

Тема: «Повторение изученного по теме Лексика»;

Задачи: 1. Научиться находить лексическое значение слова;

2. Закрепить знания, полученные на прошлых уроках

1 мин

Актуализация знаний с целью подготовки к контрольному уроку



Но не только знание терминов помогут нам для успешного написания диктанта.

- Что мы должны сделать с терминами?






Научиться применять на практике.


1 мин

Применение знаний и умений в новой ситуации

Вчера, ребята, один мой ученик написал мне сочинение, но вот я никак не разберу, что он написал, помогите мне, пожалуйста, посмотрите на доску.

(Слайд 3 )

«Сегодня на уроке нам задали написать сочинение на тему «Как я провёл лето». Лето я провёл хайпово.

Один раз идём мы с моими френдами, рофлим. Решили купить шавухи, а там её продаёт такой бэдмэн. Я ему курлыкаю: - дай шавухи и сока с палпинками. А он мне: - чего? – А я думаю, лолкает он мне что ли? – шавухи дай,- повторяю ему. Он мне отвечает: - иди отседа, пока цел.

- Ой, ну и досвидули, - говорю ему, - не уж то и хотелось. Так и ушли мы с фрэндами, что с него взять он олдовый.»

- Молодцы, ребята. С этим заданием справились.















Учащиеся отгадывают к какому типу относятся слова.














2 мин

Физкультминутка

Учащиеся встают. Условия зарядки такие: поднятые руки вверх – это слова профессионализмы, руки в стороны – диалектизмы; присесть – общеупотребляемые; повертеть головой – неологизмы.

Хайп; укол; небо; кочет; инет; гастроли; штатиф; консенсус; стол; зум; имидж; фонарь, кумекаю.


1 мин

Лингвистическая минутка «Дети – детям».

Видео – урок от учащихся 9 класса


5 мин

Работа в группах

Игра – Переводчики (Слайд 4)


Дети записывают устаревшие слова и подбирают к ним синонимы из общеупотребляемых.

5 мин.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Выполнение теста. (Слайд 5)



Выполняют тест, оценивают своего соседа, выставляют оценки.


15 мин

Рефлексия учебной деятельности на уроке



Ребята, напомните мне цель урока.

- Достигли мы цели?

- А зачем нам нужно знать термины лексикологии?


Осуществляется самоконтроль, оценка собственной учебной деятельности.






2 мин

Информация о домашнем задании

Подготовиться к диктанту.

С.79, вопросы устно.

Упр.140

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник

1 мин

Заключительный этап урока

Работа «Расставь правильно ударения» (Слайд 7)

Просмотр видео- ролика «Уральские пельмени»

«У каждого была бабушка»

Ученики повторяют за учителем произношение слов. Смотрят видеоролик.

1 мин

3 мин





































Приложение

Тест.

1.Как называются слова, обозначающие предметы и явления, оставшиеся в далёком прошлом?

а) Архаизмы, б) общеупотребительные, в) историзмы.

2.Как называются слова, употребляемые только жителями той или иной местности?

а) Жаргонизмы, б) диалектизмы, в) историзмы.


3.Как называются слова, вышедшие из активного, повседневного употребления?

а) Архаизмы, б) жаргонизмы, в) историзмы.


4.Слова, связанные с особенностями работы людей в той или иной специальности, называются:

а) диалектизмами, б) неологизмами, в)профессионализмами.


5.Какая лексическое понятие характеризует новые предметы, явления, орудия труда и т.д:

а) неологизмы, б) жаргонизмы, в)диалектизмы.


6.Как называются слова, пришедшие в наш язык вместе с заимствованием у других народов предметов личного или домашнего обихода, орудий труда, предметов искусства и т. д.?

а) Эмоционально окрашенные, б) заимствованные, в) устаревшие.


7.К какой группе отнесёте слова запон, кочет, окурнуться?

а) Диалектизмы, б) заимствованные, в) жаргонизмы.


8.Как называются слова одной и той же части речи, имеющие одинаковое звучание и написание, но разные по лексическому значению:

а) синонимы, б) омонимы, в) антонимы.


9. Как называются слова, принадлежащие к одной и той же части речи, имеющие близкое лексическое значение?

а) Синонимы, б) омонимы, в) антонимы.


10. Как называется раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка и словарный состав?

а) Орфография б) Лексикология в) Морфемика.


Ключ к тесту.

1 –в

6 –б

2- б

7- а

3 –а

8-б

4 – в

9 –а

5 –а

10 -б









Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос