В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Обобщение опыта «Экологическое воспитание и формирование экологической культуры школьников на основе изучения краеведческого материала»

Оксана Бондарь Оксана Бондарь
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 7122
Краткое описание
построение такого образовательного пространства на уроке и во внеклассной работе, в котором каждый ученик школы сможет самореализоваться, найти себя в деле, прочувствовать, прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем.
      

Описание
###### Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 Опыт работы учителя географии и биологии Бондарь Оксаны Ивановны по теме: «Экологическое воспитание и формирование экологической культуры школьников на основе изучения краеведческого материала» г. Донецк 2011 год

СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
стр. 3-4
1.1. Актуальность экологических проблем
стр. 3
1.2. Основные направления экологического воспитания и
образования

стр. 4
2. Экологическое воспитание и формирование экологической культуры школьников

стр.5-12
2.1. Роль экологического воспитания и образования в системе
ФГОС

стр. 5-6
2.2. Цели и задачи ФГОС стр. 7
2.3. Опыт использования ИКТ в системе обучения на уроках биологии и географии
стр. 8
2.4. Опыт применения исследовательского метода в цикле естественных наук
стр. 9-11
2.5. Возможности школы в формировании экологической культуры

стр.12
3. Заключение стр. 13
Используемая литература
1. Введение 1.1 Актуальность экологических проблем
В условиях реформирования экономики и наметившегося подъема производства вопросы охраны окружающей среды приобретают особое значение. Экологическая ситуация в Ростовской области остается напряженной, а уровень загрязнения окружающей среды – высоким. Обеспечение благоприятной окружающей среды, устойчивое функционирование естественных экологических систем, сохранение биоразнообразия, защита территорий и населения Ростовской области от вредного воздействия вод, оздоровления экологической обстановки на водных объектах, повышение бюджетн6ой и социальной эффективности использования минерально-сырьевых ресурсов – это комплекс мероприятий по решению приоритетных задач в сфере окружающей среды Ростовской области. В связи с этим возрастает актуальность проведения мониторинга состояния окружающей среды, изучения динамики ее изменения, определения причин и источников негативного воздействия на окружающую среду, разработки и реализации мер по улучшению экологической ситуации, по рациональному использованию природных ресурсов, проведения воспитательной и образовательной работы с населением Ростовской области. Устойчивое функционирование естественных экологических систем, сохранение биоразнообразия, зашита территории и населения Ростовской области от вредного воздействий вод, оздоровление экологической обстановки на водных объектах, повышение бюджетной и социальной эффективности использования минерально-сырьевых ресурсов – это комплекс мероприятий по решению приоритетных задач в сфере охраны окружающей среды и рациональному природопользованию на территории Ростовской области. В последние годы одной из наиболее серьезных экологических проблем в Ростовской области, от решения которой зависит состояние здоровья населения, является загрязнение атмосферного воздуха. В настоящее время на территории области наблюдение за состоянием окружающей среды осуществляется территориальными органами различных федеральных министерств и ведомств. Особо охраняемые природные территории: озеро Маныч-Гудило, Нижний Дон, Веселовское водохранилище, заповедник Ростовский, Беглицкая коса, Дендрологический парк в городе Волгодонске — природные комплексы и объекты, которые имеют природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Формирование экологической культуры жителей Ростовской области, повешение уровня экологического воспитания и образования населения, особенно детей и подростков, являются залогом ответственного отношения граждан к окружающей среде. При этом без информирования населения обо всех аспектах охраны окружающей среды и рационального природопользования, без реализации права граждан на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды не произойдет радикальных изменений в его сознании и поведении. В решении главных задач экологического просвещения большая роль отводится школе, в частности, урокам биологии, географии, химии. 1.2 Основные направления экологического воспитания и образования. На состоявшейся в июне 1992 года Конференции ООП по окружающей среде Россия была названа в группе самых загрязненных в экологическом отношении стран на планете. Если в недалеком прошлом Россия воспринималась развитыми капиталистическими странами как источник военной опасности, то в настоящее время она представляет экологическую опасность для мирового сообщества. Экологическая безопасность – проблема, от решения которой во многом зависит будущее России. Поэтому в компетенцию конституционного органа – Совета безопасности входит решение вопроса экологической опасности страны. В нашей области также существует комитет по экологии, есть он и в районных городах. Уже на протяжении 35 лет в России развивается экологическое движение. Решение проблем экологического благополучия сегодня зависит не только от возможностей современной науки и техники. Большое значение отводится различным социальным институтам: семье, школе, общественным организациям. В 1996 году в Москве прошел семинар, посвященный важнейшим проблемам экологического образования населения России, на котором рассматривалась федеральная целевая программа «Экологическое образование населения России до 2000 года» образования комплексно. Программа включает идеологические, научные, нравственно-эстетические, правовые, личностно – мировоззренческие и практические аспекты. Экологическое воспитание базируется на нескольких принципах: систематичность и непрерывность, междисциплинарность, взаимосвязь глобального, национального и краеведческого подходов. — это осознание единства системы “природа – общество – человек”, где человек часть природы и его развитие является фактором изменения самой природы. — это понимание того, что человеческая история есть история народа. Здесь уместно вспомнить слова профессора Преображенского из повести М.А. Булгакова “Собачье сердце”: “Разруха не в окружающем мире, разруха в головах!” — это осознание того, что человек не царь природы, а всего лишь её часть, и что природа жила без Homo sapiens и будет жить. 2.Экологическое воспитание и формирование экологической культуры школьников. 2.1 Роль экологического воспитания и образования в системе ФГОС. Современному обществу требуются молодые люди, умеющие принимать самостоятельные решения, инициативные, отвечающие за свою деятельность. Традиционная методика обучения не позволяет выполнить этот социальный заказ. При организации учебно-воспитательной работы часто возникают следующие противоречия: -между стремлением учащихся к самостоятельности и неумением организовать свою учебно-воспитательную деятельность; -между потребностью школьников быть активным участником учебного процесса и четко регламентированными взаимоотношениями ученик-учитель; — между несоответствием форм и методов организации учебно-воспитательного процесса и учебным возможностям и потребностям учащихся; — между возрастающим объемом полученной информации, которая отражена в учебных предметах, и перегрузкой учащихся. Поиск решения данных проблем заставил меня изменить подход к своей педагогической деятельности. Позитивные изменения, происходящие в образовании, поставили перед школой воспитать личность, владеющую способами и средствами сохранения общества и общественных отношений, транспортирующую образы культурных взаимодействий во всем многообразии социальных отношений с людьми, с окружающим миром, природой. Это предполагает построение такого образовательного пространства на уроке и во внеклассной работе, в котором каждый ученик школы сможет самореализоваться, найти себя в деле, прочувствовать, прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем. Поиски способов совершенствования образовательных моделей вела в различных направлениях и для достижения новых целей поставила перед собой решение следующих задач: -изучение и внедрение современных педтехнологий в преподавании предмета; -создание условий для развития творческой деятельности школьника и формирование устойчивого интереса к предмету; -формирование и развитие поисково-исследовательских навыков и умений обучающегося индивида, ориентированных на применение имеющихся знаний и приобретение новых; -создание ситуации успеха с целью формирования адекватной самооценки; — развития новых навыков общения через интерактивные методы преподавания. Реализации этих задач способствует и введение Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения в учебно-образовательную деятельность школы. На основании общего положения ФГОС устанавливаются требования к результатам освоения основной образовательной программы. К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены: ·личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки учащихся; ·метапредметные результаты — освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные и коммуникативные); ·предметные результаты — освоение обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыта специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также системой основополагающих элементов научного знания, лежащей в основе современной научной картины мира.
2.2 Цели и задачи ФГОС.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
·развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе; ·ценностное отношение к природе и всем формам жизни; ·элементарный опыт природоохранительной деятельности; ·бережное отношение к растениям и животным.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
·усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, о традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, бесед, просмотра учебных фильмов); ·получение опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсий, прогулок, туристических походов и путешествий по родному краю); ·получение опыта участия в природо-охранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологические акции, десанты, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т. д.), в деятельности школьных экологических центров; участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов; ·посильное участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций; ·усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой при поддержке родителей, расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями в природоохранной деятельности.

Для решения целей и задач экологического воспитания, ценностного отношения к природе, окружающей среде я выбрала направления: — использование ИКТ на уроках биологии и географии; — исследовательский метод как эффективный путь совершенствования экологического образования. 2.3 Опыт использования ИКТ в системе обучения на уроках биологии и географии Преобразования в образовании и жизни заставили меня искать особые методические приемы, которые позволили бы сохранить увлекательную форму подачи материала и одновременно создать условия для саморазвития и адаптации школьников. При моделировании своих уроков, опираясь на традиционную организацию обучения, поняла, что сложно добиться эффективного контроля за усвоением знаний, создать условия для саморазвития учащихся. Как научить детей думать и действовать? Как спланировать и провести урок, чтобы каждый ребенок стал участником: слабый и сильный, одаренный и нежелающий учиться? Обучение с помощью ИКТ – метод, позволяющий обучить приемам самостоятельной работы, самоконтроля, взаимоконтроля, приемам исследовательской деятельности, умениям добывать знания, обобщать и делать выводы. Обучающиеся знакомятся с различными средствами ИКТ, усваивают общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развитии собственной познавательной деятельности и общей культуры. Они приобретают первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ; учатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать гипермедиасообщения. Уроки с использованием этого метода дают возможность учащимся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации, научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях. В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности. Наиболее продуктивными темами для приме6нения средств ИКТ являются: 9 класс. Тема: «Нефтяная промышленность» (изучение нового материала) Задание: Выявить долю топливной промышленности в структуре экономики России (столбиковая диаграмма). Задание: составить круговую диаграмму «Нефтяная промышленность в структуре производства энергоресурсов» 6 класс. Тема: «Расы» Задание: заполнить таблицу «Расы Земли». Задание: заполнить таблицу в электронном учебнике «Практика» (если ответ правильный, на экране появится слайд с заполненной колонкой таблицы) 7,8 класс. Презентации по темам курса

2.4 Опыт применения исследовательского метода в цикле естественных наук

С началом 21 века становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского опыта требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. Следовательно, обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, — одна из основных практических задач современного образования.
Отечественные педагогика и педагогическая психология разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске ребенка в процессе обучения. Использование этой технологии в моей практике подтвердило предположение, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – вот, что наблюдала я на уроках исследовательского характера в поведении детей. Это внутреннее стремление к познанию через исследовательское поведение и создает условия для исследовательского обучения.
Соответственно этому исследовательское обучение направлено на развитие у ученика умений и навыков научного поиска, совершенствование собственного образования в процессе, максимально напоминающем научный поиск. Исследовательская деятельность, по моему мнению, не исчерпывается наличием факта поисковой активности, она предполагает также анализ получаемых результатов, оценку на их основе развития ситуации, прогнозирование (построение гипотез) в соответствии с этим дальнейшего ее развитие. Сюда же можно присоединить моделирование и реализацию своих будущих, предполагаемых действий – коррекцию исследовательского поведения.

Под способами и приемами исследовательской деятельности следует понимать способы и приемы, необходимые при осуществлении исследовательской деятельности, такие, как:
— умение видеть проблемы;
— умение вырабатывать гипотезы;
— умение наблюдать;
— умение проводить эксперименты;
— умение давать определения понятиям.

Исследовательская работа – это творческая работа ума, сознания, навыков и умений. Работы и задания, которые я предлагаю детям, продолжительные по времени, требуют знаний из разных областей науки. Итогом выполнения исследовательской работы становится защита на уроке, конференциях.
Учащиеся свою работу над исследованием строят согласно разработанному плану:
1. Выбор проблемы исследования.

2. Определение цели.

3. Обозначение темы исследования.

4. Распределение обязанностей и составление плана.

5. Работа над исследованием.

6. Оформление.

7. Защита.

8. Анализ результатов и оценка их.

Перед организацией исследовательской работы отбираю учеников, которые умеют работать с текстом книги, подбирать и обобщать информацию, делать выводы, анализировать, проявлять инициативу. Включаю в эту группу тех детей, которые обладают эрудицией, но не активностью. Теплая атмосфера сотворчества, как правило, дает положительные результаты – это серьезные исследования. Трудности возникают на первых порах, но когда начинается работа, а потом приходит успех, у детей возникает стойкая мотивация. И если темы исследовательских работ увлекательны, интересны, новы и оригинальны, то дети испытывают творческий подъём. Применение исследовательского метода позволяет повысить мотивацию изучения предметов школьной программы; реализовать комплексное восприятие учебных предметов; принимать самостоятельные решения; поверить в свои силы.
В настоящее время исследовательский метод обучения следует рассматривать как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. В основу его положен собственный творческий, исследовательский поиск, а не усвоение детьми готовых знаний, преподносимых педагогом. Исследовательская практика ребенка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности.
Применение на уроках географии основ исследовательского обучения позволяет развивать у учащихся следующие умения и навыки:
н
аблюдать знакомые и незнакомые явления природы, «считывать» географическую информацию, сравнивать собственные наблюдения с другими источниками информации, пользоваться измерительными приборами, находить необходимую информацию в различных источниках, описывать и составлять карты, объяснять, систематизировать, классифицировать, устанавливать связи между различными факторами и явлениями, формировать предложения к более эффективному решению задач, прогнозировать, уметь формулировать гипотезу и т.д.
Главным результатом систематической работы являются успехи школьников в учебе, а также победы учащихся на олимпиадах и научно-практических конференциях разных уровней: школьном, городском, региональном. Олимпиады городского уровня: Грищенко Т., Кулягин М., Савенко А., Кружилына К., участие в городском конкурсе юных экологов: Седых А., Засоба А. Олимпиады регионального уровня: г. Ростов-на-Дону призер Лобов М. – 10 класс, лауреат – Кружилина К. – 9 класс. Участие в исследовательских проектах по Ростовской области: Засоба А., Еремина Н..
Для успешного осуществления исследовательской деятельности субъекту требуются специфическое личностное образование – исследовательские способности.
Педагоги с давних времен выделяли 2 основных пути учения: «учение пассивное» — посредством преподавания – и «учение активное» — посредством собственного опыта.
«Учение активное» дает применение опыта, который формирует у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Опыт моей работы позволил прийти к выводу: исследовательский метод обучения, даст значительный образовательный эффект лишь при умелом сочетании с репродуктивными методами. Процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника:
  • мыслительных умений и навыков
  • умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации
  • умений и навыков, связанных в культурой устной и письменной речи
  • специальных исследовательских умений.
Развивать у учащихся навыки исследовательской работы по географии целесообразно начинать с 6 класса.
Уже несколько лет я занимаюсь с учащимися исследовательской деятельностью. Такие разделы географии как «Материки планеты», «Природные территориальные комплексы», «Население», «Биосфера», «Ноосфера» представляют широкие возможности применения исследовательского метода обучения.


2.5 Возможности школы в формировании экологической культуры Цели и задачи экологического обследования СОШ № 3.
На протяжении трех лет я веду исследовательскую работу по теме «Проблемы экологии г.Донецка РО и возможные пути их решения » в школе. Последний проект был посвящен экологической обстановке г.Донецка и обследованию СОШ №3. Целью нашей работы являлось проведение анализа и оценки состояния окружающей среды города Донецка Ростовской области, развитие экологического образования и формирование экологической культуры населения. o Задачи: · оценка экологической ситуации поселка ЦОФ «Донецкая» · влияние ЦОФ «Донецкая» на здоровье населения · оценка экологической комфортности МОУ СОШ № 3 Экологическая оценка производственных процессов осуществлялась по совокупности технологических и гигиенических факторов, определяющих количество и состав образующихся ПО (производственные отходы), согласно «Временным методическим показаниям». Согласно указаниям методической литературы, основным критерием экологической оценки производственного процесса считается соответствие главных параметров производственного процесса, количества и качества основного сырья и образующихся ПО технологической документации на рассматриваемый процесс, а также общее состояние окружающей среды и влияние на него данного производственного процесса. Исследование экологического состояния школы и пришкольной территории проводилось по нескольким направлениям. Первое – знакомство с планировкой участка, второе — изучение экологического состояния школы и прилегающей территории. В ходе наших исследований мы выяснили, что ЦОФ – основной источник загрязнения микрорайона. (Приложение) .
3. Заключение
Я считаю, что моя работа по экологическому воспитанию способствует формированию: · знаний, умений и навыков творческой деятельности, наполненной экологическим содержанием; · интереса к исследовательской деятельности, стремления к здоровому образу жизни. В школе в течение трех лет продолжалось формирование системы экологического воспитания и образования учащихся, и она была создана, на протяжении трёх лет в школе проводилась факультативная работа в 5,6 и 7 классах, на уроках успешно использую эколого-краеведческий материал, учащиеся принимали участие в написании и реализации экологических проектов. Проводились попытки проведения совместных экологических мероприятий с привлечением местного населения. Нам была оказана незначительная помощь в акции по очистке территории от мусора. Продолжать работу в этом направлении просто необходимо, так как её перспективы очевидны. Необходимо отметить, что в результате привлечения учащихся к решению задач сохранения окружающей их природы, происходит повышение интереса учащихся к экологической работе. Более 70 % учащихся в качестве выпускных и переводных экзаменов выбирают географию и биологию, так как именно на этих уроках больше, чем на других используется экологический материал. Каждый год учащиеся нашей школы принимают участие в городском экологическом конкурсе юных экологов, где неоднократно занимали призовые места. В 2009 году наш экологический проект «Экологическая обстановка в г.Донецке РО и обследование СОШ №3» стал лучшей работой в заочном конкурсе областного значения. Свой опыт будем продолжать и в дальнейшей экологической работе, которой на территории предостаточно, особенно в исследовательском плане, также планирую активизировать работу с местным населением, создать в школе научное общество учащихся, шире использовать мониторинг ситуации и др. Считаю, что мой опыт по созданию системы экологического воспитания и образования учащихся будет полезен и другим школам, занимающихся экологической работой. 4. Литература:
1. Адриянов А.П. Экологическое образование и воспитание учащихся сельской малокомплектной школы \\ География в школе, №3, 2009. 2. Арнаутов Г.Ю. Интегрированный курс — экология, география, профориентация \\ География в школе №5, 2007г. 3. Душина И.В. «Методика преподавания географии», М., 2007 г. 4. Колчанов В.А., Шурыгина А.Г. Изучение региональных экологических проблем в курсе «География России» \\ География в школе №3, 2008г. 5. Ашиков В.И., Ашикова С.Г.“Семицветик” – программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей. Москва. 2008 год. 6. И.Белавина, Н.Найдёнская«Планета – наш дом» – методика проведения занятий по основам экологии для школьников. Москва.2009 год. 7. Богданова О.С., Петрова В.И. “Методика воспитательной работы в старших классах”. Москва “Просвещение” 2007 год . 8. Газета «Моя прекрасная Леди». Июнь. 2007 год. 9. Гурвич Л.Б. “Работа воспитателя в группе продленного дня” Москва “Просвещение” 2006 год. 10. Грехова Л.И.«В союзе с природой» – эколого-природоведческие игры–занятия и развлечения с детьми. Москва–Ставрополь. 2009 год 11. Журнал “Начальная школа” №5 – 1991 год, №9 – 1993 год, №6 – 1994 год,№5 – 1995 год, №4 – 1996 год, №4 – 1997 год, №6 – 1998 год,№2–2002 год. 12. Журнал “Классный руководитель” №5 – 2008 год, №6 – 2009 год. 13. Журнал “Проблемы школьного воспитания” №2 –2007 год. 14. Журнал “Читаем, учимся, играем” №3 – 2007 год. 15. Капрова И.А. “Азбука нравственного воспитания” Москва “Просвещение” 2008 год. 16. Методические рекомендации “Воспитывать заботу о природе с детства” Горький – 2009 год. 17. “Праздники в старшей школе” Волгоград –2007 год. 18. Цветкова И.В.“Экология для старшей школы” Ярославль 2006 год. 19. “Экологическое воспитание младших школьников” Йошкар-Ола 2009 год. 20. Экологический словарь. 5. Приложение к исследовательской работе по теме «Проблемы экологии г.Донецка РО и возможные пути их решения.» Изучение экологического состояния СОШ № 3
Задание 1.

Дайте оценку эмоционального восприятия всех школьных помещений и определите уровень их экологической комфортности. По результатам исследования выясните, какие из помещений получили наибольшее количество положительных и отрицательных оценок. Составьте подробное описание этих помещений, напишите отчет о работе. В школе №3 была проведена оценка экологической комфортности кабинетов и школы. Положительно было оценено 14 кабинетов, остальные из 17 оценены нейтрально. В экологической оценке принимало участие 90 человек. Также высоким рейтингом пользуются школьные рекреации, столовая. Спортивный зал, кабинет ПДД, актовый зал. Школьные помещения хорошо озеленены. Известно, что зеленые растения в помещении улучшают микроклимат, выделяют летучие вещества — фитонциды, пагубно влияющие на болезнетворные микроорганизмы. Растения создают психологически благоприятную среду, положительно влияют на настроение людей, придают помещению своеобразный колорит и создают определенный комфорт. Задание 2.
При помощи рулетки измерьте длину. Ширину и высоту учебного кабинета, определите его площадь и кубатуру. Рассчитайте, какая площадь приходится на одного учащегося (по количеству посадочных мест). Сопоставьте полученные результаты с санитарно-гигиеническими нормами, принятыми для школьных помещений и утвержденными Советом Министров России (некоторые данные, извлеченные из них, приводятся ниже). Все результаты записывайте в дневник исследования. Справочный материал. Площадь обычного учебного кабинета, рассчитанного для работы 40 учащихся младших классов и 35 учащихся старших классов, должна быть около 55 м2. На каждого учащегося должно приходиться от 1,25 до 1,5 м площади класса (без учета места занятого стенными шкафами) и не менее 4 -5 м. При кабинетной системе нормативы площади, необходимой для занятия одного учащегося, увеличиваются от 1,78 м2 в младших классах до 2м3 — в старших. Площадь рекреационных помещений на одного ученика должна быть не менее 0,6м2, раздевалок вместе с вестибюлем — 0,25 м2, туалетных комнат — 0,2 м2, столовой — 0,65 — 0,75м2. Кабинеты физики, химии, биологии должны иметь два помещения: класс-лабораторию (площадь не менее 66-70 м2) и лаборантскую -18м2. Исследование кабинета биологии:

Длина — 11 м.
Ширина — 6 м.
Высота – 3 м.
Площадь класса – 66 м2.
Кубатура класса – 198 м.
Площадь на одного учащегося: посадочных мест — 42,
S класса66м2

S(на одного) ===1,57 м.
Количество посадочных мест
Рекреации: S= 51 м², 102 м², 74 м²
Раздевалка с вестибюлем: S= 170 м²
Столовая: S= 66,2 м²
Задание 3

Определите и опишите, из какого материала сделаны и каким цветом окрашены полы, стены и потолки помещения, классная доска; как сочетается цветовая окраска мебели с окраской помещения и его оформлением. Обратите внимание на соответствие цветовой гаммы и ориентации помещения относительно сторон горизонта. Справочный материал. Для школьных помещений рекомендуется использовать краску спокойных тонов слабой насыщенности. Они обеспечивают лучшую адаптацию зрения к письму, чтению и другим видам занятий. Неблагоприятное влияние на работоспособность оказывают яркие тона. При южной ориентации помещения для покраски выбирают более холодные тона — светло-серый, светло-голубой, зеленоватый, светло-сиреневый, а при северной более теплые — желтовато-охристые, светло-розовые, бежевые. Желательно, чтобы классная доска имела темно-зеленый цвет. Менее предпочтительны доски коричневого цвета и совсем недопустимы черные. Рабочая поверхность классной доски должна быть ровной. Прочно удерживать мел при написании текста. Обеспечивать легкое стирание мела. Цвет стены, на которой расположена классная доска, должен быть более светлым, чем остальные стены. В кабинете биологии СОШ №3:

Полы покрыты светлым линолеумом.
Стены покрыты нежно-желтым колером.
Потолок побелен, белого цвета.
Доска окрашена в зеленый цвет.
Цветовая окраска мебели сочетается с цветовой окраской помещения.

Задание 4.

Определите температуру воздуха в исследуемом помещении. Установите термометр на деревянную поверхность в 1,5 м от пола и 1,2 м от стены на 20 минут. Сравните полученные результаты с гигиеническими нормативами: температура для учебных помещений не должна быть ниже 16 — 18°, для спортивного зала, мастерских — 16°, для рекреаций, коридоров. Лестничных пролетов, столовых — 14°. Изменение температуры на 3-4° не желательно.
Результат:

В кабинетах — 1 =18 — 20°С.


В рекреации, столовой, на лестничных пролетах t= 14 — 15°С.
Задание 5.

Используя гигрометр, определите относительную влажность воздуха исследуемого помещения. Сопоставьте результаты с гигиеническими нормами: относительная влажность для школьных помещений должна составлять 30.-60 %. Влажность воздуха в кабинете биологии:

Относительная влажность воздуха = 50%.

Задание 6.

Изучите вентиляционный режим помещения. Для этого осмотрите все вентиляционные отверстия (фрамуги, форточки), проверьте. Действуют ли они. Определите общую площадь вентиляционных отверстий и рассчитайте по формуле коэффициент аэрации (проветриваемости). КА= П, где П — площадь всех вентиляционных отверстий, п/п — площадь пола, КА — коэффициент аэрации.
В течение 2-3 дней проследите, как проводится проветривание исследуемого вами помещения. КА = 38400 = 581,8 ≈ 58,2 66 Справочный материал. Коэффициент аэрации для учебного помещения должен быть не менее 1/50 площади пола, для остальных помещений — не менее 1/55 при условии, что учитываемые вентиляционные отверстия должны открываться не реже чем один раз в час на 10-15 минут. Задание 7.

Определите величину естественной освещенности по формуле:
СК= п/о, где СК — световой коэффициент, п/о — площадь окон помещения, п/п – площадь пола.
Определите искусственное освещение по формуле
КИО =М х Н, где КИО — коэффициент искусственного освещения, М — мощность лампы в ваттах. Н — количество ламп.
Опишите освещенность проверяемого помещения, при этом отметьте: достаточно ли естественного света и искусственного освещения, не ослепляет ли искусственный свет глаза учеников, создается или нет блеск на поверхностях столов и доске, с какой стороны падает свет на рабочие столы учащихся, какова чистота оконных стекол на момент проверки. Ответ:

СК =

СК =

КИО =

КИО =

В кабинете достаточно естественного и искусственного света. Свет не ослепляет глаза.
Блеска на поверхности столов и доски не создается. Окна на момент проверки чистые. Справочный материал: При выполнении задания учтите, что площадь остекленной части окон на 10 % меньше площади всего окна из-за наличия оконных переплетов. Световой коэффициент для учебного помещения должен составлять не менее % — 1/6 площади пола; для учительских комнат, спален, столовой — 1,7 — 1,8; для вестибюлей, гардеробной, коридоров, лестниц, санузлов — 1,9-1,12. Большая освещенность помещений нежелательна, так как она будет способствовать их перегреву или переохлаждению. Коэффициент искусственного освещения должен быть не менее 48 Вт на 1м2 площади кабинета. При люминесцентном освещении в кабинете площадью 50м2 должно быть не менее 12 действующих светильников. Задание 8. Подсчитайте количество декоративных растений в обследуемом помещении. Опишите их состояние, ухоженность, размещение. Достаточно ли, на ваш взгляд, количество растений в данном помещении? Какие советы по их размещению вы могли бы дать? Предложите несколько эскизов по размещению растений в школьных помещениях. Используя все многообразие комнатных цветов. Справочный материал. Растения в помещениях могут устанавливаться на подставках — цветочниках, на полу или подвешиваться на стенах, при этом они не должны затенять естественное освещение. Ответ:

В кабинете насчитывается 22 декоративных растения. В школьных рекреациях, столовой, библиотеке, актовом зале — 66 растений. Состояние растений удовлетворительное. Уход осуществляется постоянно. Следует твердо помнить, что каждое растение — это определенный организм со своим «характером», своими требованиями к условиям внешней среды. Среди достаточно богатого ассортимента растений для помещений есть такие, которые почти круглый год следует обильно поливать и такие, которые зимой держат совсем без полива. Одни могут расти в затемненных уголках на значительном расстоянии от окна, другим требуется самое яркое солнце. Поэтому прежде чем озеленить помещение, нужно ознакомиться с основными условиями, в которых будут находиться растения: освещенность, температура, влажность. Для школ в озеленении можно применять легко размножающиеся растения такие, как сансевьеры, хлорофитумы, традесканции, колеусы. Особую группу составляют растения, которые могут служить живыми учебными пособиями при изучении ботаники и географии. Очень важно, чтобы они были снабжены правильно составленными «паспортами» с указанием родины и характеристикой местообитания растения, его русским и латинским названиями. Здесь особенно интересными будут тропические бегонии и ароидные, различные пальмы, австралийские эвкалипты, разнообразные луковичные и суккуленты. В биологическом кабинете школы прекрасно будут выглядеть небольшие теплички с тематическим показом растений тропического леса, пустынного ландшафта, жителей субтропиков. На уроках труда учащиеся под руководством преподавателя могут изготовить разнообразные приспособления для выращивания растений — ящики, трельяжи для вьющихся растений и т.д. Иногда в школах горшки с растениями ставят рядами на подоконнике или по обе стороны окна сооружают ступенчатые «лесенки». Такое размещение нельзя признать удачным. На подоконнике можно поставить одно растение с раскидистыми цветами или красиво сформированной кроной — папоротник, аспарагус, сансевьеру, мирт, толстянку. Еще лучше поместить одну широкую планку, в которой создана композиция из 3-4 растений. Если поставить все растения на подоконник, они будут забирать слишком много света. Кроме того, во многих помещениях подоконники очень узкие или вообще отсутствуют. Гораздо лучше разместить растения на специальных подставках перед окном, укрепить специальные полочки на стене возле окна, а одно красивое растение в декоративном кашпо подвесить перед окном. Очень эффективны в интерьере различные вьющиеся растения. В качестве опоры можно использовать сухое ветвистое дерево, решетку из планок, декоративные шнуры. Наиболее выигрышно выглядят растения, которые сами прикрепляются при помощи корней присосок к неровной поверхности стены: плющ. Филодендрон лазящий и др. Изучение экологического состояния пришкольной территории проводится по двум направлениям. Первое — знакомство с планировкой пришкольного участка — включает следующие исследования: выделение зон на пришкольной территории (спортивная, учебно-опытная, хозяйственная, зона отдыха и др.), определение общей площади участка и площади каждой отдельной зоны, их соотношения и соответствия санитарно-гигиеническим нормам; описание географического положения пришкольного участка. Второе направление — изучение экологического состояния пришкольной территории — включает следующие исследования: проведение анализа положения школы в микрорайоне; изучение степени запыленности воздуха в различных участках пришкольной территории; изучение видового состава растительности и её состояния; определение шумовой нагрузки на пришкольную территорию; изучение роли растений пришкольного участка в улучшении микроклимата района. Приведем примеры некоторых заданий для учащихся по изучению экологического состояния пришкольного участка. Задание 1.

Опишите расположение школы в микрорайоне. Определите, на каком расстоянии школа находится от производственных и коммунальных предприятий, жилых домов, автострады. Справочный материал. По санитарно-гигиеническим нормам промышленные предприятия, бани, прачечные, магазины, ателье и т.п. должны отстоять от границ школы не менее чем на 50 м, жилые дома — не менее чем на 10м, автострада не менее чем на 25м.

Расположение СОШ №3 в микрорайоне;
От дороги -7м.
От ЦОФ — 3 км.
От котельной — 600м.
Жилые дома находятся на расстоянии от 20 до 300м от школы.
Задание 2.

Подсчитайте, какое количество автомобилей проходит по ближней автостраде за 1ч: за сутки (задание выполняется в том случае, если автострада расположена на расстоянии не далее 100м от школы). Определите приблизительно, какое количество выхлопных газов от автомашины поступает в атмосферу микрорайона вашей школы в сутки, если известно, что один легковой автомобиль в течение суток выбрасывает до 2 кг выхлопных газов, в состав которых входит около 30 г угарного газа, 6 г оксидов азота, соединения свинца, сера и другие загрязняющие вещества. По ближней автостраде за 1час проходит 70 автомобилей.
За сутки около 1000 автомобилей.
Количество выхлопных газов от автомашин, поступающих в атмосферу микрорайона СОШ №3 в сутки — около 500 кг. Задание 3.

Изучите степень запыленности воздуха в различных местах пришкольной территории со стороны жилых домов, со стороны предприятий, автомагистрали, в глубине зеленой зоны школы. Для этого соберите в указанных местах листья растений и приложите к их поверхности клеящуюся прозрачную пленку. Затем снимите пленку с той стороны. Где отпечатался контур листа вместе со слоем пыли, прикрепите её на лист белой бумаги. Сравните степень запыленности листьев разных мест, сделайте соответствующие выводы. При обследовании запыленности воздуха в различных местах пришкольной территории определено, что в районе автострады запыленность пришкольного участка выше, чем в районе жилых домов по другую сторону здания. Задание 4.
Зеленые насаждения играют большую роль в создании микроклимата, условий для отдыха на открытом воздухе, предохраняют от чрезмерного перенагревания почву, стены зданий, тротуары. Изучите растительность пришкольной территории. Начинайте с защитной полосы. Расположенной на границе участка школы. Она должна состоять из деревьев и кустарников шириной не менее 1,5 м. А со стороны улицы — не менее 6м. Определите видовой состав растений и опишите их расположение. На территории школы со стороны дороги произрастают березы, слива, клены и несколько тутовых деревьев, есть кусты сирени и шиповника. Со стороны спортивной площадки и жилых домов имеются тополя и каштаны, березы, ивы, клены, кусты сирени и шиповника. Задание 5.

Подсчитайте количество деревьев и определите площадь кустарника (по периметру кроны), произрастающих на территории школы. Подсчитайте, сколько деревьев и какая площадь кустарника приходится на одного учащегося вашей школы. Справочный материал. По данным Всемирной организации здравоохранения, на одного жителя города должно приходиться по 50 м зеленых насаждений. По подсчетам на территории школы произрастает 107 деревьев, а площадь кустарника составляет 92 м2. Задание 6.

Определите, на каком расстоянии от здания школы расположены деревья и кустарники. Сопоставьте полученные результаты с требованиями к озеленению школы. На пришкольном участке расстояние между деревьями и зданием школы должно быть не менее 10м, а между кустарником и школой — 5м. Деревья и кустарники располагаются от школы на расстоянии от 1,5 до 67 метров.

Задание 7.

Определите, на каком расстоянии друг от друга растут на вашем участке деревья.
Расстояние между узколистными формами деревьев должно быть 5-6м, между широколистными 8-10 м. В городских условиях на одном гектаре должно располагаться от 90 до 150 деревьев. Деревья располагаются друг от друга на расстоянии от 1,5 до 6 м.

Задание 8.

Известна роль зеленых насаждений в очистке воздуха. Так, дерево средней величины за 24 часа восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания 3 человек. Запыленность жилого микрорайона на озелененных участках на 40 % ниже, чем на открытых площадках. Зеленые массивы улавливают 70 — 80 % аэрозолей и пыли. Определите, какое количество пыли способны удержать зеленые насаждения вашего пришкольного участка. Для этого подсчитайте количество и опишите видовой состав деревьев и кустарников. Справочный материал.

На листовой поверхности взрослого растения вяза шершавого осаждается за летний период до 23 кг пыли, на вязе перистоветвистом — до 18 кг, на иве — до 38 кг, на клене — до 33 кг. на тополе канадском — до 34 кг, на ясене — до 27 кг, на сирене — до 1,6 кг, на акации — до 0,2 кг. на лохе узколистном — до 2 кг. Задание 10.
Известно, что с одного квадратного метра газонной травы в час испаряется до 200 г воды. Что значительно увлажняет воздух. В жаркие летние дни на дорожке у газона температура воздуха на высоте человеческого роста почти на 2,5°С ниже, чем на асфальтированной мостовой. Газон задерживает заносимую ветром пыль, вблизи него легко дышится. Определите, какую площадь занимают газоны вашей школы. Опишите их состояние и ухоженность. Задание 11.

Опишите участок пришкольной территории, понравившийся вам больше всего. Зарисуйте его и приложите к отчету. В отчете укажите, что вам нравится, а что не нравится на пришкольном участке. Предложите свой проект реконструкции пришкольной территории. В цветоводстве к однолетним декоративным растениям, часто называемым летниками, относятся не только истинные однолетники (астра, бархатцы, календула, кореопсис и др,), но и некоторые многолетники, которые не зимуют в нашей зоне, но могут хорошо и обильно цвести и даже формировать семена в течение одного года жизни при выращивании рассадой (львиный зев, душистый табак, бегония вечноцветущая, пиретрум, газания, матрикария и др.) Многочисленные виды и сорта летников имеют исключительно большое значение в декоративном цветоводстве и садоводстве. Их можно выращивать для срезки в букеты и в цветниках различного назначения, в различных условиях и в течение одного сезона. Среди летников можно выбрать растения, которые успешно растут не только в обычных цветниках садов и парков, но и в затененных местах, на каменистых горках, скальных участках, в бетонных вазах, ящиках, у стен в виде решеток. Они незаменимы при украшении террас, балконов и окон, лоджий летом и осенью, хорошо растут в горшках и других сосудах в помещениях. Особая ценность летников заключается в том, что они позволяют создавать красивые цветники 2-3 раза в течение сезона на одном месте. Для правильного использования декоративных растений в озеленении необходимо учитывать экологические условия места выращивания и эстетические и функциональные требования. Нужно, прежде всего, выявить особенности участка — его увлажненность и освещенность. Подбор растений производится с учетом их размера, строения побегов, окраски листьев, окраски и размера цветков. Важно правильно определить сочетание растений друг с другом в групповых посадках. Виды и сорта, их расположение в цветниках должны гармонировать с архитектурными формами построек, формами дорожек и особенностями ландшафтного ансамбля, в украшении которого растения участвуют. Для озеленения города нужно подбирать виды, приспособленные к его условиям. В северо-западной зоне наиболее пригодны для озеленения растения, устойчивые к сырой погоде,: петуния деморфотека, годеция, немезия, флокс Друммонда, а также менее распространенные арктотис, брахикома, венидиум, клеоме, немофила, рудбексия волосистая, титония и шизантус. Для хорошего роста, развития и пышного продолжительного цветения большинству летников нужны окультуренные, глубоко обработанные, хорошо дренированные, богатые питательными веществами почвы. На бедных почвах растения обычно ослабленные, малооблиственные, плохо ветвящиеся, часто с мелкими цветками и соцветиями, махровые формы и сорта в большой степени теряют махровость. Многие летники растут на почвах разного механического состава, однако некоторые (доротеантус, кларкия) предпочитают легкие супесчаные. Высокое содержание азота в почве благоприятно для многих видов, но Кларки, космос, бархатцы обильнее цветут на бедных азотом, хорошо промываемых почвах. На Северо-западе при подходящих почвах летники в основном хорошо растут, обильно и продолжительно цветут при посеве непосредственно в грунт рано весной или под зиму. Семенами в грунт высеивают менее прихотливые виды, с коротким периодом от появления всходов до цветения (амаранты, хризантемы, маки, эшольции, гипсофилы и др.). Сеют их на хорошо подготовленные с осени рабатки. Клумбы или грядки рядовым способом, избегая излишнего загущения. Всходы в фазе 2-4 настоящих листьев обязательно прореживают на постоянное, оптимальное для каждого вида расстояние между растениями. Делают это после дождя или обильного полива и очень осторожно, чтобы меньше повредить корни остающихся растений. При необходимости, извлеченные из почвы сеянцы, можно высадить в другой цветник — при осторожной пересадке и тщательном уходе они приживаются, хорошо растут и обильно цветут. Бегонии, лобелии, астры, львиный зев, петунии, душистый табак, циннии и другие летники с длинным периодом от появления всходов до цветения выращивают рассадным способом. Для получения рассады их сеют как можно раньше, чтобы высадить в грунт хорошо сформировавшиеся растения с 6-8 настоящими листьями или бутонами (бегонии, лобелии, петунии, портулатки, бархатцы, сальвии). Рассаду выращивают в светлом, хорошо проветриваемом помещении, так как молодые растения боятся сырости и застоя влаги. Пикируют рассаду в фазе развернутых семядолей (через 4-10 дней после появления массовых всходов), не допуская её загущения, иначе растения сильно вытягиваются, ослабляются и при высадке в грунт дольше и хуже приживаются. Для пикировки можно использовать ящики, а лучше торфоперегнойные либо торфяные горшки или торфяные пластины, выпускаемые торфопредприятиями. Закаленную рассаду высаживают в цветники возможно раньше. Однако следует учитывать, что даже кратковременные слабые заморозки выносят лишь не многие летники (астры, львиный зев, ноготки, лобелии, хризантемы), большинство при этом погибает или сильно повреждается и поэтому до окончания весенних заморозков их держат в укрытиях. В Ленинградской области рассаду высаживают, как правило, не раньше 6- 10 июня. В цветнике растениям обеспечивают оптимальную площадь питания. При загущении они сильно вытягиваются, цветут необильно и непродолжительно, цветники при этом теряют декоративность. В изреженных посевах и посадках растения прекрасно растут, обильно и долго цветут, но не смыкаются между собой и не создают красивого сплошного цветущего ковра, чем резко ухудшается вид цветника. Уход за летниками состоит в поддержании почвы в чистом от сорняков, рыхлом состоянии и достаточных поливах, при которых нужно следить, чтобы струя воды не была сильной и не валила растения, иначе они искривляются. Летники начинают цвести уже в конце, а иногда и в середине июня. Продолжительность цветения, сохранение декоративности в цветниках у разных видов различная. Короткий (не более 30-35 дней) период цветения у гипсофилы летней, ваккарии, мака, хариеисаи др., поэтому надо заблаговременно заботиться об их замене после отцветания другими видами. Но большинство летников цветет очень долго, иногда до осенних заморозков (агератум, бархатцы, космос, клеома, газания, сальвия), а некоторые даже после небольших и кратковременных заморозков – астра, львиный зев, петуния, лобелия, ноготки, летняя хризантема, оаватера, вербена.
Пожаловаться 17 февраля 2013
Файлы
Другие материалы автора

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru