В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Каменный уголь

Елена Зорина Елена Зорина
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345  голосов:1    просмотров: 5747
Краткое описание
Урок открытия новых знаний
Цели:
•    расширить и углубить знания о каменном угле;
•    развивать наблюдательность, практические умения и навыки учащихся;
•    развивать познавательный интерес к родной природе, любознательность;
•    привести знания учащихся  в систему;
•    создать условия для формирования чувства гордости за родной край.

Описание
Предмет: «Биология. Неживая природа- 6 класс» Тема: «Каменный уголь§ 43». ТИП УРОКА: Урок открытия новых знаний Цели: · расширить и углубить знания о каменном угле; · развивать наблюдательность, практические умения и навыки учащихся; · развивать познавательный интерес к родной природе, любознательность; · привести знания учащихся в систему; · создать условия для формирования чувства гордости за родной край.
Техническое обеспечение:ПК учителя, интерактивная доска, мультимедиа проектор, экран, слайд-презентация «Каменный уголь», карта – “Полезные ископаемые РФ”, загадки. Основные понятия: антрацит, каменный уголь, бурый уголь, шахта, шахтер, каменноугольная смола, кокс, светильный газ
Оборудование и наглядные пособия:учебники, тетради для самостоятельной работы, карточки «Свойства полезных ископаемых (глина, гранит, песок)» плакаты, молоток, каменный уголь. План урока:
1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности. 2. Актуализация знаний I. Работа с «Дневником наблюдения»
а) Рассказ о феврале. (слайд№ 2) Снег мешками валит с неба, С дом стоят сугробы снега! То бураны и метели На деревню налетели. По ночам мороз силён, Днём капели слышен звон. День прибавился заметно Наступил февраль, то верно. Февраль– снежень, бокогрей, лютый. (слайд№ 3) 1 февраля– какова в этот день погода, таков будет и весь февраль. Ну, природа есть природа. А какая же на улице погода?  б)*Характеристика погоды: Облачность. Осадки. Температура. Ветер. *Работа в группах (сообщить). II. Проверка домашнего задания
а) Игра «Собери слова»(слайд№ 4) еыпзноел — полезные киесыоапем – ископаемые Учитель:– Что такое полезные ископаемые?(слайд№ 5) Учащиеся:Полезные ископаемые*- это породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве. Учитель:— Полезные ископаемые бывают…(слайд№ 6) Учащиеся:— твердые, жидкие, газообразные. б) Отгадать загадки:
Если встретишь на дороге – То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу – Она понадобится сразу. (Глина) (слайд№ 7)
Он очень прочен и упруг, Строителям – надёжный друг: Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны. (Гранит)(слайд№ 8)
Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он и на стройке, и на пляже, И он в стекле расплавлен даже. (Песок) (слайд№ 9)
в) Задания группам: подчеркнуть их свойства полезных ископаемых, соответствующим: глине; граниту; песку;
Глина (слайд№ 10)
Гранит (слайд№ 11)
Песок (слайд№ 12)
твёрдое; очень крепкое;
чёрного цвета;
плохо пропускает воду;
вязкое; сыпучее;
чёрного цвета; сыпучее; горючее;
пластичное;
жёлтого цвета; жёлтого, белого цвета;
красного, белого, голубого, серого цвета;
белого, серого, красного цвета;
хорошо пропускает воду;
сыпучее; хорошо полируется; имеет запах;
вязкое;
зернистое ископаемое; отдельные песчинки округлой формы;
Где применяют?
Глина
Гранит
Песок
строительство; строительство; строительство;
изготовление кирпича; отделка; стекло;
глиняная посуда; плитка, черепица; в быту;
III. Работа над новым материалом
а) Отгадать загадку:(слайд№ 13) Он чёрный, блестящий, Людям помощник настоящий. Он несёт в дома тепло, От него в домах светло, Помогает плавить стали, Делать краски и эмали. (Каменный уголь) б) Применение каменного угля в хозяйстве Вводная беседа Учитель:— Потрогайте батареи отопления – горячие! Почему? Учитель:Откуда пришла в батареи горячая вода? Учитель:Чем нагревают воду в котлах? Демонстрация
Щелчок выключателя – загорелись электролампы – мы получили свет. Учитель:Почему загорелись электрические лампы? Учитель:Откуда поступает ток? Учитель:Где ещё, кроме освещения, применяется электричество? **Из каменного угля делают: краски, пластмассы, резину, лекарства. Вывод:Каменный уголь – источник тепла и энергии, важное химическое сырьё. в) Свойства каменного угля. Работа в группах с каменным углем. Демонстрация
Свойства:
Цвет – чёрный. Твёрдость – сломать руками. Хрупкость – удар молотком по куску угля (в смятой бумаге). Растворение в воде – стакан с водой (нет). Горение – главное свойство каменного угля. (слайд № 14) Итог: Каменный уголь чёрного цвета, блестит, твёрдый, но хрупкий, в воде не растворяется, хорошо и ярко горит. Образовался из отмерших древних растений. Чтение текста стр. 134, запись в тетради. В природе встречается три вида каменного угля: ü Антрацит – чёрного цвета, блестящий, выделяет много тепла. (слайд № 15)
ü Обыкновенный каменный уголь — чёрного цвета, меньше блеска, пачкает руки, хуже горит, выделяет меньше тепла. (слайд № 16)
ü Бурый уголь – тёмно-бурый цвет, не блестит, горит плохо и мало выделяет тепла. (слайд № 17)
г) Добыча каменного угля IV. Отгадывание ребусов
· Шахта – это глубокие колодцы, которые доходят до пластов каменного угля. (слайд № 18)
· Разрез(слайд № 19)
· шахтёр (слайд № 20)
V.Рассказ учителя Каменный уголь в основном залегает под землёй, но бывает, что его слои выходят и на поверхность, поэтому уголь находили давно… в оврагах, по берегам рек. Люди из любопытства бросали его в огонь, но при горении уголь сильно коптит и выделяет резкий запах (много углекислого газа), поэтому в кострах уголь не применяли. До нас дошло предание, что 250 лет назад русские войска шли в поход на Азов под руководством Петра Первого. Армия шла в поход на конях, орудия тянули на быках – войска шли знойными степями. Чтобы избежать пожара в степи и не оставить животных без пищи (травы), солдатам был отдан жестокий приказ – на привалах обкладывать костры камнями. На одном из привалов солдаты обложили костёр чёрными камнями, найденными в овраге, когда костёр разгорелся – загорелись и камни.(слайд № 21)
Пётр Первый, когда ему показали эти странные камни, вроде бы сказал: «Сей минерал, ежели не нам, то нашим потомкам полезен будет».
Слова его оказались пророческими.
Сейчас уголь добывают, в зависимости от его залегания, или в карьерах, или в шахтах. Показать устройство шахты (рисунок 87, стр. 135) и труд шахтёра. (слайд № 22)Шахтёров угольных шахт нетрудно узнать – в ладони и под ногти въелась угольная пыль. При бурении угольного пласта бурильщики, несмотря на респираторы (маски), дышат мелкой угольной пылью. Она попадает в лёгкие, и человек много дней отхаркивает тёмную слюну (угольную пыль из лёгких). Иногда шахтёры-бурильщики дышат каменной пылью, образованной при бурении пласта, ведь не везде лежит чистый уголь, а каменная пыль, попадая в лёгкие, цементируется в них, и человек заболевает силикозом – профессиональным заболеванием шахтёров. Вы видели, конечно, по телевидению, как работают в шахтах большие и умные машины, помогающие шахтёрам. Всё это, конечно, есть, но машины применяют там, где пласт угля имеет толщину около 1 метра и больше, но во многих шахтах уголь добывается там, где пласт имеет толщину 60-80 см, здесь машину не применишь. И шахтёр работает, согнувшись, или даже лёжа тяжёлым отбойным молотком (иногда можно видеть отбойный молоток на улице – им вскрывают асфальт, при этом молоток издаёт звук, похожий на стрельбу из пулемёта, и сильно трясётся). Удержать его в руках целую смену может только очень сильный человек. Представляете, как болят у шахтёра руки после смены? К сожалению, несмотря на все старания, в нашей стране в шахтах иногда погибают шахтёры. На каждый добытый 1млн. тонн угля приходится две человеческих жизни. Посчитайте, сколько погибнет шахтёров, если у нас в год добывается 700 млн. тонн (1400 человек). В среднем 4 человека в день. VI.Месторождения каменного угля
Месторождение – что это? Месторождения каменного угля на карте обозначаются чёрным квадратом. Работа с физической картой России, с атласами. В России много месторождений каменного угля. Самые крупные из них:
*Печорское – около города Воркута на Севере – восточнее реки Печора.
Интересна история открытия Печорского месторождения. Его нашёл охотник Попов Виктор Яковлевич во время охоты (с сыном). Он набрал угля в рюкзак, а, добравшись до дома, отправил посылку в Москву. Посланная экспедиция геологов обнаружила богатейшее месторождение, здесь вырос город шахтёров Воркута. В.Я. Попов был награждён орденом Ленина. Это месторождение находится на далёком Севере, здесь безлесная суровая тундра, долгая и суровая зима. VII.Образование каменного угля Рассказ учителя, демонстрация отпечатков, картина (леса карбона). Каменный уголь – замечательный чёрный камень, в нём спрятано тепло и свет. Если кто видел, как горит уголь в печке, – зрелище завораживающее. Откуда же взялся каменный уголь? Люди, раскалывая куски угля, часто натыкались на отпечатки листьев растений, коры деревьев. Это доказывает, что уголь образовался из остатков растений давно-давно. Специальные приборы умеют определять возраст угля. Так вот, ему много миллионов лет (тогда на земле и людей-то не было). По отпечаткам установили, что растения тогда росли совсем другие, чем сейчас, только папоротник есть сейчас в лесах. Умирая, растения (трава, деревья) образовывали слои, которые спрессовывались и без доступа воздуха обугливались, а не сгнивали. Но главное чудо в другом – ведь эти растения законсервировали в себе свет и тепло Солнца, которые пришли на Землю миллионы лет назад. Когда мы зажигаем уголь, мы видим свет Солнца и чувствуем (греемся) его тепло, спрятанное в угле миллионы лет назад. И неважно, где мы греемся, у печки или батарей отопления.
Вот так и получается, что «уголь – солнечные консервы» – чудо-консервы.
VIII. Итог урока Оценивание работы учащихся. IX. Домашнее задание
Применение каменного угля. Каменный уголь – ценное ископаемое. Им отапливают жилые помещения, используют как топливо на фабриках и заводах, сжигают в топках электростанций. Из каменного угля при нагревании до высокой температуры в закрытых огнеупорных камерах получают каменноугольную смолу, кокс, светильный газ. Из каменного угля делают:краски, пластмассы, резину, лекарства. Карточка «Свойства полезных ископаемых»
Глина
твёрдое;
плохо пропускает воду;
чёрного цвета;
пластичное;
красного, белого, голубого, серого цвета;
сыпучее;
вязкое;
Карточка «Свойства полезных ископаемых»
Гранит
очень крепкое;
вязкое;
сыпучее;
жёлтого цвета;
белого, серого, красного цвета;
хорошо полируется;
зернистое ископаемое;
Карточка «Свойства полезных ископаемых»
Песок
чёрного цвета;
сыпучее;
горючее;
жёлтого, белого цвета;
хорошо пропускает воду;
имеет запах;
отдельные песчинки округлой формы;
Пожаловаться 13 февраля 2013
Файлы

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru