В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Психолого-педагогическое сопровождение первоклассников в период адаптации к процессу школьного обучения

Любовь Афанасенко Любовь Афанасенко
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: 123  голосов:4    просмотров: 4581    комментариев: 7
Краткое описание
Обобщение опыта по созданию комплексной программы сопровождения адаптационного периода первоклассников, вовлечение  в решение данного вопроса социально-психологической службы школы, учителей начальных классов, школьного медицинского работника.

Описание
Всем известно состояние ожидания, когда заканчивается важная часть жизни, а впереди что-то очень значительное, притягательное, но пока еще не определенное. На душе смутно, одолевают самые противоречивые чувства: печаль, расставание, радостное нетерпение, опасение чего-то неизвестного… Находишься в постоянном напряжении… Дети 6-7 лет реагируют на состояние неопределенности всем своим существом: у них нарушается биологическое и психологическое равновесие, снижается устойчивость к стрессам, растет напряженность. Могут появиться состояния тревоги, капризы, проявятся более ярко любые «шероховатости» характера: упрямство, не сосредоточенность, замкнутость, демонстративность. Ребенку трудно. Чтобы преодолеть эти трудности, ребенку нужна помощь. Именно для этого и создана система психолого-педагогического сопровождения первоклассников в период адаптации к процессу школьного обучения.
Следует учесть, что в школу приходит более 50% неорганизованных детей, которым так же и даже в большей степени требуется поддержка в период адаптации.
Адаптация – это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.
Адаптированный ребенок – это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной педагогической среде.
Методическая тема нашей школы: воспитание личности школьника адаптированной в социуме.
Поэтому считаю важным организовать комплексную программу сопровождения адаптационного периода первоклассников, вовлечь в решение данного вопроса социально-психологическую службу школы, учителей начальных классов, школьного медицинского работника. Ведь во многом от успешного старта зависит успешное будущее каждого учащегося. Чтобы помочь первоклассникам адаптироваться к процессу обучения в школе разработана программа психолого-педагогического сопровождения первоклассников. Опыт работы показал эффективность данной программы: в школе нет дезадаптированных учащихся, количество частично-дезадаптированных учащихся снижается.
Цель психолого-педагогической поддержки в этот период – создание педагогических и социально-психологических условий, позволяющих ребенку успешно функционировать, развиваться в педагогической среде.
Для того, чтобы помочь ребенку почувствовать себя в школе комфортно, высвободить имеющиеся у него интеллектуальные, личностные и физические ресурсы, для улучшенного обучения и полноценного развития необходимо решить ряд задач.
Задачи:
1. Выявить особенности психолого-педагогического статуса каждого школьника с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в процессе обучения и общения.
2. Создать систему психолого-педагогической поддержки первоклассников в период адаптации, позволяющей им не только приспособиться к школьным требованиям, но и всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности.
3. Создать специальные педагогические и социально-психологические условия, позволяющие осуществлять развивающую, коррекционно-формирующую работу с детьми, испытывающими различные психолого-педагогические трудности.

Ожидаемые результаты:
1. Успешная адаптация первоклассников к процессу школьного обучения;
2. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности учителей;
3. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей.

Критерии оценки результатов:
1. Высокий % учащихся с положительным отношением к учебе, учителю, одноклассникам, себе.
2. Проявление интереса родителями к успехам своих детей, посещение ими родительских собраний.
3. Выявление объективных причин частичной адаптации учащихся.

Содержание психолого-педагогического сопровождения первоклассников в период адаптации к школьному обучению.
Система психолого-педагогической поддержки первоклассников в период адаптации включает в себя три блока:
1 –ый блок – работа с первоклассниками – «Введение в школьную жизнь» (по программе Г. А. Цукерман, К. Н. Поливановой).
2-ой блок – работа с учителями первых классов «Здравствуй, первоклассник!»
3-ий блок – работа с родителями первоклассников «Первый раз в первый класс».
4-ый блок – диагностический.
1-ый блок — работа с первоклассниками – «Введение в школьную жизнь».
1-ый класс школы один из наиболее критических периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация. От того как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы. В нашей школе ежегодно работает «Школа будущего первоклассника». Такая форма работы позволяет будущим ученикам еще до наступления школьных занятий в игровой форме познакомиться с будущими одноклассниками, своими учителями, школой. Поэтому к 1 сентября ряд трудностей первых школьных дней уже снят, так как 98% учащихся остаются в нашей школе.
Чтобы помочь ученику в период адаптации к школьному обучению проводится комплекс занятий по программе Г. А. Цукерман, К. Н. Поливановой «Введение в школьную жизнь».
Занятия способствуют установлению контакта между детьми, знакомство детей с правилами поведения на уроке и перемене, укреплению желания учиться, получать новые знания, воспитывают дружелюбие, умение сопереживать друг другу.

2-ой блок – работа с учителями первых классов «Здравствуй, первоклассник!»
Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности учителей начальной школы.
Для реализации поставленной цели предусмотрены следующие виды работ: индивидуальные и групповые консультации учителей, практико-ориетированные семинары, лектории: «Что такое «психологическая готовность к школе?», «Психологические особенности детей младшего школьного возраста», «Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности обучения», «Рекомендации по организации уроков в адаптационный период», «Организация учебного процесса, способствующего сохранению здоровья детей».

3-ий блок – работа с родителями первоклассников «Первый раз в первый класс».
Цель: Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей первоклассников.
Для реализации поставленной цели предусмотрены следующие виды работ: индивидуальные консультации, лектории на родительских собраниях, информационные бюллетени по темам: «Ребенок идет в первый класс», «Особенности развития ребенка 7-го года жизни», «Первые дни ребенка в школе», «Советы родителям будущих первоклассников».

4-ый блок – диагностический.
Проблема оценки уровня адаптации ребенка к школе, предупреждение возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии первоклассников неизбежно ставит задачу выбора соответствующих средств.
Методики исследования уровня адаптации должны удовлетворять следующим требованиям:
— измерять ключевые параметры адаптации\дезадаптации;
— полученная информация должна быть костатирующей и ориентирующей психолога в причинах возможной дезадаптации;
— быть экономичной по форме проведения и затратам времени.
Изучение литературы по данной проблеме, практика работы в школе показывает, что процесс адаптации первоклассников характеризуется следующими основными изменениями:
— происходит физиологическая подстройка деятельности функциональных систем организма первоклассника в соответствии с изменившимся режимом и нагрузкой;
— формируются и осваиваются способы и приемы новой деятельности процесса обучения;
— эмоциональная сфера первоклассника оценивает изменения в окружающей реальности как субъективно-комфортные/дискомфортные и таким образом осуществляет регуляцию его поведения и деятельности.
Изучение уровня адаптации первоклассников к школе проводится по специальной программе, включающий проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики” О. А. Ореховой, экспертную оценку учителя, опрос родителей, анализ медицинской статистики.
По результатам исследования проводится коррекционная работа.
Комплексный подход к проблеме адаптации первоклассников к процессу обучения в школе способствует эффективной адаптации учащихся и снижению количества частично дезадаптированных учащихся.
Литература
1. Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. СПб., 2002.
2. Психолог в начальной школе: Учебно-практическое пособие / Г.С.Абрамова, Т.П.Гаврилова, А.Г.Лидерс и др.; под ред. Т.Ю.Андрущенко. – Волгоград: Перемена, 1995.
3. Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь DOC. Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни — М.: Московский центр качества образования, 2010. -120 с.
4. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Методическое руководство. СПб., 1999.
Пожаловаться 05 февраля 2013
Файлы
Обсуждение материала
  • 6 марта 201312:03
    Колмакова Инна Александровна

    Спасибо за интересный опыт. Данный материал поможет мне в практической работе при организации адаптационного периода первоклассников и диагностики уровня адаптации детей.

  • 6 марта 201312:08
    Букрина Галина Петровна

    Хороший материал, полезен для практического применения в период адаптации первоклассников.

  • 13 марта 201306:51
    Шиповская Наталья Ивановна

    Мне, как учителю начальных классов, показался этот материал очень полезен и нужен. Спасибо за то, что даете возможность использовать ваши наработки для практического применения в школе.

  • 13 марта 201306:56
    Кузина Галина Гавриловна

    Спасибо за материал, полезная информация.

  • Галина Лютикова
    26 марта 201315:27
    Галина Лютикова

    Очень полезная статья. Я думаю, что эту информацию могут использовать не только учителя начальных классов. Некоторые аспекты могут быть полезны и для классных руководителей 5 классов.

  • Татьяна Петрушина
    28 марта 201306:28
    Татьяна Петрушина

    Работа актуальна, своевременна. Материал имеет практическую ценность. Считаю, что он может быть использован в работе и с учащимися среднего звена.
    Спасибо, что делитесь своим опытом.

  • Александра Чеснокова
    28 марта 201307:00
    Александра Чеснокова

    Работа действительна отражает обобщение опыта психолого-педагогического сопровождения первоклассников в период адаптации к процессу школьного обучения. Данная работа является отличным методическим материалом в дальнейшей работе педагога.
    Огромное спасибо за такой коллосальный труд!:)

Материалы по теме

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru