В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (4 класс )

Ольга Багаутдинова Ольга Багаутдинова
Тип материала: Программа
просмотров: 12876
Краткое описание
Рабочая программа курса  разработана на основе
примерной программы основного общего образования и Решения № 1 межведомственной рабочей группы по вопросам гармонизации межэтнических отношений в Республике Татарстан «О введении в учебный процесс общеобразовательных учреждений Республики Татарстан комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» от 12.09.2012 г.

Описание
Пояснительная записка Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Светская этика» для ІV класса разработана на основе примерной программы основного общего образования, соответствующей Федеральному компоненту ГОС основного общего образования и Решения № 1 постоянно действующей межведомственной рабочей группы по вопросам гармонизации межэтнических отношений в Республике Татарстан «О введении в учебный процесс общеобразовательных учреждений Республики Татарстан комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» от 12.09.2012 г. Рабочая программа реализуется в общеобразовательных классах в соответствии учебным планом на 2012 – 2013 учебный год рассчитана на 34 часа (исходя из 34 учебных недель в году). В базисном учебном пане на изучение ОРКСЭ отведено 34 часа в год в 4 классах (1 час в неделю).
Реализация учебной программы обеспечивается УМК, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 декабря 2011 г. N 2885 г. Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год»:

1.Сахаров А.Н., Кочегаров К.А. Основы духовно-нравственной культуры народов России: основы религиозных культур народов России: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений, М.: Русское слово, 2011.
2.Студенкин М.Т.Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений, М.: Русское слово, 2012.

В ряду общих задач образования задачи воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам человека, любви к Родине, природе, семейным ценностям сегодня выступают как первоочередные. Приобщение обучающихся к духовно-нравственным ценностям и культуре традиционной (национальной) религии как неотъемлемой части национальной культуры является формой реализации прав детей и их родителей на получение образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры, что обеспечивается как российским законодательством, так и нормами международного права.
Данный курс — просветительский и информационный, и главный педагогический подход в обучении – светский, неконфессиональный.
Цели и задачи изучения учебного предмета.
· дать представление об основных нормах нравственности, первичные представления о морали, способствовать воспитанию культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей;
· формировать общественно – значимую мотивацию детей, их поступков, адекватную оценку собственного поведения и поведения товарищей;
· изучить основные категории этики, к которым относятся: добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость, и другое.
Задачи курса:
· развитие интереса и уважения к истории и культуре народов России;
· формирование качеств гражданина и патриота России;
· воспитание духовно – нравственных качеств (дружелюбия, милосердия, доброты)
Школьный курс «Основы светской этики» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом адресован младшим школьникам и предполагает воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой
жизни.
Дети младшего школьного возраста начинают приспосабливаться к миру, осваивать его законы и порядки, осознавать необходимость соблюдения определенных правил. Это годы подражания старшим и усвоения социальных навыков, традиций. Происходит преодоление эгоцентризма, свойственного раннему детству. Появляется стремление сообразовываться с конкретными требованиями жизни. Творческие устремления детей получают определенную конкретизацию и находят свое выражение в тех или иных видах и формах деятельности. Происходит оформление моральных идей и правил. В начальной школе продолжается процесс социально-личностного развития ребенка. Появляется система представлений об окружающих людях, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками, взрослыми. Особую роль играет духовно- нравственное воспитание. Именно в начальной школе закладывается нравственный мир человека, который включает в себя три уровня:
Мотивационно-побудительный. Содержит в себе мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.
Чувственно-эмоциональный. Он состоит из нравственных чувств и эмоций. Нравственные чувства — отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость, они непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком в результате воспитания и являются важнейшими составными доброты.
Рациональный, или умственный. Содержит моральные знания — понятия о добре и зле, чести и достоинств, о смысле жизни, долге.
Учебный план распределения часов, отведенных на темы.

Тема
Кол-во часов

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)
1
1.
Россия -наша Родина.


Блок 2.Основы светской этики.(14 часов)
14
2.
Что такое светская этика.

3.
Вежливость.

4.
Добро и зло.

5.
Дружба и порядочность.

6.
Честность и искренность.

7.
Гордость и гордыня.

8.
Обычаи и обряды.

9.
Терпение и труд.

10.
Семья.

11.
Семейные традиции.

12.
Сердце матери.

13.
Правила твоей жизни.

14.
Праздники народов России.

15.
Творческие работы учащихся.


Блок 3.Основы религиозных культур.(14 часов)
14
16.
Древние предания христиан.

17.
Возникновения христианства.

18.
Христианская церковь.

19.
Христианство на Руси и в России.

20.
Христианские святыни.

21.
Христианские праздники и таинства.

22.
Пророк Мухаммад.

23.
Первое откровение пророка и распространение ислама.

24.
Священная книга мусульман.

25.
Пять правил жизни мусульманина.

26.
Во что верят мусульмане.

27.
Мусульманские праздники и памятные дни.

28.
Иудаизм — древняя религия евреев. Обычаи и обряды иудеев.

29.
Кто такой Будда. Направления и обряды буддизма.


Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)
5
30.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России

31.
Подготовка творческих проектов.

32.
 Выступление обучающихся со своими творческими работами.

33.
Выступление обучающихся со своими творческими работами.

34.
Презентация творческих проектов.


Всего
34

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
В качестве основного методологического принципа реализации курса выбран культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о религиозной и светской культуре.
В основу построения уроков в рамках курса ОРКСЭ закладывается ряд методических принципов, реализация которых является условием оптимизации и повышения качества
изучения предмета:
-диалогическое взаимодействие, которое подразумевает демократическое, субъект- субъектное построение учебного процесса;
-приоритет личностного развития учащихся в интеллектуальной, духовно- нравственной жизни;
— актуальность;
-вариативность (возможность выбора на уровне модуля, проблемы, вопроса, текста для анализа, способов деятельности и презентации образовательного результата);
— опора на самостоятельность мышления учащихся;
-деятельностное обучение, создание коммуникативно-активной образовательной среды, которая является необходимым фактором актуализации и саморазвития личности;
-соблюдение баланса между теоретическим материалом и текстами для эмпирического и творческого освоения;
-органическое и последовательное развитие навыков учебно-исследовательской деятельности.
Формы и виды учебной деятельности в рамках курса «Основы светской этики» основываются на сочетании различных методов обучения: словесных, наглядных, практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы. Изучаемый учебный материал в рамках курса выступает как основа для создания учебной ситуации, которая проектируется учителем с учетом возраста, специфики предмета ОРКСЭ, меры сформированности действий учащихся.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Обучение детей по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно- коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
осознание ценности человеческой жизни.
Кроме того, важно также иметь в виду, что на стимуляцию познавательной деятельности и творческой активности, учащихся в учебном процессе влияет внеурочная работа, которую необходимо проводить для расширения кругозора детей, развития их интереса к конкретной области знаний и более глубоким наблюдениям в сфере религиозно- этического знания.
Духовно-нравственное воспитание младших школьников предполагает безусловное взаимопонимание и сотрудничество с родителями детей: установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований в процессе преподавания и изучения выбранного модуля данного курса.
Формы контроля и возможные варианты его проведения:
Индивидуальный контроль (контроль учителем): устный опрос, домашняя работа(поисковая, творческая), самостоятельная работа (воспроизводящая; вариативная; эвристическая; творческая).
Взаимоконтроль: проверка работы по эталону (образцу), устный опрос (в парах, в группах).
Самоконтроль;
Фронтальный контроль;
Тестирование, викторины, кроссворды и т.п.
Итоговой формой оценки деятельности учащегося является проектная работа по индивидуальной теме в рамках курса.
Календарно – тематическое планирование курса 4 класс Количество часов по учебному плану — 34 часа Количество часов в неделю — 1 час
п\п Тема урока (Тип урока) Цель урока Содержание (в т.ч.понятия и термины) Формы деятельности учащихся Домашнее задание
1.
1. Россия – наша
Родина.

(Тип урока – изучение
нового материла)
-развивать
коммуникативные компетенции;
-способствовать воспитанию
национального самосознания,
формированию интереса к
изучению предмета;
-углубить знания (государственная символика, герои и великие люди России и Татарстана.)
Россия – наша Родина-полиэтническое
государство. Культурные традиции.Патриотизм
многонационального и
многоконфессионального народа
России.
Основные термины и
понятия:Россия, Российская федерация, родина,
патриот, отечество,
столица, президент,
государственные
символы, древние города России и Татарстана.
Беседа, комментированное
чтение, устный рассказ на
тему, работа с иллюстративным
материалом,
самостоятельная работа с
источниками информации,
подготовка творческой
беседы с членами семьи.
Найди материал об
известном человеке (по выбору). Подготовь
рассказ о нем. Объясни,
почему ты выбрал именно
этого человека.
2.
Что такое светская
этика?

(Тип урока – изучение
нового материла)
-способствовать формированию
первоначальных представлений о светской этике, о традиционных
религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
-формировать навыки работы с текстом.
Что такое светская
этика? Этика и ее
значение в жизни
человека.
Основные термины и
понятия:культура, мораль, этика, этикет, манеры.
Беседа, комментированное
чтение, устный творческий
рассказ на тему, работа с
иллюстративным
материалом.

Нарисовать рисунок по теме урока.
3.
Вежливость.

(Тип урока –
комбинированный)

— мотивировать учащихся на восприятие понятия вежливость через анализ текстов и предложенных ситуаций;
-способствовать развитию вежливости, доброжелательности и уважения к другим людям
Вежливость.
 Основные термины и понятия:вежливость, уважение.
Беседа, комментированное
чтение, устный рассказ на
тему, самостоятельная
работа с источниками
информации, работа в
группах с источниками
(рассказами), анализ текстов.
Придумать рассказ о
вежливом и
невежливом человеке.
4.
Добро и зло.

(Тип урока – изучение
нового материла)

-раскрыть смысл понятий
«добро» и «зло»;
— способствовать формированию умения правильно оценить себя и других;
-воспитывать доброжелательность.
Добро и зло.
Основные термины и
понятия:добро, зло,
гуманность, щедрость
Беседа, устный рассказ на
тему, самостоятельная
работа с источниками
информации, подготовка
творческой беседы с
членами семьи.
Создай
свою копилку добрых дел
и проиллюстрируй их.
5.
Дружба и порядочность.

(Тип урока –
комбинированный)

— способствовать развитию
навыков сотрудничества со
сверстниками в учебной
ситуации;
— формировать навыки
работы в группе;
— способствовать осознанию
этического чувства
«дружба», его значимости в
жизни каждого.
Дружба и порядочность.
Основные термины и
понятия: дружба, доверие, радость, уважение, бескорыстие, порядочность, милосердие, симпатия.
Проблемная ситуация:
моральный кодекс чести
класса. Беседа, групповая
работа.
Написать рассказ о
своем друге.

Читать и отвечать на вопросы с.62-74
6.
Честность и искренность.

(Тип урока –
комбинированный)

-формировать общественно значимую мотивацию детей их поступков, адекватную самооценку собственного поведения и поведения товарищей;
-мотивировать учащихся на личностный выбор.
Честность и искренность.
Основные термины и
понятия:честность, искренность, правдивость.
Беседа, комментированное
чтение, устный рассказ на
тему, самостоятельная
работа с источниками
информации, работа с
толковым словарем,
подготовка творческой
беседы с членами семьи
Подбери две-три пословицы,
в которых бы говорилось о
честности и искренности.
7.
Гордость и гордыня.

(Тип урока –
комбинированный)

-учить детей различать понятия «гордость» и «гордыня»;
-уметь приводить примеры ситуаций, в которых они (или герои литературных произведений) испытывали гордость или гордыню;
-уметь составить план статьи учебника.
Гордость и гордыня.
Основные термины и
понятия: гордость, самоуважение, достоинство, гордыня, тщеславие
Беседа, комментированное
чтение, устный рассказ на
тему, самостоятельная
работа с источниками
информации, составление
плана.
Подбери две-три пословицы,
в которых бы говорилось о
гордости или гордыни.
Читать и отвечать на вопросы с.77-83
8.
Обычаи и обряды.

(Тип урока –
комбинированный)

-дать представление об
основных обычаях и обрядах в жизни людей;
— способствовать воспитанию нравственной культуры поведения — развивать умение слушать
собеседника и вести диалог.
Обычаи и обряды.
Основные термины и
понятия:обычаи, обряды, обряд бракосочетания, венчание, помолвка.
Беседа, комментированное
чтение, устный рассказ на
тему, работа с
иллюстративным
материалом,
самостоятельная работа с
источниками информации,
подготовка творческой
беседы с членами семьи
Подбери пословицы и поговорки об обычаях и обрядах россиян.
Читать и отвечать на вопросы с.101-108
9.
Терпение и труд.
(Тип урока –
комбинированный)

-способствовать
формированию трудолюбия и рационального отдыха;
— формировать навыки
смыслового чтения, осознанного построения речевых высказываний, умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных
заданий;
— развивать умение слушать
собеседника и вести диалог.
Терпение и труд.
Основные термины и
понятия: терпение, труд, отдых
Беседа, комментированное
чтение, работа с
иллюстративным
материалом, устный рассказ на тему (вопросы и задания из учебника), самостоятельная работа с источниками информации (СМИ, справочная, энциклопедии).
Составить рассказ о своей помощи родителям.
10.
Семья.
(Тип урока –
комбинированный)
— способствовать
формированию понимания,
что семья — основа
моральных устоев человека;
— уметь объяснить происхождение слова семья, род;
— воспитывать уважительное и бережное отношение к членам своей семьи.

Семья.
Основные термины и
понятия:Род. Семья. Фамилия.
Родословная. Родовой герб
Беседа, комментированное
чтение, устный рассказ на
тему, самостоятельная
работа с источниками
информации, составление
плана, подготовка
творческой беседы с
членами семьи.
Создать родовое древо или
родовой герб в виде
иллюстрации, презентации,
другое. О каких традициях
семьи это говорит?
11.
Семейные традиции.

(Тип урока –
комбинированный)
-познакомить с историей
возникновения семейных традиций;
-сформировать представление о значении семейных традиций в жизни человека;
— способствовать
формированию образа мира
как единого и целостного
при разнообразии культур;
— развивать доброжелательность и
эмоциональную отзывчивость.
Семейные традиции.
Основные термины и
понятия:уважение старших, семейные праздники
Беседа, устный рассказ на
тему, самостоятельная
работа с источниками
информации, подготовка
творческой беседы с
членами семьи.
Сочинение на тему: «Моя семья»
12.
Сердце матери.

(Тип урока –
комбинированный)
— познакомить учащихся с традицией празднования Дня матери;
— мотивировать на личную
ответственность за свои
поступки на основе
представлений о
нравственных нормах;
— воспитывать бережное отношение к матери.
Сердце матери.
Основные термины и
понятия: родственники, мать, любовь матери, бережное отношение к матери.
Беседа, комментированное
чтение, анализ
рассмотренного материала,
обобщение (вывод).
Подготовить рассказ о своей маме. Читать и отвечать на вопросы с.144-151
13.
Правила твоей жизни.

(Тип урока –
комбинированный)

-познакомить с основными правилами жизни ребенка;
способствовать
осознанию их значения в
выстраивании
своего распорядка дня;
-воспитывать аккуратность и самодисциплину.
Правила твоей жизни.
Основные термины и
понятия:дисциплина, аккуратность, домашние обязанности, распорядок дня
Беседа, комментированное
чтение, устный рассказ на
тему. Самостоятельная
работа «Мой распорядок дня».
Сочинение: «Один день из моей жизни».
14.
Праздники народов России.

(Тип урока – урок
систематизации
знаний.)
-познакомить с историей
возникновения праздников;
-сформировать
представление о значении
праздника в жизни человека;
— способствовать
формированию образа мира
как единого и целостного
при разнообразии культур;
— развивать
доброжелательность и
эмоциональную
отзывчивость.
Праздники народов России.
Основные термины и
понятия:виды праздников(государственные, религиозные, семейные, школьные), Рождество, Пасха, Крещение, Благовещение, Ураза-байрам, Курбан-байрам, Масленница, Сабантуй
Работа с учебником, самостоятельная работа.Повторение основных
содержательных моментов
курса.

Повторение раннее изученного материала
15.
Урок-повторение.
(Тип урока –
обобщающий)
-способствовать обобщению
знаний, понятий и
представлений о ценностно-
смысловых
мировоззренческих основах,
обеспечивающих целостное
восприятие отечественной
истории и культуры;
— способствовать развитию
логического мышления, речи, памяти
Обобщение основных
содержательных моментов
курса.
Самостоятельная работа. Работа с тестами.
Подумать над вопросом и обсудить с родителями «Что такое семья, и какую роль она играет в жизни человека?»
16.
Древние предания христиан.

(Тип урока – изучение
нового материла)

-формировать у учащихся знания о Ветхом завете, истории возникновения человека;
-развивать способность к усвоению знаний о религиозных культурах;
-воспитывать умение работать с религиозной литературой.
Древние предания христиан.
Основные термины и
понятия: Ветхий завет, Библия, Адами Ева, грех, Десять заповедей Бога.
Беседа, комментированное
чтение, анализ
рассмотренного материала,
обобщение (вывод)
Ответить на вопрос: какова роль Заповедей Бога в жизни людей?
С.10-16
17.
Возникновения христианства.
(Тип урока –
комбинированный)
-формировать у учащихся знания о Новом завете, рождении Иисуса Христа и его земной жизни;
-развивать всесторонне развитую личность;
-воспитывать культуру межконфессионального общения.
Возникновения христианства.
Основные термины и
понятия: Новый завет, Евангелие, Рождество Иисуса Христа, апостолы.
Беседа, комментированное
чтение, размышление на
тему, работа с Библией.
Читать и отвечать на вопросы с.17-26
18.
Христианская церковь.

(Тип урока – изучение
нового материла)

формировать у учащихся знания об устройстве христианской церкви, церковной организации;
-развивать познавательную активность;
-воспитывать культуру в общении с верующими людьми.
Христианская церковь.
Основные термины и
понятия:священник, епископ, митрополит, патриарх, святые и мученики, монахи, монастыри.
Экскурсия в храм.
Читать и отвечать на вопросы с.27-34
19.
Христианство на Руси и в России.

(Тип урока –
комбинированный)
познакомить учащихся с историей крещения Руси;
развивать интерес к истории к истории христианства;
-воспитывать потребность в развитии общего кругозора.
Христианство на Руси и в России.
Основные термины и
понятия:Крещение Руси, святые Земли русской: Преподобный Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Матрона Московская.
Беседа, комментированное
чтение, устный рассказ на
тему, работа с
иллюстративным
материалом,
самостоятельная работа с
источниками информации.
Сочинение на тему: «Подвиг человека ».
20.
Христианские святыни.

(Тип урока – изучение
нового материла)

познакомить учащихся с основными символами христианства;
развивать мировоззренческую ориентацию;
— воспитывать бережное отношение к христианским святыням.
Христианские святыни.
Основные термины и
понятия: храм, алтарь, иконостас, православный крест, икона.
Беседа, комментированное
чтение, устный рассказ на
тему, самостоятельная
работа с источниками
информации, работа с
толковым словарем.
Читать и отвечать на вопросы с.43-53
21.
Христианские праздники и таинства.

(Тип урока –
комбинированный)
познакомить учащихся с основными христианскими праздниками и таинствами;
-развивать познавательную активность;
-воспитывать культуру общения и речи.
Христианские праздники и таинства.
Основные термины и
понятия:Благовещение, Рождество Христово, Крещение Иисуса Христа, Пасха, венчание, крещение, покаяние, причастие.
Беседа, комментированное
чтение, устный рассказ на
тему, самостоятельная
работа с источниками
информации.
Читать и отвечать на вопросы с.54-62
22.
Пророк Мухаммад.

(Тип урока – изучение
нового материла)

-формировать у учащихся знания о Пророке Мухаммаде;
-развивать способность к усвоению знаний о религиозных культурах;
воспитывать культуру межконфессионального общения.

Пророк Мухаммад.
Основные термины и
понятия: Пророк Мухаммад, Хадиджа, Мекка.
Беседа, комментированное
чтение, устный рассказ на
тему, самостоятельная
работа с источниками
информации, работа с
толковым словарем.
Читать и отвечать на вопросы с.63-68
23.
Первое откровение пророка и распространение ислама.

(Тип урока –
комбинированный)
-формировать у учащихся знания об истории возникновения ислама;
-развивать интерес к истории к истории ислама;
-воспитывать потребность в развитии общего кругозора.
Первое откровение пророка и распространение ислама.
Основные термины и
понятия: Коран, Медина, Кааба.
Беседа, комментированное
чтение, устный рассказ на
тему, работа с
иллюстративным
материалом,
самостоятельная работа с
источниками информации.
Читать и отвечать на вопросы с.69-76
24.
Священная книга мусульман.

(Тип урока –
комбинированный)
-формировать у учащихся знания о Коране;
-развивать всесторонне развитую личность;
-воспитывать культуру межконфессионального общения.
воспитывать умение работать с религиозной литературой.
Священная книга мусульман.
Основные термины и
понятия: Коран, хадисы, сухуф, аяты, суры.
Беседа, комментированное
чтение, устный рассказ на
тему, самостоятельная
работа с источниками
информации, работа с Кораном
Читать и отвечать на вопросы с.77-82
25.
Пять правил жизни мусульманина.

(Тип урока – изучение
нового материла)

формировать у учащихся знания об устройстве мечети, пяти столпах ислама;
-развивать познавательную активность;
-воспитывать культуру в общении с верующими людьми.
Пять правил жизни мусульманина.
Основные термины и
понятия: пять столпов ислама, шахада, намаз, пост, закят, хадж.
Экскурсия в мечеть.
Читать и отвечать на вопросы с.83-88
26.
Во что верят мусульмане.

(Тип урока –
комбинированный)
Формировать знания учащихся о сущности ислама как одной из мировых религий;
-развивать мировоззренческую ориентацию;
— воспитывать усидчивость и прилежание.
Во что верят мусульмане.
Основные термины и
понятия: Аллах, ангелы, пророки.
Беседа, комментированное
чтение, устный рассказ на
тему, работа с
иллюстративным
материалом.
Читать и отвечать на вопросы с.89-92
27.
Мусульманские праздники и памятные дни.

(Тип урока – изучение
нового материла)

познакомить учащихся с основными мусульманскими праздниками, мусульманским календарем;
-развивать познавательную активность;
-воспитывать культуру общения и речи.
Мусульманские праздники и памятные дни.
Основные термины и
понятия: мусульманский календарь, Рамадан, Ид аль-фитр (Ураза-байрам), Ид аль-адха (Курбан-Байрам), Маулид ан наби (День рождения пророка Мухаммада).
Беседа, комментированное
чтение, устный рассказ на
тему, работа с
иллюстративным
материалом.
Читать и отвечать на вопросы с.93-104
28.
Иудаизм — древняя религия евреев. Обычаи и обряды иудеев.

(Тип урока – изучение
нового материла)

-формировать у учащихся знания об иудаизме;
-развивать способность к усвоению знаний о религиозных культурах;
-воспитывать культуру межконфессионального общения.
Иудаизм — древняя религия евреев. Обычаи и обряды иудеев.
Основные термины и
понятия:Яхве, Танах, Талмуд, шабат, синагога.
Беседа, комментированное
чтение, устный рассказ на
тему, работа с
иллюстративным
материалом.
Читать и отвечать на вопросы с.105-116
29.
Кто такой Будда. Направления и обряды буддизма.
(Тип урока – изучение
нового материла)

-формировать у учащихся знания о буддизме;
-развивать способность к усвоению знаний о религиозных культурах;
-воспитывать культуру межконфессионального общения.
Кто такой Будда. Направления и обряды буддизма.
Основные термины и
понятия: Будда, Дхарма, сангха.
Беседа, комментированное
чтение, устный рассказ на
тему, работа с
иллюстративным
материалом.
Читать и отвечать на вопросы с.124-133
30.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонациональ
ного и многоконфессионального народа России.

(Тип урока – урок
обобщения)
— способствовать
формированию основ
российской гражданской
идентичности, чувства
гордости за свою Родину,
российский народ и
историю России;
— мотивировать на личную
ответственность за свои
поступки на основе
представлений о
нравственных нормах;
— способствовать
укреплению веры в Россию.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Основные термины и
понятия:Категории любви.
Любовь – основа нашей
жизни. Любовь и уважение
к Отечеству.
Беседа, комментированное
чтение, размышление на
тему.
Подбери примеры (из истории, литературы) беззаветного служения Отечеству.
31.
Подготовка творческих проектов.

(Тип урока – урок
систематизации
знаний)
-учить определять общую
цель и пути ее достижения,
— способствовать развитию
способности принимать и
сохранять цели и задачи
учебной деятельности;
поиска средств ее
осуществления;
формировать умения
планировать,
контролировать и оценивать
учебные действия в
соответствии с
поставленной задачей и
условиями ее реализации;
— определять наиболее
эффективные способы
достижения результата;
вносить соответствующие
коррективы вих
выполнение на основе
оценки и учета характера
ошибок.
Повторение основных
содержательных моментов
курса.
Проект и этапы работы
над ним. Определение
темы для индивидуальных
творческих работ на
основе анализа пройденного материала.
Формирование групп
учащихся для выполнения
групповых проектов, выбор
тем, разработка плана
работы над проектом.
Определение содержание
проектной работы.
Варианты тем: «Значение
нравственности и этики в
жизни человека и
общества», «Мое отношение
к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к
России», «С чего начинается
Родина», «Герои России»,
«Вклад моей семьи в
благополучие и процветание
Отечества», «Мой дедушка
– защитник Родины», «Мой
друг» и др.
Работа над проектом (по индивидуальной теме)
32.
Защита творческих проектов учащихся.

(Тип урока –
обобщающий)
-способствовать развитию
умения слушать и
признавать возможность
существования различных
точек зрения и права
каждого иметь свою
собственную;
— учить излагать свое мнение
и аргументировать свою
точку зрения и оценку
событий;
— обобщить знания, понятия
и представления о
ценностно-смысловых
мировоззренческих основах,
обеспечивающих целостное
восприятие отечественной
истории и культуры.
Повторение основных
содержательных моментов
курса.
Презентация творческих
проектов учащихся по
индивидуальным темам.
Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д.
Работа над проектом (по индивидуальной теме)
33.
Защита творческих проектов учащихся
(Тип урока –
обобщающий)
способствовать развитию
умения слушать и
признавать возможность
существования различных
точек зрения и права
каждого иметь свою
собственную;
— учить излагать свое мнение
и аргументировать свою
точку зрения и оценку
событий;
— обобщить знания, понятия
и представления о
ценностно-смысловых
мировоззренческих основах,
обеспечивающих целостное
восприятие отечественной
истории и культуры.
Повторение основных
содержательных моментов
курса.
Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д. Работа над проектом (по индивидуальной теме)
34.
Защита творческих проектов учащихся.

(Тип урока –
обобщающий)
способствовать развитию
умения слушать и
признавать возможность
существования различных
точек зрения и права
каждого иметь свою
собственную;
— учить излагать свое мнение
и аргументировать свою
точку зрения и оценку
событий;
— обобщить знания, понятия
и представления о
ценностно-смысловых
мировоззренческих основах,
обеспечивающих целостное
восприятие отечественной
истории и культуры.
Повторение основных
содержательных моментов
курса.
Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.) Работа над проектом (по индивидуальной теме)

Список литературы 1. Барило О.С. Православие для детей.-Кострома.: Авенир-Дизайн, 2007.-391с.
2. Бородина А.В. История религиозной культуры: Основы православной культуры.-М.: Покров, 2002.-256с.
3. Основы православной культуры: книга для учителя./Сост.О.К.Харитонова под ред.прот.В.Дорофеева.-М.: Покров,2002.-192с.
4. Сахаров А.Н., Кочегаров К.А. Основы духовно-нравственной культуры народов России: основы религиозных культур народов России: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений, М.: Русское слово, 2011.-142с.
5. Студенкин М.Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений, М.: Русское слово, 2012.-199с.
6. Сурова Л.В.Мироведение.Комплекс методических разработок-Клин.: Христианская жизнь, 2004.-382с.
7. Харисова Л.А.Ислам: Духовно-нравственное обучение школьников: Конспекты занятий.-М.: Владос,2002.- 176с.
8. Рощина И.А.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Основы религиозных культур и светской этики», Модуль «Светская этика» 4 класс, 2012-2013 учебный год
Пожаловаться 04 февраля 2013
Файлы
ОРКСЭ программа Яровой.docx
HTML Войдите для скачивания файлов
титульный лист к программе.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

«Рассмотрено»

На заседании Сов РУ

Руководитель СовРУ

__________Е.Ю.Сульчакова

Протокол № __1__

от «21» августа 2012г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УР __________Р.К.Хайрутдинова «21» августа 2012г.


«Утверждено»

Приказ №203

от «21» августа 2012г.

Директор МБОУ

Школа №167

_______________Хасбиева Р.П.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»

4 класс



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №167 с углублённым изучением отдельных предметов» Советского района города Казани.



Учитель: Ярова Ольга Николаевна



Рассмотрено на заседании

Педагогического совета

протокол № 11от

«21» августа2012 год





2012– 2013 учебный год

ОРКСЭ программа Яровой.rar
Войдите для скачивания файлов
титульный лист к программе.rar
Войдите для скачивания файлов
Материалы по теме

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru