В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Внимание! Суперакция! 23 и 24 апреля Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Рабочая программа по предмету «Роспись по дереву». Городецкая роспись 9 класс на 2012 – 2013 учебный год ГКОУ ЛО Тихвинская (коррекционная) школа-интернат VIII вида Кузовлева С.В.

[Введите текст]



Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области

Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное

учреждение Ленинградской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Тихвинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»


ПРИНЯТА УТВЕРЖДАЮ:

Педагогическим советом ВРИО директора школы

Протокол № _____от «___»2012г. ______________Г.В. Львова

«___»___________ 2012 г.


Рабочая программа

«Роспись по дереву»

9 класс

на 2012 – 2013 учебный год



Разработчик программы

учитель росписи по дереву

Кузовлева С.В.

педстаж 17 лет,

высшая квалификационная категория

Тихвин

2012 год




Пояснительная записка.

Настоящая программа «Роспись по дереву» составлена на основании авторской программы Кузовлевой С.В., согласованной в ЛОИРО (кабинет технологии и черчения) в 2002 году, и предназначена для обучения детей, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальной (коррекционной) школы VIII вида. Программа разработана для преподавания декоративно-прикладного искусства учащимся 9 класса. Программа способствует профориентации и социальной адаптации учащихся. В основу программы были положены такие составные части как - изучение опыта поколений с учетом современных потребностей, ремесло росписи по дереву рассматривается как составная часть народного искусства, роспись, как и изобразительное искусство, подчиняется общим законам декоративно-прикладного творчества, но имеет свои, довольно специфические свойства и особенности. Осуществляется интегрированная связь с другими предметами. Данный предмет тесно связан с уроками столярного дела – выполненные изделия столярного дела дети украшают росписью. При составлении программы учитывались наиболее ценные традиции русской художественной росписи по дереву. Роспись по дереву является частью народного искусства, частью народного творчества, народной мудрости. Годами люди накапливали опыт и передавали его следующим поколениям. Народное искусство является уникальным миром духовных ценностей, корнями, уходящее в далекие народные традиции, которые питают современные виды культуры. Возрождение традиций, промыслов, искусства росписи поможет узнать детям как можно больше о народном искусстве, возродить и приумножить полученные знания. Значение декоративного рисования для развития детей, с ограниченными возможностями здоровья, исключительно велико, т. к. оно обладает многими ценными свойствами. Тесно соприкасаясь с народным декоративно – прикладным искусством, этот вид изобразительной деятельности способствует эстетическому воспитанию школьников, он более понятен и доступен. Программа нацелена на деятельность школьника, его всестороннее развитие личности и формирования его готовности к жизни.

Рабочая программа направлено на достижение следующих целей:

- освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда; знаний о составляющих технологической культуры, организации производства и труда, снижение негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека, путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;

- овладение трудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда; умениями рациональной организации трудовой деятельности, изготовления объектов труда с учетом эстетических и экологических требований, сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;

- развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, творческих, коммуникативных и организаторских способностей, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса, к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности;

- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; формирование представлений о технологии как части общечеловеческой культуры, её роли в общественном развитии;

- получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности, самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг и готовности к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.

Задачи программы:

Образовательные:

  • научить приемам работы с различными материалами, росписью в народных, традиционных стилях;

  • познакомить детей с различными видами художественной росписи, с историей их возникновения, с многообразием элементов росписей;

  • научить сравнивать различные виды росписей;

  • совершенствовать навыки детей в работе с кистью, гуашью;

  • обучение аккуратному выполнению, экономичному использованию материалов, соблюдению ТБ.

Коррекционно – развивающие:

  • развивать наблюдательность, фантазию, пространственную ориентировку, мелкую моторику;

  • развивать художественно – творческие способности каждого обучающего;

  • развивать художественный вкус, творчество, самостоятельность в работе.

  • формировать правильные эмоционально- социальные навыки в процессе творческой деятельности;

Воспитательные:

  • воспитание положительных качеств личности ребёнка: трудолюбия, настойчивости, интереса к творчеству товарищей, умение работать в коллективе.

  • воспитывать аккуратность, усидчивость, целеустремлённость;

  • воспитывать чувство гордости за русскую культуру, через приобщение к народным традициям.





Во время реализации программы будут использованы такие методы, как рассказ, беседа, объяснение, показ изделий декоративно – прикладного творчества, показ презентаций по программному материалу, метод проектов в урочной и во внеурочной деятельности. Полученные знания, умения и навыки учащиеся демонстрируют, выставляя украшенные росписью изделия столярного дела, творческие работы на выставки, участвуя в конкурсах прикладного творчества.

Эффективность достижения целей во многом зависит от правильно выбранных методов обучения и воспитания. Под методами обучения и воспитания понимаются способы работы учителя, в процессе которой происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, формируются познавательные способности.

Особенности организации учебного процесса:

Изучение на уроке предлагаемой росписи будет проходить по плану:

  • знакомство с историей возникновения росписи, предметами быта, украшаемыми данной росписью;

  • знакомство с элементами росписи, их зарисовка, упражнения в прорисовке элементов в рабочем альбоме;

  • составление узоров по изученным элементам;

  • знакомство с мотивами росписи, прорисовка мотивов;

  • составление композиции из мотивов росписи по готовому образцу;

  • составление композиций по заданной схеме;

  • самостоятельное составление композиций в рабочем альбоме;

  • набросок в карандаше на изделии столярного дела;

  • роспись изделий.

Современная дидактика рассматривает обучение как системный процесс, включающий этапы первичного усвоения знаний, а затем последующего их расширения и закрепления. Трудовое обучение школьников с особыми образовательными потребностями осуществляется на основе общих дидактических принципов: доступности, научности, систематичности, сознательности, наглядности, связи теории с практикой, прочности усвоения знаний, умений и навыков. Особое место отводится принципу коррекции умственных недостатков посредствам индивидуального и дифференцированного подхода.

Требования, предъявляемые к учебному занятию по труду, состоят в следующем:

1. Целенаправленность занятий.

2. Оптимальность объема учебного материала, подбираемого для каждого занятия.

3. Соблюдение дидактических этапов занятия. Обучение — структурный процесс, поэтому каждое занятие должно иметь четко выраженную структуру, или дидактические этапы (повторение пройденного, изучение нового материала, закрепление, подведение итогов). Структура занятия зависит от содержания учебного материала, педагогических целей и организационных условий.

4. Соответствие методов обучения дидактическим целям и содержанию учебного материала.

5. Рациональное использование учебного времени.

6. Индивидуальный подход в обучении.

7. Здоровьесберегающий и творческий подход в обучении.

Личностные результаты

  • Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, многовековые традиции своего народа.

  • Формирование уважительного отношения к мнению окружающих, истории и культуре народов других государств.

  • Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни.

  • Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личного смысла учения.

  • Развитие личной и самостоятельной ответственности за свои поступки.

  • Развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

  • Развитие у воспитанников коммуникативных умений, мыслительной деятельности и общетрудовых навыков.

  • Осознавание возможностей самореализации.

  • Стремление к соверщенствованию.

  • Формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха, неуспеха в учении.

  • Умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех.

Метапредметные результаты

  • Формирование способности принимать и сохранять поставленные цели и задачи учебной деятельности.

  • Формирование умения искать способы решения любых учебных проблем.

  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность.

  • Формировать умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников.

  • Формирование умения сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

  • Умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

Предметные результаты

  • Получение представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.

  • Использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни.

  • Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных технологических и организационных задач.

  • Получение первоначальных профессиональных умений по росписи изделий.

  • Применение приобретённых навыков и практических умений по росписи изделий; усвоение санитарно-гигиенических правил и правил техники безопасности при выполнении различных практических работ.

Программа 9 класса предусматривает использование в учебном процессе проведение уроков с использованием инновационных компьютерных технологий, использование материалов из серии рабочих тетрадей: Серия рабочих тетрадей по основам народного искусства. «Искусство детям»- «Городецкая роспись». Методическое пособие для учителя - М.С. Соколова «Художественная роспись по дереву».

Методические пособия для учащихся:

- А. Рогов « Кладовая радости».

- Т.М. Разина « О профессионализме народного искусства»

- Журналы «школа и производство».

- Журналы Начальная школа».

- Ю. В. Максимов «У истоков мастерства».

Количество часов, отведенных на изучение той или иной темы, и содержание контрольных работ определяется исходя из уровня подготовленности учащихся, их индивидуальных возможностей. Межпредметная интеграция занятий по трудовому обучению осуществляется с:

Письмом и развитием речи (обогащение словарного запаса, развитие речи);

Информатика (использование ПК и программных средств при изучении некоторых разделов);

Историей (история возникновения росписи);

Чтение и развитием речи (поговорки, пословицы, произведения о труде, профессиях и людях);


Содержание учебного предмета.

9 класс.

Городецкая роспись



Теоретические сведения


История возникновения. Посуда, украшаемая росписью. Мотивы росписи. Цветовая гамма.



Цветочные орнаменты.


Упражнения:

Элементы росписи


Роспись кружков(яблочко), дуга, скоба, капелька, спираль, сеточка, травка, тычки, штрихи, листок.




Украешки и рамки.



Разнообразие украешек и рамочек.

Роспись рамочек, предлагаемых учителем и своих придуманных.


Азбука цветов.







Виды композиций

Городецкой росписи

Цветочная роспись


Теоретические сведения



Упражнения:


Городецкие листики. Варианты. Роспись листиков. Заполнение таблицы.

Поэтапное выполнение цветов: бутон, ромашка, розан, купава, Городецкая Роза. Варианты цветов. Составление цветочной азбуки.

Основы композиции. Виды композиций.

Схемы цветочного орнамента.






Схемы цветочной росписи, изучение каждой в отдельности (ромб, полоса, венок, букет, гирлянда.)

Составление цветочных схем.

Роспись цветочных схем по готовым образцам и самостоятельно.


Практическая работа



Роспись изделий цветочным орнаментом.

Роспись поздравительных открыток.

Выставка детских работ.

Конкурс- выставка на лучшую обложку к своему

альбому.

Изготовление сувениров к Новому году.


Цветочная роспись с мотивом «Птица»



Разнообразие видов птиц. Их символика. Цветовая гамма.

Виды городецких птиц (павлин, голубь, кукушка, лебедь, петухи и курочки.)

Изучение последовательности росписи мотива «Птица»

Составление таблицы «Птицы Городца»

Составление цветочных орнаментов с включением мотива «Птица»

Упражнения в росписи цветочных орнаментов по готовым образцам и самостоятельно.



Самостоятельная работа



Роспись цветочных орнаментов с различными видами птиц.

Подготовка эскизов для будущей работы.



Практическая работа.



Роспись изделий известными орнаментами.

Роспись изделий по своим эскизам.

Роспись поздравительных открыток.

Выставка детских работ.

Теоретические сведения



Из истории Городецкой росписи.

Изделия, этапы росписи.

Виды композиций.

Орнаменты в цветочной росписи.


Цветочная роспись с мотивом «Конь»



Последовательность в росписи коня.

Варианты росписи гривы, сбруи, седла у коня.

Упражнения в росписи коня по готовым образцам учителя и самостоятельная роспись.

Составление в карандаше цветочных схем с мотивом «Конь».

Роспись составленных схем.


Самостоятельная работа.


Подготовка эскизов для росписи изделий по изученным видам композиций.

Использование в эскизах нескольких мотивов.


Практическая работа.


Роспись изделий изученными мотивами.

Изготовление раздаточного материала(азбука цветов», «азбука птиц».

Декоративно-оформительские работы по обновлению кабинета.

Декоративно-оформительские работы в школе.

Выставки детских работ.

Участие в конкурсах.

Подготовка к экзаменам.

Учащиеся 9 класса должны

Уметь:

  • Проявлять художественный вкус и творчество в декоративном рисовании.

  • Составлять эскиз для своего изделия.

  • Подбирать гармонично-сочетающиеся цвета в рисовании.

  • Расписывать изделия столярного дела изучаемой росписью.

Знать:

  • Элементы, мотивы, этапы изучаемой росписи.

  • Цветовую гамму росписи.


Материально-техническое обеспечение

    1. Календарно – тематическое планирование на 1 час в неделю. № 1

    2. Календарно – тематическое планирование на 2 часа в неделю.№15

    3. Классная доска.

    4. Ученические столы.

    5. Инструменты для работы – кисти белка №1, 2.

    6. Рабочая тетрадь по росписи №7

    7. Рабочие альбомы.

    8. Таблицы.

    9. Дидактический и раздаточный материал. №2,3,10,14,16,

    - Раздели слова

    - Нарисуй цветок по описанию.

    - Продолжи узор

    - Собери мозаику.

      1. Карточки – опоры.

      2. Образцовые работы учащихся для изучения росписи.

      3. Интернет ресурсы.

      4. Билеты по росписи.

      5. Диагностические карты

      6. Конспекты уроков.

      7. Презентации к урокам.


      Список литературы:

      1. Коновалов А.Е. Городецкая роспись Горький, 1988 год

      2. Дорожин Ю.Г. Городецкая роспись. Рабочая программа по основам народного искусства. М. Мозаика-Синтез 2007 год

      3. Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство; Книга для учителя. М., Просвещение 1984 год

      4. Уткин П.И. Народные художественные промыслы. М., Высшая школа 1992

      Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

      Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

      Образовательные вебинары
      Подписаться на новые Расписание вебинаров
      Задать вопрос