В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Средства связи предложений в тексте.

Наталья Рахманова Наталья Рахманова
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345  голосов:1    просмотров: 4609
Краткое описание
•    обобщить и углубить знания о тексте как речевой единице;
•    готовить  к выполнению тестовых заданий  ЕГЭ А-2, 5 ,6, 8, 9,        
•    12-22, 24, 29; В4-7;
•    развивать коммуникативную компетенцию, мышление; формировать интерес к исследовательской и групповой работе;
•    стимулировать познавательную активность учащихся; воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к слову.

Описание
Рахманова Наталья Михайловна б) полное название образовательного учреждения Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» учитель русского языка и литературы, с Каменная Балка Благодарненский район Ставропольский край. 2013 год Тип материала в) название конкурсной разработки урок Текст. Средства связи предложений в тексте. г) Урок проводится в 8 классе по УМК М.М. Разумовской по теме «Портретный очерк» как продолжение изучения книжных стилей речи в 5 — 7 классах. (Материал урока к ЕГЭ). Работа с опорными таблицами позволяет активизировать учебную деятельность, совершенствовать способность, строить монологическое высказывание на лингвистическую тему. С помощью схем, вопросов, заданий ученики самостоятельно извлекают информацию, видят связи между отдельными языковыми явлениями, классифицируют и делают необходимые обобщения, создают высказывания на лингвистическую тему. Восьмиклассники учатся анализировать текст, полагаясь не только на речевую ситуацию, но и опираясь на определенные правила строения текста и языковые признаки, характерные для публицистки. На данном уроке ставятся цели урока: · обобщить и углубить знания о тексте как речевой единице; · готовить к выполнению тестовых заданий ЕГЭ А-2, 5 ,6, 8, 9, · 12-22, 24, 29; В4-7; · развивать коммуникативную компетенцию, мышление; формировать интерес к исследовательской и групповой работе; · стимулировать познавательную активность учащихся; воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к слову. Тип урока: обобщение изученного материала по теме «Текст». Основные методы: · эвристический · поисковый · исследовательский · проблемный · коммуникативный · интерактивный Формы работы: индивидуальная, групповая. Оборудование:компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал. Предварительная подготовка: 1. Учащиеся были разделены на творческие и рабочие группы; 2. В качестве домашнего задания рабочие группы подбирали тексты различных типов речи; 3. творческая группа готовила проекты: «Типы речи», «Средства связи предложений в тексте». 4. Методика: конспект занятия. 5. Список использованных источников: 1 . «Русский язык» 8 класс М.М. Разумовская Москва 2007 Ход урока. I. Организационный момент. (Эвристический метод) -Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас на урок русского языка. Тему нашего урока я не назову: вы мне её скажите сами. Разгадайте кроссворд и в выделенной строке ( по вертикали ) вы получите название темы. 1. т 2. е к 4. с
т
3 5. 1. Старый, опытный воин, участник войны 2. Звание высшего командного состава 3. Окружение войск противника или города с целью отрезать от внешнего мира 4.Название нашей страны 5. Официальное и торжественное обещание соблюдать какие-либо обязательства. ОТВЕТ: ТЕКСТ -Определите цели нашего урока. Задание-тест. Из предложенных вариантов выберите правильное и полное определение текста. (Карточка №1). 1. Текст – это высказывание. 2. Текст– это высказывание на определенную тему. 3. Текст– это высказывание на определенную тему, где предложения связаны по смыслу и грамматике. 4. Текст– это высказывание, в котором предложения связаны по смыслу. Посмотрите на символическую модель текста. Из каких единиц речи слагается текст? <shapetype id="_x0000_t202" coordsize=«21600,21600» o:spt=«202» path=«m,l,21600r21600,l21600,xe»><path gradientshapeok=«t» o:connecttype=«rect»>

СЛОВО

ПРЕДЛОЖЕНИЕ
ТЕКСТ

 
SHAPE \* MERGEFORMAT <lock v:ext=«edit» aspectratio=«t»><shapetype id="_x0000_t75" coordsize=«21600,21600» o:spt=«75» o:preferrelative=«t» path=«m@4@5l@4@11@9@11@9@5xe» filled=«f» stroked=«f»><path o:extrusionok=«f» gradientshapeok=«t» o:connecttype=«rect»><lock v:ext=«edit» aspectratio=«t»><shape id="_x0000_s1027" type="#_x0000_t75" style=«position:absolute; left:2562;top:4977;width:2541;height:2090» o:preferrelative=«f»><fill o:detectmouseclick=«t»><path o:extrusionok=«t» o:connecttype=«none»><lock v:ext=«edit» text=«t»><shapetype id="_x0000_t5" coordsize=«21600,21600» o:spt=«5» adj=«10800» path=«m@0,l,21600r21600,xe»><path gradientshapeok=«t» o:connecttype=«custom» o:connectlocs="@0,0;@1,10800;0,21600;10800,21600;21600,21600;@2,10800" textboxrect=«0,10800,10800,18000;5400,10800,16200,18000;10800,10800,21600,18000;0,7200,7200,21600;7200,7200,14400,21600;14400,7200,21600,21600»>Слово – основа нашей речи. Очень важно употреблять слова в соответствии с их лексическим значением. Особенно много ошибок бывает при употреблении слов-паронимов. Что такое слова-паронимы? Выполнение следующего задания направлено на предупреждение ошибок при употреблении слов-паронимов. (Используется справочная литература- толковый словарь, словарь паронимов). II.Работа в группах. Карточка №2. Соотнесите слова-паронимы, составив словосочетания. 1 группа рыбный запас рыбий магазин ловля жир 2 группа мелкий дождик мелочный окунь человек 3 группа гуманный человек гуманитарный поступок груз 4 группа вековой дуб вечный ценность мерзлота — Из слов, словосочетаний мы строим предложения. Иногда с ошибками. А грамотный человек должен писать и говорить правильно. Осуществим с вами «Штурм Крепости ошибок». 1. По окончанию практики каждый студент должен написать отчет. 2. Все больше в нашей стране людей, занимающиеся спортом. 3. Все, кто бы ни писал о русской природе, отмечал её поэтичность. 4. Согласно приказа директора школы ученики вышли на субботник. 5. По обоим сторонамот входа стояли дежурные. Говорить и писать грамотно – это признак общей культуры человека. Представьте, что при написании заявления, автобиографии, письма или резюме вы допустите ошибки. Какое мнение о вас сложится у людей? (Дети отвечают). Повторим некоторые орфограммы, выполнив буквенный диктант. ключ. 1в; 2и; 3а; 4о; 5нн; 6и; 7е; 8с. 1. Здравствуй; 2. Директор; 3. Уважение; 4. Изложение; 5. Подписанное; 6. Приоритет; 7. Президент; 8. Сдать. Взаимопроверка. (На экране ключ) Оценки: «5»- нет ошибок, «4»- 1 ошибка, «3»- 2-3 ошибки, «2»-4 ошибки и более. — Какие орфографические правила повторили, выполняя буквенный диктант? Какие еще знания русского языка вам пригодились? (Знания морфологии, морфемики). Работа над ошибками буквенного диктанта выполняется индивидуально с помощью консультантов (это ученики, которые не допустили ошибок). №3 В игровой форме повторим основные признаки и характеристики текста. (Работа в группах) Лексическое лото. (Учебная игра)
Слово Абзац
Тема композиция
Предложение Основная мысль Текстоведение Типы речи 1. связанное высказывание на определенную тему (текст); 2. то, о чем хотел сказать автор в тексте (тема); 3. то, что хотел сказать автор текста, чему научить (основная мысль); 4. микротема текста, смысловая часть (абзац); 5. единица текста (предложение); 6. единица предложения (слово); 7. построение текста, расположение его частей (композиции); 8. раздел лингвистики, который изучает связные речевые произведения – тексты, их особенности. (текстоведение) Одной особенностью текста является тип речи. Творческая группа учеников: Даша, Андрей и Юля готовили проект «Типы речи». выступление учеников. ( Основное содержание ). 1. Юля. Тексты бывают разными по содержанию и по цели высказывания. В соответствии с этим различают 3 типа речи. Текст-повествование. Вопрос к тексту – повествованию: что произошло? (В таком тексте рассказывается о каком-либо событии, последовательно перечисляются действия героев). 2. Даша. Текст-описание. Каков предмет? Какой предмет? (В тексте-описании изображается (описывается) какой-либо предмет (природа, люди, интерьер...). 3. Андрей. Текст-рассуждение. Почему? Почему мы утверждаем что-то? В тексте-рассуждении что-то доказывается, раскрывается причина и следствие какого-либо явления, события. Композиция.

Тезис Аргументы Вывод
Тексты могут совмещать разные типы речи. (Так, например, в повествовании о событиях часто включается описание природы, места, героев). Особенно часто совмещаются типы речи в художественной речи. (Пример из произведения, изучаемого на уроке литературы). Ученики раздают памятки группам: SHAPE \* MERGEFORMAT <lock v:ext=«edit» aspectratio=«t»><shape id="_x0000_s1036" type="#_x0000_t75" style=«position:absolute;left:2280; top:8310;width:6212;height:1951» o:preferrelative=«f»><fill o:detectmouseclick=«t»><path o:extrusionok=«t» o:connecttype=«none»><lock v:ext=«edit» text=«t»>

Повествование.
Что произошло?


Описание.
Каков предмет?


Рассуждение.
Почему? Почему мы утверждаем что-то?


АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ (работа в группах по 4 человека)
-Определите тип речи данного текста.
-Докажите свое утверждение.
Текст №1.
Издавна береза украшала жизнь русского человека. Давным-давно Новый год начинался не ёлкой, а березой. «Березовый» Новый год на Руси просуществовал до середины 13 века.
Текст №2.
Почему березу называют русским деревом? Оказывается, только в России береза растет чистыми сплошными рощами – березняками. Но главное в том, что издавна на Руси береза была верным помощником человека. Березой топили печь, из коры делали кузовки для грибов и ягод, плели лапти. Вот какая она – береза, друг и помощник человека.
Текст №3.
Береза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе. Это белоствольное дерево похоже на девушку – красавицу в шитом золотым листом полушалке.

— Еще одной особенностью текста являются средства связи предложений в тексте.
Ученик рассказывает о средствах связи, иллюстрируя примерами.
Основные средства связи :
— местоимение
-союзы
-лексический повтор
-однокоренные слова
-синонимы
-текстуальные синонимы
-вводные слова
-наречие.
Поисково-исследовательская работа в группах (работа с компьютером). I группа. Расположить предложения в такой последовательности, чтобы получился текст. (Предложения даю с нарушением смысловой последовательности ).
IIгруппа. Расставить знаки препинания. Объяснить. (Текст даю без знаков препинания).
IIIгруппа. Вставить пропущенные буквы. Объяснить.
IVгруппа. Соотнести данные схемы с предложениями текста.

Схема №1.
[-•-•-|,— = -•-, -•-, -•- и -•- ]­. (пр. №3).
схема №2.
[ = ]­, что (= —). (пр. №5).
схема №3.
[ = —]­, (когда = — -•-, -•-). (пр. №4).

Vгруппа. Озаглавить текст. Определить тему текста, тип речи. Ответ аргументировать.
VIгруппа. Определить средства связи предложений в тексте.
Текст для исследовательской работы.
(1). Существуют правила поведения людей. (2). Соблюдение или несоблюдение этих правил характеризует воспитанность и культуру человека. (3). Придерживаясь их, человек ведет себя соответствующим образом на работе, в школе, в театре и дома. (4). Но с теми же людьми, происходит странная вещь, когда они попадают в лес, на природу. (5). Почему-то считается, что здесь не нужны никакие правила. (6). А это не так, потому что лес – это тоже наш дом. (7). И мы должны …

Слушаем ответы исследовательских групп.
Что необычного вы заметили в этом тексте? (Он не завершен).
-Дома, ребята, вы попробуете дописать его. А чтобы вам было легче, Даша приготовила информацию ( факты о поведении людей в лесу).

Даша: Небрежно брошенная бумажка пролежит в лесу 3 года прежде чем распадется на составные компоненты, которые природа сможет усвоить без труда для себя. Металлическая консервная банка должна пролежать 15-20 лет. Мусор накапливается из года в год, образуя слой. Под этим слоем начинает меняться привычная жизнь организмов, населяющих почву. Это приводит к изменению растительности, что, в свою очередь, уже сказывается на нас, людях. А разбитая бутылка превращается в линзу. В ней концентрируются солнечные лучи, а это может привести к самовозгоранию лесной подстилки. И бушуют пожары, уничтожая даже жилища людей.
-Надеюсь, этот материал поможет вам дописать текст-рассуждение о том, как надо вести себя на природе, в лесу.
Рефлексия.
Проанализируйте свою деятельность на уроке и материал, который вы освоили. Выполните, пожалуйста, следующее задание:
«Письмо ученому соседу». Дорогой друг, сегодня на уроке русского языка мы изучали тему__________________. Ты знаешь, оказывается, что предложения в тексте должны быть связаны по ___________ и __________________. Еще я повторил типы речи:__________________________. Узнал, что предложения в тексте связываются с помощью__________________________.
Представляешь, я сам (выполнил, сделал, объяснил, смог, решил, составил..)
________________________________________. У меня получилось.
Думаю, что дома я (смогу, не смогу) сам дописать данный текст-рассуждение. А теперь, мой друг, я прощаюсь с тобой и надеюсь, что мое письмо будет полезно и тебе.

-Слушаем выполнение работы «Письмо ученому соседу».

Учитель оценивает работу учеников на уроке.

Пожаловаться 02 февраля 2013
Файлы
КОНКУРС ТЕКСТ СРЕДСТВА СВЯЗИ.doc
HTML Войдите для скачивания файлов
КОНКУРС ТЕКСТ СРЕДСТВА СВЯЗИ.rar
Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru