В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Средства связи предложений в тексте.

Средства связи предложений в тексте.

Наталья Рахманова
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 7979
Краткое описание
•    обобщить и углубить знания о тексте как речевой единице;
•    готовить  к выполнению тестовых заданий  ЕГЭ А-2, 5 ,6, 8, 9,        
•    12-22, 24, 29; В4-7;
•    развивать коммуникативную компетенцию, мышление; формировать интерес к исследовательской и групповой работе;
•    стимулировать познавательную активность учащихся; воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к слову.
Описание
Рахманова Наталья Михайловна б) полное название образовательного учреждения Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» учитель русского языка и литературы, с Каменная Балка Благодарненский район Ставропольский край. 2013 год Тип материала в) название конкурсной разработки урок Текст. Средства связи предложений в тексте. г) Урок проводится в 8 классе по УМК М.М. Разумовской по теме «Портретный очерк» как продолжение изучения книжных стилей речи в 5 — 7 классах. (Материал урока к ЕГЭ). Работа с опорными таблицами позволяет активизировать учебную деятельность, совершенствовать способность, строить монологическое высказывание на лингвистическую тему. С помощью схем, вопросов, заданий ученики самостоятельно извлекают информацию, видят связи между отдельными языковыми явлениями, классифицируют и делают необходимые обобщения, создают высказывания на лингвистическую тему. Восьмиклассники учатся анализировать текст, полагаясь не только на речевую ситуацию, но и опираясь на определенные правила строения текста и языковые признаки, характерные для публицистки. На данном уроке ставятся цели урока: · обобщить и углубить знания о тексте как речевой единице; · готовить к выполнению тестовых заданий ЕГЭ А-2, 5 ,6, 8, 9, · 12-22, 24, 29; В4-7; · развивать коммуникативную компетенцию, мышление; формировать интерес к исследовательской и групповой работе; · стимулировать познавательную активность учащихся; воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к слову. Тип урока: обобщение изученного материала по теме «Текст». Основные методы: · эвристический · поисковый · исследовательский · проблемный · коммуникативный · интерактивный Формы работы: индивидуальная, групповая. Оборудование:компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал. Предварительная подготовка: 1. Учащиеся были разделены на творческие и рабочие группы; 2. В качестве домашнего задания рабочие группы подбирали тексты различных типов речи; 3. творческая группа готовила проекты: «Типы речи», «Средства связи предложений в тексте». 4. Методика: конспект занятия. 5. Список использованных источников: 1 . «Русский язык» 8 класс М.М. Разумовская Москва 2007 Ход урока. I. Организационный момент. (Эвристический метод) -Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас на урок русского языка. Тему нашего урока я не назову: вы мне её скажите сами. Разгадайте кроссворд и в выделенной строке ( по вертикали ) вы получите название темы. 1. т 2. е к 4. с т 3 5. 1. Старый, опытный воин, участник войны 2. Звание высшего командного состава 3. Окружение войск противника или города с целью отрезать от внешнего мира 4.Название нашей страны 5. Официальное и торжественное обещание соблюдать какие-либо обязательства. ОТВЕТ: ТЕКСТ -Определите цели нашего урока. Задание-тест. Из предложенных вариантов выберите правильное и полное определение текста. (Карточка №1). 1. Текст – это высказывание. 2. Текст– это высказывание на определенную тему. 3. Текст– это высказывание на определенную тему, где предложения связаны по смыслу и грамматике. 4. Текст– это высказывание, в котором предложения связаны по смыслу. Посмотрите на символическую модель текста. Из каких единиц речи слагается текст? 

СЛОВО

ПРЕДЛОЖЕНИЕ
ТЕКСТ

 
Слово – основа нашей речи. Очень важно употреблять слова в соответствии с их лексическим значением. Особенно много ошибок бывает при употреблении слов-паронимов. Что такое слова-паронимы? Выполнение следующего задания направлено на предупреждение ошибок при употреблении слов-паронимов. (Используется справочная литература- толковый словарь, словарь паронимов). II.Работа в группах. Карточка №2. Соотнесите слова-паронимы, составив словосочетания. 1 группа рыбный запас рыбий магазин ловля жир 2 группа мелкий дождик мелочный окунь человек 3 группа гуманный человек гуманитарный поступок груз 4 группа вековой дуб вечный ценность мерзлота — Из слов, словосочетаний мы строим предложения. Иногда с ошибками. А грамотный человек должен писать и говорить правильно. Осуществим с вами «Штурм Крепости ошибок». 1. По окончанию практики каждый студент должен написать отчет. 2. Все больше в нашей стране людей, занимающиеся спортом. 3. Все, кто бы ни писал о русской природе, отмечал её поэтичность. 4. Согласно приказа директора школы ученики вышли на субботник. 5. По обоим сторонамот входа стояли дежурные. Говорить и писать грамотно – это признак общей культуры человека. Представьте, что при написании заявления, автобиографии, письма или резюме вы допустите ошибки. Какое мнение о вас сложится у людей? (Дети отвечают). Повторим некоторые орфограммы, выполнив буквенный диктант. ключ. 1в; 2и; 3а; 4о; 5нн; 6и; 7е; 8с. 1. Здравствуй; 2. Директор; 3. Уважение; 4. Изложение; 5. Подписанное; 6. Приоритет; 7. Президент; 8. Сдать. Взаимопроверка. (На экране ключ) Оценки: «5»- нет ошибок, «4»- 1 ошибка, «3»- 2-3 ошибки, «2»-4 ошибки и более. — Какие орфографические правила повторили, выполняя буквенный диктант? Какие еще знания русского языка вам пригодились? (Знания морфологии, морфемики). Работа над ошибками буквенного диктанта выполняется индивидуально с помощью консультантов (это ученики, которые не допустили ошибок). №3 В игровой форме повторим основные признаки и характеристики текста. (Работа в группах) Лексическое лото. (Учебная игра)
Слово Абзац
Тема композиция
Предложение Основная мысль Текстоведение Типы речи 1. связанное высказывание на определенную тему (текст); 2. то, о чем хотел сказать автор в тексте (тема); 3. то, что хотел сказать автор текста, чему научить (основная мысль); 4. микротема текста, смысловая часть (абзац); 5. единица текста (предложение); 6. единица предложения (слово); 7. построение текста, расположение его частей (композиции); 8. раздел лингвистики, который изучает связные речевые произведения – тексты, их особенности. (текстоведение) Одной особенностью текста является тип речи. Творческая группа учеников: Даша, Андрей и Юля готовили проект «Типы речи». выступление учеников. ( Основное содержание ). 1. Юля. Тексты бывают разными по содержанию и по цели высказывания. В соответствии с этим различают 3 типа речи. Текст-повествование. Вопрос к тексту – повествованию: что произошло? (В таком тексте рассказывается о каком-либо событии, последовательно перечисляются действия героев). 2. Даша. Текст-описание. Каков предмет? Какой предмет? (В тексте-описании изображается (описывается) какой-либо предмет (природа, люди, интерьер...). 3. Андрей. Текст-рассуждение. Почему? Почему мы утверждаем что-то? В тексте-рассуждении что-то доказывается, раскрывается причина и следствие какого-либо явления, события. Композиция.

Тезис Аргументы Вывод
Тексты могут совмещать разные типы речи. (Так, например, в повествовании о событиях часто включается описание природы, места, героев). Особенно часто совмещаются типы речи в художественной речи. (Пример из произведения, изучаемого на уроке литературы). Ученики раздают памятки группам:

Повествование.
Что произошло?


Описание.
Каков предмет?


Рассуждение.
Почему? Почему мы утверждаем что-то?


АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ (работа в группах по 4 человека)
-Определите тип речи данного текста.
-Докажите свое утверждение.
Текст №1.
Издавна береза украшала жизнь русского человека. Давным-давно Новый год начинался не ёлкой, а березой. «Березовый» Новый год на Руси просуществовал до середины 13 века.
Текст №2.
Почему березу называют русским деревом? Оказывается, только в России береза растет чистыми сплошными рощами – березняками. Но главное в том, что издавна на Руси береза была верным помощником человека. Березой топили печь, из коры делали кузовки для грибов и ягод, плели лапти. Вот какая она – береза, друг и помощник человека.
Текст №3.
Береза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе. Это белоствольное дерево похоже на девушку – красавицу в шитом золотым листом полушалке.

— Еще одной особенностью текста являются средства связи предложений в тексте.
Ученик рассказывает о средствах связи, иллюстрируя примерами.
Основные средства связи :
— местоимение
-союзы
-лексический повтор
-однокоренные слова
-синонимы
-текстуальные синонимы
-вводные слова
-наречие.
Поисково-исследовательская работа в группах (работа с компьютером). I группа. Расположить предложения в такой последовательности, чтобы получился текст. (Предложения даю с нарушением смысловой последовательности ).
IIгруппа. Расставить знаки препинания. Объяснить. (Текст даю без знаков препинания).
IIIгруппа. Вставить пропущенные буквы. Объяснить.
IVгруппа. Соотнести данные схемы с предложениями текста.

Схема №1.
[-•-•-|,— = -•-, -•-, -•- и -•- ]­. (пр. №3).
схема №2.
[ = ]­, что (= —). (пр. №5).
схема №3.
[ = —]­, (когда = — -•-, -•-). (пр. №4).

Vгруппа. Озаглавить текст. Определить тему текста, тип речи. Ответ аргументировать.
VIгруппа. Определить средства связи предложений в тексте.
Текст для исследовательской работы.
(1). Существуют правила поведения людей. (2). Соблюдение или несоблюдение этих правил характеризует воспитанность и культуру человека. (3). Придерживаясь их, человек ведет себя соответствующим образом на работе, в школе, в театре и дома. (4). Но с теми же людьми, происходит странная вещь, когда они попадают в лес, на природу. (5). Почему-то считается, что здесь не нужны никакие правила. (6). А это не так, потому что лес – это тоже наш дом. (7). И мы должны …

Слушаем ответы исследовательских групп.
Что необычного вы заметили в этом тексте? (Он не завершен).
-Дома, ребята, вы попробуете дописать его. А чтобы вам было легче, Даша приготовила информацию ( факты о поведении людей в лесу).

Даша: Небрежно брошенная бумажка пролежит в лесу 3 года прежде чем распадется на составные компоненты, которые природа сможет усвоить без труда для себя. Металлическая консервная банка должна пролежать 15-20 лет. Мусор накапливается из года в год, образуя слой. Под этим слоем начинает меняться привычная жизнь организмов, населяющих почву. Это приводит к изменению растительности, что, в свою очередь, уже сказывается на нас, людях. А разбитая бутылка превращается в линзу. В ней концентрируются солнечные лучи, а это может привести к самовозгоранию лесной подстилки. И бушуют пожары, уничтожая даже жилища людей.
-Надеюсь, этот материал поможет вам дописать текст-рассуждение о том, как надо вести себя на природе, в лесу.
Рефлексия.
Проанализируйте свою деятельность на уроке и материал, который вы освоили. Выполните, пожалуйста, следующее задание:
«Письмо ученому соседу». Дорогой друг, сегодня на уроке русского языка мы изучали тему__________________. Ты знаешь, оказывается, что предложения в тексте должны быть связаны по ___________ и __________________. Еще я повторил типы речи:__________________________. Узнал, что предложения в тексте связываются с помощью__________________________.
Представляешь, я сам (выполнил, сделал, объяснил, смог, решил, составил..)
________________________________________. У меня получилось.
Думаю, что дома я (смогу, не смогу) сам дописать данный текст-рассуждение. А теперь, мой друг, я прощаюсь с тобой и надеюсь, что мое письмо будет полезно и тебе.

-Слушаем выполнение работы «Письмо ученому соседу».

Учитель оценивает работу учеников на уроке.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
КОНКУРС ТЕКСТ СРЕДСТВА СВЯЗИ.doc Скачать



Рахманова Наталья Михайловна

б) полное название образовательного учреждения Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7»

учитель русского языка и литературы, с Каменная Балка

Благодарненский район

Ставропольский край. 2013 год

Тип материала в) название конкурсной разработки урок

Текст. Средства связи предложений в тексте.


г) Урок проводится в 8 классе по УМК М.М. Разумовской по теме «Портретный очерк» как продолжение изучения книжных стилей речи в 5 - 7 классах. (Материал урока к ЕГЭ).

Работа с опорными таблицами позволяет активизировать учебную деятельность, совершенствовать способность, строить монологическое высказывание на лингвистическую тему. С помощью схем, вопросов, заданий ученики самостоятельно извлекают информацию, видят связи между отдельными языковыми явлениями, классифицируют и делают необходимые обобщения, создают высказывания на лингвистическую тему.

Восьмиклассники учатся анализировать текст, полагаясь не только на речевую ситуацию, но и опираясь на определенные правила строения текста и языковые признаки, характерные для публицистки .

На данном уроке ставятся цели урока:

  • обобщить и углубить знания о тексте как речевой единице;

  • готовить к выполнению тестовых заданий ЕГЭ А-2, 5 ,6, 8, 9,

  • 12-22, 24, 29; В4-7;

  • развивать коммуникативную компетенцию, мышление; формировать интерес к исследовательской и групповой работе;

  • стимулировать познавательную активность учащихся; воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к слову.

Тип урока: обобщение изученного материала по теме «Текст».

Основные методы:

  • эвристический

  • поисковый

  • исследовательский

  • проблемный

  • коммуникативный

  • интерактивный

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал.

Предварительная подготовка:

  1. Учащиеся были разделены на творческие и рабочие группы;

  2. В качестве домашнего задания рабочие группы подбирали тексты различных типов речи;

  3. творческая группа готовила проекты : «Типы речи», «Средства связи предложений в тексте».

  4. Методика: конспект занятия.

  5. Список использованных источников:


  1. . «Русский язык» 8 класс М.М. Разумовская Москва 2007


Ход урока.


  1. Организационный момент. (Эвристический метод)

-Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас на урок русского языка. Тему нашего урока я не назову: вы мне её скажите сами. Разгадайте кроссворд и в выделенной строке ( по вертикали ) вы получите название темы.

1.



т






2.


е









к




4.


с









т








3


5.

    1. Старый, опытный воин, участник войны

    2. Звание высшего командного состава

    3. Окружение войск противника или города

с целью отрезать от внешнего мира

4.Название нашей страны

5. Официальное и торжественное обещание

соблюдать какие-либо обязательства.

ОТВЕТ: ТЕКСТ




-Определите цели нашего урока.


Задание-тест.

Из предложенных вариантов выберите правильное и полное определение текста.


(Карточка №1).


  1. Текст – это высказывание.

  2. Текст – это высказывание на определенную тему.

  3. Текст – это высказывание на определенную тему, где предложения связаны по смыслу и грамматике.

  4. Текст – это высказывание, в котором предложения связаны по смыслу.


Посмотрите на символическую модель текста. Из каких единиц речи слагается текст?



СЛОВО


ПРЕДЛОЖЕНИЕ




ТЕКСТ


Слово – основа нашей речи. Очень важно употреблять слова в соответствии с их лексическим значением. Особенно много ошибок бывает при употреблении слов-паронимов. Что такое слова-паронимы?

Выполнение следующего задания направлено на предупреждение ошибок при употреблении слов-паронимов. (Используется справочная литература- толковый словарь, словарь паронимов).


II.Работа в группах.

Карточка №2.

Соотнесите слова-паронимы, составив словосочетания.

1 группа рыбный запас

рыбий магазин

ловля

жир


2 группа мелкий дождик

мелочный окунь

человек


3 группа гуманный человек

гуманитарный поступок

груз


4 группа вековой дуб

вечный ценность

мерзлота

- Из слов, словосочетаний мы строим предложения. Иногда с ошибками. А грамотный человек должен писать и говорить правильно.

Осуществим с вами «Штурм Крепости ошибок».

  1. По окончанию практики каждый студент должен написать отчет.

  2. Все больше в нашей стране людей, занимающиеся спортом.

  3. Все, кто бы ни писал о русской природе, отмечал её поэтичность.

  4. Согласно приказа директора школы ученики вышли на субботник.

  5. По обоим сторонам от входа стояли дежурные.


Говорить и писать грамотно – это признак общей культуры человека. Представьте, что при написании заявления, автобиографии, письма или резюме вы допустите ошибки. Какое мнение о вас сложится у людей? (Дети отвечают).

Повторим некоторые орфограммы, выполнив буквенный диктант.

ключ.

1в; 2и; 3а; 4о; 5нн; 6и; 7е; 8с.

  1. Здравствуй;

  2. Директор;

  3. Уважение;

  4. Изложение;

  5. Подписанное;

  6. Приоритет;

  7. Президент;

  8. Сдать.

Взаимопроверка. (На экране ключ)

Оценки: «5»- нет ошибок, «4»- 1 ошибка, «3»- 2-3 ошибки, «2»-4 ошибки и более.

- Какие орфографические правила повторили, выполняя буквенный диктант? Какие еще знания русского языка вам пригодились? (Знания морфологии, морфемики).

Работа над ошибками буквенного диктанта выполняется индивидуально с помощью консультантов (это ученики , которые не допустили ошибок).

3 В игровой форме повторим основные признаки и характеристики текста.

(Работа в группах)

Лексическое лото. (Учебная игра)


Слово

Абзац

Тема

композиция


Предложение

Основная мысль

Текстоведение

Типы речи


  1. связанное высказывание на определенную тему (текст);

  2. то, о чем хотел сказать автор в тексте (тема);

  3. то, что хотел сказать автор текста, чему научить (основная мысль);

  4. микротема текста, смысловая часть (абзац);

  5. единица текста (предложение);

  6. единица предложения (слово);

  7. построение текста, расположение его частей (композиции);

  8. раздел лингвистики, который изучает связные речевые произведения – тексты, их особенности. (текстоведение)


Одной особенностью текста является тип речи. Творческая группа учеников: Даша, Андрей и Юля готовили проект «Типы речи».

выступление учеников. ( Основное содержание ).

1. Юля. Тексты бывают разными по содержанию и по цели высказывания. В соответствии с этим различают 3 типа речи.

Текст-повествование.

Вопрос к тексту – повествованию: что произошло? (В таком тексте рассказывается о каком-либо событии, последовательно перечисляются действия героев).


2. Даша. Текст-описание.

Каков предмет? Какой предмет? (В тексте-описании изображается (описывается) какой-либо предмет (природа, люди, интерьер...).


3. Андрей. Текст-рассуждение.

Почему? Почему мы утверждаем что-то?

В тексте-рассуждении что-то доказывается, раскрывается причина и следствие какого-либо явления, события.


Композиция.


Тезис Аргументы Вывод


Тексты могут совмещать разные типы речи.

(Так, например, в повествовании о событиях часто включается описание природы, места, героев). Особенно часто совмещаются типы речи в художественной речи. (Пример из произведения, изучаемого на уроке литературы).


Ученики раздают памятки группам:



АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ (работа в группах по 4 человека)

-Определите тип речи данного текста.

-Докажите свое утверждение.

Текст №1.

Издавна береза украшала жизнь русского человека. Давным-давно Новый год начинался не ёлкой, а березой. «Березовый» Новый год на Руси просуществовал до середины 13 века.

Текст №2.

Почему березу называют русским деревом? Оказывается, только в России береза растет чистыми сплошными рощами – березняками. Но главное в том, что издавна на Руси береза была верным помощником человека. Березой топили печь, из коры делали кузовки для грибов и ягод, плели лапти. Вот какая она – береза, друг и помощник человека.

Текст №3.

Береза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе. Это белоствольное дерево похоже на девушку – красавицу в шитом золотым листом полушалке.


- Еще одной особенностью текста являются средства связи предложений в тексте.

Ученик рассказывает о средствах связи, иллюстрируя примерами.

Основные средства связи :

- местоимение

-союзы

-лексический повтор

-однокоренные слова

-синонимы

-текстуальные синонимы

-вводные слова

-наречие.

Поисково-исследовательская работа в группах (работа с компьютером).

I группа. Расположить предложения в такой последовательности, чтобы получился текст. (Предложения даю с нарушением смысловой последовательности ).

II группа. Расставить знаки препинания. Объяснить. (Текст даю без знаков препинания).

III группа. Вставить пропущенные буквы. Объяснить.

IV группа. Соотнести данные схемы с предложениями текста.


Схема №1.

[-•-•-|,— = -•-, -•-, -•- и -•- ]­. (пр. №3).

схема №2.

[ = ]­, что (= —). (пр. №5).

схема №3.

[ = —]­, (когда = — -•-, -•-). (пр. №4).


V группа. Озаглавить текст. Определить тему текста, тип речи. Ответ аргументировать.

VI группа. Определить средства связи предложений в тексте.

Текст для исследовательской работы.

(1). Существуют правила поведения людей. (2). Соблюдение или несоблюдение этих правил характеризует воспитанность и культуру человека. (3). Придерживаясь их, человек ведет себя соответствующим образом на работе, в школе, в театре и дома. (4). Но с теми же людьми, происходит странная вещь, когда они попадают в лес, на природу. (5). Почему-то считается, что здесь не нужны никакие правила. (6). А это не так, потому что лес – это тоже наш дом. (7). И мы должны …


Слушаем ответы исследовательских групп.

Что необычного вы заметили в этом тексте? (Он не завершен).

-Дома, ребята, вы попробуете дописать его. А чтобы вам было легче, Даша приготовила информацию ( факты о поведении людей в лесу).


Даша: Небрежно брошенная бумажка пролежит в лесу 3 года прежде чем распадется на составные компоненты, которые природа сможет усвоить без труда для себя. Металлическая консервная банка должна пролежать 15-20 лет. Мусор накапливается из года в год, образуя слой. Под этим слоем начинает меняться привычная жизнь организмов, населяющих почву. Это приводит к изменению растительности, что, в свою очередь, уже сказывается на нас, людях. А разбитая бутылка превращается в линзу. В ней концентрируются солнечные лучи, а это может привести к самовозгоранию лесной подстилки. И бушуют пожары, уничтожая даже жилища людей.

-Надеюсь, этот материал поможет вам дописать текст-рассуждение о том, как надо вести себя на природе, в лесу.

Рефлексия.

Проанализируйте свою деятельность на уроке и материал, который вы освоили. Выполните, пожалуйста, следующее задание:

«Письмо ученому соседу».

Дорогой друг, сегодня на уроке русского языка мы изучали тему__________________. Ты знаешь, оказывается, что предложения в тексте должны быть связаны по ___________ и __________________. Еще я повторил типы речи:__________________________. Узнал, что предложения в тексте связываются с помощью__________________________.

Представляешь, я сам (выполнил, сделал, объяснил, смог, решил, составил..)

________________________________________. У меня получилось.

Думаю, что дома я (смогу, не смогу) сам дописать данный текст-рассуждение. А теперь, мой друг, я прощаюсь с тобой и надеюсь, что мое письмо будет полезно и тебе.


-Слушаем выполнение работы «Письмо ученому соседу».


Учитель оценивает работу учеников на уроке.


8


КОНКУРС ТЕКСТ СРЕДСТВА СВЯЗИ.rar Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос