Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 9» г. Усолье-Сибирское
Программа
внеурочной познавательной деятельности
«Город Сибири – город у соли»
Авторы-составители:
Мутасова Ольга Ниловна,
учитель начальных классов,
Чуйко Оксана Анатольевна,
учитель начальных классов
г. Усолье-Сибирское
2012 год
Пояснительная записка
Нигде, ни в каком городе мира,
звёзды не светят так ярко,
как в городе детства.
Необъятна наша Родина, но есть на ней место, которое каждый человек помнит и любит. Это место, где он родился и живет - родной край.
Древние римляне говорили: "История - учительница жизни". Если внимательно вдуматься в эти слова, то можно предположить и понять - в каком направлении развивался, развивается наш город и что ждёт его в будущем. Изучая свой город, дети осознают себя частью истории и настоящего своего города, его истоков, идеалов, святынь, проявляют уважение к культуре и историческому наследию своих предков. Через познание своей «малой родины» происходит воспитание и формирование у детей нравственных качеств, чувства патриотизма, толерантного отношения ко всем людям.
Авторская программа внеурочной деятельности «Город Сибири – город у соли» разработана в соответствии с Законом «Об образовании», Федеральными государственными образовательными Стандартами второго поколения, Уставом гимназии, Программой развития гимназии и Основной образовательной программы начального общего образования гимназии.
Программа «Город Сибири – город усоли» является инновационным образовательным ресурсом гимназии. Ценность данной программы заключается в том, что обозначены концептуальные основы краеведческой работы, которая выстроена в рамках системно – деятельностного подхода, что является одним из основных требований реализации новых ФГОС НОО.
Данная программа обеспечивает формирование у обучающихся универсальных учебных действий, инициативности, самовыражения и самостоятельности участников образовательного процесса, что является ценностным ориентиром Стандарта.
Исходя из концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в которой чётко обозначен современный национальный воспитательный идеал как высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, становится очевидной актуальность разработанной программы. Для образования и социализации младших школьников научно-познавательная краеведческая деятельность имеет огромное значение. Она позволяет формировать у обучающихся представления об историческом наследии города, которое находит своё отражение и влияет на развитие города сегодня; знакомит с личностями, оставившими заметный след в истории, об их вкладе в историко-культурное наследие города.
Но в настоящее время в базе образовательных программ города программы по краеведению города Усолье-Сибирского для младших школьников нет. К 6–7 годам ребенок имеет определенные представления о месте своего проживания, однако еще затрудняется в обобщении и систематизации краеведческой информации и, что самое сложное, не видит возможностей её применения в своей повседневной жизни. Явная низкая мотивация младших школьников в освоении краеведческого материала может быть изменена, если данная работа будет строиться через новые активные формы деятельности.
Обучение через исторический источник (вещественный, письменный, этнографический, устный и т.д.), активную познавательную деятельность (экскурсии, наблюдения, индивидуальная работа с документами фонда школьного, городского краеведческого музея и проч.), интерактивную проектную деятельность (интерактивные экскурсии и исторические игры на местности, погружение, реконструкция и т. п.) является мощным фактором в воспитании любви к своей малой родине, в развитии интереса к родной культуре, в сохранении культурного наследия своего края, в трансляции культурных традиций, в повышении мотивации каждой личности к самопознанию, самоидентификации, саморазвитию, как носителя национальной культуры, стремящегося к дальнейшему её возрождению.
Усвоение и присвоение обучающимися накопленного социального опыта достигается в ходе активной самостоятельной деятельности при партнёрском взаимодействии как со взрослыми, так и с ровесниками, что и обуславливает новизну программы «Город Сибири – город у соли». Поэтому ведущими формами реализации программы в учебном процессе становятся: социальные, творческие, исследовательские проекты, уроки-практикумы, экскурсии-практикумы, творческие встречи, конференции, фотовыставки, работа с разными источниками информации, познавательно-творческое моделирование.
Поэтапное, т.е. циклическое, обучение по программе даёт обучающимся преимущества: снижает монотонность учебного процесса; повторение материала на более высоком уровне способствует активному усвоению, практическому переосмыслению ранее усвоенного материала, включению полученных знаний в повседневную жизнь и практику; возможность осуществления поэтапного контроля усвоения материала; возможность сформировать универсальные учебные действия.
Содержание программы «Город Сибири – город у соли» строится на краеведческом материале центральной городской библиотеки, городского архива, местных СМИ, интернет - ресурсов, личных воспоминаниях и свидетельствах усольчан.
Программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
• формирование ученической компетентности через развитие интеллектуального, эмоционального и личностного потенциала младшего школьника;
• развитие индивидуальности каждого обучающегося в процессе социального самоопределения в системе урочной и внеурочной деятельности;
• системность организации учебно-воспитательного процесса;
• раскрытие способностей и поддержка одаренности детей;
• интегральность как взаимовлияние аудиторной и внеаудиторной деятельности, направленной на формирование ученических компетенций.
Цель: воспитание инициативного и компетентного гражданина своего города, осознающего ответственность за его настоящее и будущее, разделяющего духовные и культурные традиции его жителей.
Задачи:
-
Дать обучающимся младших классов основные знания об исторических, культурных, политических, экономических особенностях родного города, познакомить с достопримечательностями и людьми, строившими и прославившими город.
-
Научить обучающихся начальных классов анализировать факты из истории города, исследовать и систематизировать собранный материал, оформлять его.
-
Формировать у младших школьников умения и навыки поисковой деятельности.
-
Воспитывать чувство патриотизма и гордости на примерах биографий знаменитых людей города, ветеранов Великой Отечественной войны, земляков-современников.
-
Способствовать формированию интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям родного города; к активному участию в общих делах на благо города.
Методологической основой программы являются идеи развивающего обучения Л.В. Занкова, Д.Б Эльконина, что предполагает реализацию системно-деятельностного подхода Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова.
Уделяя особое внимание познавательной активности учащихся и мотивированности к самостоятельной работе, программа предполагает широкое использование активных форм познания: наблюдение, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог, игры с ролевым и деловым акцентом, дискуссии, диспуты, конференции, уроки-практикумы, экскурсии-практикумы, викторины, театральные этюды, выставки, фестивали, детские исследовательские, творческие и социально-значимые проекты.
В соответствии с Основной образовательной программой начального общего образования гимназии на 2012-2013 учебный год программа рассчитана на 34 часа в год при 1 часе в неделю. Занятия проводятся в учебных аудитормях, в учреждениях дополнительного образования, музеях, библиотеках, городском архиве, на предприятиях и различных объектах города.
Участники: обучающиеся 2-4 классов.
Сроки реализации программы – 3 года.
Обучение осуществляется через разделы:
Раздел 1. Секреты города у соли.
Раздел 2. Мой город живёт, развивается город.
Раздел 3. История в лицах.
Раздел 4. Мой город в символах.
Раздел 5. Усолье-Сибирское – Планета Детства.
Раздел 6. Я здесь живу, и это значит – нужен!
Согласно требованиям новых ФГОС НОО система оценки сегодня поддерживает и стимулирует обучающихся; обеспечивает обратную связь; включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность; информативна для управления системой образования. Поэтому коллективом авторов были разработаны итоговые комплексные работы для каждого года обучения. Промежуточное оценивание деятельности младших школьников представляет собой одну из новых форм оценивания – портфолио.
Планируемые результаты освоения программы
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение обучающимися знаний об истории родного края, города,; о людях, с именами которых связана история города; о принятых в обществе нормах отношения к родному краю, природе, к памятникам истории и культуры; о традициях памяти событий Великой Отечественной войны; о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения обучающегося к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному краю, городу, его истории и народу, к родной природе и культуре, к труду, к другим людям, к своему внутреннему миру.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта актуализации краеведческой деятельности в социальном пространстве; опыт охраны памятников истории и культуры родного города; опыт интервьюирования и проведения опросов общественного мнения; опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, с представителями трудовых династий, с людьми творческих профессий; опыт благотворительной и волонтёрской деятельности; опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.
Личностные и метапредметные результаты освоения программы
2 класс |
3 класс |
4 класс |
Личностные универсальные учебные действия У обучающихся будут сформированы: |
||
- основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою страну, осознание своей этнической и национальной принадлежности; - чувство сопричастности и гордости за свой город; - интерес к познанию окружающего мира; - уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям; - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; -сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам. |
-способность ориентироваться в важнейших для города событиях и фактах прошлого и настоящего, оценивать их возможное влияние на будущее; - способность ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей; - способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения; - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; - способность мотивировать учебную деятельность, включающую социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы; - понимание осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни. |
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин города Усолье-Сибирское; - учебно-познавательный интерес, широкая мотивационная основа образовательной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; - осознание смысла и содержания собственных поступков и поступков других людей; - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; - самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; - предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев. |
Регулятивные универсальные действия Обучающийся научится: |
||
- принимать и сохранять учебно-познавательную задачу, соответствующую этапу обучения; - использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности; - проговаривать последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; - оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; -первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками. |
- выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме; - уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию; - самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции; - отбирать адекватные средства достижения целей деятельности, вносить необходимые коррективы; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы по ходу выполнения действия; - находить рациональные способы на основе результатов решения практических задач в сотрудничестве с одноклассниками. |
-принимать и сохранять учебную задачу; - проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; -самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия; - действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в урочной и внеурочной деятельности, в повседневной жизни; -выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. |
Познавательные универсальные действия Обучающийся научится: |
||
- осуществлять поиск нужной информации в учебных пособиях; - понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебных пособиях; - под руководством учителя давать характеристики изучаемым объектам на основе их анализа; - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; обобщать по заданному признаку. |
- осуществлять расширенный поиск нужной информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиа-ресурсов, газет, архивных материалов; - пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебных пособиях, дополнительной литературе; - моделировать задачи на основе анализа жизненных сюжетов; - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; - умению смыслового восприятия познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей; - осуществлять синтез как составление целого из его частей. |
- осуществлять расширенный поиск нужной информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиа-ресурсов, газет, архивных материалов; - строить сообщения в устной и письменной форме; - ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - устанавливать аналогии; - выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий. |
Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится |
||
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; - воспринимать другое мнение и позицию; - формулировать собственное мнение и позицию; - адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач; - осуществлять действие взаимоконтроля; - высказывать оценочные суждения, аргументировать, доказывать свою позицию относительно процесса деятельности. |
- строить аргументированное монологическое высказывание в соответствии с поставленной задачей; - ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - учитывать другое мнение и позицию; - защищать собственную позицию в корректной форме - использовать речь для планирования своей деятельности; - оказывать в сотрудничестве необходимую помощь - выбирать способы деятельности в коллективной работе; - осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности; - контролировать и оценивать результат. |
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя ИКТ; - учитывать другое мнение и позицию; - стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - аргументировать собственное мнение и позицию; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; - адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач; - адекватно воспринимать и передавать информацию, отражающую содержание и условие коллективной деятельности; - использовать опыт творческого взаимодействия в организации содержательного досуга. |
Предметные результаты Обучающийся научится |
||
- исследовать архивные источники и другие исторические документы, рассуждать, строить выводы; - устанавливать связи между историческим прошлым города и его настоящим; использовать их для объяснения происходящих событий в городе; - применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своего города; - понимать ономастику улиц и площадей; - соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета. |
- изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;- определять условия, необходимые для развития города, его полного функционирования; - овладеть целостными представлениями о становлении и развитии промышленных предприятий города; - расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей в истории своего города; - определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в городе и их оценку. |
- использовать знания об истории и культуре своего города в общении с людьми в гимназии и внегимназической жизни как основу диалога в поликультурной среде; - решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (проекты, выставки, презентация, фотоальбомы и др.); - сотрудничать с соучениками, коллективной работе, освоению основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. |
Формы контроля уровня достижений обучающихся и критерии оценки
Система оценивания ориентирована в основном не на проверку освоения отдельных знаний, а на оценку способности обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий.
Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу за точку отсчёта принимается необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений. Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка. А оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития.
В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения, а главное - портфолио).
Разделы |
Форма предъявления результата |
Форма контроля |
Инструмент для оценки |
Секрет города у соли |
Индивидуальные и групповые исследовательские (творческие) проекты |
- составление ленты времени; - составление летописи военных лет курорта «Усолье»; - защита исследовательских (творческих) проектов. |
Комплексная итоговая работа Критерии исследовательского обучения (методики А.И.Савенкова) |
Мой город живёт, развивается город! |
-выставки; - фотоальбомы; - портфель индивидуальных образовательных достижений (портфолио) |
-Мониторинг исследовательских умений; -защита творческих проектов; -выставка и презентация творческих работ; -аукцион профессий; -конференция; - фестиваль; - таблицы результатов наблюдения; - листы самооценки |
Комплексная итоговая работа Критерии исследовательского обучения (методики А.И.Савенкова) - карта наблюдений; |
История в лицах |
-Творческие проекты; - коллективная творческая работа; - портфель индивидуальных образовательных достижений (портфолио) |
- Интеллектуальная игра; - защита творческого проекта; - блиц-контроль; - таблицы результатов наблюдения; - листы самооценки. |
|
Мой город в символах |
-Социально-творческие проекты; - социальное партнёрство; - социально-значимые акции; - портфель индивидуальных образовательных достижений (портфолио) |
- игра с деловым и ролевым акцентом; -защита индивидуальных и коллективных проектов; -выставка и презентация творческих работ; -аукцион профессий; -конференция; - творческие встречи; концерты; - фестиваль; - таблицы результатов наблюдения; - листы самооценки. |
Комплексная итоговая работа Критерии исследовательского обучения (методики А.И.Савенкова) |
Усолье-Сибирское – планета детства |
|||
Я здесь живу, и это значит – нужен! |
Учебно-тематический план
2 класс
34 часа
№ п/п |
Содержание программного материала |
Количество часов |
Раздел 2. «Секреты города у соли» (34 часа) |
||
1. |
Я – житель планеты, я – житель страны! |
1 |
2. |
Край заповедный, родина милая! |
2 |
3. |
Дивный город «у соли». |
2 |
4. |
Улиц старого Усолья имена... |
3 |
5. |
Что помнит улица моя! |
2 |
6. |
Базарная площадь для мудрых речений... |
2 |
7. |
«Рассказ одной площади». |
2 |
8. |
Белокаменная церковь – сердце города «у соли»! |
1 |
9. |
2 |
|
10. |
Песня божия – колокольный звон! |
1 |
11. |
Чуден храма моего сказочный орнамент! |
2 |
12. |
Благотворитель земли Усольской – Прииск Фёдорович Пономарёв. |
2 |
13. |
Усадьба купца Пономарёва – центр исторических событий. |
1 |
14. |
2 |
|
15. |
Чем пахнут ремёсла? |
2 |
16. |
Великая сибирская здравница. |
1 |
17. |
Курорт: летопись военных лет. |
1 |
18. |
Новое время – новый курорт! |
1 |
19. |
Хранительница истории курорта Р.Г.Рукас |
2 |
20. |
Усолье – город исторический! |
2 |
3 класс
34 часа
№ п/п |
Содержание программного материала |
Количество часов |
Раздел 2. «Мой город живёт, развивается город» (16 часов) |
||
1. |
Сколько нужного на свете люди делают в Усолье. |
1 |
2. |
«Солнцем» светит комбинат. |
1 |
3. |
«Усольехимпром» - пульс города |
1 |
4. |
Город, жар печи завода – вечное течение... |
1 |
5. |
«Соляная варница»: летопись времён. |
1 |
6. |
«Окно» в Европу. |
1 |
7. |
Город мебельных мастеров |
1 |
8. |
В том царстве дивный шьют узор. |
2 |
9. |
«Я – следующий» или «Мой выбор другой». |
2 |
10. |
Придёт пора, настанет час – и мы трудиться будем. |
2 |
11. |
Мой город моими глазами |
2 |
Раздел 3. «История в лицах» (18 часов) |
||
12. |
Дивную песню играл музыкант... |
2 |
13. |
«И чудные слова сплетались в кружева…» |
2 |
14. |
Поэт не пишет, он поёт. |
2 |
15. |
Художник в творенье вложил свою душу! |
2 |
16. |
Самый нужный человек -доктор, без сомнения. |
1 |
17. |
Днём и ночью на посту службу верную несут! |
1 |
18. |
Нет в мире радостнее дела, чем воспитание души! |
1 |
19. |
Город на страницах газет. |
1 |
20. |
Нам о городе расскажет голубой экран! |
2 |
21. |
Мы верим твёрдо в героев спорта! |
2 |
22. |
«Вглядись – и ты увидишь в них историю России!» |
2 |
4 класс
34 часа
№ п/п |
Содержание программного материала |
Количество часов |
Раздел 4. «Мой город живёт, развивается город» 16 часов |
||
1. |
Усолья герб и флаг Усолья отчизны гордый символ он. |
1 |
2. |
«Главную города песнь снова и снова поём мы...» |
2 |
3. |
Школа – это государство, класс наш город |
2 |
4. |
«Мой голос – мой выбор!» |
3 |
Раздел 5. «Усолье-Сибирское – Планета Детства». |
||
5. |
Город мастеров. |
1 |
6. |
Юный артист, волшебник огня. |
2 |
7. |
Спешите к мастеру за танцем! |
2 |
8. |
Мы певцы, мы музыканты. |
2 |
9. |
«Дарите музыке сердца!» |
2 |
10. |
Чудо творчества. |
2 |
11. |
Волшебники у мольберта. |
1 |
12. |
«Мой талант нашёл меня!» |
2 |
Раздел 6. «Я здесь живу, и это значит – нужен!» (12 часов) |
||
13. |
Входит солнце в детский сад светлою дорожкой. |
2 |
14. |
Ты не один – мы вместе! |
2 |
15. |
Молодые – молодым: «Будущее в твоих руках!» |
2 |
16. |
Мы за чистый город! |
2 |
17. |
Город мой – это город зелёный, это город цветущих садов! |
2 |
18. |
Этот город самый лучший город на земле! |
2 |
Содержание программы
2 класс
Раздел 1. «Секрет города у соли».
Место и роль России в мировом сообществе.
Иркутск – областной центр. Становление города Усолье-Сибирское, его историческое наследие. Возникновение улиц и площадей города, их ономастика, последующее развитие в современном городе. Исторические памятники города, их сохранение и восстановление. Люди, оказавшие влияние на жизнь города, их вклад в развитие региона. Старейшее производство города. Роль сибирской здравницы в жизни горожан.
Экскурсии: в краеведческий музей, по улицам старой части города, в строящийся Спасо-Преображенский храм, в усадьбу купца Пономарёва, в музей курорта «Усолье».
Практические занятия: практикумы в музее, исторический театр, составление летописи курорта.
Проекты: «Что помнит улица моя!», «Рассказ одной площади», «Чуден храма моего сказочный орнамент!», «Усолье – город исторический!»
3 класс
Раздел 2. «Мой город живёт, развивается город».
Градообразующие предприятия: становление, развитие, перспективы. Трудовые династии города, их роль в развитие промышленности. Почётные граждане. Новое производство – будущее города «у соли».
Экскурсии:на швейную фабрику, видеоэкскурсия на завод горного оборудования.
Практические занятия: аукцион профессий, составление летописи соляного производства.
Проекты: «Я – следующий» или «Мой выбор другой», «Мой город моими глазами».
Раздел 3. «История в лицах».
Знаменитые люди города, их вклад в культурно-историческое наследие города. Личный пример – стимул для подрастающего поколения. Многообразие культурной, творческой, спортивной жизни города. Новое время – новые лица.
Экскурсии:в выставочный зал краеведческого музея, художественную мастерскую при ДК «Химик», на видеостудию 11 канала.
Практические занятия: творческие встречи, концерты.
Проекты: «Вглядись – и ты увидишь в них историю России!».
4 класс
Раздел 4. «Мой город в символах».
Символика страны, региона, города. Участие жителей в политической жизни города. Система выборов в регионе и в городе. Символы гимназии, участие юных гимназистов в создании символики класса. Организация выборов гимназического самоуправления.
Практические занятия: создание символики класса.
Проекты: «Главную города песнь снова и снова поём мы...», «Мой голос – мой выбор!».
Раздел 5. «Усолье-Сибирское – Планета Детства».
Детские учреждения дополнительного образования, их роль в развитии и воспитании подрастающего поколения. Социальное партнёрство младших школьников с другими досуговыми учреждениями. Юные таланты города, их наставники.
Экскурсии:в выставочный зал краеведческого музея, художественную мастерскую при ДК «Химик», на видеостудию 11 канала.
Практические занятия: уроки-театры, уроки-выставки, творческие встречи, концерты.
Проекты: «Дарите музыке сердца!», «Мой талант нашёл меня!».
Раздел 6. «Я здесь живу, и это значит – нужен!».
Социально-значимое проектирование с включением в деятельность всех участников образовательного процесса: обучающихся, родителей, учителей, преподавателей учреждений дополнительного образования, граждан города.
Социальные проекты: «Входит солнце в детский сад светлою дорожкой», «Ты не один – мы вместе!», Молодые – молодым: «Будущее в твоих руках!», «Мы за чистый город!», «Город мой – это город зелёный, это город цветущих садов!», «Этот город самый лучший город на земле!».
Литература для учителя
-
Федеральный государственный образовательный начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31с.
-
Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223с.
-
Григорьев, Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 96с.
-
Горский, В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А. Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.]; под ред. В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2010. – 111с.
-
Стандарты второго поколения. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. / [Л.Л.Алексеева, М.З.Биболетова, А.А.Вахрушев и др.]; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2011.
-
Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. – 152с.
-
Бравков, Ю.И. Усолье-Сибирское. Островки памяти. Историко-фотографический цикл. 1967-2007 г.г. Часть первая. Лики времени / Идея и фотографии Юлия Бравкова. - Иркутск: ООО «Иркут. обл. тип. № 1 им. В. М. Посохина», 2008. – 295 с.
-
Дубова, М.В. Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М: Баласс, 2011. – 80 с.
-
Косых, А.П., Рабецкая, З.И., Сверлик, Г.И. История земли Иркутской. - Иркутск: Иркутское книжное издательство «Символ», 2002. - 101с.
-
Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить младших школьников приобретать знания. – Ярославль: Академия развития, 2002 – 160 с.
-
Сибирь. 2007. № 2: журнал писателей России. – Иркутск: АНО «Изд-во «Иркутский писатель», 2007. – 214 с.
-
Усольская лира: Коллективный сборник стихов / ред. текста, комп. вёрстка В. Н. Тихомиров, В. О. Горчаков. - [Усолье-Сибирское], 2002. – 163 с.
-
Шаманский, В.Ф. Усолье-Сибирское / В. Ф. Шаманский. - Иркутск: Восточно-Сибирское кн. изд., 1994. - 219 с.
Интернет - ресурсы
http://pribaikal.ru/ - сайт Прибайкалье. Иркутская область: города и районы;
http://sanus.narod.ru/ - сайт санатория «Усолье» г. Усолье-Сибирское;
http://www.ximprom.ru/ - сайт базового предприятия дивизиона «Химия» международной вертикально-интегрированной компании Nitol Solar ООО «Усольехимпром»;
http://www.usolmash.ru/ - сайт ОАО «Производственное Объединение» Усольмаш»;
http://www.revtrud.ru/ - сайт ООО Производственно-коммерческой фирмы «Ревтруд»;
http://ivushka-mebel.ru/ - сайт мебельной фабрики «Ивушка»;
http://www.usoliecbs.ru/ - Муниципальное учреждение культуры «Усольская городская централизованная библиотечная система»;
http://udhsh.ru/ - сайт МБОУ ДОД Детская Художественная Школа г. Усолье-Сибирское;
http://cpx-ussib.orthodoxy.ru/ -
http://project.1september.ru/work.php?id=572172 – сайт издательского дома «Первое сентября», фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика»;
http://ddtusolie.ucoz.ru/ - сайт МБОУ ДОД «Дом детского творчества» «Усольская планета детства»;
Литература для обучающихся
-
Бравков, Ю.И. Усолье-Сибирское. Островки памяти. Историко-фотографический цикл. 1967-2007 г.г. Часть первая. Лики времени / Идея и фотографии Юлия Бравкова. - Иркутск: ООО «Иркут. обл. тип. № 1 им. В. М. Посохина», 2008. – 295 с.
-
Косых, А.П., Рабецкая, З.И., Сверлик, Г.И. История земли Иркутской. - Иркутск: Иркутское книжное издательство «Символ», 2002. - 101с.
-
Сибирь. 2007. № 2: журнал писателей России. – Иркутск: АНО «Изд-во «Иркутский писатель», 2007. – 214 с.
-
Шаманский, В.Ф. Усолье-Сибирское / В. Ф. Шаманский. - Иркутск: Восточно-Сибирское кн. изд., 1994. - 219 с.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для проведения занятий аудитории оснащены учебно-лабораторным оборудованием:
-
Интерактивная доска Smart board».
-
Мобильный класс (АРМ учителя + АРМ обучающегося).
-
Система контроля и мониторинга качества знаний OptiVote.
-
Медиатека.
- Международный вебинар «Лицевая гимнастика: комплексы упражнений, подготовка и методика проведения»
- Методика подготовки обучающихся к ЕГЭ по истории: написание исторического сочинения
- Вебинар «Краеведческая работа библиотек как средство интеграции в социокультурное пространство региона: традиционные формы, новые технологии»
- Преподавание истории в контексте реализации культурно-исторического стандарта и концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории
- Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания (ФГОС)
- Внедрение ИКТ-технологий в предметы гуманитарного цикла в соответствии с ФГОС