В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Программа кружка "Волшебные пальчики"

Резеда Шакирова Резеда Шакирова
Тип материала: Программа
Рейтинг: 1234  голосов:1    просмотров: 5825    комментариев: 2
Краткое описание
Цель курса:
•    Овладение обучающимися умения конструирования из бумаги путем складывания.
•    Освоение норм и способов сотрудничества.

Описание


Чистопольское муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 6»  Республики Татарстан




Программа кружка «Волшебные пальчики» на один год обучения. Возраст 7 лет.
Составила: Шакирова Р.Р.,
учитель начальных классов
МБОУ «ООШ № 6» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан.
Чистополь, 2012 год

Пояснительная записка Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность. Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения. Чувственное восприятие мира захватывает ребёнка, полностью владеет им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребёнке с рождения. В этом поможет оригами – один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой. Здесь ребёнку даётся возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь свойства, структуру. Большая роль в овладении техники оригами отводится коллективным работам. За короткий промежуток времени на занятии ребёнок может сделать одну или две фигуры, он выразил себя технически, но морально не удовлетворён. Но если ребёнок создаёт коллективно одну большую картину, он получает конечный результат гораздо быстрее и воспринимает готовую работу целостно, как свою собственную. Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному. Овладение рядом технологий требует терпения и аккуратности, а поделки тщательности в исполнении, ведь мастерство – это всегда упорный труд и воображение. Учитывая актуальность и высокий потенциал в развитии личности занятий декоративно-прикладным творчеством, разработана мною программа «Волшебные пальчики», которая будет реализовываться в условиях Чистопольского муниципального образовательного учреждения «ООШ№6» Республики Татарстан. Примерная программа курса по внеурочной деятельности ориентирована на художественно-эстетическую направленность и учитывает основные положения Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования, составной которой является концепция духовно-нравственного воспитания. Программа предназначена для организации внеурочной деятельности с обучающимися 1 классов.
Актуальность программы обусловлена следующими факторами: 1. Целью современного образования, которая заключается в повышении роли эстетического воспитания для формирования социально ценной личности. 2. Особенностью современной ситуации, когда очень остро стоит вопрос занятости детей, умение организовать их досуг. Как помочь ребенку занять с пользой свое свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить разработанная мною программа. В процессе обучения данной программе ребенку дается возможность реально, самостоятельно открывать для себя волшебный мир листа бумаги, превратить его в предметы живой и неживой природы, предметы быта; постичь структуру, свойства, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием различных комбинаций. 3. Возрастными психологическими особенностями младшего школьника. Ребенок в этом возрасте осваивает новый вид деятельности – учебный. Для его успешного освоения необходимо интенсивное развитие психических процессов и зрительно-моторной координации. Занятия в кружке помогают развить память, творческое воображение, мышление. А также оказывают и психотерапевтическое воздействие, способствуют сокращению перегрузки детей. Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:
  • соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;
· содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся. Цель курса:
  • Овладение обучающимися умения конструирования из бумаги путем складывания.
  • Освоение норм и способов сотрудничества.

Задачи курса: Обучающие:
— Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
— Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
— Обучение различным приемам работы с бумагой.
— Применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие:
— Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.

— Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
— Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
— Воспитание интереса к искусству оригами.

— Расширение коммуникативных способностей детей.
— Формирование культуры и совершенствование трудовых навыков.
В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:
1. Принцип гуманизации образовательного процесса, предполагающий очеловечивание взаимоотношений в совместной творческой деятельности педагогов, учителей, обучающихся и их родителей.
2. Принцип научности
3. Принцип добровольности и заинтересованности обучающихся
4. Принцип целостности

5. Принцип непрерывности и преемственности процесса образования
6. Принцип личностно – деятельностного подхода
7. Принцип детоцентризма (в центре находится личность ребенка)
8. Принцип комплексного подхода в реализации интегративных процессов


Виды внеучебной деятельности:
  • игровая деятельность;
  • познавательная деятельность;
  • художественное творчество;
  • трудовая деятельность.
Формы внеурочной воспитательной деятельности
Ведущей формой организации занятий является групповая.
  • Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Данная внеурочная деятельность школьников организуется в форме кружка художественно-эстетической направленности. Реализация программы рассчитана на 1год начального образования, объёмом в 33 часа. Занятия проводятся 1раз в неделю, во второй половине дня в 1 классе по 35 минут. Программа кружка оригами предназначена для занятий с детьми младшего школьного возраста 7 лет. Планируемые результаты реализации программы: Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) Ученик научится: слушать и понимать речь других, проговаривать последовательность действий, действовать по алгоритму, выбирать подходящий материал (бумагу) для изделия, конструировать детали из бумаги по образцу, по алгоритму и по памяти, включаться в творческую и групповую работу. Договариваться и приходить к общему мнению с товарищами. Ученик получит возможность научиться:
Работать в группе, создавая коллективную работу, создавать свою историю о модели, создавать свои модели, оценивать правильность выполнения работы, формулировать свою позицию в устной речи, задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества. Результаты второго уровня (получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества) Ученик получит возможность следовать в своей деятельности нормам бережного отношения к использованному материалу. Формы подведения итогов работы кружка включают в себя: проведение выставок работ, создание сказок, рассказов о своих изделиях, участие в фестивалях, конкурсах, в благотворительных акциях «Твори добро».
Учебно-тематический план
Тема Количество часов
Теория Практика Итого
1 Знакомство с историей возникновения и развития техники складывания из бумаги – “оригами”. 3 3
2 Знакомство с базовыми формами, терминами и условными обозначениями в технике оригами. 2 4 6
3 Изготовление плоских фигурок в технике оригами. 4 12 16
4 Изготовление объемных фигурок в технике оригами. 1 4 5
5 Оформление выставочных работ. 2 2
6 Итоговое занятие. 1 1
10 23 33

Содержание программы
Тема Практика Теория
1.Знакомство с историей возникновения и развития техники складывания из бумаги – “оригами”
1.1 Вводное занятиеИнструктаж по ТБ, ГО и ЧС.Из истории оригами.
Игра
«Давайте, познакомимся»
 Повторение и ознакомление с правилами ТБ, ГО и ЧС правил внутреннего распорядка. Знакомство с объединением, образовательной программой
1.2 Бумага — материал для работы. Основные правила в работе с бумагой.
Свойства бумаги, используемые для работы в технике оригами, изучение приемов складывания базовых форм оригами. Бумажная сказка.
2.Знакомство с базовыми формами, терминами и условными обозначениями в технике оригами(6ч.)
Условные обозначения в технике оригами. Базовые формы оригами:
1. Книжечка.
2. Треугольник.
3. Блин.
4. Квадрат.
5. Воздушный змей.
6. Дом.
Практические занятия: выполнение базовых форм в технике оригами:1. Книжечка.
2. Треугольник.
3. Блин.
4. Квадрат.
5. Воздушный змей.
6. Дом. Игровое упражнение «Я — волшебник».
Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания.
3.Изготовление плоских фигурок в технике оригами(16ч.)
3.1  Дом. Теремок.
Сгибание заготовки, определение средней линии. Раскрытие «кармана» — крыша. Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания.
3.2  Щенок. Композиция «Щенок около будки».
Базовая форма «воздушный змей», треугольник. Беседа о собаках, четвероногом друге человека.
3.3  Лиса. Зайчик. Медведь. Композиция «Зоопарк».
 Базовые формы «воздушный змей», треугольник. Загибание ушей, хвоста двойной складкой «молния». Рассказ о диких животных. Повадки лисы, медведя, характер зайца. Рассказы детей о зоопарке. Базовые формы «воздушный змей», треугольник.
3.4  Петушок. Композиция «Утро в деревне».
Базовая форма треугольник. Способы складывания клюва и хвоста. Беседа о домашних птицах. Базовая форма треугольник. Игра «Летает, не летает»
3.5 Береза. Елка. Композиция «Лес».
Базовая форма «воздушный змей». Двойная складка «молния». Рассказ учителя о хвойных и лиственных деревьях.
3.6 Подготовка к спектаклю «Заюшкина избушка».
Распределение ролей, репетиции.
4.Изготовление объемных фигурок в технике оригами(5ч.)
4.1 Базовая форма «Двойной квадрат». Тюльпан. Подарок маме.
Базовая форма «Двойной квадрат» Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток. Знакомство с понятием объем. Беседа о празднике мам.
4.2 . Базовая форма «Двойной треугольник». Ракета. Полёт в космос.
Базовая форма «Двойной треугольник». Беседа о дне Космонавтики.
4.3  Базовая форма «Двойной треугольник». Игрушка. Прыгающая лягушка.
Базовая форма «Двойной треугольник».Складывание более сложных изделий на основе изученных базовых форм.
Экскурсия в ДОУ №13. Кружковцы дарят малышам изготовленные игрушки.
5.Оформление выставочных работ. (2ч.)
5.1 Оформление выставочных работ.
Оформление альбомов, выставочных работ учащихся.
6.Итоговое занятие.(1ч.)

Итоговое занятие.Спектакль «Заюшкина избушка».
Участие детей в спектакле.

К концу учебного года дети должны
 знать(теория): художественные и технологические свойства некоторых видов бумаги (цветная, писчая, офисная, оберточная и др.); историю развития оригами; разновидности оригами (простое, модульное ); базовые формы оригами; условные обозначения, термины, принятые в оригами; технику складывания в оригами; правила безопасности труда при работе с колющими и режущими инструментами, с клеем; уметь (практика):
экономно размечать материал с помощью шаблонов; складывать самостоятельно фигурки в технике оригами по заданным образцам; правильно пользоваться ручными инструментами; соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены. Для освоения содержания программы младшему школьнику необходимы стартовые знания и умения, сформированные на уроках технологии. Для воспитания и развития эстетических качеств младших школьников программой предусмотрены следующие методы:
  • объяснительно-иллюстративные (демонстрация поделок, иллюстрации, работа по таблицам);
  • репродуктивные (работа по образцам);
  • частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);
  • творческие (творческие задания);
  • исследовательские (исследование свойств бумаги).
В учебно-воспитательный процесс включены также нетрадиционные формы занятий:
а) экскурсии;
б) занятие – сказка;
в) чаепитие;
г) игра;
д) соревнование.

Для реализации образовательной программы необходимо дидактическое обеспечение:
а) наглядные пособия, образцы изделий;
б) иллюстрации изделий;
г) схемы изготовления изделий, технологические карты.

Сообщение об истории возникновения и развития древней японской техники складывания из бумаги – “оригами”, о ее характерных особенностях. Образцы изделий, выполненных в технике оригами (неизвестных и всем известных, таких как: кораблик, самолетик, лягушка и многих других изделий) (Приложение 1). Перечень терминов и условных обозначений, базовых форм (Приложение 2).
Список использованной литературы: 1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Все об оригами.- С Пб: ООО СЗКЭО Кристалл, <metricconverter productid=«2004 г» w:st=«on»>2004 г. 2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. М.: “Аким”, <metricconverter productid=«1996 г» w:st=«on»>1996 г. 3. Гончар Д.Е. Бумажная планета. М.:1990 г. 4. Давыдова М.А., Агапова И.А. Поделки из бумаги: оригами и другие игрушки из бумаги и картона. М.: ООО “ЛАДА”, <metricconverter productid=«2008 г» w:st=«on»>2008 г. 5. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, <metricconverter productid=«1998 г» w:st=«on»>1998 г. 6. Сержантова Т.Б. 100 праздничных моделей оригами. — М.: Айрис-пресс, <metricconverter productid=«2006 г» w:st=«on»>2006 г. 7. Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи. 4-е издание. — М.: Айрис-пресс, <metricconverter productid=«2005 г» w:st=«on»>2005 г. 8. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль. <metricconverter productid=«1996 г» w:st=«on»>1996 г.
Приложение 1 Изделия, выполненные в технике оригами

ДВОЙНАЯ ЗВЕЗДА.
Условные обозначения
Термины, принятые в оригами
Научившись конструировать изделие, дети могут легко показать, как его складывать. А вот описать словами, как они это сделали, трудно. Поэтому очень важно научить их проговаривать свои действия, используя при этом специальную терминологию. Укрепление взаимосвязи между наглядными, практическими и словесными источниками действия значительно активизирует мыслительные процессы.

Пожаловаться 30 января 2013
Файлы
программа кружка Волшебные пальчики.doc
Войдите для скачивания файлов
программа кружка Волшебные пальчики.rar
Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала
  • Наталья Дулатова
    31 января 201307:39
    Наталья Дулатова

    Уважаемая Резеда!В соответствии с Требованиями портала (См. раздел Справка), прикрепите, пожалуйста работу отдельным архивом, разместите логотип портала на Титульном листе.

  • Наталья Дулатова
    6 февраля 201309:10
    Наталья Дулатова

    Интересная работа, имеются практические приложения. Было бы интересно и описание упомянутых нетрадиционных форм занятия кружка.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru