В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Урок "Линзы"

Вера Большакова Вера Большакова
Тип материала: Урок
просмотров: 1386
Краткое описание
Дать знания о линзах их физических свойствах и характеристиках, благодаря которым возможны их разнообразные применения. Познакомить с понятием оптической силы линзы

Описание
Задачи урока: обеспечить в ходе урока усвоение понятий линзы выпуклой и вогнутой, рассеивающей и собирающей. Формировать у учащихся умение самостоятельной, практической и учебно-исследовательской работы. Демонстрации: выпуклые и вогнутые линзы, прохождение света через собирающую и рассеивающую линзы. Лабораторное оборудование для учащихся: линзы собирающие и рассеивающие, экран, линейка.
Домашнее задание. Акцентирую внимание на запись на доске с домашним заданием. Комментирую выполнение учебно-исследовательской работы с линзами-каплями. Раздаю карточки с порядком выполнения работы. Предлагаю, по желанию, подготовить к следующему уроку сообщение об Антони ван Левенгуке.

Приложение. Карточка с ходом выполнения домашней учебно-исследовательской лабораторной работы:
  • Каплю жидкости (вода, масло, силикатный клей и т.д.) поместить на кусочек плотной полиэтиленовой пленки или на прозрачную линейку. Пронаблюдать её действие в качестве линзы. Источник света – настольная лампа. Необходимо получить четкое изображение нити настольной лампы.
  • Измерить фокусное расстояние капли-линзы.
  • Сравнить фокусное расстояние и оптическую силу линз-капель из различных жидкостей и различных диаметров. Данные занести в таблицу, составленную самостоятельно.


Пожаловаться 29 января 2013
Файлы
Текст урока Линзы.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

D:\ВЕРА\Линзы\uchmet_120_60.gif

Автор: Большакова Вера Владимировна

Учитель МОУ СОШ №29 г. Твери

Предмет физика

Продолжительность урока: 45 минут

Учебник: Перышкин А.В. физика 8 класс

Использование информационных технологий: презентация Power Point из 11 слайдов в качестве сопровождения лекции учителя.

Цель урока: «Дать знания о линзах их физических свойствах и характеристиках, благодаря которым, возможны их разнообразные применения. Познакомить с понятием оптической силы линзы»

Урок физики по теме: «Линзы» 8 класс. Базовый уровень.

Цель урока: дать знания о линзах и их физических свойствах и характеристиках, благодаря которым, возможны их разнообразные применения. Познакомить с понятием оптической силы линзы.

Задачи урока: обеспечить в ходе урока усвоение понятий линзы выпуклой и вогнутой, рассеивающей и собирающей. Формировать у учащихся умение самостоятельной, практической и учебно-исследовательской работы.

Демонстрации: выпуклые и вогнутые линзы, прохождение света через собирающую и рассеивающую линзы.

Лабораторное оборудование для учащихся: линзы собирающие и рассеивающие, экран, линейка.

План-хронометраж урока



п/п

Этап

урока

Времямин.

слайда

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

1

Организационный

момент

1


Сообщение плана урока


2

Актуализация

знаний

5


Задает вопросы по рисунку на доске. Проверяет правильность ответа.

Отвечают на вопросы. Делают записи в тетради, доске.

3

Целеполгание

1


Знакомство с устройствами для управления световыми пучками.

Стараются сформулировать тему урока.







4

Изучение нового материала

4

3

Постановка задачи этапа и промежуточная проверка знаний

Самостоятельная работа с учебником. Делают рисунки в тетради.



13

4

Демонстрация свойств линз.

Слушают, наблюдают, записывают.



2

5.6

Предлагает определить, на ощупь, какая линза собирающая, какая рассеивающая

Практическая работа с линзами. Делают устный вывод.




7

Объяснение по слайдам

Делают записи в тетради

5

Кратковременная лаб. работа по определению фокусного расстояния собирающей линзы

9

8

Поясняет ход выполнения работы.

Выполняют лабораторную работу, результаты записывают в виде задачи. Делают расчеты.

6

Первичное закрепление знаний и их коррекция

5

9,10


Работа с тестом с последующей самопроверкой. Задают вопросы учителю.

7

Домашнее задание

4

11

Раздаёт карточки с описанием и ходом выполнения домашней лабораторной работы.

Делают записи в дневнике.

8

Итог урока

1


Учитель задает вопросы учащимся.

Учащиеся отвечают на вопросы.



Конспект урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие. Создание позитивного настроя урока.

  1. Актуализация знаний.

Учитель предлагает выполнить задания, заранее приготовленные на доске, самостоятельно с последующей проверкой. Акцентируется внимание на последнем рисунке.

Построить дальнейший ход лучей:

Воздух Воздух Воздух

Вода Вода Вода

  1. Целеполагание.

Сегодня мы познакомимся с устройствами для управления световыми пучками (лучами), в которых применяется преломление света, Это устройство можно обнаружить в фотоаппаратах, кинокамерах и т.д. Как вы, думаете, как оно называется? Если ответ не последует можно привести в качестве примера лупу - увеличительное стекло. Все вместе формулируем тему урока.

  1. Изложение нового материала.

4.1.Как получить устройство для управления световыми пучками? Читают самостоятельно на указанных страницах, Делают записи в тетради. Проверяем сделанное, демонстрируя слайд №3. Учащиеся отвечают на вопросы. Как называется прямая С1С2? Как называется точка О?

.2. Демонстрация свойств линз. Эксперимент провожу с помощью оптического диска с соответствующими приспособлениями. Вначале показываю один луч – центральный, затем предлагаю подумать, как пойдут боковые лучи? Что представляет собой верхняя часть линзы? При необходимости возвращаюсь к рисунку призмы на доске. Обращаю внимание на то, что лучи, испытывая двулучепреломление отклоняются к основанию трехгранной призмы. Проверяем предположение экспериментально. Аналогично рассматривается рассеивающая линза.

4.3. Делаем рисунки, обозначаем точки.



O F F O



OF – фокусное расстояние, F –фокус, где собираются лучи.

Лучи действительно пересеклись - фокус действительный + F. Линза собирающая.

Лучи мнимо пересеклись - фокус мнимый - F. Линза рассеивающая.




Работа со слайдом №4 Показываем, что у линзы два фокуса, если посылать свет с разных сторон. Возвращаемся к рисунку и указываем точку второго фокуса.

Работа со слайдом №5,6. Линзы с различными фокусными расстояниями. Прошу сделать вывод. Записываем определение: «Преломляющая способность линзы зависит от её фокусного расстояния и называется оптической силой линзы».

D = +1 / F D = – 1 / F D – оптическая сила в единицах СИ (1/м = м-1 = 1диоптрия)

Учащиеся определяют на ощупь вид линз, дают комментарии. Работа со слайдом №7 с различными видами линз.

5. Кратковременная лабораторная работа по определению фокусного расстояния собирающей линзы и определение её оптической силы. Порядок выполнения работы и правильную запись результатов предлагаю изучить по слайду №8.

6.Первичное закрепление и коррекция знаний. Учащиеся выполняют тест, представленный на слайде №9. Ответы на слайде №10. Проверяем, исправляем ошибки, проводим корректировку знаний.

7.Домашнее задание. Акцентирую внимание на запись на доске с домашним заданием. Комментирую выполнение учебно-исследовательской работы с линзами-каплями. Раздаю карточки с порядком выполнения работы. Предлагаю, по желанию, подготовить к следующему уроку сообщение об Антони ван Левенгуке.

8. Итог урока. Дети ответили на вопросы.

Что нового они узнали? С чем познакомились? Чему научились? Чем запомнился урок?

Литература.

1.Учебник физики 8 класс. А.В. Перышкин «Дрофа» 2010г.

2.Методика преподавания физики в 7-8 классах средней школы под редакцией А.В. Усовой. Москва «Просвещение» 1990 г.

3.Физика в школе 1982г. №1 Ушаков Н.П. «Фронтальные опыты с линзами-каплями»

4.Фронтальные экспериментальные задания по физике под редакцией В.А. Бурова. Москва «Просвещение» 1994г.

5.Универсальные поурочные разработки по физике В.А. Волков. Москва «Вако» 2006г.

6.Class-fizirf.narod.ru. Мультимедиа 8 класс. Оптика.

7.Сборник задач по физике В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. Москва «Просвещение» 2010г.

Приложение.

Карточка с ходом выполнения домашней учебно-исследовательской лабораторной работы.

  1. Каплю жидкости (вода, масло, силикатный клей и т.д.) поместить на кусочек плотной полиэтиленовой пленки или на прозрачную линейку. Пронаблюдать её действие в качестве линзы. Источник света – настольная лампа. Необходимо получить четкое изображение нити настольной лампы.

  2. Измерить фокусное расстояние капли-линзы.

  3. Сравнить фокусное расстояние и оптическую силу линз-капель из различных жидкостей и различных диаметров. Данные занести в таблицу, составленную самостоятельно.





Презентация к уроку Линзы.rar
Войдите для скачивания файлов
Текст урока Линзы.rar
Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru