В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЮНЫЙ ЖУРНАЛИСТ»

Елизавета Деманова Елизавета Деманова
Тип материала: Программа
Рейтинг: 123  голосов:2    просмотров: 10138
Краткое описание
        Цель программы: создание условий для формирования и развития у  учащихся.

Описание

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кувакинская СОШ» Алатырского района Чувашской Республики ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ЮНЫЙ ЖУРНАЛИСТ»
Направление: социальное Автор – разработчик:
Деманова Елизавета Анатольевна, учитель русского языка и литературы год разработки программы 2012г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность и проблематика программы.
За последнее время информационное поле нашей республики, начало которому положила единственная газета, значительно расширилось. Оно выглядит достаточно разнообразно. Сегодня в Чувашии зарегистрировано более 350 средств массовой информации, из которых только газет – 195 и журналов -35. Чувашская журналистика сделала уверенный шаг вперед.
Возрос интерес к профессии журналиста. Все большее число выпускников определяет свой выбор в пользу этой древней профессии. Ведь быть журналистом – это значит быть в курсе всех событий.
Значение журналистики в мире огромно. Главную задачу, которую она выполняет, это сбор и распространение информации. Профессия журналиста – это прежде всего творческая, общественная работа. Получив материал, появляется стимул для новой статьи, стимул написать и выразить в статье своё мнение, которое должно быть ясным и доступным для читателя. В этой профессии необходимо не только уметь писать, но и находить интересные темы, оформлять их в соответствии с требованиями конкретного издания и аудитории. Настоящий журналист это всесторонне эрудированный, высококвалифицированный, грамотный и в совершенстве владеющий родным языком человек. Поэтому открытие красоты родного русского языка дает возможность подросткам преобразовать, сделать прекрасным свой собственный язык. Наша задача – помочь учащимся увидеть красоту языка, почувствовать значимость сказанного и написанного слова, научить собирать и умело распространять информацию, ясно и точно излагать свои мысли, что даст возможность быть востребованным не только в профессии журналиста, но и вообще в жизни. К сожалению, на сегодняшний день, подростки не замечают красоты слова или не хотят замечать. Язык у многих засорен, бытует школьный и молодежный сленг. Это подтверждают и проведённый опрос, и анкетирование среди учащихся гимназии. В связи создавшейся проблемой была разработана программа «Юный журналист», обозначены цели и задачи. Опрос учащихся показал, что актуальность программы не только обусловлена обострением языковых и литературных проблем, но и вытекает из потребностей развития воспитания в нашей школе. Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета. Необходимо одновременно помогать юным в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе «Юный журналист». Даная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку. Предусматривается интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка. Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества. Цель программы: создание условий для формирования и развития у учащихся · Интеллектуальных и практических умений в области стилистики и журналистики; · Интереса к изучению гуманитарных дисциплин (русский язык, литература, история, обществознание, право); · Умения самостоятельно приобретать и применять знания; · Творческого мышления, познавательной активности; · Способности к словотворчеству, индивидуальных особенностей языкового стиля; · Коммуникативных навыков; Занятия в кружке помогут обучающимся познакомиться с журналистикой как профессией и областью литературного творчества. Задачи программы Развивающие:
— развитие образного и логического мышления;
— развитие творческих способностей подростков;
— развитие умения устного и письменного выступления.
Обучающие:
— формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;
— овладение основными навыками журналистского мастерства.
Воспитывающие:
— формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства;
— формирование нравственных основ личности будущего журналиста.
Основными требованиями к обучающимся при изучении основ журналистики как профессии являются желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах Формызанятия, предусмотренные программой: 1. свободная творческая дискуссия; 2. ролевые игры; 3. выполнение творческих заданий; 4. активные методы формирования системы общения; 5. практическая работа (подготовка материалов для публикаций в прессе). Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи. С этой целью предусматриваются индивидуальные занятия. Количество обучающихся в учебной группе не превышает 15 человек. Программа направлена на удовлетворение специфических познавательных интересов школьников в области, выходящей за рамки выбранного профиля, но способствующей их разностороннему личностному развитию. Занятия в кружке помогут обучающимся оценить свой творческий потенциал с точки зрения образовательной перспективы и способствовать созданию положительной мотивации обучающихся к предметам гуманитарного профиля. Технологии, используемые в системе занятий по программе «Юный журналист», ориентированы на то, чтобы обучающийся получил такую практику, которая поможет ему овладеть общеучебными и специальными навыками, позволяющими успешно осваивать программу старшей профильной школы. Настоящая программа рассчитана на возрастную группу учащихся 11-16 лет. Предусмотрено 96 часов в год (3часа в неделю); Сроки и территория реализации программы.
Реализация данной программы проводится в 3 этапа:
1 этап – (октябрь) подготовительный этап по классам;
2 этап– (январь -апрель) участие в творческих конкурсах, выступления на научно – практических конференциях школьного, районного и республиканского уровней.
3 этап – (май) творческий отчет юных журналистов в школе.
/Бенефис юного журналиста/
1 этап (подготовительный) включает в себя:
изучение общественного мнения;
-формулировка социальной проблемы;
определение целей и задач социального проекта;
изучение возможностей своего объединения;
-составление детального плана;
— составление рабочего графика;
-определение обязанностей и их распределения внутри группы;
— определение необходимых ресурсов и источников их получения;
— разработка системы оценки проекта.
2 этап предполагает участие юных журналистов в творческих конкурсах и научно – практических конференциях.
3 этап включает в себя творческий отчет кружковцев. Активные члены кружка награждаются дипломами, призами.
1.Партнеры.
Общее руководство осуществляется МБОУ « Кувакинская СОШ», МБОУ ДОД «ЦРТДЮ» Алатырского района.
Основным партнером в реализации проекта является ГУП Чувашской Республики «Алатырский издательский дом» общественно – политическая газета «Алатырские вести».
2.Направления и механизм реализации программы.
Участники программы.
-учащиеся МБОУ «Кувакинская СОШ» (5 – 11кл.), дружащие с русским языком, литературным словом и заинтересованные в том, чтобы их мнение по всем жизненным вопросам было услышано, а также « горящие» желанием внести личный вклад в улучшение жизни в своей школе посредством прессы.
Порядок проведения.
Принимая участие в данной программе, учащиеся выявляют, формулируют и предлагают вариант решения выбранной проблемы, актуальной для гимназии, района.
Исследуя сущность проблемы, учащиеся собирают различную информацию, материалы, документы, на основе которых разрабатывается и реализуется проект, который впоследствии оформляется в альбом «Жизнь кружка «Юный журналист», информационно-художественный вестник «Слово» и электронную презентацию.
Альбом включает заметки о школьной жизни, поэтические опыты учащихся, лирические зарисовки, фотографии, материалы СМИ, грамоты и дипломы юных журналистов, полученные в различных творческих конкурсах и научно – практических конференциях
Формы контроляразнообразны:
— самостоятельные работы в различных жанрах журналистики;
— семинары-практикумы по изученной теме;
— творческие конкурсы;
— публикации.
Программой предусмотрен контроль за усвоением материала в конце обучения:
— семинар-практикум по теме «Особенности жанра» (по выбору);
— самостоятельная творческая работа;
Формы итоговой аттестации усвоения программы: В программе принимают участие учащиеся 5-11 классов школы. Каждый участник представляет творческую работу по своему усмотрению (стихотворение, эссе, лирическое размышления, этюды, рассказы, заметки о школьной жизни, статьи и т.д.)
На творческом отчете должны быть представлены работы по темам:
— Слово о маме.
— Если бы я был депутатом…
— Человек и природа.
— Репортаж «Моё село».
— Почему мы помним Ломоносова.
Критерии оценок творческих работ:
1.Название работы.
2. Оригинальность раскрытия темы.
3. Выразительность стиля.
4. Последовательность изложения.
5. Актуальность темы
Основные требования к уровню подготовки учащихся В процессе обучения обучающихся приобретают конкретные знания:
из истории журналистики;
о жанрах журналистики и жанровых особенностях текста;
о деятельности журналиста и других профессий, связанных с журналистикой, о выдающихся журналистах;
о законе о СМИ
и умения
создавать сочинения разных жанров;
соблюдать языковые нормы (орфографические, орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, пунктуационные) в устных и письменных высказываниях; работать с дополнительной литературой (словари, энциклопедии, справочники), с использованием ИКТ; участвовать в дискуссии, пресс-конференции. Виды деятельности обучающихся: теоретические занятия; творческий практикум (сочинения разных жанров); работа с прессой (обзор, анализ, рецензирование, сбор материала, редактирование, исследование); работа со справочной литературой (словарями, библиографическими указателями и каталогами, энциклопедиями и т.п.); анкетирование; социологический опрос; экскурсии; встречи с журналистами; участие в школьных и районных и республиканских мероприятиях, конкурсах сочинений, авторских стихотворений; выпуск информационно-художественного вестника «Слово» публикации в местной прессе. Ожидаемые результаты:
— умение построить устное и письменное сообщение;
— умение работать в различных жанрах публицистического стиля;
— умение общаться с отдельным человеком и аудиторией;
— самостоятельная подготовка и публикация материалов для школьной и районной газеты.
Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью – овладением навыками журналистского мастерства. Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики обучения основам журналистики. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода.
Основными формами, способствующими развитию выразительности, образной устной и письменной речи, являются различные тренировочные упражнения, ситуативные тренинги, учитывающие особенности различных жанров журналистики, ролевые игры.
По окончании реализации программы у учащихся сформируется способность к самоорганизации, умение выражать собственные мысли, отстаивать правоту своих убеждений, потребность писать правильным литературным языком, участвовать в преобразовании окружающей среды путем сотрудничества с прессой. Включение учащихся в социально значимую проектировочную деятельность является одним из главных путей становления социально активной гражданской позиции. Участники программы смогут правильно организовать свой досуг использовать его во благо общества, реализовать свои литературно – творческие способности, участвовать в общественной жизни школы, села, района. Овладеют основами оформительской, организаторской и журналистской деятельности. В рамках республиканской целевой программы «Молодежь Чувашской Республики» успешно реализуются различные проекты, целью которых было создание условий для всестороннего развития личности через активизацию деятельности творческих коллективов. Востребованность и эффективность данной программы подтверждает факт участия юных журналистов в 2010-11 году в республиканском конкурсе молодых журналистов и молодёжных средств массовой информации «Мастер слова», победа в республиканском конкурсе творческих работ «Если бы я был депутатом…», организованном парламентской газетой «Республика» (декабрь – январь 2012г.), в 2010-2012 году в во всероссийской Интернет – олимпиаде «Юные корреспонденты». Программа «Юный журналист» предполагает привлечение интереса к профессии журналиста как можно большего количества учащихся гимназии, рождение новых талантов, участие их в республиканских, всероссийских и международных конкурсах. Учебно-тематический план
Тема Теория (количество часов) Практика (количество часов) Всего Виды деятельности
1. Вводное занятие 1,5 1,5 Конспектирование лекции учителя. Составление понятийного словаря.
2. Журналистика как профессия 6 3 9 Конспектирование лекции учителя. Работа со справочной литературой. Составление понятийного словаря.
3. Функции журналистики 4,5 6 10,5 Конспектирование лекции учителя. Составление понятийного словаря. Работа со справочной литературой.
4 Требования к журналисту 4,5 6 10,5 Составление понятийного словаря. Составление тематических таблиц и схем.
5. История российской журналистики 4,5 6 10,5 Конспектирование лекции учителя. Работа со справочной литературой.
6. Формирование жанров журналистики 4,5 6 10,5 Конспектирование лекции учителя. Составление понятийного словаря. Работа со справочной литературой.
7. Язык журналистики 4,5 6 10,5 Составление понятийного словаря. Работа с лингвистическим текстом. Работа со словарями разных типов.»
8 Стилистические фигуры речи 4,5 6 10,5 Лингвистические игры. Работа со справочной литературой. Подготовка сообщений по теме: «Это интересно».
9. Стилистические фигуры в тексте 4,5 6 10,5 Составление словарей. Исследовательские задания: «Из истории слова», «Из истории фразеологизма»
10. Итоговое занятие 3 3 Подготовка материалов для вестника. Выступления учащихся. Защита творческих работ.
11. Выпуск вестника «Слово» 9 9 Работа над номером вестника
Итого 39 57 96

Содержание образовательной программы
1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
Знакомство с программой кружка, решение организационных вопросов, техника безопасности.
2. ЖУРНАЛИСТИКА КАК ПРОФЕССИЯ Формирование представлений о профессии журналиста. 3. ФУНКЦИИ ЖУРНАЛИСТИКИ:
— информационная;
— коммуникативная;
— выражение мнений определённых групп;
— формирование общественного мнения.
Журналист как представитель определенного слоя общества. Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе.
4. ТРЕБОВАНИЯ К ЖУРНАЛИСТУ:
— компетентность;
— объективность;
— соблюдение профессиональных этических норм;
— глубокие знания в области литературы, философии и др.;
— владение литературным языком.
5. ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ
Журналистика XVIIIвека.
Новиков и его журналы «Трутень», «Пустомеля», «Живописец».
Журналистика XIXвека.
Формирование жанров в журналистике. А.С.Пушкин – публицист:
«Путешествие из Москвы в Петербург»;
Журналы «Современник», «Отечественные записки».
Журналистика XXвека.
В.И. Гиляровский – репортер и публицист.
Истоки нравственных основ журналисткой этики. Развитие жанра фельетона – И. Ильф, Е. Петров.
Задания.Напишите репортаж «Мое село». Подготовьте сообщения об особенностях стиля журналистов и писателей прошлого.
Дискуссия о профессиональной этике журналиста.
6. ФОРМИРОВАНИЕ ЖАНРОВ ЖУРНАЛИСТИКИ
Жанры журналистики и их особенности.
Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение. Отличие заметки от корреспонденции. Интервью –особенности жанра, его виды: интервью – монолог; интервью – диалог; интервью – зарисовка; коллективное интервью; анкета. Статья – роль статьи в газетах и журналах. Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения. Обзор печати – особый жанр. Обзор: тематический, общий информационный рецензирующий прессу. Репортаж — наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица. Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь. Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный. Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого персонажа. Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые. Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения. Задания.Найдите в газетах и журналах примеры публикаций того или иного жанра, объясните, по каким признакам вы определили принадлежность к тому или другому жанру. Оцените уровень мастерства автора. 7. ЯЗЫК ЖУРНАЛИСТИКИ. Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. Ошибки в употреблении многозначных слов. Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы. Профессиональная лексика, диалектизмы, современный сленг. Стилистические пласты лексики. Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц. Задания.Подберите лексику на тему «Слова-пришельцы», «Крылатые слова». Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры употребления старославянских слов, историзмов, архаизмов, диалектизмов, профессиональной лексики. Докажите обоснованность или необоснованность их употребления. Напишите рассказ на тему «Об этом слове хочется рассказать». 8-9. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ РЕЧИ. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ В ТЕКСТЕ. Тропы:эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония. Стилистические фигуры речи:анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие. Задания.Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры тропов и стилистических фигур, определите их роль в тексте. Напишите зарисовку, используя определенные стилистические фигуры.
Список литературы 1.Джон Кин. Средства массовой информации и демократия. М., 1994
2.Если в руки просится перо… Справочник для начинающих журналистов. Чебоксары – 2004 3.Кеворков В.В. Рекламный текст. М., 1996 4.Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983 5. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001 6. Маленкова Л.И… Человековедение. М., 1993 7. Правовое поле журналиста. Справочник. М., 1971 8. Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996 9.Расследуют журналисты. Москва 2006. 10. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988 11. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988 12. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.м., 1974 13. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992 14. Система средств массовой информации России. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996, факультет журналистики / Под ред. проф. Я.Н. Засурского 15. Шкопоров Н.Б. Как психологически правильно брать интервью.М.,1990 Интернет-ресурсы http://schools.keldysh.ru/labmro – Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО.
Методическое обеспечение Средства, необходимые для реализации данной программы:
— разработки по темам;
— карточки с подбором лексики по изучаемой теме;
— тематический материал периодической печати;
— справочники;
— словари;
— наглядный материал: схемы, видеозаписи сюжетов на различные темы и проблемные ситуации
Различные периодические печатные издания. Тексты для редактирования
Для работы требуется кабинет, имеющий мебель: столы: 10 штук;
стулья: 20 штук.
Технические средства: компьютер: 1; фотоаппарат, фотоаппарат, телевизор.
У каждого ребенка – блокнот, ручка.
Приложение 1 Занятие I. Тема: Жанры журналистики
Теория журналистики, как любая наука, имеет свои законы и стремится к классификации материала, который изучает. Если зоологи, например, классифицируют животных по классам, видам и подвидам, а языковеды раскладывают по полочкам все составляющие изучаемого языка, то специалисты теории журналистики занимаются разбором журналистских материалов, объединяя их в группы по жанрам.
<place w:st=«on»>I.Классификация жанров
Информационные:
Хроника
Информация (короткая, расширенная заметка)
Зарисовка
Интервью (монолог, диалог, коллективное, анкета)
Отчет (общий, тематический, с комментариями)
Путевые заметки
Обозрение
Репортаж (событийный, тематический, постановочный)
Аналитические:
Корреспонденция
Статья (пропагандистская, проблемная, обобщающая, критическая)
Обзор
Рецензия (литературная, кино, театральная)
Художественно-публицистические:
Очерк(сюжетный, описательный)
Фельетон
Памфлет
Журналисты-практики активно используют в своей работе много разных жанров. Откройте любую газету: вы найдете и хронику, и заметки, и репортажи, и интервью, и статьи, и обзоры, и очерки, и так далее. При этом человек, не имеющий отношения к журналистике, любой материал может назвать статьей или заметкой – как уж он привык. Но профессионалы должны четко узнавать в публикациях признаки того или иного жанра и ни в коем случае не именовать зарисовку, к примеру, статьей. А пока, если вы не уверены в том, что можете правильно классифицировать тот или иной текст, лучше называйте свои произведения нейтральным словом “материал”.
Строгое разделение по жанрам существует лишь в теории и, в определенной степени, в информационных материалах. Вообще жанрам свойственно взаимопроникновение, и на практике границы между ними часто размыты (особенно в так называемых “бульварных” изданиях). Понятно, что не может существовать точного стандарта для журналистского материала, иначе газету или журнал мог бы целиком делать компьютер. И все-таки журналисты, тем более, начинающие, обязаны знать, какие есть жанры журналистики, каковы особенности каждого из них и в чем их различие. Как музыкант должен сначала научиться играть гаммы, как художник-абстракционист должен уметь написать реалистическую картину, так и журналист, прежде чем отправиться в “свободный полет”, должен научиться писать в любом жанре.
Газетные жанрыотличаются друг от друга методом литературной подачи, стилем изложения, композицией и даже просто числом строк. Условно их можно разделить на три большие группы: информационные, аналитические и художественно-публицистические (см. схему). Начинающие журналисты, прежде всего, должны “набить руку” на информационных жанрах (кстати, в газете они занимают не меньше половины площади), поэтому им мы уделим основное внимание.
Главная цель информационного материала, будь он газетным, радийным или телевизионным, – сообщить о факте (в ежедневных изданиях и выпусках во главу угла ставится “свежий” факт – новость). Факт для журналистики так же важен, как человек для анатомии. Это — основа основ, без фактов журналистика немыслима.
Различные способы освещения фактов и приводят к созданию разных жанров.
Посмотрим, как подается факт в конкретных ИНФОРМАЦИОННЫХ ЖАНРАХ .
Хроника— факт без подробностей. Небольшие (порой из одной – двух фраз) сообщения, не имеющие заголовка. Чаще публикуются подборками.
Информация— короткая информация, или заметка. Содержит сам факт и некоторые подробности. Состоит из десяти–тридцати строк, имеет собственный заголовок. Чаще публикуется в подборке. Расширенная информация предполагает более широкое и подробное изложение событий. Возможны: историческая справка, сравнение, характеристика героев и т.д. Включает в себя вступление и концовку. Содержит 40-150 строк, заголовок. Допустим подзаголовок.
Интервью— изложение фактов от имени того, с кем ведется беседа. Предполагает совместное творчество: журналист предвосхищает вопросы читателей, тщательно готовится к интервью, непременно владеет ситуацией. Необходимо указать, с кем ведется беседа (фамилия, имя, отчество, служебное или общественное положение), тему разговора, каким образом получено интервью (в личной беседе, по телефону, по факсу и т.д.).
Отчет— по заданию редакции журналист рассказывает о том, что видел и слышал. Размер материала зависит от значимости события. Общий отчет содержит изложение фактов в хронологическом порядке, тематический – освещает 1-2 наиболее важных вопроса, отчет с комментариями – изложение основных событий и высказывание совей точки зрения.
Зарисовка— обобщение фактов и описание обстановки. Короткий, живой и образный рассказ о своих впечатлениях.
Обозрение— важнейшие события жизни города, завода, школы и т.п. за определенный период (сводки, итоги).
Репортаж— наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста-очевидца или действующего лица. Репортаж сочетает в себе элементы всех информационных жанров (повествование, прямая речь, красочное отступление, характеристика персонажей, историческое отступление и т.д.). Репортаж желательно иллюстрировать фотоснимками. Репортаж бывает: событийный, тематический, постановочный.
АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ— это широкое полотно фактов, которые трактуются, обобщаются, служат материалом для постановки определенной проблемы и ее всестороннего рассмотрения и истолкования. К аналитическим жанрам относятся: корреспонденция, статья, обзорная рецензия. Корреспонденция анализирует группу фактов. Это делается с помощью описания фактов, их анализа и соответствующих выводов. Здесь очень важны примеры, оперативность, конкретность темы, четкий адрес. Статья – это обобщение и анализ фактов и явлений. Если в корреспонденции события рассматриваются от частного к общему, то в статье все происходит наоборот – от общего к частному. Статья берет факты в глобальных масштабах, анализирует их, поднимая до научно обоснованных выводов.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ— здесь конкретный документальный факт отходит на второй план. Главным становится авторское впечатление от факта, события, авторская мысль. Сам факт типизируется. Дается его образная трактовка.
В очерке факты преломляются в свете личности автора. Важен не факт сам по себе, а его восприятие и трактовка героем или автором. Факт переосмыслен в образ, близок к малым формам художественной литературы, конкретен, построен на фактическом материале. Цель очерка – дать образное представление о людях, показать их в действии, раскрыть существо явления. Очерк бывает сюжетным (портрет, проблема) и описательным (событийный, путевой).
Фельетон— это литературный материал, проникнутый духом острой злободневной критики, с особыми приемами изложения. Для фельетона обязательны: живость, легкость, образность, юмор, ирония, насмешка.
Памфлет– злободневное публицистическое произведение, цель и пафос которого – конкретное гражданское, преимущественно социально-политическое обличение.
Приложение 2

Практическое занятие кружка «Юный журналист» по теме «Интервью Цель: научить работать в газетном жанре по составлению информации.

Задачи:
-способствовать развитию навыков сопоставительного анализа газетных жанров и умение составлять публицистический материал разными жанрами; -учить работать с макетом газеты;
-развивать творческие способности воспитанников;
-воспитывать уважительное отношение к родному русскому языку.

Оборудование:
1. Компьютер, мультимедиапроектор, проекционный экран;
2. Газета «Алатырские вести»
Межпредметные связи:
литература;
русский язык;
специальные дисциплины.
Ход урока
1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
2. Повторение ранее пройденного материала.
3. Выполнение практического задания.
4. Распределение полученных публицистических работ на полосы газеты “Алатырские вести” в порядке социальной значимости.
5. Подведение итогов урока.
6. Домашнее задание.

I. Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята. Урок начнём с повторения пройденного материала, после чего выполним практическую работу. При ответах на вопросы обратите внимание на свою речь. Она должна быть чёткой, выразительной и понятной.
II. Опрос учащихся.
· Что такое журналистика? Каналы распространения журналистской продукции.
· В чём заключается журналистское мастерство?
· Кто главный в журналистике? И что значит понятие “хороший материал”?
· Где найти тему? В чём заключается мастерство журналиста? Назовите источники информации.
· Заглянем в историю. Расскажите о первой газете в России. О чём рассказывают современные газеты?
· Дайте понятие жанра? Назовите и охарактеризуйте основные газетные жанры.
· Один из часто используемых жанров – это информация. Назовите виды информации и дайте им характеристику.
· Как корабль назовёшь, так он и поплывёт. И для публицистического материала очень важен заголовок. В крупных редакциях есть специальный работник, который пишет заголовки. Каким должен быть заголовок? Как правильно его написать?
Предполагаемые ответы.
Журналистика — профессиональная деятельность по сбору, переработке и периодическому распространению актуальной социальной информации. Вся собранная информация компонуется в исторически сложившиеся виды журналистского произведения — жанры: газетные, журнальные, телевизионные и радиорепортажи, комментарии, очерки, обозрения и другие. Каналы распространения журналистской продукции: газеты, журналы, телевидение, радио, информационные агентства, Internet.
У журналистов есть такой термин “подача”. От них часто слышишь: “Это, смотря как подать…”, “подадим это необычно…”. От формы преподнесения, подачи материала зависит многое. В ней кроется и оценка события, и нужный зрительский акцент. Цель подачи: обратить внимание читателя на главное в материале. Очень важно, чтобы человеку, открывшему издание, не было скучно. И он, рассматривая страницы газеты, увлёкся бы просмотром и прочитал их от корки до корки. Можно назвать это журналистским креативом (особенностью).
В журналистике всё начинается с корреспондента. Прежде всего, нужно собрать урожай новостей! Для успешной работы корреспонденту необходимо иметь некоторые особенные свойства характера. Это честность, любознательность, любовь к точности, умение распознавать новости, умение видеть факты, умение вызывать людей на разговор, энергичность, самодисциплинированность и беспристрастность. В идеале журналист должен иметь гуманитарное образование, а также хорошо разбираться во многих областях жизни. Самое главное качество опубликованного материала – его достоверность. Он должен быть точным, кратким, ясным.
Перед каждым начинающим журналистом неизбежно встаёт вопрос – о чём писать? Поместим весь огромный мир на информационную линию: семья, дом; двор, улица; школа; село, район, республика; страна; мир; космос; вселенная…
Мастерство журналиста состоит в том, чтобы увидеть, осмыслить, рассказать. Репортёры добывают информацию из трёх источников: документы и записи, интервью, личные наблюдения.
В России Петр I учредил газету “Ведомости”. Ранее для царей переводили и переписывали новости из заграничных газет. Петру I не нужно было переводит газеты, он их читал сам. Но ему нужна была своя газета, в которой он информировал бы о своих нововведениях, пропагандировал свою политику. 17 декабря 1702 года появилась первая русская газета “Ведомости”, которую считают первенцем российской периодики. О чем писали “Ведомости”? “На Москве вновь ныне пушек медных, гаубиц и мортиров вылето 400… А меди на пушечном дворе, которая приготовлена к новому литью, больше 40000 пуд лежит”. Пётр I не боялся опубликовать секретные сведения, чтобы показать мощь государства своим противникам.
Жанр – исторически сложившийся тип, вид журналистского произведения. Жанры журналистики отличаются от литературных достоверностью, адресностью фактов.
Основные газетные жанры:
— информация отвечает на вопросы что? где? когда? Это факты, не содержащие никаких подробностей, не имеющие эмоциональной окраски;
— репортаж отвечает на вопросы Что? Где? Когда? Как? происходило событие. Необходимо показать всё так, чтобы читатель как бы сам побывал на месте происшествия (эффект присутствия);
— вы хотите узнать у специалиста причину случившегося. Задайте вопросы, которые могут возникнуть и у читателя компетентным лицам. Это интервью.
Эти жанры относятся к группе информационных. Аналитические жанры:
— если вы подробно описываете события. Добавляете свои размышления по этому поводу и выносите свои оценки – это корреспонденция;
— если случай натолкнул вас на исследование проблемы, вы набрали статистические данные на несколько лет, познакомились с мнением специалистов, сравнили состояние этой проблемы за рубежом, всё это проанализировали – этот труд называется статья.
Виды информации:
— анонсирующая информация. Предваряет само событие, предупреждает, что оно произойдёт. Например, что такого-то числа будет видно комету, тогда-то откроется выставка и т.д. Оценки автора нет;
— “горящая”. С места события. Самые свежие новости. Иногда на месте события создаётся целый штаб, чтобы доставать свежие новости. Такая тема не сходит со страниц газеты несколько дней. Оценки автора нет;
— после события. Рассказ может содержать подробности и оценку события автором, то есть что он сам думает о происшедшем;
— развлекательная. Ценность не в событии, а в том, как автор смог его подать: остроумно, задиристо и т.п.
Придумать к материалу хороший заголовок – это почти полдела. В том смысле, что материал, считай, уже сложился. Здесь важно избегать стандартов, штампов, банальностей. Заголовки выполняют важные задачи: приближают читателя к содержанию статьи, помогают распределить материалы по степени важности, разбивают текст материалов, выполняя оформительские задачи. Существуют разные типы заголовков: вопросительные, например: “Что у нас на первое?”, утверждающие или информирующие, например: “Горят на площади гирлянды”, восклицательные, например: “Не расстанусь я с друзьями!”, в виде обращения, например: “Дружите с нами!”. В заголовке должна содержаться суть материала. Хороший заголовок содержит только точные ключевые слова. Чем короче заголовок, тем он выразительнее.
III. Практическое задание.
Учитель: Какие интересные события для читателя газеты “Алатырские вести” произошли или произойдут в реальности? Так как журналистика рассказывает только о реальных событиях ( ученики называют события, определяют вид информации).
Задание.
— Напишите каждый свою информацию. Подберите к ней заголовок, который отражает смысл вашего текста (учащиеся зачитывают свои информации, называют заголовки, редактируют).
— Распределите полученные публицистические работы на полосы макета газеты “Алатырские вести” в порядке социальной значимости (учащиеся заполняют макет, создавая газету “Алатырские вести”).
IV. Подведение итогов.
Рефлексия, оценка работы учащихся при выполнении тестового задания и работы над газетой.
V. Домашнее задание.
Подготовить подборку информации разных видов из газет и журналов.
Пожаловаться 28 января 2013
Файлы
Другие материалы автора
Материалы по теме

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru