Диагностическая методика «Мое учение»
Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы анкеты, подчеркнув в тексте нужный ответ или дописав предложение.
1. Учиться в школе мне:
а) интересно;
б) не интересно;
в) не знаю.
2. Я хожу в школу, потому что:
а) мне нужны знания;
б) люблю общаться с друзьями;
в) это требование родителей.
3. Мои любимые предметы:
4. Я испытываю затруднения в учении, потому что:
5. Если бы я был учителем, то помог бы учащимся в следующем:
Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой
Тебе нравится в школе?
не очень
нравится
не нравится
Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
чаще хочется остаться дома
бывает по-разному
иду с радостью
Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
не знаю
остался бы дома
пошел бы в школу
Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
не нравится
бывает по-разному
нравится
Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
хотел бы
не хотел бы
не знаю
Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
не знаю
не хотел бы
хотел бы
Ты часто рассказываешь о школе родителям?
часто
редко
не рассказываю
Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
точно не знаю
хотел бы
не хотел бы
У тебя в классе много друзей?
мало
много
нет друзей
Тебе нравятся твои одноклассники?
нравятся
не очень
не нравятся
Ключ
Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.
№ вопроса |
оценка за 1-й ответ |
оценка за 2-й ответ |
оценка за 3-й ответ |
1 |
1 |
3 |
0 |
2 |
0 |
1 |
3 |
3 |
1 |
0 |
3 |
4 |
3 |
1 |
0 |
5 |
0 |
3 |
1 |
6 |
1 |
3 |
0 |
7 |
3 |
1 |
0 |
8 |
1 |
0 |
3 |
9 |
1 |
3 |
0 |
10 |
3 |
1 |
0 |
Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.
Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.
Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.
Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.
Анкета «Какие качества я в себе воспитал?»
Цель: определить изменения, происшедшие в личности школьника в течение учебного года.
I. Учащемуся необходимо ответить на вопросы и ответить, какие качества у него появились (поставить знак «+»), а какие качества исчезли и стали хуже (поставить знак «-»).
1.Физическая сила и выносливость.
2. Умственная работоспособность.
3. Сила воли.
4. Выдержка, терпение, упорство.
5. Ум, сообразительность.
6. Память.
7. Объем знаний.
8. Внимание и наблюдательность.
9. Критичность.
10. Целеустремленность.
11. Умение планировать работу.
12.Умение организовывать свой труд.
13. умение беречь время.
14. Умение контролировать и анализировать свои поступки.
15. Умение работать самостоятельно.
16. Чуткость и отзывчивость к людям.
17. Умение помогать людям.
18. Умение подчинять свои желания интересам коллектива.
19. Умение видеть и ценить прекрасное в природе, человеке, искусстве.
20. Умение вести себя в обществе.
II. Над какими из вышеперечисленных качеств ты собираешься работать в ближайшее время?
III. Какие специальные способности ты открыл в себе (или сумел развить) в этом году (способности к танцам, музыке, спорту и т.д.)?
IV. Над какими из этих качеств ты работаешь сейчас?
V. Что бы ты хотел пожелать себе на будущее?
Диагностика нравственных приоритетов личности учащегося.
1. Методика неоконченных предложений.
Зависть – это…
Зло – это…
Добро – это…
Ненависть – это …
Дружба – это
Совесть – это…
Честность – это…
Хитрость – это…
Порядочность – это…
Честь – это…
Надежность – это…
Если учащиеся не могут объяснить понятия, организуйте работу по их изучению.
2. Ранжирование понятий.
Проранжируйте понятия по степени личной значимости:
семья, друзья, здоровье, отечество, обучение, успех, карьера, деньги, благосостояние, слава, известность, способности, трудолюбие, учеба.
После того как учащиеся проранжировали понятия, учителю станет понятно, какие проблемы нуждаются в обсуждении на классных часах.
Уважаемый друг!
Если ты полностью согласен с приведенным утверждением, то в бланке ответов с соответствующим номером поставь цифру «4», если скорее согласен, чем не согласен - цифру «3», если трудно сказать - «2», скорее не согласен, чем согласен - «1», полностью не согласен - «0».
Вопросы к тесту «Я - лидер»
-
Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях
-
Мои действия направлены на достижение понятной мне цели
-
Я знаю, как преодолевать трудности
-
Люблю искать и пробовать новое
-
Я легко могу убедить в чем-то моих товарищей
-
Я знаю как вовлечь моих товарищей в общее дело
-
Мне не трудно добиться того, чтобы все хорошо работали
-
Все знакомые относятся ко мне хорошо
-
Я умею распределять свои силы в учебе и труде
-
Я могут четко ответить на вопрос, чего я хочу от жизни
-
Я хорошо планирую свое время и работу
-
Я легко увлекаюсь новым делом
-
Мне легко установить нормальные отношения с товарищами
-
Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их
-
Ни один человек не является для меня загадкой
-
Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными
-
Если у меня плохое настроение, я могу не показывать этого окружающим.
-
Для меня важно достижение цели
-
Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи
-
Я готов рисковать, чтобы испытать новое
-
У меня всегда все получается
-
Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее
-
Хорошо чувствую настроение своих товарищей
-
Я умею поднимать настроение в группе моих товарищей
-
Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется.
-
Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.
-
Не существует проблемы, которую я не могу решить.
-
Принимая решения, перебираю различные варианты
-
Я умею заставить любого человека делать то, что считаю нужным.
-
Умею правильно подобрать людей для организации какого-то дела
-
В отношениях с людьми я достигаю взаимопонимания
-
Я стремлюсь к тому, чтобы меня понимали
-
Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю руки
-
Я никогда не испытываю чувства неуверенности в себе
-
Я стремлюсь решать все проблемы поэтапно, не сразу
-
Я никогда не поступал так, как другие
-
Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием
-
При организации дел я учитываю мнение товарищей
-
Я нахожу выход в сложных ситуациях
-
Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу
-
Никто и никогда не испортит мне настроение
-
Я представляю, как завоевать авторитет среди людей
-
Решая проблемы, использую опыт других.
-
Мне неинтересно заниматься однообразным, рутинным делом
-
Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами
-
Я умею контролировать работу моих товарищей.
-
Умею находить общий язык
-
Мне легко удается сплотить моих товарищей вокруг какого-либо дела
Допиши предложения:
. Твое самое яркое впечатление за дни смены ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
. Больше всего тебя разочаровало ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
. Какие бывают лидеры ______________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
V. Качества лидера - это…
-
_________________________________________________________
-
_________________________________________________________
-
_________________________________________________________
V. Перечисли хотя бы пять положительных качеств лидера
-
_________________________________________________________
-
_________________________________________________________
-
_________________________________________________________
-
_________________________________________________________
-
_________________________________________________________
V. Бывают ли у лидера отрицательные качества?
Да Нет
V. Какие? (допиши) __________________________________________________________________
____________________________________________________________________
V. Твои предложения и пожелания __________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за участие!
- Международный вебинар «Особенности занятий по физической культуре для детей с расстройством аутистического спектра, трудности и их решение, возможности и результативность»
- Международный вебинар «Лицевая гимнастика: комплексы упражнений, подготовка и методика проведения»
- Вебинар «Краеведческая работа библиотек как средство интеграции в социокультурное пространство региона: традиционные формы, новые технологии»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Международный вебинар «Новые технологии для нового поколения. Интерактивная инфографика в детском саду как современный тренд в мнемотехнике»
- Здоровьесбережение в образовательной организации в условиях внедрения ФГОС