В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Использование резиновых эспандеров в силовой подготовке спринтеров массовых разрядов 11-13 лет.









Использование резиновых эспандеров в силовой подготовке спринтеров массовых разрядов 11-13 лет.



Работу выполнила

учитель физической культуры МБОУСОШ № 32

Димитричева Мария Борисовна













Пенза, 2013

Содержание

Введение

Глава I. Силовая подготовка спринтеров массовых разрядов 11-13 лет

  1. Средства развития силы и техники бега на 60 и 200 м

1.2 . Использование резиновых эспандеров в силовой подготовке юных легкоатлетов. 1.2Общие принципы занятий с резиновым эспандером, особенности работы мышц.

Глава 2. Использование резиновых эспандеров в силовой подготовке юных легкоатлетов.

2.1. Общие принципы занятий с резиновым эспандером

2.2 Представление анализ интерпретация результатов исследования

2.3.Рекомендации по применению резиновых эспандеров в силовой подготовке

спортсменов массовых разрядов .

Заключение

Литература и источники







Введение

Актуальность:

Высокая популярность занятий легкой атлетикой во всем мире объясняется широким разнообразием предлагаемых программ, в частности с уклоном на развитие силы, выносливости, положительно влияющих на организм человека.

На современном этапе развития легкой атлетике бег на 60- 200м являются одними из самых коротких и самых ярких видов легкой атлетики, требующих от спортсмена максимального проявления скоростных, силовых, координационных качеств человека. Поэтому возникает вопрос о применение силовых упражнений в тренировочном процессе бегунов на подготовительном этапе. В нашей работе рассматривается подготовка юных легкоатлетов- спринтеров в возрасте 11-13 лет. Силовые упражнения с отягощением (штангой), в этом возрасте использовать не рекомендуют, в связи с низким уровнем сформированности костного скелета[4]. Таким образом, мы предлагаем, заменить их на упражнения с резиновым эспандером сходными по своей структуре с упражнениями со штангой.

Цель: исследования: состоит в изучении силовой подготовки с использованием резиновых эспандеров у спринтеров массовых разрядов 11-13 лет

Объект: силовая подготовка спринтеров массовых разрядов 11-13 лет.

Предмет: использование резиновых эспандеров в силовой подготовке спортсменов массовых разрядов 11-13 лет.

Гипотеза: использование резиновых эспандеров являются эффективным в силовой подготовке спринтеров массовых разрядов 11-13 лет.

Для достижения цели предлагаем решение нескольких задач:

  1. Изучить и проанализировать научно-теоретические аспекты силовой подготовки спринтеров массовых разрядов 11-13 лет;

  2. Разработать и реализовать план силовой тренировки спринтеров массовых разрядов 11-13 лет с использованием резиновых эспандеров (определить последовательность и дозировку применения упражнений)

  3. Обработать и проанализировать результаты исследования.

  4. Разработать рекомендации по применению силовых упражнений с резиновым эспандером спринтеров на 60-200метров.

Методы исследования:

Для решения задач были использованы следующие методы исследования:

1) изучение и научно педагогический анализ источников по исследуемой теме;

2) педагогическое наблюдение;

3) эксперимент

Изучение литературных источников позволило cоставить представлении к состояние исследуемой темы

Педагогические наблюдения были направлены на изучение особенностей использования данного вида подготовки студентами факультета физического воспитания.

Использование педагогических наблюдений позволило создать общую картину построения методики использования эспандеров в силовой подготовке.

Эксперимент- реализация на практике плана силовой подготовки спринтеров массовых разрядов11-13 лет с использованием резиновых эспандеров.

Результаты экспериментальной деятельности следует считать достижения, показанные на соревновательных турнирах (улучшение результатов





















Глава I. Силовая подготовка спринтеров массовых разрядов 11-13 лет

    1. 1.1. Средства развития силы и техники бега на 60 и 200м.

В настоящее время специалистам по физической культуре и спорту предлагается много информации о различных средствах, рекомендуемых для развития силы. Основными средствами развития силы мышц являются различные силовые упражнения, среди которых можно выделить 3 основных вида:

1.Упражнение с внешним сопротивлением

2.Упражнения с преодолением веса собственного тела.

3.Изометрические упражнения.

Упражнения с внешним сопротивлением являются одними из самых эффективных средств развития силы и подразделяются на:

1) упражнения с тяжестями, в том числе и на тренажерах, которые удобны своей универсальностью и избирательностью. С их помощью можно преимущественно воздействовать не только на отдельные мышцы, но и на отдельные части мышц;
2) упражнения с партнером, которые можно использовать не только на учебных занятиях и тренировках в спортивных залах, на стадионах, в манежах, но и в полевых условиях. Эти упражнения оказывают благоприятное эмоциональное воздействие на занимающихся;
3) упражнения с сопротивлением упругих предметов (резиновых амортизаторов, жгутов, различных эспандеров и т. п.) , которые целесообразно применять на самостоятельных занятиях, особенно на утренней физической зарядке. Их преимущество заключается в небольшом собственном весе, малом объеме, простоте использования и транспортировки, широком диапазоне воздействия на различные группы мышц;

4) упражнения в преодолении сопротивления внешней среды эффективны при тренировке в ускоренном передвижении и силовой выносливости (например, бег в гору или по песку, снегу,
Упражнения в преодолении собственного веса широко применяются во всех формах занятий по физической подготовке. Они подразделяются:

1) гимнастические силовые упражнения: подъем переворотом и силой, подтягивание различным хватом на перекладине , поднимание ног к перекладине, лазание по канату, и многие другие;
2) легкоатлетические прыжковые упражнения: однократные и «короткие» прыжковые упражнения, включающие до пяти повторных отталкиваний, «длинные» прыжковые упражнения с многократными отталкиваниями на отрезках 30-50метров, прыжки через легкоатлетические барьеры, прыжки «в глубину» с возвышения с последующим отталкиванием;
3) упражнения в преодолении препятствий (забора, стены, разрушенной лестницы, рва и др.) на специальных тренировочных полосах.

Однократные и короткие» прыжковые упражнения (в том числе с небольшого разбега или с малым отягощением) выполняются с мощным концентрированным усилием при отталкивании и обеспечивают преимущественное развитое стартовой и взрывной» силы, а также реактивной способности мышц. Однако, их тренирующий эффект непродолжителен и ограничен, но он существенно возрастает при рациональном сочетании с другими средствами скоростно-силовой подготовки.

"Длинные" прыжковые упражнения, выполняемые с установкой на быстрое отталкивание, способствуют совершенствованию стартовой силы мышц, а при большом объеме и умеренной интенсивности - совершенствованию специфической скоростной выносливости к проявлению взрывных усилий. Поэтому эти упражнения являются эффективным средством базовой подготовки спортсменов, военнослужащих и представителей всех других профессий, специфика которых предъявляет повышенные требования к специальной физической подготовленности.
Тренирующий эффект : прыжков в глубину "ударный метод" направлен преимущественно на развитие абсолютной, стартовой и "взрывной" силы, мощности усилия, а также реактивной способности мышц, то есть к быстрому переключению их от уступающего к преодолевающему режиму работы в условиях максимума развивающейся в этот момент динамической нагрузки. Применение этого чрезвычайно эффективного средства для тренировки в ускоренном передвижении, в беге на короткие дистанции, в прыжках, преодолении препятствий, требует предварительной подготовки. Они должны выполняться под контролем преподавателей, тренеров или специалистов по физической подготовке. Упражнения в преодолении препятствий являются и самостоятельным разделом физической подготовки, и, в то же время, могут быть использованы как дополнительные средства для развития силы, силовой выносливости и ловкости занимающихся.

Изометрические упражнения, как никакие другие, способствуют одновременному (синхронному) напряжению максимально возможного количества двигательных единиц (ДЕ) работающих мышц. Различаются упражнения в пассивном напряжении (удержание груза и т. п.) и упражнения в активном напряжении мышц (в течение 5-10 секунд в определенной позе). Тренировка с использованием изометрических упражнений требует относительно мало времени, а оборудование для ее проведения весьма простое. Особенно ценны эти упражнения при длительном нахождении в условиях гиподинамии и ограниченного пространства. Например, для операторов, служащих различных учреждений, занятых умственным трудом, для представителей некоторых воинских специальностей и т. д. Однако, использовать статические упражнения следует с большой осторожностью, сочетая их с динамическими упражнениями, а также следуя принципу систематичности и последовательности наращивания нагрузки. Необходимо учитывать мощность воздействия этих упражнений, на нервную и сердечнососудистую системы. Сильное напряжение мышц сдавливает кровеносные сосуды и, как следствие, вызывает локальное нарушение кровотока.

Силовая подготовка существенно влияет на технику бега 60-200метров. Рассмотрим ее немного подробнее:

Бег на короткие дистанции (спринт) условно подразделяется на четыре фазы: начало бега (старт), стартовый разбег, бег по дистанции, финиширование.

1.Начало бега (старт). В спринте применяется низкий старт, позволяющий быстрее начать бег и развить максимальную ско­рость на коротком отрезке.

Для быстрого выхода со старта применяются стартовый ста­нок и колодки [рис. 1 Приложение 1].

По команде «На старт» бегун становится впереди колодок, приседает и ставит руки впереди стартовой линии. По команде «Внимание» бегун слегка выпрямляет ноги, отде­ляет колено сзади стоящей ноги от дорожки.

Услышав выстрел (или дру­гой стартовый сигнал), бегун мгновенно устремляется вперед.

Правильное и стремительное выполнение первых шагов со стар­та зависит от выталкивания тела под острым углом к дорожке, а также от силы и быстроты движений бегуна [рис. 2,3 Приложение 1].

К моменту достижения высшей скорости туловище бегуна незначительно (72—80°) наклонено вперед. В те­чение бегового шага происходит изменение величины наклона. Во время отталкивания наклон туловища уменьшается, а в полет­ной фазе он увеличивается и снижается скорость его подъема. Отталкивание завершается разгибанием опорной ноги в коленном и голеностопном суставах (подошвенное сгибание) [рис. 4 Приложение 1].

Техника бега спринтера нарушается, если он не расслабляет тех мышц, которые в каждый данный момент не принимают ак­тивного участия в работе. Успех в развитии скорости бега в зна­чительной мере зависит от умения бежать, а возможность дотянуться до плоскости финиша практически одинакова. Она определяется максимально возможным выведением ОЦМТ вперед в момент финишного броска. При броске на ленточку уско­ряется не продвижение бегуна, а момент соприкосновения его с плоскостью финиша за счет ускорения движения верхней части тела (туловища) при относительном замедлении нижней, с финишной лентой.







1.2 . Использование резиновых эспандеров в силовой подготовке юных легкоатлетов.

Учитывая возрастные особенности развития силы и силовой выносливости, рекомендуется начинать занятия с эспандером с 11–13 лет. В более раннем возрасте вполне достаточно использовать силовые упражнения, где отягощением является вес собственного тела и отдельных его частей. А вот для дальнейшего прогресса развития силы, силовой выносливости большую пользу принесет работа с амортизаторами.

По сравнению с классическими гимнастическими упражнениями применение эспандеров дает возможность легко регулировать нагрузку: снижать или повышать ее. Постепенное уменьшение длины резинового эспандера, повышение его упругости позволяет развивать не только силовую выносливость, но и собственно силовые качества, воздействовать на увеличение мышечного поперечника, а в конечном итоге и на телосложение человека. Таким образом, применение амортизаторов дает дополнительный тренировочный эффект, который заключается в следующем:

- увеличение интенсивности воздействия при выполнении нагрузок, связанных с аэробными упражнениями;

- повышение интенсивности силовых тренировок;

- увеличение эмоциональности занятий;

- разнообразие комплексов.

Однако следует помнить, что тренировка с эспандерами, как и другие оздоровительные тренировки, связана и с риском получения травм, что возможно в следующих случаях:

-несоблюдение техники безопасности занятий

-несоблюдение гигиенических условий, например повышенная температура в зале, что может привести к перегреву, тепловому удару

-отсутствие учета индивидуального физического состояния человека

-несоблюдение правил тренировки, в частности принципа постепенности и доступности

1.3. Общие принципы занятий с резиновым эспандером, особенности работы мышц

В связи с морфофункциональными свойствами самих мышц различают медленные и быстрые мышечные волокна. Медленные мышечные волокна более приспособлены к обеспечению относительно небольших по силе и длительности сокращений, характерных для продолжительной работы на выносливость. Быстрые мышечные волокна лучше приспособлены для кратковременных сокращений.

Силовой тренинг с эспандером включает в основном упражнения, выполняемые в спокойном темпе, и позволяет вовлекать в работу медленные мышечные волокна. Работа с эспандерами, создающая эластическую тягу, исключает возможность использования рывковых движений, приводящих к ускорению звеньев тела в определенной фазе выполнения упражнения и облегчающих его выполнение.

Эластические свойства самого эспандера позволяют выполнять движения и в скоростно-силовом режиме с участием быстрых мышечных волокон. Одновременно при тренировке с резиной, требующей согласованной работы мышц, совершенствуется координация движений - мышц-синергистов, способствующих выполнению движения; мышц-антагонистов, препятствующих выполнению движения.

Наиболее простыми и удобными для занимающихся легкой атлетикой являются ленточные резиновые амортизаторы: резиновые шнуры, ленты, жгуты. Благодаря эластичности материала сопротивление увеличивается постепенно от минимума до максимума, превышающего в 2-3 раза исходную величину. Чтобы подобрать нужную нагрузку, сложите ленты или жгуты вдвое, втрое и т.д., длину регулируйте, наматывая излишек на кулаки. B исходном положение - жгут должен быть слегка растянут. Выполнением упражнения "до отказа" считается выполнение его до утомления. После выполнения разминки, можно приступить к основной части тренировки с резиновыми амортизаторами[4]



Глава II. Организация проведения исследования
2.1. Описание выборки, хода исследования

Исследования проводились на базе МБОУ СОШ № 32 г. Пензы (июнь-январь 2012-2013)

На первом этапе исследования (июнь – август 2012 г) проводился анализ научно-методической литературы, осуществлялся анализ и обоснование метода повторения недельных циклов подготовительном этапе подготовки спринтеров массовых разрядов.

На втором этапе исследования (сентябрь 2012 г.) на основе полученной информации составлялся тренировочный план, сформирована экспериментальная группа в составе 10 человек, проведена первичная диагностика, получены исходные данные спринтеров.

План составлялся с учетом возраста, индивидуальных особенностей занимающихся. Особое внимание уделялось организационным аспектам, порядку и качеству выполняемых упражнений, результатам, анализ которых позволил определять эффективность использования данной методики.

Таким образом, рассмотрим план тренировки спортсменов массовых разрядов и методику проведения упражнений с резиновым эспандером.

При занятиях с резиновыми эспандерами должны быть приняты меры предосторожности, чтобы избежать несчастных случаев. В частности перед каждым занятие необходимо проверять крепление эспандеров, выполнять все упражнения по команде преподавателя. Занятия осенью лучше проводить на свежем воздухе, на площадке где есть различные приспособления для крепления эспандера, а зимой в спортивном зале, предварительно проветрив помещение.

Рассмотрим особенности занятий с резиновым эспандером:

1) Перед основной работой с резиновыми эспандерами необходима разминка, мы предлагаем (1-1,5км), за это время мышцы успевают разогреться, после общеразвивающие упражнения, затем специально беговые упражнения (высокое поднимание бедра, захлест голени назад), только тогда спортсмен может приступать к силовой тренировке.

2) В упражнениях с эспандером целесообразно воздействовать на определенные мышечные группы (стопы и голени, коленного и тазобедренного сустава передней и задней части туловища);

3) При выполнении упражнений с эспандером необходимо следить за техникой выполнения:

Наибольший эффект в развитии силы дает быстрый характер выполнения упражнений с эспандером.

4) Количество повторений в одном подходе . 10-15 р. в упражнениях с применением малых отягощений с эспандером, 3-5 средних 1-2 –больших и максимальных.

5) Небольшие отягощения, к которым крепится эспандер (пояс, жакет 1-2 кг.) применяются непосредственно в беге на месте и отдельных специально беговых упражнениях на отдельных тренировочных занятиях.

6) Нагрузка в силовой подготовке постепенно возрастает как по объему (большее число повторений) так и по интенсивности (увеличение веса отягощений).

7) В начале подготовительного периода работы над развитием силы наибольший эффект дают занятия с эспандером малыми отягощениями (до 50% от максимального) через 1 месяц целесообразно переходить к средним отягощениям(60 -70 %), и только при высоком уровне развития силы дальнейший ее рост будет обеспечиваться применением больших (85-90 % ) и максимальных отягощений с резиновым эспандером.

8) Приведем наиболее эффективные упражнения для развития силы мышц, принимающих активное участие при беге на 60 -200метров спортсменов массовых разрядов [рис 5 Приложение 1] .

Примерный план силовой тренировки спринтеров массовых разрядов

Учитывая то, что силовые тренировки проводятся в нашем эксперименте 3 раза в неделю, рассмотрим их поподробнее:

Вторник

  1. Легкий бег – 1км

  2. Разминка 20 мин.

  3. СБУ (специально-беговые и подводящие упражнения)

  4. Работа рук на месте 3 подхода по 16 раз

  5. Бег на месте с сопротивлением 3 подхода по 20 сек.

  6. Приседания (полуприсед) с эспандером 3 по 20 раз

  7. Разводка рук с эспандером вверх и в стороны 4 по 15 раз

  8. Разводка, лежа на наклонной скамье 3 х15 раз

  9. Восстановительные упражнения (заминка) 5 мин.

Четверг.

  1. Легкий бег –1 км

  2. Разминка 20 мин.

  3. СБУ (специально-беговые и подводящие упражнения)

  4. Приседания с эспандером 4 по 20 раз

  5. Упражнения для мышц задней поверхности бедра 4 по 30 раз (небольшое натяжение эспандера)

  6. Упражнения для мышц передней поверхности бедра (отведение, приведение) 2 и 2 по 30 раз

  7. Упражнение для мышц спины (становая тяга, наклоны вперед эспандер закреплен на шее)

  8. Восстановительные упражнения 5 мин.

Суббота

  1. Легкий бег 1 км

  2. Разминка 30 мин.

  3. СБУ (специально-беговые и подводящие упражнения)

  4. Прыжки в шаге с резиновым сопротивлением 8 по 40м

  5. Пробежка 8 по80 м (4 и 8 пробежка на время)

  6. Низкий старт 4 по 10 м

  7. Низкий старт 4 по 10 м с резиновым эспандером

  8. Стартовый разгон 4 по 30м с резиновым эспандером

  9. Восстановительные упражнения 5 мин.

На третьем этапе (октябрь - январь) проводился педагогический эксперимент с группой спринтеров 11-13 лет.

На четвертом этапе (январь2013 г), все спортсмены прошли окончательное тестирование (выступление на 3 этапе Гран - При по легкой атлетике «Здоровый город - Здоровые люди» в Д.С. «Рубин») Педагогическое исследование проводилось в 20012 -2013 г. Длительность составила 8 месяцев.

2.2 Представление анализ интерпретация результатов исследования

Педагогическая проверка использовалась для определения эффективности обоснования метода повторения недельных циклов, на подготовительном периоде спринтеров массовых разрядов на основе использования недельного тренировочного плана с небольшими изменениями интенсивности силовых упражнений с резиновым эспандером и времени отдыха между ними, которому предшествовала разработка гипотезы и плана проведения экспериментальной части работы.

При проведение первичной и вторичной диагностики были получены следующие данные спринтеров массовых разрядов

Таблица 1

Исходные данные экспериментальной группы (n=10)

(октябрь 20012 г)





Ф.И.

Год

рождения

Квалифи-

кация



60м



200м

1

Тюрина Екатерина

1999

2 юн

9.9

35.2

2

Ненахова Алина

1998

2 юн.

9.8

35.0

3

Ненахова Виктория

1999

3 юн.

10.5

37.1

4

Демина Лена

1997

3 юн.

10.2

36.2

5

Петухова Юлия

1999

3 юн.

10.4

36.9

6

Никитина Ирина

1998

3

8.9

31.0

7

Каменева Ирина

1998

3 юн.

10.4

36.0

8

Чернышова Инна

1998

2 юн.

9.7

34.2

9

Тарасова Ирина

1997

3 юн

10.4

36.6

10

ПронинаАлена

1999

2 юн

9.6

34.3



Таблица 2

Конечные данные экспериментальной группы (n=10)

(январь 2013 г)





Ф.И.

Год

рождения

Квалификация




60 м



200 м

1

Тюрина Екатерина

1999

1 юн.

9.4

33.0

2

Ненахова Алина

1998

1 юн.

9.3

32.8

3

Ненахова Виктория

1999

2 юн.

9.9

35.0

4

Демина Елена

1997

2 юн.

9.8

34.8

5

Тарасова Ирина

1999

2 юн

9.6

34.9

6

Никитина Ирина

1998

2

8.4

28.4

7

Каменева Ирина

1998

2 юн.

9.7

35.0

8

Чернышова Инна

1998

1 юн

9.3

32.9

9

Тарасова Ирина

1997

2 юн

9.8

35.0

10

Пронина Алена

1999

1 юн

9.4

32.8





Таблица 3

Динамика роста результатов экспериментальной группы (n=7)





Ф.И.

50м

200м

в, сек

в %

в, сек

в %

1

Тюрина Екатерина

-0.5

5.3

-2

6.6

2

Ненахова Алина

-0.5

4.2

-3

9.3

3

Ненахова Виктория

-0.6

6.1

-2

6

4

Демина Елена

-0.4

4.1

-1.4

4

5

Тарасова Ирина

-0.1

1

-2

5.7

6

Никитина Ирина

-о.5

6

-3

9.1

7

Каменева Ирина

-0.7

7.2

-1

3

8

Чернышова Инна

-о.4

4.3

-1

4

9

Тарасова Ирина

-0.6

6.1

-1.6

4.5

10

Пронина Алена

-0.2

2.1

-1.5

7.1

Средний прирост в , сек

0.4

1,8

Средний прирост в, %

4.6

5.9



В результате нашего исследования, гипотеза подтвердилась.

Анализ результатов позволил показать эффективность использование метода повторения недельных циклов на подготовительном этапе тренировочной деятельности спринтеров различной квалификации. Из десяти спортсменов 10 улучшили свои личные достижения

1 человек повысил свою квалификацию, выполнив 2 взрослый разряд, что является лучшим доказательством эффективности методики [таб. № 3]



2.3.Рекомендации по применению резиновых эспандеров в силовой подготовке спортсменов массовых разрядов.

Предложенные ниже рекомендации разработаны с учетом полученных результатов.

1)Результаты спортсменов тренирующихся по методу повторения недельных циклов в подготовительном периоде имеют положительную динамику, что является обоснованием для практического использования метода

2) Использование метода повторения недельных циклов эффективно для спортсменов различной квалификации.

3) Методика проведения урока оздоровительной тренировки для начинающих и хорошо подготовленных. спортсменов.

4) Резиновый эспандер можно применять на уроках физической культуры.



























Заключение.

В заключение исследования можно подвести итоги - поставленные задачи и цель выполнены:

Для достижения цели предлагаем решение нескольких задач:

1) Изучены и проанализированы научно-теоретические аспекты силовой подготовки спринтеров массовых разрядов 11-13 лет;

2) Разработан и реализован план силовой тренировки спринтеров массовых разрядов 11-13 лет с использованием резиновых эспандеров (определена последовательность и дозировка применения упражнений

3) Обработаны и проанализированы результаты исследования.

4) Разработаны рекомендации по применению силовых упражнений с резиновым эспандером спринтеров на 60-200метров.

Работа не окончена, а будет продолжена в течение учебного года.







Литература и источники

  1. Алабин В., Кривоносов М. «Тренажеры и специальные упражнения в легкой атлетике. 2-е изд.». – М.: ФИС, 1982 г.

  2. Аракелян Е.Е., Мирзоев О.М. «Совершенствование технического мастерства легкоатлетов различной квалификации: Сборник научных трудов кафедры теории и методики легкой атлетики РГАФК. – М.: Спринт, 2000 г.

  3. Бартенев Л. В. «Бег на короткие дистанции». – М.: ФИС, 1991г.

  4. Верхошанский Ю. В. «Основы специальной силовой подготовки в спорте». – М.;1990 г.

  5. Ионов Д.П. «Бег во всех измерениях». – Лениздат; 1984 г.

  6. Костынова Л. А. «Бег» пособие по легкой атлетике. – Ленинград; 1962 г.

  7. Озолин Э. С. «Спринтерский бег». – М.: ФИС, 1986 г. г

  8. Озолин Э. С. «Молодому коллеге». – М.; 1992 г.

  9. Попов В.Б. « 555 специальных упражнений в подготовке легкоатлетов». – М.;2002 г.

  10. Петровский В. В. «Бег на короткие дистанции». – М.; 1978 г.

  11. Т. М. Ф. В. под редакцией Матвеева Л. П. – М.; 1976 г.

  12. Тер-Ованесян И. А. «Подготовка легкоатлета: современный взгляд». – М.: Терра-спорт, 2000 г.

  13. Хоменков Л. С. «Бег на короткие дистанции». – М.: ФИС, 1953 г.









19


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров