В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Урок "Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова" (2 класс)

Урок "Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова" (2 класс)

Татьяна Ковригина
Тип материала: Урок
просмотров: 14032
Краткое описание
Урок разработан в соответствии с ФГОС НОО в форме технологической карты, где на каждом этапе прописаны цели деятельности учителя и учащихся, даны рекомендации. На данном учебном занятии создаются условия для организации деятельности учащихся по применению алгоритма проверки парных по звонкости-глухости согласных и безударных гласных в корне слова; развития наблюдательности, произвольного внимания.
Описание
Предмет: русский язык.
Класс: 2.
Тема урока: Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова.
УМК «Начальная школа XXI»
Тип урока:урок закрепления знаний / решение частной задачи
Вид урока: урок-практикум.

Педагогические цели урока: создать условия для организации деятельности учащихся по применению алгоритма проверки парных по звонкости-глухости согласных и безударных гласных в корне слова; способствовать развитию наблюдательности, произвольного внимания, используя приемы анализа, синтеза при рассмотрении языкового материала; содействовать реализации себя в процессе познавательной и интеллектуальной деятельности, развитию устойчивого интереса к знаниям и потребности в их самостоятельном поиске, умению работать в паре и группе, вести диалог: ученик-ученик, ученик-учитель, способствовать формированию адекватной самооценки. Планируемые результаты: Предметные:умеют наблюдать за чередованием согласных звуков в конце слова и гласных звуков в корне слова. Личностные: осознают язык как основное средство человеческого общения; проявляют способность к самоорганизованности; владеют коммуникативными умениями. Метапредметные УУД: регулятивные:адекватно воспринимают комментарии результатов деятельности со стороны учителя; удерживают цель деятельности до получения результата, осуществляют контроль деятельности; познавательные:умеют работать с орфограммой, приводят примеры способов проверки; коммуникативные:строят понятные для слушателей высказывания; умеют задавать вопросы; формулируют простые выводы.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Урок_русского_языка.doc Скачать


Муниципальное казенное образовательное учреждение

Кумылженская средняя общеобразовательная школа № 1 им. Знаменского А.Д. Кумылженского района Волгоградской области













Урок русского языка во 2 классе

Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова

УМК «Начальная школа XXI»















Автор – составитель:

Головчак Ирина Ивановна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории












ст. Кумылженская - 2013

Предмет: русский язык.

Класс: 2.

Тема урока: Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова.

УМК «Начальная школа XXI»

Тип урока: урок закрепления знаний / решение частной задачи

Вид урока: урок-практикум.


Педагогические цели урока:

создать условия для организации деятельности учащихся по применению алгоритма проверки парных по звонкости-глухости согласных и безударных гласных в корне слова; способствовать развитию наблюдательности, произвольного внимания, используя приемы анализа, синтеза при рассмотрении языкового материала; содействовать реализации себя в процессе познавательной и интеллектуальной деятельности, развитию устойчивого интереса к знаниям и потребности в их самостоятельном поиске, умению работать в паре и группе, вести диалог: ученик-ученик, ученик-учитель, способствовать формированию адекватной самооценки.


Планируемые результаты:

Предметные: умеют наблюдать за чередованием согласных звуков в конце слова и гласных звуков в корне слова.

Личностные: осознают язык как основное средство человеческого общения; проявляют способность к самоорганизованности; владеют коммуникативными умениями.


Метапредметные УУД:

регулятивные: адекватно воспринимают комментарии результатов деятельности со стороны учителя; удерживают цель деятельности до получения результата, осуществляют контроль деятельности;

познавательные: умеют работать с орфограммой, приводят примеры способов проверки;

коммуникативные: строят понятные для слушателей высказывания; умеют задавать вопросы; формулируют простые выводы.


Образовательные ресурсы: 1) Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. Ч. 1 / С. В. Иванов, А.О. Евдокимова, М. И. Кузнецова и др. – М: Вентана – Граф, 2012.

2) Пишем грамотно: 2 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. Ч. 1 / М. И. Кузнецова и др. – М: Вентана – Граф, 2012.

3) Учебная презентация.

4) Интерактивная доска.

5) Сигнальные карточки.

6) Тест «Правописание гласных и согласных в корне слова»

7) Ладошки «Все в твоих руках» для рефлексии.




Этапы работы

Содержание этапа

1

Организационный момент, включающий:

Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока: эмоциональный настрой учащихся, овладеть активным вниманием.

Цель и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: обучение младших школьников совместному решению задач; очередной шаг на пути к формированию коммуникативных компетентностей.

Динамично помогает начать урок такой метод, как психологический настрой «Все в твоих руках»! Он помогает мобилизовать, внутренне организовать себя, сосредоточиться.

Организационный момент

1. Психологический настрой «Всё в твоих руках».

- Наш урок мне хочется начать восточной притчей: «Жил мудрец, который знал всё. Его ученик захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» а сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».
- Как вы понимаете выражение мудреца «Все в твоих руках»?

- Многое в жизни зависит от нас самих, например, в наших руках желание учиться, узнавать что-то новое, интересное.


2. Работа с пословицей.

- Прочитайте девиз нашего урока:

«Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости».

- Как вы понимаете смысл пословицы?

- Мы каждый день узнаем что-то новое.

- Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня на уроке нам понадобится этот сундучок.

- А где получают новые знания?

- В школе, в колледже, институте, из книг, фильмов, интернета.

- Какие качества вам понадобятся на уроке, чтобы овладеть знаниями?

- Внимательность, сосредоточенность, усидчивость, трудолюбие?

- Какое у вас сегодня настроение? Покажите смайликами.

- Хорошее, спокойное, готовы работать на уроке.

- У нас с вами необычный урок. Мы все успеем с вами сделать и покажем хорошие знания, потому что он называется…(Дети читают на доске: Урок по теме : )

- Чтобы определить тему нашего урока, сначала давайте покажем свои знания и проверим домашнюю работу.

2.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

Цели, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока: определять в корне слова изучаемые орфограммы (применение алгоритма проверки согласных парных по звонкости - глухости и безударных гласных)

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: проверить умения по осознанному применению способов проверки согласных парных по звонкости - глухости и безударных гласных; контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Приём использования сигнальных карточек позволяет проконтролировать усвоение учащимися теоретического материала.

Критерием достижения целей и задач данного этапа урока является правильность выполнения задания, повторение алгоритма правописания проверки согласных парных по звонкости - глухости и безударных гласных.

Методы: Беседа и устный опрос.

Форма работы: фронтальная.

1. Проверка домашнего задания.

- Какие вопросы возникли при выполнении домашнего задания?

- Как выполняли домашнее задание?

- По группам.

- Давайте проверим. Откройте рабочие тетради «Пишем грамотно» на странице 45, найдем упражнение №1.

- Первая группа, какое задание вам было необходимо сделать?

- Какие слова выписали?

- Чему вы учились, выполняя это домашнее задание?

- На какое правило были подобраны слова?

- Как определить правильность написания безударного гласного в корне слова?

- Если вы согласны с выполнением домашнего задания, покажите сигнальной карточкой.

- Вторая группа ребят, какое у вас было задание?

- Упражнение № 5 на станице 47.

- Что вы, ребята делали?

- Выписывали слова, в которых надо было проверить написание согласных звуков в корне слова.

- Зачитайте слова.

- Чему вы учились, выполняя это задание?

- Что необходимо делать, чтобы не ошибиться в написании согласных на конце слов?

- Если вы согласны с выполнением домашнего задания, покажите сигнальной карточкой.

- Кто догадался, над какой проблемой мы будем сегодня работать?

- Итак, тема нашего урока …

3.

Повторение и обобщение учебного материала

Учебная цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока: иметь конкретное представление об алгоритме проверки парных по звонкости-глухости согласных и безударных гласных в корне слова; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; учиться учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; используя приемы анализа, синтеза при рассмотрении языкового материала, развивать наблюдательность, произвольное внимание.

Цели и задачи, которые учитель ставит перед собой на данном этапе урока: закрепить у учащихся умения определять в корне слова изучаемые орфограммы; учить аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Критерием, позволяющим определить степень усвоения учащимися учебного материала, является публичное выступление перед классом.

Серия вопросов позволяет фиксировать результат, достигнутый на каждом этапе изучения темы.

Форма работы – парная.

Приём мотивации: разрешение спорной ситуации, способствует лучшему восприятию материала.

Средством организации внимания является просмотр слайдов с помощью проектора и компьютера.

Физкультминутка позволяет снять напряжение и способствует закреплению материала урока.

1. Постановка учебной задачи.

– В каком положении написание гласного звука вызывает сомнение?

- В безударном. Какую цель мы поставим, чтобы решить главную проблему урока?

- Научиться правильно писать слова с безударной гласной в корне слова и слова с написанием согласных на конце слов.

- Молодцы!

- Какие бывают гласные? (Ударные и безударные.)

– Какие гласные в безударных слогах нужно проверять?

- А, о, и, е, я.

– Как проверить написание безударного гласного звука? (Изменить форму слова или подобрать однокоренное слово.)

- Послушайте, что говорят гласных звуках:

- Если в корне гласный звук

Вызвал вдруг сомнение,

То его немедленно

Ставь под ударение.

- Давайте вспомним алгоритм работы с безударной гласной.

2. Работа по карточке.

- Вставьте пропущенные буквы в слова 1 –го и 2-го столбиков.

Самостоятельное выполнение.

1 столбик 2 столбик

Р…КА Н…РА

З…МА СТР…ЛА

СВ…ТЛО В…ЛНА

ДР…ВА Л…НЕЙКА

ТР…ВА Д…МА

3. Взаимопроверка (Работа в парах).

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте, если есть ошибки, то исправьте карандашом.

- У кого нет ошибок? Просигнальте карточками.

- У кого одна ошибка?

- Кто допустил две ошибки?

- На какое правило были подобраны слова?

- Чему сейчас учились?

- Что необходимо делать, чтобы не ошибиться в написании согласного на конце слов?

- Для этого надо изменить слово так, чтобы за этой согласной следовала гласная.

- Послушайте, что говорят о парных согласных звуках:

- Если слышишь парный звук,

Будь внимательным, мой друг,

Парный сразу проверяй,

Слово смело изменяй:

Зуб – на зубы, лёд на льды –

Будешь грамотным и ты.

- Спишите и вставьте пропущенные буквы в слова 3-го и 4-го столбика.

Самостоятельное выполнение.

3 СТОЛБИК 4 СТОЛБИК

ДОРО…КА УКА…КА

ГАРА… ОШИ…КА

ШАЛА… КНО…КА

БЕСЕ…КА РЕ…КА

ДРУ… ВРА…

4. Взаимопроверка (Работа в парах).

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте, если есть ошибки, то исправьте карандашом.

- Есть ли ребята, которые выполнили без ошибок? Покажите карточки.

- Кто допустил одну ошибку?

- На какое правило были подобраны слова?

- Чему сейчас учились?

5. Физминутка

4.

Закрепление учебного материала

Результат, который должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока: каждый ученик сможет оценить свои знания и умения в рамках предметного материала изученного по теме; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Цели и задачи, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока: проверить усвоение теоретического материала, практический уровень овладения пройденным материалом.

Учить осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимную помощь.

Дифференцированная работа с текстом, в котором допущены орфографические ошибки и упражнение №2 из учебника на странице 105 направлены на развитие орфографической зоркости. Выполняются самостоятельно с последующей коллективной проверкой.



Критерием, позволяющим определить степень усвоения учащимися учебного материала, являются задание с подборкой слов для проверки орфограммы «Парные по звонкости-глухости согласные в корне слов и тест.

Форма работы: групповая, парная и индивидуальная.

Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Рефлексия «Все в твоих руках», когда дети обводят свою левую руку и пишут свою позицию, позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика.

1. Дифференцированная работа.

Работа с текстом, в котором допущены орфографические ошибки.

Снег укутал диревья. Дуп в мохнатой шабке. На ветках бирёз белый иней. Ёлочька спряталась в сугроп. Не страшен диревьям холот и марос!

- 1-й вариант. Выпишите слова, в которых допущена ошибка на безударную гласную.

- 2-й вариант. Выпишите слова, в которых допущена ошибка на написание согласной на конце слова.

- Были ли слова, в которых допущены ошибки на другое правило?

- Назовите эти слова

- Оцените свою работу.

2. Подбор слов для проверки орфограммы «Парные по звонкости-глухости согласные в корне слова».

- Вставьте пропущенные буквы. Докажите свое мнение.

Я гнала гусей на пру...,

Поломала тонкий пру....

Прекрасный куст душистых ро…,

Под солнцем в нашем парке ро …

На грядках зеленеет лу..,

Похожи грядки теперь на лу...

Мальчишек радостный наро….

Коньками звучно режет лё….

3. Физкультминутка для глаз.

4. Работа по учебнику на странице 105. Упражнение 2 по заданию

5. Тест

1) Выберите правильный ответ:

Для проверки написания безударной гласной в корне слова надо:

А) изменить слово

Б) поставить ударение

В) изменить слово так, чтобы на безударную гласную падало ударение.

2) Могут ли слова с безударной гласной Е в корне проверяться буквой Е?

А) да

Б) нет

3) Укажите слова, которые имеют безударную гласную в корне слова:

А) звезда

Б) дождь

В) окна

Г) глаза

4) Выберите правильный ответ:

Для проверки написания парных звонких и глухих согласных в корне слов надо:

А) подобрать парный согласный

Б) изменить слово так, чтобы после парного согласного стоял гласный

В) изменить слово так, чтобы согласный стал звонким.

5) Укажите. в каких словах на месте пропусков необходимо писать букву Д:

А) пря…ки

Б) медве…ь

В) обе…

Г) у..ка

Д) заво…

6. Взаимопроверка. (Работа в парах).

- Делаем проверку. Поменяемся листочками с соседом.

- Для чего мы проводили тест?

- Чтобы проверить, как мы научились проверять буквы гласных и согласных в корне слова.

- Ребята, а чем бы вы пополнили свои сундучки знаний сегодня?


7. Рефлексия. («Все в твоих руках»)


Быстро время пролетело

И идет к концу урок.

Так давайте без задержки

Подведем всему итог.

- Ребята, а чем бы вы пополнили свои сундучки знаний сегодня?

- Мне бы хотелось бы, чтобы каждый из вас оценил свои старания, свой труд. (На листе бумаги дети обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.)

Большой – сегодня на уроке я научился …

Указательный – я очень хорошо работал

Средний – мне было трудно (мне не понравилось).
Безымянный – мне было интересно узнать о

Мизинец – для меня было недостаточно …
- Мне тоже хочется поблагодарить вас за отличную работу!

5.

Задание на дом.

В ходе выполнения домашнего задания учащиеся должны учиться: составлять предложения, употребив в них слова с безударными гласными в корне или с согласными на конце слов осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Цель, которую хочет достичь учитель: закрепить умения в составлении предложений, употребив в них слова с безударными гласными в корне или с согласными на конце слов. Осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию.

Д/З по выбору:

1. Подобрать, используя дополнительную литературу, 3-5 предложений, в которых встречаются слова с безударными гласными в корне или с согласными на конце слов.

2. Учебник, страница 108, упражнение 3.



1 часть.pptx Скачать
2 часть.pptx Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос