В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

"Мой дом-у Полярного круга"

Лариса Носкова Лариса Носкова
Тип материала: Программа
Рейтинг: 123  голосов:1    просмотров: 1394
Краткое описание
      Данная учебно-методическая разработка является составной частью блока воспитательной работы.
     Главной целью факультативного курса по краеведению является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, и желающего принять активное участие в его сохранении.

Описание
«Мой дом — у Полярного круга»
Учебно-методические разработки с электронными образовательными ресурсами.
Данная учебно-методическая разработка является составной частью блока воспитательной работы. Смело назвать патриотом можно только того человека, который любит и уважает природу, традиции и культуру родного края.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое.
У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь.
В настоящее время в обществе возрождается интерес к краеведению. Его цель – в осуществлении связей прошлого и настоящего, в бережном отношении к памяти, истории, необходимого юному поколению духа патриотизма.
Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа. Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой.
Н.К. Крупская считала: «Необходимо учителю вооружиться методом изучения окружающей действительности…Он должен быть в сущности краеведом».
Введение национально-регионального компонента в образовательный процесс является одним из элементов исторического образования в школе.
Во-первых, это важное средство формирования исторического мышления учащихся, их национального самосознания. Краеведение помогает реализовать одно из положений Закона «Об образовании», в частности, его ключевую идею о единстве и интересов личности, общества и государства в деле воспитания граждан своей страны, необходимо привить детям чувство любви, в первую очередь, к малой Родине. Дети должны знать прошлое, традиции своего края.
Во-вторых, региональный компонент в образовании выполняет важную психолого-педагогическую задачу, т.к. играет МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКУЮ роль, дает ощущение, что каждый человек – соучастник исторических событий, которые пришлись на его долю. В-третьих, приобретение навыков самостоятельной исследовательской работы составляет развивающую цель, реализация которой возможна при ведении краеведения в учебно-воспитательный процесс. <imagedata src=«file:///C:%5CDOCUME~1%5CAdmin%5CLOCALS~1%5CTemp%5Cmsohtmlclip1%5C01%5Cclip_image001.gif» o:title=«sneg(1)»>
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цели:
Главной целью факультативного курса по краеведению является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, и желающего принять активное участие в его сохранении.
Образовательные задачи:
· формирование представлений о животном и растительном мире тундры;
· ознакомление с народами, населяющих край, их культурой и традициями;
· расширение и углубление знаний о животных и растениях, которые внесены в Красную книгу.
Воспитательные задачи:
· развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
· формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;
· укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только уч-ся, но и родителей; наличие богатых возможностей для большого количества уч-ся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры; активное участие в общественной жизни города и края.
· формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;
· позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней.
Развивающие задачи:
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;
· формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни. Итоговой работойпо курсу является создание и защита проекта «Я на Севере живу». <imagedata src=«file:///C:%5CDOCUME~1%5CAdmin%5CLOCALS~1%5CTemp%5Cmsohtmlclip1%5C01%5Cclip_image001.gif» o:title=«sneg(1)»>
ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ
Уроки (занятия) сопровождаются электронным образовательным ресурсом. Проводятся 1 раз в месяц. Каждый урок (занятие) является самостоятельной единицей, но сохраняет общую логику проведения занятий и реализует задачи, поставленные перед всем курсом. Во время уроков (занятий) и подготовки к ним используется научный, публицистический и литературно-художественный материал, данные документальных источников, материалов краеведческого музея, материалы самостоятельных творческих работ учащихся, выполненные ими во время факультативных занятий, что позволяет вести обучение на качественном высоком уровне.

<imagedata src=«file:///C:%5CDOCUME~1%5CAdmin%5CLOCALS~1%5CTemp%5Cmsohtmlclip1%5C01%5Cclip_image001.gif» o:title=«sneg(1)»>
ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Опыт может быть предложендля использования учителями: · на уроках Окружающего мира при изучении тем «Природные зоны России»; · на уроках Литературного чтения при изучении тем о природе, о животных; · на уроках информатики; · во внеклассных мероприятиях; · в исследовательской или проектной деятельности. Этот курс могут использовать воспитатели в детских садах, а также педагоги дополнительного образования, сотрудники краеведческого музея, всем заинтересованные педагоги и родители, учащиеся.
<imagedata src=«file:///C:%5CDOCUME~1%5CAdmin%5CLOCALS~1%5CTemp%5Cmsohtmlclip1%5C01%5Cclip_image001.gif» o:title=«sneg(1)»>
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Итог курса предполагает:
· освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, социальной и культурной жизни своего края, об окружающей среде, путях её сохранения или улучшения и рационального использования;
· стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации.

Эффективность обучения по данной программе будет зависеть от организации занятий, которые будут проводиться в форме уроков (занятий), сочетающихся с другими формами: викторины, игры, конкурсы, соревнования, выставки.
<imagedata src=«file:///C:%5CDOCUME~1%5CAdmin%5CLOCALS~1%5CTemp%5Cmsohtmlclip1%5C01%5Cclip_image001.gif» o:title=«sneg(1)»>

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
Месяц Тема занятий
сентябрь Что мы называем Севером?
октябрь Климат и природа тундры (Ямала)
ноябрь Растительный мир тундры (Ямала)
декабрь Какие животные обитают в тундре(на Ямале)
январь Какие птицы гнездятся в тундре (на Ямале)
февраль Как живут и чем занимаются люди на Севере
март Как сохранить природу Севера
апрель Проект «Я на Севере живу»

<imagedata src=«file:///C:%5CDOCUME~1%5CAdmin%5CLOCALS~1%5CTemp%5Cmsohtmlclip1%5C01%5Cclip_image002.png» o:title=«Олененок»>
Пожаловаться 20 января 2013
Файлы
1Что мы называем Севером.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

УРОК 1


ТЕМА: Что мы называем Севером?


ЦЕЛИ:

  • Познакомить с понятием «Север»; объяснить, какие природные территории составляют северную часть России, показать территорию Ямальского полуострова.

  • Закрепить знание характерных признаков зимы.

  • Тренировать в запоминании стихов, отгадывании загадок.

  • Учить аргументированно отвечать на вопросы учителя, развивать умение сравнивать и мыслить логически, обогащать речь и словарный запас.

  • Способствовать развитию интереса к окружающему миру.




ХОД УРОКА:

Мы живем в России - самой большой по территории стране в мире. Ее площадь составляет 17,1 млн. кв. км. Область, в которой мы живем - это наш Край, он составляет частицу нашей необъятной Родины.

Посмотрите на карту Тюменской области. Немного фантазии - и она напомнит вам символическое изображение сердца, которое Россия бережно держит в своих ладонях.

Лучшие представители рода человеческого от древнего мира до наших дней считали, что каждый культурный человек должен хорошо знать свою Родину, окружающий мир.

Отсутствие знаний делает человека равнодушным. Равнодушие разъедает не только памятники старины, но и души людей.

На древней рукописи Тобольского музея начертаны замечательные слова:

Любить Отечество велит природа, Бог,

А знать его - вот честь, достоинство и долг”.

Любовь к родному краю, Родине укрепляется знаниями.



Дорогие ребята! Сегодня мы будем говорить о Ямале, о Северном крае, о месте, где мы с вами живём.

Круглый мир! Известно точно!
Сколько ни сноси подошв,
В ту, с которой начал, точку,
Если прямо шёл, - придёшь.

Мир, благодарю за то, что
Много стран вокруг оси,
А моя «всё та же точка»
Поместилась на Руси!


Что мы называем Севером?


Правильно! Север — это царство трескучих морозов, глубокого снега и толстого льда.

Когда мы произносим слово «север», в нашем воображении возникают бескрайние заснеженные просторы, ледяные поля, огромные глыбы льда — айсберги в океанских волнах. Мы словно ощущаем дыхание арктического холода и порывы пронизывающего ветра.


Вспомните, какой бывает снег и лед? Опишите сосульки, снежинки.


Послушайте стихотворение.


Снежинка-балеринка

Жила-была на свете

Снежинка-балеринка.

Кружил январский:

Веселую снежинку.

С огромным белым бантом,

В крахмальной пелеринке

Вставала на пуанты

Снежинка-балеринка.

На освещенной сцене

Снежинка танцевала,

И этот танец пеньем

Метель сопровождала.

Снежинка-балеринка

Кружилась и летала,

А вьюга все тропинки

Лесные заметала.


А что собой представляет географический глобус?

Глобус — модель земного шара, вращающегося вокруг своей оси. На нем можно увидеть изображение и высоких гор, и бескрайних равнин, и заснеженных

просторов, морей и океанов. (Показывает глобус.)

Давайте найдем на глобусе Северный полюс. Пространство вокруг него окрашено в белый цвет. Это снега и льды Арктики. Слово «АРКТОС», от которого происходит слово «Арктика», в переводе с гречёского языка означает «медведь».


Почему так назвали этот край?


Может быть, потому, что полновластным хозяином ледяного королевства чувствует себя белый полярный медведь? Нет, Арктикой называют земли, лежащие под созвездием Большой Медведицы.

Большая Медведица.

Небо над Арктикой

Звездами светится,

Льется далекий их свет.

Лапою машет

Большая Медведица,

Шлет нам на землю привет!


Арктические земли находятся на самой окраине нашей страны, возле Северного полюса. Это острова, расположенные в Северном Ледовитом океане.


Задумывались ли вы над тем, почему Северный Ледовитый океан так называется?


Верно! Потому что он находится рядом с Северным полюсом. Зимой океан покрывается льдом, а летом по его волнам плавают огромные ледяные горы-айсберги. С севера нашу Родину омывают несколько морей. Их называют морями Северного Ледовитого океана.

Северный Ледовитый океан.

Океан покрылся льдом

Волны не бушуют в нем.

Он от края и до края

Как пустыня ледяная —

Царство холода и тьмы,

Царство матушки-зимы.


К северной природной зоне России относится и тундра. Она расположена вдоль побережья морей Северного Ледовитого океана. В переводе с финского языка слово «тундра» означает «безлесая, голая возвышенность». Тундра — это равнина, где большую часть года царят холод, снег и лед, бушуют бураны, метут метели, а земля скована вечной мерзлотой. Полуостров, на котором мы живём называется Ямал. Это наша родина.


Что вы нового узнали о Севере?


Итак, Север нашей страны складывается из двух природных зон: Арктики и тундры. Тундра тянется по берегам морей Северного Ледовитого океана и занимает почти пятую часть территории страны. На Севере царствуют морозы и снега, льды и ветры. Это суровый, холодный край.




Ответьте на вопросы:

1. Что означает слово «Арктика»

2. Под каким созвездием находится Арктика?

3. Какой океан омывает северную часть России?

4. Почему он так называется?

5. Где расположена тундра?

6. Что означает слово «тундра»?

7. Как называется полуостров, на котором мы живём?


Отгадайте загадки:

Сама я ледяная,

Моя юбка кружевная.

Я кружусь, как балеринка.

Угадали? Я ... (снежинка).


Белые змеи -

Над землей полетели, -

По дорогам поползли -

И сугробы намели.

(Метель.)


Я прозрачна, как хрусталь,

С крыши я зимой свисаю.

Только очень, очень жаль,

Что в тепле я быстро таю.

(Сосулька.)


Выполните задание:

Нарисуйте: снежинки, сосульки, снеговика и т.д.






2 Климат и природа Ямала.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

УРОК 2.


ТЕМА: Климат и природа Ямала.


ЦЕЛИ:

  • Познакомить с природой и климатом Севера; с такими явлениями, как полярные день и ночь, ледяные айсберги северное сияние, пурга, буран, метель, вечная мерзлота.

  • Учить давать полные ответы на вопросы, отгадывать загадки, заучивать стихи, сравнивать, мыслить логически.

  • Расширить представления о мире, обогатить словарный запас.

  • Учить сравнивать, развивать память и внимание.



ХОД УРОКА:


Задумывались ли вы, дорогиё ребята, отчего зависит климат в том или ином месте Земли?

Оказывается, больше всего он зависит от расположения этого места на земном шаре. Чем ближе к полюсам, тем холоднее, тем меньше достается Земле теплых, солнечных лучей.

Поговорим о природе и климате Севера. Так как район расположен близко к Северному полюсу, ей достается очень мало солнечных лучей, климат суровый, а природа скудная.

Вы узнаете, что русская Арктика — это острова Северного Ледовитого океана, каменистая поверхность которых покрыта снег крупными глыбами льда, а порой и осколками битого льда. В океане, омывающем острова, плавают гигантские ледяные горы. Их называют айсбергами. Большая часть айсберга прячется под водой поверхностью выступает лишь небольшая ледяная гора.

В лучах солнца айсберги переливаются разными цветами, как огромные кристаллы: они становятся то зелеными, то голубыми, го алыми или нежно - розовыми, а то и вовсе черными Ледяные грани их ослепительно сверкают на солнце!


Послушайте стихотворение.

Айсберг.

Сверкает на солнце гора ледяная.

Она то зеленая, то голубая,

То розоватая, вся в переливах...

О айсберги Севера, как вы красивы!

Вы — драгоценные камни на вид,

Но с айсбергом встреча добра не сулит:

Погибель порой кораблю принесет

Тяжелый прозрачный арктический лед.


Айсберги в океане опасны для кораблей. Один из самых знаменитых пароходов позапрошлого века «Титаник» потерпел аварию и пошел ко дну из-за столкновения с айсбергом.


«Государь» Арктики — мороз! На протяжении многих-многих дней солнце не поднимается здесь из-за горизонта и на арктических просторах царит темная ночь. Только полярное сияние вспыхивает порой на небе необычайными фантастическими красками.

Кажется, будто с черных бездонных небес спустился разноцветный шелковый шатер. Или перёливается всеми цветами радуги сказочный занавес. За ним — ледяной дворец Снежной королевы. Прекрасная и холодная, она восседает на ледяном троне, а вокруг нее танцуют легкие снежинки, вьются белыми змейками метели и вьюги.


Послушайте стихотворение:


Чудеса.

Вот так чудо-чудеса!

Кто украсил небеса

Переливчатой каймою

С разноцветной бахромой?

Хоть полярной долгой ночью

Солнышко всходить не хочет,

Все же шлет оно привет —

Яркого сиянья свет!


Зимой в Арктике очень холодно сумрачно, свирепствуют ураганные ветры, сбивающие человека с ног. Бушуют метели и бураны, срывает снежные шапки с сугробов поземка, заметает дороги вьюга и пурга.


Вот приходит, наконец, полярное лето! Теперь солнце несколько недель не прячется за горизонтом. Стоит белый полярный день. Но хотя солнце и светит круглые сутки, его лучи не успевают прогреть землю, остывшую за долгую морозную зиму. Ведь солнце в Арктике не поднимается высоко над горизонтом. Часто его скрывают низкие густые облака.

За лето снег не успевает растаять. Подтаявший и снова замерзший, он образует льдинки. А там, где нет льдов, темнеют россыпи камней и поднимаются голые скалы. «Бедная и печальная и природа! — скажете вы и будете правы.


Если от островов Северного Ледовитого океана двигаться на юг, то попадете в тундру. Тому, кто впервые увидит тундру зимой, укутанную снегами, убаюканную метелями, словно навеки уснувшую во тьме полярной ночи, Она покажется Спящей царевной.

В тундре холодно, пустынно и просторно, как в ледяных чертогах. Заунывные песни метелей и вьюг навевают людям и животным белые северные сны.

Зимой здесь бушует, злится пурга. Ее бесконечный, тоскливый вой вселяет в сердце печаль и тревогу. Идти против ветра очень трудно, а порой и невозможно. Его порывы валят человека с ног!



Ветер северный.

Гонится за мной

Ветер ледяной.

Хочет он меня поймать

И схватить в охапку,

Хочет шарфик размотать,

С головы сбить шапку.

Ветер гонится за мной

С гиканьем и воем.

Убегу скорей домой,

Плотно дверь закрою.

Зарычит он, будто зверь,

Лбом ударится о дверь!


Во время пурги жители тундры стараются не выходить из своих жилищ, потому что в снежной круговерти можно легко потерять ориентиры и заблудиться даже недалеко от дома.

Послушайте стихотворение.

Пурга.

Белым-бело, метет пурга,

Несет колючие снега,

Заносит путь-дорогу,

В душе родит тревогу.

Из дома нам нельзя уйти.

Что ж! Вой, пурга, снега крути!

Когда утихнешь, подождем

И все-таки гулять пойдем!


Снег в тундре не очень глубокий (около 0,5 м), с ухой и сыпучий. Ветер сдувает его, пурга и поземка несут крутящиеся снежные вихри за собой. Поверхность тундры напоминает застывшие морские волны. Снег постепенно становится очень плотным, и по нему можно ездить, не проваливаясь, на вездеходах.


Лето в тундре очень короткое (всего две или три недели). В это время стоит по- настоящему теплая и солнечная погода. Но грань между весной и летом, и осенью здесь заметить трудно.

В тундре множество болот, озер, ручьев и речек. Но не потому, что здесь выпадает особенно много дождей, а потому, что вода не может просочиться в мёрзлую землю и остается на ее поверхности. Летом почва оттаивает всего на несколько десятков сантиметров, под ними многие годы сохраняется ледяная мерзлая земля ее называют «вечной мерзлотой» . Любая ямка, канава, впадина в тундре быстро наполняется водой.


Ответьте на вопросы:



Отгадайте загадки:

Постарайся, угадай,

Что это за край:

Все кругом белым-бело, бело

Снегом белым замело

Валит снег из низкой тучи,

День и ночь мороз трескучий,

Ветра вист, метелей вой

Край холодный, ледяной.

(Арктика.)


Плывет по морю гора,

Словно вал из серебра.

(Айсберг)


Раскинулся шатер,

Горит ярко, как костер,

Разноцветными огнями

Над холодными полями.

(Северное сияние.)


Мост ледяной

Построен через пруд.

Угадайте, дети,

Чей это труд?.

(Мороза)


Кружу снега,

Несу снега,

Ведь я колючая ...

(Пурга)


Выполните задание:

1.Нарисуйте: Снежную королеву и ее ледяной дворец; снежинки разной формы.

2. Нарисуйте и раскрасьте в разные цвета айсберги, дрейфующие в море.

3. Нарисуйте северное сияние.







НОСКОВА ЛА Н.Уренгой ИННОВАЦИЯ .doc
HTML Войдите для скачивания файлов

































Данная учебно-методическая разработка является составной частью блока воспитательной работы.


Смело назвать патриотом можно

только того человека,

который любит и уважает

природу, традиции и

культуру родного края.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое.

У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь.

В настоящее время в обществе возрождается интерес к краеведению. Его цель – в осуществлении связей прошлого и настоящего, в бережном отношении к памяти, истории, необходимого юному поколению духа патриотизма.

Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа. Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой.

Н.К. Крупская считала: «Необходимо учителю вооружиться методом изучения окружающей действительности…Он должен быть в сущности краеведом».

Введение национально-регионального компонента в образовательный процесс является одним из элементов исторического образования в школе.

Во-первых, это важное средство формирования исторического мышления учащихся, их национального самосознания. Краеведение помогает реализовать одно из положений Закона «Об образовании», в частности, его ключевую идею о единстве и интересов личности, общества и государства в деле воспитания граждан своей страны, необходимо привить детям чувство любви, в первую очередь, к малой Родине. Дети должны знать прошлое, традиции своего края.

Во-вторых, региональный компонент в образовании выполняет важную психолого-педагогическую задачу, т.к. играет МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКУЮ роль, дает ощущение, что каждый человек – соучастник исторических событий, которые пришлись на его долю.

В-третьих, приобретение навыков самостоятельной исследовательской работы составляет развивающую цель, реализация которой возможна при ведении краеведения в учебно-воспитательный процесс.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ


Цели:

Главной целью факультативного курса по краеведению является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, и желающего принять активное участие в его сохранении.

Образовательные задачи:

  • формирование представлений о животном и растительном мире тундры;

  • ознакомление с народами, населяющих край, их культурой и традициями;

  • расширение и углубление знаний о животных и растениях, которые внесены в Красную книгу.

Воспитательные задачи:

  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

  • формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;

  • укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только уч-ся, но и родителей; наличие богатых возможностей для большого количества уч-ся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры; активное участие в общественной жизни города и края.

  • формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;

  • позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней.

Развивающие задачи:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;

  • формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни.


Итоговой работой по курсу является создание и защита проекта «Я на Севере живу».


ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ


Уроки (занятия) сопровождаются электронным образовательным ресурсом. Проводятся 1 раз в месяц. Каждый урок (занятие) является самостоятельной единицей, но сохраняет общую логику проведения занятий и реализует задачи, поставленные перед всем курсом.

Во время уроков (занятий) и подготовки к ним используется научный, публицистический и литературно-художественный материал, данные документальных источников, материалов краеведческого музея, материалы самостоятельных творческих работ учащихся, выполненные ими во время факультативных занятий, что позволяет вести обучение на качественном высоком уровне.







ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ


Опыт может быть предложен для использования учителями:

  • на уроках Окружающего мира при изучении тем «Природные зоны России»;

  • на уроках Литературного чтения при изучении тем о природе, о животных;

  • на уроках информатики;

  • во внеклассных мероприятиях;

  • в исследовательской или проектной деятельности.


Этот курс могут использовать воспитатели в детских садах, а также педагоги дополнительного образования, сотрудники краеведческого музея, всем заинтересованные педагоги и родители, учащиеся.


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Итог курса предполагает:

  • освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, социальной и культурной жизни своего края, об окружающей среде, путях её сохранения или улучшения и рационального использования;

  • стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации.


Эффективность обучения по данной программе будет зависеть от организации занятий, которые будут проводиться в форме уроков (занятий), сочетающихся с другими формами: викторины, игры, конкурсы, соревнования, выставки.









ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ


Месяц

Тема занятий

сентябрь

Что мы называем Севером?

октябрь

Климат и природа тундры (Ямала)

ноябрь

Растительный мир тундры (Ямала)

декабрь

Какие животные обитают в тундре(на Ямале)

январь

Какие птицы гнездятся в тундре (на Ямале)

февраль

Как живут и чем занимаются люди на Севере

март

Как сохранить природу Севера

апрель

Проект «Я на Севере живу»














УРОК 3.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

УРОК 3


ТЕМА: Растительный мир Ямала.


ЦЕЛИ:

  • Сформировать представление о растительном мире Ямала, объяснить его бедность и крайне малое разнообразие;

  • Рассказать об особенностях лишайников, мхов, объяснить, почему в тундре не растут высокие деревья;

  • Учить красиво читать стихи, отгадывать загадки и объяснять, какие слова помогают найти отгадку.



ХОД УРОКА:


На Севере очень холодно, снежно, дуют порывистые ледяные ветры. Кажется, разве могут здесь жить растения? Ведь мороз погубит их нежные листочки, а ветер безжалостно сломает хрупкие стёбёльки.

Но самые смелые растения забираются даже на Крайний Север. Мхи и лишайники упорно и бесстрашно карабкаются вверх по обрывистым скалам и голым камням. Жизнь можно обнаружить в любом, самом суровом, глухом уголке Земли!


Послушайте стихотворение:


Жизнь на Земле.

Жизнь на Земле — это разве нё чудо?

Бабочка, птица, пчёла на цветкё,

Жизнь на Земле вы найдете повсюду

В самом далёком, глухом уголке!

Белый медведь, как заправский полярник,

Слушает ветра пронзительный вой,

К голой скале прицепился лишайник,

Жесткий, бесцветный, и все же живой!

Жизнь на Земле — это разве не чудо!

Рыбы, полярные совы, моржи...

Жизнь на Земле вы найдете повсюду,

Даже в арктической белой глуши!


Какие же растения произрастают на Ямале?


Например, лишайники. Это растения особенные! для жизни им не нужна почва, только немного солнечного света, тепла, влаги и очень чистый воздух. В загрязненном воздухе лишайники погибают. Рас тут они очень медленно, в год поднимаются всего на 1—З мм.

Когда лишайники отмирают и образуют тончайший слой, на нем появляются мхи. На вид лишайники совсем неприметны, но они очень неприхотливы и выносливы. Не пугают их ни внезапные заморозки, ни обильные снегопады.

Мхи и лишайники по праву считаются хозяевами Севера. Особенно славится ягель — любимое лакомство северных оленей. Невысокий, беловатого цвета, этот лишайник сплошным ковром покрывает болотные кочки. Иногда его называют оленьим мхом.


Растут на Ямале и карликовая береза, и карликовая ива. Карликовая березка — совсем крохотное деревце, ростом с карандаш. У неё тонкие веточки, а листики не больше елочных конфетти. Она скорее напоминает травинку, чем деревце.


Как вы думаете, почему берёзки в тундре совсем другие — маленькие и тоненькие, словно тростинки?


Правильно! Потому что им не хватает питательных веществ, тепла и света. Мерзлая почва не пускает корни вглубь земли, и они стелются на ее поверхности. Порывистые ветры легко сломали бы высокое стройное дерево, а карликовой березкё они не так уж и страшны. От лютых холодов березки укрывают мхи и лишайники. Порой они укутывают ее всю от корней до макушки, словно одевают в теплую меховую шубку.


Послушайте, что может нам рассказать о себе деревце.


Карликовая береза.

Белая березка,

Как ты нам мила!

Что же ты, березка,

Ростом так мала?

Как в суровом крае

Вырасти высокой?

Гнет меня, ломает

Ветер злой, жестокий.

Снег из низкой тучи

Хлопьями валит.

И мороз трескучий

Меня леденит.

Как же ты, береза,

Уцелеть сумела

У царя-мороза

В государстве белом?

- Стала я березкой

Крошечной, малюткой.

Добрый мох укутал

Меня теплой шубкой.


Растут в тундре и карликовые ивы. Они похожи на небольшие кустарники. Корни их неглубоко уходят под землю. В высоту карликовая ива достигает 20—ЗО см. Листочки её совсем крошечные, а гибкий ствол растет не вверх, а стелется по земле.

Так деревце меньше гнет и треплет ветер, а матушка-земля отдает ему накопленное тепло, Ива с побегами, ползущими по поверхности тундры, по форме напоминает подушку!

На Севере нет ни высоких деревьев, ни густых лесов, зато много мелких, стелющихся кустарничков. Это и вороника, и арктическая толокнянка, и морошка. Листья одних из них покрыты тонким прозрачным восковым налётом, у других листочки защищены от холода пушистыми волосками-ворсинками.

Встречаются и кустарники с жесткими, очень плотными, будто кожаными, листьями, которые испаряют совсем мало влаги, ведь в тундре ее растениям часто не хватает.


Почему? Казалось бы, здесь много озер, ручьев, ре очень большую часть северного края занимают болота.

Дело в том, что вода в ручьях и речках очень холодная и растения не могут ее «пить», т.е. впитывать корнями.


А какие ягоды можно встретить в тундре?

В тундре на болотных кочках созревают голубенькие шарики кисло-сладкой ягоды голубики, россыпями крупных бусин алеет клюква, наливается соком терпкая брусника. Ягод в тундре видимо-невидимо! Быстро ими можно наполнить корзины, ведра и туеса.

Удивительно, красивой кажётся тундра летом, когда сразу расцветают все травы и кустарнички. Ведь лето здесь очень короткое, длится оно всего несколько недель, и все растения спешат расцвести сразу!


Послушайте стихотворение:


Весна в тундре.

Здесь расти деревьям трудно —

Не шумят леса.

Широко, просторно в тундре,

Ярки небеса!

Здесь весною чародеи

Бросили букеты,

Маки Арктики зардели

Теплым, сочным цветом!


Расцвели и золотисто-жёлтые лютики, и разноцветные полярные маки, и колокольчики. Мелкие, скромные, бледно-розовые цветочки появились на кустиках брусники, морошки, голубики и вод

Тундра ненадолго стала похожа на пестрый сказочный ковер! Издали кажется, будто какой-то вёликан разбросал на зёмле огромные букеты цветов.


Послушайте, как украшают растения тундру.




Тундра цветет

Не коричневые кочки,

Не болота бурый цвет.

В тундре вспыхнули цветочки,

Тундра — сказочный букет!

Голубыми островами

Колокольчики цветут,

Маки алыми кострами

Разгорелись там и тут,

Где березка, словно прутик,

Среди мхов зазеленела,

Золотой раскрылся лютик

И земля повеселела!



Несмотря на суровый северный климат, тундра щедро делится со своими обитателями и россыпями душистых вкусных ягод, и грибами.

Грибы в тундре собрать легко: ведь они выше карликовых деревьев. Поэтому в этих местах подосиновики называют надосиновиками, а подберезовики — над березовиками. Их очень любят северные олени.


Ответьте на вопросы:

1. Почему в тундре не могут расти высокие деревья?

2. Почему северные березки называют карликовыми?

3. Что помогает им выжить на Севере?

4. Какие ягоды и грибы растут на Ямале?

5. Почему грибы здесь называют надберёзовиками и надосиновиками?

6. Кто любит лакомиться в тундре ягодами, грибами?


Отгадайте загадки:


Что за ягодка такая.

Будто небо, голубая?

(Голубика)


Алая ягодка просится в рот,

Из нее мы сварим кисель и компот.

(Брусника)


Ягодка алая

В туесок попала.

Ее едят моченой

И с сахаром толченой.

(Морошка)


Хоть не очень он красив,

Но зато неприхотлив,

На крутой скале растет

Среди снега круглый год.

(Лишайник)


Выполните задания:

1. Нарисуйте корзину с ягодами и грибами.

2. Раскрасьте цветы, листья и ягоды брусники; веточку с ягодами голубики; березу летом и осенью.

3. Назовите лишнее в ряду слово — растений которое не встречается в тундре: голубика, клюква, банан, брусника.





УРОК 4.doc
HTML Войдите для скачивания файлов
УРОК 5.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

УРОК 5.


ТЕМА: Какие птицы гнездятся на Ямале.


ЦЕЛИ:

  • Сформировать представление о птицах, которые живут на Ямале объяснить, почему многие из них прилетают на север каждое лето; рассказать, как они строят свои гнезда, защищаются от врагов, где находят пищу.

  • Рассказать о том, что помогает птицам приспособиться к условиям Крайнего Севера.

  • Развивать речь, учить пересказывать небольшие отрывки текста, отгадывать загадки, заучивать стихи.

  • Учить выразительно читать стихи, пересказывать короткий текст, отвечать на вопросы, играть в слова, отгадывать загадки.



ХОД УРОКА:


Каждое лето на Ямал прилетает множество птиц. Это чайки, серые гуси. А есть такие птицы, которые живут в условиях крайнего севера круглый год – куропатки, совы.


СЕРЫЙ ГУСЬ

Серый гусь – крупная птица, размером немного меньше домашнего. Вес его 2-4 кг, размах крыльев 147-180 см. Окрас серого гуся светло-серый, клюв и ноги розоватого цвета. У гусей бывает маленькая белая полосочка поперёк лба, у самого клюва.

Прилетают гнездящиеся особи весной. Для устройства гнёзд выбирают наиболее тихие, труднодоступные места. В кладке от 2 до 10 яиц из которых появляются маленькие птенцы.

Послушайте стихотворение:


Птенцы-молодцы

Я полярник — серый гусь.

Холодов я не боюсь!

На земле гнездо устрою,

Пухом яйца я прикрою

Будет их гусыня-мать

Согревать, оберегать.

Скоро вырастут птенцы —

Удалые молодцы!


Когда птенцы немного подрастут, родители поведут их к берегам реки. На покрытых растительностью луговиках, птенцы быстро окрепнут, питаясь мелкой живностью, стеблями и листьями растений. В конце августа молодняк «становится на крыло» — начинает хорошо летать, а в сентябре серые гуси покидают пусть суровый, но гостеприимный край (здесь они находили и стол, и кров). Ведь скоро начнется зима, а с ней долгая полярная ночь — птицам будет на Севере холодно и голодно.


Ответьте на вопросы:

1. Как выглядит серый гусь?

2. Куда прилетают гуси на гнездовья?

3. Почему осенью гуси улетают?


Выполните задания:

1. Назовите лишнее в ряду слово — птицу, которая живет на Ямале: колибри, какаду, серый гусь, стриж.

2. Нарисуйте и раскрасьте гуся.



ЧАЙКА

Чайки — довольно крупные птицы, красивые, проворные. Эти птицы крупных или средних размеров, с длинными узкими крыльями и короткими ногами.

Чайки могут совершать далекие и долгие перелеты, к тому же они великолепные пловцы и ныряльщики. Самое любимое их блюдо — свежая рыба, которую они добывают, ныряя на небольшую глубину.


Чайка серебристая

- Над водой парит.

Веселая и быстрая,

Прекрасная на вид!


Как вы думаете, где чайки устраивают свои гнезда?


Некоторые виды гнездятся большими колониями на скалах и островах северных морей, другие селятся в тундре по берегам заболоченных озер и рек.

В кладке чаек обычно 2—З пестрых яичка, но гнезда они строят не очень старательно, чаще всего просто сваливают в одну кучу стебли хвощей, осок и других растений. Зато яйца насиживают по очереди и папа и мама почти целый месяц, а вылупившихся птенцов кормят рыбой и насекомыми.


Ответьте на вопросы:

1. Как выглядят чайки?

2. Где живут?



Выполните задания:

1. Назовите лишнее в ряду слово — птицу, которая не относится к водоплавающим: утка, синица, гусь, чайка.

2. Назовите лишнее в ряду слово — водоплавающую птицу: кукушка, снегирь, ворона, чайка.

З. Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее чайке: быстрая, серебристая, ползает, сизая, вилохвостая, плавает, ловит рыбу, живет в дупле, маевка, грызет орехи, собирает шишки, разоряет гнезда.






БЕЛАЯ КУРОПАТКА

Белая куропатка — птица семейства тетеревиных. Она необычайно красива, размером с голубя. Оперение куропатки совсем белое, лишь на хвосте есть несколько черных перышек. Белый цвет помогает куропатке спасаться от врагов.

Куропатки живут в тундре круглый год. Зимой, когда трещат морозы и дуют ветры, заметают метели дороги и кружат снежные вихри пурга и поземка, куропатки зарываются в глубокий снег, который согревает птиц и защищает их от ветра.


Послушайте стихотворение:


Кто спрятался в снег?

Куропатка, куропатка!

Ты зачем зарылась в снег?

Объясню я вам, ребятки,

Согревает снег, как мех.

Дует ветер ошалелый,

Слышен вой его и свист.

Глубже в снег зароюсь белый,

Он и мягок пушист!


Весной куропатки линяют. У самца голова и шея становятся красно-коричневыми, а самочка меняет белый зимний наряд на пестрый. Такая окраска помогает ей затаиться, стать незаметной, насиживая яйца в гнезде.

Куропатки вьют свои гнёзда в тундре среди мхов и лишайников, редких кустарников и карликовых березок. Для гнезда они выбирают неглубокую ямку, устилая ее травинками, веточками мха и листочками.

Мама-куропатка откладывает в тёплоё гнездышко маленькие пестрые кички. Куропатка насиживает яйца около трех недель. Вылупившиеся птенцы уже на третий день пытаются летать, а к началу осени становятся совсем взрослыми.


Чем питаются куропатки?


Зимой они клюют почки; едят веточки и кору карликовых ив. Весной и летом их рацион становится более разнообразным: они лакомятся листьями и стебля ми растений, насекомыми, ягодами и семечками трав.

Зимой куропатки живут по берегам рек, в зарослях ивняка, на лесных опушках.


Ответьте на вопросы:

1. Как выглядит куропатка?

2. Чем питаются куропатки?

3. Где они живут?

4. Почему зарываются в снег?

5. Где строят свои гнезда?


Выполните задание:

Нарисуйте и раскрасьте куропатку





ПОЛЯРНАЯ СОВА


Полярная сова — типичная представительница тундры. У нее рыхлое белое оперение, которое задерживает воздух и хорошо сохраняет тепло. Весной совы линяют и их перышки становятся пестрыми. У этих птиц длинные острые ногти, а лапы прекрасно приспособлены для захвата добычи. Клюв острый, хищный, загнутый вниз.

Большие круглые глаза сов хорошо видят даже темной полярной ночью, когда на небе мерцает, будто красочный ковер, полярное сияние.


Послушайте стихотворение об этой красивой птице и назовите ее основные качества.

Полярная красавица

Оперенье белое,

Большая голова.

Птица очень смелая

Полярная сова.

Морозов не боится,

Ей не страшны ветра,

Над тундрою кружится,

Проворна и быстра.

Под толстой снежной крышей,

Под коркой ледяной

Писк лемминга услышит

Сова порой ночной.


Совы — ночные хищные птицы. Они охотятся на куропаток и мелких грызунов — мышей, леммингов. Белые совы вьют гнезда в мае, когда в тундре еще нё сошли снега. Гнездятся они на крутых, обрывистых берегах или на оттаявших болотных кочках.

Острыми коготка совы выкапывают в земле неглубокую ямку и откладываю в них 5—9 яичек. Почти месяц белая совушка сидит на гнезде, согревая яйца своим телом.

Птенцы появляются на свет совсем беспомощными, покрытые редким белесым пухом. Но растут они очень быстро, ведь мать их кормит сытно и вкусно. Подросшие детки разбредаются по тундре, но далеко от родного гнезда не отходят.

Когда совенок проголодается, он забирается на кочку повыше и начинает пронзительно пищать: просит, чтобы мама его покормила.


Послушайте, как пищит совенок.


Совушка - дочка

Сидит на кочке

Совушка-дочка

И пищит: «Пи-пи! Пи-пи!

Меня, мама, покорми.

Ведь сама я не сумею

Быстрых леммингов поймать,

Покорми меня скорее,

А потом я лягу спать.



Ответьте на вопросы:

1. Как выглядит полярная сова?

2. Чем она питается?

3. Где живет?

4. Где полярные совы строят гнезда?

5. Почему сову называют хищной птицей?


Выполните задания:

1. Назовите лишнее слово — птицу, которая живет в тундре: куропатка, синица, гагара, полярная сова.

2. Хлопните в ладоши, услышав слова, подходящие полярной сове: живет в тундре, охотится на леммингов, острые когти, ветвистые рога, зоркие глаза, травоядная, плохо слышит, длинный хвост.




Отгадайте загадки:

Щиплем травку на лугах,

На зеленых берегах,

Мы гогочем: «Га-га-га!

Как красивы берега».

Осенью, собравшись в стан,

В теплый край мы улетаем.

(Гуси)


Рыбку поймай-ка,

Быстрая ... (чайка).


В тундре холодно зимой,

Дует ветер ледяной.

Птица в снег зароется

И снежком укроется.

(Белая куропатка.)



Когти остры, глаза зорки,

Слух у ней отменный.

Если мышь услышит в норке,

Схватит непременно.

(Сова.)


УРОК 6.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

УРОК 6.


ТЕМА: Как живут и чем занимаются люди на Севере?


ЦЕЛИ:

1. Рассказать о народах Севера, их занятиях, охоте, рыболовства, оленеводстве, быте (домашнем укладе, праздниках, сказках, играх),

2. Учить давать полные ответы на вопросы, пере сказывать небольшие тексты, выразительно читать стихи, отгадывать загадки.





ХОД УРОКА:


Северную часть Ямальского полуострова часто называют белой пустыней. Слово «пустыня» происходит от слова «пусто», потому что здесь мало или совсем нет растений и не живут люди.

Негостеприимны эти места, покрыты толстым слоем снега и льда, скалисты, их насквозь продувают ледяные ветры. Никаких растений, кроме лишайников, не встретишь на голых обветренных камнях.

И все же на Крайнем Севере люди построили метеостанции.


Что такое Метеостанции?


Это небольшие поселения, где ученые ведут наблюдения за погодой и движением льдов в океане. Первая метеостанция появилась в прошлом веке. Оборудование для нее доставляли самолетами. В составе этой полярной экспедиции было всего четыре чело века. Они установили приборы, с помощью которых наблюдали за природой Севера. Эти смельчаки девять месяцев плыли на льдине, а их станцию стали называть «Северный полюс-1»

Коренные народы Севера - ненцы, ханты, селькупы, манси, - как правило, живут на побережье моря, в тундре. Сурова природа тундры, но все - таки она может дать людям все, что нужно для жизни.


Давайте вместе подумаем, что нужно коренному жителю Севера?


Правильно! Теплая одежда, с пища, удобный дом.


Какие основные занятии коренных народов Севера?


Рыболовство охота на морского и пушного зверя, оленеводство — основные занятия северян.


ОДЕЖДА

Народы Севера издавна научились шить теплую и легкую одежду из меха песцов, лисиц, горностаев, куниц, соболей и росомах — одним словом, пушных зверей. Она не пропускает холодный воздух, она мягкая, удобная красивая — украшенная разноцветны ми полосками кожи, пушистыми кисточками.

Посмотрите, по тропинке между высокими сугробами за папой шагает забавный малыш - ненец. Его розовые щечки горят на морозе, словно румяные яблочки, узкие черные глазенки вёсело смеются, одет в национальную одежду- малицу, на ногах — меховые унты, сшитые из оленьего меха.

Мужская одежда ненцев состоит из малицы с капюшоном, глухой просторной рубахи из оленьих шкур, мехом внутрь и штанов. Малицу подпоясывают поясом из кожи, украшенным медными ажурными бляхами и пуговицами. К поясу на цепочке прикрепляется нож, точильный камень, а сзади, в качестве амулета, зуб медведя. Обувь – комплект из меховых чулок мехом внутрь и сапог – пимов из камуса.

Женскую одежду шьют из оленьих шкур с воротником из меха песца или рыжей лисицы.

Полы скрепляют с помощью ремешков из замши. Вещи часто украшают вставками орнамента из белого и тёмного меха. Пояса – тканевые из цветных шерстяных нитей. Женские шапки – капоры шьют из оленьего меха. Женская обувь отличается от мужской только покроем.

Каждая женщина имеет сумочку для швейных принадлежностей, сшитую со лбов оленей и богато украшенную орнаментом.


Представьте себе, что к нам зайдет в класс незнакомый человек. Сможем ли мы по внешнему виду определить, кем он работает?


Действительно в нашей обычной одежде нет таких признаков, которые бы рассказали о человеке. А у ненцев, проживающих на Ямале, есть такие знаки на одежде и утвари, в которых зашифрован рассказ о хозяине этой одежды.


Хотите научиться расшифровывать эти тайные знаки?

Ненецкие женщины сами шьют одежду для всей семьи и в совершенстве владеют искусством составления из кусочков темного светлого меха родного узора. Украшают в основном праздничную одежду. С ранних лет мамы и бабушки обучают девочек шитью. Объясняют им значение разных узоров. Как правило, ненецкие узоры составляются из треугольников, прямоугольников и ромбов.

Узор «чум» и «головки» обозначают ненцев и их жилье. Этот узор самый распространенный среди всех жителей тундры. Некоторые узоры указывают на род занятий. Оленеводы на своей одежде используют такие узоры: «оленьи рога», «след оленя». Охотники используют такие узоры: «заячьи уши», «грудь песца».

Рыбаки используют узоры: «рябь воды «щучьи зубы».



Пища и жилища

Северные моря издавна славились изобилием рыбы. Моржи и тюлени — источники жира, а олени — вкус пой оленины. Так что пищи на Севере людям хватает.


Какие дома строили на Севере в старину?

Многие народы тундры издавна занимаются оленеводством, Они пасут стада прирученных северных оленей, перегоняют их с пастбища на пастбище. Когда животные съедают корм вокруг, они переходят на другое место. Зимой олени кочуют на юг тундры, летом, спасаясь от полчищ мошкары, на север. Следом за ними двигаются и оленеводы, Поэтому их дома должны быть легкими, легко разбираемыми, тёплыми.

Дом северного жителя называют чумом. Чум похож на шалаш: тонкие жесты поставлены конусом и обтянуты оленьими шкурами. На покрытие чума идёт обычно 70-80 оленьих шкур. Посреди чума пылает костер, вокруг него греются оленеводы, их семьи и дети. Мебели в чумах нет никакой, за исключением низкого столика, за котором обедает семья. Для освещения чума ненцы иногда пользовались жировыми светильниками, представлявшими собой чашки, наполненные оленьим салом, куда клали кусок верёвки, который потом поджигали.

У очага семья отдыхает, рассказывают сказки, поют песни или вырезают фигурки из моржовой кости.

Этот промысел передается из поколения в поколение, а фигурки, вырезанные мастером, кажутся живыми!

Резьба по кости.

Расскажи нам, дядя Костя,

Как умеешь резать ты

Из моржовой белой кости

Вещи сказочной красы?

Смотришь, сердце замирает:

Море, скалы, острова.

Вот песец в снегах играет,

Кружит белая сова,

Мчаться весело олени,

Гонит их пастух вперед,

Неуклюжие тюлени

Улеглись на гладкий лед.

Кажется, что стужей веет

Ветер Арктики седой,

И встает морозный Север

Перед вами, как живой!


Изделия искусных мастеров-резчиков по кости украшают многие музеи не только России, но и всего мира!


Как севёряне передвигаются по бесконечным заснеженным просторам, если один поселок отделяют от другого сотни и сотни километров?


В основном, на лыжах, а для дальних поездок и перёвозок грузов используют нарты — легкие сани, в которые впрягают ездовых собак или оленей.

В упряжку собирают 10—14 северных собак - лаек. Кстати, народы Севера перемещаются па нартах не только зимой, но и нарты легко скользят по заболоченной поверхности не повреждая растительного покрова.


Чтобы выжить, людям на Севере, приходится очень много трудиться. В одной из северных легенд рассказывается, что было время, когда северяне совсем не умели веселиться, только работали с утра до ночи, ели и спали. Жизнь их была серая и скучная. Но однажды мудрая старая сова научила людей веселиться.


Как вы думаете, почему некоторые северные народы не умели жить весело, легко? Что нужно, чтобы вместе отмечать праздники, веселиться?

Правильно! Нужно собраться всем вместе, петь пес ни, читать стихи, танцевать, организовать вкусную, изобильную трапезу. В условиях Севера это не так-то легко! Во -первых, поселения разбросаны друг от друга на сотни километров и северянам достаточно трудно навещать друг друга.

Во-вторых, для общего веселья нужен большой удобный дом, большие запасы еды, нужно знать много песен, плясок и игр.


Ответьте на вопросы:

1. Какие народы живут на Ямале?

2. Как они приспособились к суровым условиям?

3. Во что одеваются северные народы?

4. Чем они питаются?

5. Как называется их жилище?

6. Какие промыслы народов Севера вы знаете?


Выполните задание:

Назовите лишнее в ряду слово, обозначающее коренной народ, не живущих на Севере: ненцы, ханты, эфиопы, селькупы.



Отгадайте загадки:

Этот небольшой народ

На Крайнем Севере живёт.

В домах – чумах он ночует,

За оленями кочует.

(Ненцы)






УРОК 7.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

УРОК 7.


ТЕМА: Как сохранить природу Севера?

ЦЕЛИ:


  • Объяснить уникальность северной природы, рассказать о Красной книге.

  • Познакомить с основами науки экологии, правилами охраны природы.



ХОД УРОКА:


Природа Севера уникальна! Нигде на Земле не встречаются такие растения и животные, как на Севере. Многие из них внесены в Красную книгу.

Что это за книга и почему её называется Красной?

В Красную книгу записаны те растения и животные, которых на Земле осталось очень мало. Красной она называется потому, что слово «красный» - сигнал светофора, говорящий людям: «Эти растения нельзя рвать, а на этих животных нельзя охотиться, иначе они совсем исчезнуть с лица Земли!»

В Красную книгу внесены: белый медведь, морж, тюлень, стерх, северный олень, муксун, бабочка-голубянка; растения – пион, лютик, сосна, кедр многие мхи и грибы и многие другие животные и растения


Как вы думаете, почему северных животных осталось мало?


Верно! Потому что на них постоянно охотятся. На моржей — ради мяса, жира, кожи и клыков, на тюленей - ради жира, в котором много полезных витаминов, из него люди делают лекарства. Белых медведей убивали, чтобы добыть красивую шкуру. Сейчас охота на этих животных запрещена!

Чтобы сохранить животных и растений тундры, созданы специальные заповедники.

Там живут песцы, северные олени, птицы.

Природа тундры очень ранима, и сами люди часто наносят ей вред. Когда по заболоченной тундре идут тяжёлые вездеходы и тракторы, они гусеницами уничтожают тонкий, плодородный слой почвы, на котором растут мхи, ягоды, грибы, карликовые растения.

Но ведь в природе все живое тесно связано между собой! Если исчезнут ягель, ягоды, грибы, оленям не будет хватать корма и численность этих животных уменьшается. Если под гусеницами тракторов погибнут гнёзда леммингов, то без пищи останутся песцы, полярные совы и другие хищные птицы.

Коренные народы Севера всегда передвигались по тундре или на лыжах, или санях — нартах. На них они перевозили и грузы. Нарты скользили по снегу или по заболоченной земле и не причиняли ей вреда, не уничтожали растительности, не разрушали верхний слой почвы. Сохранялись оленьи пастбища, а ведь, оленеводство — одно из главных занятий людей в Севере. Уничтожение его ставит под угрозу и саму жизнь коренных северян!

В тундре много полезных ископаемых, есть нефть и газ. Добывая их, люди загрязняют реки, ручьи, озёра, в них гибнет рыба.


Так что жё делать? Может быть, не нужно добывать нефть и газ, строить фабрики и заводы?


Но ведь полезные ископаемые нам нужны для жизни, а заводы и фабрики производят необходимые вещи!


Знаете ли вы, что означает слово «экология»?

Экология — это наука, которая занимается изучениём того, как живые существа связаны с окружающим миром. Слово образовано из двух греческих слов: «экос» - значит дом и «логос» - наука. Вот и получается, что экология — это наука о нашем общем доме Земле.

Землю населяют множество живых существ: люди, животные, растения, грибы, микроорганизмы. Все мы живем бок о бок в одном общем доме, связаны друг с другом прочными, хотя порой и невидимыми нитями.

Поймав зверька, сломав веточку, сорвав цветок, человек может, сам того не желая, нанести природе вред, оборвать нить, связывающую живые существа на Земле.

Тепло и солнечный свет, воздух и вода необходимы всем живым существам. Человек - тоже часть природы, связан с ней, зависит от нее. Ему нужны и свежий воздух, и чистая вода, и плодородная почва, и животные, и растения.

Послушайте стихотворение.

Земля — наш общий дом

Ты можешь удивиться,

Узнав, Земля - наш дом!

Живут в нем звери, птицы,

И мы с тобой живем.

Земля наш дом огромный,

В нем много этажей

Для жителей подводных

И для лесных ужей.

Для всех квартир хватило:

Для буйволов и коз,

Для сов и крокодилов,

Для зайцев и стрекоз.

Земля - наш дом огромный,

И пусть сооружен

Он не из плит бетонных,

Но суть совсем не в том!

А в том, что мы - соседи,

И мы должны сберечь

Оленей и медведей.

Об этом наша речь!


Добывать неф газ и другие, полезные ископаемые нужно, но прежде необходимо подумать, какие причинять вреда окружающей природе!


Как же мы можем помочь сохранить природу?

Да очень просто! Остановитесь, если захотите сломать ветку, сорвать фиалку или подснежник, поймать бабочку или стрекозу.

А когда вырастите и станете самостоятельными взрослыми людьми, не забывайте о нашей доброй матушке-природе! Берегите ее, помогайте ей, чтобы счастливо жить на планете Земля.


Ответьте на вопросы:

1. Что такое Красная книга?

2. Каких вы знаете животных, занесенных в Красную книгу?

3. Почему многие животные стали редкими на Севере?

4. Для чего, создаются заповедники?

5. Какой вред наносит человек природе Севера?

6. Что изучает наука экология?


Выполните задание:

Нарисуйте и раскрасьте бабочку, стрекозу, ромашку, лист клена, божью коровку.








занятие 1-3.rar
Войдите для скачивания файлов
занятие 4-5.rar
Войдите для скачивания файлов
занятие 6-7.rar
Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru