Рассмотрено |
Принято |
Утверждено: Приказ № 46(22) от 01 сентября 2012 г. |
на заседании ШМО |
на заседании |
|
Рук. ШМО ______________________ |
педагогического совета |
|
|
|
|
|
|
«___»________20__г. |
м.п.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по геометрии
(название предмета)
Классы 8
Учитель Категория
Кол-во часов за год 68. Кол-во часов в неделю 2 часа.
Составлена на основе _________________________________________________
программа
____________________________________________________________________
Учебник______________________________________________________________
название, автор, издательство, год издания
________________________________________________________________________________
2012 год
Пояснительная
записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе Примерные программы по математике для 5-9 классов, Просвещение 2010 г. И используется для преподавания геометрии в 8 классе по учебнику Геометрия 7 – 9. Учебник для общеобразовательных учреждений. / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И. Юдина. / М.: Просвещение, 2004, а также дополнительных пособий для учителя:
-
Геометрия: учеб. для 7—9 кл. / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение, 2004—2008.
-
Геометрия: рабочая тетрадь для 8 кл. / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков, И. И. Юдина. — М.: Просвещение, 2004—2008.
-
Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии: 8 класс. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2010
-
3ив Б. Г. Геометрия: дидакт. материалы для 8 кл. / Б. Г. Зив, В. М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2004—2008.
-
Жохов В. И. Геометрия, 7—9: кн. для учителя / В. И. Жохов, Г. Д. Карташева, Л. Б. Крайнева. — М.: Просвещение, 2003—2008.
-
Дудницын Ю. П. Контрольные работы по геометрии для 7— 9 кл.: кн. для учителя / Ю. П. Дудницын, В. Л. Кронгауз. — М.: Просвещение, 2006—2008
-
Дудницын Ю. П. Геометрия: рабочая тетрадь для 8 кл. — М.: Просвещение, 2003—2008.
-
Гусев В. А. Геометрия: дидакт. материалы для 8 кл. / В. А. Гусев, А. И. Медяник. — М.: Просвещение, 2004—2008.
-
Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод. рекомендации: кн. для учителя / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков и др.]. — М.: Просвещение, 2003 — 2008.
-
Г.И. Кукарцева Сборник задач по геометрии в рисунках и тестах. 7-9 классы. М.1997г
-
С.М. Саврасов, Г.А. Ястребинецкий. Упражнения по планиметрии на готовых чертежах. М. 1987г.
-
Л.И. Звавич и другие. Контрольные и проверочные работы по геометрии 7-9 классы. М. 2001г.
Данная программа структурирует учебный материал в отличие от примерных программ и позволяет выполнять дифференцированный подход в преподавании геометрии и осуществлять личностно – ориентированный подход в обучении.
Согласно действующему учебному плану календарно-тематический план предусматривает обучение в объёме 68 часов, в неделю 2 часа. В том числе отводится для проведения контрольных работ - 5 учебных часов. Тексты контрольных работ берутся из пособия Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии: 8 класс.
С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
1.Четырехугольники
Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.
Основная цель — изучить наиболее важные виды четырехугольников — параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.
2.Площадь
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
Основная цель — расширить и углубить полученные в 5—6 классах представления учащихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии – теорему Пифагора.
3.Подобные треугольники
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Основная цель — ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.
4. Окружность
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная | к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
Основная цель — расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить учащихся с четырьмя замечательными точками треугольника.
Учебно-тематический план
№ |
Разделы программы |
Всего часов |
Из них |
||
Лабораторных работ |
Практических работ |
Контрольных работ |
|||
1 |
Глава V. Четырехугольники. |
15 |
- |
14 |
1 |
2 |
Глава VI. Площадь. |
14 |
- |
13 |
1 |
3 |
Глава VII. Подобные треугольники. |
19 |
- |
17 |
2 |
4 |
Глава VIII. Окружность. |
17 |
- |
16 |
1 |
5 |
Повторение. |
2 |
- |
2 |
- |
|
Итого: |
68 |
- |
63 |
5 |
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
(базовый уровень)
В
результате изучения геометрии ученик
должен
уметь
-
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
-
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
-
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
-
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
-
для углов от 0о до 180о определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны и углы треугольников;
-
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур;
-
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
-
решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
-
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин.
Информационно-методическое обеспечение учебного процесса.
1. Дополнительные пособия для учителя.
-
Э.Г. Готман «Задачи по планиметрии и методы их решения», М: «Просвещение», 1996г.
-
Изучение геометрии в 7 – 9 классах. / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков, В.Б. Некрасов, И.И. Юдина. Методические рекомендации к учебнику. / 3-е издание. М.: Просвещение, 2000. – 255 с.
-
Дидактические материалы по геометрии. 8 класс. / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. / М: Просвещение, 1999. - 126 с.
-
Тесты. Геометрия 7 – 9. / П.И. Алтынов. Учебно-методическое пособие. / М.: Дрофа, 1997. – 107 с.
-
Д. В. Клименченко. Задачи по математике для любознательных. – М., Просвещение», 2007;
-
Н.В. Заболотнева. Олимпиадные задания по математике 5-8 классы. – Волгоград: Учитель, 2006;
-
Математика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября»;
-
Математика в школе. Ежемесячный научно-методический журнал.
-
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике / Г. В. Дорофеев [и др.].-М. : Дрофа, 2000.
-
Худадатова, С. С. Математика в ребусах, кроссвордах, чайнвордах, криптограммах. 8 класс / С. С. Худадатова. - М.: Школьная Пресса, 2003.
2. Дополнительные пособия для учащихся.
-
Энциклопедия. Я познаю мир. Великие ученые. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003;
-
Энциклопедия. Я познаю мир. Математика. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003;
-
О.Ю. Черкасов, А.Г. Якушев Математика. Справочник. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2006:
-
В.Г. Мантуленко, О.Г. Гетманенко Кроссворды для школьников. Математика. – Ярославль: «Академия развития», 1998;
-
Звавич, Л. И. Задания по математике для подготовки к письменному экзамену в 9 классе / Л. И. Звавич [и др.]. - М.: Просвещение, 2005.
-
Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика. - М., 1998.
3. Дидактико-технологическое обеспечение учебного процесса.
Таблицы по курсу геометрии 8 класса.
4. Интернет-ресурсы.
1. Министерство образования РФ. - Режим доступа: http://www.informika.ru; http://www.ed.gov.ru; http://www.edu.ru
2. Тестирование online: 5-11 классы. - Режим доступа: http://www.kokch.kts.ru/cdo
3. Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое. - Режим доступа: http://teacher.fio.ru
4. Новые технологии в образовании. - Режим доступа: http://edu.secna.ru/main
5. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия. - Режим доступа: http://mega.km.ru
6. Сайты энциклопедий. - Режим доступа: http://www.rubricon.ru; http://www.ency-clopedia.ru
5. Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР).
1. Интернет-портал Всероссийской олимпиады школьников. - Режим доступа : http://www.rusolymp.ru
2. Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады по математике. - Режим доступа : http://www.eidos.ru/olymp/mathem/index.htm
3. Информационно-поисковая система «Задачи». - Режим доступа : http://zadachi.mccme.ru/ easy
4. Задачи: информационно-поисковая система задач по математике. - Режим доступа : Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.zadachi.mccme.ru
5. Конкурсные задачи по математике: справочник и методы решения. - Режим доступа : http://mschool.kubsu.ru/cdo/shabitur/kniga/tit.htm
6. Материалы (полные тексты) свободно распространяемых книг по математике. - Режим доступа : http://www.mccme.ru/free-books
7. Математика для поступающих в вузы. - Режим доступа: http://www.matematika.agava.ru
8. Выпускные и вступительные экзамены по математике: варианты, методика. - Режим доступа : http://www.mathnet.spb.ru
9. Олимпиадные задачи по математике: база данных. - Режим доступа: http://zaba.ru
10. Московские математические олимпиады. - Режим доступа : http://www.mccme.ru/olym-piads/mmo
11. Школьные и районные математические олимпиады в Новосибирске. - Режим доступа : http://aimakarov.chat.ru/school/school.html
12. Виртуальная школа юного математика. - Режим доступа : http://math.ournet.md/indexr.htm
13. Библиотека электронных учебных пособий по математике. - Режим доступа : Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.mschool.kubsu.ru
14. Образовательный портал «Мир алгебры». - Режим доступа : http://www.algmir. org/ in-dex.html
15. Словари БСЭ различных авторов. - Режим доступа : http://slovari.yandex.ru
16. Этюды, выполненные с использованием современной компьютерной ЗD-графики, увлекательно и интересно рассказывающие о математике и ее приложениях. - Режим доступа: http://www.etudes.ru
17. Заочная физико-математическая школа. - Режим доступа: http://ido.tsu.ru/schools/physmat/ index.php
18. ЕГЭ по математике. - Режим доступа : http://uztest.ru
Календарно-тематический план
Наименование раздела, № и тема урока |
Элементы содержания урока |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Вид контроля |
Дата |
||||
по плану |
факти чески |
|||||||
|
Глава V. Четырехугольники. |
|
|
|
||||
1 2 |
§1. Многоугольники. |
периметр многоугольника, выпуклый многоугольник. |
Могут объяснить, какая фигура называется многоугольником, назвать его элементы; вывести формулу суммы углов выпуклого многоугольника, находить углы многоугольников, их периметры. |
Практикум, фронтальный опрос |
4/09 7/09 |
|
||
3 4 5 6 7 8 |
§2. Параллелограмм и трапеция. |
определения параллелограмма и трапеции, виды трапеций, формулировки свойств и признаков параллелограмма и равнобедренной трапеции |
Умеют доказывать и применять при решении задач свойства и признаки параллелограмма и равнобедренной трапеции, выполнять деление отрезка на n равных частей с помощью циркуля и линейки; используя свойства параллелограмма и равнобедренной трапеции доказывать некоторые утверждения, выполнять задачи на построение четырехугольников. |
Практикум, фронтальный опрос |
11/09 14/09 18/09 21/09 25/09 28/09 |
|
||
9 1011 12 13 14 |
§3. Прямоугольник, ромб, квадрат. |
определения частных видов параллелограмма: прямоугольника, ромба и квадрата, формулировки их свойств и признаков, симметричных точек и фигур относительно прямой и точки. |
Умеют доказывать изученные теоремы и применять их при решении задач, строить симметричные точки и распознавать фигуры, обладающие осевой симметрией и центральной симметрией. |
Практикум, фронтальный опрос |
2/10 5/10 9/10 12/10 16/10 19/10 |
|
||
16 |
Контрольная работа №1. |
|
|
Выполне ние конт рольных заданий |
23/10 |
|
||
|
Глава VI. Площадь. |
|
|
|
||||
17 18 |
§1. Площадь многоугольника. |
основные свойства площадей и формулу для вычисления площади прямоугольника. |
Могут вывести формулу для вычисления площади прямоугольника и использовать ее при решении задач. |
Практикум, фронтальный опрос |
23/10 26/10 |
|
||
19 20 21 22 23 24 |
§2. Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции. |
формулы для вычисления площадей параллелограмма, треугольника и трапеции, теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. |
Умеют применять все изученные формулы при решении задач, в устной форме доказывать теоремы и излагать необходимый теоретический материал. |
Практикум, фронтальный опрос |
30/10 2/11 13/11 16/11 20/11 23/11 |
|
||
2526 27 28 |
§3. Теорема Пифагора. |
теорему Пифагора и обратную ей теорему, область применения, пифагоровы тройки. |
Умеют доказывать теоремы и применять их при решении задач. |
Практикум, фронтальный опрос |
27/11 30/11 4/12 7/12 |
|
||
30 |
Контрольная работа №2 |
|
|
Выполне ние конт рольных заданий |
11/12 |
|
||
|
Глава VII. Подобные треугольники. |
|
|
|
||||
31 32 |
§1. Определение подобных треугольников. |
Определения пропорциональных отрезков и подобных треугольников, теорему об отношении подобных треугольников и свойство биссектрисы треугольника. |
Умеют определять подобные треугольники, находить неизвестные величины из пропорциональных отношений, применять теорию при решении задач. |
Практикум, фронтальный опрос |
14/12 18/12 |
|
||
33 34 35 36 37 |
§2. Признаки подобия треугольников. |
Признаки подобия треугольников, определение пропорциональных отрезков. |
Умеют доказывать признаки подобия и применять их при решении задач. |
Практикум, фронтальный опрос |
21/12 25/12 28/12 11/0115/01 |
|
||
38 |
Контрольная работа №3 |
|
|
Выполне ние конт рольных заданий |
18/01 |
|
||
39 40 41 42 43 44 |
§3. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. |
Теоремы о средней линии треугольника, точке пересечения медиан треугольника и пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. |
Умеют доказывать теоремы и применять их при решении задач, с помощью циркуля и линейки делить отрезок в данном отношении и решать задачи на построение. |
Практикум, фронтальный опрос |
22/01 25/01 29/01 1/02 5/02 8/02 |
|
||
45 46 47 48 |
§4. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. |
Определения синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника, значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30, 45 и 60, метрические соотношения. |
Умеют доказывать основное тригонометрическое тождество, применять все изученные формулы, значения синуса, косинуса, тангенса, метрические отношения при решении задач. |
Практикум, фронтальный опрос |
12/02 15/02 19/02 22/02 |
|
||
49 |
Контрольная работа №4. |
|
|
Выполне ние конт рольных заданий |
26/02 |
|
||
|
Глава VIII. Окружность. |
|
|
|
||||
50 51 52 |
§1. Касательная к окружности. |
возможные случаи взаимного расположения прямой и окружности, определение касательной, свойство и признак касательной. |
Умеют доказывать и применять при решении задач, выполнять задачи на построение окружностей и касательных, определять отрезки хорд окружностей. |
Практикум, фронтальный опрос |
1/03 5/03 8/03 |
|
||
53 54 55 56 |
§2. Центральные и вписанные углы. |
какой угол называется центральным, вписанным, как определяется градусная мера дуги окружности, теорема о вписанном угле, следствия из нее и теорема о произведении отрезков пересекающихся хорд. |
Умеют доказывать эти теоремы и применять при решении задач. |
Практикум, фронтальный опрос |
12/03 15/03 19/03 22/03 |
|
||
57 58 59 |
§3. Четыре замечательные точки треугольника. |
теоремы о биссектрисе угла и о серединном перпендикуляре к отрезку, их следствия, а также теорему о пересечении высот треугольника. |
Умеют доказывать эти теоремы и применять их при решении задач, выполнять построение замечательных точек треугольника. |
Практикум, фронтальный опрос |
5/04 9/04 12/04 |
|
||
60 61 62 63 64 65 |
§4. Вписанная и описанная окружности. |
какая окружность называется вписанной в многоугольник, описанной около многоугольника, теоремы об окружности, вписанной в треугольник, и об окружности, описанной около треугольника, свойства вписанного и описанного четырехугольников. |
Умеют доказывать эти теоремы и применять при решении задач.
|
Практикум, фронтальный опрос |
9/05 11/05 13/05 16/05 18/05 20/05 |
|
||
66 |
Контрольная работа №5. |
|
Выполне ние конт рольных заданий |
23/05 |
|
|||
67 68 |
Повторение |
|
|
25/05 27/05 |
|
- Конструирование современного урока по ФГОС ООО. Технологическая карта урока математики
- Вебинар «Краеведческая работа библиотек как средство интеграции в социокультурное пространство региона: традиционные формы, новые технологии»
- Международный вебинар «Лицевая гимнастика: комплексы упражнений, подготовка и методика проведения»
- Методика подготовки обучающихся к ЕГЭ по математике: решение алгебраических, трансцендентных и нестандартных уравнений и неравенств
- ЕГЭ – 2015 по математике в новом формате: структура заданий, критерии оценивания, особенности подготовки учащихся
- Вебинар «Использование «ключевых» задач в школьном курсе геометрии»