В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Урок-дискуссия по рассказу Л.Н.Толстого "После бала"

Ася Кашина Ася Кашина
Тип материала: Урок
просмотров: 9179
Краткое описание
Цель - помочь учителю-словеснику при планировании уроков литературы  с использованием интерактивных методов обучения

Описание
1.1. Проект урока – дискуссии по рассказу Л.Н.Толстого «После бала»

В воспитании творческой личности одно из заметных мест принадлежит дискуссии.Она помогает развивать критическое мышление, побуждает учащихся к творчеству. Дискуссия позволяет учителю осуществить личностно – ориентированный подход в обучении. Она менее эффективна для передачи информации, но для творческого осмысления материала и формирования ценностных ориентаций она незаменима. Опыт проведения уроков в форме дискуссии показал, что это форма сотрудничества. В качестве темы дискуссии выбирается проблемный вопрос.
Тема урока:«Несёт ли человек ответственность за всё, происходящее на Земле?»
Технология:интерактивное обучение
Цель урока: доказать на примере рассказа «После бала», что все люди несут ответственность за свою судьбу.
Задачи урока:
-«погружение» и «вживание» в созданный автором мир рассказа;
-сопоставить события 1900-х годов с нынешним временем;
-воспитание нравственных качеств личности, желания разобраться в трудных жизненных ситуациях, умения найти и принять своё решение, отстаивать свой выбор;
-анализ художественного текста;
-закрепление литературоведческих терминов( композиция, контраст, антитеза);
-развитие творческой и познавательной активности учащихся;
-создание на уроке особой тёплой атмосферы человеческого общения, средством которого выступает литература как искусство слова.
Эпиграф к уроку:
Чтобы жить честно, надо рваться,
путаться, биться, ошибаться,
начинать и бросать и опять начи-
нать, и опять бросать и вечно бо-
роться и лишаться. А спокойствие-
душевная подлость.
Л.Н.Толстой
Ход урока
Учитель. Итак, рассказ прочитан. Ваше знакомство с Л.Н. Толстым состоялось.Он оставил 90 томов своих произведений. Многие считали, что Толстой знает всё.Ему присылали письма.(Например: Я не понимаю учения Будды. Объясните…) Ему писали письма из тюрем, простые люди. И все просили: «Научите, как жить». Он почти всем отвечал. А ночью ждал, когда все уснут, раскрывал свой дневник и писал: « Господи, научи меня жить…» Значит, Толстой тоже сомневался, ошибался, путался…Толстой – великий писатель. Он не мог смириться с жестокостью и в то же время ничего не мог изменить.
1 Экспресс-опрос по тексту (дети задают в парах заранее подготовленные дома вопросы)
-Когда происходят события, о которых рассказыыает Иван Васильевич? (40 е годы 19 века)
-Кем был тогда Иван Васильевич?( был студентом, учился в университете)
-Что подарила Варенька? (перчатку и перо от веера)
-Какие слова произносит осуждённый?( Братцы, помилосердствуйте)
-Как называется тёмно – коричневый цвет?(пюсовый)
-Как называется тесьма, пришитая к концу брюк? ( штрипка)
2.На доске – схема: Влюблённость в жизнь — разочарование
Одна группаработала дома с терминами ( композиция, антитеза, контраст), подготовила вопросы для работы по вышеуказанной схеме:
-Расстаёмя мы с Иваном Васильевичем, какое настроение мы видим?( разочарование в правильном устройстве жизни)
-А где видно разочарование? ( …На сердце была физическая, доходившая до тошноты тоска)
-Как же от состояния влюблённости можно дойти до состояния тоски?
(учащиеся говорят о композиции, контрасте, антитезе).
-Где мы видим контраст? Какие две эпохи противопоставлены?(40-е и 900-е)
40-е годы – рекрутские наборы, провод. при Петре 1. Были издевательства, унижения. Была пожизненная служба. Никакой защиты по отношению к личности. Правил Николай 1
900-е годы Правление Николая 11. Произошла реформа. Служить стало легче.
Итак, приступаем к дискуссии. Пока работа совместная, позже в группах. Каждый внёс свою лепту в урок (большая подготовительная работа).
Находим контраст в рассказе ( бал и экзекуция, описание залы и улицы, Варенька и наказываемый).
Варенька – светлые тона, наказуемый – пёстрые, чёрные)
-Если увидеть такую картину, можно оставаться в состоянии влюблённости?
-От чьего имени ведётся повествование? (Рассказчик. Это один из приёмов построения композиции)
-Почему Толстой доверил Ивану Васильевичу рассказ? (Он рассказывает искренне, правдиво, всеми уважаемый.Это человек обычный, молодой, не занимающийся политикой.Его потому и потряс весь этот ужас)
-Как жил Иван Васильевич? ( Был очень весёлый, бойкий, любил вечера, балы)
-Рассказ написан в форме воспоминаний, а почему не от первого лица? Зачем прошлое? ( Мы узнаём, что происходит с Иваном Васильевичем после этого события)
-Помогла нам композиция понять, что эта влюблённость в жизнь привела к разочарованию? (Да)
111 Работа в группах
1 группа – Иван Васильевич на балу
· группа – Иван Васильевич после бала
· группа – Полковник на балу
· группа – Полковник после бала
Результаты исследования:
1 группа
…Умилён чувством любви;
Был не только весел, очень доволен;
Был пьян без вина

2 группа
Было стыдно;
На сердце была физическая, доходившая до тошноты тоска;
Одолевало чувство вины, неловко было от увиденного
3 группа
Отец Вареньки был красивый, статный;
На балу он любящий, внимательный, добродушный отец;
Танцует с дочерью, надевает замшевую перчатку
4 группа
…Оттопыренная губа;
Увидел Ивана Васильевича, грозно и злобно нахмурился;
Твёрдым шагом двигался, у него гневный голос
Итак, это тот же человек, что и на балу? Он лицемерит или нет?(Он не лицемерит. Это его работа, развито чувство долга)
-Докажите, что полковник любил свою дочь? (Он даже не одевался модно. Все средства уходили на дочь, чтобы вывозить её в свет. Смотрел на неё влюблёнными глазами)
Почему Иван Васильевич не поступил на военную службу?( А вдруг среда «засосёт», и он невольно станет таким же)
Самое главное, что сделал Иван Васильевич? Чем он занимался всюжизнь? ( Он прожил жизнь, помогая другим. Он как бы нёс груз ответственности за то, что увидел в молодости. Его поступок заслуживает уважения)
Не надо забывать, что речь в рассказе идёт о самодержавном строе. Не каждый человек мог противостоять этому строю
Художественные средства. Какие?
(эпитеты: чудесный бал, ласковые и милые глаза, пёстрая толпа)
(синтаксические конструкции тяжёлые, с повторами: Всё также падали удары, всё также…)
Каждая группа делает свои выводы:
1. Мы все на земле в одной упряжке.И за поступки кого-то часто отвечают невиновные.
2. Каждый человек отвечает за то, что происходит рядом!
3. Не так страшен враг, он может убить. Не страшен друг, он может предать. А страшны равнодушные. Именно с их молчаливого согласия происходят все беды и несчастья на Земле.
4. Не будем судить. Мы лишь постараемся извлечь из этого правильные уроки.
Домашнее задание( разного уровня сложности)
· Сочинение – миниатюра по темам: Прав ли Иван Васильевич, отказавшись от службы и любви? Почему любовь Ивана Васильевича к Вареньке сошла на « нет»? Все ли способны взять на себя ответственность за происходящее вокруг?
· Сделать интеллект – карту или кластер по любому эпизоду.
· Синквейн( для слабых учащихся)
Пожаловаться 18 января 2013
Файлы

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru