В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Консультация логопеда

Ольга Нагорная Ольга Нагорная
Тип материала: Справочная информация
Рейтинг: 1  голосов:1    просмотров: 932    комментариев: 2
Файлы
игры со звуками и буквами.doc
HTML Войдите для скачивания файлов



Консультация логопеда.


Игры со звуками и буквами.





«Мама, почитай! Папа, почитай!Почитай, поиграй,бабушка!»- упрашивает малыш родных. А почему он не читает сам.

Родителям вполне под силу научить читать ребенка 5-6 лет, если они будут делать это правильно.Идея успешного обучения в следующем: сначала нужно научить выделять звуки в слове, а потом- заменять звук буквой. Ясное, осознанное различение звуков и букв, знание законов перехода от звучащей речи к буквенной записи- это, конечно, дело школьного обучения. Но если ребенок хотя бы интуитивно не ощущает, что слова «сложены» из звуков, учить его грамоте трудно.

Пяти- и шестилетние дети чувствительны к звуковой ткани речи, поэтому не составит особого труда научить их слышать звуки, складывать их в слова. Главное- делать это, играя.

Но где же взять время? Оказывается, играть с ребенком можно везде: в транспорте, на автобусной остановке, в супермаркете.Даже готовя ужин на кухне, можно поиграть со звуками. Начинать лучше с тех, что легко тянутся: а, у, о, и, л, м, н, с, з, ш. Естественно, следует избегать звуков, которые ребенок не выговаривает. Разумеется, чем больше членов семьи примут участие в игре, тем интереснее она будет. Вот самые простые игры со звуками.

Спросите у ребенка: «С какого звука начинается слово а-а-аист?» Слегка «потяните» первый звук. Дождавшись ответа, спросите: «А есть ли звук а в словах «арбуз», «жук», «лук»? В каких еще словах есть звук а?». Подбирайте слова вместе с ребенком.

А вот игра чуть сложнее: вы называете слово, ребенок отвечает словом, начинающимся на тот же звук. Потом он называет слово, а вы, отвечая, «ошибаетесь». Пусть он обнаружит ошибку.

Еще сложнее: вместе с ребенком составляйте цепочку из слов, начинающихся с последнего звука предыдущего слова. Например, «мяч»- «чемодан»- «нос»- «санки»- «игла» и т. д.

А как любят дети играть со Звукоедиком!

Познакомьте малыша с ним. Скажите: «У звуков есть страшный враг — Звукоедик. Он питается звуками. Вот и у нас на кухне Звукоедик съел первые звуки в некоторых словах. Отгадай в каких: (к)ран, (ш)каф, (с)тул и т. д.» В следующий раз Звукоедик может съесть последний звук в словах: сто(л), сту(л), тарелк(а). Каждый раз придумывайте новую историю. Звукоедик может попасть в огород, в магазин, в цирк. Например, расскажите, что Звукоедик попал в сад и теперь «отгрызает» первый (или последний) звук в названиях


фруктов: (г)руша, (а)брикос, (я)блоко, слив(а). Играйте со Звукоедиком до тех пор, пока ребенок не научится легко выделять первый или последний звуки в словах. И только после этого учите его слышать и находить звуки в середине слова, а также определять их последовательность в словах сначала из трех, а затем из четырех-пяти звуков. Поможет вам игра «Дом звуков». Нарисуйте дом с тремя окошками. Скажите «В этом доме живет слово «кот». У него три комнатки, в каждой по окошку. Все звуки слова «спят» отдельно. Давай уложим спать слово «кот». Какой звук будет спать в первой спаленке?». Дайте ребенку фишку синего цвета (согласный звук): «Это первый звук. Позови его спать». Ребенок зовет: «К-к-к»,- и кладет фишку в первое окошко. Дайте красную фишку (гласный звук), пусть ребенок зовет спать звук «о». Если он теряет его и второй фишкой «ловит» звук т , удивитесь: «Разве здесь живет кт? Я думала, что здесь живет ко-о-от».

Усложняйте игру, предлагая слова из четырех и пяти звуков. Пусть ребенок «расселяет» в домике всех своих знакомых, животных «кладет на хранение» продукты, одежду, мебель.

Можно поиграть в «Эстафету звуков». Расположите три игрушечных машины на небольшом расстоянии друг от друга и скажите, что в каждой машине лежит звук, а все вместе они везут какое-то слово. Возьмите первую машину и, медленно двигаясь по направлению к другой машине, произносите: «С-с-с». Доехав до второй машины, везите ее и тяните второй звук «ы-ы-ы». Третья машина рокочет по своему: «р-р-р». Спросите: «Какое слово везут машины?» Ребенок угадывает: «Сыр».

Одновременно со звуковыми играми начинайте знакомить ребенка с буквами. Показывая начертание буквы, произносите не ее название, а тот звук, который эта буква обозначает. Например: покажите букву и скажите: «Маша, твое имя начинается вот с этой буквы- «М». Спойте: «М-м-м, м-м-м, Маша», но не говорите «эм». И еще — знакомьте детей только с печатными буквами. Для запоминания правильного начертания букв хорошо, если вы будете искать их в тексте, лепить из пластилина, рисовать на песке палочкой.

Чтобы ребенок легко узнавал в букве заместитель звука, включайте выученные буквы в звуковые игры. Например, играя в «Дом звуков», предлагайте вписать в окошки буквы слова КОТ. Развозя в машинах слова (игра «Эстафета звуков»), он может грузить в них буквы из разрезной азбуки с изображенными на них буквами.

Если ребенок знает буквы и умеет выделять в словах звуки, это еще не значит, что он может читать. Ему предстоит сделать еще одно открытие: научиться соединять согласный звук с гласным. У некоторых детей слияние звуков возникает спонтанно, само собой, но не у всех. Многих надо слегка подтолкнуть к этому открытию.

Когда мы, взрослые, читаем, наш глаз привычно забегает вперед и смотрит на гласную букву: она влияет на то, как мы и произнесем стоящую впереди согласную - твердо или мягко. Ребенок не умеет забегать глазами вперед - он озвучивает букву «л», не обращая внимания на то, что за ней - «у» или «ю». Поэтому в словах «лук» и «люк» первые буквы он прочтет одинаково.

Здесь поможет игра «Дом букв». Сам дом можно вырезать из картона и вставить в его окна картонные полоски с буквами так, чтобы их можно было свободно двигать. В первом окне зафиксируйте любую согласную, а во втором окне протягивайте полоску с гласными. Помогайте ребенку читать слоги: ла, лу, ло, лы.

Итак, вы научили малыша читать слоги- можно учить читать односложные слова: «мак», «лак», «сын».После каждого прочитанного слова обязательно выясняйте, понимает ли он смысл слова.




Учитель — логопед О.Е.Нагорная

Обсуждение материала
Другие материалы автора

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru