В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Урок чтения по произведению Л.Н.Толстого «Котёнок» (2 класс)

Вера Рибинская Вера Рибинская
Тип материала: Урок
просмотров: 26142
Краткое описание
Продолжить знакомство учащихся с творчеством Л.Н. Толстого, познакомить с новым произведением «Котёнок», совершенствовать технику чтения; учить делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план для пересказа.

Описание
Л.Н.Толстой — «Котёнок» Урок литературного чтения. IIкласс по учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого «Литературное чтение» УМК «Школа России» В.В. Рибинская, учитель начальных классов Республика Карелия, Пряжинский район, пос. Эссойла Цель:продолжить знакомство учащихся с творчеством Л.Н. Толстого, познакомить с новым произведением «Котёнок», совершенствовать технику чтения; учить делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план для пересказа. Задачи: создание условий для самостоятельной постановки учащимися учебной задачи; развитие способности полноценно воспринимать текст и эмоционально откликаться на прочитанное; развитие умений выполнять логические операции: анализа, сравнения, классификации, обобщения; расширение словарного запаса учащихся. Оборудование: учебник «Литературного чтения», компьютер; мультимедийный проектор; выставка произведений Л.Н.Толстого; презентация PowerPoint«Л.Н.Толстой «Котёнок»; конверты с заданиями для групповой и парной работы; карточки для словарной работы; рабочая тетрадь; рисунки учащихся. Тип урока:открытие новых знаний Ход урока. I. Организационный момент Всем – доброе утро.
Придумано кем-то просто и мудро: При встрече здороваться «Доброе утро!» Доброе утро, деревьям и птицам, Доброе утро, улыбчивым лицам, И стало вокруг всё добрым, доверчивым, Пусть доброе утро длится до вечера. — Давайте так проведём наш урок так, чтобы он стал для нас интересным, полезным и добрым. II. Подготовка к изучению нового материала Актуализация опорных знаний а) Выставка книг Л.Н.Толстого На перемене вы рассматривали книги. — Что общего у этих книг?(Их написал Л.Н.Толстой.) На слайде портрет писателя. — Чем они отличаются?– (В них разные произведения; разные рисунки; книги разные по размеру.) — Для кого писал Л.Н.Толстой? (Он писал для детей и взрослых.) — 625 произведений для детей написал Л.Н.Толстой. — Вспомните, с какими из них вы встречались на страницах «Литературного чтения». б) Организация работы в парах -Поиграем в игру«Найди лишнее» — Возьмите конверт с цветными полосками. (На цветных полосках написаны названия произведений: «Старый дед и внучек», «Правда всего дороже», «Филипок», «Сказка о рыбаке и рыбке») — Найдите среди четырёх полосок лишнюю. Пара, которая справилась с заданием, возьмите полоску в «общую руку». -Обоснуйте свой ответ. Слайд с изображением цветных полосок. (Лишнее произведение — «Сказка о рыбаке и рыбке», так как все остальные, кроме этого, написал Л.Н. Толстой.) -Отгадайте загадку и догадайтесь, с каким произведением Л.Н.Толстого мы познакомимся сегодня. Ученик загадывает загадку классу: Что за зверь со мной играет, Не мычит, не ржёт, не лает. Нападает на клубки, Прячет в лапки коготки? (Котёнок) Формулировка темы — Какую учебную задачу мы поставим на урок?(Будем читать рассказ Толстого «Котёнок»). — А вот этот котёнок будет с нами играть и во всём помогать.(Учитель показывает игрушку котёнка.) III. Освоение нового знания Речевая разминка — Начнём с речевой разминки. Для чего нужна речевая разминка?(Разминка нужна, чтобы хорошо и правильно говорить; чётко произносить звуки; выразительно читать) -Один ученик поработает учителем. Он поможет классу читать. (На слайде записаны слоги и слова, ученик у доски следит указкой за словами диктора. Дети хором повторяют чистоговорки.) ол – ил – ул – ал Белый кот клубок катал. ил –ул –ал –ол Он загнал его под стол, ал – ол – ил – ул А затем загнал под стул. ел – ил – ёл – ял Долго кот клубок катал, ил – ел – юл — ул Потянулся и уснул. — Кот играл со своими любимыми словами и рассыпал их на буквы. Работа в парах — Составьте из букв слова. Чья пара справится с заданием, поднимите общую руку. (Каждая пара получает конверт с буквами, составляет по одному слову. Такое же слово пара находит на столе у учителя и помещает его на доску рядом с котёнком.) На доске слова: котёнок котик котенька коток котяра котище котёночек котька котишка — Что общего у этих слов? – (У них одинаковая часть — кот-; одинаковое значение.) — Как называются такие слова? (Такие слова называются родственными.) — Спасибо, говорит вам котёнок. А как ласково вы называете своего котёнка? Работа с текстом. Читают текст подготовленные ученики. — Какое впечатление произвёл на вас этот рассказ? — Чей поступок понравился? — За кого переживали? — Что вы можете сказать о Васе? Какой он? Опишите его. — Какие трудные слова встретили в тексте? Работа над лексическим значением слов Работа в парах по карточкам. Учащиеся получают карточку.
Объясните значение слов из рассказа «Котёнок». Соедините линиями слово и его значение.
Амбар
Солома
Щавель
Что было духу
Подле
очень быстро
строение для хранения зерна, муки
около
травянистое дикорастущее растение с кислым вкусом
стебли пшеницы, ржи после обмолота
Что требуется сделать? (Надо объяснить значение слов из рассказа «Котёнок». Соединить линиями слово и его значение.) Учащиеся выполняют задание самостоятельно. Ученик без пары выполняет такое же задание у компьютера.По завершении работы сверяют свою работу с образцом на слайде. — Пара, выполнившая задание, поднимает «общую руку». Проверка выполненного задания. Учащиеся сравнивают свою работу с заданием на слайде. — Объясните значение слов. Амбар — строение для хранения зерна, муки; Солома – стебли пшеницы, ржи после обмолота; Щавель -травянистое дикорастущее растение с кислым вкусом; Что было духу— очень быстро; Подле— около. Физминутка Если кушаешь ты рыбку, делай так: «мур-мур», Вот поймает мышку киска, делай так: «цап-царап». Вот поймает мышку киска, дай за это ей сосиску. Вот поймает мышку киска, делай так: «мяу-мяу». Если любят кошку люди, делай так: «мяу-мяу» Если любят кошку люди, делай так: «цап-царап» Если любят кошку люди, кошка верным другом будет. Если любят кошку люди, делай так: «мяу-мяу». IV. Первичное закрепление Определение стиля художественного произведения — Котёнок расшалился и раскидал по классу буквы. (На стенах в классе буквы б, ы, л, ь. На обратной стороне каждой карточки вопросы по содержанию рассказа.) — Найдите букву, которая стоит второй по счёту в алфавите. (Это буква б). Ученик читает вопрос на карточке с буквой б. (Обращаясь к классу) Как звали брата и сестру? (Их звали Вася и Катя.) — На эту букву слова в русском языке не начинаются. (Это буква ы.) Вопрос классу на карточке с буквой ы: — В какое время года у кошки родились котята? (Котята родились весной) — На эту букву начинаются слова: лимон, лук, луна. (Это буква л.) Вопрос классу: — Почему котёнок остался один? (Дети пошли собирать щавель и забыли про котёнка.) — Эта буква не обозначает звука. — (Это буква ь.) Вопрос классу: — Кто спас котёнка? (Вася спас котёнка) На доске появляется слово: БЫЛЬ — Какое слово мы составили? (Хором: быль.) На какое слово оно похоже? (На слово «было».) — Мог такой случай с котёнком произойти на самом деле? – (Да, такой случай с котёнком произойти мог.) — Тогда догадайтесь, что такое быль. (Быль – случай из жизни). На доске табличка
Быль- случай из жизни
V. Обобщение усвоенного, связь сформированных представлений с известными фактами. Работа в группе. Составление диафильма из рисунков. Дома вы читали этот текст самостоятельно и нарисовали к нему иллюстрации. — Побудьте в роли режиссёров. Возьмите свои рисунки и встаньте перед классом слева направо в той последовательности, как происходили события в были. (Проверка выполнения) Прикрепите ваши рисунки на доску. У нас получился диафильм или план рассказа в картинках. Повторное чтение произведения. Составление плана для пересказа. — Предлагаю составить словесный план и записать его в рабочую тетрадь. — Будем читать по частям и каждую часть озаглавливать. Примите позу читателя и помните, когда читаешь, надо думать, представлять, переживать, понимать, запоминать. — Прочитайте отрывок, подходящий к первой иллюстрации. (Читают 1 абзац) — Определите главную мысль в первой части? (Обсуждаются предложенные варианты, оптимальный вариант записывается на доску и в тетради.) — Найдите отрывок, как дети обнаружили котят. Как будем читать? (радостно). — Озаглавьте вторую часть. — В третьем абзаце найдите описание котёнка. Как будем читать? (ласково, с любовью). — Какой заголовок подойдёт для третьей части? — На стр. 118 есть иллюстрация. Найдите и прочитайте отрывок к ней. — Озаглавьте часть. — Прочитайте последнюю часть. Определите главную мысль. Придумайте заголовок. На слайде примерный план пересказа. 1. У Кати и Васи пропала кошка. 2. Дети нашли котят. 3. Самый лучший котёнок. 4. Дети забыли котёнка на дороге. 5. Страшные собаки. 6. Вася спасает котёнка. VI. Закрепление пройденного, формирование умений пользоваться полученными знаниями. Желающие ученики пересказывают по плану. — Оцените рассказ ваших товарищей. — Сравните наш картинный и словесный планы. — Что у них общего? (Каждой картинке соответствует словесный пункт плана.) — А теперь посмотрите слайд — фильм с рисунками настоящего художника Л.Ходакова. — Какое впечатление появилось у вас после просмотра? VII. Контроль за результатами обучения
-Восстановите пословицу из слов и узнайте, к чему призывают произведения Л.Н.Толстого. 5 учеников перед классом из слов составляют пословицу: «Жизнь дана на добрые дела». — Как вы понимаете смысл пословицы? — Получился наш урок добрым? — Вспомните, какую учебную задачу мы ставили на урок? — Какие задания понравились? — Что было трудным? Домашнее задание: — Подготовить пересказ были «Котёнок» по плану. (Желающие могут пересказать от лица Васи.)
«Спасибо за работу на уроке!» — говорит вам котёнок. Электронные ресурсы: Слайд – фильм «Котёнок» http://www.rusedu.ru/detail_12181.html
Пожаловаться 04 января 2013
Файлы
пояснительная записка Microsoft Office Word.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Методические рекомендации к использованию презентации

Количество слайдов – 7

Power Point 2003

В презентацию включены речевая разминка (слайд 4), музыкальная физминутка (слайд 6), упражнения для проверки работы в парах (слайд 3) и «Найди лишнее» (слайд 5) «Работа над лексическим значением слов», а также (слайд 7) «Примерный план пересказа».

При работе над лексическим значением слов учащиеся в парах выполняют задание на карточках, ученик без пары выполняет это же задание на компьютере.

Слайд 5. Соединить слово и его значение. (указатель – фломастер)

По завершении работы учащиеся сверяют свою работу с образцом на слайде.



Новая папка.zip
Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru