В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Урок "Международное гуманитарное право"

Татьяна Денисова Татьяна Денисова
Тип материала: Урок
просмотров: 3591
Краткое описание
1.    Познакомить учащихся с основными принципами и нормами международного гуманитарного права, направленных на ограничение последствий вооружённых конфликтов
2.    Познакомить учащихся с пагубностью вооружённых конфликтов для жизни и здоровья детей.
3.     Воспитывать у учащихся уважение к человеческому достоинству, милосердие, сострадание к беззащитным, детям.

Описание

Оборудование:
оформление доски: съёмные листы журнала, таблица «Женевские конференции» (приложение 1), таблица «Нормы МГП» (приложение 2), рисунки учащихся на тему «Жестокое лицо войны» (приложение 3) ксерокопия письма кати Сусаниной (приложение 4);
высказывания: «Война для народов – это слёзы и кровь, это вдовы и беспризорные, погибшая молодость и оскорблённая старость» — И. Эренбург;
раздаточный материал: Женевская конвенция от 12 августа 1949 года и Дополнительный протокол 1977 года (приложение 5), таблица «МГП» и «Источники МГП» (приложение 6); выставка книг о войне.
Тип урока – формирование новых знаний
Форма урока – устный журнал
Основные формы и приёмы работы:работа с новыми понятиями, беседа, работа с документами.
Опережающее задание:нарисовать рисунки на тему «Жестокое лицо войны», подготовить устные сообщение на темы «Война есть убийство» и «Цивилизация против войны».
Основные термины: Международное гуманитарное право – совокупность правовых норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение последствий вооружённых конфликтов.
План урока:
1. История международного гуманитарного права.
2. Война всегда убийство
3. Война и дети
4. Цивилизация против войны.
Ход урока.
АОЗ 1. Оргмомент
ФНЗ 1. Сообщение темы, целей, плана урока.
— Что такое «война»?
— Ребята, как вы понимаете смысл высказывания И. Эренбурга «Война для народов – это слёзы и кровь, это вдовы и беспризорные, погибшая молодость и оскорблённая старость»?
— Так что же несёт в себе война?
— Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с отраслью права, ранее нами не изучаемой, это международное гуманитарное право.
Задание
Запишите тему урока в тетрадь.
— На уроке мы познакомимся с основными принципами и нормами международного гуманитарного права, направленными на ограничение последствий вооружённых конфликтов
План урока:
5. История международного гуманитарного права.
6. Война всегда убийство
7. Война и дети
8. Цивилизация против войны.
2. Рассказ учителя.
— Итак, мы открываем первую страницу нашего устного журнала
(все страницы открывают и называют дети)
«Из истории международного права»
— Если мы вспомним историю древнего мира и средних веков, наверное, можно сказать, что мир был жестоким.
Древняя Индия. В древнеиндийских законах Ману говорилось, что враг – это ваш сосед.
Древняя Греция. Демосфен доказывал, что варвары самой природой предназначены быть рабами.
Но общество не стоит на месте, оно развивается. Уже в декларации аббата Грегуара провозглашался принцип равенства государств. Он считал, что допустима война лишь оборонительная. Врагом может быть только государство, а не люди. Отсюда уже тогда возникло требование гуманного обращения с пленными.
Россия Х1Х век. После Крымской войны (1853-1856 годов) был заключён ряд конвенций о гуманном обращении с военнопленными, о защите жизни и имущества гражданского населения на оккупированной территории, об охране памятников истории и культуры.
А в 1864 г была принята Женевская конференция, которая обязывала государства относиться к раненным на поле боя с уважением и оказывать им помощь.
Разумеется, соглашения подобного рода не всегда удавалось реализовать на практике, но всё же многое делалось для того, чтобы люди осознали, что неоправданная жестокость – это нарушение норм морали, права.
2. Беседа
— Международное гуманитарное право. Вслушайтесь в это название, и скажите: какое назначение этого права?
— О каких нормах здесь может идти речь?
(учитель в ходе беседы оформляет на доске таблица «нормы МГП»)
4. Работа с основными понятиями.
— Международное гуманитарное право представляет собой совокупность правовых норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение последствий вооружённых конфликтов.
Задание
Запишите новое понятие в тетрадь.
МГП защищает лиц, которые не принимают участие в вооружённых конфликтах или которые прекратили принимать участие в военных действиях.
Задание
Обратите внимание. У вас на партах лежит табличка. Дома вы её вклеите в тетрадь. На следующем уроке кто-то из вас на доске выпишут эти задачи.
А, сейчас пользуясь ею, давайте проговорим вслух задачи МГП.
Защищает лиц, прекративших участие в военных действиях (раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, военнопленных)
Предоставляет защиту лицам, не принимавшим участие в военных действиях (гражданскому населению, медицинскому и духовному персоналу)
Международное гуманитарное право
Защищает объекты, которые не служат непосредственно военным целям (жилые дома, школы, места отправления культа)
Запрещает применение средств и методов ведения военных действий, которые причиняют страдания, наносят серьёзный ущерб природе.

— Таким образом, вы видите, что МГП устанавливает определённые правила поведения участников вооружённых конфликтов, обеспечивает защиту жертв войны.
Задание
— У вас на партах лежат тексты. Назовите документы, являющиеся основными источниками МГП.
Основными источниками МГП являются четыре Женевские конвенции о защите жертв войны от 12 августа 1949 года.
· Конвенция об улучшении участи раненных и больных в действующих армиях (1 Женевская конвенция)
· Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооружённых сил на море (2 Женевская конвенция)
· Конвенция об обращении с военнопленными (3 Женевская конвенция)
· Конвенция о защите гражданского населения во время войны
· (4 Женевская конвенция)
Женевские конвенции были дополнены двумя Протоколами от 8 июня 1977 года:
· Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных конфликтов (Протокол 1)
· Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв вооружённых конфликтов немеждународного характера (Протокол 2)
В течение урока мы не раз к ним обратимся, а дома вы вклеите в тетрадь следующую табличку.
— МГП признаёт 2 категории вооружённых конфликтов
1. Международный вооружённый конфликт – это вооружённое противостояние между двумя или несколькими государствами.
2. Немеждународный вооружённый конфликт – это вооружённое противостояние в пределах одного государства между силами правительства и антиправительственными отрядами.
Задание
Приведите примеры, иллюстрирующие эти две категории.
9. Беседа
Мы закончили говорить о правовых основах МГП. Давайте теперь обобщим всё сказанное.
— Ребята, так, что такое международное гуманитарное право?
— Кого защищает МГП?
— Назовите источники МГП.
— Какие категории вооружённых конфликтов признаёт МГП?
Задание
Давайте вывод запишем в тетрадь.
Вывод:МГП устанавливает определённые правила поведения сторон, участвующих в вооружённом конфликте, ограничивает насилие и обеспечивает защиту жертв войны. Оно определяет конкретные категории людей, на которых распространяется правовая защита в условиях вооружённого конфликта: раненые, больные, потерпевшие кораблекрушение, военнопленные, гражданское население.
— Почти все страны являются участниками Женевских конвенций. В том числе и Россия.
Именно МГП призвано сделать всё возможное, чтобы избежать войны, оградить людей от бессмысленной жестокости и чрезмерных страданий. Ведь на войне не идёт речь о соблюдении норм права. Главное для человека – как уцелеть и уничтожить противника.
К началу ХХ века человеческое общество достигло высокого уровня развития во всех областях, но проблема гуманности, нравственности в политике осталась, особенно международной. А это является одной из причин бедствия – мировых войн, которые унесли 10 млн. человеческих жизней, вдвое больше, чем весь предыдущий век. И это если не считать локальных войн, о которых у нас разговор впереди.
— Переходим к следующей странице нашего журнала.
Задание
Учащийся выходит к доске, отрывает страницу и называет название новой «Война всегда убийство».
10. Сообщения учащихся на тему «Война всегда убийство»

Задание
— Написать проект «Обращения ко всем взрослым на Земле о прекращении войн» (2 учащихся)
11. Рассказ учителя.
— Война оставила след почти в каждой семье.
(дети читают стихотворение)
Всё это называется – блокада. И детский плач в разломанном гнезде… Детей не надо в городе, не надо, Ведь Родина согреет их везде. Детей не надо в городе военном, Боец не должен сберегать паёк, Нести домой. Не смеет неизменно Его преследовать ребячий голосок И в свисте пуль, и в завыванье бомбы Нельзя нам слышать детских ножек бег. Бомбоубежищ, катакомбы Не детям бы запоминать навек. Они вернуться в дом. Им страх не нужен Мы защитим, мы сбережём их дом. Мать будет матерью. И муж вернётся мужем. И дети будут здесь. Но не сейчас. Потом. — Вооружённые конфликты последних десятилетий стали настоящей трагедией для гражданского населения. Но самыми беззащитными среди гражданских лиц являются дети.
Задание
— Вы смотрите телевизор, читаете газеты. Приведите примеры вооружённых конфликтов сегодня.
(учитель показывает фотографию Беслана)
— Время разное, но как похож ужас этих детей на ужас детей, переживших Великую Отечественную войну.
8. Работа с документами.
— Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Те, что попали в войну, должны были расстаться с детством – в обычном, мирном смысле этого слова.
Кто возвратит детство ребёнку, прошедшему через ужас войны? Что помнит он? Что может рассказать? Должен рассказать. Вслушайтесь в воспоминания детей войны.
Учащиеся по очереди зачитывают воспоминания детей войны.
«Осталась одна пуговица от маминой кофты. А в печи две булки тёплого хлеба»
«Отца разрывали немецкие овчарки, а он кричал: «Сына увидите, чтобы не видел»
«Не прячьте мою маму в ямку, она проснётся, и мы с ней пойдём домой», — умоляла маленькая девочка солдата.
— А сейчас послушайте письмо Кати Сусаниной (1 учащийся читает письмо и его комментирует).
Эти страшные свидетельства нашли ребята при подготовке к элективному курсу.
12. Воспоминания детей войны (из воспоминаний учителей школы – детей войны)
Дети военной поры могут ещё рассказать, как умирали от голода и страха, как тосковали, когда наступало 1 сентября. Как теряли родителей, как увидели после войны первый батон, не знали, можно ли его есть, потому что за 4 года забыли, что такое хлеб.
О чём мечтают дети? У нас мечта одна: Пусть будет на планете Мир добрый, как весна! — Переходим к следующей странице устного журнала.
Учащийся выходит к доске, отрывает страницу и называет название новой «Цивилизация против войны».
13. Сообщения учащихся на тему «Цивилизация против войны».
Закрепление. 1. Защита рисунков учащимися.
2. Чтение проекта «Обращение ко всем взрослым на Земле о прекращении войн»
3. Работа с документами.
— Как надо обращаться с раненными и больными?
— Что говорится и личном составе?
— О каких нарушениях и злоупотреблениях говорится в документах?
— Как надо обращаться с военнопленными?
— Какую защиту гражданского населения во время войны гарантирует Женевские конвенции?
— Какие методы и средства ведения войны запрещены?
Итог Стороны в вооружённом конфликте должны вести себя исходя из принципов гуманности и уважения прав. МГП не допускает в условиях вооружённого конфликта руководствоваться девизом: «На войне как на войне». Оно накладывает ограничения и запреты, устанавливает права и обязанности воюющих сторон, чётко предписывает каждому вовлечённому в конфликт, что он должен и что не должен делать.
Домашнее задание. Выучить конспект.
Написать сочинение по выбору на темы: «Чем страшна война для детей» или «Война в судьбе моей семьи».

Пожаловаться 04 января 2013
Файлы

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru