В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Урок "Люблю природу русскую. Лирические произведения Ф.И. Тютчева о природе"

Светлана Плотникова Светлана Плотникова
Тип материала: Урок
просмотров: 3665
Краткое описание
1) Научить читать, воспринимать и анализировать пейзажную лирику, пользоваться цитатами для  образного описания картин и событий;
2) Формировать коммуникативные навыки и  речевые умения;
3) Закрепить полученные умения определять тропы в художественном тексте;

Описание
Тема урока: Люблю природу русскую. Лирические произведения Ф.И. Тютчева о природе.
Эпиграф Природа… В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь и есть язык… Ф.И. Тютчев Цели:
1) Научить читать, воспринимать и анализировать пейзажную лирику, пользоваться цитатами для образного описания картин и событий;
2) Формировать коммуникативные навыки и речевые умения;
3) Закрепить полученные умения определять тропы в художественном тексте;
4) Развивать речь учащихся, эмоциональное отношение к произведениям искусства, образное и логическое мышление, навыки выразительного чтения у обучающихся, видение красоты слова, философское видение мира;
5) Побудить интерес к чтению, поэзии, природе.
Оборудование: портрет, репродукции картин, распечатанные тексты стихотворений для каждого ученика, учебник, ТСО, опорная схема.
Тип урока: изучение нового материала; урок, обучающий читательской деятельности: чтение и художественный анализ текста.
 Методы: исследовательский: литературно-художественный анализ текста, словесный – беседа, практический.
I. Орг. момент
Каждый человек по-своему видит и оценивает все, что его окружает. Если мы поймем, как это делают другие люди, мы станем богаче духовно, мы как бы проникаем в душу другого человека. Если мы научимся понимать стихотворения, мы научимся лучше понимать людей. А нужно ли это нам? Да, чтобы человеку было комфортнее в обществе, чтобы он видел проблемы других и понимал людей.
II. Актуализация знаний
Сейчас вы посмотрите слайды презентации, скажите:
1) Что на них изображено? (природа, разные времена года)
2) Какое впечатление они на вас произвели?
Да, жизнь природы определяется сменой времени года. Этот цикл вечен.
1) Как вы считаете, что в этом круге считается первым?
2) Подумайте, правильно ли, что люди считают началом года весну и называют ее утром года? (ответы обобщить)
Весной природа пробуждается от зимнего сна. Вместе с ней пробуждаются чувства человека. Давайте познакомимся со стихотворениями Ф.И. Тютчева «Еще земли печален вид…».
— Чтение и анализ лирического стихотворения. (Сложные переживания, но есть необъяснимая радость – радость жизни).
— Какие слова непонятны?
— О чем это стихотворение? Прочитайте первые две строчки. ( Да, описывается самое начало весны, земля еще печальна). Но Тютчев рад, что воздух дышит весной.
— Прочитайте, в чем проявляется это «дыхание»? (Весна заставляет двигаться, просыпаться, жить).
Олицетворение: Дажеколос, мертвый, засохший, двигается.
Воздух дышит, природа проснулась и улыбнулась.
— Какое настроение у природы? Читаем. (Сонное, еще не проснулась, но уже улыбается, услышав весну).
Так и человек должен всегда надеяться, что все в жизни будет хорошо.
 II. Стихотворение о весне «Весенние воды».
— Чтение учителем.
-О каком периоде весны в нем говорится?
— Какие звуки мы слышим? (крик птиц, плеск воды, журчанье ручьев)
— Сравните это стихотворение с первым.
Можно сказать, что здесь описан следующий шаг весны (быстрое движение воды, шум воды, бурная радость, ожидание тепла). Здесь олицетворена вся природа: и весна (эпитет «молодой весны»), и воды (« бегут и будят», «гласят»), и берег (эпитет «сонный»), и майские дни («румяный хоровод»).
— Какое настроение создает автор? (Тихая, светлая радость).
— Каким стихам созвучны картины- репродукции?
— Какое следующее время года? Правильно, лето.
Чтение и анализ стихотворения Ф.И. Тютчева « Как весел грохот летних бурь…».
— Сколько в этом стихотворении предложений? (2).
— Какие это предложения по интонации? (.?!). Почему так заканчиваются предложения?
Каждое из них сложное, заканчивается многоточием. Но если в первом предложении многоточие сопровождается восклицательным знаком, соответствующее шуму грозы, то второе завершается одиноким многоточием, говорящим о первых признаках осени, напоминающих об осенней грусти, а этого человеку не хочется.
— С помощью какого приема создается ощущение, что мы слышим грохот бурь и шум дубравы?
В стихотворении очень яркая звукопись. Аллитерации на букву «р» играют роль раскатов грома: грохот бурь, прах, гроза, лазурь, вдруг, дубрава; на шипящие – роль шумящих деревьев: летучий, нахлынувшая, набежит, совещаясь, птичий. Особенно: опрометчиво, задрожит, широколиственно, тревожно, вершины.
После прочтения данного стихотворения у нас появляется бодрое настроение.
Но так бывает далеко не всегда.
Послушайте, пожалуйста, стихотворение:
Серые тучи по небу плывут
Клин журавлей улетает на юг.
В небо взметнулись верхушки сосен
Бродит за окнами … (осень).
Давайте мы мысленно перенесемся в осень, совершим заочную экскурсию в волшебную страну. А как вы узнаете, что это осень? (смотреть картины художников)
Перед нами расстилается земля, покрытая бурой осенней травой. Багряные и желтые листья слева, бронзовые дубы справа. Нашему взору открываются бескрайние дали полей и лесов. Кажется, что темно-синяя вода реки медленно движется.
Природа у Тютчева не знает покоя, она насыщена звуками, красками. Дышит, радуется, плачет, грустит. Предлагаю вашему вниманию послушать голос осеннего леса — музыку.
Сами не зная того, мы следовали завету великого русского художника Исаака Левитана: « Нужна романтика. Мотив… Настроение нужно. Природа вечно дышит. Всегда поет и песнь ее художественна. Земля ведь рай, и жизнь – тайна, прекрасная тайна. Прославляйте жизнь. Художник – тот же поэт».
Чтение и художественный анализ стихотворения « Есть в осени первоначальной…».
Ваши впечатления об услышанном?
Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?
 Какие картины осени вы представили?
 О какой поре осени рассказывает поэт?
 Как осень изменила природу?
Что вы чувствуете при прочтении данного стихотворения ( радость, спокойствие, восторг, умиротворение, удивление, тревога, грусть…)?
Вы заметили, что поэт пишет о некоторых предметах, как о живых существах. Как называется этот прием? (олицетворение). Зачитайте, пожалуйста, эти строчки (день стоит, серп гулял, колос падал, лазурь льется).
А теперь предлагаю вам прочитать выразительно это стихотворение ( от группы по 1 человеку). Мы с вами помним, что стихотворение нужно читать напевно, не торопясь.
Пожалуйста, зачитайте наиболее понравившиеся вам строчки. Какие строчки можно написать к картинам?
Ребята, сегодня мы познакомились с избранными стихами непревзойденного мастера пейзажной лирики Федора Ивановича Тютчева. Поэт очень долго жил за границей, тосковав по родине. И всю свою любовь к родной земле он выразил в стихах. Их немного, около 400, но русские люди их любят, знают наизусть, потому что они передают их чувства. Тютчев – великий психолог, он учит нас любоваться красотой русской земли, просит не нарушать покой, радоваться лучам солнца, разноцветным листьям, первой травке, снегу и морозу. Поэт создал превосходные картины. Каждый стих хватает за сердце, это как внезапно набегающие порывы ветра. Их хочется слушать, читать, воспринимать. Природа живая, она живет, поет, мечется. В ней есть душа, свобода, любовь.
Обобщение материала: Добились ли мы поставленной цели? Сегодня мы учились читать и анализировать стихотворение. Выяснили, какие художественные средства использует автор для передачи своих чувств и эмоций.
А сейчас я хочу вам предложить попробовать себя в роли поэта. Давайте попробуем написать синквейн. (Инструкция)
Домашнее задание: Стихотворение «Есть в осени первоначальной…» наизусть, творческое задание: нарисовать иллюстрацию к стихотворению или написать сочинение- миниатюру «Какое впечатление произвело на меня стихотворения Ф.И. Тютчева.
Итог урока: Я благодарю вас за урок, за доброжелательное отношение друг к другу. Объявление отметок. Спасибо за урок
Пожаловаться 23 декабря 2012
Файлы
Тютчев 5 класс.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

7



Тема урока: Люблю природу русскую. Лирические произведения Ф.И. Тютчева о природе.

Эпиграф

Природа…

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь и есть язык…

Ф.И. Тютчев

Цели:

1) Научить читать, воспринимать и анализировать пейзажную лирику, пользоваться цитатами для образного описания картин и событий;

2) Формировать коммуникативные навыки и речевые умения;

3) Закрепить полученные умения определять тропы в художественном тексте;

4) Развивать речь учащихся, эмоциональное отношение к произведениям искусства, образное и логическое мышление, навыки выразительного чтения у обучающихся, видение красоты слова, философское видение мира;

5) Побудить интерес к чтению, поэзии, природе.

Оборудование: портрет, репродукции картин, распечатанные тексты стихотворений для каждого ученика, учебник, ТСО, опорная схема.

Тип урока: изучение нового материала; урок, обучающий читательской деятельности: чтение и художественный анализ текста.

Методы: исследовательский: литературно-художественный анализ текста, словесный – беседа, практический.















I. Орг. момент

Каждый человек по-своему видит и оценивает все, что его окружает. Если мы поймем, как это делают другие люди, мы станем богаче духовно, мы как бы проникаем в душу другого человека. Если мы научимся понимать стихотворения, мы научимся лучше понимать людей. А нужно ли это нам? Да, чтобы человеку было комфортнее в обществе, чтобы он видел проблемы других и понимал людей.

II. Актуализация знаний

Сейчас вы посмотрите слайды презентации, скажите:

1) Что на них изображено? (природа, разные времена года)

2) Какое впечатление они на вас произвели?

Да, жизнь природы определяется сменой времени года. Этот цикл вечен.

1) Как вы считаете, что в этом круге считается первым?

2) Подумайте, правильно ли, что люди считают началом года весну и называют ее утром года? (ответы обобщить)

Весной природа пробуждается от зимнего сна. Вместе с ней пробуждаются чувства человека. Давайте познакомимся со стихотворениями Ф.И. Тютчева «Еще земли печален вид…».

- Чтение и анализ лирического стихотворения. (Сложные переживания , но есть необъяснимая радость – радость жизни).

- Какие слова непонятны?

- О чем это стихотворение? Прочитайте первые две строчки. ( Да, описывается самое начало весны, земля еще печальна). Но Тютчев рад, что воздух дышит весной.

- Прочитайте, в чем проявляется это «дыхание»? (Весна заставляет двигаться, просыпаться , жить).

Олицетворение: Даже колос, мертвый, засохший, двигается.

Воздух дышит, природа проснулась и улыбнулась.

- Какое настроение у природы? Читаем. (Сонное, еще не проснулась, но уже улыбается, услышав весну).

Так и человек должен всегда надеяться, что все в жизни будет хорошо.

II . Стихотворение о весне «Весенние воды».

- Чтение учителем.

-О каком периоде весны в нем говорится?

- Какие звуки мы слышим? (крик птиц, плеск воды, журчанье ручьев)

- Сравните это стихотворение с первым.

Можно сказать, что здесь описан следующий шаг весны (быстрое движение воды, шум воды, бурная радость, ожидание тепла). Здесь олицетворена вся природа: и весна (эпитет «молодой весны»), и воды (« бегут и будят», «гласят»), и берег (эпитет «сонный»), и майские дни («румяный хоровод»).

- Какое настроение создает автор? (Тихая, светлая радость).

- Каким стихам созвучны картины- репродукции?

- Какое следующее время года? Правильно, лето.

Чтение и анализ стихотворения Ф.И. Тютчева « Как весел грохот летних бурь…».

- Сколько в этом стихотворении предложений? (2).

- Какие это предложения по интонации? (.?!). Почему так заканчиваются предложения?

Каждое из них сложное, заканчивается многоточием. Но если в первом предложении многоточие сопровождается восклицательным знаком, соответствующее шуму грозы, то второе завершается одиноким многоточием, говорящим о первых признаках осени, напоминающих об осенней грусти, а этого человеку не хочется.

- С помощью какого приема создается ощущение, что мы слышим грохот бурь и шум дубравы?

В стихотворении очень яркая звукопись. Аллитерации на букву «р» играют роль раскатов грома: грохот бурь, прах, гроза, лазурь, вдруг, дубрава; на шипящие – роль шумящих деревьев: летучий, нахлынувшая, набежит, совещаясь, птичий. Особенно: опрометчиво, задрожит, широколиственно, тревожно, вершины.

После прочтения данного стихотворения у нас появляется бодрое настроение.

Но так бывает далеко не всегда.

Послушайте, пожалуйста, стихотворение:

Серые тучи по небу плывут

Клин журавлей улетает на юг.

В небо взметнулись верхушки сосен

Бродит за окнами … (осень).

Давайте мы мысленно перенесемся в осень, совершим заочную экскурсию в волшебную страну. А как вы узнаете, что это осень? (смотреть картины художников)

Перед нами расстилается земля, покрытая бурой осенней травой. Багряные и желтые листья слева, бронзовые дубы справа. Нашему взору открываются бескрайние дали полей и лесов. Кажется, что темно-синяя вода реки медленно движется.

Природа у Тютчева не знает покоя, она насыщена звуками, красками. Дышит, радуется, плачет, грустит. Предлагаю вашему вниманию послушать голос осеннего леса - музыку.

Сами не зная того, мы следовали завету великого русского художника Исаака Левитана : « Нужна романтика. Мотив… Настроение нужно. Природа вечно дышит. Всегда поет и песнь ее художественна. Земля ведь рай, и жизнь – тайна, прекрасная тайна. Прославляйте жизнь. Художник – тот же поэт».

Чтение и художественный анализ стихотворения « Есть в осени первоначальной…».

Ваши впечатления об услышанном?

Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

Какие картины осени вы представили?

О какой поре осени рассказывает поэт?

Как осень изменила природу?

Что вы чувствуете при прочтении данного стихотворения ( радость, спокойствие, восторг, умиротворение, удивление, тревога, грусть…)?

Вы заметили, что поэт пишет о некоторых предметах, как о живых существах. Как называется этот прием? (олицетворение). Зачитайте, пожалуйста, эти строчки (день стоит, серп гулял, колос падал, лазурь льется).

А теперь предлагаю вам прочитать выразительно это стихотворение ( от группы по 1 человеку). Мы с вами помним, что стихотворение нужно читать напевно, не торопясь.

Пожалуйста, зачитайте наиболее понравившиеся вам строчки. Какие строчки можно написать к картинам?

Ребята, сегодня мы познакомились с избранными стихами непревзойденного мастера пейзажной лирики Федора Ивановича Тютчева. Поэт очень долго жил за границей, тосковав по родине. И всю свою любовь к родной земле он выразил в стихах. Их немного, около 400, но русские люди их любят, знают наизусть, потому что они передают их чувства. Тютчев – великий психолог, он учит нас любоваться красотой русской земли, просит не нарушать покой, радоваться лучам солнца, разноцветным листьям, первой травке, снегу и морозу. Поэт создал превосходные картины. Каждый стих хватает за сердце, это как внезапно набегающие порывы ветра. Их хочется слушать , читать, воспринимать. Природа живая, она живет, поет, мечется. В ней есть душа, свобода, любовь.

Обобщение материала: Добились ли мы поставленной цели? Сегодня мы учились читать и анализировать стихотворение. Выяснили, какие художественные средства использует автор для передачи своих чувств и эмоций.

А сейчас я хочу вам предложить попробовать себя в роли поэта. Давайте попробуем написать синквейн. (Инструкция)

Домашнее задание: Стихотворение «Есть в осени первоначальной…» наизусть, творческое задание: нарисовать иллюстрацию к стихотворению или написать сочинение- миниатюру «Какое впечатление произвело на меня стихотворения Ф.И. Тютчева.

Итог урока: Я благодарю вас за урок, за доброжелательное отношение друг к другу. Объявление отметок. Спасибо за урок









Плотникова С.С..zip
Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru