В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Орфография в рифмовках

Марина Печенкина Марина Печенкина
Тип материала: Педагогическая теория
Рейтинг: 1234  голосов:2    просмотров: 2198
Краткое описание
Цель: обобщить опыт работы по составлению и использованию на уроках русского языка так называемых рифмовок – дидактических упражнений в стихотворной форме.

Описание
МБОУ «Яринская средняя общеобразовательная школа»

Орфография в рифмовках

Печенкина Марина Витальевна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ «Яринская средняя общеобразовательная школа».

Д. Ярино, 2012

Пояснительная записка
Печенкина Марина Витальевна;
МБОУ «Яринская средняя общеобразовательная школа», учитель русского языка и литературы;
Орфография в рифмовках (форма работы)
Цель: обобщить опыт работы по составлению и использованию на уроках русского языка так называемых рифмовок – дидактических упражнений в стихотворной форме.
Русский язык является основным предметом в школе, знание которого необходимо для овладения основами других дисциплин.
Что же нужно сделать для того, чтобы пробудить у школьников интерес к изучению родного языка, научить грамотно писать, легко запоминать правила и уверенно их применять?
Чтобы вызвать у учащихся интерес к учебному процессу, а затем и поддерживать его в течение многих лет учебы, необходимо чаще в процесс урока вводить яркий и эмоциональный материал, разнообразить виды заданий, подходить к их решению творчески.
Дидактические упражнения в стихотворной форме – рифмовки — помогают учителю направить внимание детей на изучение орфографических явлений языка.
Рифмовки – это специально составленные стихотворные тексты, построенные по законам ритма и рифмы.[1].
Рифмовки коротки и непритязательны, придают упражнениям привлекательный для детей характер.
Эти уникальные находки по крупицам разбросаны в книгах, журналах, на уроках учителей — словесников. Как правило, это небольшие по объему книги или статьи в методических изданиях.
Многое из того, что я использую в практике, взято из опыта других учителей, проверено на собственном опыте. Постепенно у меня появилась целая коллекция рифмовок, которые помогают учащимся справиться с проблемами произношения, формообразования, правописания и т.д. Рифмовки в готовом виде можно использовать на уроках в различных классах, делиться с коллегами. Даже выпускники берут на вооружение такой дидактический материал для подготовки к ЕГЭ: задания по орфоэпии, морфологии часто вызывают у них затруднения. Постепенно у меня появилась целая коллекция рифмовок, которые помогают учащимся справиться с проблемами произношения, формообразования, правописания и т.д.
Стихотворение или рифмовка читаются сначала учителем, затем 2-3 раза хором детьми. После этого рифмовка записывается в тетрадь-подсказку, которая хранится в течение всех лет обучения в школе.
Все рифмовки записываются по разделам, которые изучаются в «Лингвистике».
В работе имеется подборка рифмовок по разделу «Орфография».
Если буква гласная вызвала сомнение,

Ты ее немедленно поставь под ударение. (орф.1)
Не чудесно, не прекрасно,
а ужасно и опасно
Букву Т писать напрасно.
Всем известно, как прелестно
Букву Т писать уместно.(орф.4)
Я в сочетание ЧУ-ЩУ

Всегда вставляю букву У,

Но исключения есть тут:

Жюри, брошюра, парашют.(орф.5)

Мощный каменщик зимой
Нянчил дочку в час ночной.
-Спи, дочурочка, усни,
Мягкий знак тут не пиши..(орф.9)
Перед корнем есть приставка,

Слитно пишется она.

А при помощи приставки

Образуются слова. (орф.10)

Живут на свете, людям помогаю,
Приставки из-, воз-, через-, без-,
Но если вдруг глухой согласный их встречает,
Мы букву З меняем лишь на С.(орф.11)
Гуси, гуси, га-га-г,

Перед Г пишите А(орф.12)

РАСТ- и РАЩ- навсегда
Подружились с буквой А.
Только ОТРАСЛЬ и РОСТОК
Делают все поперек. (орф.13)
Цыган цыкнул. Цыпленок на цыпочки.

Цыц! (орф.15)

Не достает до полки Света,
А там всегда лежат конфеты.
Недостает страничек в книжке-
Давал я зря ее братишке.(орф.21)
Что-то я соединяю

И к чему-то приближаю,

Рядом, близко я стою

И неполно делаю.(орф.29)


Всегда с трудом дается тема “Родительный падеж множественного числа существительного”. Попробуем и ее дать детям в стихах.
В русской сказке Колобок
По траве кататься мог
Без ботинок, без сапог,
Без носков и без чулок.

Дети легко запоминают правило и повторяют его по прошествии времени легко и просто.
Простота и легкость рифмовок-подсказок, их многократное включение в уроки и повторение в течение 3-4 лет учебы позволяют расширить словарный запас учащихся и диапазон их грамотного письма, воспитывая у них любовь к слову, языку, учебе.
Систематически проводя указанные выше виды работ, формирую у учеников орфографическую зоркость, грамотность, мышление, память. Данная система оправдывает себя, дает неплохие результаты; ошибок при написании слов стало значительно меньше, да и речь стала более грамотна, имеется достаточный словарный запас.
Работа над словом способствует развитию целого ряда мыслительных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия, учит делать выводы и обобщения, быть грамотными и образованными.
Список использованной литературы
1.Бетенькова Н.М. Орфография в рифмовках. М., Новая школа, 1996.
2. Я познаю мир: Дет.энцикл.: Русский язык/ Аве.-сост.В.В.Волина.
3. http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-1836

Пожаловаться 20 декабря 2012
Файлы

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru